Доклад на тему экслибрис

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан

Конкурс исследовательских работ в рамках Малой академии наук

школьников Республики Башкортостан

Тема научно–исследовательской работы

Чудесный мир экслибриса

Мартыновой Анастасии Ивановны,

учащейся 6 класса

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 7

муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

Иванова Айгуль Раисовна, учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 7

муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

г. Давлеканово - 2020 год

Глава 1. Экслибрис – произведение искусства.

1.2. История возникновения и развития экслибриса……………………….. 6

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Классификация и структура экслибрисов………………………………. 8

2.2. О чем рассказали экслибрисы? ……………………………………… .. 10

Как много в нашей жизни предметов, явлений, о существовании которых

В рамках исследования необходимо решить следующие задачи:

Изучить специальную литературу по истории появления и развития экслибрисов.

Рассмотреть различные виды экслибрисов с точки зрения тематического содержания и структуры.

Определить, какую роль играет экслибрис в мировой культуре и истории.

Используя изученный материал, определить личностный характер владельцев книжных знаков.

В работе нами были использованы следующие методы исследования:

соцопрос, изучение разнообразных источников информации, анализ полученных сведений из разных источников (книг, газет, журналов, сайтов Интернета), наблюдение, классификация, обработка и анализ информации по теме исследования.

Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня, к сожалению, постепенно теряется интерес к чтению. Экслибрис же является важным источником информации о книге как историческом памятнике, поэтому его изучение может способствовать повышению интереса к историко-культурному наследию народа. Необходимо отметить, что данная тема хотя и является достаточно изученной, однако выходит за рамки школьной общеобразовательной программы, следовательно, представляет определенный интерес для исследования. Личным вкладом в изучение избранной проблемы мы будем считать обработку и анализ информации по теме.

Объектом исследования являются специальная литература по теме,

толковые словари С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой, Д.Н. Ушакова.

Предметом исследования являются личные книжные знаки XIX–XX веков, опубликованные в Интернет-ресурсах.

Гипотеза: мы предположили, что, во-первых, экслибрис является важным источником, содержащим информацию об истории и культуре народа; во-вторых, мы считаем, что существует взаимосвязь между личностью владельца экслибриса и содержанием книжного знака.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: изученный нами научный материал по теме будет адаптирован для широкого круга читателей школьного возраста.

Практическая значимость .

Данная работа, проиллюстрированная презентацией, может быть использована на уроках МХК, русского языка, истории в качестве дополнительного материала по истории, литературе познавательного характера. Кроме того, результаты исследования были обсуждены на школьной научно-практической конференции, доработаны в соответствии с полученными замечаниями.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения, презентации.

Глава 1. Экслибрис – произведение искусства.

Определение понятия.

История возникновения и развития экслибриса.

Дело в том, что до изобретения книгопечатания рукописные книги представляли собой огромную ценность. Поэтому на заглавном листе или на внутренней стороне переплёта делались особые надписи. Они обычно начинались со слов ex libris (из книг), а затем следовали имя и фамилия лица или название библиотеки или монастыря, которые являлись владельцем данной книги. Позднее к надписям стали добавляться родовой герб и данные о хозяине библиотеки. Благодаря книгопечатанию экслибрис превратился в печатный или гравированный ярлык, наклеиваемый на форзац книги. Первые экслибрисы появились в Германии. Немецкие художники вводили в них сложные символы, которые раскрывали не только общественное положение, но и отличительные особенности человека. Это были элементы пейзажа, натюрморта, изображения птиц и животных, орнамент или даже афоризмы.

В России первые светские библиотеки книжные собрания появились при Петре I. Самый ранний из известных исследователям печатных книжных знаков принадлежит одному из сподвижников Петра князю Д. Голицыну. Знак для его библиотеки был создан примерно в 1705 году.

Со временем под технического прогресса внешний вид экслибриса сильно изменился. Например, в 19 веке книги стали более дешевыми, библиофильство (собирание книг) превратилось в любимое увлечение образованного человека. Поэтому и количество книжных знаков тоже увеличилось. Теперь экслибрис мог представлять большой лист - гравюру, а для книг делали его миниатюрную копию.

Нам показалось интересным, что в России в 20 веке появились экслибрисы – настоящие произведения искусства. Их создавали на заказ многие известные художники того времени: В. Васнецов, М. Врубель, Б. Кустодиев, И.Я. Билибин и др. Они старались показать в книжном знаке личность владельца книги и даже его судьбу, взгляды, убеждения, род деятельности.

Особый подъем собирания, изучения, пропаганды экслибрисов в России происходит в 1920-е годы, а в 1930-1940 гг. искусство экслибриса замирает. Тогда советские художники, боясь навлечь гнев власти, редко создавали книжные знаки. В экслибрисах советской эпохи отражались мечты о будущем, идеи индустриализации страны: художники украшали книжные знаки заводскими трубами, лесами новостроек, телеграфными столбами.

Таким образом, можно сделать вывод , что экслибрис сегодня – не просто книжный знак, это произведение искусства, уникальный источник изучения истории книги и библиотек, ценный материал для краеведения, который может много поведать об истории человечества.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Классификация и структура экслибриса.

Данную часть работы мы выполнили, изучая примеры экслибрисов, опубликованные в Интернете, в работах ученых, посвященных книжным знакам. Сегодня существуют различные классификаций экслибриса: по способу нанесения на книгу, по способу изготовления, по содержанию и др. Мы решили проанализировать имеющийся у нас материал и попытаться классифицировать его по способу нанесения и по содержанию. Сложность данного вида деятельности затруднялась тем, что у нас не было возможности исследовать экслибрисы в библиотеках или настоящих коллекциях: мы располагали только материалом, имеющимся в Интернете. Тем не менее, нами было рассмотрено 100 различных видов книжных знаков, которые мы и попытались классифицировать.

Результаты оказались следующими (приложение № 1):

Шрифтовой экслибрис занял первое место - 43 (43%). Причем, по мнению ученых, именно он являлся наиболее распространенным в течение долгого времени.

Рукописный экслибрис занял второе место - 39 (39 %). Мы предположили, что именно быстрота исполнения определила его популярность, так как он чаще всего являлся автографом в несколько строк. Кроме того, рукописный экслибрис имеет долгую историю, что тоже может стать причиной, по которой он занимает второе место.

Третье место занимают сюжетно-тематические экслибрисы – 8 (8 %)

Геральдические(гербовые) – 6 (6%).

На последнем месте вензелевые экслибрисы - 4 (4 %).

Последние три вида книжных знаков требовали, на наш взгляд, высокого художественного мастерства, определенного воображения, что и сделало их редкими.

Конечно, наша классификация является условной по ряду причин. Во-первых, мы имели дело с копиями книжных знаков (о чем сообщалось выше), а во-вторых, некоторые экслибрисы содержат элементы разных видов, что объясняет трудность и относительность статистических исследований в данной области. Обобщая многообразие книжных знаков, их можно сгруппировать в несколько видов.

Гербовый (геральдический) экслибрис.

Характерен для XVI-XVII веков, на нем изображали герб владельца. Создавался он по всем законам геральдического искусства. Основным его элементом традиционно является герб владельца. Примерами таких книжных знаков могут стать экслибрисы русского поэта 17 в. Кантемира, князя Дмитрия Голицына, фельдмаршала Якова Брюса (сподвижники Петра Первого), князя Михаила Романова, адмирала Ф.Г. Крузенштерна, Козьмы Пруткова (группа писателей 19 века).

Вензелевый экслибрис .

Создаётся с использованием заглавных букв имени и фамилии владельца. Монограммы выполняются в витиеватой сплетенной форме и часто выглядят как изящный декоративный элемент книги. Именно таков экслибрис библиотеки российской императрицы Александры Федоровны, жены Николая Первого.

Сюжетный экслибрис.

Это наиболее загадочный вид книжного знака, обрисовывает события из жизни владельца, его ремесло, увлечения, статус в обществе. Варианты изображений здесь могут быть самые различные. К этой группе экслибрисов мы отнесли старинный книжный знак российской императрицы Екатерины Великой и более современный – поэта-барда, музыканта и актёра Владимира Высоцкого.

Шрифтовой экслибрис.

Представляет собой своего рода ярлык с текстом в рамке, напечатанный типографским способом. Такие экслибрисы были у некоторых русских писателей и поэтов: Г.Р. Державина (17 в.), А.П.Чехова (конец 19 в) и даже у В.В.Маяковского (20 в.).

Посмотрев на работы известных художников – экслибрисов, мы выяснили, что структура экслибриса в зависимости от вида может быть следующей:

1. Фамилия, имя и отчество или наименование владельца.

2. Краткие сведения о владельце.

3. Герб или титул.

4. Аллегорические приметы его профессиональных интересов или же пристрастий.

5. Значение фамилии.

6. Библиотека, книжное собрание.

2.2. О чем рассказали экслибрисы?

Изучая экслибрисы, отобранные нами для иллюстрирования исследовательской работы, мы попытались сопоставить их содержание с особенностями личности владельцев (приложение № 2)

Например, Якова Брюса (1679 -1735г.г.) был е сподвижником Петра Первого, образованнейшим человеком - недаром в народе его прозвали чернокнижником и предсказателем. Сын выходца из Шотландии, он родился в Москве, состоял ученым секретарем Петра, получил звание фельдмаршала, был устроителем Навигационной школы в Москве и одним из создателей русской артиллерии. Библиотека его носила научный характер и часть ее (735 томов) была передана после его смерти в Академию наук. На гравированном книжном знаке Брюса изображен герб, пожалованный ему вместе с графским титулом в 1721 году, и орден Андрея Первозванного, цепью которого окружен щит. Этим орденом

Я. Брюс был награжден Петром в 1709 году после Полтавского боя. На гербе девиз "Fuimus" ("Будем"). Мы видим, что книжный знак Брюса включает все структурные элементы экслибриса, кроме значения его фамилии и библиотеки.

Не менее интересен экслибрис более позднего периода, принадлежавший Владимиру Высоцкому. Мы видим в центре гитару, театральные маски, что указывает на род деятельности хозяина книги, а порванные струны могут говорить и о душевном состоянии поэта, и об отношении власти к его творчеству.

Изучая шрифтовые экслибрисы, мы выяснили, что и эти простые ярлыки могут многое рассказать о владельцах. Например, о стремлении быть во всем твердым, точным, лаконичным. Кроме того, о скромности и простоте человека могут свидетельствовать книжные знаки, принадлежавшие М.Г. Державину, А.П.Чехову, В.В. Маяковскому. Они содержат только конкретную, важную информацию: имя владельца, название библиотеки, номер полки и т.д.

Нам встретились и забавные шрифтовые ярлыки, содержавшие советы читающим, просьбы вернуть книги вовремя и обращаться с ними аккуратно. Например:

Угодно так всегда судьбе:

Когда дашь для прочтенья книгу,

Иль изорвут ее тебе,

Или взамен получишь фигу.

Мудрец ученый и простак,

Здоровый и недужный -

Находит в ней отраду всяк,

Но для невежд – она пустяк

И только хлам ненужный .

Кроме того, некоторые шрифтовые экслибрисы включали в себя стихи, афоризмы, даже любовные признания. Мы думаем, их структура не может не быть связана с особенностями характера владельца экслибриса.

2.3. Экслибрисы сегодня.

Эти факты являются свидетельством того, что и сегодня искусство экслибриса интересно и художникам, и ученым, и коллекционерам.

Таким образом, можно сделать вывод, что экслибрис - это самостоятельное произведение искусства, и его содержание может указывать не только на эпоху, сословное происхождение, род деятельности, но и на личные качества владельца. Кроме того, экслибрис сегодня является объектом внимания как предмет исследования и коллекционирования.

Начиная исследование, мы выдвинули в качестве гипотезы следующие положения:

Экслибрис является важным источником, содержащим информацию об истории и культуре народа.

Существует взаимосвязь между личностью владельца экслибриса и содержанием книжного знака.

Результаты исследования.

Результаты практической части показывают, что наши предположения оказались верными и не идут вразрез с мнением таких исследователей книжных знаков, как профессор Тамбовского филиала Московского государственного университета Пирожков Г. П., чьи исследования нами были изучены и переданы в теоретической части работы. Кроме того, выполнена поставленная задача - классифицировать имеющиеся у нас образцы книжных знаков, определить их структуру. Работа по данной теме показала, что экслибрис тесно связан с историй человечества, его культурой, а также отражает личностные качества, профессиональные, творческие интересы владельцев библиотек. Кроме своей основной функции – владельческого знака – он является произведением искусства, что вызывает к нему внимание ученых, коллекционеров, деятелей культуры, просто книголюбов.

В целом, нужно отметить, что данная тема нами не исследована полностью. Так, интересным, на наш взгляд является изучение следующих вопросов:

Различные точки зрения исследователей на классификацию экслибрисов.

Техника исполнения книжных знаков. Это позволит привлечь к исследованию школьников, интересующихся изобразительным искусством.

Содержание экслибрисов, включающих афоризмы, стихотворения, несомненно, будет интересно тем, кто увлекается литературой.

Многие художники–эксибрисисты связывают свое творчество с именем А.С. Пушкина, что тоже представляет интерес для отдельного исследования.

Указанные выше вопросы определяют дальнейшие направления исследований по данной теме.

Экслибрис. Экслибрис Уильяма Хьюера, конец XVII века

Экслибрис наклеивают или отпечатывают со специальной матрицы на левый форзац (внутреннюю сторону книжного переплета). Наличие знака о принадлежности книги известному владельцу в большинстве случаев значительно повышает ее художественную ценность и стоимость при продаже.

Виды экслибрисов

Экслибрисы в наши дни представляют собой предмет детального изучения и коллекционирования. Специалисты оценивают общее количество книжных знаков в размере более одного миллиона уникальных экземпляров.

Экслибрис. Экслибрис монастыря Буксхайм, конец XV века

Экслибрисы классифицируют по следующим основным критериям:

  • Типу художественного изображения (гербовые, вензельные или сюжетные)
  • Стилю исполнения (в духе Ренессанса, барокко, рококо, символизма, романтизма, классицизма, модерна, абстракционизма).
  • Технике печати (ксилография, цинкография, литография, линогравюра, офорт).
  • Цветовому решению (моно- или полихромные).

Экслибрис. Альбрехт Дюрер. Экслибрис Лазаря Шпенглера, 1515

Гербовые экслибрисы представляют собой точную копию фамильного герба владельца. Этот тип книжных знаков является самым древним. Вензельные образцы изготовлены в виде замысловатых орнаментов, в которых можно различить инициалы владельца книги.

Экслибрис. Экслибрис сэра Патрика Баджа Мюррея Трейпланда, конец XVIII века

Сюжетные экслибрисы — наиболее обширная группа книжных знаков. Многие ценители этих предметов искусства подбирают свои коллекции по тематике изображений. Наиболее часто встречаются следующие художественные мотивы:

    ;
  • изображения кораблей;
  • растения и животные; , символы и инструменты из различных научных дисциплин; и мифологические существа;
  • драконы и обнаженная натура;
  • предметы и объекты из профессиональной деятельности владельца книги.

Экслибрис. Экслибрис лорда де Табли, конец XIX века

Большинство старинных экслибрисов являются монохромными. Разноцветные книжные знаки получили широкое распространение только в конце ХХ века, после изобретения множества удобных и доступных технологий цветной печати.

История экслибриса

История экслибриса насчитывает более пяти веков, но традиция украшения пергаментов особыми знаками, указывающими их принадлежность конкретному владельцу, существовала еще в Древнем Египте. Вплоть до эпохи Ренессанса книг было очень мало, поэтому художники вручную рисовали знаки на манускриптах и свитках по заказу богатых владельцев.

Экслибрис. Экслибрис Мартина Бреслауэра, конец XIX века

С изобретением книгопечатания в середине XV века в Германии и появлением инкунабул ситуация кардинально изменилась. Количество книг начало стремительно увеличиваться и возникла реальная необходимость обозначения на них принадлежность определенному владельцу.

Экслибрис. Экслибрис библиотеки Генерального Штаба Армии Российской Империи, начало ХХ века

В среде наиболее обеспеченных людей того времени получила распространение практика украшения книг роскошными оправами. На них золотом делали оттиски гербов, вензелей, монограмм, эмблем или девизов. Такие книжные знаки в наши дни принято называть суперэкслибрисами.

Экслибрис. Образец суперэкслибриса на обложке немецкой книги, XVIII век

Экслибрис. Экслибрис Луи Джона Рида в стиле ар-нуво, начало ХХ века

До конца XVI века экслибрисы пользовались спросом в основном на территории Священной Римской Империи. Многие известные граверы той эпохи занимались их изготовлением. Среди них были и всемирно известные немецкие художники:

    (Albrecht Dürer); (Lucas Cranach der Ältere); (Hans Holbein der Jüngere).

Экслибрис. Экслибрис профессора Павлова, начало ХХ века

С началом XVII века мода на экслибрисы постепенно распространилась на другие страны Европы: Францию, Италию, Англию, Испанию. В каждом регионе постепенно сложилась собственная оригинальная школа печатных книжных знаков с отличительными особенностями. В России экслибрисы обрели популярность в начале XIX века в среде интеллектуального дворянства.

Экслибрис. Экслибрис Ричарда Шустера, начало ХХ века

Экслибрис. Экслибрис сэра Джона Форреста, начало ХХ века

Уже к началу ХХ века общества коллекционеров экслибрисов были созданы в Англии, Германии, Франции и США. В 1903 году Британский музей опубликовал первый каталог, в который вошло более 35 000 уникальных книжных знаков.

Экслибрис. Экслибрис Эдварда Пенфилда, начало ХХ века

Экслибрис. Экслибрис Марко Фрагонара, конец ХХ века

На портале Very Important Lot любой желающий имеет возможность принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести шедевры антиквариата и редкие экслибрисы. Здесь же можно недорого купить картины талантливых современных художников.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ЭКСЛИБРИС. Презентация на заданную тему содержит 21 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ЭКСЛИБРИС - небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлежность книги определенному лицу или библиотеке. ЭКСЛИБРИС - небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлежность книги определенному лицу или библиотеке.

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца.

Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. Наиболее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиотеки. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. Наиболее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиотеки.

Автором одного из первых экслибрисов был великий художник Альбрехт Дюрер. Наиболее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиотеки. Автором одного из первых экслибрисов был великий художник Альбрехт Дюрер. Наиболее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиотеки.

Все экслибрисы являются памятниками своего времени. Они позволяет проследить судьбу частных библиотек, выяснить их состав и место в культуре страны. Все экслибрисы являются памятниками своего времени. Они позволяет проследить судьбу частных библиотек, выяснить их состав и место в культуре страны.

Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века. Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века. Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы.

Начало этому положили сподвижники Петра I Д.М. Голицын, Я.В. Брюс и другие. Начало этому положили сподвижники Петра I Д.М. Голицын, Я.В. Брюс и другие.

Над созданием экслибрисов трудились знаменитые русские художники: А, Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, М. Добужинский, М. Врубель, В. Васнецов, В. Фаворский. Над созданием экслибрисов трудились знаменитые русские художники: А, Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, М. Добужинский, М. Врубель, В. Васнецов, В. Фаворский.

Кряжевских Светлана Викторовна

Актуальность данной работы, определяется интересом к данному явлению, так как имеет эстетическое и воспитательное значение в интеграции образовательного процесса и искусства, вызывает положительные эмоции у читателей, повышая качество и привлекательность читательских услуг. Большая часть литературы по книжному знаку издавалась в России небольшими тиражами. В настоящее время старые издания стали библиографической редкостью и не всегда имеются даже в крупных библиотеках, поэтому понятен интерес многих коллекционеров экслибриса к библиографии о нем.

ВложениеРазмер
proekt_petrova_k.docx 44.19 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа по искусству

Петрова Ксения Ильинична

Руководитель: учитель русского языка

Кряжевских Светлана Викторовна

I глава. Из истории экслибриса……………………………………………………..4-7

1.1 Где зародился экслибрис ………………………………………………………….4

1.2 Германские художники – экслибристы………………………………………….5

1.3 История возникновения экслибриса в России………………………………. 6-7

1.4 Трансформация экслибриса……………………………………………………….7

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..10

Актуальность данной работы, определяется интересом к данному явлению, так как имеет эстетическое и воспитательное значение в интеграции образовательного процесса и искусства, вызывает положительные эмоции у читателей, повышая качество и привлекательность читательских услуг. Большая часть литературы по книжному знаку издавалась в России небольшими тиражами. В настоящее время старые издания стали библиографической редкостью и не всегда имеются даже в крупных библиотеках, поэтому понятен интерес многих коллекционеров экслибриса к библиографии о нем.

Я решила предположить, что нашей школьной библиотеке так же необходимо наличие своего книжного знака.

Целью моей работы является создание экслибриса для школьной библиотеки.

-изучить историю возникновения и развития экслибриса, дать определение этому понятию;

-оценить вклад моего экслибриса для всего общества нашей школы.

Объектом исследования являются словари С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой, Д.Н. Ушакова (символы, знаки, логотипы), специальная литература.

Субъектом моей работы является экслибрис для библиотеки нашей школы.

Методы исследования: для решения поставленных задач используются наблюдение и описание. Сбор материала проводился посредством методов анализа и сравнения.

I глава. Из истории экслибриса

1.1 Где зародился экслибрис

До сих пор единого мнения о том, что такое экслибрис нет. “Экслибрис – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплёта; обычно на нём обозначено имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки” вот то определение, которое можно найти в любом книговедческом словаре, но так ли все просто? Так ли быстро и внезапно возник экслибрис? И как маленькая картинка превратилась в большое искусство? Кто помог экслибрису стать достойным другим видам гравюры, кто усовершенствовал его, делал новые открытия и достижения? Ведь на это всё ушла не одна сотня лет. Чтобы разобраться подробнее, нужно обратиться к истории, и не только старой, но и поздней, так как особо заметные перемены экслибрис претерпел в конце XIX-XX веках.

Термин экслибрис в культуре понятие одновременно старое и новое. Экслибрис зарождается в 15 веке и претерпевает большие изменения, дойдя до современности. Для более точного определения это понятия я обратилась к толковым словарям С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой, Д.Н. Ушакова.

Слово Экслибрис в словаре С.И Ожегова : ЭКСЛИБРИС - на книге: художественно выполненный ярлычок с обозначением владельца или знак, виньетка с таким обозначением. [5] Слово Экслибрис в словаре Ефремовой толкуется как - художественно оформленный книжный знак – ярлычок, виньетка с именем владельца книги или с каким-л. символическим рисунком, наклеиваемый на внутреннюю сторону переплета или обложки книги. [1]

Толковый словарь Д.Н. Ушакова дает следующее определение слову: ЭКСЛИ́БРИС - ярлык (обычно художественно исполненный) с именем владельца книги, наклеиваемый на внутренней стороне ее переплета или обложки. [6] Как видим, в данных словарных статьях экслибрис рассматривается в первую очередь, как ярлык с именем владельца.

Впервые появляется "книжный сторож" в Германии в середине 15 века почти одновременно с книгопечатанием. Он представлял собой печатный лист с именем владельца и каким-либо изображением. Появление экслибриса возникает с усилением общеевропейских связей в немецкой культуре 15 века, проникновением идей итальянского Ренессанса. Изобретение И. Гуттенбергером около 1445 года техники книгопечатания способствовало популярности и распространению книг, поэтому появление экслибриса, как охранного документа на книгу было исторически обусловлено.

Особую роль в предыстории книжного знака сыграла средневековая книга. Предшественниками экслибриса были владельческие и вкладные (дарственные монастыри или церкви) надписи на рукописных книгах — так называемых проэкслибрисы.

В Германии с древних времен существовал обычай помечать ценные вещи знаком о принадлежности их определенному лицу. Этот обычай признавался и судом. Лицо, у которого находился какой-либо предмет, помеченный знаком другого, считалось его похитителем. Книги представляли в те времена значительную ценность, и владелец библиотеки, отмечая их своим знаком, тем самым оберегал свою собственность. Так возник обычай снабжать книгу своим экслибрисом.

Первыми обладателями книг в Германии были духовные лица или монастыри, и на книжных знаках обозначались соответствующие атрибуты: посох, ключ или гербы, на которых шлем заменялся митрой; иногда также изображались фигуры святых.

Большого расцвета немецкий книжный знак достиг в XVI веке. Нам известно, что над экслибрисами работали Альбрехт Дюрер, Лука Кранах, Ганс Гольбейн и другие.

1.2 Германские художники – экслибристы

Альбрехт Дюрер - немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Он признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства..

Из работ других художников эпохи Северного Возрождения сохранилось несколько экслибрисов Луки Кранаха (на одном из них изображена мощная фигура апостола Петра) и два-три книжных знака Ганса Гольбейна-Младшего.

Расширение книгопечатания в XVI веке подтверждает тот знаменитый факт, что немецкие художники вводили в свои композиции сложные символы, пространные аллегории, которые, разумеется, в духе и характере эпохи, раскрывали не только иерархические, но и отличительные особенности человека, чистая геральдика перестала удовлетворять художников.

В XVI и XVII веках экслибрисы носили в основном геральдический характер, но нередко появлялись и книжные знаки, украшенные портретами собственников библиотек, и с изображением монастырей и замков. Немецкий экслибрис того времени отличался тяжеловесным стилем и сложностью рисунка. Но в XVIII веке торжественный стиль барокко сменил легкий стиль рококо. В конце века наступил упадок экслибриса. Только во второй половине XIX века возродился интерес к геральдическим книжным знакам, чему способствовали прекрасные художники Г. Гильденбрандт и О. Хуп.[9]

В 1895 году появилось издание с сорока двумя экслибрисами художника Я. Затлера с разнообразными сюжетами, во многом способствовавшее популярности книжного знака среди широких слоев интеллигенции.

Последователями Затлера в XX веке стали многие первоклассные художники, работавшие в различной технике: в гравюре на дереве, на меди, на стали, на линолеуме, в офорте, такие, как Э. Деплер, М. Клингер, О. Грейнер, А. Кольба, Вилли Гейгер и другие. Более чем по триста экслибрисов выполнили А. Рейде и Ф. Байрос. Издавались многочисленные альбомы с их экслибрисами, ставшие популярными среди любителей графики малых форм. Книжный знак получил в Германии большое распространение. Нет почти ни одной темы, доступной графике, которая не была бы использована для немецкого экслибриса.

Развитие экслибриса в Германии в 20 веке во многом определялось деятельностью Немецкого общества, стремившегося распространить искусство книжного знака, способствовать укреплению международных контактов.

В последние годы среди художников, работающих над книжными знаками, в Германии пользуются известностью: Вермер Клемке, К. Дитце, Г. Ильгенфриц, Херберт Отт, Р. Преуссе, И. Наха и Ганс Шульце[9]

1.3 История возникновения экслибриса в России

В России экслибрисы появились в начале XVIII века – наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был супер экслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.

В следующем, XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий. Владельцами значительных библиотек становились писатели, ученые и просто просвещенные люди, что способствовало массовому распространению экслибриса. Но это также приводило и к тому, что из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля экслибрис зачастую превращался, в том числе и в простой ярлык, выполненный типографским набором. Он служил лишь для указания фамилии владельца и обозначения постоянного места книги – номера полки и номера книжного шкафа.

Но в ХХ веке, который породил изящную (и, что важно, целостную как произведение искусства) книгу, произошел настоящий ренессанс экслибриса. Экслибрис превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства. И во многом благодаря тому обстоятельству, что к этому жанру в России обращались Георгий Нарбут, Иван Билибин, Елена Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века.[3]

Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл – он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась эпоха коллекционирования экслибрисов. Это вид собирательства получил название экслибристики.

В конце XIX века некоторые ученые, библиофилы, библиографы и антиквары начали коллекционировать книжный знак. Экслибрисы помогали одним собирателям восстанавливать старые, иногда исчезнувшие библиотеки и проследить за переходом их к новым владельцам. Другие же, видя в книжных знаках миниатюрные произведения художественной графики, изучали по ним творчество отдельных художников.

Один из известных московских собирателей того времени - библиофил Алексей Петрович Бахрушин, передавший в 1905 году свои книги и художественное собрание редкостей, стоимостью в сто сорок тысяч рублей, Историческому музею в Москве. В его коллекции экслибрисов было 472 экземпляра, из них 108 гербовых.

1920-е годы в России явились периодом расцвета гравюры на дереве. Тогда же значительно расширилась тематика экслибрисов. В этот период книжный знак поднялся до философского обобщения и глубокого проникновения в сущность личности владельца книги. Этот поистине золотой век отечественного экслибриса неразрывно связан с именами Владимира Фаворского, Николая Пискарева, Алексея Кравченко, Николая Купреянова и других замечательных художников-графиков той эпохи.[3]

Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране. И несмотря на значительные ограничения творчества, связанные с узкими идеологическими рамками того времени, искусство экслибриса поднялось на новую ступень. Книги стали издаваться громадными тиражами. Для их оформления были привлечены многие талантливые графики, которые охотно выполняли и заказы на экслибрисы. Развивается и коллекционирование экслибриса. В Москве и Ленинграде организовались общества коллекционеров книжного знака.

Сейчас, в начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку. Неудивительно, так как в настоящее время все больше людей интересуются своими корнями, восстанавливают разрушенные родовые цепочки, создают собственные геральдические знаки, которые можно передать своим детям.

1.4 Трансформация экслибриса.

Современное изучение и сбор экслибрисов начались около 1860 года. Часто им уделяется большой интерес, даже больший, чем книге, в которой они содержатся. Они имеют историческую ценность как образцы искусства конкретного временного периода, но так же могут иметь "персональную историю", если они принадлежали известным людям.

Сегодня, в XXI веке, интерес к экслибрису становится все сильнее. Связано это, прежде всего, с тем, что все больше наших современников стремятся иметь личный, собственный книжный знак, передающийся по наследству.

Очень часто элементы оформления книги XVI-XVII веков напоминает ювелирные изделия. Ведь художник - гравёр того времени почти всегда начинал свой путь как ювелир. Изумительные миниатюры французского гравёра Этьена Делона похожи на драгоценные ювелирные гирлянды, и эта драгоценность долго сохранялась в книжном знаке.

В середине XVIII века экслибрис приобретает характер небольшой рокайльной виньетки, похожие на концовку сборника элегических стихов. Иногда на нём изображалась урна или могильный камень с факсимиле владельца книги на фоне романтического пейзажа. Кромки знака как бы растворены в бумаге. Появляются на экслибрисе и всевозможные эмблемы, аллегории и символы.

В настоящее время старые издания стали библиографической редкостью и не всегда имеются даже в крупных библиотеках, поэтому понятен интерес многих коллекционеров экслибриса к библиографии о нем.

Читайте также: