Физкультурный праздник в доу доклад
Обновлено: 02.07.2024
Физкультурный праздник чаще всего дети младшего возраста приглашаются к более старшим, однако он может устаиваться и для воспитанников 2- ой младшей группы.
Необходимо в начале года спланировать физкультурный праздник, наметить его тематику. Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона года и конкретных условий, в которых проводится. В зимнее время необходимо использовать упражнения, характерные для зимних условий – катание на санках, игры на снегу, в летнее время возможно включение упражнений, требующих большого пространства – игры с бегом, прыжками, метанием, упражнения в равновесии в разных условиях.
Задачи физкультурного праздника - привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных действиях, обогатить их яркими впечатлениями, доставить радость от ощущения свободы и красоты движений в играх, забавах, танцах и хороводах.
Физкультурный праздник, как правило, воспитанники средних групп привлекаются к участию в праздниках, организуемых для старших дошкольников.
Однако не меньше 2 раз в год – зимой и летом – организуются для этих детей самостоятельные физкультурные праздники. Длятся они в пределах 50 минут.
Физкультурный праздник проводится 2 – 3 раза в год. Длительность составляет 60 минут. Целью праздника в старшем дошкольном возрасте является активное участие всего коллектива группы, посредствам чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявить физические качества в необходимых условиях.
В программу праздника включаются физические упражнения, игры с элементами спорта, подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. На праздниках к детям приглашаются школьники, спортсмены, активными его участниками являются родители.
Содержание праздника разнообразят спортивные танцы детей. Спортивный танец разучивается с группой детей, проявивших себя в гимнастике и акробатике. Продолжительность его 3 минуты. Основное содержание составляют упражнения комплекса ритмической гимнастики и элементов акробатики. Танец усложняется в этой группе выступлением наиболее одаренных детей в виде соло, дуэта, трио на фоне танцевальных действий остальных участников танца.
Проведение праздников возможно в разные сезоны года. С учетом этого они могут проводить в разнообразных природных условиях местности (в парке, в лесу, на лугу, берегу реки). Своеобразно содержание физкультурного праздника на воде – в бассейне, на берегу реки. В ходе его дети показывают свои умения в выполнении подготовленных к плаванию упражнений (скольжение), плавание с поддерживающими предметами и без них. При этом широко включаются разнообразные игры, аттракционы в воде и у воды.
При разработке сценария физкультурного праздника нужно придерживаться определенного порядка расположения материала:
- открытие праздника, парад участников;
- поздравительные выступления групп, команд, сводные гимнастические упражнения;
- массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих людей в играх – аттракционах;
- окончание праздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника.
Широкое использование музыкальных произведений делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребёнка.
4 Дни здоровья, каникулы
Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух.
На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада.
Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаются простейшие туристский походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное, необычное оформление территории детского сада, групповых участков способствует подъему настроения, повышению активности детей в играх.
Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.
В дни каникул создаются оптимальные условия для ежедневной, самостоятельной двигательной и художественной деятельности детей, проводятся пешие походы, другие физкультурные мероприятия.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Физкультурно-спортивный праздник, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды физических упражнений (гимнастика, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения) преимущественно на открытом воздухе в сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов.
При подготовке и проведении физкультурно-спортивных праздников дети получают возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.
Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности. Подвижные игры, составляющие основное содержание любого физкультурно-спортивного праздника, в большей степени, чем другие формы организации двигательной деятельности, адекватны потребностям ребенка в движении и способствуют его гармоническому физическому развитию, воспитанию ловкости, быстроты, координации движений, важнейших морально-волевых и дружеских качеств.
Анализ научно-методической литературы и опыт организации физкультурно-спортивных праздников с дошкольниками, в том числе собственный, позволяют сформулировать основные подходы к их классификации.
В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, определяют методы и приемы работы.
По доминирующей задаче мы считаем целесообразным выделить следующие праздники.
Позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные праздники-развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов и т.п.
Воспитывать интерес к народным традициям. Эти фольклорные по тематике и содержанию праздники проводятся в соответствии с христианским календарем (Рождество, Масленица, Сороки, Троица). Они составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря.
Формировать познавательную активность. Цель - расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т.д. В такие праздники включаются соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения и т.п.): викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок и т.п. Знания и умения детей проверяются при решении социально значимых проблемных задач: как спасти Землю от экологической катастрофы; как наладить контакт с внеземными цивилизациями; как освоить правила безопасной жизнедеятельности. Путешествуя из эпохи в эпоху, по разным континентам, дети получают элементарные представления в области географии, истории, естествознания и других наук.
Воспитывать нравственные качества. Такие праздники особенно значимы для разновозрастных и разнополых коллективов, в которых создаются благоприятные условия для формирования дружеских взаимоотношений между детьми и гуманного отношения ко всему живому. Игровая деятельность, направленная на формирование готовности и умений прийти друг другу на помощь или выручить из опасной ситуации, является непременным компонентом содержания этих праздников. Как правило, их сюжет развивается в двух направлениях: с одной стороны, все дети объединяются одной целью (помочь попавшему в беду герою-персонажу, вступив в противоборство с силами зла); с другой - дети делятся обычно на две и более команд (моряки-путешественники и аборигены, земляне и пришельцы, люди, животные и птицы) и включаются в совместную борьбу с общими врагами (зло, страхи, жестокость, зависть).
По двигательному содержанию праздники делятся следующим образом.
Комбинированный. Строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений. Его преимуществом является возможность привлечения детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах.
На основе спортивных игр (проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т.д.). Такой праздник можно организовать в том случае, если дети достаточно хорошо владеют техникой игры и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные выступления девочек и игры для болельщиков. Если уровень двигательной подготовленности детей недостаточно высок, то праздник может принять форму соревнований между командами на скорость и качество выполнения отдельных элементов спортивных игр (вести мяч и забросить его в корзину; дольше продержать теннисный мяч на ракетке; забить волан ракеткой в круг и т.п.). Можно также включить в праздник игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований.
На основе спортивных упражнений. Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах, самокатах летом). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида (например, плавание).
На основе подвижных игр, аттракционов, забав. Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.
Интегрированные. В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и т.п.
По методам проведения праздников выделяются следующие их разновидности.
• Игровые (проводятся с детьми всех возрастов).
• Соревновательные (проводятся с детьми 5-7 лет). Участники двух и более команд соревнуются между собой, или все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем.
• Сюжетные. Выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей.
• Творческие. Их цель - формирование творческой активности, умения самостоятельно принимать решения, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поисковые вопросы, метод групповой дискуссии и т.п.). Проведение таких праздников требует от взрослого высокого профессионализма, так как неожиданные для него решения детей могут изменить ход сценария. Поэтому в сценарий закладывают разные варианты выхода из предлагаемой ситуации, чтобы дети почувствовали себя ответственными за ход и результаты своих действий.
Примечание. Классификация праздников в соответствии с методом достаточно условна: в любом из них используется широкий арсенал методов и приемов обучения и воспитания детей. Поэтому речь идет о преимущественном использовании какого-либо метода.
По месту проведения праздники делятся так
• на спортивной площадке или стадионе;
• в природных условиях (в лесу, у водоема, в парке);
• в спортивном зале;
По составу детей целесообразней всего праздники классифицировать следующим образом.
• Участниками праздника могут быть дети от 4 до 7лет и взрослые. Он, как правило, строится на подвижных играх, аттракционах и забавах, в которых (поочередно или небольшими одновозрастными группами) участвуют все дети, а в массовых играх, хороводах и танцах одновременно принимают участие все желающие.
• Праздник может быть организован на основе объединения детей одного возраста или близких по возрасту. Если он строится на играх с элементами соревнования или спортивных играх, то участниками являются дети 6-7 лет. Если это праздник-развлечение, в котором преобладают сюжетные игры и музыкальные сюрпризы, участниками могут стать дети 4-5 лет.
• Праздник можно провести как веселое соревнование, в котором участвуют родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Определяются общие и отдельные игровые задания и массовые шуточные эстафеты, в которые включаются дети 2-3 лет (задание — проползти между ног своих братьев и сестер) и бабушки (задание -как можно быстрее одеть своего внука).
Классификация праздников по характеру используемого оборудования, инвентаря, пособий весьма условна: если оснащенность детского сада физкультурным, спортивным и игровым инвентарем недостаточна, это не повод, чтобы лишать детей праздника - указанному оборудованию можно найти адекватную замену.
• С применением спортивного, физкультурного и туристического инвентаря.
• С использованием природного материала (осенние листья, цветы, постройки из снега, льдинки, снежки, шишки, камушки, пеньки, бревна и т.п. - в зависимости от сезона и природного окружения).
• С использованием самодельного или приспособленного инвентаря. В ход могут пойти автопокрышки разного размера (из них можно сконструировать самые разные снаряды), лестница, бельевая веревка, предметы быта, детская мебель (стулья, табуреты), даже пластиковые бутылки, наполненные песком, и т.п.
• С сюжетными игрушками и игровыми пособиями для детей младшего возраста (куклы, зверюшки, машины, игрушки-каталки, строительный материал).
Классификация праздников в зависимости от сезона традиционна. (Это четыре сезонных праздника.)
Методика организации любого праздника - достаточно сложный процесс, включающий этапы подготовки, проведения и подведения итогов.
Подготовка к празднику - это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.п. Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре или воспитатель. Весьма ощутимую помощь способны оказать старшие братья и сестры, родители. Организаторы праздника определяют его вид в зависимости от сезона, возраста участвующих, наличия инвентаря, интересов детей.
Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 45-50 минут для детей 4-5 лет; 60-90 минут для детей 6-7 лет. Если в празднике участвуют дети разного возраста и взрослые, то длительность участия детей определяется их психическими и физическими возможностями. Однако в любом случае праздник не должен длиться более 2 часов, иначе наступает утомление, снижающее интерес к происходящему.
При составлении плана-сценария праздника необходимо
• обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
• предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
• чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);
• предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
• сочетать знакомые детям и вызывающие у них положительное эмоциональное состояние игры, задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Наиболее интересной частью подготовительного этапа является изготовление атрибутов, плакатов, декораций, эмблем и призов для участников, пригласительных билетов для болельщиков и родственников. Такая работа вполне по силам старшим дошкольникам под руководством взрослого. Заметим, что необязательно приобретать дорогостоящие призы: ребенку важны не стоимость, а любовь и внимание, которые ему оказаны. Поэтому взрослые должны прежде всего знать индивидуальные особенности каждого участника, чтобы приз стал для него действительно ценным.
Для массовых праздников можно сделать простые, но симпатичные сувениры (воздушный шарик, яблоко, шоколадная медалька и т.п.). Самое главное, каждый ребенок должен быть награжден независимо от места, которое он занял.
Особое внимание нужно уделить подбору музыки и подготовке средств ее трансляции. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания. Следует продумать музыкальное сопровождение физических упражнений (парад, комплекс ритмической или утренней гимнастики) и музыкальные заставки, фоновую музыку для аттракционов, сюрпризных моментов, награждения и т.д.
Сценарии праздников обычно предусматривают выступления детей, читающих стихи, исполняющих песни, фокусы. Естественно, здесь без подготовки не обойтись. Однако следует отказаться от репетиций, муштры и натаскивающих тренировок! Помните, что праздник организуется для детей, а не зрителей и гостей. Поэтому на нем уместны экспромт, живое, непринужденное общение, а не проработанный и заученный по сценарию диалог с заранее выученными ответами детей. Абсолютно неприемлемы репетиции сюрпризных моментов в присутствии участников праздника. Отсутствие таинства, чуда, рассчитанных на удивление, озарение, восторг, делает праздник скучным мероприятием с заранее известным концом.
Проведение праздника необходимо поручить ведущему, обладающему личностными и профессиональными качествами педагога-организатора. Опыт подсказывает: на 80% успех праздника зависит от подготовки и способностей ведущего. Он должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Желательно, чтобы ведущий был спортивным и мог сам в случае необходимости выполнить то или иное упражнение.
В назначенный для проведения праздника день с утра уже должна быть создана атмосфера ожидания всеобщего веселья. Каждый ребенок (или группа детей) вместе с воспитателем или его помощником отвечает за конкретную часть подготовительной работы: кто-то разносит пригласительные билеты, кто-то расставляет скамейки, развешивает праздничные гирлянды, шары, устанавливает табло. Профессионализм организаторов заключается и в том, чтобы вовлечь в процесс подготовки праздника всех, не пресекать инициативу детей, а предоставить им возможность ощутить себя полноправными хозяевами мероприятия.
Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части.
Первая - вводная -часть может быть организована в форме парада участников с подъемом флага, зажиганием олимпийского факела. Хорошей традицией может стать массовая пробежка по территории детского сада всех участников и болельщиков, включая взрослых; неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые приглашают всех принять участие в массовых играх, аттракционах и потехах. Зимой праздник можно начать с движения длинного санного поезда или тройки лошадей. Иным может быть начало праздников-игр в спасателей, путешественников, космонавтов: сигнал тревоги, который призывает всех сильных и смелых принять участие в спасении пострадавших от наводнения (от пожара, землетрясения и пр.) зверей. Вариантов много.
Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников из числа воспитателей или ребят-школьников, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки.
На празднике с ярко выраженной соревновательной направленностью важно своевременно оценивать выступление отдельных участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти человек и на видном месте размещается табло. Оно может быть традиционным или необычным (например, баскетбольные корзины, в которые забрасывают мячи - один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Другим вариантом подведения итогов может быть выстраивание башни из строительного материала: чья башня выше, тот и победил и т.п.
Подводить итоги необходимо и по ходу, и в конце праздника. После каждой игры-эстафеты, соревнования ведущий может сам подвести итог и оценить физические и морально-волевые качества команд в целом и отдельных игроков. Предоставить слово жюри разумнее после двух-трех конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.
Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание и время включения в ход праздника зависят от возраста участников и вида праздника. Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданное появление сказочных персонажей (взрослые или старшие дети) и разыгрывание коротенького представления. Персонажи могут пригласить детей поиграть с ними, вместе разрешить проблему, с которой они столкнулись, научить их заниматься физкультурой. В любом случае представление должно быть зрелищным и веселым и сопровождаться музыкой, необычными звуками (так, свист извещает о появлении Соловья-разбойника, цоканье копыт - тройки). Если праздник проводится в помещении, можно применить световые эффекты (внезапное отключение света, освещение места появления героя фонарями и т.п.).
Н. БОЧАРОВА, кандидат педагогических наук, доцент, Орловский государственный университет
Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 46-51.
Доводилось ли вам слышать такую забавную песенку?
В каждом маленьком ребенке –
И в мальчишке, и в девчонке –
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.
Должен он скакать и прыгать,
Все хватать, руками дрыгать.
А иначе он взорвется неизвестно от чего.
Несмотря на то, что эта песенка шуточная, она довольно точно отражает одну важную психофизическую особенность детей: их повышенную жизненную активность, стремление к постоянному пребыванию в движении. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, своеобразное и непринужденное взаимопонимание.
Глава 1. Физкультурный праздник – одна из форм активного отдыха детей и взрослых
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых и шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Такая работа с детьми ценна и тем, что создает условия для эмоционально психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает настрой к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
Праздник - это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Это делает праздник незаменимым средством профилактики, и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настройка на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу.
Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.
Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, педагогов и родителей единством цели и общими задачами.
Анализ научно-методической литературы и опыт организации физкультурно-спортивных праздников позволяют сформулировать основные подходы к их классификации.
В ходе любого праздника осуществляется решение целого ряда задач, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, приемы и методы работы.
Доминирующие задачи в празднике могут быть следующие:
По двигательному содержанию праздники и спортивные досуги делятся следующим образом:
Комбинированные
Строятся на основе сочетания разных видов упражнений: гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений. Их преимуществом является возможность привлечь детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в спортивных играх и забавах.
На основе спортивных игр
Проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, лыжным гонкам.
На основе спортивных упражнений
Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (ходьба на лыжах, катание на санках, катание на велосипеде и т. д.). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида.
На основе подвижных игр, аттракционов, забав
Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специального оборудованной площадки. К участию в нем можно привлекать детей всех возрастов и взрослых.
Интегрированные
В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и многое другое.
Методика организации любого праздника (или досуга) достаточно сложный процесс. При составлении плана-сценария необходимо:
- обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузок;
- предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
- чередовать массовые и индивидуальные задания;
- сочетать знакомые детям задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Особое внимание нужно уделить музыке и подготовке средств ее трансляции. Следует продумать музыкальное сопровождение физических упражнений и музыкальные заставки, фоновую музыку для аттракционов, сюрпризных моментов и т. д.
Если спортивный досуг может проводить как воспитатель, так и инструктор по физическому воспитанию, то проведение праздника необходимо поручить ведущему, обладающему профессиональными качествами педагога-организатора. Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки.
Жюри выбирается заранее из 3 - 5 человек. Необходимо продумать, как жюри будет озвучивать результаты.
Это может происходить по-разному:
1-й вариант. После каждого соревнования один член жюри объявляет результат и обоснование поставленного балла.
2-й вариант. После всех соревнований один член жюри объявляет результаты по каждому виду и затем подводит общий итог.
3-й вариант. На видном месте вывешивается табло, на котором обозначаются результаты после каждого этапа. Табло может быть как традиционным, так и необычным (например, корзины, в которые забрасываются мячи - один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Или можно выстраивать башню из строительного материала: чья башня выше, тот и победил.
Если физкультурные досуги и развлечения проводятся один раз в месяц, то физкультурные праздники должны проводиться, начиная со средней группы, не менее двух раз в год. Их продолжительность зависит от заранее определенной тематики, интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития детей. В средней группе детского сада продолжительность праздника составляет 45 минут, в старшей и подготовительной группах – до одного часа. Физкультурный праздник проводится в спортивном зале или на воздухе в любое время года.
Зимние праздники
Зимние праздники требуют особой подготовки. Зимой праздник проводится в ясный день без обильного снегопада при температуре не больше 10 – 12 градусов мороза.
При проведении спортивного праздника особые впечатления у детей оставляет еще и непосредственно период подготовки к нему. Тогда все события, направленные на большую совместную цель, приносят огромное эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяя целенаправленные усилия детей и взрослых. А сам праздник надолго остается в памяти детей как яркое событие, повлекшие радостные переживания.
Но в силах взрослых создать максимально удобные условия, для того чтобы дети могли иметь возможность восполнять недостаточную двигательную активность в холодный календарный период. Поэтому все поощрения оживленных; физических действий детей на улице приобретают особенную ценность. Одним из способов создания для дошкольников подобных обстоятельств является проведение для них специальных праздников. Сочетание нужных физических упражнений с воздействием свежего воздуха станет высоко результативным средством закаливания детей, при этом у них потребность в спортивных достижениях.
Дети всегда с интересом наблюдают за подготовкой к празднику. Но и воспитатели привлекают детей к посильной помощи. Так, в зимнее время дети могут помочь в разметке участка на секторы для разных видов соревнований, расчистке катка, прокладывании лыжни, создании снежной горки, крепости и лабиринта. Кроме того, дети охотно принимают участие в процессе подготовки нужного инвентаря для праздника, элементов костюмов, других атрибутов. Конечно, все нагрузки должны быть соотнесены с возрастом.
Перед проведением ряда спортивных праздников часто необходимо сделать разметку участка на специальные секторы, в которых дети занимаются разными видами соревнований. Такую разметку удобно выполнять разведенной густой синькой или анилиновым красителем, равномерно размешанным в теплой воде. Намеченные для оформления линии сначала трамбуют ногами, затем по ним осторожно широкими кисточками проводят нужные разметки. Лучше, если для такой работы выбран морозный день. Тогда после раскраски участка цветные линии поверху еще осторожно поливают водой, лучше – при помощи лейки. После замораживания они окажутся под ледяной коркой в таком виде лучше сохранятся на более долгий срок, пока позволят погодные условия.
Летние праздники
Спортивные летние праздники, проводимые в летнюю пору, давно зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Вынесенные из помещения на естественные природные ландшафты подобные мероприятия неизменно оказывают положительное воздействие на воспитание у детей интереса к разумно оформленной двигательной активности. Дети с увлечением занимаются новыми для них видами спорта, принимают участие в коллективных соревнованиях, когда их двигательная подготовленность должна найти свое проявление в необычных условиях и неожиданных игровых ситуациях.
Дети занимаются последующим углублением приобретенных ранее двигательных навыков, принимая участие в разнообразной физкультурной дельности – в упражнениях, подвижных играх и аттракционах, эстафетах, в танцевальных и ритмико-двигательных элементах. Внезапно изменившееся окружение существования детей оказывает свое влияние на их психофизическое состояние. Во время решения поставленных перед ними подвижных задач они начинают действовать с большим воодушевлением и эмоциональным подъемом, стремясь к достижению нужных результатов, тем самым активнее совершенствуясь физически. Сознание детей обогащается новыми представлениями и знаниями, у них пробуждаются новая волна интереса к окружающему миру, понимание цели и направленности физкультурного праздника определенной тематики.
Совершенно естественно, что спортивный летний праздник может быть организован не только на участке конкретного дошкольного учреждения. Для этого вполне подойдут лужайка парка, поле стадиона. Наконец, естественные условия природного окружения — лесная полянка, луг, берег озера, реки, моря. От того, какое конкретно место выбрано для проведения праздника, во многом зависят его тематика, сценарный план, будущее оформление и особенности подготовительной работы. Конечно, при составлении программы праздника на природе, как и любого другого, следует учитывать специфику климатических условий данного региона, особенности национальных традиций края.
Во время праздников, проводимых на природе, реально пригласить к детям гостей — бывших воспитанников этого детского сада, спортсменов, родителей, которые могут стать не только болельщиками проводимых спортивных поединков, но и участниками конкурсов, которые проводятся специально для них, или показательных выступлений.
Если зимой много внимания рекомендуется уделять играм, связанным со снегом, то в летних подвижных играх есть своя особенность: нередко во время выездов за город, если позволяет погода, для детей устраивают купания в местных водоемах — реке, озере. Тогда уместным бывает проведение праздника, когда все игры и развлечения дети выполняют в воде. Содержание такого праздника совершенно отличается от всех остальных, потому что в его продолжение дети демонстрируют свои умения по выполнению элементарных правил держания на воде. По большей части это обычно бывают тренировочные движения - погружение в воду корпуса, лица и головы, прыжки, ходьба по мелководью, движения руками, скольжение, всплывание, игры с предметами.
Разумеется, что в преддверии проведения летних праздников должны быть тщательно проверены предназначенные для спортивных конкурсов территории лесной лужайки или площадки. На них не должно находиться никаких низких или трухлявых пней, глубоких осыпных оврагов,
осколков от стекол, торчащих из земли обрезков проволоки
и прочих помех, угрожающих здоровью детей. Аналогичным образом заранее готовятся участки рек, прудов и озер, предназначенные для проведения на их территории водных праздников. Кроме того, медработник делает замеры температуры воды и воздуха, которые должны соответствовать требованиям к закаливанию детей дошкольного возраста. Так, температура воздуха в день, когда готовится к проведению водный праздник, должна быть не менее 24 градусов, а поды
не менее 19 - 20 выше нуля.
Праздники в условиях помещений
Проведение спортивного праздника в условиях дошкольного детского учреждения преследует цель не только специальной технической и физической подготовки детей, но и повышения эмоциональности, которая заранее способна будоражить любого будущего участника спортивных состязаний. И сам праздник, торжественность которого обычно подчеркнута красочностью места проведения, звучанием музыки, помпезными церемониями открытия и закрытия, влияет на формирование у детей чувства красоты, хорошего вкуса и воображения.
Чтобы день праздника отличался от всех остальных, его необходимо сопроводить нарядной специальной атрибутикой — оформлением зала, изготовлением праздничных деталей. Так, дети могут принять участие в создании эмблем для будущих соревнований, изготовлении различных поделок, которые впоследствии станут украшениями спортивного помещения.
Если подразумевается, что в игре вместе с дошкольниками принимают участие взрослые, например их родители, то при его подготовке и проведении должна быть соблюдена главная цель - создание в первую очередь праздника для детей.
При оформлении помещения для спортивного праздника уместно вывесить на стену плакат с приветствием участников, а также плакаты спортивной тематики. Приветствуется и создание приуроченного к конкретной дате нарядного стенда с фотоповествованием о проведении предыдущего праздника.
Если же кто-то из родителей владеет видеокамерой, то, снимая проводимые в детском саду мероприятия, в которых участвует его ребенок, он получит целую видеолетопись, рассматривая которую впоследствии он сможет наблюдать за тем, как ребенок рос и развивался.
Глава 2. Из личного опыта работы
Составляя сценарии физкультурных праздников, я придерживаюсь традиционного порядка в подборе и расположении материалов. Обычная структура любого праздника состоит из своеобразного зачина – элемента открытия праздника, когда ведущий объясняет его цель и назначение. В этой же части объясняется то, как будут проходить все конкурсы – по командам или индивидуально, происходит знакомство с гостями и жюри. Далее основная, самая массовая часть, в ходе которой дети принимают участие в выполнении спортивных игровых заданий, аттракционов. В финале праздника ведущая приносит слова благодарности всем, кто принимал участие в празднике, подводятся общие итоги и награждаются победители и все играющие. Без наград не остается никто. В задания соревнований я включаю знакомые детям движения: ходьба, бег, прыжки, подскоки, метание.
Участие в празднике дает детям возможность проявлять активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу, что в свою очередь, способствует эмоционально положительному общению детей и родителей в разных ситуациях. Участвуя в совместных мероприятиях, взрослые получают возможность видеть, как ребенок ведет себя в коллективе сверстников, какова его физическая подготовка, какую радость и пользу приносят ему игры, веселые состязания. Видя, как родители бегают, прыгают, соревнуются, дети проникаются новыми чувствами к ним и испытывают огромную радость от взаимного общения. Дети особенно восприимчивы к положительному примеру близких взрослых, к укладу жизни семьи. Поэтому я стараюсь, как можно чаще приглашать родителей на развлечения, досуги, праздники.
У старших дошкольников все по другому. Для них важен и сам процесс соревнования, и выигрыш, поэтому всегда есть команды. Эстафеты, игры оцениваются в баллах, в конце подводится итог. Как правило, праздник организуется для одной группы, которая делится на две команды. Дети и родители никогда не противопоставляются друг другу - они всегда в одной команде, вместе выигрывают и проигрывают.
Праздник с родителями я начинаю с торжественного марша и разминочных упражнений, чтобы разогреть организм и подготовить его к основным нагрузкам. Для разминки подбираю упражнения в парах.
Основная часть праздника – комплекс забавных игр с бегом, лазанием, всяким напряжением сил. Вот некоторые из них:
- 12 – 14 шагов дневная норма ребенка;
- Велосипед не просто забава – это средство укрепления здоровья ребенка;
- Настольный теннис развивает ловкость, силу, выносливость, координацию движений;
- Ребенок в 6 лет может прыгать в длину с места на 1 м, а с разбега – на 1,8 м.
Физкультурные праздники являются одной из форм организации двигательной деятельности детей в детском саду.
Физкультурные праздники создают условия для возникновения эмоционально-психологического благополучия, воздействуют на духовный настрой и благотворно влияют на детскую психику.
Дети на празднике чувствуют себя свободно и радостно. Им хочется играть, двигаться общаться. В результате укрепляется как физическое, так и психическое здоровье детей.
При совместной подготовке к физкультурным праздникам между взрослыми и детьми устанавливаются более тесные отношения, возникает взаимопонимание, появляются новые чувства.
Доводилось ли вам слышать такую забавную песенку?
В каждом маленьком ребенке –
И в мальчишке, и в девчонке –
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.
Должен он скакать и прыгать,
Все хватать, руками дрыгать.
А иначе он взорвется неизвестно от чего.
Несмотря на то, что эта песенка шуточная, она довольно точно отражает одну важную психофизическую особенность детей: их повышенную жизненную активность, стремление к постоянному пребыванию в движении. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, своеобразное и непринужденное взаимопонимание.
Глава 1. Физкультурный праздник – одна из форм активного отдыха детей и взрослых
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых и шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Такая работа с детьми ценна и тем, что создает условия для эмоционально психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает настрой к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
Праздник - это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Это делает праздник незаменимым средством профилактики, и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настройка на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу.
Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.
Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, педагогов и родителей единством цели и общими задачами.
Анализ научно-методической литературы и опыт организации физкультурно-спортивных праздников позволяют сформулировать основные подходы к их классификации.
В ходе любого праздника осуществляется решение целого ряда задач, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, приемы и методы работы.
Доминирующие задачи в празднике могут быть следующие:
По двигательному содержанию праздники и спортивные досуги делятся следующим образом:
Комбинированные
Строятся на основе сочетания разных видов упражнений: гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений. Их преимуществом является возможность привлечь детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в спортивных играх и забавах.
На основе спортивных игр
Проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, лыжным гонкам.
На основе спортивных упражнений
Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (ходьба на лыжах, катание на санках, катание на велосипеде и т. д.). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида.
На основе подвижных игр, аттракционов, забав
Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специального оборудованной площадки. К участию в нем можно привлекать детей всех возрастов и взрослых.
Интегрированные
В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и многое другое.
Методика организации любого праздника (или досуга) достаточно сложный процесс. При составлении плана-сценария необходимо:
- обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузок;
- предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
- чередовать массовые и индивидуальные задания;
- сочетать знакомые детям задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Особое внимание нужно уделить музыке и подготовке средств ее трансляции. Следует продумать музыкальное сопровождение физических упражнений и музыкальные заставки, фоновую музыку для аттракционов, сюрпризных моментов и т. д.
Если спортивный досуг может проводить как воспитатель, так и инструктор по физическому воспитанию, то проведение праздника необходимо поручить ведущему, обладающему профессиональными качествами педагога-организатора. Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки.
Жюри выбирается заранее из 3 - 5 человек. Необходимо продумать, как жюри будет озвучивать результаты.
Это может происходить по-разному:
1-й вариант. После каждого соревнования один член жюри объявляет результат и обоснование поставленного балла.
2-й вариант. После всех соревнований один член жюри объявляет результаты по каждому виду и затем подводит общий итог.
3-й вариант. На видном месте вывешивается табло, на котором обозначаются результаты после каждого этапа. Табло может быть как традиционным, так и необычным (например, корзины, в которые забрасываются мячи - один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Или можно выстраивать башню из строительного материала: чья башня выше, тот и победил.
Если физкультурные досуги и развлечения проводятся один раз в месяц, то физкультурные праздники должны проводиться, начиная со средней группы, не менее двух раз в год. Их продолжительность зависит от заранее определенной тематики, интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития детей. В средней группе детского сада продолжительность праздника составляет 45 минут, в старшей и подготовительной группах – до одного часа. Физкультурный праздник проводится в спортивном зале или на воздухе в любое время года.
Зимние праздники
Зимние праздники требуют особой подготовки. Зимой праздник проводится в ясный день без обильного снегопада при температуре не больше 10 – 12 градусов мороза.
При проведении спортивного праздника особые впечатления у детей оставляет еще и непосредственно период подготовки к нему. Тогда все события, направленные на большую совместную цель, приносят огромное эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяя целенаправленные усилия детей и взрослых. А сам праздник надолго остается в памяти детей как яркое событие, повлекшие радостные переживания.
Но в силах взрослых создать максимально удобные условия, для того чтобы дети могли иметь возможность восполнять недостаточную двигательную активность в холодный календарный период. Поэтому все поощрения оживленных; физических действий детей на улице приобретают особенную ценность. Одним из способов создания для дошкольников подобных обстоятельств является проведение для них специальных праздников. Сочетание нужных физических упражнений с воздействием свежего воздуха станет высоко результативным средством закаливания детей, при этом у них потребность в спортивных достижениях.
Дети всегда с интересом наблюдают за подготовкой к празднику. Но и воспитатели привлекают детей к посильной помощи. Так, в зимнее время дети могут помочь в разметке участка на секторы для разных видов соревнований, расчистке катка, прокладывании лыжни, создании снежной горки, крепости и лабиринта. Кроме того, дети охотно принимают участие в процессе подготовки нужного инвентаря для праздника, элементов костюмов, других атрибутов. Конечно, все нагрузки должны быть соотнесены с возрастом.
Перед проведением ряда спортивных праздников часто необходимо сделать разметку участка на специальные секторы, в которых дети занимаются разными видами соревнований. Такую разметку удобно выполнять разведенной густой синькой или анилиновым красителем, равномерно размешанным в теплой воде. Намеченные для оформления линии сначала трамбуют ногами, затем по ним осторожно широкими кисточками проводят нужные разметки. Лучше, если для такой работы выбран морозный день. Тогда после раскраски участка цветные линии поверху еще осторожно поливают водой, лучше – при помощи лейки. После замораживания они окажутся под ледяной коркой в таком виде лучше сохранятся на более долгий срок, пока позволят погодные условия.
Летние праздники
Спортивные летние праздники, проводимые в летнюю пору, давно зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Вынесенные из помещения на естественные природные ландшафты подобные мероприятия неизменно оказывают положительное воздействие на воспитание у детей интереса к разумно оформленной двигательной активности. Дети с увлечением занимаются новыми для них видами спорта, принимают участие в коллективных соревнованиях, когда их двигательная подготовленность должна найти свое проявление в необычных условиях и неожиданных игровых ситуациях.
Дети занимаются последующим углублением приобретенных ранее двигательных навыков, принимая участие в разнообразной физкультурной дельности – в упражнениях, подвижных играх и аттракционах, эстафетах, в танцевальных и ритмико-двигательных элементах. Внезапно изменившееся окружение существования детей оказывает свое влияние на их психофизическое состояние. Во время решения поставленных перед ними подвижных задач они начинают действовать с большим воодушевлением и эмоциональным подъемом, стремясь к достижению нужных результатов, тем самым активнее совершенствуясь физически. Сознание детей обогащается новыми представлениями и знаниями, у них пробуждаются новая волна интереса к окружающему миру, понимание цели и направленности физкультурного праздника определенной тематики.
Совершенно естественно, что спортивный летний праздник может быть организован не только на участке конкретного дошкольного учреждения. Для этого вполне подойдут лужайка парка, поле стадиона. Наконец, естественные условия природного окружения — лесная полянка, луг, берег озера, реки, моря. От того, какое конкретно место выбрано для проведения праздника, во многом зависят его тематика, сценарный план, будущее оформление и особенности подготовительной работы. Конечно, при составлении программы праздника на природе, как и любого другого, следует учитывать специфику климатических условий данного региона, особенности национальных традиций края.
Во время праздников, проводимых на природе, реально пригласить к детям гостей — бывших воспитанников этого детского сада, спортсменов, родителей, которые могут стать не только болельщиками проводимых спортивных поединков, но и участниками конкурсов, которые проводятся специально для них, или показательных выступлений.
Если зимой много внимания рекомендуется уделять играм, связанным со снегом, то в летних подвижных играх есть своя особенность: нередко во время выездов за город, если позволяет погода, для детей устраивают купания в местных водоемах — реке, озере. Тогда уместным бывает проведение праздника, когда все игры и развлечения дети выполняют в воде. Содержание такого праздника совершенно отличается от всех остальных, потому что в его продолжение дети демонстрируют свои умения по выполнению элементарных правил держания на воде. По большей части это обычно бывают тренировочные движения - погружение в воду корпуса, лица и головы, прыжки, ходьба по мелководью, движения руками, скольжение, всплывание, игры с предметами.
Разумеется, что в преддверии проведения летних праздников должны быть тщательно проверены предназначенные для спортивных конкурсов территории лесной лужайки или площадки. На них не должно находиться никаких низких или трухлявых пней, глубоких осыпных оврагов,
осколков от стекол, торчащих из земли обрезков проволоки
и прочих помех, угрожающих здоровью детей. Аналогичным образом заранее готовятся участки рек, прудов и озер, предназначенные для проведения на их территории водных праздников. Кроме того, медработник делает замеры температуры воды и воздуха, которые должны соответствовать требованиям к закаливанию детей дошкольного возраста. Так, температура воздуха в день, когда готовится к проведению водный праздник, должна быть не менее 24 градусов, а поды
не менее 19 - 20 выше нуля.
Праздники в условиях помещений
Проведение спортивного праздника в условиях дошкольного детского учреждения преследует цель не только специальной технической и физической подготовки детей, но и повышения эмоциональности, которая заранее способна будоражить любого будущего участника спортивных состязаний. И сам праздник, торжественность которого обычно подчеркнута красочностью места проведения, звучанием музыки, помпезными церемониями открытия и закрытия, влияет на формирование у детей чувства красоты, хорошего вкуса и воображения.
Чтобы день праздника отличался от всех остальных, его необходимо сопроводить нарядной специальной атрибутикой — оформлением зала, изготовлением праздничных деталей. Так, дети могут принять участие в создании эмблем для будущих соревнований, изготовлении различных поделок, которые впоследствии станут украшениями спортивного помещения.
Если подразумевается, что в игре вместе с дошкольниками принимают участие взрослые, например их родители, то при его подготовке и проведении должна быть соблюдена главная цель - создание в первую очередь праздника для детей.
При оформлении помещения для спортивного праздника уместно вывесить на стену плакат с приветствием участников, а также плакаты спортивной тематики. Приветствуется и создание приуроченного к конкретной дате нарядного стенда с фотоповествованием о проведении предыдущего праздника.
Если же кто-то из родителей владеет видеокамерой, то, снимая проводимые в детском саду мероприятия, в которых участвует его ребенок, он получит целую видеолетопись, рассматривая которую впоследствии он сможет наблюдать за тем, как ребенок рос и развивался.
Глава 2. Из личного опыта работы
Составляя сценарии физкультурных праздников, я придерживаюсь традиционного порядка в подборе и расположении материалов. Обычная структура любого праздника состоит из своеобразного зачина – элемента открытия праздника, когда ведущий объясняет его цель и назначение. В этой же части объясняется то, как будут проходить все конкурсы – по командам или индивидуально, происходит знакомство с гостями и жюри. Далее основная, самая массовая часть, в ходе которой дети принимают участие в выполнении спортивных игровых заданий, аттракционов. В финале праздника ведущая приносит слова благодарности всем, кто принимал участие в празднике, подводятся общие итоги и награждаются победители и все играющие. Без наград не остается никто. В задания соревнований я включаю знакомые детям движения: ходьба, бег, прыжки, подскоки, метание.
Участие в празднике дает детям возможность проявлять активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу, что в свою очередь, способствует эмоционально положительному общению детей и родителей в разных ситуациях. Участвуя в совместных мероприятиях, взрослые получают возможность видеть, как ребенок ведет себя в коллективе сверстников, какова его физическая подготовка, какую радость и пользу приносят ему игры, веселые состязания. Видя, как родители бегают, прыгают, соревнуются, дети проникаются новыми чувствами к ним и испытывают огромную радость от взаимного общения. Дети особенно восприимчивы к положительному примеру близких взрослых, к укладу жизни семьи. Поэтому я стараюсь, как можно чаще приглашать родителей на развлечения, досуги, праздники.
У старших дошкольников все по другому. Для них важен и сам процесс соревнования, и выигрыш, поэтому всегда есть команды. Эстафеты, игры оцениваются в баллах, в конце подводится итог. Как правило, праздник организуется для одной группы, которая делится на две команды. Дети и родители никогда не противопоставляются друг другу - они всегда в одной команде, вместе выигрывают и проигрывают.
Праздник с родителями я начинаю с торжественного марша и разминочных упражнений, чтобы разогреть организм и подготовить его к основным нагрузкам. Для разминки подбираю упражнения в парах.
Основная часть праздника – комплекс забавных игр с бегом, лазанием, всяким напряжением сил. Вот некоторые из них:
- 12 – 14 шагов дневная норма ребенка;
- Велосипед не просто забава – это средство укрепления здоровья ребенка;
- Настольный теннис развивает ловкость, силу, выносливость, координацию движений;
- Ребенок в 6 лет может прыгать в длину с места на 1 м, а с разбега – на 1,8 м.
Физкультурные праздники являются одной из форм организации двигательной деятельности детей в детском саду.
Физкультурные праздники создают условия для возникновения эмоционально-психологического благополучия, воздействуют на духовный настрой и благотворно влияют на детскую психику.
Дети на празднике чувствуют себя свободно и радостно. Им хочется играть, двигаться общаться. В результате укрепляется как физическое, так и психическое здоровье детей.
При совместной подготовке к физкультурным праздникам между взрослыми и детьми устанавливаются более тесные отношения, возникает взаимопонимание, появляются новые чувства.
Читайте также: