Интеллектуальный учет электроэнергии доклад

Обновлено: 17.05.2024


Учет электроэнергии


Лев Осика,
доцент МЭИ (ТУ),
г. Москва

По многочисленным публикациям в СМИ, выступлениям на конференциях и совещаниях, сложившемуся обычаю делового оборота можно сделать следующие заключения:

На функции № 4 следует остановиться особо. Она превращает измерительный прибор в управляющую систему, в АСУ, так как содержит все признаки такой системы: наличие измерительного компонента, решающего компонента (выдающего управляющие сигналы) и, в случае размещения коммутационных аппаратов внутри счетчика, органов управления. Причем явно или неявно, как и в любой системе управления, подразумевается обратная связь: заплатил – включат опять.

  1. В качестве главного признака новой интеллектуальной системы учета электроэнергии (ИСУЭ), отличающей ее от существующей системы коммерческого и технического учета электроэнергии, взято расширение функций, причем в систему вовлекаются принципиально новые функции: определение технических потерь, сведение балансов в режиме, близком к on-line, определение показателей надежности. Это позволит, среди прочего, получить необходимую информацию для решения режимных задач Smart Grid – оптимизации по реактивной мощности, управления качеством электроснабжения.
  2. Во многих случаях (помимо решения задач, традиционных для сетевой компании) рассматриваются устройства и системы управления потреблением у физических лиц, осуществляющие их ограничения и отключения за неплатежи (традиционные задачи так называемых систем AMI – Advanced Metering Infrastructure).

  • дистанционное получение от каждой точки измерения (узла учета) у бытового потребителя сведений об отпущенной или потребленной электроэнергии;
  • расчет внутриобъектового (многоквартирный жилой дом, поселок) баланса поступления и потребления энергоресурсов с целью выявления технических и коммерческих потерь и принятия мер по эффективному энергосбережению;
  • контроль параметров поставляемых энергоресурсов с целью обнаружения и регистрации их отклонений от договорных значений;
  • обнаружение фактов несанкционированного вмешательства в работу приборов учета или изменения схем подключения электроснабжения;
  • применение санкций против злостных неплательщиков методом ограничения потребляемой мощности или полного отключения энергоснабжения;
  • анализ технического состояния и отказов приборов учета;
  • подготовка отчетных документов об электропотреблении;
  • интеграция с биллинговыми системами.

Остановимся подробно на одном из атрибутов ИСУЭ, который считаю ключевым для основного электросетевого бизнеса.

Особенностью коммерческого учета электроэнергии (КУЭ) распределительных сетевых компаний является наличие двух сфер коммерческого оборота электроэнергии – ОРЭМ и РРЭ, которые хотя и сближаются в нормативном и организационном плане, но остаются пока существенно различными с точки зрения требований к КУЭ.

  • коммерческий учет на ОРЭМ (технические средства – АИИС КУЭ);
  • коммерческий учет на РРЭ (технические средства – АСКУЭ).

Кроме того, к коммерческому учету, т.е. к определению тех показателей, которые служат для начисления обязательств и требований сетевой компании (оплата услуг по транспорту электроэнергии, купля-продажа технологических потерь), следует отнести и измерения величин, необходимых для определения показателей надежности сети в отношении оказания услуг по передаче электроэнергии.

Отметим, что сложившиеся технологии АИИС КУЭ и АСКУЭ по своей функциональной полноте (за исключением функции коммутации нагрузки внутри систем) – это технологии Smart Metering в том понимании, которое мы обсуждали выше. Поэтому далее будем считать эти понятия полностью совпадающими.

Подсистема ИСУЭ на РРЭ, безусловно, самая сложная и трудоемкая часть всей интеллектуальной системы как с точки зрения организации сбора информации (включая измерительные системы (ИС) и средства связи в автоматизированных системах), так и с точки зрения объема точек поставки и соответственно средств измерений. Последние отличаются большим многообразием и сложностью контроля их и метрологических характеристик (МХ).

Если технические требования к ИС на ОРЭМ и к ИС крупных потребителей (по крайней мере потребителей с присоединенной мощностью свыше 750 кВА) принципиально близки, то в отношении нормативного и организационного компонентов имеются сильные различия. Гармоничная их интеграция в среде разных компонентов – основная задача создания современной системы ИСУЭ любой сетевой компании.

Особенностью коммерческого учета для нужд сетевого комплекса – основного бизнеса компании в отличие от учета электроэнергии потребителей, генерирующих источников и сбытовых компаний – является сам характер учетных показателей, вернее, одного из них – технологических потерь электроэнергии. Здесь трудность состоит в том, что границы балансовой принадлежности компании должны оснащаться средствами учета в интересах субъектов рынка – участников обращения электроэнергии, и по правилам, установленным для них, будь то ОРЭМ или РРЭ. А к измерению и учету важнейшего собственного учетного показателя, потерь, отдельные нормативные требования не предъявляются, хотя указанные показатели должны определяться по своим технологиям.

При этом сегодня для эффективного ведения бизнеса перед сетевыми компаниями, по мнению автора, стоит задача корректного определения часовых балансов в режиме, близком к on-line, в условиях, когда часть счетчиков (со стороны ОРЭМ) имеют автоматические часовые измерения электроэнергии, а подавляющее большинство (по количеству) счетчиков на РРЭ (за счет физических лиц и мелкомоторных потребителей) не позволяют получать такие измерения. Актуальность корректного определения фактических потерь следует из необходимости покупки их объема, не учтенного при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии, а также предоставления информации для решения задач Smart Grid.

В то же время специалистами-практиками часто ставится под сомнение практическая востребованность определения технологических потерь и их составляющих в режиме on-line. Учитывая это мнение, которое не согласуется с разрабатываемыми стратегиями Smart Grid, целесообразно оставить окончательное решение при разработке ИСУЭ за самой компанией.

  1. Коммерческая задача купли-продажи потерь – качественного (прозрачного и корректного в смысле метрологии и требований действующих нормативных документов) инструментального или расчетно-инструментального определения технологических потерь электроэнергии вместе с их составляющими – техническими потерями и потреблением на собственные и хозяйственные нужды сети.
  2. Коммерческая задача по определению показателей надежности электроснабжения потребителей.
  3. Управленческая задача – получение всех установленных учетной политикой компании балансов электроэнергии и мощности по уровням напряжения, по филиалам, по от-дельным подстанциям и группам сетевых элементов, а также КПЭ, связанных с оборотом электроэнергии и оказанием услуг в натуральном выражении.

Не ставилась и задача технологического обеспечения возможного в перспективе бизнеса сетевых компаний – предоставления услуг оператора коммерческого учета (ОКУ) субъектам ОРЭМ и РРЭ на территории обслуживания компании.

Кроме того, необходимо упорядочить систему учета для определения коммерческих показателей в отношении определения обязательств и требований оплаты услуг по транспорту электроэнергии и гармонизировать собственные интересы и интересы смежных субъектов ОРЭМ и РРЭ в рамках существующей системы взаимодействий и возможной системы взаимодействий с введением института ОКУ.

Именно исходя из этих целей (не забывая при этом про коммерческие учетные показатели смежных субъектов рынка в той мере, какая требуется по обязательствам компании), и нужно строить подлинно интеллектуальную измерительную систему. Иными словами, интеллект измерений – это главным образом интеллект решения технологических задач, необходимых компании.

По сути, при решении нового круга задач в целевой модели интеллектуального учета будет реализован принцип придания сетевой компании статуса (функций) ОКУ в зоне обслуживания. Этот статус формально прописан в действующей редакции Правил розничных рынков (Постановление Правительства РФ № 530 от 31.08.2006), однако на практике не осуществляется в полном объеме как из-за отсутствия необходимой технологической базы, так и из-за организационных трудностей.

Таким образом, сетевая компания должна сводить баланс по своей территории на новой качественной ступени – оперативно, прозрачно и полно. А это означает сбор информации от всех присоединенных к сети субъектов рынка, формирование учетных показателей и передачу их тем же субъектам для определения взаимных обязательств и требований.

Такой подход предполагает не только новую схему расстановки приборов в соответствии с комплексным решением всех поставленных технологами задач, но и новые функциональные и метрологические требования к измерительным приборам.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСУЭ

Внедрение ИСУЭ даст новые широкие возможности для всех участников ОРЭМ и РРЭ в зоне обслуживания электросетевой компании.

Для самой компании:
1. Повышение эффективности существующего бизнеса.
2. Возможности новых видов бизнеса – ОКУ, регистратор единой группы точек поставки (ГТП), оператор заправки электрического транспорта и т.п.
3. Обеспечение внедрения технологий Smart grid.
4. Создание и развитие программно-аппаратного комплекса (с сервисно-ориентированной архитектурой) и ИС, снимающих ограничения на развитие технологий и бизнеса в долгосрочной перспективе.

Для энергосбытовой деятельности:
1. Автоматический мониторинг потребления.
2. Легкое определение превышения фактических показателей над планируемыми.
3. Определение неэффективных производств и процессов.
4. Биллинг.
5. Мониторинг коэффициента мощности.
6. Мониторинг показателей качества (напряжение и частота).

Успешная реализации перечисленных задач возможна только на базе информационно-технологической системы (программно-аппаратного комплекса) наивысшего достигнутого на сегодняшний день уровня интеграции со всеми возможными информационными системами субъектов рынка – измерительно-учетными как в отношении электроэнергии, так и (в перспективе) в отношении других энергоресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Новиков В.В. Интеллектуальные измерения на службе энергосбережения // Энергоэксперт. 2011. № 3.
  2. Гуревич В.И. Интеллектуальные сети: новые перспективы или новые проблемы? // Электротехнический рынок. 2010. № 6.


Я работаю в региональной энергокомпании, в свободное время интересуюсь историей электроэнергетики и теорией энергетических рынков.

Вы, возможно, слышали, что в России начинается переход к интеллектуальному учёту электроэнергии. Мы все являемся потребителями электроэнергии — дома или на работе, а счётчик — важный элемент нашего энергопотребления (его показания, умноженные на тариф — это наше начисление, то, что мы должны оплатить). Надеюсь, мой Путеводитель по интеллектуальному учёту поможет вам понять, что это такое, как это работает и когда это случится у вас дома, в офисе или на предприятии.

1. Что такое интеллектуальный учёт?

Сначала определимся с понятиями. Существует обычный счётчик (далее мы будем говорить о счётчиках электроэнергии, поскольку законодательство предусматривает массовое внедрение пока только умного учёта электроэнергии, а по другим ресурсам – вода, тепло, газ – пока нет определённости). Обычный счётчик:

  • считает только энергию нарастающим итогом (есть ещё многотарифные, которые считают нарастающий итог по двум или трём зонам суток – день, ночь, полупик);
  • с его табло нужно раз в месяц списывать показания и передавать поставщику (либо энергокомпании отправляют контролёров списывать показания);
  • не позволяет регулировать потребление энергии (например, отключать неплательщика).
  • такой счётчик учитывает не только энергию, но и мощность, активную и реактивную, при этом может делать это в почасовом разрезе и по каждой фазе, что уже даёт первый ручеёк BIG DATA в энергетике;
  • такой счётчик запоминает во встроенной памяти считанные характеристики и автоматически передаёт показания на сервер (параллельно показания можно контролировать и со встроенного или выносного дисплея);
  • умный счётчик может иметь встроенное реле, ограничивающее по команде с сервера потребителя-неплательщика;
  • это, как правило, двух- или трехуровневые системы: счётчик (первый уровень) отправляет данные либо напрямую на сервер, либо в устройство сбора (второй уровень), которое консолидирует данные и направляет их на сервер (третий уровень).

Отдельные сетевые, энергосбытовые и управляющие компании реализовывали программы оснащения умным учётом потребителей, но всё это составляло небольшой процент от всех потребителей.

Давайте разберёмся, что это за нормативные требования, выполнение которых делает счётчик (систему учёта) интеллектуальными?

2. Какие нормативные акты РФ определяют правила и требования к интеллектуальному учёту?


До настоящего времени затраты на приобретение прибора учёта электроэнергии нёс потребитель. Многих это не устраивало, ведь

Но законодатель в начале реформы электроэнергетики решил, что тариф будет очищен от затрат на учёт, что установка счётчика — это отдельная платная услуга, а потребитель, оплачивая счётчик с установкой, имеет право выбирать: либо поставить самый дешёвый однотарифный, либо более дорогой счётчик, позволяющий считать по зонам суток или даже по часам, и выбирать один из 3 видов тарифов в тарифном меню (население) или до 4-6 ценовых категорий (юрлица).

Фактически, это 3 ключевых изменения:

(1) Начиная с 1 июля 2020 года, обязанность по установке учёта переходит с потребителя на:

  • сетевые компании – в отношении всех потребителей, которые подключены к их сетям, за исключением многоквартирных домов) и
  • гарантирующих поставщиков (это энергосбытовые компании, которые поставляют вам энергию и выставляют счета) – на вводе в многоквартирный дом и внутри многоквартирных домов, т.е. квартиры и нежилые помещения, подключённые к внутридомовым электросетям);

(3) Начиная с 1 января 2021 года, все застройщики, сдающие в эксплуатацию многоквартирные дома, должны оснастить их интеллектуальными приборами учёта, сдать эти приборы в эксплуатацию гарантирующему поставщику, а гарантирующий поставщик подключит их к своей системе интеллектуального учёта и даст доступ к их показаниям собственникам квартир и нежилых помещений.

Подведём промежуточный итог. Определены 3 срока:

  • 1 июля 2020 года – с этого момента все вновь устанавливаемые приборы учёта взамен вышедших из строя, утраченных, с истёкшим межповерочным интервалом (кроме тех, что устанавливают застройщики в строящихся домах) – за счёт сетевых компаний и гарантирующих поставщиков (в многоквартирных домах), однако, пока не все такие приборы будут интеллектуальными;
  • 1 января 2021 года – с этого момента все вводимые многоквартирные дома должны быть оснащены интеллектуальными счётчиками;
  • 1 января 2022 года – с этого момента все новые счётчики должны быть интеллектуальными, а потребителю, у которого появился такой счётчик, должен быть предоставлен удалённый доступ к его показаниям.

3. Что делает интеллектуальный счётчик?

Если вы откроете ПП № 890 от 19.06.2020, вы увидите длинный, на несколько страниц, перечень технических характеристик интеллектуального счётчика. Итак, как же выглядит и что делает интеллектуальный счётчик в минимальном исполнении? Вот краткий свод:

Никогда не подносите к интеллектуальному счётчику магнит – ему это, как правило, не повредит, но вы будете обвинены в попытке вмешательства в работу прибора!

4. Какие системы интеллектуального учёта бывают?

Все системы интеллектуального учёта (ИСУ) можно разделить на несколько типов.

По архитектуре:

(1) ИСУ, содержащие минимальное количество уровней – два (сам прибор учёта и сервер, на котором хранятся показания, и к данным которого у потребителя есть доступ по его счётчикам);

(2) ИСУ, имеющие промежуточный уровни – как минимум один – это уровень сбора данных со счётчиков на устройство сбора и передачи данных (УСПД) или на базовую станцию. УСПД обычно подключено по силовой сети (технология PLC, Power line communication – передача данных по силовой сети на высоких частотах). Базовая станция использует радиочастоты нелицензируемого спектра: 2,4 ГГц, 868/915 МГц, 433 МГц, 169 МГц с дальностью до 10 км в прямой видимости. На уровне УСПД, базовой станции происходит сбор данных со счётчиков (опрос счётчиков), отправка данных на сервер (обычно через GPRS-модем), а также приём информации с сервера и направление её счётчикам. Кроме того, иногда сами приборы могут ретранслировать сигнал друг друга дальше по сети. Сами сервера также могут представлять собой многоуровневую систему.

По способу (технологии) связи ИСУ могут использовать основные технологии:

(1) Передача данных по низковольтной несиловой сети (витая пара, уложенная в специальные короба в многоквартирных домах, в офисах, на предприятиях или RS-485, для соединения с расположенным рядом УСПД). Достоинством этого способа иногда служит дешевизна (если только имелись свободные короба или витая пара была уложена ранее). Недостаток – витая пара при массовом использовании (40-200 приборов учёта в каждом многоквартирном доме) будет подвержена столь же многочисленным отказам, преднамеренным обрывам, что непомерно удорожит стоимость обслуживания.

(2) Передача данных по силовой сети (технология PLC) со счётчиков до УСПД. Далее — GPRS-модемом на сервер.
Такая технология удорожает отдельный счётчик, стоимость УСПД с модемом, которое устанавливается на 20 – 40 – 100 счётчиков в доме, также удорожает систему на 10-20% в расчёте на точку учёта. В сети могут быть импульсные помехи (например, от старой техники), что может снизить надёжность, потребовать увеличения количества опросов. Для установки УСПД с модемом нужно иметь запирающееся вводное устройство (шкаф) многоквартирного дома, место в нём, либо закупить и повесить на стене защищённый, запирающийся на ключ, стойкий ко взломам металлический ящик.

  • Большой радиус охвата – до 10-15 км по прямой в отсутствии преград;
  • Возможность подключения многочисленных устройств (различных типов счетчиков, устройств умного дома) в радиусе приёма базовой станции;
  • Стоимость базовой станции, её монтажа и обслуживания в расчёте на одну точку учёта в некоторых случаях может оказаться ниже, чем стоимость УСПД на точку.

Это ограничение введено для минимизации риска того, что нарушитель, завладев доступом к такому устройству, одновременно сможет обесточить большое количество потребителей…

По принадлежности (собственности)

Интеллектуальные системы учёта могут принадлежать:

Подытожим: системы интеллектуального учёта могут быть основаны на разных архитектурных решениях, используют разные технологии передачи данных, принадлежат разным собственникам, но все они должны обеспечить минимальный функционал данных, операций, действий, которые прописаны в ПП 890.

5. Когда у меня появится интеллектуальный учёт и сколько это будет стоить?

Прежде всего, внесём ясность: обычные и интеллектуальные приборы учёта за счёт сетевых компаний и гарантирующих поставщиков будут устанавливаться не всем желающим, а с 1 июля 2020 года только тем, у кого:

  1. Прибор учёта отсутствует или утрачен;
  2. Прибор учёта вышел из строя;
  3. Истёк срока эксплуатации прибора (он составляет 25-30 лет);
  4. Прибор не соответствует классу точности (2.0 для бытовых потребителей – то есть его погрешность лежит в интервале 2%. Старые счётчики с классом 2.5 должны быть выведены из эксплуатации. Класс точности – это цифра в кружочке на лицевой панели прибора);
  5. Истек интервал между поверками – обычно этот интервал 16 лет для бытовых приборов.

Но, в связи с противокоронавирусными мероприятиями, показания счётчика с истекшим межповерочным интервалом у бытовых потребителей принимаются до 1 января 2021 года;

Если у вас прибор учёта нерабочий или отсутствует (и существует возможность для его установки), то вы обращаетесь в сетевую организацию (если у вас индивидуальный дом или иное помещение, подключённое не к внутридомовым сетям многоквартирного дома).

Если у вас квартира в многоквартирном доме, имеющем общую сеть или нежилое помещение в многоквартирном доме, подключённое к внутридомовым сетям, то вы обращаетесь к гарантирующему поставщику. В сферу обязанностей установить учёт со стороны гарантирующего поставщика не входят блокированные дома, таунхаусы, имеющие раздельные ввода – это сфера обязанностей сетевой организации.

Как быстро вам поставят прибор учёта? ПП № 442 определяет срок в 6 месяцев с момента обращения. Необходимо понимать, что многие владельцы квартир и домов не спешили заменить прибор учёта за свои деньги до 1 июля 2020 года, если они придут вместе с теми, у кого прибор выходит из строя после 1 июля, они создадут большую очередь на замену (количество специалистов, заменяющих приборы учёта не может увеличиться сразу и в разы). Если вы – такой потребитель, который не спешил заменить свой прибор до 1 июля, получая счёт по нормативу, возможно, вы так поступали, поскольку норматив для вас был выгоднее, чем расчёт по фактическому потреблению? То есть вы должны быть готовы, что бесплатная замена прибора учёта приведёт к тому, что фактическая плата, начисляемая по реальным показаниям, возрастёт (либо придётся заняться энергосбережением в своей квартире или доме), а за неоплату прибор учёта отключит вас даже без выезда бригады.

Но что будет, если у меня вышел из строя прибор учёта и я не обращусь в сети или к гарантирующему поставщику (в многоквартирном доме)? Рано или поздно (как только очередь на замену уменьшится), сетевая организация или гарантирующий поставщик обратятся к вам сами, и предложат установить прибор. Вы должны согласовать место установки (или замены, если там стоял прибор ранее).

Но какова цена интеллектуального учёта? Давайте посчитаем. Раньше бытовой потребитель платил за замену с установкой обычного счётчика от 1 до 2 тысяч рублей (в зависимости от того, одно или двухтарифный счётчик ему необходим) в среднем 1 раз в 16 лет, то есть в среднем 5,2 — 10,4 руб. в расчёте на месяц потребления.

Стоимость интеллектуального прибора, с учётом системы УСПД или базовых станций, серверов и программного обеспечения в расчёте на одного бытового потребителя с учётом монтажа и наладки ожидается около 7-10 тыс.руб. – в зависимости от типа системы, плотности потребителей и, что немаловажно, в зависимости от динамики цен на рынке на интеллектуальные приборы. Это, при периоде 16 лет, около 36,5 – 52,1 руб. в месяц или 5-10% от месячного счёта за электроэнергию большинства потребителей.

Значит ли это, что тариф для населения вырастет на 5-10% из-за интеллектуального учёта? Это не столь простой вопрос, поскольку тариф для населения перекрёстно субсидируется потребителями на высоких напряжениях, в основном, крупной промышленностью. А сам тариф населения индексируется ежегодно на величину не выше официальной цифры инфляции – это покрывает только инфляционный прирост издержек. Поэтому ответ на вопрос о росте тарифа для населения звучит так: ожидается, что темпы роста тарифа населения не превысят инфляцию, то есть подавляющая часть затрат на интеллектуальный учёт в части населения ляжет на потребителей-юридических лиц, доля которых в потреблении составляет около 80%. Для многих из них это будет незаметным увеличением (колебания цен на оптовом рынке имеют куда более широкие пределы), но в совокупности, конечно же, интеллектуальный учёт – это заметная нагрузка на тариф. Более того, поскольку накопилось довольно много граждан, которые не спешили заменять прибор учёта за деньги, эта нагрузка будет существенной в первые годы. А сама программа замены учёта на интеллектуальный затянется на 16 лет – пока не истечёт межповерочный интервал у обычных приборов, которые были установлены в первой половине 2020 года.

Как же уменьшить, оптимизировать тарифную нагрузку от внедрения интеллектуального учёта? Первое, что напрашивается – установить потолок цен на такие приборы. Но это крайне неэффективное решение – ограничение цены, по нашему опыту 30-летней давности, сразу же приведёт к дефициту приборов на рынке. А обязанности по установке и санкции за неустановку с гарантирующих поставщиков и сетевых организаций никто не снимал.

Мы, энергетики, всё же надеемся, что конкуренция между производителями интеллектуальных приборов и систем приведёт в ближайшие годы к существенному падению цен (исторически цены на всю электронику имеют тенденцию к снижению, в особенности на ту электронику, что использует элементную базу не самой высокой производительности).

Но для принятия такой программы комплексного оснащения интеллектуальным учётом нужно внесение изменений в существующее законодательство, которое позволило бы региону решать на месте, как, в какие сроки и с какими технологиями эффективнее внедрять интеллектуальный учёт.

Предлагаемый путь – дать возможность региону формировать комплексную программу с учётом возможностей тарифа на длительный период. В этой программе будут указаны конкретные дома, которые подлежать оснащению на 100% в данном году. Это позволит не распылять средства, а получить контроль за их расходованием: ведь проверить, есть ли система в 400 многоквартирных домах, которые должны быть оснащены в этом году, намного проще, чем установлен ли прибор в 40 000 штук отдельных точек, разбросанных по 6000 домов?

6. Что мне (потребителю, бизнесу) даст интеллектуальный учёт?

Прежде всего, интеллектуальный прибор освобождает потребителя от необходимости снимать и передавать его показания, а у энергосбыта и сетей снижаются издержки на обход контролёрами (хотя, и не исчезают совсем — ведь интеллектуальные счётчики тоже требуют периодического обслуживания, устранения неисправностей на месте).

Благодаря интеллектуальному учёту в многоквартирных домах резко снизятся общедомовые потери, что уменьшит плату жильцов и исключит затраты управляющих компаний на оплату сверхнормативных внутридомовых потерь, высвободив деньги для текущего ремонта и благоустройства дома и территории вокруг него.

Поскольку умный прибор считает энергию и на приём, и на отдачу, то у потребителя в частном доме появляется возможность установить ветряк или солнечные панели мощностью до 15 кВт (для этого потребуется изменение условий техприсоединения в сетевой организации), заключить договор с обслуживающим вас гарантирующим поставщиком о поставках излишков в сеть по ценам не выше цен оптового рынка (это с НДС в среднем около 3 руб/кВтч), при этом цена поставки будет зависеть от часа – ночью дешевле!

Благодаря распределённой системе из десятков и сотен тысяч интеллектуальных приборов учёта, измеряющей почасовые и даже поминутные графики активной и реактивной мощности, параметры напряжения и тока, энергосистема получает бесценный источник данных для оптимизации режимов своей работы, выявлению резервов и дефицита мощности в разбивке по каждому узлу, фидеру, подстанции, снижению потерь и выявлению незаконных подключений, выявления точек в сети, где эффективной окажется компенсация реактивной мощности, локальная генерация, в т.ч. на ВИЭ, аккумулирование энергии для сглаживания пиков и выравнивания параметров в сети. С учётом новых данных могут быть пересмотрены и оптимизированы инвестиционные программы генерации и сетей, приводящие к росту тарифов.

Подведём итог: стратегически, в перспективе десяти лет, после того, как интеллектуальные приборы учёта распространятся повсеместно, интеллектуальный учёт преобразит энергетику, сделает её более эффективной, а значит – более приемлемой по цене для конечного потребителя, даст широкие возможности потребителю для оптимизации своего счёта за энергию, участию в управлении спросом, позволит реализовать эффективные тарифные меню. Это в итоге окупит дополнительные затраты, учтённые в тарифе, позволив снизить его рост на длительную перспективу, однако, в первые годы учёт таких программ в тарифе может дать несколько дополнительных процентов роста.

Сгладить этот рост, как мы определили выше, позволит принятие комплексной программы оснащения интеллектуальным учётом, с указанием конкретных многоквартирных домов, оснащаемых на 100% в каждый из годов действия такой программы.

7. Что дальше?

Программа оснащения интеллектуальным учётом растянется на 16 лет – до момента, когда все точки будут иметь такой учёт. 16 лет – это период до момента, пока последние, установленные в 2020-2021 годах обычные приборы не выработают свой межповерочный интервал. Этот срок можно сократить до 10 лет, приняв соответствующие региональные программы комплексного оснащения (они позволят разгрузить тариф в первые годы установки, и изыскать источники для увеличения объёмов работ через 5-7 лет).

Программа оснащения интеллектуальным учётом электроэнергии подтолкнёт установку умных приборов и на другие ресурсы –горячую и холодную воду, газ и тепло. Получив в эксплуатацию умный прибор учёта, многие владельцы квартир и домов заинтересуются и иными системами умного дома – разнообразными датчиками и контроллерами (прорыва труб, утечек газа, разбития окон, открытия окон и дверей, системами видеонаблюдения, управления шторами, музыкальным сопровождением, управлением климатом и освещением. )

Умные счётчики изменят нашу жизнь так же, как её изменили мобильная связь, интернет, мобильный интернет. Мы находимся на пороге будущего, где все электрические устройства будут единым живым, самоорганизующимся организмом, стоящим на службе удобства, комфорта и эффективной деятельности человека.


Учет электроэнергии для предприятий

Комплексные решения для малого и среднего бизнеса


Передача почасовых отчетов в энергокомпании

Сдача отчетности в форматах 80020 по регламентам энергокомпаний


Снижение стоимости электроэнергии до 35%

Перевод на выгодную ценовую категорию "Под ключ"


Контроль качества электроэнергии

Фиксация отклонений напряжения и подготовка претензий к энергокомпаниям


Оперативный контроль электропотребления объектов в любое время на своем мобильном устройстве


Электросчётчики с модемами

Комплекты оборудования для быстрого внедрения АСКУЭ


Решения на базе Ваших счётчиков

АСКУЭ с модемом или без него

Интеллектуальная система учета электроэнергии для ТСО. Какие плюсы?

Федеральным законом 522-ФЗ от 27.12.2018г. введены обязательные требования для электросетевых организаций и гарантирующих поставщиков по внедрению интеллектуальных систему учета электроэнергии.

С одной стороны, перед энергетическими компаниями поставлен трудный вопрос, где найти средства, необходимые для тотальной модернизации системы учета. А с другой, нельзя не отметить главный положительный фактор нововведений – только так можно нанести сокрушительный удар коммерческим потерям электроэнергии. И для этого есть несколько причин:

  • обновление парка счетчиков всегда положительно сказывается на снижении потерь;
  • "заряженные" счетчики должны будут исчезнуть с рынка, т.к. счетчики будут приобретать и устанавливать энергообеспечивающие компании;
  • "умные" счетчики будут сообщать о попытках вмешательства в их работу;
  • анализ потерь электроэнергии будет более качественным за счет одномоментного сбора данных с электросчетчиков;
  • система сможет вовремя предупредить о росте потерь по любому из участков электрической сети, т.к. пофидерные балансы можно будет формировать каждый час, а то и чаще.

Чтобы познакомиться с системой, вам не нужно заключать с нами договор и что-либо оплачивать. Просто зарегистрируйтесь на сайте, вносите ваши счетчики, опрашивайте их и анализируйте собранные данные.

Проблемы выбора АСКУЭ

Сейчас все производители приборов учета стараются не упустить момент и выдать рынку модели, отвечающие последним требованиям законодательства. Кто-то выпустит удачные модели, кто-то не очень, и возможно со временем вам придется менять поставщика.

Или быть может вы решите использовать системы разных производителей в зависимости от решаемых задач. Например, счетчики на ТП обвяжете по RS-485 и выведете на GSM-модем, а опрос счетчиков частного жилого сектора будете осуществлять по LoRaWAN.

Поэтому рано или поздно вы столкнетесь с необходимостью содержания систем учета разных производителей, а это приведет, как минимум, к двум проблемам – сложности с раскрытием информации потребителям и невозможность формирования баланса потребления по единой схеме.

Применяя яЭнергетик, вы справитесь с этими задачами, настроив прямой опрос счетчиков или получая данные из других АСКУЭ по API. Объединив данные по всем счетчикам, не составит труда раскрыть собранные сведения в личном кабинете потребителя и учесть все расходы в едином балансе.

Используя такой подход, вы также получите независимость от производителя счетчиков. Сможете расширять систему приборами учета других брендов с использованием любых каналов связи.

Внедрение интеллектуальной системы учета электроэнергии

При внедрении системы возникает несколько важных вопросов:

  • функционал счетчиков должен удовлетворять требованиям Постановления Правительства РФ от 19.06.2020г. № 890 "О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)"
  • каналы связи должны обеспечивать надежное получение всех необходимых данных, т.к. проблемы в опросе счетчиков негативно скажутся на формировании пофидерного баланса
  • должна быть выполнена настройка системы удаленного сбора данных
  • приборы учета должны быть допущены в эксплуатацию и защищены от постороннего вмешательства установкой пломб.

АСКУЭ "яЭнергетик" поддерживает опрос счетчиков всех популярных в России марок с использованием различных каналов связи.

Выполнение требований ПП РФ №890 от 19.06.2020г. Поддержка всех видов связи со счетчиками Снижение издержек - потерь и аварийности в электросети. Легкость внедрения и отзывчивая техническая поддержка

Настройка удаленного опроса приборов занимает не более 15 минут, а при возникновении проблем, наша техническая поддержка способствует их устранению. Наши технические специалисты могут видеть все проблемы с опросом счетчиков, поэтому мы можем качественно консультировать ваших сотрудников.

Также мы уделяем пристальное внимание вопросу ввода приборов учета в эксплуатацию. Система формирует протоколы проверки по электросчетчикам, в которых не останутся незамеченными любые проблемы с учетом электроэнергии:

  • Параметры потребления и векторная диаграмма покажет вам, верно ли счетчик подключен в сеть
  • Проверка времени и его синхронизация обеспечат одномоментное получение данных для точного формирование балансов по фидерам
  • Проверка внутренних ошибок приборов учета сообщит вам о необходимости замены бракованного счетчика
  • Просмотр записей в журналах электросчётчика позволит вам узнать о попытках вмешательства в его работу.

протокол проверки счетчика

Эксплуатация системы и оповещения о критических событиях.

После ввода в эксплуатацию с помощью нашей АСКУЭ вы сможете собирать показания счетчиков, профили мощности, параметры потребления и показатели качества электрической энергии. Система будет автоматически синхронизировать время по всем приборам учета, а при применении счетчиков со встроенными реле даст возможность удаленного отключения или ограничения.

Также система будет сигнализировать вам о всех проблемах в электрической сети, и вовремя предупредит:

  • О превышения предельного значения потерь на любом из участков электрической сети
  • О срабатывании электронной пломбы, если кто-то залезет под клеммную крышку
  • Об угрозе повреждения счетчика или трансформаторов тока, если ток превысит максимально-допустимое значение
  • О нарушении потребителем условий технологического присоединения, когда значение мощности превысит максимально-разрешенное значение
  • О потребителях электроэнергии, которые способствуют росту потерь в электросети, не выполняя соглашений по максимальному значению реактивной мощности
  • О снижении уровня напряжения на трансформаторных подстанциях или в конце протяженных воздушных линий.

Пофидерный баланс и локализация потерь

Этому вопросу в АСКУЭ "яЭнергетик" уделено очень много внимания. Мы стараемся сделать так, чтобы вы могли формировать балансы не раз в месяц, а каждый день и каждый час.

В идеальном случае, вы будете получать со счетчиков полные профили мощности, тогда с формированием балансов не будет возникать особых сложностей. Но на большом массиве приборов учета, будут появляться счетчики с неполным профилем, и такие счетчики будут сильно осложнять формирование баланса.

Наша система формирует профили энергии по каждому счетчику независимо от того, есть у него хранение профиля мощности или нет. Профиль энергии будет заполнен даже в том случае, если часть данных от счетчика не дошла и была безвозвратно потеряна.

яЭнергетик обладает множеством алгоритмов, которые не споткнутся об нехватку данных и позволят сформировать баланс.

Во-первых, система сможет заполнить недостающий профиль нулевыми значениями, если в это же самое время были зафиксированы отключения электроэнергии.

Во-вторых, система сравнивает разницу показаний с суммарным профилем мощности и заполняет пробелы в профиле.

В-третьих, система закрывает недостающие сведения исходя из статистики за прошлые периоды.

Такой подход в будущем даст вам возможность формировать качественные пофидерные балансы и сообщит вам о росте потерь на любом участке электрической сети, чтобы вы могли вовремя реагировать на случаи воровства электроэнергии или поломки средств учета.

Почасовой пофидерный баланс выводится в графическом виде:

Пофидерный баланс на яЭнергетик.рф

На данном рисунке видно, что в течение 4х дней наблюдались сверхнормативные потери.

Чтобы своевременно узнавать о таких проблемах под графиком и таблицей с расчетом потерь есть блок "Оповещения". Здесь вы можете задать максимальное значение потерь и электронный адрес, на который система будет направлять оповещения о нарушении предела.

Выполнение требований ПП РФ №890 от 19.06.2020г. Поддержка всех видов связи со счетчиками Снижение издержек - потерь и аварийности в электросети. Легкость внедрения и отзывчивая техническая поддержка


…Основные признаки Smart Metering у счетчиков электрической энергии. Их шесть:

На функции № 4 следует остановиться особо. Она превращает измерительный прибор в управляющую систему, в АСУ, так как содержит все признаки такой системы: наличие измерительного компонента, решающего компонента (выдающего управляющие сигналы) и, в случае размещения коммутационных аппаратов внутри счетчика, органов управления. Причем явно или неявно, как и в любой системе управления, подразумевается обратная связь: заплатил – включат опять.

В результате изучения бизнес-процессов деятельности ряда сетевых компаний и взаимодействия на РРЭ сетевых, энергосбытовых компаний и исполнителей коммунальных услуг были сформулированы следующие исходные условия.

В качестве главного признака новой интеллектуальной системы учета электроэнергии (ИСУЭ), отличающей ее от существующей системы коммерческого и технического учета электроэнергии, взято расширение функций, причем в систему вовлекаются принципиально новые функции: определение технических потерь, сведение балансов в режиме, близком к on-line, определение показателей надежности. Это позволит, среди прочего, получить необходимую информацию для решения режимных задач Smart Grid – оптимизации по реактивной мощности, управления качеством электроснабжения.
Во многих случаях (помимо решения задач, традиционных для сетевой компании) рассматриваются устройства и системы управления потреблением у физических лиц, осуществляющие их ограничения и отключения за неплатежи (традиционные задачи так называемых систем AMI – Advanced Metering Infrastructure).

Учитывая вышеизложенное, для электросетевой компании предлагается принимать следующее двойственное (по признаку предметной области) определение ИСУЭ:

  • дистанционное получение от каждой точки измерения (узла учета) у бытового потребителя сведений об отпущенной или потребленной электроэнергии;
  • расчет внутриобъектового (многоквартирный жилой дом, поселок) баланса поступления и потребления энергоресурсов с целью выявления технических и коммерческих потерь и принятия мер по эффективному энергосбережению;
  • контроль параметров поставляемых энергоресурсов с целью обнаружения и регистрации их отклонений от договорных значений;
  • обнаружение фактов несанкционированного вмешательства в работу приборов учета или изменения схем подключения электроснабжения;
  • применение санкций против злостных неплательщиков методом ограничения потребляемой мощности или полного отключения энергоснабжения;
  • анализ технического состояния и отказов приборов учета;
  • подготовка отчетных документов об электропотреблении;
  • интеграция с биллинговыми системами.

Остановимся подробно на одном из атрибутов ИСУЭ, который считаю ключевым для основного электросетевого бизнеса.

Особенностью коммерческого учета электроэнергии (КУЭ) распределительных сетевых компаний является наличие двух сфер коммерческого оборота электроэнергии – ОРЭМ и РРЭ, которые хотя и сближаются в нормативном и организационном плане, но остаются пока существенно различными с точки зрения требований к КУЭ.

  • коммерческий учет на ОРЭМ (технические средства – АИИС КУЭ);
  • коммерческий учет на РРЭ (технические средства – АСКУЭ).

Отметим, что сложившиеся технологии АИИС КУЭ и АСКУЭ по своей функциональной полноте (за исключением функции коммутации нагрузки внутри систем) – это технологии Smart Metering в том понимании, которое мы обсуждали выше. Поэтому далее будем считать эти понятия полностью совпадающими.

Подсистема ИСУЭ на РРЭ, безусловно, самая сложная и трудоемкая часть всей интеллектуальной системы как с точки зрения организации сбора информации (включая измерительные системы (ИС) и средства связи в автоматизированных системах), так и с точки зрения объема точек поставки и соответственно средств измерений. Последние отличаются большим многообразием и сложностью контроля их и метрологических характеристик (МХ).

Если технические требования к ИС на ОРЭМ и к ИС крупных потребителей (по крайней мере потребителей с присоединенной мощностью свыше 750 кВА) принципиально близки, то в отношении нормативного и организационного компонентов имеются сильные различия. Гармоничная их интеграция в среде разных компонентов – основная задача создания современной системы ИСУЭ любой сетевой компании.

Особенностью коммерческого учета для нужд сетевого комплекса – основного бизнеса компании в отличие от учета электроэнергии потребителей, генерирующих источников и сбытовых компаний – является сам характер учетных показателей, вернее, одного из них – технологических потерь электроэнергии. Здесь трудность состоит в том, что границы балансовой принадлежности компании должны оснащаться средствами учета в интересах субъектов рынка – участников обращения электроэнергии, и по правилам, установленным для них, будь то ОРЭМ или РРЭ. А к измерению и учету важнейшего собственного учетного показателя, потерь, отдельные нормативные требования не предъявляются, хотя указанные показатели должны определяться по своим технологиям.

При этом сегодня для эффективного ведения бизнеса перед сетевыми компаниями, по мнению автора, стоит задача корректного определения часовых балансов в режиме, близком к on-line, в условиях, когда часть счетчиков (со стороны ОРЭМ) имеют автоматические часовые измерения электроэнергии, а подавляющее большинство (по количеству) счетчиков на РРЭ (за счет физических лиц и мелкомоторных потребителей) не позволяют получать такие измерения. Актуальность корректного определения фактических потерь следует из необходимости покупки их объема, не учтенного при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии, а также предоставления информации для решения задач Smart Grid.

В то же время специалистами-практиками часто ставится под сомнение практическая востребованность определения технологических потерь и их составляющих в режиме on-line. Учитывая это мнение, которое не согласуется с разрабатываемыми стратегиями Smart Grid, целесообразно оставить окончательное решение при разработке ИСУЭ за самой компанией.

Cистемы АИИС КУЭ сетевых компаний никогда не создавались целенаправленно для решения самых насущных для них задач, таких как:

  1. Коммерческая задача купли-продажи потерь – качественного (прозрачного и корректного в смысле метрологии и требований действующих нормативных документов) инструментального или расчетно-инструментального определения технологических потерь электроэнергии вместе с их составляющими – техническими потерями и потреблением на собственные и хозяйственные нужды сети.
  2. Коммерческая задача по определению показателей надежности электроснабжения потребителей.
    Управленческая задача – получение всех установленных учетной политикой компании балансов электроэнергии и мощности по уровням напряжения, по филиалам, по от-дельным подстанциям и группам сетевых элементов, а также КПЭ, связанных с оборотом электроэнергии и оказанием услуг в натуральном выражении.

Не ставилась и задача технологического обеспечения возможного в перспективе бизнеса сетевых компаний – предоставления услуг оператора коммерческого учета (ОКУ) субъектам ОРЭМ и РРЭ на территории обслуживания компании.

Кроме того, необходимо упорядочить систему учета для определения коммерческих показателей в отношении определения обязательств и требований оплаты услуг по транспорту электроэнергии и гармонизировать собственные интересы и интересы смежных субъектов ОРЭМ и РРЭ в рамках существующей системы взаимодействий и возможной системы взаимодействий с введением института ОКУ.

Именно исходя из этих целей (не забывая при этом про коммерческие учетные показатели смежных субъектов рынка в той мере, какая требуется по обязательствам компании), и нужно строить подлинно интеллектуальную измерительную систему. Иными словами, интеллект измерений – это главным образом интеллект решения технологических задач, необходимых компании.

По сути, при решении нового круга задач в целевой модели интеллектуального учета будет реализован принцип придания сетевой компании статуса (функций) ОКУ в зоне обслуживания. Этот статус формально прописан в действующей редакции Правил розничных рынков (Постановление Правительства РФ № 530 от 31.08.2006), однако на практике не осуществляется в полном объеме как из-за отсутствия необходимой технологической базы, так и из-за организационных трудностей.

Таким образом, сетевая компания должна сводить баланс по своей территории на новой качественной ступени – оперативно, прозрачно и полно. А это означает сбор информации от всех присоединенных к сети субъектов рынка, формирование учетных показателей и передачу их тем же субъектам для определения взаимных обязательств и требований.

Такой подход предполагает не только новую схему расстановки приборов в соответствии с комплексным решением всех поставленных технологами задач, но и новые функциональные и метрологические требования к измерительным приборам.

Внедрение ИСУЭ даст новые широкие возможности для всех участников ОРЭМ и РРЭ в зоне обслуживания электросетевой компании.

Для самой компании:
1. Повышение эффективности существующего бизнеса.
2. Возможности новых видов бизнеса – ОКУ, регистратор единой группы точек поставки (ГТП), оператор заправки электрического транспорта и т.п.
3. Обеспечение внедрения технологий Smart grid.
4. Создание и развитие программно-аппаратного комплекса (с сервисно-ориентированной архитектурой) и ИС, снимающих ограничения на развитие технологий и бизнеса в долгосрочной перспективе.

Для энергосбытовой деятельности:
1. Автоматический мониторинг потребления.
2. Легкое определение превышения фактических показателей над планируемыми.
3. Определение неэффективных производств и процессов.
4. Биллинг.
5. Мониторинг коэффициента мощности.
6. Мониторинг показателей качества (напряжение и частота).

Успешная реализации перечисленных задач возможна только на базе информационно-технологической системы (программно-аппаратного комплекса) наивысшего достигнутого на сегодняшний день уровня интеграции со всеми возможными информационными системами субъектов рынка – измерительно-учетными как в отношении электроэнергии, так и (в перспективе) в отношении других энергоресурсов.

Читайте также: