Керамические изделия ручной работы доклад

Обновлено: 28.06.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. РОЛЬ КЕРАМИКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 4

1.1. Понятие и виды керамики 4

1.2. Значение керамики в развитии человечества 6

1.3. Процесс получения керамических изделий 7

2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЕРАМИЧЕСКОГО ИЗДЕЛИЯ - ВАЗЫ 8

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ К КЕРАМИЧЕСКИМ ИЗДЕЛИЯМ МЕТОДОМ АНКЕТИРОВАНИЯ 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 11

Среди всех известных материалов по совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика не имеет себе равных. Растущий интерес к керамике и её роли в жизни людей и определили выбор темы моей работы.

Мой интерес к керамике возник в прошлом году. Во время летних каникул наша семья посетила Кносский дворец царя Миноса. Большое впечатление на меня произвели огромные сосуды в человеческий рост, которым было четыре тысячи лет. Они называются пифосы. Мне стало интересно, как были сделаны эти сосуды, почему они сохранились до наших дней, кто изготовил их, делают ли сейчас что-то подобное. Я была удивлена, узнав, что пифосы сделаны из глины – материала, обладающего уникальными свойствами. Кроме того, я узнала, что человек до сих пор изготавливает из глины огромное количество предметов. Как глина превращается в столь разные по форме и назначению предметы? Это составляет проблему моей работы.

Изделия из глины получили название керамика. Керамика окружает нас повсюду. Тема работы актуальна, поскольку жизнь современного человека невозможна без керамики.

Цельработы – выявить роль керамических изделий в жизни человека.

познакомиться с основными видами керамических изделий;

рассмотреть области применения керамики;

изучить процесс получения керамических изделий;

изготовить самостоятельно керамическое изделие – вазу;

провести анкетирование одноклассников.

Объектисследования– керамические изделия.

Предмет исследования – значение керамики для людей.

Степень изученности вопроса достаточно высока. Но мир керамики настолько велик, что требуются постоянные исследования в данной области.

В своей работе я постаралась показать, что глина – прекрасный материал для творчества. Работа с ней увлекательна, и она по силам не только взрослым, но и детям.

1. РОЛЬ КЕРАМИКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Понятие и виды керамики

Глина — один из самых распространенных на нашей планете природных материалов. В сухом виде она представляет собой плотную землистую субстанцию, в которой присутствуют вкрапления различных пород: песка, камней. Глина является осадочной горной породой. Она обладает уникальными свойствами. При смешивании с водой глина меняет свою структуру, становится более гибкой и вязкой. Присутствие в глине тех или иных примесей определяет такие качественные характеристики глины, как пластичность, усадка, спекаемость, огнеупорность, упругость, механическая прочность, цвет, текстура [4].

В зависимости от состава глиняной массы, температурным режимам обжига, приемам художественного оформления керамические изделия подразделяются на группы: терракота, майолика, шамот, фарфор, фаянс (рис.1– 6).

Терракотой называют предметы из обожженной цветной глины (желтой, коричневой, красной, самых различных оттенков и их сочетаний) с пористой структурой. При изготовлении терракотовых изделий глазурь не используется. Майолика – это изделия, перед обжигом покрытые непрозрачной глазурью и рисунком. Глиняная масса шамот характеризуется красивой зернистой фактурой, она часто декорируется глазурями. Ее используют в основном в декоративно-прикладном искусстве [3]. Фарфор – это минеральная масса из смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата. Фарфор обладает особой белизной, тонкостенностью и прозрачностью. Фаянс очень похож на фарфор, но не имеет такой белизны и прозрачности, а также он более толстый [1].

Фарфор Фаянсовые вазы Плитка майолика

Люстра керамика Камин из шамота Статуя из терракоты

1.2.Значение керамики в развитии человечества

Освоение керамики сыграло огромную роль в истории человечества.

1. Появление глиняной посуды, в которой продукты можно было подвергать различным видам тепловой обработки, привело к укреплению иммунной системы и повышению продолжительности жизни древних людей. [4]

2. Глиняная посуда позволяла существенно расширить возможности хранения продуктов в различном состоянии.

3. Гончарное производство способствовало оседлости, создавало условия для развития земледелия, скотоводства и привело к росту народонаселения.

4. Самые древние сохранившиеся свидетельства письменности представляют собой обожженные глиняные таблички из Месопотамии. Глиняные таблички стали страницами самых первых книг, написанных древними авторами.

5. Являясь одним из самых прочных материалов, керамика стала незаменимым источником информации о прошлом человечества.

6. Особую роль гончарное производство сыграло в развитии художественного творчества и интеллектуального и духовного развития человека. Навыки в работе с керамикой послужили основой для возникновения и развития многих других видов искусства: живописи, скульптуры, графики, мелкой пластики, глиптики, настенных росписей (фресок), декоративно-прикладного творчества [2]. Гончарное производство положило начало множеству новых отраслей. За созданием керамического кирпича последовало производство обожженного, вслед за этим был создан цемент, что произвело революцию в строительном деле. Важнейшим следствием керамического производства было зарождение металлургии. На базе обработки керамики было позднее создано стекловарение. Создание гончарных изделий положило также начало фармакологии, то есть обработке различных природных компонентов, в первую очередь растений, с целью получения лекарственных препаратов [4].

7. Керамика применяется в медицине (циркониевые коронки), в обороне (защита для бронетанковой техники на основе карбида кремния), в авиации и космонавтике (рис. 7–9).

Керамическая броня Керамика в авиации Керамика в медицине

1.3. Процесс получения керамических изделий

На рис. 10 представлен процесс получения керамических изделий древними шумерами [6]. Раньше изделия из глины делали всей семьёй. Работа состояла из нескольких этапов. Сначала добывали глину, добавляли в неё воду, отсеивали вручную все камни и месили ногами, пока глина не становилась пластичной. Далее пластичная глина поступала к другим членам семьи – гончарам. На ручном гончарном круге мастер придавал глине форму, а помощник мастера руками вращал гончарный круг.

Потом изделия из глины сушили на солнце. Затем обжигали в печи. Стадии обжига осуществлялись последовательно. Процесс был периодическим. В одну печь укладывали горшки, в другой печи шёл обжиг, в третьей изделия остывали. Остывшие изделия раскрашивали.

Современное гончарство, как и древнее, включает в себя те же этапы: поиск и добычу исходного сырья, его подготовку, изготовление формовочных масс, конструирование изделий, обработку поверхности, нанесение декора, придание изделиям прочности и влагонепроницаемости, сушку и обжиг в печи. В настоящее время существует два основных вида гончарных производств: на заводах и в небольших мастерских. Процесс получения керамических изделий автоматизирован [7].

Гончары за работой

2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЕРАМИЧЕСКОГО ИЗДЕЛИЯ – ВАЗЫ

Для подтверждения выдвинутой гипотезы мною с помощью мастера по керамике было изготовлено простейшее гончарное изделие – ваза.

Наша семья посетила керамическую мастерскую Питарокилис на острове Крит, в Греции. Процесс изготовления керамических изделий в мастерской полуавтоматизирован: не нужно крутить гончарный круг, не нужно разминать руками глину. Тем не менее, по мнению хозяина мастерской, их изделия изготавливаются традиционным способом.

После экскурсии по керамической мастерской и ознакомления с процессом я начала создавать собственное гончарное изделие - вазу. Эта работа была как волшебство: из глины, похожей на жидкую грязь, на вращающемся гончарном круге только при помощи легких движений рук получался красивый по форме сосуд, который не разваливался, хорошо держал форму и был очень изящным (рис.11). Меня переполняли восторженные, удивительные чувства. Я убедилась, что глина – это очень пластичный материал, удобный для создания самых разнообразных изделий. Далее я сушила вазу на жарком солнце три дня для придания изделию прочности. Таким образом, я на практике познакомилась с удивительными свойствами глины. Моя гипотеза подтверждена.

Рис. 11. Изготовление вазы

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

К КЕРАМИЧЕСКИМ ИЗДЕЛИЯМ МЕТОДОМ АНКЕТИРОВАНИЯ

Когда я открыла для себя удивительный мир керамики, мне стало интересно узнать, какие предметы из керамики есть дома у моих одноклассников, каково их отношение к ним. Мною была разработана анкета и проведён опрос 25-ти одноклассников. Результаты представлены на рис.12.

Рис.12. Результаты анкетирования

В ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы.

1. Керамические изделия разнообразны по своему назначению. Они применяются в быту, в медицине, в обороне, в авиации, в космонавтике, в строительстве, в искусстве.

2. Технология современного гончарства включает в себя те же этапы, что и древнее. Процесс получения керамических изделий автоматизирован.

3. Мною было изготовлено простейшее гончарное изделие – ваза. Я убедилась, что глина – это очень пластичный материал, подвластный даже ребёнку, уникальный и удобный для создания самых разнообразных изделий. Самостоятельное изготовление керамических изделий наполняет жизнь человека радостью творчества.

4. Методом анкетирования мною было проведено исследование отношения одноклассников к керамическим изделиям, выявлены их интерес к керамике и наличие разнообразных керамических предметов дома.

5.Освоение керамики сыграло огромную роль в истории развития человечества. Результатом освоения керамики явилось:

- повышение продолжительности жизни древних людей;

- возможность хранения продуктов и предметов быта;

- осёдлость, создание условий для развития земледелия, скотоводства;

- развитие письменности, художественного творчества и интеллектуального и духовного развития человека.

6. Керамика – незаменимый источник информации о прошлом человека.

7. Гончарное производство положило начало множеству новых отраслей: металлургии, строительства, фармакологии.

8. Керамика послужила основой для возникновения и развития многих видов искусства: живописи, скульптуры, графики и других.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Дорошенко Т.Н. Изделия из керамики. – Харьков: Фолио, 2007. – 221 с.

Изотова М.А. Гончарные работы для дома и заработка . – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 251 с.

Миллард А. История. Древний мир. В школе и дома. – Москва: Росмэн, 1999. – 97 с.

Поверин А.И. Гончарное дело. Энциклопедия. – Москва: АСТ-Пресс, 2015. – 160 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Работу выполнила: Абдуллина Руфина,

Руководитель: Динмухаметова Р.З.

Характеристика объекта исследования

История возникновения керамики

Типы и назначение сосудов

Керамика Южного Урала

Знакомство с ремеслом семьи Абдуллиных

Люди издавна придавали огромное значение глине. Из глины научились делать множество полезных предметов: кирпич, которые сушили на солнце или обжигали в печи, тарелки, горшки для варки пищи, сосуды для хранения масел и зерен, детские игрушки. Недаром существует миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины. Данная тема мною была выбрана в связи с тем, что изучая культуру Древней Греции на уроках истории, мне захотелось больше узнать о керамике.

В современном мире появилось много новых материалов, которые человек использует в хозяйственной деятельности, и люди забывают о материале, который использовался нашими предками, - глине, благодаря которому мы узнаем историю развития ремесла. Этот материал имеет огромное значение и сейчас.

Как сделать, чтобы дети и взрослые с большим уважением относились к работе гончара? Что я могу сделать, чтобы люди ценили предметы гончарного искусства?

Цель исследования : Знакомство с историей возникновения керамики и керамикой народов Южного Урала.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу

2. Познакомиться с материалами из интернета

3. Описать керамическое ремесло семьи Абдуллиных

4. Обобщить собранный материал

5. Создать презентацию мастерской семьи Абдуллиных

Объект исследования : керамика народов Южного Урала

Методы исследования : Работа с литературными источниками, интернет – ресурсы записать название сайта валерика

Керамика имеет поистине безграничные эстетические и функциональные возможности. Это идеальный материал для архитектуры, скульптуры, дизайна и других декоративных искусств. Как известно, глина повсеместно распространена, в природе она бывает разных цветов — белая, красная, серая, зеленая, желтая, черная. И только после процесса обжига в печи она приобретает красный или же белый оттенок. По такому признаку различные виды глины классифицируются на красножгущуюся и беложгущуюся.

Керамическое ремесло — древнейшее искусство

Керамическое ремесло относится к одному из самых древнейших ремесел. За счет того, что материала для работы, глины, предостаточно, оно распространилось повсеместно. Уже с мезолита начинает развиваться данное ремесло. Изначально люди вручную изготавливали керамические изделия, наращивая слои глины. А чтобы та не трескалась в процессе обжига, к ней примешивали измельченные раковины и гранит. В самом начале использовали костры, позже стали появляться специальные печи.

Украшали изделия геометрическими рисунками и изображениями различной живности и людей. Одним из самых популярных методов нанесения узора являлось тиснение. Части предметов вдавливались, добиваясь необходимого рисунка. Затем стала популярна гравировка. Заостренными на концах палочками наносились рисунки. Кроме этого применялась роспись ангобами.

Сейчас основными предметами для занятия гончарным ремеслом, несомненно, являются гончарный круг и муфельная печь, специально созданная для данного ремесла. Качество изделий, конечно, совершенствуется и повышается с каждый годом, изменяются стили, окраски.

Сырье, используемое в производстве делится на пластичное и непластичное. К первому виду относятся глина и каолин. Обязательным условием, позволяющим избежать неприятностей с растрескиванием и усадкой изделий, являются добавки в основной материал. Добавляют кварц и шамот.

Для того, чтобы будущие изделия нормально реагировали на жидкость и не впитывали ее, применяется глазурование. Оно также различается между собой. Черное лощение, например, придает изделию красивый очень насыщенный черный цвет. Также существует прозрачное глазурование. Преимуществом такого способа является то, что существует возможность дальнейшего декорирования как на самой поверхности глазури, так и под ней. Кроме этого имеется возможность окрашивания специальными пигментными веществами, которые также устойчивы к высоким температурам, и красками очень сочных цветов.

Процесс покрытия глазурью керамического изделия называется муравлением. По завершению процесса изделия отправляются в печь. Современные печи кроме самого модуля сушки оборудованы также камерами, в которых удаляется и обдувается мусор с изделия. Температура, при которой происходит обжог составляет примерно 1230 градусов Цельсия, а в длину печь может быть до 89 метров. Целые сутки изделия проходят в печи термообработку.

Сейчас изготавливаются множество видов керамоизделий. Основными из них являются кирпичи, посуда, горшки, кафель, фарфоровые изделия и муравленая черепица. Активно применяется данная техника в машино- и приборостроении, авиационной промышленности. Кроме этого данная техника нашла широкое применение в науке, строительстве и медицине.

История развития ремесла

Начало истории развития керамического ремесла уходит еще в четвертый век до нашей эры. В Месопотамии изготовляли глиняные сосуды, которые носили ритуальный характер. В Древнем Египте во 2 веке до н. э. создавали различные амулеты и сосуды незатейливых форм.

Настоящий керамический расцвет приходится на эпоху Возрождения в Италии. Появляется цветная майолика. В России же киевские умельцы начали изготавливать глазурованные керамические плитки в 10 веке.

Технологии 20 века позволили изучать и открывать новые сферы применения керамики. Благодаря своим высоким термостойким качествам она становится незаменимым материалом в металлургии, стоматологии, аэрокосмической промышленности.

Область применения данного материала очень широка. Начиная от посуды и бытовых изделий и заканчивая великими произведениями архитектуры.

Шли годы и века, способы декорирования керамических изделий постоянно обновлялись. Эпохи менялись, а культуры различных народов проникали друг в друга. Народы делились, придумывали новые способы и технологии. Многие изделия, сделанные из керамики, можно по праву назвать настоящим произведением искусства, не зря в музеях так много различных керамических предметов, рассказывающих о культуре народов различных эпох. Их формы до сих пор не перестают поражать своей изысканностью, причудливыми орнаментами и сложными элементами.

На протяжении многих тысячелетий люди занимались гончарным ремеслом, но даже сейчас оно не потеряло своей актуальности. Ведь даже человек, который не занимается профессионально этим искусством, может создать для себя какой-либо сосуд, украшение или фигурку и получить от этого процесса неподдельное удовольствие, ведь это такое непередаваемое чувство, когда обычный кусок грязи превращается в руках в нечто поистине прекрасное.

Существовало три способа изготовления сосудов.

Наиболее распространено было изготовление сосудов способом налепа. Из глины изготавливались жгуты толщиной 3-4см и длиной 40-50см, которые накладывались на форму по спирали и при наложении сдавливались. Так что превращались в ленту; в результате получался грубый глиняный сосуд.

Размеры гончарных мастерских в древности, вероятно, были очень разными, как и в наши дни. Там существовали и крохотные лавочки бедных или независимых гончаров, работавших вдвоем с подмастерьем, вращавшим круг. Их работы были многочисленны и разнообразны: добыча и очистка глины, ее вымешивание, формовка сосудов на гончарном круге, соединение частей, переворачивание сосудов и окончательная отделка формы, декор ваз,

добывание дерева или древесного угля для печи, топка печи и продажа готовой продукции. Преуспевающие владельцы набирали в свою большую мастерскую штат рабочих, подмастерьев и искусных ремесленников, а сами

выступали в роли старшего мастера или контролера. В Аттике некоторые гончары использовали до дюжины рабочих, однако в среднем в мастерской работало четыре-пять человек.

Орнамент на стенках глиняных горшков оттискивали разными острыми предметами, а потом и специальными штампами.

Вначале орнамент процарапывали острой палочкой на сырой глине. Он выглядел как какие-то волны или линии дождя. Потом стали краем раковины оттискивать более сложные рисунки. Чтобы рисунки были наряднее, края раковины стали зазубривать. Позднее появились штампы из круглых плоских галек, причем подбирали красивые гальки.

Типы и назначение сосудов

Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи для хранения припасов.

Амфора – сосуд для хранения оливкового масла и вина.

Кратеры – сосуд для смешивания вина с водой.

Гидрии – сосуд для воды.

Ойнохоя – сосуд для розлива вина, имеющий вид одноручного кувшина с овальным туловом, с венчиком горла в виде трилистника, что позволяло разливать вино одновременно в три чаши.

Канфар – чаша для вина.

Лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд

Существовало два вида вазописи. Более ранний – чернофигурный. Черные фигуры на оранжево – красном фоне, сформировался в VI веке до нашей эры.

В 5 веке фон стал черным, а фигуры – оранжево- красные, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный.

Сюжетами для росписи служили легенды, мифы, сцены повседневной жизни, соревнования атлетов.

Керамика Южного Урала

Изучая греческую керамику, я заинтересовалась тем, как развивалась керамика у башкирского народа. Гончарством башкиры не занимались, творческие искания народных мастеров в течение многих столетий были сосредоточены на наиболее доступном материале – дереве. Однако на Южном Урале керамика появилась в каменном веке.

В греческих книгах, написанных две тысячи лет назад, можно прочесть о далеких Рифейских горах, где угрюмые грифы стерегут несметные золотые сокровища. Оказывается, они так называли наши Уральские горы. На Южном Урале найдены мастерские по раскалыванию камня у выходов кремня и яшмы.

Первоначально основным видом керамики являлась посуда. Однако обжиг, который придает глине водоустойчивость, огнестойкость и прочность, стал применяться только в неолите. При изготовлении керамики применялась ручная лепка. Изготовленный сосуд сушили в тени, затем обжигали на костре или в специальных печах.

Орнамент на глиняных сосудах Южного Урала богат и разнообразен. Сосуды – острореберные и колоколовидные – украшались богатым и разнообразным орнаментом, нанесенным гребенчатым штампом, резьбой или оттисками заостренного штампа. Для украшения сосудов применяли все основные геометрические фигуры: прямая, наклонная, волнистая или перекрещивающиеся линии, треугольники, квадраты. Ромбы, круги. Основной и наиболее древний мотив – волнистые линии.

Иногда керамика изготавливалась из глины, в которую добавлялись толченные речные раковины, слюда или тальк, отчего поверхность сосудов становилась наряднее и переливалась блестками.

Как мы видим на рисунках: керамика разных культур Южного Урала походила друг на друга по форме – это были большие кругло- или плоскодонные сосуды с высоким или невысоким горлом. Каждый народ украшал одежду, утварь и орудия труда определенным, отличным от других, орнаментом. Так полулунные отпечатки на керамике являют собой изображение следов животных, возможно лося или оленя. Специалисты по угорской этнографии отмечали, что следы, оттиснутые на сосудах, заменяли животных, что совершенно естественно для охотников, постоянно наблюдавших следы зверей и птиц на снегу или на мягкой почве и ассоциировавших их с самими животными.

Знакомство с ремеслом семьи Абдуллиных

После закрытия завода Валерий Вагапович создал свою мастерскую по изготовлению керамических изделий. Главным помощником его является жена Светлана Ураловна. Разнообразна продукция желтинских мастеров: это и горшки под жаркое, заварные чайники, крынки, жульенницы, модели разных зверей и сувениры. Продукция разлетается по всей России, ее можно увидеть: и в городе курорте Соль-Илецке, и в Башкирии, и в Казахстане. Часто мастер делает скульптуры огромных львов и на заказ для украшения фасада дома, декоративную лепнину потолков. Так увлечение переросло в семейное дело, которое приносит удовлетворение и доход. (Приложение 1)

hello_html_62fd6392.jpg

Результаты исследования

Таким образом, в ходе исследования я выяснила, что отличие от греческой керамики, где сюжетами для росписи сосудов служили легенды, мифы, олимпийские игры, в подборе сюжетов для керамической росписи Южного Урала характерны зооморфные мотивы: следы животных и птиц. Мошинская В.И. исследовавшая вопрос о значении плоскостных и рельефных зооморфных изображений на сосудах Южного Урала, предполагает, что подобные изображения имели и охранительное значение для сосудов, и что они, может быть, указывали, для чего данный сосуд предназначен, так как существовал запрет смешивать мясо и рыбу в одном сосуде.

Изучив литературу и различные источники, я пришла к выводу, что керамика и в Древней Греции, и на Южном Урале, выполняла не только практичные функции, но и имела охранительное значение. Особенно мне это удалось увидеть на сосудах Южного Урала. Таким образом, сопоставив образцы керамики древней Греции и керамики Южного Урала, я пришла к выводу: Что между этими цивилизациями существует тесная связь. Большой путь прошло человечество, держа в руке кусочек глины.
От неказистого глиняного горшка до электроники и космонавтики. Вращающийся гончарный круг похож на вращающуюся вселенную, создающую галактики, планеты и звезды. А руки мастера создают предметы быта и произведения искусства. И это вечное движение.

Изделия из керамики появились в древние времена, и сопровождают человека на всем пути развития цивилизации. Керамика – изготовление предметов из глины. Простота изготовления керамических изделий, доступность материала сделали их самыми распространенными изделиями в человеческой культуре.

Керамика


Мастера-гончары лепили из глины кухонную утварь, вазы, игрушки, декоративные изделия. В процессе развития цивилизации глиняные изделия совершенствовались и появились предметы несущие культурную ценность. Керамика стала декоративно-прикладным искусством. От технологии производства, состава смеси керамику разделяют на виды: букеро, фаянс, изразцы, терракота.

В архитектуре используются строительные и декоративные изделия из керамики: изразцы, кирпич, черепица. Керамические изделия, как декоративный элемент, применяют для облицовки фасада здания, стен, пола. Архитектурные колонны, карнизы, барельефы, вазы, скульптуры украшают интерьер здания. В России с XVI века, изразцами отделывали печи, стены церквей и храмов.

Изделия из глины занимают особое место в декоративно-прикладном искусстве всех народов. Керамика как народное искусство, в России активно развивается с XVII в. Наиболее известные художественные промыслы: Гжель, Скопин, Булхар, Дымка. Мастера-гончары создавали нарядную посуду, украшенную сюжетной росписью или орнаментом.
Декоративной скульптурой называют глиняные игрушки, фигурки, свистульки. В маленьких расписных фигурках передан характер русского народа: простодушие, удаль, талант. В древней Греции, керамика как вид художественного ремесла, достигла расцвета в V в. до н. э. Знаменитые расписные греческие вазы являются настоящими произведениями искусства.
Керамические изделия присутствуют в нашей повседневной жизни: в быту, строительстве, декоре и отделке. Фарфоровая, терракотовая и фаянсовая посуда, используется в домашнем хозяйстве. В зависимости от назначения, используем посуду: для принятия пищи и напитков, для краткосрочного хранения пищи, изделия для кухни.
Дополнением интерьера квартиры служат декоративные вазы, цветочные горшки, подсвечники из керамики. Сувенирные изделия, настенные декоративные блюда, тарелки создают уют. Оригинальная сантехника из керамики используется для ванной комнаты.
Керамическая плитка прекрасно смотрится в отделке стен и пола. С помощью кирпичей из керамики построим камин. В стоматологии, для лечения зубов, применяют керамические брекеты. Современные технологии позволяют использовать керамику в бытовой технике: обогреватели, электрические чайники.

Бытовая керамика и декоративно-прикладное искусство продолжают совершенствоваться с развитием современного мира.

Виды керамической посуды - Каменный лес Stone Forest

Содержание

Немного об истории материала

Многие учёные сегодня сходятся на том, что керамические изделия появились ещё в период неолита. Именно в это время люди начали вести оседлый образ жизни, занялись обустройством жилища, разведением скота, земледелием. И, естественно, для нормальной организации быта им требовалась посуда. Проще всего её было изготовить из глины, которую впоследствии обжигали для большей крепости. Обожжённая глина позволяла получить герметичные и при этом прочные ёмкости разного объёма для хранения продуктов разной консистенции.

История керамической посуды - Каменный лес Stone Forest

Изначально изготовление глиняной (керамической) посуды больше походило на лепку из пластилина. Нужную форму изделиям мастерицы придавали пальцами (да, до определённого момента этим промыслом занимались исключительно женщины).

Обжиг же осуществляли на кострах при довольно низкой (в сравнении с современной технологией производства керамики) температуре – всего около 600 градусов. Уже позже с развитием ремесленного мастерства появились специальные печи, в которых при помощи подкачки воздуха можно было добиться более высокой температуры.

Процесс изготовления прообразов керамической посуды был предельно простым, а потому неудивительно, что первые образцы были довольно хрупкими и неказистыми. Но и для этой проблемы люди нашли решение. Они наловчились полировать посуду при помощи камня или дерева. Затем, когда человек озаботился не только функциональностью своего жилища, но и его уютом, глиняные изделия начали украшать. Сначала это были лишь рельефные узоры, затем ёмкости обзавелись глиняными ручками, а чуть позднее их начали покрывать особой краской (которая добывалась всё из той же глины).

Расцвета производство посуды из глины достигло около 4000 лет назад в Китае, а вот в том виде, в котором представлено большинство керамических изделий сегодня, глиняные изделия начали производиться в XIII веке, когда страной правила династия Сунг.

Секреты технологии китайского фарфора тщательно охранялись. Ни одному европейцу не удавалось узнать хоть какие-то подробности создания тех удивительных изделий из тонкого и нежного материала. Но всё изменилось в 1710 году, когда Иоганн Фридрих Бёттгер (придворный немецкий алхимик) сумел самостоятельно подобрать формулу, которая позволяла изготовить керамическую посуду, практически полностью идентичную китайской.

Китайская керамическая посуда - Каменный лес Stone Forest

Это знаменательное открытие позволило открыть в городе Мейсене первую европейскую фабрику по производству керамики. Кстати, фабрика функционирует по сей день. Продукция, изготавливаемая немцами, пользовалась огромным успехом, особенно у аристократических семей из России. Заказов было порой так много, что производителям пришлось выделить несколько отдельных дней в неделе, в которые изготавливались керамические изделия только для клиентов Российской империи.

Современное производство

Сегодня керамика как отечественного, так и зарубежного производства изготавливается посредством обжига глины или глиняных смесей:

  1. Несмотря на большое разнообразие готовых изделий, для производства керамики используется только смесь из глины, каолина, полевого шпата и кварца.
  2. Для придания заготовке нужной формы мастера используют специальные гипсовые формы.
  3. После того как форма была создана, из заготовки удаляется воздух (это помогает повысить пластичность готовой продукции и улучшить общее качество продукции).
  4. Далее начинается основной этап производства: спекание. Сначала изделие спекают при высокой температуре, затем обжигают, а после этого покрывают декоративными составами. В зависимости от того, какой именно продукт должен получиться в конце, выбирается и температурный режим. Обычно показатели варьируются в пределах 900-1250 градусов Цельсия. Результатом такой обработки становится твёрдое глиняное изделие, которое при этом приобретает огнеупорность и химическую устойчивость.
  5. Для того чтобы избежать появления трещин готовую продукцию покрывают специальной глазурью.

Разновидности

Все керамические изделия принято разделять на две основные группы:

  1. Неглазированная керамика. Сюда входят терракота и гончарная керамика (наиболее древние виды изделий).
  2. Глазированная керамика. Её ещё называют поливной. К этой категории относится майолика, фарфор, фаянс и шамот.

Терракота

Терракота керамическая посуда - Каменный лес Stone Forest

Продукция, изготавливаемая из материала:

  • вазы;
  • скульптура;
  • черепица;
  • игрушки;
  • плитка для облицовки;
  • детали архитектурного ансамбля;
  • изразцы;
  • домашний декор (реже).

Гончарная керамика

Гончарная керамика керамическая посуда - Каменный лес Stone Forest

Такую керамику также подвергают морению, т.е. долгой выдержке в дыму медленно остывающей печи. Иногда мастера пользуются запаркой или обваркой: они вынимают готовое изделие из печки и опускают в воду, в которой была разведена мука. На поверхности заготовки образуются своеобразные подпалины, и она становится водонепроницаемой.

Сегодня гончарная керамика пользуется довольно широкой популярностью (даже в сравнении с фарфором). Из неё изготавливают:

  • горшки;
  • кувшины;
  • чашки;
  • предметы быта.

Майолика

Майолика керамическая посуда - Каменный лес Stone Forest

Майолика – это изделия, создаваемые из гончарных глин, которые покрываются особым типом глазури – эмалью. Техника майолики зачастую применяется для производства декоративной продукции, предметов декора, изразцов, наличников, панно. Встречаются и образцы посуды, выполненные в этой технике, но они, опять же, скорее являются предметами декора в современном мире.

Фаянс

Керамика, имеющая плотный мелкопортисый черепок (обычно белого оттенка). Такие заготовки покрываются прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. За основу фаянса берут белую глину.

Фаянс керамическая посуда - Каменный лес Stone Forest

Фаянс легко можно отличить от той же майолики: у него выступы на посудном донышке белые, а у гончарной керамики тёмные. Это отличие сближает материал с фарфором, однако он не обладает столь же ослепительной белизной и прозрачностью, как более дорогой фарфор.

Из фаянса изготавливают:

  • предметы сантехники;
  • посуду;
  • архитектурные детали;
  • посуду;
  • плитку для облицовки.

Фарфор

Особая разновидность керамики, отличающаяся стойкостью к химическому и температурному воздействию. Условно можно разделить фарфор на два вида:

Фарфор керамическая посуда - Каменный лес Stone Forest

И отличие этих двух разновидностей не в твёрдости фактуры, а в устойчивости к высоким температурам. В мягком фарфоре намешено гораздо больше сторонних веществ, которые придают готовым изделиям дополнительные характеристики, например, просвечиваемость.

Мягкий фарфор используется для изготовления предметов декора, а твёрдый для посуды и технических элементов.

Шамот

Это керамический бой, который замешивают на глине. Материал имеет грубозернистый состав, а глазурь, наносимая на поверхность изделий, растекается пятнами, не закрывая их полностью. Это придаёт особый шарм керамической продукции.

Шамот керамическая посуда - Каменный лес Stone Forest

Шамотная керамика не боится низких температур, чаще всего она используется в декоративно-прикладном искусстве, а также для изготовления вазонов, горшков, кашпо, амфор, оснований для фонтанов.

Читайте также: