Доклад читательская грамотность как основа успешности учащегося

Обновлено: 02.07.2024

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

В каждом наборе детей, готовность к школе (умение читать) разная. Детям сначало интересно прочитать на время, они готовы работать.

Формы и средства работы

Использую тексты блицконтроля скорости чтения и понимания текста, литературные тесты, которые содержат задания трёх уровней сложности. На уроках, в том числе и литературного чтения, использую парную форму работы:

  • поиск верных и неверных утверждений
  • найти речевые ошибки и исправь их
  • совместное изучение и пересказ в паре
  • деление текста на смысловые части
  • восстановить порядок действий по картинкам
  • озаглавливание каждой части
  • пересказ текста в паре

По методике Б.Эдигея, прочитать текст, в котором буквы в слове перепутаны. Постепенно задания усложняются и уже в конце 3-го класса читают текст, полность составленный из таких слов.

Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемного обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.

На уроке изучения нового материала стараюсь проработать два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Использую виды проблемных диалогов:

Хороший читатель

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики приходят к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература.

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской грамотности школьников.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

– сопереживать героям и автору;

– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

Для этого я применяю различные формы и типы творческих уроков:

– путешествия по сказкам

Также провожу тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.

Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания. Для развития творческого воображения своих учеников я прошу завести тетрадь (альбом), в котором они выполняют рисунки, озаглавливают части текста, подбирают пословицы и выполняют обложку к прочитанному произведению.

Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у школьников.

Применяю различные педагогические технологии и приёмы.

Технология критического мышления.

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему.

Почему Вы считаете (думаете) …?

Предположите, что будет, если…?

Верно ли …? Было ли …?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

ЗАДАНИЯ НА СЛАЙДЕ

Технология проблемного обучения

Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Для создания проблемных ситуаций использую также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выясняю уровень понимания произведения.

Проектная технология

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата - создание проекта.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

Информационно-коммуникационная технология

В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа PowerPoint). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы.

Здоровьесберегающая технология

Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

Личностно-ориентированная технология

На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Особенностями этой технологии являются:

Один из приемов работы - вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

  • Пробно-поисковые ситуации;
  • Беседы-дискуссии;
  • Сам задай вопрос;
  • Личный пример учителя;
  • Приём устного словесного рисования;
  • Словарно-стилистическая работа;
  • Элементы драматизации;

Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом, используя коммуникативно­деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.

Правильная грамотная речь - важнейшее условие для всестороннего развития детей. Читайте детям не нотации, а книги. (Г.Остер)

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся, а так же понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.

В докладе раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении учащихся на этапе получения основного общего образования. Даётся характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире. Определяется роль учебного текста и его типов при формировании читательской грамотности и с учётом специфики содержания учебного предмета; рассматриваются основные виды и стратегии чтения при работе с учебным текстом, предлагаются задания, нацеленные на формирование читательских (коммуникативных) умений учащихся при проведении смыслового анализа текста. Примеры заданий позволяют проиллюстрировать специфику работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, повысить активность учащихся, сделать уроки насыщенными и интересными и обеспечить достижение планируемых результатов.

II .Основная часть

1.Масштабность проблемы чтения

2.Смысловое чтение текста

3.Стратегии работы с текстом

IV.Список используемой литературы

I . Введение.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Такое развитие личности обучающегося предъявляет особые требования к образованию. В соответствии с ними к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися ООП ОО в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

На данный момент современными критериями проверки результатов обучения учащихся являются КИМы ОГЭ и ЕГЭ. Насколько успешно ученики сдадут эти экзамены, зависит от того, сумел ли коллектив педагогов создать условия для формирования универсальных учебных действий на уроках каждому. Ведь только формирование всех УУД в комплексе позволит ребенку реализовать свои способности в полной мере.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Актуальность проблемы чтения.

Взяться за данную тему нас заставило устное собеседование в 9 классе по русскому языку в прошлом году.От данного собеседования мы, учителя, удовлетворения не получили. Проблема, стоящая перед нами, была налицо. Дети не читают, речь развита плохо, строить монологическое высказывание не умеют, поэтому решили поучиться сами: поработали с научной литературой, изучили опыт работы других преподавателей,чтобы попробовать что-то изменить или внести что-то новое в свою работу на уроках.

II .Основная часть.

1.Масштабность проблемы чтения.

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.

В чем же причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?

На наш взгляд, их много (ведь это неспроста проблема глобального масштаба:

Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата)

Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере

Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).

Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.

Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами.

К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:

описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);

повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);

рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.

3. Стратегии работы с текстом.

Пока в своей деятельности мы выбрали немного стратегий, но стараемся их отрабатывать, чтобы был какой-то результат. Итоговое собеседование в 9 классе показало, что начало положено, и это радует.

СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание - прочитать текст. По технологии профессора Н.Н. Сметанниковой, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Целью предтекстовых стратегий являются:

постановка цели и задач чтения;

актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами;

актуализация предшествующих знаний;

формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий;

повышение скорости чтения и количества прочтений;

включение механизма антиципации – прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности;

формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.

Предваряющие чтение вопросы. Предваряющие изложение вопросы побуждают ученика искать в тексте ответ, сопоставлять его с вопросом и с собственными знаниями о предмете, т.е. активизируют мыслительную деятельность.

С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:

СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения являются:

выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение или отклонение, контекстуальная и смысловая догадка;

размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.

СТРАТЕГИИ ПОСЛЕТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Цель данной стратегии – применение и использование материала в самых различных ситуациях, сферах, формах и включение его в более масштабную деятельность: тестирование, таблицы, планы, рефераты, сценарии, плакаты, иллюстрации и т.д. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Рассмотрим некоторые стратегии послетекстовой деятельности:

III . Вывод.

Подводя итог всему сказанному, хочется обратить внимание на то, что особо важно в

каждом образовательном учреждении создать систему учебно-воспитательной работы, направленной на формирование грамотного читателя как основного фактора повышения успешности каждого ученика. В первую очередь это отразится на результатах ОГЭ и ЕГЭ, потому что группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать выпускники в процессе работы с контрольно-измерительными материалами.

Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной и во внеучебной работе, а так же привлечь к данной проблеме родителей.

IV . Список используемой литературы.

1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6

2.Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М.:2008

3. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.

4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.

5.Сметанникова Н. Н.Через чтение в мировое образовательное пространство.-М.,2001

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования

Таким образом, читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе . Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились.

Для чтения учащихся в условиях открытого образования характерны:

- доступность и мобильность текстовой информации (открытый текст);

- разнообразные способы социальной коммуникации в пространстве чтения (открытое сообщество чтения);

- свобода выбора способов чтения (открытый читатель).

Это дает возможность объективно оценить качество среднего образования в Беларуси и сравнить со знаниями сверстников других стран. Результаты теста являются основанием для формирования и корректировки образовательной политики.

Так что же такое читательская компетентность? Как ее измерять?

Для определения содержания читательской компетентности выделяются следующие аспекты:

вычитывание информации из текста;

размышления и оценка прочитанного.

Структура читательской компетентности состоит из следующих компонентов:

познавательный – знания (степень их обобщения и полноты);

операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса выполняемых действий);

ценностно-смысловой – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).

- компетентность в планировании и подготовке уроков;

- компетентность в управлении классом;

- создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность;

- планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся;

- использование разнообразных методов оценивания.

Компетентность в планировании и подготовке уроков:

- высокий темп работы;

- концентрация и переключение внимания учеников;

- многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютер.

Бесспорно, отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

Учителя начальных классов Третьякова Г.А., Качан И.Л. использует коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию образовательного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.

В 3-4-х классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным центром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Учителя Грядовкина З.П., Шаблина Е.А., Бекещенко Ж.Л., Дубко В.А. на своих уроках формируют у учащихся такие умения, как выделять главное, давать оценку прочитанному, размышлять о прочитанном, сравнивать действия героев, произведения.

На выходе в 5 классе учащийся должен уметь:

- размышлять о прочитанном;

- давать оценку прочитанному;

- работать с разными источниками информации.

Учителя иностранного языка Пискун С.А., Масько М.В., Виноградова В.В., Федченко М.В. используют метод проектов, что способствует развитию аналитических умений учащихся, развивает навыки самостоятельной работы, выделять главное.

Активное использование информационно-коммуникационных технологий учителями Гусаковым П.И., Жималоскиной К.В., Вашедок Т.В., Дикович Т.П. способствует формированию таких читательских компетенций как способность работать с разными источниками информации.

- умения и навыки локализации исторических фактов и процессов во времени и пространстве, составлять хронологические таблицы и синхронистические;

- умение анализировать исторический материал;

- умение синтезировать и обобщать исторический материал.

Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся школы. Учителями физики и химии Коюшевой С.Н., Федченко Л.В. активно используются различные приемы работы с учебником. Это способствует умениям устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника, сравнивать изучаемые явления, делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам, составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника, делать анализ содержания рисунков, выполнять опыты, описанные в учебнике.

Учитель белорусского языка и литературы Науменко А.А. внедряет технологию проблемного обучения, л ичностно-ориентированную технологию. На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Однако большинство детей именно усваивают определенные модели читательской деятельности в семье. Именно семья руководит их процессом становления как компетентного читателя. Дети, которые видят взрослых, читающих художественную литературу или использующих тексты как источник информации с различными целями, намного быстрее и эффективнее учатся ценить и использовать печатные материалы. Об отношении родителей учащихся IV, VII классов к чтению свидетельствуют их ответы на вопрос анкеты, в котором они высказывают свое мнение:

-15 из 20 родителей волнует проблема детского чтения;

-9 родителей не возражают против проведения консультаций или семинаров по проблемам детского чтения;

-11 обсуждают прочитанное с семьей;

-13 считают чтение полезным занятием, а 5 хорошим средством времяпровождения и развлечения.

По результатам анкетирования педагогов 62 % из них работают над формированием читательской грамотности учащихся в процессе обучения своему учебному предмету часто, 36 % – иногда, по мере необходимости; 2 % – редко, ввиду недостатка учебного времени или специфики предмета. На учебных занятиях педагоги чаще всего используют следующие формы работ:

- работа с целым классом – 62%,

- с группами учащихся с одинаковыми способностями – 61%,

- используют индивидуальные формы работы – 69%,

- организуют самостоятельную работу – 100%.

В качестве заданий к тексту используются письменные ответы на вопросы, проверяющие понимание текста – 38%, устно ответить на вопросы о прочитанном-92%, подготовить групповой проект о прочитанном – 23%.

Среди видов работ наиболее популярны чтение учителя всему классу – 84%, чтение учащихся вслух – 84%. Также педагоги используют такие задания, как сравнение прочитанного учащимися с тем, что они читали раньше и со своим жизненным опытом; прогнозирование событий, которые произойдут дальше в тексте; описание основных характеристик прочитанного текста (структуры текста, его стиля и др.). Таким образом, ответы большинства педагогов показывают, что в процессе обучения учащихся они уделяют внимание формированию читательских умений. Вместе с тем результаты работы позволяют сделать вывод о недостаточной эффективности предпринимаемых усилий.

Анализ результатов международных исследований читательской грамотности позволяет сделать вывод о связи между отношением учащегося к чтению и уровнем развития его читательской грамотности. Учащиеся, которым нравится читать и которые готовы прилагать усилия, чтобы делать это хорошо, обычно читают чаще и имеют более широкий круг чтения, что в свою очередь расширяет их читательский опыт и улучшает их способности к пониманию текстов. Формирование положительного отношения учащихся к чтению и адекватной самооценки в связи с собственным чтением в большинстве стран является главной целью обучения чтению. Об отношении учащихся VI, VII классов к чтению, о формах работы на уроке, об отношении родителей к детскому чтению позволили судить их ответы на вопросы анкеты. Так на вопрос читаете ли вы для собственного удовольствия, 10 учащихся ⅤI класса из 20 ответили – часто, 7 – иногда, 3 – никогда. В ⅤII классе из 25 большинство учащихся читает для собственного удовольствия только иногда. На учебных занятиях после прочтения материала 8 учащихся часто рассказывают о прочитанном, письменно отвечают на вопросы – 6 учащихся, выделяют основные идеи прочитанного 6, делают выводы о прочитанном 6 учащихся в ⅤI классе, в ⅤII классе эти задания выполняют 13-15 учащихся из 25. После прочтения материала обсуждают его с друзьями и родителями только 30% учащихся. 45% учащихся читают только потому, что этого требуют учителя и родители. У 15 учащихся дома нет ни одной книги или несколько, у 75% учащихся не более 25 книг. Чаще всего учащиеся ищут информацию в интернете. В свободное время играют на компьютере или смотрят телевизор. 40% учащихся обрадовались бы, получив книгу в подарок. 85% признают, что чтение пригодится им в будущем.

Результаты данного опроса свидетельствуют о том, что, с одной стороны, абсолютное большинство учащихся понимают важность чтения для собственного будущего; с другой – читают только по необходимости. Между тем ситуация, когда учащийся читает по необходимости, то есть вынужденно, не позволяет проникнуться текстом, вызвать нужный эмоциональный отклик.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что читательская компетентность должна целенаправленно формироваться на должном уровне в начальной школе, но дальнейшая работа по её формированию должна быть связана с её развитием и на других ступенях обучения, что предполагает владение учителями всех предметов технологиями, приемами, стратегиями текстовой деятельности.

Автор: Железовская Ирина Алексеевна

Населенный пункт: Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево

“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА: (на слайде нет)

1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

4. Подведение итогов мастер-класса.

Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания идр. как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

● ответы на вопросы;

● анализ и интерпретация произведения;

● написание сочинения. Др.

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

II. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, их очень много, с тремя приёмами вы поработаете в группах.

1.Группы работают 7-10 минут.

2.Учитель оказывает помощь участникам групп.

3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Описание приёма:

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Цель приёма:

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Как применяется на уроке:

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Рассмотрим пример применния данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.

В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.


Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

В статье рассматриваются проблемы формирования грамотного читателя, умеющего читать и анализировать большой объем информации. В начальной школе необходимо активизировать чтение как базу интеллектуальной технологии для развития потенциала личности, усвоения знаний и социального опыта. Предложены технологии, которые способствуют формированию читательской грамотности младших школьников, что является базой функциональной грамотности.

Оценить 3029 1

Читательская грамотность как основа развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Автор: Королева Е.О.

В статье рассматриваются проблемы формирования грамотного читателя, умеющего читать и анализировать большой объем информации. В начальной школе необходимо активизировать чтение как базу интеллектуальной технологии для развития потенциала личности, усвоения знаний и социального опыта. Предложены технологии, которые способствуют формированию читательской грамотности младших школьников, что является базой функциональной грамотности.

Читательская грамотность как основа развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Формирование читательской грамотности младшего школьника – одна из самых актуальных задач современного начального образования.

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной начальной школы, решающей задачи реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Младший школьный возраст характерен активным целенаправленным процессом формирования мировоззрения школьника, его моральных, идейных и политических представлений, переживаний, развития интересов и способностей. Наиболее важной для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Чтение в начальный период обучения является одним из главных средств познания мира. В этот период обучения чтение должно стать мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, его самопознания и развития. Станет ли оно таковым, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений учащихся (Program for International Student Assessment PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности учащихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников.

Формирование грамотного читателя, умеющего читать и анализировать большой объем информации, является мировой проблемой. Проведенные исследования PISA (международное сравнительное исследование образовательных достижений) подтвердили это экспериментально.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году.

В 2000 году в тесте участвовало 265 000 учеников из 32 стран. Основной темой было умение читать и понимать прочитанное. Две трети вопросов этого теста были посвящены именно этому. Россия по чтению набрала 462 балла (27-е место), по математике — 478 баллов, по научной грамотности — 460 баллов.

Больше 275 000 учеников из 43 стран участвовало в PISA-2003. По чтению лидером стала Финляндия, набравшая 543 балла. Россия получила 442 балла, США — 495 баллов, Сербия — 412 баллов.

В 2006 году Россия среди 57 стран по чтению была на 36 месте, набрав 440 баллов. Лидером оказалась Южная Корея, получившая 556 баллов.

В 2009 году в исследовании принимали участие уже 74 страны.

По чтению Россия оказалась на 42-м месте, набрав 459 баллов и улучшив таким образом свой результат по сравнению с 2006 годом. Лидером по данному показателю стал китайский город Шанхай, набравший 556 баллов. Россия в рейтинге PISA 2009 заняла место выше Сербии и Болгарии и ниже Турции и ОАЭ.

В 2015 году участие в PISA принимали 70 стран. Согласно результатам - Россия занимает 26-е место по читательской грамотности.

В исследовании 2018 года основное внимание уделялось выявлению тенденций развития читательской грамотности в мире за последние годы и оценке функциональной грамотности в области чтения. В исследовании планировалось участие более 8 тыс. учащихся из более 200 образовательных организаций 43 регионов Российской Федерации. В выборку вошли 15-летние учащиеся школ и образовательных учреждений среднего профессионального образования.

В этой связи, уделено особое внимание решению проблемы формирования читательской грамотности на первом этапе школьного образовании.

Рассмотрим термины и понятия, применяемых в области читательской грамотности.

Из полученных результатов исследования PISA следует сделать вывод о том, что необходимы поиски разнообразных путей развития функциональной грамотности по чтению.

Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.

Задача учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях остается все еще актуальной.

Для того чтобы совершенствовать обучение грамотности чтения, прежде всего необходимо согласиться с широким пониманием этого понятия, предлагаемым в исследовании, то есть понять важность использования прочитанного в различных жизненных ситуациях.

Развитый читатель не только умеет читать, но и ценит чтение, активно использует его при решении самых разных задач. Поэтому цель обучения – развитие интереса к книгам и чтению, расширению круга чтения младшего школьника и как итог формирование культурного читателя.

1. Извлечение информации из текста.

2. Создание общего понимания текста.

3. Понимание информации, сообщенной в тексте, ее перевод на язык читателя (интерпретация).

Данные умения, позволяющие полноценно и глубоко понять текст, укрупнены и соответствуют действиям:

В рамках теста PISA данные умения включают в себя следующее.

Умение первое: найти и извлечь (информацию из текста). Работая с тестом, учащиеся должны связать суть вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация должна содержаться в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса четко указано что (какую именно информацию) требуется найти.

Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение. Определение главной идеи предполагает установление иерархии высказанных в тексте мыслей, показывает, может ли читатель отделить главное от второстепенного или узнать главную мысль в определенном Высказывании или заглавии текста.

Следует обратить внимание учителей начальных классов на методы и приемы образовательных технологий, наиболее эффективных при формировании читательской грамотности.

Наиболее эффективны и популярны среди творчески работающих педагогов приёмы таких технологий как технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология продуктивного чтения (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова), методика развития интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка (Г.А. Бакулина). Причем отдельные приёмы данных технологий эффективны при Изучении любого учебного предмета.

Остановимся на основных методических приёмам этих технологий.

В технологию критического мышления через чтение и письмо входят различные методические приемы:

2. методы активного чтения и слушания (Инсерт, чтение с остановками);

3. методы организации групповой работы (чтение и суммирование в парах, зигзаг).

Рассмотрим основные методы, применяемые на практике:

Приемы активного чтения:

Приемы активизации ранее полученных знаний:

Приемы графической организации учебного материала:

Приемы, требующие творчества учащихся:

Методы и приемы, используемые при групповой работе:
Метод «Шесть шляп критического мышления

Технологии продуктивного чтения предполагает три этапа: работа с текстом до чтения,

работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.

Для того чтобы понять суть данной технологии сравним эти этапы с традиционной методикой.

Продуктивное чтение: ученики прогнозируют содержание текста по его названию, иллюстрации, ключевым словам. Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения.

Традиционный урок. Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают.

Продуктивное чтение: читаем и ведём диалог с автором – задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту.

Традиционныйурок.Ученикиотвечаютнавопросыучителяи перечитывают текст по заданию учителя.

Продуктивное чтение: беседуем и уточняем позицию автора.

Авторы утверждают, что эта технология едина для всех учебных предметов, но специфика её реализации для уроков по различным дисциплинам и по возрастным группам учащихся, конечно же, есть. В полной мере эта технология реализуется на уроках литературного чтения.

Основными положениями методики являются:

1)систематическое использование антиципации (т. е. опережающего отражения окружающей действительности) на всех или большинстве структурных этапов урока русского языка;

2)целенаправленное развитие логического мышления учащихся;

3)повышение речевой активности школьников.

Использование этих и других образовательных технологий и авторских методик должно стать средством, а не целью в работе учителя начальных классов. Творческое использование традиционной и инновационных методик обучения призвано заложить основу читательской грамотности учащихся.

Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а так же в структуре урока.

Список используемой литературы:

Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению / Кн. Для учителя. – М.:Просвещение, 1990. – 128 с.

Учимся для жизни: что знают и умеют учащиеся. PISA Результаты международного сравнительного исследования функциональной грамотности 15 летних учащихся // Отчет Центра оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО). – Б.: 2012. – 230 с.

Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. –215 с.

Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: книга для учителя / Н. Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991. 206 с.

Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Красноярск. – 2012.

Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И.Д. Фрумина. – М.: Изд. дом. Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 284 с.

Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.

Читайте также: