Диалогическое и монологическое общение на уроке доклад

Обновлено: 23.07.2024

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе педагогического общения происходит в монологической и диа-логической формах устной речи.

Монолог – это форма речи, образуемая в результате ак-

тивной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с ре-чью собеседника ни в содержательном, ни в структурном от-ношении.

Основные коммуникативные ситуации употребления моноло-га в профессионально-педагогическом общении – это речь учи-теля в учебно-воспитательном процессе. Монологическая фор-ма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного по содержанию или большого по объему материала. Данная форма требует от педагога соблюдения логики, убеди-тельных доказательств, обобщений, использования всех воз-можностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминаю-щие сравнения, исторические экскурсии).

По классификации В. В. Виноградова, разработанной на ос-нове признака – цели высказывания, все монологи делятся на:

– монолог убеждающей окраски – примитивная форма ора-торской речи;

– монолог лирический – речевая форма изъявления пережи-ваний и эмоций;

– монолог драматический – сложный вид речи, в которой язык слов является лишь как бы аккомпанементом другим системам психического обнаружения36.

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение активных форм обучения и воспитания спо-собствуют распространению диалогической формы обучения.

В педагогическом общении диалог рассматривается как по-переменный обмен рациональной и эмоциональной информаци-ей, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно.

М. М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельно-

36 Виноградов, В. В. О языке художественной прозы / В. В. Виногра-


дов. – М., 1980. – С. 253.

го человека, она рождается между людьми, совместно ищущими в процессе их диалогического общения.

Диалог является первичной естественной формой языкового общения. Информационная полнота диалогической речи в зна-чительной степени обеспечивается интонацией, мимикой и же-стами ситуативной обусловленности.

Традиционно выделяются следующие виды диалога. Информативный диалог состоит из вопросно-ответных пар,

его целью является получение информации.

Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обе-щание или отказ выполнить предлагаемое действие. При этом подразумевается, что говорящий выдает программу действий, а слушающий берется за ее исполнение.

Диалог-обмен мнениями – это обычно спор, дискуссия. Обасобеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе. Для данного типа диалога характерно тематическое единство при различных взглядах собеседников на проблему.

Диалог, ведущийся с целью установления, регулирования межличностных отношений.

Праздноречивый диалог направлен на эмоциональное обще-ние (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх).

В профессионально-педагогическом общении диалог – это не просто вопрос – ответ, он ориентирован на решение учебно-вос-питательных целей и предполагает выявление (в беседе, дискус-сии, дебатах, на заседаниях круглого стола) отношения школь-ников к обсуждаемой проблеме, людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопо-нимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.

В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.

Чтобы сделать общение диалогичным, педагогу необходимо прежде всего учитывать эмоциональное состояние воспитанни-ков, свое отношение к ним, опираться на положительное в со-беседниках, обеспечивать ситуации успеха, проявлять живой интерес к обмену информацией.

Большое внимание к педагогическому диалогу придавал

при условии, что между педагогом и ребенком возникают духов-ная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжела-тельность. Обе стороны диалога (если мы действительно имеем место с диалогом) ведут себя естественно, искренне стремясь понять друг друга. Педагог избегает прямых оценочных суж-дений, давления собственным авторитетом. В диалоге каналы влияния открыты, в том смысле, что учитель тоже меняется под воздействием общения с ребенком.

Н. Ильин также большое внимание уделял умениям педагога организовать диалогическое взаимодействие, при этом он вы-делил следующие условия:

1. Если задаете вопрос, дождитесь, когда ваш собеседник на него ответит.

2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика, чтобы он высказал свое отношение к ней.

3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряй-те поиск таковых самим учеником.

5. Чаще смотрите в лицо своему собеседнику.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Казанская основная школа

на тему: Развитие монологической и диалогической речи учащихся как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы

учитель русского языка и литературы

В соответствии с этим внедряемые в последнее время методики включают следующие виды работ на уроках по развитию коммуникативных умений:

Однако наблюдения на уроках коллеги показали, что преобладает речь учителя, а ученики отвечают односложно или только заученный текст, не высказывая своего мнения, своей позиции. Придя в класс, я наблюдала, что в детях слабо развиты коммуникативные способности, дети замкнуты и зажаты. Дети слабо выражают свое мнение и боятся сделать ошибку, робко высказывают свою точку зрения, хотя если учитель настойчиво начинает спрашивать, они говорят правильно или то, что учитель хотел от них услышать. Очень сложно им дается диалог между собой (по теме урока).

В нашей школе с апреля по май проходила практику слушатель Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан 2 уровня учительница казахского языка и литературы Даниярова Р.К.

«Возрастающее количество исследований подтверждает, что дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им участвовать эффективно и успешно в более широких коммуникационных вопросах, к которым у них имеется увеличивающий доступ




К примеру, Юра (отличник) на первых уроках, проводимых по кембриджской технологии обучения, стеснялся общаться во время тренингов,


во время работы в группе, не проявлял инициативу, находился в стороне.



Хорошо работал тогда, когда необходимо было работать индивидуально, самостоятельно обработать информацию, проанализировать, сделать вывод.



Постепенно, начиная с работы в паре, он начал проявлять интерес и к работе в группе.





Позже, Юра отвечал за добывание информации в сети ИНТЕРНЕТ, научился передавать ее группе, приобрел навыки групповой работы, улучшил навыки диалогической речи.

В беседе он сказал, что чувствует поддержку одноклассников, ему нравится работать с постерами, легче стало выполнять упражнения в группе, нравится, что на дом задают новые виды работы – Юра самостоятельно готовил презентацию биографии В.М. Шукшина в качестве домашнего задания и самостоятельно изложил новую информацию.



Маша довольно умело руководит процессом работы в группе, например, делят текст на части и распределяют между учениками для обработки, формулирует выводы, распределяет задания для работы на постере, рассуждает, как в целом будет выглядеть постер и т.д.



нравится деление на группы, изготовление постеров; работает над своей устной речью, старается полностью передать свою мысль, раскрыть ее.



работая в паре – часто доминирует, аргуменированно представляя свои идеи



С удовольствием участвует в физминутках, всегда уверенна, благодушно настроена, хороший помощник учителю – не стесняется при объяснении фактов, принципов или процедур..




На первых уроках видно было, что Мейрамгуль не всегда легко выражать свою мысль, некоторые моменты урока ей были непонятны и поэтому не интересны, она не участвовала в дебатах, обсуждениях и работе в группах.





Затем, я заметила, что Мейрамгуль полностью преобразилась – ее на уроке не отличить от сильных учеников (например, от Маши), она участвует во всех видах работы, ученики заметно меняют свое отношение к ней – она активнее вовлекается в обсуждение, диалог и аргументацию.



Использование различные приёмы технологии Развития Критического Мышления через диалог действительно, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет навыки, способствует к их осознанному применению.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении приемов критического обучения у детей развивалась диалогическая речь. Использование нетрадиционных подходов в преподавании является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных процессов. Что и было увидено мной в процессе проведения исследования.

Любой процесс развития является долгосрочным и трудоемким. Мне предстоит еще много работы в данном направлении, так как каждый ребенок это индивидуальность и методы, которые работают на одном ученике могут оказаться малоэффективными с другим.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Только в диалоге развивается способность мыслить.
В беседе создаются условия для взаимодействия
понимающих сознаний.
М.М. Бахтин.
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка, где учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который очень любит играть и поэтому нужно построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но в то же время, чтобы они учились думать, работать с учебным материалом, осваивая все новые и новые знания.

Я считаю, что одним из важных факторов планирования урока является эффективное использование новых подходов преподавания и обучения.

На современном этапе работе в группах и диалогу на уроке отводится главная роль. Ученик становится не пассивным слушателем, а активным участником учебного процесса.

Ученики начальных классов, часто испытывают трудности в общении на уроке, не умеют слушать друг друга, стесняются выражать открыто свои мысли, не умеют тактично поправлять, не умеют задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников. Поэтому диалогическую речь необходимо развивать на каждом уроке будь то русский язык, математика, познание мира, литературное чтение. Для этого учитель в своей работе должен использовать методы и приемы диалогического обучения.

Диалог – это форма общения, состоящая из регулярного обмена высказываниями. Это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере ученики обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

В ходе своей школьной практики я внедряю диалог на многих своих уроках, так как считаю, что развитие диалогового обучения на уроках играет одно из важных значений. Для того, чтобы развить диалоговое обучение, большое внимание уделяется выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями.

На начальном этапе внедрения методов и приёмов диалогового обучения в своей практике, считаю, что самым важным является правильная рассадка учащихся в пары. Потому что, создание в классе коллаборативной среды благоприятно влияют на весь учебный процесс, учащиеся чувствуют себя комфортно, им хочется работать, помогать друг другу. Если учащиеся будут комфортно чувствовать себя в паре и даже в малой группе, то это так же повлияет на их диалогическое общение. Учащиеся будут с удовольствием рассуждать, обмениваться своими мыслями и новыми идеями, выслушивать другу друга учитывая и принимая мнение каждого как в паре, так и в малой группе.

В моем классе обучается 24 учащихся и получается, что я могу рассадить детей как в пары, так же можно разделить на 4 группы по 6 человек. Учитывая их возрастные особенности, рассаживаю детей по желанию лидера, по симпатиям, по геометрическим фигурам, по сложенным картинкам и т.д. Всегда при делении стараюсь, чтобы получалось, что в группе или паре присутствуют успевающие ученики, которые помогают слабоуспевающим. Данная рассадка способствует развитию диалогической беседе на уроке.

Диалоговое обучение может быть организовано путем развития диалогической беседы трех типов: дебаты, кумулятивная и исследовательская беседа. В практике учителей начальных классов широко применяется два вида беседы: кумулятивная и исследовательская. Беседа-дебаты, в силу возрастных психологических особенностей используется реже.

В своей работе, на уроках, учу детей говорить, рассуждать, обобщать, развиваю умение слушать других, формирую коммуникативные навыки.

Я считаю, что диалоговое обучение, а именно диалогическая беседа, приносит большую пользу в развитии и обучении детей. Ведь именно диалогическая беседа помогает ребенку правильно пользоваться главным инструментом общения - речью.

При ведении бесед на уроках я столкнулась с проблемой: учащиеся не дают полные ответы на вопросы, используют в качестве ответа одно слово. Причина этого в слабом словарном запасе детей и непонимании ими структуры высказывания.

Обучение детей правильной постановке вопросов является одним из приоритетных направлений в процессе диалогового обучения.

Активный диалог должен начинаться уже при работе в паре. Именно здесь закладываются основы диалогового обучения. Для себя я отметила, что на будущее необходимо внести коррективы в постановку вопросов.

Диалог, который основан на вопросах и ответах реально дает ощутимую пользу. Считаю, что без диалогового обучения не может обойтись ни один урок. К тому же в силу специфики общественных наук диалоговое обучение необходимо на уроках познания мира не просто как возможность говорить, вести беседу, но и как процесс позволяющий развивать навыки критического мышления. Через диалог, дети, работая в паре, группе отбирают и сортируют учебный материал, применяют полученные знания на практике, сравнивают и анализируют определенные события и процессы, дают им оценку, могут аргументировано делать заключения и выводы и отстаивать свою точку зрения.

Из своего личного опыта, могу сказать, что я заметила, что мои ученики стали больше думать, лучше говорить, активнее формируется их мышление и речь. Результатом моих уроков стало то, что дети открывают и осваивают новые знания, учатся применять их на практике. При групповой работе учащиеся в диалогической беседе учатся навыкам взаимооценивания и самооценивания.

Учащиеся ведут себя по-другому: они могут, не стесняясь задавать вопросы друг другу, попросить помощи даже у тех ребят, с которыми общаются только во время уроков. Мои ученики на уровне своего возраста совершенства пока не достигли, они еще второклассники. Поэтому еще необходимо много работать над всесторонним развитием детей, над обогащением словарного запаса, учить детей говорить, мыслить и думать.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: пониманием на слух речи на иностранном языке, чтением, письмом и говорением.

В связи с этим необходима разработка комплекса упражнений для обучения говорению на английском языке Участие в общении предполагает овладение устной речью на иностранном языке, т.е. создание навыка говорения. В отличие от аудирования, собственно говорение не предъявляет столь высоких требований к объему словаря, объему языкового материала как условию, обеспечивающему реализацию этого навыка. Однако, говорение довольно жестко устанавливает объем необходимого минимума словарного и вообще языкового материала, которым должен овладеть обучаемый для полноценного участия его как личности в процессе общения. Этот минимум, кроме словарного и грамматического материала языка, предполагает овладение целым рядом основных экстралингвистичесчких средств данного языка, как, например, абсолютный темп речи, характер пауз (их длительность и размещение), а также жесто-мимические особенности данного языка.

Исключительно велика роль педагога в формировании умений речевого общения школьников. И здесь первым важнейшим условием развития речи и мышления учащихся является свободная и точная речь педагога. Высокая культура речи — важное условие рационального использования времени учителем.

Несмотря на все при обучении устной речи на уроках учитель сталкивается с определенными проблемами. К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как: - ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике; - учащиеся не понимают речевую задачу; - у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи; - учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам; - учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке. Но наибольшую трудность, как мне кажется, представляет сравнительно неширокий кругозор учащихся, их малый опыт, недостаточная начитанность. Порой проблемой является не то, что у учащихся отсутствует лексический минимум владения иностранным языком или затруднение в использовании грамматических языковых навыков в речи, а именно в незнании, что сказать в принципе, в отсутствии каких-либо практических знаний в той или иной области, либо в неумении логично ясно и четко сформулировать свои мысли.

Обучение говорению в старших классах опирается на сформированные ранее умения и навыки говорения, которые закладываются в начальной и средней школе, при выполнении подготовительных речевых упражнений, с опорой на образец, по данной модели или подстановочных упражнений. Общение происходит в пределах, обозначенных в Стандарте и Программе, в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер, в диалогической монологической и полилогической формах.

Весь ход работы обеспечивается системой подготовительных и собственно коммуникативных упражнений. В процессе выполнения подготовительных упражнений, учащиеся овладевают отдельными лексическими единицами, автоматизируют определенные грамматические навыки, воспроизводят материал без существенных изменений. В процессе выполнения коммуникативных упражнений учащимся предлагается решить (убедить, расспросить, проинформировать, рассказать, сообщить, описать, доказать) коммуникативные задачи разной степени сложности: от высказывания на уровне одной фразы или микродиалога до расширенного монологического высказывания или расширенных реплик в полиологе или диалоге; от выступления по известной проблеме, до обсуждения новых для учащихся проблем. Контроль за умениями учащихся в говорении осуществляется на заключительных контрольных уроках.

Читайте также: