Доклад на тему что мы уже знаем об имени существительном

Обновлено: 17.05.2024

Имя существительное — это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности/ неодушевленности, рода, числа и падежа.

Определение имени существительного:

Существительные называют предметы в широком смысле, то есть не только конкретные предметы окружающей действительности, их совокупности или составные части, но и живых существ, а также действия и состояния в отвлечении от их производителей, свойства и количества в отвлечении от их носителей. Следовательно, значение предметности – это отвлеченное грамматическое значение, свойственное всем без исключения существительным.

Собственные/нарицательные имена существительные:

В этом случае существительное перестает обозначать индивидуальный предмет, а приобретает значение обобщения какого-либо явления или каких-либо предметов или имеет оценочную коннотацию, то есть фактически изменяет свою семантику, например: Вася Иванов — хороший человек. Ивановы собрались в отпуск. В первом примере — индивидуальная номинация предмета, во втором — обобщенное наименование предмета. В любом случае противопоставление собственных существительных по числу без изменения лексического значения является невозможным. Нарицательные имена существительные обозначают предмет из ряда подобных, однородных предметов, понятий, веществ. Основной грамматической особенностью является изменение по числам, если нет семантических ограничений; основной орфографической особенностью является написание со строчной буквы.

Одушевленные/неодушевленные имена существительные:

Следует обратить внимание, что основным фактором определения одушевленности или неодушевленности в русском языке является грамматический факторсовпадение окончаний именительного и винительного падежей множественного числа для неодушевленных существительных и именительного и родительного падежей множественного числа — для одушевленных имен существительных. Стоит отметить, что этот способ определения грамматической одушевленности/неодушевленности практически универсален и не представляет трудностей для учащихся. Среди множества имен существительных встречаются такие, которые обнаруживают колебания в принадлежности к одному из разрядов, например, некоторые наименования микроорганизмов или насекомых и рыб. Многие лингвистические источники указывают, что существительные типа молодежь, студенчество, народ являются неодушевленными существительными. Следует уточнить, что эти существительные обозначают совокупность биологически живых предметов, относятся к разряду собирательных существительных, которые по числам не изменяются, поэтому их грамматическую одушевленность/неодушевленность установить невозможно. По нашему мнению, эти и другие существительные, не имеющие форм множественного числа, не стоит непременно включать в какой-либо из двух разрядов, достаточно указать, что они находятся вне одушевленности/неодушевленности по грамматическому показателю, который, как отмечалось ранее, признается всеми лингвистами решающим фактором.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Конкретные и вещественные имена существительные:

Достаточно сказать, что только конкретные имена существительные могут изменяться по числам и сочетаться с количественными числительными, поскольку обозначают конкретный предмет, имеют, как правило, полную парадигму склонения, могут быть грамматически определены как одушевленные или неодушевленные. Вещественные имена существительные обозначают вещество, отвлеченные — абстрактное понятие, собирательные — предмет как совокупность, все они не могут изменяться по числам и сочетаться с количественными числительными, то есть считаться, а значит, имеют неполную парадигму склонения (она состоит только из 6 членов) и находятся вне грамматической одушевленности/неодушевленности. Отметим, однако, что количество вещества можно измерить, поэтому вещественные существительные могут сочетаться со словами меры, что не меняет других характеристик этого разряда слов. Итак, выделение всех лексико-грамматических разрядов имен существительных важно для системной характеристики имени существительного, и, независимо от того, что отмечается в каждом конкретном учебнике русского языка, а что не отмечается, пренебрегать лексико-грамматическими разрядами, по нашему глубокому убеждению, не стоит.

Категория рода имени существительного:

Категория рода для имени существительного является классифицирующей категорией. У всех существительных, кроме тех, которые всегда употребляются во множественном числе, по начальной форме определяется грамматический род. Стоит лишь помнить, что имена существительные по родам не изменяются. Следует пользоваться различными методами определения рода у изменяемых имен существительных и у неизменяемых имен существительных.

Изменяемые имена существительные могут иметь формы и значения мужского и женского рода, форму среднего рода, имеют место существительные общего рода и те, которые находятся вне категории рода. Основным показателем рода изменяемых существительных является морфологический, который представлен двумя разновидностями: 1) для существительных, имеющих твердую основу и нулевое окончание или мягкую основу и материально выраженное окончание в парадигме (стол, стена, земля, окно, поле), морфологическим показателем является окончание именительного падежа единственного числа: -а (-я) – для женского рода, нулевое окончание – для мужского, -о, -е — для среднего рода. 2) для существительных, имеющих мягкую основу и нулевое окончание в именительном падеже (пень, лень) или основу на шипящий (плащ, рожь), морфологическим показателем является окончание родительного падежа, поскольку в именительном падеже данные существительные не различаются: пня, лени, плаща, ржи.

Другими показателями рода для изменяемых имен существительных являются семантический, словообразовательный и синтаксический. используется для различения рода существительных, обозначающих лиц мужского или женского пола: мама, папа, тетя, дядя, бабушка, дедушка. В этом случае категория рода имеет номинативный характер.

Словообразовательный показатель используется в том случае, если существительное имеет суффикс субъективной оценки: хозяюшка, домишко, заюшка. Чтобы определить род подобных существительных, необходимо отбросить суффикс субъективной оценки и вернуться к производящей основе: заяц, хозяйка, дом, после чего обратиться к морфологическому показателю рода. Следует обращать внимание учащихся на окончание существительного с суффиксом субъективной оценки.

Синтаксический показатель позволяет определять род существительных общего рода в тексте. Известно, что в русском языке имеют место существительные, которые в равной степени могут обозначить лиц и мужского, и женского пола, то есть выступать в значении и мужского, и женского рода, при этом формальный родовой показатель относит их к женскому роду. По лексическому значению этих существительных определить конкретный род не представляется возможным, поскольку значение какого-либо из двух родов может проявиться только в контексте, отсюда и выбор показателя рода — синтаксический. Показателей у одного изменяемого существительного может быть два или несколько, и это целесообразно отмечать.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Неизменяемые имена существительные являются преимущественно заимствованными из разных языков, не имеют специальных показателей рода в русском языке, поскольку у них не выделяются основа и окончание, поэтому наиболее существенным фактором определения их рода является семантический фактор. Прежде чем определять род неизменяемых имен существительных, необходимо выяснить по толковым словарям или по словарям иностранных слов их лексическое значение в русском языке. Следует обратить внимание на тот факт, что большинство существительных относятся к одному роду, однако имеется группа слов, которые, сохраняя свое лексическое значение, могут использоваться в двух родовых формах, например: плацкарт и плацкарта, лангуст лангуста, клавиш и клавиша, кофе крепкий и кофе крепкое, манжет и манжета. Об этих существительных принято говорить, что они имеют колебания в роде, а сами формы называть родовыми вариантами слова. В случае затруднения при определении рода существительного следует обращаться к словарям. Правильно определить род имени существительного очень важно, поскольку от этого зависит правильный выбор согласуемых с существительным синтаксических форм (прилагательного или глагола в прошедшем времени) в самостоятельных письменных работах учащихся и их устной речи.

Типы склонения имени существительного:

Все изменяемые имена существительные в русском языке изменяются по определенным образцам, которые называются типом склонения. В лингвистике выделяются три субстантивных склонения, адъективное склонение и притяжательное склонение. Распределение имен существительных по основным субстантивным типам склонения зависит от родовой принадлежности существительного. Необходимо отметить, что школьная лингвистика почему-то игнорирует притяжательное и адъективное склонения существительных, что представляется совершенно неоправданным. Рассмотрим типы склонений подробнее.

К первому склонению относятся существительные женского, мужского и общего рода с окончанием — а, — я (вода, земля, линия, дядя, сирота).

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (дом, конь, край, шалаш, мяч), кроме слова путь, и все существительные с окончанием -о, -е (окно, поле, увлечение, домишко, волчище).

Притяжательным называется склонение существительных, имеющих окончания и субстантивного, и адъективного склонений. К таким существительным относятся русские фамилии с суффиксами -ин, -ын, -ов, -ёв.

Адъективным называется склонение существительных, у которых выделяются двухбуквенные окончания прилагательных и причастий, например: выходной, вожатый, рабочий, животное, запятая, учащаяся, позывные.

Среди существительных выделяются несклоняемые имена, имеющие во всех употреблениях только одну форму, в которую заключены разные числовые и падежные значения: кашне, метро, рагу, кофе, амплуа, бра, леди, мисс; русские фамилии на -ово, -аго: Живаго, Дурново, Мария и Борис Хитрово; на -ых, -их: Черных, Крученых, Черемных. Склонение этих фамилий, применимое только к лицам мужского пола, допустимо в разговорной речи. К несклоняемым относятся украинские по происхождению фамилии на -ко: Василенко, Коваленко, Лепко; иноязычные по происхождению, а также образованные по иноязычным образцам женские личные имена и фамилии: Жаклин, Якобсон.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Категория числа имени существительного:

Категория числа указывает на количество одушевленных и неодушевленных предметов. Основным содержанием категории числа является противопоставление значения реальной единичности предмета и значение реального раздельного множества этих же предметов. Категорию числа образуют грамматические значения ед. и мн. числа, что находит выражение в противопоставлении падежных форм ед. и мн. числа. Необходимо отметить, что формы единственного числа могут обозначать и единичный предмет (Мальчик читает книгу), и множество предметов (Человек предназначен для любви). По отношению к категории числа все существительные делятся на две группы: существительные, употребляемые в формах обоих чисел, и существительные, употребляемые в форме одного числа. Категория числа имеет значение реальной единичности или значение реальной множественности только в конкретных именах существительных, которые способны считаться.

Другие существительные имеют только одну какую-либо грамматическую форму числа и не имеют значения числа. Так, собственные, вещественные, отвлеченные, собирательные имена существительные имеют форму только единственного числа (Амур, Виктор, золото, шелк, синь, радость, агентура, тряпье). Форма ед. числа не служит обозначением единичного предмета, формально она дает им возможность участвовать в противопоставлении по числу, но при образовании форм мн. ч. происходит изменение лексического значения. Имена собственные в форме мн. ч. обозначают членов семьи или родственников (братья Ивановы, семья Петровых) существительные в форме мн. ч. обозначают разные сорта или марки материалов, виды растений, типы или виды вещества. Некоторые отвлеченные существительные в форме мн. ч. обозначают конкретные проявления различных свойств, качеств или состояний (радости жизни) или длительные по времени и интенсивные по характеру проявления физических или нравственных состояний человека (страхи, боли, печали).

Категория падежа имени существительного:

Категория падежа имени существительного выражает отношение существительного к другим словам словосочетания и предложения, является словоизменительной категорией. В связях имени существительного с другими словами отражаются различные отношения, которые существуют между предметами, признаками и действиями в объективной действительности. В предложении Над седой равниной моря ветер тучи собирает (Горький).

Падеж существительного ветер является предметом речи-мысли, деятелем, не зависит от других слов в предложении, является подлежащим, вин. падеж существительного тучи выражает объект действия, то есть предмет, на который перешло действие собирать, зависит от глагола, является прямым дополнением, тв. падеж существительного над равниной раскрывает отношение действия к месту его совершения, зависит от глагола, является обстоятельством места, род. падеж существительного моря раскрывает признак предмета, зависит от обстоятельства места, является несогласованным определением.

В русском языке выделяется шесть падежей: именительный (исходный) падеж и косвенные падежи — родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Важно отметить, что форма падежа определяется по вопросу парадигмы склонения, а синтаксическое значение любого косвенного падежа определяется по синтаксическому вопросу. Ср.: В лесу пахнет хвоей. Словоформа в лесу отвечает на морфологический вопрос в чем?, который свидетельствует о предложном падеже, и на синтаксический вопрос где?, который позволяет квалифицировать словоформу как обстоятельство места.

Таким образом, изучая категорию падежа в средних классах, целесообразно обращать внимание учащихся на функцию слова в синтаксической единице, что позволит в дальнейшем легко определять синтаксические отношения в структуре словосочетания и предложения. Важно также уделять внимание нормам употребления падежных форм существительного с предлогами, например: согласно постановлению, благодаря хорошей погоде, по прибытии в Москву, скучать о друге и т.д. Это способствует не только повышению грамотности учащихся, но и приучает к бережному обращению со словом.
По нашим наблюдениям, обобщение любого изучаемого материала позволяет достичь хороших результатов в обучении, значительно повышает уровень грамотности учащихся, позволяет осмысленно воспринимать языковые явления, развивает логическое мышление.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка

Урок русского языка

Ум и сердце в работу вложи, Каждой минутой своей дорожи. Девиз урока:

Ум и сердце в работу вложи, Каждой минутой своей дорожи. Девиз урока:

Тест: Верное утверждение – п Неверное утверждение - н Проверь себя: пннп

Тест: Верное утверждение – п Неверное утверждение - н Проверь себя: пннп

М о росит Б а гровый Обл а ко Ж е лтый Пр и рода

М о росит Б а гровый Обл а ко Ж е лтый Пр и рода

Тема урока: Что мы уже знаем об имени существительном?

Тема урока: Что мы уже знаем об имени существительном?

Что такое имя существительное? Имя существительное - это часть речи, которая.

Что такое имя существительное? Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос КТО? ЧТО?.

Постоянные признаки имени существительного Одушевленные и неодушевленные

Постоянные признаки имени существительного Одушевленные и неодушевленные

Собственные и нарицательные

Собственные и нарицательные

Род имен существительных Мужской род Женский род Средний род

Род имен существительных Мужской род Женский род Средний род

Непостоянные признаки имени существительного Число

Непостоянные признаки имени существительного Число


Старший молвил: «Что за диво! Все так чисто и красиво, Кто-то терем прибирал.

Задание № 2 ^ ^ братец старушка девица сестрица

Задание № 2 ^ ^ братец старушка девица сестрица

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей;.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад – дорога промерзает. Журча ещё бежит за мельницу ручей… ед. ч. ед. ч. мн. ч. мн. ч. ед. ч. ед. ч. ед. ч. ед. ч.

Упражнение 102 стр. 97

Упражнение 102 стр. 97

Домашнее задание

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 113 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 5. Что мы уже знаем об имени существительном?

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.03.2018 989
  • PPTX 3.3 мбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Масловская Вера Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Имя существительное. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Имя существительное- самостоятельная часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(и вопросы падежей) Общее грамматическое значение существительного- это значение предмета. Предметом а грамматике называется все то, о чем можно спросить : это кто? или это что? По значению существительные делятся на следующие группы: конкретные - называют конкретные предметы живой или неживой природы:журнал, брат вещественные - называют различные вещества: воздух, вода, капрон, масло отвлеченные- называют явления, воспринимаемые мысленно: бег, новизна, радость, выносливость собирательные- называют множество одинаковых предметов как единое целое:листва, детвора Морфологические признаки существительных - род, число, падеж, склонение. Синтаксические признаки имен существительных: в предложении существительное чаще всего является подлежащим или дополнением, но может быть и другими членами предложения - определениями и даже сказуемыми.

Род имени существительного. Род существительного можно определить, поставив к существительному местоимение мой(м.р.), моя( ж.р.), моё (ср.р.): (мой)бант, (моя)тыква, (моё) солнце. некоторые существительные испытывают колебания в роде: тюль-этот тюль, эта тюль; шампунь-этот шампунь, эта шампунь Особую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола: сирота, задира, забияка, плакса, неряха, разиня, грязнуля (Какой ты задира!- о мальчике. Какая ты неряха!- о девочке) Бант- м.р. Солнце- ср.р. Тыква- ж.р.

Число имени существительного. Существительные имеют два числа: единственное и множественное Существительные в форме единственного числа обозначают один предмет, в форме множественного- много: книга-книги По числам изменяются конкретные существительные. Изменение по числам передаётся с помощью окончаний:месяц-месяцы Не изменяются по числам отвлеченные, вещественные, собирательные существительные. Они имеют одну форму- единственного или множественного числа.

Число имени существительного. Только форму единственного числа имеют: Вещественные существительные:молоко, сметана Отвлеченные существительные:любовь, дружба Собирательные существительные:листва Собственные имена существительные: Кавказ, Урал

Падеж имен существительных В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свою название и значение. Каждому падежу соответствуют свои вопросы. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении. Чтобы определить падеж, нужно найти слово, от которого зависит существительное и задать от этого слова к существительному падежный вопрос.

Склонение существительных Изменение существительных по падежам и числам называется склонением. Существительные распределяются по трем типам склонения. К 1-ому склонению относятся существительные ж.р., м.р. с окончанием -а,-я. Ко 2-ому склонению относятся существительные м. р. с нулевым окончанием, а также существительные ср. р. с окончанием -о,-е . К 3-ему склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы.

Разносклоняемые существительные При изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений, поэтому они называются разносклоняемыми. К ним относятся: -существительные на –мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя -существительное мужского рода путь

Неизменяемые существительные Некоторые существительные в русском языке не изменяются по падежам и числам. К неизменяемым существительным относятся : - нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения : ситро, какао, кофе, пальто, радио, метро, кенгуру, шимпанзе… - названия девушки или замужней женщины : леди, мисс, миссис, мадам, фрейлейн, фрау - сложносокращенные слова: МГУ, ЭВМ, АЭС Число и падеж таких существительных можно определить в словосочетаниях и предложениях. На падеж таких существительных могут указывать предлоги.

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

среда, 10 марта 2021 г.

Использован учебник "Русский язык. 3 класс, 2 часть", Канакина, Горецкий. Раздел проверь себя. Задание 1, страница 62.

1. Расскажи, что вы знаете об имени существительном. Для чего мы употребляем в речи имена существительные?

  1. Что обозначает имя существительное.
  2. Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
  3. Собственные и нарицательные.
  4. Изменение существительных по числам.
  5. Изменение существительных по родам.
  6. Склонение существительных.
  7. Пример определения падежа существительных в предложении.
  8. Сложные случаи определения падежа.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет.

Это могут любые предметы - вещи, животные, растения, явления, свойства, события, названия.

Существительные в единственном числе отвечают на вопросы Кто? и Что? Это начальная форма любого существительного.

Существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными. К одушевлённым существительным мы можем задать вопрос Кто?: лошадь, котёнок, Ира.

К неодушевлённым мы можем задать вопрос Что?: книга, карта, ручка.

Существительные могут собственными и нарицательными.

Имена, клички, названия произведений и географические - это собственные имена существительные. Они пишутся с большой буквы: Россия, Андрей, Шарик.

Все остальные существительные являются нарицательными: дом, человек, обезьяна.

Названия художественным произведений заключаются в кавычки: "Гарри Поттер и тайная комната".

Существительные могут изменяться по числам. Существительное в единственном числе обозначает один предмет, а во множественном - несколько: книга - книги.

При этом на конце существительного появляется окончание.

Существительные могут изменяться по родам. Они бывают мужского, женского и среднего рода.

Определить род существительно можно, если заменить его на местоимение.

Если существительное можно заменить местоимением Он, значит оно мужского рода: колдун - он.

Если существительное можно заменить местоимением Она, значит оно женского рода: ведьма - она.

Если существительное можно заменить местоимением Оно, значит оно среднего рода. Это само слово существительное - оно.

Следует помнить, что для определения рода существительное нужно поставить в начальную форму.

Существительные могут склоняться по падежам.

В русском языке шесть падежей, каждый из которых отвечает на свои особые вопросы.

Это именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Каждый падеж играет свою роль в предложении и может использоваться со своими предлогами.

Так, существительное в именительном падеже всегда будет подлежащим. В именительном падеже существительное никогда не используется с предлогами.

Чтобы определить падеж других существительных в предложении, надо задать к ним падежный вопрос.

Маша пошла кататься с горки и позвала с собой подругу.

Пошла кто? - Маша. Именительный падеж.

Кататься с чего? - С горки. Родительный падеж.

Позвала кого? - Подругу. Винительный падеж.

Некоторые падежные вопросы могут повторяться в разных падежах. В этом случае можно использовать различные приёмы. Например, воспользоваться характерными словами, которые можно посмотреть в таблице. Или поменять одушевленный предмет на неодушевленный.

Маша пошла кататься с горки и позвала с собой подругу.

Существительное Подруга отвечает на вопрос Кого? Это вопрос может показывать на родительный или винительный падежи.

Как пелось в песне: "Убьём твою подругу". Заменим это слово неодушевлённым существительным Стол.

Получим: Маша пошла кататься с горки и позвала с собой стол.

Позвала что? - Стол. Это винительный падеж. А значит и слово Подруга стоит в винительном падеже.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе
Тема: Что мы уже знаем об имени существительном
Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения изученного
Цель как деятельность учеников:
- развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста
- обобщать и делать выводы на основе её анализа
- сжимать информацию до плана и ключевых слов
- накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и их роли в предложении и тексте

Урок русского языка в 4 классе Тема: Что мы уже знаем об имени существительном Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения изученного Цель как деятельность учеников: - развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста - обобщать и делать выводы на основе её анализа - сжимать информацию до плана и ключевых слов - накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и их роли в предложении и тексте

Урок русского языка в 4 классе Тема: Что мы уже знаем об имени существительном Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения изученного Цель как деятельность учеников: - развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста - обобщать и делать выводы на основе её анализа - сжимать информацию до плана и ключевых слов - накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и их роли в предложении и тексте

Весёлый звонок всех позвал на урок

2) Языковая разминка

  • Запишите слова: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.
  • 1в. Обозначьте орфограммы гласных
  • 2 в. Обозначьте орфограммы согласных
  • Проверим подчёркнутые орфограммы
  • Разберите по составу сложное слово
  • Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв

1в. Обозначил орфограммы гласных щ е ка, е ж е вика, тр о стник, в о д о мерка, искусств о , ег е рь, лестн и ца, н а п о лнение, о рех, еж и ха; 2 в. Обозначил орфограммы согласных сер д це, утю г , су мм а, трос т ник, иску сс тво, тро с , лес т ница; Обвели в овал слова, в которых звуков больше, чем букв : Е жевика - 7б., наполнени е - 10б., е жиха - 5б. (й,эжыв,ика) – 8зв., (напалн,эний,э) – 11зв., (й,эжыха) – 6зв.

1в. Обозначил орфограммы гласных

2 в. Обозначил орфограммы согласных

Обвели в овал слова, в которых звуков больше, чем букв :

Е жевика - 7б., наполнени е - 10б., е жиха - 5б.

(й,эжыв,ика) – 8зв., (напалн,эний,э) – 11зв., (й,эжыха) – 6зв.

3) Введение в раздел Прочитайте на стр.85 название нового раздела СЛОВО. ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Какие части речи вы знаете? (читаем стишок) Какие члены предложения вы знаете? Что вы можете сказать о слове в языке? Согласны ли вы, что слово – главный работник в языке? Почему? 4)Формулирование темы урока Слова какой части речи мы чаще всего употребляем? Если вы из разминки возьмёте первые буквы каждого слова, то получите ответ на мой последний вопрос - Какое слово сложили? Какой буквы вам не хватило? Какова её роль в этом слове?

3) Введение в раздел

  • Прочитайте на стр.85 название нового раздела

СЛОВО. ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

  • Какие части речи вы знаете? (читаем стишок)
  • Какие члены предложения вы знаете?
  • Что вы можете сказать о слове в языке?
  • Согласны ли вы, что слово – главный работник в языке? Почему?

4)Формулирование темы урока

  • Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

Если вы из разминки возьмёте первые буквы каждого слова, то получите ответ на мой последний вопрос

- Какое слово сложили?

  • Какой буквы вам не хватило?
  • Какова её роль в этом слове?

Существительное – школа , Просыпается – глагол, С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл. Встали мы – местоименье, Бьёт числительное – семь . За ученье без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим.

Существительное – школа ,

Просыпается – глагол,

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы – местоименье,

Бьёт числительное – семь .

За ученье без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас – частицы, Нам их надо повторять, И при этом не лениться, И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах . А потом у тёплой печи Повторяем части речи!

Не и ни у нас – частицы,

Нам их надо повторять,

И при этом не лениться,

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах .

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

ЗАДАНИЯ: Каждая группа за 3 минуты кратко напишет , что она знаете об имени существительном Озвучивать и уточнять будем по очереди, согласно жеребьёвке (1-7) 5) Актуализация изученного. Вспоминаем то, что знаем . Группы, прочитайте текст упражнения № 101 и скажите, какая часть речи в нём преобладает и почему?

Каждая группа за 3 минуты кратко напишет , что она знаете об имени существительном

Озвучивать и уточнять будем по очереди, согласно жеребьёвке (1-7)

5) Актуализация изученного. Вспоминаем то, что знаем .

Группы, прочитайте текст упражнения № 101 и скажите, какая часть речи в нём преобладает и почему?

существительных в тексте 19, а других частей речи– 34. Почти каждое второе слово – это имя сущ.

Потому что им. сущ. обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояния.

Роль имён существительных в речи -Как отличить одушевлённые сущ. от неодушевлённых сущ.? -Какого рода бывают сущ. и как его определить? -Как изменяются имена сущ.? Продолжите фразы: Постоянные признаки имён сущ. – это… Непостоянные признаки имён сущ. – это…

Роль имён существительных в речи

-Как отличить одушевлённые сущ. от неодушевлённых сущ.?

-Какого рода бывают сущ. и как его определить?

-Как изменяются имена сущ.?

Постоянные признаки имён сущ. – это…

Непостоянные признаки имён сущ. – это…

Проверь свою работу Одуш. охотник – м.р.,ед. ч. Емеля – м.р.,ед. ч. внучок – м.р.,ед. ч. Гришутка – м.р.,ед. ч. Неодуш. избушка – ж.р.,ед.ч. лес –м.р., ед.ч. земля – ж.р.,ед.ч. свет –м.р., ед.ч. окно – ср.р..ед.ч. крыша – ж.р.,ед.ч. труба – ж.р.,ед.ч. кирпичи –м.р., мн.ч. забор –м.р., ед.ч. ворота – мн.ч. сарай - м.р., ед.ч.

Проверь свою работу

охотник – м.р.,ед. ч.

Емеля – м.р.,ед. ч.

внучок – м.р.,ед. ч.

Гришутка – м.р.,ед. ч.

избушка – ж.р.,ед.ч.

земля – ж.р.,ед.ч.

свет –м.р., ед.ч.

окно – ср.р..ед.ч.

крыша – ж.р.,ед.ч.

труба – ж.р.,ед.ч.

кирпичи –м.р., мн.ч.

забор –м.р., ед.ч.

ворота – мн.ч.

сарай - м.р., ед.ч.

- Что вы повторяли в процессе выполнения этого упражнения? Постоянные и непостоянные признаки имён существительных Уточните, какие признаки у существительных постоянные, а какие непостоянные? Постоянные – это одушевлённость и неодушевлённость, род Непостоянные – это число

- Что вы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?

Постоянные и непостоянные признаки имён существительных

  • Уточните, какие признаки у существительных постоянные, а какие непостоянные?

Постоянные – это одушевлённость и неодушевлённость, род

Непостоянные – это число

Работаем в парах. - В упражнении №103 выясните, какими членами предложения могут являться имена существительные. - Для этого спишите любые два предложения, разберите их по памятке на стр. 143 - Какой вывод вы можете сделать? Имя существительное может быть подлежащим, то есть главным членом предложения, а так же второстепенным

Работаем в парах.

- В упражнении №103 выясните, какими членами предложения могут являться имена существительные.

- Для этого спишите любые два предложения, разберите их по памятке на стр. 143

- Какой вывод вы можете сделать?

Имя существительное может быть подлежащим, то есть главным членом предложения, а так же второстепенным

Работаем по плану над упражнением №104. Расставим запятые в учебнике. Спишем последнее предложение. Выпишем и допишем однокоренные слова. - Какими частями речи могут являться однокоренные слова?

Работаем по плану над упражнением №104.

  • Расставим запятые в учебнике.
  • Спишем последнее предложение.
  • Выпишем и допишем однокоренные слова.

- Какими частями речи могут являться однокоренные слова?

Разбор имени существительного как части речи или морфологический разбор.

Читайте также: