Куклы на эстраде доклад

Обновлено: 17.05.2024

Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др.; разнообразны и способы исполнения: сольная, ансамблевая (дуэты, хоры, вок.-инстр. ансамбли).
Разговорные жанры на эстраде - условное обозначение жанров, связанных преимущественно со словом: конферанс, интермедия, сценка, скетч, рассказ, монолог, фельетон, микроминиатюра (инсценированный анекдот), буриме.

Содержание

1. ЭСТРАДНЫЕ ТЕАТРЫ
1.1. Мюзик-холлы
1.2. Театры миниатюр
2. РАЗГОВОРНЫЕ ЖАНРЫ
2.1. Фельетон
2.2. Монолог
2.3. Куплет
2.4. Сатирический дуэт
2.5. Эстрадный рассказ
2.6. Конферанс
2.7. Литературная эстрада
3. ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ
4. ДЖАЗ НА ЭСТРАДЕ
5. ТАНЕЦ НА ЭСТРАДЕ
6. ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ
7. КУКЛЫ НА ЭСТРАДЕ
7.1. Агитэстрада с куклами
7.2. Романсы с куклами

Работа содержит 1 файл

эстрадные жанры.doc

Среди выдающихся мастеров цирка, выступавших в 20-е годы на эстраде, были эквилибристы на проволоке Шуретта и Жорж Розетти (их трюки органично сочетались с песенками и танцами), "2 Жерве" (танцжонглеры), "3 Кастелио" (танцакробаты), "2 Делан" (танцакробаты). Номер "2 Делан" начинался с выхода исполнителей (А.Дерманера и Н.Самошникова), изображавших двух молодых парней на прогулке. Под звуки мелодии "Блэк-бота" приятели, не прерывая разговора, пританцовывали, возились, при этом исполняя акробатические трюки. Театрализированный мимико-танцевально- акробатический номер "2 Делан", созданный в 1925 году во многом был подражанием иностранных гастролеров. Номера иностранцев, как правило, были театрализированными и создавались в расчете на демонстрацию с подмостков варьете. Тенденция к театрализации цирковых номеров на эстраде прослеживается с дореволюционного времени. Так, цирковые жонглеры Лизетт и Жанто, разыгрывали сценку, в которой ловкий индеец, демонстрируя совершенное владение томагавками и стрельбу из лука, покорял сердце своей возлюбленной. Жонглеры Коньковские работали с теннисными ракетками и мячами в образах джентельменов - любителей спорта. Среди жонглеров выделялись также Лихачевы, Пьер (Ефимов), Спарри (Е. и К.Кукины).

Если для большинства номеров театрализация носила чисто внешний характер, то номерам комических жанров театрализация присуща от природы. Выдающимися номерами акробатической эксцентрики был дуэт Макс и Жак, Макс и Максли (Алексеев и Александрова). На эстраде в 30-е годы было много номеров клоунады. Это - Мария и Серж, Фока и Бондаренко, Буяновские, Анатоль и Коко; музыкальные эксцентрики - Е. и В.Гринье, Гарин и Вильтзак, "Братья Кольпетти, музыкальные клоуны"(Грудзинские),копируя схему номера Бим-Бом (Радунский и Кортези), "Биб-Боб", "Рим-Рам", "Дин-дон".

На эстраде выступали иллюзионисты и манипуляторы: Боско (М.П.Трахтенберг), Дик Картер, Пассо (П.А.Соколов (манипуляцию сочетал с жонглированием. Работал с монетами, шариками, платками, кольцами, с картами). После революции, поначалу от иллюзионистов требовали разоблачения трюков, опасаясь, чтобы это не стало пропагандой суеверий. А также требовали Агитационной направленности. Так, например, фокусник Тейде (Давыдов), у которого выступление проходило под девизом "от суеверия к науке", трюк с пропадающими часами назывался "часы прогульщика", а трюк с исчезающими кольцами - "уничтожение колец как наследия прошлых предрассудков о браке". Оригингально решил проблему современности антиспирит Берестов, который "обнакновенное яйцо в бывшем буржуазном цилиндре превращал в пролетарскую яичницу". В 1921 году в Москве начал свои выступления Э.Т.Ренард (Кио), который тоже вводил в свои номера современную тематику. В 20-е годы на эстраде начали работать манипуляторы и иллюзионисты Алли-Вад (Вадимов) и Клео Доротти (Карасик).

Многие номера иллюзионистов и манипуляторов включали трюки из репертуара трансформаторов, чревовещателей, факиров и гипнотизеров.. А.Д.Козюков - король цепей, карт, магии, цветов и чревощания. Скауэр (Ф.М.Григорьев) - манипулятор, чревовещатель. Иллюзионист Д.И.Лонго был еще и факиром. С мнемотехникой выступал А.А.Мартынов.

В облике римских гладиаторов в 20-е годы выступало громадное количество силовых акробатов: "Трио Де-Рибас", "4 Оресто-Беретта", "2 Елисеевы" и др.

Дуэты силовых акробатов: "2 Глорио", "Трио Кларк", "4 Марк" и др.

В эстрадно-цирковые программы включались и воздушные номера: "4 Головины" - воздушные полетчики, "8 чертей - труппа Леотарис", "4 черта - Донато", "4 черта Руденко", воздушные гимнасты братья Кучинские, Райтер, Любимов, Аркадий Борель и др.

Эквилибристы: на столах Н.Ф.Афонин, на проволоке Феррони и Кассини.

Сверхметкая стрельба: женщина-снайпер Бояни, снайперы Поповы и Александров-Федотов.

Велофигуристы: Баранские, Польди, Вартанио.

Дрессировщики: с собачками - Ронай, Генрих Собский (у него были собачки-авиаторы, велосипедисты, акробаты и даже балерины), борьба с медведем - Н.П.Гладильщиков.

Смотр фронтовой эстрады 1945 года выявил много интересных артистов цирка, работавших на эстраде: акробаты Донвальдо, жонглер А.Виркаус, "Икарийские игры" под рук. В.Ушакова.

Количество эстрадных концертов с 1946 года стало расти, причем цирковые номера занимали в них большое место. В 1946 году был Всесоюзный конкурс артистов эстрады, который проходил в Москве в Зале им.Чайковского. Вторую премию получили экв. на свободной проволоке А.Воронцова и Р.Славский.

В 50-е годы подлинного артистизма добились артисты номеров манипуляции и иллюзии: манипулятор Е.И.Шукевич (у него весь реквизит номера помещался в карманах), Дик Читашвили, А.А.Акопян, пары: Малиновская и Зайцев, Юрий и Люфтия Мозжухины. Малиновская и Зайцев разыгрывали комедийную сценку "Учитель и ученик", в кот. Зайцев изображал нерасторопного ученика, постоянно раскрывающего секреты своего учителя. Но когда фокус вроде бы разоблачен, то выясняется, что его спекрет еще более непонятен. Например, учитель делает взмах волшебной палочкой и клетка с птичкой исчезает. Учитель требует, чтобы ученик отнес палочку за кулисы и зритель видит, что клетка висит у него за спиной.

Комической театрализации добивались исполнители и таких жанров, как акробатика и эквилибр. Например, братья Сергей и Владимир Горемыкины исполняли сценку "Липкая бумага". Один из исполнителей решил поймать шмеля на липкую бумагу и сам к ней прилипает. Номер был поставлен режиссером цирка и эстрады Арнольдом Григорьевичем Арнольдом. Интересны были и такие номера акробатических пар, как Гурский и Чичерин (реж.Птицин), братья Воронины (выступали в образах забавных гномов), Птицина и Маслюков, Калачова и Птицин.

Среди групповых акробатических номеров украшали концертные программы номера Степановых ("акробатическая пятерка"), Ушаковых ("икарийские игры"), эквилибристов на велосипедах Васильевых.

В начале 60-х годов расцвету цирковых жанров на эстраде способствовало ГУЦЭИ и студия, созданная в 1959 году при содействии Смирнова-Сокольского при Московском театре эстрады. В 1961 году она была реорганизована во Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ). Ее работу возглавил Л.С.Маслюков. Постановку цирковых номеров делали режиссеры-бывшие артисты эстрады: Т.Птицына, М.Харитонов, Г.Лукин, С.Каштелян, Р.Славский, Л.Маслюков.

Интересны были номера: акробатки Л.Петрик, акробатов-каскадеров Грищенковых ("сценка на хоккейной площадке"), манипуляторов Сары Кабибужиной и Шукурова ("Как прекрасен этот мир"), танц-жонглера В.Микитченко ("Капризная гитара"), жонглера с палкой А.Беренштейн - режиссера С.Каштеляна.

Среди фокусников лауреат 6-го Всероссийского конкурса артистов эстрады В.Данилин.

Важно сказать: если раньше цирковая эстрада черпала свои кадры главным образом из цирка или спорта, то теперь пополнение происходит из эстрадных студий Москвы, Петрограда, Киева и Алма-Аты. И такие номера, как "Моноцикл на свободной проволоке" В.Серова (реж.Птицына), "Эстрадно-цирковой дуэт на велосипеде" Е. и Л. Каратасюк (реж.Птицын и Харитонов), жонглеров Ю.Позднякова и М.Руденко (реж. Цманская), "Эквилибристки во вращающемся кольце" Л.Кудеяровой (реж. Исаева), развивают и обогощают цирковые жанры на эстраде.

КУКЛЫ НА ЭСТРАДЕ

В России издревле ценили ручной промысел, любили игрушку, уважали веселую игру с куклой. Петрушка расправлялся с солдатом, полицейским, попом, да и с самой смертью, храбро размахивал дубиной, укладывал наповал тех, кого не любил народ, низвергал зло, утверждал народную мораль.

Петрушечники бродили поодиночке, иногда вдвоем: кукольник и музыкант, сами сочиняли пьески, сами были актерами, сами режиссерами - старались сохранить движения кукол, мизансцены, кукольные трюки. Кукольники подвергались гонениям.

Были и другие зрелища, в которых действовали куклы. На дорогах России можно было встретить фургоны, груженные куклами на нитках - марионетками. А иногда и ящиками с прорезями внутри, по которым кукол двигали снизу. Такие ящики назывались вертепом. Марионеточники владели искусством имитации. Любили изображать певцов, копировали акробатов, гимнастов, клоунов.

В начале ХХ века кукольники иногда попадали на большую эстраду. Вентролог, держа на коленях огромную куклу, утробным голосом вещал за своего "Андрюшку". Иногда допускали и марионеточника с трюковой куклой. Реже на эстраду попадали петрушечники. Этих скорее приглашали в Народные дома. В 1912 году большевистская "Правда" резко выступила против подобных "эстетических упражнений". А в начале 1919 года нарком просвещения Луначарский записывает: "Возродить старого русского Петрушку, а через него игрища скоморохов, веселых людей".

Кукольная эстрада с самого начала создала все разнообразие форм агитспектакля - от агитшествий с огромными куклами в дни всенародных празднеств, кукольной "живой газеты", агитспектаклей, до сатирической пародии, выросшей в специфический вид эстрадного искусства. Это была эстрада балаганов, представления на площади, на народных гуляньях. Эстрадный характер носила и сама "Комедия о Петрушке". Эта пьеса-обозрение состояла из коротких сцен-номеров, скетчей, где действовали кроме Петрушки, полицейский, солдат, лекарь и др.

Искусство кукольной агитэстрады представляло собой шествие аллегорических фигур - Пролетариат, Крестьянство, Труд, Буржуазия, Капитал, Кулак, Поп, Кооператор. Невозможно перечислить всех, кто с легкими ширмочками и десятком кукол в мешке за плечами ездил по фронтовым частям, показывая злободневные спектакли. Прославился коллектив "Революционный Петрушка", которым руководил режиссер Гутман.

В 1923-25 годах меняются формы политагитации. Высокую оценку получают эстрадные театры кукол: "Кооперативный Петрушка" (руководитель Липкин), эстрадный агитационный театр "Красный Петрушка" (руководитель Малиновская), Центральный театр кукол Красной Армии - "Красноармейский Петрушка", Детский театр "Петрушка" в Ленинграде (режиссер Деммени).

Реформа кукольного искусства связана с именем Сергея Владимировича Образцова, актера музыкального, а затем драматического театра. Ему, "человеку со стороны", удается сделать неизмеримо много и для театра кукол и для эстрады с куклами. Но если в театре реформа Образцова осуществляется с помощью большого коллектива, то на эстраде от утверждал ее один как актер, режиссер и художник своих номеров.

ОБРАЗЦОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Москва-1901-1992гг.)

Театральный деятель, артист, режиссер, Народный артист СССР (1954), Лауреат Гос. премии, профессор ГИТИС, Президент Международного Союза кукольников. Родился в семье ученого (отец проектировал железные дороги). Будучи всесторонне одаренным человеком Образцов пытался охватить многие области гуманитарных наук - учился во ВХУТЕМАСе - университете за кулисами театра, брал уроки пения в частной школе. Был артистом Музыкальной студии МХАТ, затем артистом МХАТА. Бессменный руководитель созданного в 1931 году Тетра кукол.

Пародийные романсы с куклами

Первый опыт был почти случайным: в учебной работе над романсом Чайковского "Средь шумного бала" Образцов взял в руки куклу негра и попробовал "заставить" куклу переживать происходящие в романсе события - так получился новый жанр - пародийные романсы с куклой. К негру прибавилась обезьянка, и они презабавно распевали "Мы сидели с тобой у заснувшей реки". Сам Образцов считал началом своей профессиональной деятельности на эстраде выступление в клубе Наркоминдела в 1923 году, за которое он впервые получил гонорар. Образцов искал характерность куклы, пробуя различные фактуры - от человеческих кукол на ширме до просто шариков, надетых на пальцы. Образцов создал несколько номеров: "Дьяк" Корчмарева, "Колыбельная" Мусоргского" и др. Исполняя "Колыбельную", актер стоял перед ширмой, нежно держал голову куклы рукой, на которую была накинута распашенка. Мертвая рука "оживала" - укачивая Тяпу. Будучи руководителем театра Образцов поставил как режиссер не один спектакль: "Обыкновенный концерт", "Шлягер, шлягер, только шлягер". Построенные по законам эстрады, они состояли из ряда номеров, пародировавших дурной вкус и штампы. Образцов гастролировал по многим странам и континентам. Постоянным спутником и аккомпаниатором была его жена Ольга Александровна Образцова (Шаганова), бывшая актриса МХАТ.

Искусство кукольной агитэстрады

Искусство кукольной агитэстрады представляло собой шествие аллегорических фигур - Пролетариат, Крестьянство, Труд, Буржуазия, Капитал, Кулак, Поп, Кооператор. Невозможно перечислить всех, кто с легкими ширмочками и десятком кукол в мешке за плечами ездил по фронтовым частям, показывая злободневные спектакли. Прославился коллектив "Революционный Петрушка", которым руководил режиссер Гутман.

В 1923-25 годах меняются формы политагитации. Высокую оценку получают эстрадные театры кукол: "Кооперативный Петрушка" (руководитель Липкин), эстрадный агитационный театр "Красный Петрушка" (руководитель Малиновская), Центральный театр кукол Красной Армии - "Красноармейский Петрушка", Детский театр "Петрушка" в Ленинграде (режиссер Деммени).

Реформа кукольного искусства связана с именем Сергея Владимировича Образцова, актера музыкального, а затем драматического театра. Ему, "человеку со стороны", удается сделать неизмеримо много и для театра кукол и для эстрады с куклами. Но если в театре реформа Образцова осуществляется с помощью большого коллектива, то на эстраде от утверждал ее один как актер, режиссер и художник своих номеров.

В России издревле ценили ручной промысел, любили игрушку, уважали веселую игру с куклой. Петрушка расправлялся с солдатом, полицейским, попом, да и с самой смертью, храбро размахивал дубиной, укладывал наповал тех, кого не любил народ, низвергал зло, утверждал народную мораль.

Петрушечники бродили поодиночке, иногда вдвоем: кукольник и музыкант, сами сочиняли пьески, сами были актерами, сами режиссерами - старались сохранить движения кукол, мизансцены, кукольные трюки. Кукольники подвергались гонениям.

Были и другие зрелища, в которых действовали куклы. На дорогах России можно было встретить фургоны, груженные куклами на нитках - марионетками. А иногда и ящиками с прорезями внутри, по которым кукол двигали снизу. Такие ящики назывались вертепом. Марионеточники владели искусством имитации. Любили изображать певцов, копировали акробатов, гимнастов, клоунов.

В начале ХХ века кукольники иногда попадали на большую эстраду. Вентролог, держа на коленях огромную куклу, утробным голосом вещал за своего "Андрюшку". Иногда допускали и марионеточника с трюковой куклой. Реже на эстраду попадали петрушечники. Этих скорее приглашали в Народные дома. В 1912 году большевистская "Правда" резко выступила против подобных "эстетических упражнений". А в начале 1919 года нарком просвещения Луначарский записывает: "Возродить старого русского Петрушку, а через него игрища скоморохов, веселых людей".

Кукольная эстрада с самого начала создала все разнообразие форм агитспектакля - от агитшествий с огромными куклами в дни всенародных празднеств, кукольной "живой газеты", агитспектаклей, до сатирической пародии, выросшей в специфический вид эстрадного искусства. Это была эстрада балаганов, представления на площади, на народных гуляньях. Эстрадный характер носила и сама "Комедия о Петрушке". Эта пьеса-обозрение состояла из коротких сцен-номеров, скетчей, где действовали кроме Петрушки, полицейский, солдат, лекарь и др.

Искусство кукольной агитэстрады представляло собой шествие аллегорических фигур - Пролетариат, Крестьянство, Труд, Буржуазия, Капитал, Кулак, Поп, Кооператор. Невозможно перечислить всех, кто с легкими ширмочками и десятком кукол в мешке за плечами ездил по фронтовым частям, показывая злободневные спектакли. Прославился коллектив "Революционный Петрушка", которым руководил режиссер Гутман.

В 1923-25 годах меняются формы политагитации. Высокую оценку получают эстрадные театры кукол: "Кооперативный Петрушка" (руководитель Липкин), эстрадный агитационный театр "Красный Петрушка" (руководитель Малиновская), Центральный театр кукол Красной Армии - "Красноармейский Петрушка", Детский театр "Петрушка" в Ленинграде (режиссер Деммени).

Реформа кукольного искусства связана с именем Сергея Владимировича Образцова, актера музыкального, а затем драматического театра. Ему, "человеку со стороны", удается сделать неизмеримо много и для театра кукол и для эстрады с куклами. Но если в театре реформа Образцова осуществляется с помощью большого коллектива, то на эстраде от утверждал ее один как актер, режиссер и художник своих номеров.

И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.

Кроме собранных из разных номеров эстрадных программ, се­годня существуют еще и постоянные эстрадные театры, со своими более или менее стабильными актерскими составами, репертуаром, гастрольными планами.

Этот ряд эстрадных театров, наверное, и сегодня можно было бы

продолжить, но сейчас речь пойдет о другом. В Ленконцерте долгие

годы существовал прекрасный кукольный эстрадный театр народного артиста России Е. Левинсона. В его репертуаре были спектакли для детей, так и для взрослых, гастролировал он не только по ему СССР, но с большим успехом и за границей.

Там есть красочно выполненные куклы, имеющие достаточно внушительные размеры, чуть не в три (. ) человеческих роста. Они с трудом умещаются даже на относительно большой сцене Москов­ского театра эстрады, но зато великолепно смотрятся в любой про­грамме на стадионе или во дворце спорта.

Как это, может быть, ни странно на первый взгляд, именно куклы очень легко могут играть на эстраде номера не только комедийного, сати­рического, юмористического, пародийного, но и философского харак­тера.

Имеющиеся сейчас у артистов костюмы не предполагают тако­го глубокого и современного подтекста, но это ничего не меняет. Давно известно, что любой из нас отвечает не только за то, что он говорит, тем более с эстрады, а за то, как его понимают.

Японцы у входа в офис могут поставить большую гуттаперче­вую куклу, похожую на их босса, с той целью, чтобы любой недо­вольный им сотрудник мог, выходя с работы, дать этой кукле щел-бана или просто обругать его, сбросив свои накопившиеся за день отрицательные эмоции.
1. СВ. Шендеровичем обошлись мягче, но тем не менее. Да и расчет на обычную российскую народную любовь к гонимым интеллигентам не оправдался. Выставив свою кандидатуру на выборах в московскую городскую Думу, он в нее не прошел. Электорат решил, что кукольники во власти — это уж слишком, хватит известных артистов-вока­листов и одного кинорежиссера.

Сегодня артистам эстрады приходится принимать участие не только в веселых, праздничных, но и в мемориальных программах, г: священных скорбным событиям. Это требует специального репер­туара, отдельно создаваемых, порою для достаточно больших залов, спецпрограмм.

Изучая необходимые документальные материалы, мы натолкну­лись на удивительную статью, в которой рассказывалось следующее. В один из первых концлагерей, устроенных в Ленинградской области, фашисты согнали множество женщин с детьми и разлучили друг с дру­гом. Переход просеки, отделявшей детишек от их мам, сулил жестокие побои. Конечно, дети, несмотря ни на что, нарушали эту искусственно установленную границу. Им было совершенно необходимо, чтобы ка­кая-то, пусть незнакомая женщина, даже не мама, погладила их по го­ловке, сказала какие-то ласковые слова. Кроме того, все дети, кто как умел, обязательно делали себе кукол. Своя кукла, с которой можно играть, разговаривать, заботиться о ней, — была для них чуть ли не до­роже куска хлеба.

В общем куклы — это очень весело и очень серьезно. И на эст­раде, и в жизни.

Создание современного кукольного номера, а тем более театра требует достаточно больших материальных вложений, концентри­рованных усилий квалифицированных режиссеров, авторов, имею­щих опыт в этой области. Но в случае удачи успех не заставит себя долго ждать.

НЕМНОГО О КВН

И тем не менее мало кто, кроме самих участников этой игры, все­рьез задумывался над тем, а как это делается, как создаются эти кра­сочные и остроумные молодежные представления, какова их осно­ва, почва, истоки, структура или драматургия.

КВН — это зрелище. Может быть, пусть опосредованно, он от­носится к такому виду зрелища, как театр.

Но все-таки более тесные отношения у КВН с эстрадой — с ее импровизационностью, актуальностью, почти всегда обязательным юмором и сатирой, с открытым общением исполнителей и публики.

Но как бы там ни было, у зрелища, у театра, у эстрады — один закон. Это — успех. И его устанавливает зритель.

Нравится нам это или нет — это другой вопрос. Человеку, прыг­нувшему с парашютом, когда этот парашют не раскрылся, скорее всего очень не нравится Закон всемирного тяготения, так что с того? А человеку, вступившему в лужу и промочившему ноги, не нравит­ся Закон о сообщающихся сосудах, и что с этим делать?

Законы театра, эстрады, искусства так же объективны, как и законы природы. И с этим приходится мириться.

Тут уместно вспомнить старинный анекдот о том, чем отличается шизофреник от неврастеника. Шизофреник всерьез думает, что дважды два — пять, и при этом он абсолютно спокоен. А неврастеник знает, что дважды два — четыре, но это его крайне нервирует.

Для начала обратимся к официальным источникам, опублико­ванным в печати, и оценим масштаб явления, решив для себя, а сто­ит ли заниматься тем, чем никогда не занимались ни древние греки, ни Шекспир, ни Гоголь, ни Островский, ни Володин, наконец.

Сегодня в космос летают уже не только профессионалы, но и лю­бители. А в КВН играют не только любители, но и профессионалы.

В России движение КВН существует в НО городах. В частно­сти, это около 1000 студенческих и 2000 школьных команд, около 40 000 КВНщиков и свыше 5 000 000 зрителей в залах за один год. И ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ телезрителей. Игра за эти годы при­няла планетарные масштабы, свои команды есть более чем в 20 стра­нах мира.

Есть о чем поговорить!

Но их четвертым соавтором была эпоха!

Идеология КВН с момента возникновения была такова: в мире так много талантливых молодых людей, наших ровесников, которые сами не пони­мают, как они талантливы. Так почему бы не дать им возможность проя­вить свои таланты, убедить в них окружающих и самих себя? Для авто­ров, пишущих сценарии КВН, эта идея продолжает оставаться основной.

Возможно, последнее утверждение чересчур сильное. И тем не менее к высказанному мнению профессионалов КВН, открыто вы­сказанному в печати, стоит прислушаться.

Сегодняшний КВН, по мнению одного из его создателей, напо­минает муху, застывшую в. янтаре. Она — абсолютно реальная муха. Она как живая. Но не летает. *

И еще один вопрос встает в русле этого анализа игры КВН.

Среди бывших КВНщиков — депутат Госдумы Ю. Гусман. Ми­нистр М. Лесин. Предприниматели А. Тарасов и В. Симаго. Лидер нынешних коммунистов Г. Зюганов. А рядом с ними Г. Хазанов, Л. Якубович, А. Инин.

Тоже наводит на размышления.

Одна из статей, посвященных юбилею КВН, заканчивается парадом современных шуток, видимо, считающихся лучшими в на­ши дни.

Если в былые годы начала перестройки зал хохотал, когда один из игроков провозглашал популярный тогда лозунг: «Партия — наш

Жизнь идет вперед. Она меняет все. Интересно, над чем будут шу­тить по телевидению наши внуки?!

Для создания программы того или иного Клуба веселых и находчивых надо сначала четко сформулировать тему игры. Ее девиз. Лозунг. И дальше уже можно переосмысливать, пародировать, каламбурить на этот счет.

Как правило, в программах КВН используется музыкальная фактура, подтекстованные на выбранную тему популярные песенки.

Участники команд часто не умеют исполнять более или менее метражные монологи, даже оснащенные большим количеством смеш­ных реприз. Их пространство — диалоги. Но выступление от этого ничуть не проигрывает. Диалог сам по себе может быть гораздо бо­лее динамичным и стремительно развивающимся, чем монолог.

Самая сильная сторона КВН — его злободневность, обращение к совре­менным темам, а также возможность быстро спародировать ту или иную общественную ситуацию. Именно эта живая сиюминутность и при­влекает в залы игр КВН тысячи болельщиков.

Удивительно, но факт остается фактом: многие, казалось бы, от­лично придуманные шутки, остроты, репризы, имевшие шумный успех на КВНах, перенесенные в атмосферу эстрадной программы,

Эстрада — искусство особое, и оно таит в себе еще очень много неразгаданных тайн.

СЦЕНАРИИ ДЛЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЭСТРАДЫ

В поле нашего внимания сейчас те эстрадные программы, которые из­начально заказываются и делаются для телевидения.

Тут трудно подметить какие-то закономерности и что-то брать в качестве примера. Хотя эта наивная непритязательность и вправ­ду дает некоторое ощущение легкости существования всех участни­ков очередного проекта — как на подиуме, так и за кулисами, и на палубе судна и в его баре, что, может быть, и не так плохо.

Нужна ли драматургическая стройность в чисто-юмористичес­ки передаче, не претендующей на изысканность драматургии? Ска­жем так — может быть, и не помешала бы. Но можно оставить • так как есть. Как иногда говорят, за это у нас не судят!

Но иногда само телевидение ищет сценариста для разработки той •ли иной темы. Здесь уже несколько проще. При учете того, что те­левидение само выставит те или иные, разумные или безумные усло­вия и пожелания. Но, вступив в контакт, уже можно вести ту или иную творческую игру, что-то предлагать, что-то оспаривать, что-то пробовать реализовать в работе с режиссером, которого сразу же выставит телеканал. Станут ли сценарист с режиссером соавторами, определится в процессе работы.

Впрочем, один из преподавателей Санкт-Петербургского госу­дарственного университета культуры недавно жаловался, что неве­ста его сына чуть было не отказалась выйти за него замуж по той причине, что у него на кухне нет телевизора.

При желании создать на телевидении ту или иную эстрадную, юмори­стическую, да и просто развлекательную программу, и сценарист и ре­жиссер сталкиваются с необходимостью обосновать тот факт, что дан­ная программа, или тем более — сериал, — являются социально-значи­мыми, общественно-необходимыми и актуальными.

При этом понятия актуальности, современности программы и в особенности ее социальной значимости трактуются очень произ­вольно.

Нужны ли стране, народу, электорату смешные и развлекатель­ные программы? Вроде, да. Чтобы отвлечь. А, может быть, нужнее передачи патриотического свойства? А, может быть, еще нужнее -религиозные?

Важность социально-художественных потребностей, тем, приоритетов все время меняется, уследить за ними трудно, но к ответам на подоб­ные вопросы сценарист должен быть готов.

Занимаясь сценарными разработками разного рода эстрадных программ для телевидения, надо всегда учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, протяженность по времени. Эстрадная программа в зрительном зале может продолжаться один час с небольшим, если это программа в одном отделении. Или — около двух часов, если речь идет о двух отделениях. Хотя есть программы, которые растягива­ются и на три часа, и даже более.

* Может быть, в целях исправления демографической ситуации в России, следует в вечерние часы убрать с экранов ужасающую телерекламу?

Очень часто для той или иной юмористической передачи на телевидении бывает отведено 26 минут. Почему такая странная ци­фра? Она — удобна. 26 минут юмора, 4 минуты рекламы — итого 30 минут. Уж куда удобнее!

Любая эстрадная телепередача, — фрагмент ли это театрализо­ванного, тематического концерта, несколько миниатюр, сюжетная разработка, — должна, как здание, построенное по проекту архитек­тора, быть соразмерна в своих отдельных частях, гармонична в сво­ем построении. Тот или иной Пролог не должен сразу же переходить в Эпилог, заявленная тема должны иметь свое развитие. В основа­нии даже короткой 26-минутной телепередачи всегда должна лежать какая-то четкая мысль, посыл. Вы должны знать, а зритель понимать, что именно вы хотели бы всем этим сказать.

Ответственность и мастерство драматурга имеют на телевидении очень большое значение. Ведь любому из нас выключить телевизор гораздо проще, чем встать и выйти из зрительного зала.

Еще очень важно при сценарных разработках для телевидения помнить о тех его возможностях и приемах, которых в помине нет и ве может быть в реальном концертном зале. Это и стоп-кадр, кото­рый может возникнуть в любом нужном вам месте, и рапид, то или

иное укрупнение кадра, та или иная деталь, возможность совмеще­ния двух разных планов, двух и более игровых площадок, создание полиэкрана. А также включение в сюжет прямой трансляции с ули­цы, из другого концертного зала, с места событий. Все это открыва­ет широчайшие возможности для тех или иных сюжетных поворо­тов и юмористических построений в подготовке эстрадного сцена­рия для телевидения. Естественно, этим не следует чересчур увлекаться, смысл происходящего не должен уж очень мелко дро­биться на те или иные трюки.

Более того, эстрадный драматург, даже достаточно опытный и хорошо ориентирующийся в том, что должно и может происходить на эстраде в реальном концертном зале, при работе для телевидения, тем более при разработке самостоятельного сюжета, очень часто ост­ро нуждается в консультациях и поддержке режиссера. При этом часто именно режиссера телевизионного. И в этом, как бы вынуж­денном соавторстве нет ничего зазорного.

И наконец, может быть, несколько спорное положение или, ско­рее, деловой совет. При работе с телевидением полезно учитывать характер зрительской аудитории. Это аудитория не просто массо­вая. Она еще и структурированная. Юмористическую передачу для детей смотрят преимущественно детишки и мамы с бабушками. Новогодний ночной театрализованный концерт — взрослые и ча­сто уже пригубившие пару рюмок люди. Соответствующим обра­зом должен быть структурирован и образный строй передачи, и речь персонажей, выбран доступный ряд упоминаемых событий, характер юмористических и сатирических реприз. В любом слу­чае не следует допускать как излишней развязности, так и чрез­мерной заумности текстов и ситуаций, явной тенденциозности в освещении даже общеизвестных фактов. Любой намек, особенно насмешка, каламбур, сравнение, иносказание никоим образом не должны никого обижать. А юмористу, в особенности сатирику, удержаться от острого словца бывает порой достаточно сложно. Но именно в чувстве такта, чувстве меры, наличии хорошего вкуса -не просто залог успеха, но и важнейший показатель профессио­нальности.

Артисты эстрады хорошо знают, что микрофон не только уси­ливает звук, но и подчеркивает все речевые и вокальные недостатки исполнителя.

Так и телевидение ярче проявляет все огрехи в текстах эстрадного дра­матурга. Особенно если речь идет о сатире и юморе, о шутке и репризе.

Оставим в стороне известный опыт Эллочки-людоедки, воспетой И. Ильфом и Е. Петровым, но практичные американцы умудряются пе­ревести нашу Анну Каренину, употребив всего 850 своих, американ­ских, идиом.

В принципе, при создании эстрадных программ на телевидении могут быть использованы приемы построения тех или иных театрализован­ных концертных программ.

у нас есть некий эстрадный театр и постоянные действующие лица, между которыми существуют те или иные отношения. А так как это актеры, то и исполняемые номера появляются достаточно естест­венно.

Уместно заметить, что именно телевизионная эстрада со всей очевидностью доказывает, что между эстрадой, театром и кино не су­ществует никаких непреодолимых преград, жестких границ, а есть только отдельные отличительные черты.

Сегодня трудно себе представить, но несколько лет назад на нашем отечественном телевидении не было ни одного сериала!

* Интересно, что достаточно яркая А. Заворотнюк, изменив имидж и начав конфе­рировать, начисто потеряла все, чем была привлекательна, исполняя роль Няни.

На эстраде существует загадочное и часто очень болезненное мление: когда в жанре юмора и сатиры артист меняет имидж, амп-•та. партнера — все рушится.

Так было с разошедшимися в результате ссоры П. Рудаковым и В. Нечаевым, А. Шуровым и Н. Рыкуниным, В. Танковым и Б. Влади­мировым. Так, скорее всего, произойдет и с расставшимися сейчас М. Бандуриным и Н. Вашуковым.

b03 (700x458, 74Kb)


Начну я с небольшого экскурса в историю.
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
Сейчас кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети.
Кукольные театры первыми приобщают ребят к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но и воспитывают художественный вкус, учат пониманию окружающего мира.
А главные герои театра - это конечно куклы.
На первый взгляд все театральные куклы кажутся одинаковыми, а между тем они различны. Главное отличие — в их устройстве.

22861A (525x700, 134Kb)

Простейшими являются перчаточные куклы, или бибабо. С перчаточными куклами многие из вас знакомы. Это известный Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, как перчатка, только не на пять пальцев, а на три. Один палец вставляется в голову куклы, еще два — в рукава костюма, то есть в руки куклы.

photo-U131952-P199714-T1351375257-N203975 (375x500, 14Kb)

Тростевые куклы

44810960_1244362071_13 (699x525, 41Kb)

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень — гапит, к нему к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла — самая распространенная в кукольном театре.

20080926104635.3 (600x374, 127Kb)

1318591141_kukly (700x525, 74Kb)

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла — марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера — вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

chakal (567x423, 29Kb)

Механические куклы

toys_005 (500x333, 122Kb)

В кукольном театре используются также механические куклы. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.

1345247286847 (492x700, 41Kb)

Мимирующие куклы

sdc19720_0 (520x347, 50Kb)

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это — мимирующие куклы.

Теневые куклы

84735605 (700x525, 29Kb)

Теневая кукла — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит пародийный характер.

p0000057 (700x430, 31Kb)


Вертепные куклы

L00026091C (700x466, 138Kb)

Для вертепных кукол существует кукольная техника особого рода - это куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - они проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.

Читайте также: