Коррупция в школе доклад

Обновлено: 06.07.2024

В ходе подготовки доклада была проанализирована ситуация в более, чем 60 странах; анализ проводился на основе материалов, предоставленных министерствами, агентствами по развитию и государственными исследовательскими центрами. В докладе приводится оценка степени подверженности образования коррупции, а также данные о том, во что она обходится обществу и предлагаются методы борьбы с этим явлением.

В результате анализа выяснилось, что незаконные поборы при зачислении в ВУЗы, взяточничество на экзаменах, присвоение средств, выдача фальшивых дипломов и другие злоупотребления распространены как в развитых, так и в развивающихся странах.

В некоторых странах утечка из фондов, направляемых на нужды школ, достигает 80%. Исследования показали, что в финансовой отчетности школ Гондураса число учителей завышено на 5% по сравнению с числом фактически работающих, а в Папуа Новой Гвинее - на 15%.

В докладе также приводятся различные факты коррупции в высшем образовании: нарушения в трансграничном образовании, создание фиктивных университетов, изготовление поддельных дипломов и фальшивая аккредитация учебных заведений.

Число рекламируемых в Интернете фиктивных университетов, выдающих непризнанные дипломы, выросло с 200 до 800 за период 2000-2004 гг. Причем их активно покупают молодые люди из стран бывшего Советского Союза, особенно из Армении.

По свидетельству руководства некоторых частных университетов Украины, быстрое и положительное решение о выдаче лицензии или аккредитации, обязательных для всех 175 частных вузов страны, обязательно сопровождалось дачей взятки.

Еще одна проблема, характерная для региона СНГ, - фактическая подмена бесплатного образования системой частных репетиторов. Незаконное взимание платы за зачисление в школу и высокие косвенные расходы на обучение приводят к снижению общего числа школьников и к росту числа детей, бросающих школу.

По некоторым данным, в России ежегодная общая сумма взяток за поступление в ВУЗы составляет 520 миллионов долларов. В Украине подготовка в престижный ВУЗ обходится в 10.000 долларов при средней зарплате 100 долларов.

В качестве положительного примера эксперты ЮНЕСКО приводят Азербайджан, где внедрение информационных технологий и контроль со стороны независимой комиссии помогли добиться прозрачности при проведении и оценке вступительных экзаменов в ВУЗы. Антикоррупционные меры принимаются также в Кыргызстане, Литве, Молдове и Украине.

Авторы доклада Жак Халлак и Мюриель Пуасон изучили опыт ряда стран, в которых принятие даже самых простых мер, привело к почти полному искоренению коррупции в образовании. Например, в Уганде в начале 90-х годов только 13% от средств, ежегодно выделявшихся школам в расчете на одного учащегося, доходили до назначения. Остальная же часть этих средств попадала в руки местных чиновников, использовавших их на цели, не связанные с образованием. Общенациональная кампания по разъяснению местным общинам, кем и на что были израсходованы выделенные средства, привела к кардинальному изменению положения дел: 85% от фондов стали направляться на цели образования.

По мнению авторов доклада, эффективными могут оказаться следующие меры: разработка более четкой и прозрачной нормативной базы; повышение уровня управленческих навыков и, как следствие, улучшение отчетности и контроля; повышение личной ответственности за принятые решения.

Ими сформулирован целый ряд рекомендаций, касающихся решения проблемы коррупции. В частности необходимо: разработать четкую систему норм и инструкций, понятные всем правила и ясно изложенные политические рамки, определяющие ответственность каждого участника процесса выделения, распределение и использования средств; повысить квалификацию в методах управления, в подготовке отчетности, в осуществлении контроля и аудиторской проверки сотрудников администрации и представителей других вовлеченных общественных организаций, включая ассоциации родителей и учителей и профсоюзы; расширить доступ к информации в целях повышения уровня участия, развития чувства сопричастности и усиления общественного контроля. Больше всего эта информация требуется школам: им следует помочь не только распознавать случаи нарушений, но и выдвигать правомерные требования о получении того, что им положено.

Однако решающими факторами успеха в борьбе с коррупцией, безусловно, являются политическая воля и последовательность на самом высоком правительственном уровне.

Основные формы коррупции в образовании. Основные причины коррупции. Противодействие коррупции в сфере образования. Масштабы распространения коррупции в сфере высшего образования. Коррупция как современная системная угроза национальной безопасности.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.01.2017
Размер файла 26,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1.Основные формы коррупции в образовании

Глава 2. Основные причины коррупции

Глава 3. Противодействие коррупции в сфере образования

Глава 4. Масштабы распространения коррупции в сфере высшего образования

Список источников литературы

Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.

Все вышесказанное послужило своего рода толчком к началу подробного изучения коррупции. Но в силу сложности как самого явления коррупции, так и его изучения, сегодня только начинается разработка теоретических подходов в этом направлении. А так как с коррупцией приходится сталкиваться довольно часто, работа исследователей опирается на конкретные формы проявления рассматриваемого явления в различных сферах общественной жизни.

Актуализация проблемы коррупции в России и осознание обществом необходимости ограничения ее негативных последствий связано с перестройкой, а затем с политическими и экономическими реформами 90-х годов. Быстрые темпы современных процессов глобализации и ускоренное развитие рыночных отношений в Российской Федерации обусловливают трансформацию существующих и появление новых угроз экономической безопасности. Наиболее опасными угрозами являются коррупционные угрозы, которые проявляются во всех сферах экономической деятельности, управления и приобрели черты системной угрозы экономической безопасности государства.

Глава 1. Основные формы коррупции в образовании

К основным формам коррупции в образовании могут быть отнесены:

- нецелевое использование бюджетных средств;

- взятки при аккредитации учебных учреждений;

- незаконное получение свидетельств и документов об образовании;

- неправомерное зачисление в учебное заведение без учета результатов конкурса;

- вымогательство преподавателей во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов и зачетов);

- давление студентов, не желающих учить предмет, на преподавателей (навязывание взятки);

- давление на преподавателей со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и др.

Глава 2. Основные причины коррупции

коррупция образование противодействие высший

Среди основных причин коррупции в образовании можно отметить:

- низкий уровень оплаты труда педагогов;

- недостаточно высокий статус педагога в обществе;

- снижение квалификации профессорско-педагогического состава образовательных учреждений;

- искажение критериев, используемых при назначении на административные должности в образовательных учреждениях;

- формальность аттестации преподавательского состава, отсутствие конкуренции при распределении учебной нагрузки;

- общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах общественной жизни.

Провозглашение образования приоритетным направлением национальной политики и модернизация отечественной системы обучения и воспитания актуализировали вопросы обеспечения антикоррупционной безопасности образовательной сферы.

Глава 3. Противодействие коррупции в сфере образования

Противодействие коррупции в сфере образования осуществляется посредством организационно - правовых мер общего характера. Однако специфика данной сферы обуславливает необходимость разработки и реализации дополнительных механизмов противодействия коррупции, учитывающих отраслевые особенности.

1. Необходимым элементом политики противодействия коррупции в образовании является создание эффективной системы управления отраслью. На это направлено совершенствование разграничения полномочий в данной сфере между органами публичной власти.

Органом исполнительной власти, на который возложены данные функции, в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 № 116, предусматривают проведение выездных (инспекционных) проверок по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой образовательной организации.

Кроме того, являясь лицензирующим органом в сфере образования и науки, Рособрнадзор должен обеспечить проведение постоянного контроля за соблюдением вузами установленных лицензионных требований и нормативов.

Единственным механизмом обеспечения соответствия вузовской подготовки нормативно установленным требованиям является интенсивная контрольно-надзорная деятельность за соблюдением лицензионных нормативов и уровня реализации образовательных программ со стороны Рособрнадзора. Однако о низкой эффективности контроля за соблюдением вузами федерального законодательства говорят многочисленные нарушения, выявляемые в ходе проверок правоохранительными органами.

Так, в период с 1 мая по 1 сентября 2010 г. был проведен комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение коррупционных преступлений в образовательных учреждениях, центрах экспертизы и контроля качества результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ). В результате было выявлено 3,514 преступлений, из них лишь 611 - по заявлениям граждан, а 2,903 - по оперативной информации. В том числе, 474 преступления - по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 162 - по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), 1,094 - по ст. 290 УК РФ (получение взятки), 100 - по ст.291 УК РФ (дача взятки), 1,501 - по ст. 292 УК РФ (служебный подлог).

Средний размер взятки в сфере образования за минувший год вырос на 392% и составил 97,4 тыс. руб. Всего же было выявлено взяток на общую сумму 116,4 млн. руб. При этом наиболее крупные суммы взяток выявлены в Московской области (общая сумма 81,5 млн. руб.), Чувашской Республике (28,5 млн. руб.), Ростовской области (1,9 млн. руб.), Москве (0,5 млн. руб.).

Согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ предусматривает право федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Однако именно Рособрнадзор - едва ли не единственная в системе федеральных органов исполнительной власти служба, которая не имеет территориальных подразделений ни в федеральных округах, ни в субъектах федерации. Таким образом, действующий порядок разграничения полномочий в образовательной сфере с учетом имеющейся федеральной структуры не в состоянии обеспечить должный надзор за деятельностью вузов, а соответственно - и противостоять распространению коррупции.

В рамках решения обозначенной проблемы возможно:

- создание территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в субъектах РФ или в федеральных округах;

Согласно п. 5 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505, платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета

4. Масштабы распространения коррупции в сфере высшего образования

Взяточничество и коррупция наносят ущерб учебным заведениям во всем мире. Отмечается, что в России тратится до 520 млн. долларов в год на взятки только за поступление в вузы. Очевидно, что масштабы распространения коррупции в сфере образования в Российской Федерации приобрели угрожающие размеры.

Образование - одна из наиболее опасных сфер существования коррупции, поскольку еще в юном возрасте молодые люди вынуждены встраиваться в сложившиеся коррупционные системы отношений, в результате чего формируется привыкание к коррупции, восприятие коррупции как допустимого, привычного явления, готовность к вступлению в коррупционные отношения. Проведенное активом Антикоррупционного студенческого клуба исследование масштабов распространения, проблем восприятия и противодействия коррупции в сфере образования Криминологическое исследование было проведено методом опроса 88 студентов, факультетов юридического, социально-правового, филологии и журналистики Института естественных и гуманитарных наук СФУ. показало, что студенты понимают, что коррупция - это негативное явление, с которым необходимо бороться, но, вместе с тем, готовы дать взятку за получение зачета или оценки, чтобы избежать сложную, требующую значительных физических и временных затрат подготовку к зачетам и экзаменам.

Верховный суд составил своеобразный рейтинг коррупционеров по итогам приговоров прошлого года. С большим отрывом лидируют нечистоплотные сотрудники милиции, на втором месте - взяточники в белых халатах, непочетное третье - за преподавателями. Так, 31 процент осужденных - работники милиции; 20,3 процента - работники учреждений здравоохранения; 12 процентов - преподаватели; 9 процентов - муниципальные служащие; 2,5 процента - сотрудники службы исполнения наказания; 2 процента - таможенники. Куликов, В. Рейтинг взяточников//Российская газета. - Федеральный выпуск №4837 от 29 января 2009 г.

Исключительная опасность коррупции в сфере образования заключается в утрате главной цели образовательного процесса - получении студентами реальных знаний, навыков и умений, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности. Обучение студентов сводится к банальному процессу купли-продажи зачетов, оценок, дипломов. Соответственно, получение образования сводится к финансируемой из бюджета фикции.

Действенным механизмом, призванным снизить уровень коррупции в образовании, стало введение с 1 декабря 2009 г. административной ответственности за нарушение законодательства об образовании. Отсутствие специальных санкций за нарушение и невыполнение требований законодательства затрудняло предотвращение и устранение нарушений законодательства об образовании, препятствовало эффективному осуществлению государственных функций по контролю и надзору в сфере образования.

На уровне образовательного учреждения открытость управления обеспечивается функционированием управляющих, попечительских, наблюдательных советов. При этом в компетенцию подобных органов целесообразно включать как стратегические вопросы (определение основных направлений развития общеобразовательной организации), так и вопросы прикладного характера (распределение по представлению руководителя образовательной организации стимулирующих выплат педагогическому персоналу).

Внимание исследователей к коррупции стимулировалось скорее общественным интересом к реформам, их подготовке и проведению, нежели к самому предмету исследования. Действительно, периоды реформ отличает повышенный общественный интерес к коррупции. В такие периоды появляется множество журналистских публикаций, доставляющих богатый материал обществоведам. В то же время интерес может возникать и в самих социальных науках, когда коррупция оказывается в поле зрения ученых как атрибут основного предмета исследования или сопутствующее ему социальное явление.

Самостоятельным механизмом государственно-общественного управления в сфере образования является публичная отчетность.

В целях повышения антикоррупционной безопасности сферы образования целесообразно расширение участия общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии системы образования.

Сегодня коррупция в сфере образования достигла таких масштабов, что не может оставаться в числе второстепенных проблем отрасли. Только на этапе поступления в высшие учебные заведения масштабы коррупции оцениваются в объеме от 520 млн. (данные ЮНЕСКО) до 1,5 млрд. долл. (данные ДЭБ МВД России). Такая же сумма тратится россиянами на коррупционные платежи каждый год учебы в вузах.

Коррумпированность системы образования не только снижает качество самого образования, но и формирует отношение к коррупции как к нормальному явлению, причем не только у взрослых, но и у подрастающего поколения. Поэтому противодействие коррупции в сфере образования должно иметь приоритетное значение.

Список источников литературы

Аксенов И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России. // Юрист, 1999, №10. с. 20-24.

Григорьева Т.В., Пазовский А.И. Под сенью коррупции. // ЭКО 2000, №2.

И.О. Шевченко, А.А. Гаврилов. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования.// Социологические исследования, 2005 №7, с. 141.

И.О. Шевченко, А.А. Гаврилов. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования.// Социологические исследования, 2005 №7, с. 152.

Гриб В. Г. Противодействие коррупции. Московская финансово-промышленная академия (МФПА). 2011. - 192 с.

Шишкарев С. Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики / С. Н. Шинкарев. - М.: Университетский Книжный дом, 2010. - 245 с

Национальная стратегия противодействия коррупции: Указ Президента Рос. Федерации от 13 апр. 2010 г. № 460 // Российская газета. - 2010. - 15 апр.

Подобные документы

Понятие коррупции в российском законодательстве и науке. Понятие коррупции в международном праве. Особенности и масштабы распространения коррупции в сфере высшего образования. Меры борьбы и профилактика коррупции в системе высшего образования (в СФУ).

контрольная работа [39,2 K], добавлен 11.11.2010

Современные оценки коррупции в сфере образования по России. Отсутствие равных возможностей для получения образования. Факты коррупции в школах, доля взяток при поступлении в российские ВУЗы. Подмена бесплатного образования системой частных репетиторов.

реферат [34,9 K], добавлен 26.09.2009

Понятие коррупции в социальных науках, уголовном праве и криминологии. Анализ и характеристика влияния коррупции на современное положение экономической безопасности России. Повышение экономической безопасности России в области противодействия коррупции.

курсовая работа [427,3 K], добавлен 25.06.2017

Виды и формы проявления коррупции, масштабы, специфика и динамика, многообразие подходов к ее исследованию. Экономические условия коррупции, потери от нее, социальные и политические последствия. Низовая коррупция в России, основные сферы ее проявления.

контрольная работа [30,3 K], добавлен 26.12.2014

Изучение понятия, сущности и видов коррупции. Исследование природы, причин и факторов стимулирования коррупции. Описание основных способов поддержания экономической безопасности. Рассмотрение механизмов противодействия коррупции в бюджетной сфере.


Ни для кого не секрет, что коррупция представляет собой опасное явление для общества и государства, она характерна не только для сферы политики и государственного управления, но и для образования.

Коррупция— это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. [1, c. 24]

Наше правительство регулярно внедряет антикоррупционные меры, направленные на борьбу с коррупционными правонарушениями, а также на их предотвращение. Издаются нормативно-правовые акты, указы и производится надзор за их выполнением, так же был создан Национальный антикоррупционный комитет.

Но, к сожалению, многие специалисты констатируют тот факт, что названные меры не принесли ожидаемых результатов. Виной тому, на наш взгляд, является несовершенство норм уголовного права — ограниченные возможности привлечения к ответственности коррупционеров, а так же правовой нигилизм граждан, дающих взятки работникам сферы образования.

По данным Судебного департамента, в 2014 году по ст. 290 УК РФ осуждено 1625 человек за получение взяток. Статистика показывает, что большинство осужденных по статье 290 УК РФ в 2014 году были мелкими взяточниками. В 2014 году 14,6 % осужденных по этой статье (238 человек) были приговорены за взятки в размере до 1 тыс. рублей, а ещё 41,9 % (681 человек) за взятки от 1 тыс. до 10 тыс. рублей. Лишь 21,5 % осужденных (350 человек) были осуждены за взятки в 50 тыс. рублей и более. [2, c. 36]

Но не кажется ли вам, что взяточников в нашей стране гораздо больше, и взятки они получают куда более существенные? По нашему мнению, для существенных результатов нужна сильная политическая воля и взаимодействие правительства и российского общества в целом.

И так, коррупция в сфере образования происходит на низшем и высшем уровне. На низшем уровне она проявляется в процессе обучения. К примеру, прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и многое другое. Коррупция на высшем уровне связана с системой аккредитации, лицензирования учебных заведений, а так же с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования.

Одной из причин возникновения коррупции на низшем уровне образовательной сферы является большой разрыв между уровнем знаний выпускников школ и требованиями, предъявляемыми ВУЗами к абитуриентам. Из — за этого поступить в вуз становится весьма сложно, из — за чего абитуриенты и их родители с помощью взяток пытаются решить эту проблему.

Министерство образования и науки должно устранить такой разрыв, поэтому. Предлагается ввести еще один год обучения в школе, который будет нацелен на выравнивание школьной программы с требованиями вуза.

Часто у молодёжи отсутствует мотивация к учёбе, многим студентам проще заплатить за экзамен, чем сдать его самостоятельно. Для того чтобы повысить мотивацию к учёбе, необходимо менять действующей системы выпускных экзаменов и системы образования в целом.

Многие аналитики считают, что через пять лет системе высшего образования может грозить фиаско, поскольку связь между вузами и рынком труда теряется. Многие работодатели, подбирая для себя кадры, отказываются рассматривать кандидатуры выпускников некоторых ВУЗов.

На мой взгляд, негативным образом на мотивацию к учебе так же влияет возможность восстановления после отчисления за неуспеваемость, которая предусмотрена нашим законодательством. Такая схема является выгодной для ВУЗа в том случае, если студент обучался на платной основе, так как он вынужден будет еще раз заплатить за обучение. Во многих европейских странах человек, который был отчислен по причине неуспеваемости, уже не вправе получить образование по этой же специальности.

Чтобы побороть эту проблему, по нашему мнению, необходимо создать острую ситуацию, то есть связать отчисление с большим количеством издержек для учащегося, что существенно повысит его мотивацию учиться и не быть отчисленным.


Из приведенных результатов можно сделать вывод, что большинство студентов посчитало, что проблему коррупции ЕГЭ не решит, изменится лишь получатель взяток.

Лицензирование— деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования [4, c. 28], то есть лицензирование ВУЗа — это процедура подготовки и выдачи ВУЗу лицензии в сфере профессионального обучения по одному или совокупности направлений подготовки на основе экспертной оценки. включает: проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдача лицензии.

Государственное аккредитование —аккредитация в национальной системе аккредитации- подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации [5, c. 37] следовательно, аккредитация ВУЗа- это процедура подготовки и выдачи образовательному учреждению свидетельства об аккредитовании подтверждающего государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых им программ, соответствие содержание и качества подготовки выпускников требования государственного и обеспечивающего образовательного учреждения право на выдачу своим выпускникам документов об образовании государственного образца, на включение в схему государственного финансирования, на пользования печатью с изображением Государственного герба РФ.

Такого рода государственный контроль осуществляется специальной комиссией сотрудников министерства образования, но было бы логичнее сочетать этот контроль с общественно-профессиональным сообществом, которое определило бы более объективно, соответствует ли качество образовательных программ мировым стандартам. Так же объективно и более прозрачно характеризовать ВУЗ можно было бы по комплексу параметров или системы рейтингов, так как она должна отражать все достоинства и недостатки вузов. Данные подходы могли бы сделать ВУЗы более подконтрольными для общества в плане оценивания. Но не сложно догадаться, что непрозрачная система аккредитации и лицензирования так же порождает коррупцию.

В каких сферах образования коррупция распространена в наиболее крупных масштабах? А именно в тех, где происходит выделение бюджетных средств на развитие системы образования.

Исследователи из Государственного университета — Высшей школой экономики установили, что общая сумма взяток в системе образования за год немногим меньше 1 миллиарда долларов. И три четверти этой суммы составляют взятки, связанные с высшим образованием[1, c. 15].

Что же вызвало такую масштабность? Ответ прост — брать и давать взятки вошло в привычку и перестало быть чем- то противозаконным в понимании людей. Необходимо напомнить обществу, что любые проявления коррупции аморальны, что они разрушают изнутри наше государство. Сфера образования является одной из самых важных сфер жизни общества, ведь ей отведена такая роль, как воспитание новых поколений и, в последствии высококвалифицированных специалистов, без которых невозможно дальнейшее развитие государства.

Можно бесконечно долго рассуждать о важности политики и экономики, здравоохранения и обороны страны, но какой в этом толк, когда система, воспитывающая будущих политиков, экономистов, медиков и военных прогнивает? Образование — это фундамент для развития успешного государства, но как же построить успешное государство без фундамента?

1. Юхачев С. П. Коррупция в системе образования: типология и последствия // Социально- экономические явления и процессы.- 2008.- № 3. — с. 47.

  1. Бейсембаева Н. А. Проблема коррумпированности в сфере образования и пути её решения в современной России // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — с. 67.
  2. Кузнецов Г. Г. Коррупция в РФ: противодействие и ликвидация// Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 6. — с. 58.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, сфера образования, взяток, ВУЗ, Министерство образования, получение взятки, Российская Федерация, УК РФ, высший уровень, Единый государственный экзамен.

Участники: учащиеся 9-11 классов, родители, учителя.

Оформление: цитаты, рисунки по теме, статистические данные, данные анкетирования.

Ход занятия

В день Международного Дня коррупции предметом нашего обсуждения является коррупция, ее причины, проявления, последствия и противодействие ей. Коррупция является сложным многоаспектным явлением. Несмотря на очевидную противозаконность, коррупция - это не просто преступление, это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, проституции. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, но и ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса.

Что же такое коррупция?

Учитель: Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Предлагаю продолжить исторический экскурс в коррупцию.

Однако начиная с конца XVIII на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданые содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей преобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями.

Учитель: А как вы считаете, каковы причины коррупции? (Ответы записываются на доске, с краткими комментариями учителя.)

  • Низкий уровень заработной платы.
  • Двусмысленные законы. Консервативность закона.
  • Незнание или непонимание законов населением.
  • Нестабильная политическая ситуация в стране.
  • Профессиональная некомпетентность бюрократии.
  • Отсутствие единства в системе исполнительной власти.
  • Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.
  • Невозможность всеохватывающего контроля.
  • Зависимость граждан от чиновников.

Какие, по-вашему мнению, основные причины коррупции в образовании? (Ответы участников фиксируются на доске с комментариями учителя).

Сегодня система коррупции в образовании берется под усиленный государственный контроль. По данным МВД за 2008 года в России основные проявления коррупции следующие:

Учитель: В школе был проведен социальный опрос среди учителей, учащихся и родителей: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3. По мнению учителей и родителей города наиболее сильно подвержены коррупции.

Среди мер по предупреждению коррупции в сфере образования, наиболее часто звучали следующие:

  1. Ужесточение наказания за взяточничество.
  2. Повышение зарплаты работникам образования.
  3. Улучшение финансирование школ.
  4. Переход школ на финансово-хозяйственную самостоятельность.
  5. При внедрении системы отраслевой оплаты труда необходимы четкие критерии для дифференцированной оплаты. Должна быть оплата за результат. В основе должен лежать результат отдельного ученика по отношению к самому себе, его индивидуальная динамика. Для адекватной оценки результатов должны быть выработаны новые стандарты с четкими измерителями.
  6. Повсеместное функционирование горячей линии для оповещения о фактах дачи взяток.
  7. ЕГЭ как средство борьбы с коррупцией в сфере частного репетиторства.
  8. Разработать четкую систему норм и правил, определяющих ответственность каждого участника процесса распределения и использования средств.
  9. Повысить квалификацию сотрудников администрации и представителей заинтересованных общественных организаций, включая ассоциации родителей, учителей.
  10. Расшить доступ к информации для усиления общественного контроля.

Ученик:

Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту.
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца.
Верность другу,
Преданность Отчизне,
Имя гражданина и борца.

Учитель:

Вывод: Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит – в каком государстве мы будем жить: честном или коррумпированном.

Читайте также: