Доклад на крымскотатарском языке

Обновлено: 07.07.2024

Родной язык является не только важным средством общения, но и способом мышления, получения знаний, саморазвития и самовыражения. Чем совершеннее человек владеет родным языком, тем легче он усваивает знания, точнее мыслит, полнее реализует свой интеллектуальный потенциал, быстрее налаживает отношения с другими людьми.

На основе родного языка и через него формируется национальное самосознание, вырабатываются моральные и этические основы взаимоотношения людей. Он является сокровищницей духовных ценностей народа, основой его дальнейшего прогресса.

Основной целью изучения крымскотатарского языка в общеобразовательных учебных заведениях является формирование духовно богатой личности, которая владеет умениями и навыками свободно, коммуникативно оправдано пользоваться всеми языковыми средствами во всех видах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении, письме). Поэтому при проведении уроков большое внимание я уделяю развитию речи учащихся посредством использования элементов народоведения. Знание народа, его традиций, обрядов – обогащает учащихся новыми знаниями, пополняет их словарный запас.

ВложениеРазмер
problema_narodovedeniya_na_urokah_krymskotatarskogo_yazyka_i_literatury.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Родной язык является не только важным средством общения, но и способом мышления, получения знаний, саморазвития и самовыражения. Чем совершеннее человек владеет родным языком, тем легче он усваивает знания, точнее мыслит, полнее реализует свой интеллектуальный потенциал, быстрее налаживает отношения с другими людьми.

На основе родного языка и через него формируется национальное самосознание, вырабатываются моральные и этические основы взаимоотношения людей. Он является сокровищницей духовных ценностей народа, основой его дальнейшего прогресса.

Основной целью изучения крымскотатарского языка в общеобразовательных учебных заведениях является формирование духовно богатой личности, которая владеет умениями и навыками свободно, коммуникативно оправдано пользоваться всеми языковыми средствами во всех видах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении, письме). Поэтому при проведении уроков большое внимание я уделяю развитию речи учащихся посредством использования элементов народоведения. Знание народа, его традиций, обрядов – обогащает учащихся новыми знаниями, пополняет их словарный запас.

Каждый из нас несёт ту изюминку нашего народа, которая характеризует нас в целом это: и уважение к старшим, и почитание традиций, и проявление гостеприимства. Но, к сожалению, ассимиляция происходит практически ежедневно. Мало того что мы общаемся и мыслим на другом языке, мы ещё пытаемся изменить обычаи и традиции, которые зародились не сегодня, внести то, что кажется нам модным и интересным. Таким образом, изменяется менталитет, нрав, характер.

В первую очередь место в изучении народоведения занимает язык, т.к. именно через него идет общение, передача информации из поколения в поколение.

Ушинский писал, что вместе с языком исчезает народ. Он считал, что родной язык – природный воспитатель, наилучший педагог. Когда чужой язык вытесняет родной в процессе формирования личности, происходит отчуждение его от святого - всего материнского. Следовательно, мы должны стараться удержать всё, что у нас есть, пытаться восстановить утерянное, и не давать всему бесследно исчезнуть. Для этого необходимо обращаться к народному наследию.

Я считаю, что непрерывная связь и обращение ко всему народному будет подстегивать и делать нас индивидуальными. Поэтому я думаю, что на любом уроке нужно использовать эдакое народоведческое. Народ и воспитание – эти два понятия связаны между собой, несуществующие друг без друга.

Неоценимый вклад внесли выдающиеся писатели крымскотатарского народа, каждое произведение которых является сокровищем, наполненным духовности и моральности, проникнутым историей и болью народа. Очень сложно научить читать учеников так, чтобы, закрыв книгу, они хотя бы немного подобрели, стали честнее, не безразличными к чужому горю, уважали людей и свою Родину. Писатели неоднократно обращались к самим истокам народа, к устному народному творчеству, выбирая сюжеты, характеры образы и героев.

Изучая И. Гаспринского, в первую очередь, мы отдаем почтение его творчеству и деятельности, т.к. именно он стал первым издавать газету во всем тюркском мире, провел образовательную реформу в Крыму. Стихи же Номана Челебиджихана стали гимном крымскотатарского народа.

Произведения периода депортации самые тяжелые для восприятия, т.к. они показывают боль, смерть, жестокость по отношению к простому народу. Для ещё более яркого восприятия этого периода мы посещаем выставки художника Рустема Эминова. Каждая картина – это отдельная история, отдельная судьба, незабываемая и проникнутая болью всего народа в период депортации. На уроках дети делились своими впечатлениями и написали отзыв.

Составной частью знаний о народе является фольклор с его многочисленными жанрами. Фольклор одна из наибольших отраслей, связанных напрямую с народоведением, т.к. это энциклопедия жизни народа, его духовная сила и красота, ценный исток при формировании личности.

В процессе изучения устного народного творчества важно утвердить у учеников мысль о том, что оно является бесценным сокровищем народа, который приходит к нам из глубины веков. Устное народное творчество всегда было спутником детей, т.к. оно отвечает психологии ребёнка, созвучно детской фантазии.

Большую роль в развитии творческого мышления и говорения учеников играют сказки. Они захватывают своим острым сюжетом, борьбой добра и зла, фантастическими перевоплощениями, героями, смелыми и отважными людьми, которые всегда побеждают.

В начальных классах огромное удовольствие доставляет детям инсценирование сюжетов сказок и их иллюстрирование.

Эффективную роль фольклора играет тогда, когда в виде домашнего задания даю записать из уст бабушек и дедушек легенды, рассказы о своем родном крае, старинные народные песни. Заучивание наизусть колыбельных песен, частушек, считалок, скороговорок и игр влияет на приобщение к народным традициям, на воспитание национального сознания, моральности, духовности.

Песня всегда следует за народом: в моменты радости и горя, во время работы и отдыха, в праздники и будни. В них воплощена история народа, отображена душа – открытая и искренняя. Но уже несколько поколений отлучается от народной песни, а там, где существует душевная пустота, ее заполняет бездуховность и безразличие.

Для развития духовного мировоззрения у учеников является внеклассная работа, как уже и упоминалось выше. Правда, эта работа отнимает много времени и кропотливого труда учителя, но когда труд творческий, то он всегда радостный, отдача от него огромная и воспитательная роль значительная.

Воспитательным моментом являются так же походы в музей, где представлен быт крымскотатарского народа, в театр, на природу.

Воспитание учеников способами народоведения формируют целостный мир школьника. Глубокие чувства облагораживают человека, являются стимулом приобретения знаний о родном крае, природе, жизни наших предков. Народоведческий материал формирует у школьников доброту и чувственность, искренность и задушевность. Национальное сознание – это осмысление человека себя как представителя конкретного народа, нации, носителя их культуры, истории. Такой человек глубоко знает родной язык, хорошо осведомлен со всеми сферами жизни народа, его культурой, заботится о его современном и будущем, а так же знакомится, интересуется и уважает культуру других народов.

Патриотизм у человека начинается с любви к родине. Отображать идеи народоведения призвание учителя. Он должен не только глубоко осведомлять, что овладевание учениками духовных сокровищ народа патриотизма, моральности практичного проведения его традиций, обычаев, языка можно достичь поставленной цели, но и самому глубоко знать народоведческую работу, владеть и методами и способами.

Школа, использую современные технологии, методики и народоведения содержат линию развития речи, призывая воспитывать поколение, достойно продолжать традиции, духовный потенциал родного народа с целью возрождения и культурно-исторического развития.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Миллий урф-адетлери эсасында талебелернинъ шахсиетини тербиелев .

Бизим джемиетимизде бугунь бутюнлей янъы адиселер, джерьянлар тесир этмекте. Бу муитте эр бир шахыснынъ менлигини, гражданлыкъ рухуны, намусыны сакъламакъ муим вазифелердендир. Оны беджермек ичюн мектеп баягъы иш япа билир.

Бу саада миллий медениет кучьлю васталардан бирисидир. Онынъ ичюн миллий урф-адетлер эсасында келеджек несильни тербие этмелимиз.

Халкъ медениетинде оюн, йыр, миллий урба, зийнетлер, урф-адетлер бири-бирине чапразлашып муреккеп бирдемликни тешкиль этелер. Онынъ ичюн халкъ медениетини джанландырмакъ огърунда бутюн чарелерни къыдырмакъ керекмиз.

Ал-азырда ана тилимиз хавф астында. Халкъ - бу тиль, дин, турмуштыр. Урф - адетсиз биз киммиз? Оларны сакъламакъ керекмиз.

Бойле актуаль вазифелерден бирини беджермек макъсадынен , мектебимизде этнографик музейи тешкиль олунды..

2003 сенесинден берли музейимиз чалышмакъта. Мектеп талебелери буюк гъурурнен халкъымызнынъ урф-адетлерини, кечмишимизни огренелер.

Музеймизнинъ эр бир экспонаты - халкъымызнынъ джанлы тарихыдыр. Халкъымызнынъ такъдири киби фаджиалыдыр, чюнки бу экспонатлар да сюргюнликте олып, озь тарихий Ватанына къайттылар.

Урбалар, нагъышлар, къуюмджылыкъ эсерлери, бакъыр савутлар - бутюн бу экспонатлар чебер усталарымызнынъ эснафлары акъкъында, зеинлеримизде къадимий ань-анелеримизни сакъламакъталар. Усталарымызнынъ яраткъан аджайип нагъышлар, орьнеклер терен мана ташып, инсанларны къаза-белялардан къорчалай эдилер.

Бойледже, биз оджалар, талебелерни эм окъутамыз, эм ана тилимизге, медениетимизге севги ве меракъ ашламагъа тырышамыз.

Халкъ медениетинде оюн, йыр, миллий урба, урф-адетлер бири-биринен багъланып муреккеп бирдемликни тешкиль этелер. Онынъ ичюн халкъ медениетини джанландырмакъ огърунда бутюн чарелерни корьмек керек. Оларны сакъламакъ керекмиз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кениш ве кениш олмагъан джумлелер акъкъында бильгилерини пекитмек.

Бир теркипли джумлелер мевзусыны умумийлештирмек.

Нутукъ медениетини инкишаф эттирмек.

Ана тилимизге севги ашламакъ. .

Кечкен мевзуларны текрарлав…

Кечкен мевзуларны текрарлав…

Айше меракълы китапны авесликнен окъуды. Айше окъуды меракълы китапны авесликнен

Айше меракълы китапны авесликнен окъуды.

меракълы китапны авесликнен

Кокте ярыкъ йылдызлар лип-лип этип йылтырай.

Кокте ярыкъ йылдызлар лип-лип этип йылтырай.

Кениш джумлелерни бельгиленъиз : 1. Темиз ве салкъан ава. 2. Багъчада тереклер япракъларны ташлагъанлар. 3. Меракълы эсер. Кениш олмагъан джумлелерни бельгиленъиз : Гедже къаранлашты. Кокте насылдыр бир гурюльти эшитильди. Саба эрте мени юкъудан достум Алим уятты. Багъчалар сарарды.

Кениш джумлелерни бельгиленъиз :

1. Темиз ве салкъан ава.

2. Багъчада тереклер япракъларны ташлагъанлар.

3. Меракълы эсер.

Кениш олмагъан джумлелерни бельгиленъиз :

Бир теркипли джумлелернинъ чешитлери

Муптедалы бир теркипли джумле. Адлав Баш келиште, исимнен ифаделене. Хабер ишлетильмей. Акъшам. Гузель ава. Адлав джумлелерни бельгиленъиз: а) Сеси чыкъмады. б) Селямны русча алды. в) Романтик манзара. е) Яры гедже. Эр кес татлы юкъуда. Иш-арекетине багълы олгъан ич бир хабер айтылмаз.

Муптедалы бир теркипли джумле.

Баш келиште, исимнен ифаделене.

Адлав джумлелерни бельгиленъиз:

а) Сеси чыкъмады.

б) Селямны русча алды.

в) Романтик манзара.

е) Яры гедже. Эр кес татлы юкъуда.

Иш-арекетине багълы олгъан ич бир хабер айтылмаз.

Хаберли бир теркипли джумлелер Хабер вазифесинде къулланылгъан сезге коре 4 – чешитлерге болюне : Белли-шахыслы джумлелер Бельгисиз-шахыслы джумлелер Шахыссыз джумлелер Умумийлештирильген-шахыслы джумлелер

Хаберли бир теркипли джумлелер

Хабер вазифесинде къулланылгъан сезге коре 4 – чешитлерге болюне :

Белли-шахыслы

Бельгисиз-шахыслы джумлелер

Умумийлештирильген-шахыслы джумлелер

Белли –шахыслы джумлелер Хабер шекилининъ ифаделенюви : Хабер I - II шахыста текликте, чокълукъта къулланыла. Мусафирликте бир афта раатландым. Бу китапны ярын окъурсынъ. Предмет я да субьект Ким ? Не ? суаллеринен тапыла ве I – II шахыс замирлери козьде тутыла.

Белли –шахыслы джумлелер

Хабер шекилининъ ифаделенюви :

Хабер I - II шахыста текликте, чокълукъта къулланыла.

Мусафирликте бир афта раатландым.

Бу китапны ярын окъурсынъ.

Предмет я да субьект Ким ? Не ? суаллеринен тапыла ве I – II шахыс замирлери козьде тутыла.

 Азырлыкънен кельгенинъизни риджа этем. Сизинъ керегинъизни корьдик . Ич бир вакъыт сырадан къалмазсынъыз. Бахтынъны къурмакъ истемейсинъ.

Азырлыкънен кельгенинъизни риджа этем.

Сизинъ керегинъизни корьдик .

Ич бир вакъыт сырадан къалмазсынъыз.

Бахтынъны къурмакъ истемейсинъ.

Бельгисиз-шахыслы джумлелер Хабер шекилининъ ифаделенюви : 1)Хабер III -шахыста,чокълукъта къулланыла. Адамларны бош вагонгъа сокътылар . Мында койлюлерни де айдап кетирелер. Иш-арекетни япкъан шахыс белли олмаз, конкрет косьтерильмез.

Хабер шекилининъ ифаделенюви :

1)Хабер III -шахыста,чокълукъта

Адамларны бош вагонгъа сокътылар .

Мында койлюлерни де айдап кетирелер.

Иш-арекетни япкъан шахыс белли олмаз, конкрет косьтерильмез.

Бир теркипли джумле чешитлерини бельгиленюв талаплары : 1.Джумленинъ грамматик негизини тапмакъ. 2.Джумледе баш азанынъ шеклининъ ифаделенюви. 3. Бир теркипли джумленинъ чешитини бельгилемек. Меселя : Бугунь иштен кеч къайттым. Бу джумледе бир грамматик негизи бу : къайттым - хабер, I -шахыста., [ мен-замири козьде тутула ] ,онынъ ичюн бу белли-шахыслы джумле . Салкъын сув . Грамматик негиз : Сув – муптеда, Баш келиште, исим.Адлав джумле.

Бир теркипли джумле чешитлерини бельгиленюв талаплары :

1.Джумленинъ грамматик негизини тапмакъ.

2.Джумледе баш азанынъ шеклининъ ифаделенюви.

3. Бир теркипли джумленинъ чешитини бельгилемек.

Меселя : Бугунь иштен кеч къайттым.

Бу джумледе бир грамматик негизи бу : къайттым - хабер, I -шахыста.,

[ мен-замири козьде тутула ] ,онынъ ичюн бу

белли-шахыслы джумле .

Салкъын сув . Грамматик негиз : Сув – муптеда, Баш келиште, исим.Адлав джумле.

Крымскотатарский портал

Дерс 1.Къоранта
Урок 1.Семья

Ана(анака,анашка,анайка)-мама
Баба(Бабака,бабашка)-папа
Абам(Апашка)-старшая сестра
Тата-сестра(почти одинаковая по возрасту)
Татам-мл.сестра
Агъа-брат
Къартанай(битай)-бабушка
Къартбаба-дедушка

Тизе(Тизешка)-тётя по маме Дайы(Дайышка)-дядя по маме
Ала(Алашка)-тётя по папе Эмдже(Эмджемка)-дядя по папе

Енге-жена Дайы и Эмдже Эниште-муж Тизе и Ала

Крымскотатарский портал

Дерс 2.Къырым-бизим Ватанымыз.
Урок 2.Крым-наша Родина

Ватан-экинджи ананъ Родина-вторая мать
Ана Ватан-алтын бешик Родина Мать-золотая колыбель
Эр кеске озь Ватаны таталы Каждому своя Родина-сладка(Дорога)

Къырым-Ватан Къырымтатар тили-ана тили
Крым-Родина Крымскотатарский язык-родной язык

Хораз ве Тавукъ Петух и Курица

Бу ким? Бу Мустафа,бу Нариман,бу Диляра
Это кто? Это Мустафа,это Нариман,это Диляра

О ким? О,Зера О,Эмине О,Эльмаз
Она кто? Она Зера,Она Эмине,Она Эльмаз

Крымскотатарский портал

Дерс 3.Танышув
Урок 3.Знакомство

-Селям Алейкум
-Алейкум Селям
-Таныш олайыкъ.Меним адым . сойадым .
-Меним адым . сойадым .
-Таныш олгъанымдан меннюним
-Мен де чокъ мемнюним

-Привет
-Привет
-Рад(а) знакомству.Моё имя . фамилия .
-Моё имя . фамилия.
-Очень рад знакомству
-Я тоже очень рад

Крымскотатарский портал

Дерс 4.Незакетли сёзлер
Урок 4.Вежливые слова

Сагъ ол Спасибо
Сагъ олунъиз Спасибо(взрослым)

-Сагълыкънен къал Счастливо оставаться
-Сагъылыкънен бар Счастливо дойти

Не вакъыт? Саба,куньдюз,акъшам,гедже
Какой время? Утро,день,вечер,ночь

Саба(куньдюз,акъшам) шерифинъиз хайырлы олсун!
Доброе утро!(день,вечер)

-Гедженъиз хайыр! Спокойной ночи
-Хайырга къаршы! Сладких снов

Крымскотатарский портал

Дерс 5.Сайылар
Урок 5.Счёт

-Къач дане чечек бар?Сай Сколько штук цветов?Посчитай
-Бир(эки,учь..он) Один(два,три..десять)

Крымскотатарский портал

Дерс 6.Мусафирни къабул этюв
Урок 6.Как правильно принимать гостей

-Селям Алейкум
-Алейкум Селям!Хош кельдинъиз.Киринъиз,отурынъыз.Яхшысызмы?
-Аллахкъа шукюр.Ананъ эвдеми?
-Ёкъ,ишти.Мына къаве,буюрынъыз.
-Сагъ ол
-Афиетлер олсун
-Ишлеринъ насыл?
-Бир къарар
-Сагъылыкънен къал
-Сагъыоыкънен бар

Читайте также: