Секреты успешности классного руководителя доклад

Обновлено: 04.07.2024

Про несколько простых действий расскажем прямо сейчас.

Действия – основной ключ к успеху.

Современные условия, в которых развивается человечество в мире, диктуют нам новые правила, по которым следует жить и организовывать работу и взаимодействие между людьми. Коммуникация в основном выстраивается в цифровой среде, связь и общение осуществляются с помощью различных гаджетов и Интернета. Ценными качествами для всех людей становятся трудолюбие, уважение своего труда и труда другого человека, ответственность, умение работать в команде, стремление к личностному росту, самосовершенствованию, самообучению, развитию личностных и профессиональных качеств, чтобы можно было делиться своим опытом с другими, лояльность и бесконфликтность.

В сфере образования вышеперечисленные качества приобретают ещё большее значение, потому что педагог является транслятором опыта для подрастающего поколения, образцом поведения при взаимодействии с людьми. Лишь педагог, который сам обладает этими качествами, может заинтересовать, увлечь, научить, вдохновить и передать лучшее детям.

Ранее мы говорили о том, что лидирующее место в процессе воспитания в образовательной организации, создании индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся и во взаимодействии с педагогическим коллективом, детьми и их родителями (законными представителями) принадлежит классному руководителю. Это действительно так.

Педагог, который выполняет обязанности руководителя класса, наделен особой, многофункциональной, ролью. Как исполнять эту роль, чтобы помогать детям и их родителям, чтобы сохранять собственные ресурсы и быть готовым быстро адаптироваться к новым условиям, обстоятельствам и задачам?

Важно понимать, что классному руководителю как руководителю класса важно быть активным и инициативным педагогом, создать вокруг себя команду, организовать совместно с управленческой командой школы образовательное пространство так, чтобы оно захватывало и заинтересовывало детей, мотивировало и развивало. Важным показателем эффективной работы руководителя класса будет вовлечённость в воспитательную деятельность не только педагогической команды и детей, что подразумевается в его деятельности, но также сделать союзником школы семью обучающихся – родителей или законных представителей детей.

С чего нужно начинать работу и взаимодействие с семьёй обучающихся, чтобы выстроить систему воспитания и помочь детям получить качественное образование и быть готовыми к саморазвитию и взрослой жизни в будущем?

Чтобы быть классным руководителем, не всегда достаточно педагогического образования, важно также постоянное стремление развиваться и идти в ногу со временем и интересами детей. Отметим точки опоры развития педагогического мастерства руководителя класса, на которые он должен обратить внимание при выстраивании работы и взаимодействия с семьёй.
На первое место мы ставим точку личностного роста и саморазвития педагога, его желание быть лучше и эффективнее в его профессиональной сфере. Именно эта точка – отправной пункт в становлении пути классного руководителя как руководителя класса. Этот пункт, безусловно, связан с развитием лидерских и организаторских способностей, коммуникативно-речевых, психолого-педагогических умений, рефлексивных и цифровых умений учителя, о которых мы говорили выше, а также связан и с последующими пунктами. Как же организовать свою деятельность, чтобы личностный рост и саморазвитие педагога были непрерывными?

1. Самое главное – это желание, увлечённость своим делом и уверенность в собственных силах, позитивный настрой.
2. Изучение и анализ успешного опыта своих коллег.
3. Чтение методической литературы, подбор педагогической литературы для своей работы.
4. Прохождение курсов повышения квалификации и расширение знаний в профессиональной деятельности.
5. Изучение тайм-менеджмента, планирование работы и своей деятельности вне стен школы, отдыха и времени на хобби.

Ответы на этот вопрос перечислим в действиях классного руководителя, которые важно выполнять и анализировать:
1. Оформление правил работы в классе, регламента взаимодействия с коллегами и администрацией образовательной организации, семьей обучающихся.
2. Согласование правил и регламента взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.
3. Своевременные приглашения на собрания и беседы коллег и родителей обучающихся с использованием современных технологий: электронной почты, мессенджеров, социальных сетей.
4. Применение и привлечение детей, их родителей и педагогического коллектива к дистанционной поддержке и работе (с применением социальных сетей, приложений для проведения вебинаров Meet Google, Zoom). Это стало обязательным во время введения режима самоизоляции с конца марта 2020 года и доказывает свою эффективность и в режиме очных занятий.
5. Быстрая адаптация к изменяющимся условиям обучения и воспитания детей, применение цифровых и мультимедийных средств в своей деятельности совместно с коллегами, обучающимися и их родителями (презентации, видеозаписи, слайды, плакаты, демонстрирующие достижения учащихся, статистические данные о проделанной работе, планы, инструкции).

Действия классного руководителя всегда сопровождаются речью, и его речевое поведение во многом влияет на успех в исполнении его роли, поэтому всегда нужно помнить и про развитие речи педагога . Как обогатить речь, совершенствовать её? Даже если кажется, что все хорошо и проблем нет, важно помнить о первом правиле непрерывного развития – нет предела совершенству – и следовать следующим рекомендациям:

1. Регулярно делать упражнения для артикуляции и разогрева связок, потому что речевой аппарат – это главный инструмент педагога, важно беречь его и тренировать, так как голос играет важную роль во взаимодействии с другими людьми.

2. Готовиться к собраниям, беседам, урочным и внеурочным занятиям как в очном, так и в дистанционном формате.

3. Помнить о качествах эффективной речи (уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность), анализировать свою устную и письменную речь, исправлять ошибки и качественно совершенствовать речь.

5. Владеть коммуникативно-нравственной культурой общения (этикетными средствами, правилами ведения этикетного диалога) и невербальными средствами речевого общения:
– фонационными: интонация (дружественная, приветливая, отзывчивая), ритм, темп (плавный, размеренный), громкость (умеренная), благозвучность (чёткая дикция, приятный тембр голоса, полётность голоса);
– кинетическими (жесты, мимика, взгляд);
– проксемическими (поза и расположение в аудитории, где проходит собрание).

6. Импровизировать, грамотно и четко формулировать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

7. Совершать положительные речевые поступки, гармонизируя взаимодействие с учащимися, с их родителями и коллегами, не допуская конфликтных ситуаций.

Речь любого человека, а тем более педагога, напрямую связана с его интеллектом, и не только когнитивным, но и эмоциональным. Поэтому следующей точкой опоры мы называем эмоциональный интеллект. Он важен для классного руководителя, потому что:
1) помогает распознавать свои эмоции, лучше владеть и управлять своими психологическими и физическими состояниями (чувствами, настроением, мыслями, своим телом, голосом, мимикой), проявлять эмпатию;
2) помогает распознавать и регулировать не только свои эмоции, но и всех участников педагогических отношений, чувствовать и поддерживать обратную связь в общении, тем самым создавать благоприятные условия для общения;
3) повышает уровень оперативно-творческого мышления: гибкость, обеспечивающую умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, умение быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей собеседников.

И ещё одной важной точкой опоры для достижения успеха в деятельности руководителя класса является рефлексия, потому что именно умение рефлексировать помогает видеть проблемные места в своей деятельности в соответствии с установленными нормами и работать над их корректировкой: обобщать, устанавливать причины возникновения проблем, вносить необходимые изменения в свою работу и речевое поведение.

Мы назвали пять основных точек опоры, которые необходимы для реализации деятельности всех педагогов и тем более для тех, кто исполняет роль руководителя класса. Безусловно, все они взаимосвязаны и одно без другого невозможно. Важно помнить, что личностный рост ведёт за собой и профессиональное развитие. Сделав шаг навстречу новым открытиям своих лучших качеств, педагог собирает вокруг себя единомышленников и союзников в лице своих коллег, учеников и их родителей, тем самым выполняет важную роль в процессе воспитания и становления подрастающего поколения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Передача учителем своего опыта путем прямого или комментированного показа последовательности действий, методов и форм педагогической деятельности.

Выявление с педагогами наиболеетэффективных методов и форм работы с детьми для создания наибольшей ситуации успеха и для правильного формирования личности школьника.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Подготовила: Канавченко М.С.,

учитель начальных классов

Цель мастер-класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Задачи мастер-класса:

- передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- совместная отработка методических форм и методов работы учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования;

- выявление с педагогами наиболее эффективных методов и форм работ с детьми для создания наибольшей ситуации успеха и для правильного формирования личности школьника.

Ход занятия

I. Мотивационный этап.

1.Установление контакта с участниками мастер-класса.

Цель: создание доброжелательной атмосферы; повышение внутригруппового доверия.

Каждому приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Вам понравилось это упражнение?

Одинаковыми были комплименты или разными?

Действительно, каждый человек неповторимый, это индивидуальность.

У меня на столе лежат лучики солнца, они разного цвета, они, как и вы индивидуальны и неповторимы.

Вы берёте лучик и садитесь за тот стол, где солнышко такого же цвета.

Посмотрите, какое лучистое и улыбающееся солнышко. Вы – такие же, как солнышко, улыбнитесь друг другу. Посмотрите, от ваших улыбок стало светлее.

II.Определение темы и целей мастер-класса.

- Самый захватывающий и интересный путь в жизни каждого человека — это путь к успеху.

III. Практическая часть.

- А что такое успех?

- Ваша задача составить кластер к слову успех и оформить его на листах бумаги, которые есть у вас на столах. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.

- Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что у вас получилось. (Каждая группа озвучивает кластер)

1. Удача в достижении чего-нибудь.

2. Общественное признание.

3. Хорошие результаты в работе, учебе.

- Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т. е. развить мотив достижения успеха.


2.Сейчас я предлагаю вам послушать притчу и задуматься над её смыслом.

- В чём вы увидели смысл этой притчи? Наверное, вы со мной согласитесь, она отражает основную проблему многих взрослых людей, в том числе и учителей, которые изначально проектируют ребёнка на неудачу.
Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания.

- Я предлагаю Вам записать фразы успеха…

- Каждый ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Каждая группа должна создать ситуацию успеха одному из этих детей:

а) ребенок, испытывающий трудности в чтении;

б) ребенок, неуспевающий в учебе;

в) ребенок с низкой самооценкой.

-Затем группа должна защитить свою работу. Остальные могут внести дополнения.

По моему мнению, условиями успешности деятельности классного руководителя являются:
– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);
– мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;
– возможность проявления самостоятельности и творчества;
– необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы классного руководителя;
– оценку его деятельности по результату.
Основные направления деятельности классного руководителя: работа с учениками, родителями и другими учителями.
Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. - все эти интеллектуальные усилия требуют вне учебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию. Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.
Принцип открытости.
Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.
Принцип привлекательности будущего дела

Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип свободы выбора.
Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот - растет.

Принцип обратной связи.
Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу. Принцип сотворчества.
В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке внеклассного мероприятия - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.

Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.


Обмениваться опытом и советами — это отличная практика. Наш блогер, классный руководитель Евгений Ланге, проанализировал свой опыт работы классного руководства и делится с начинающими коллегами, как получать от своего труда удовольствие и предотвратить профессиональное выгорание.

Классное руководство — колоссальный опыт, через который, по моему мнению, должен пройти каждый педагог, который хочет связать свою жизнь с образованием и воспитанием. Без него представления о детской психологии, как социальной (групповой), так и индивидуальной, будут неполными или поверхностными.

Перед тем как взять на себя дополнительную нагрузку классного руководителя, ответьте себе на следующие вопросы:

  • Могу ли я и хочу нести ответственность за жизнь и здоровье ребёнка?
  • Могу ли я и хочу по-настоящему интересоваться проблемами ребёнка, его увлечениями и интересами и не относиться к ним снисходительно?
  • Могу ли я и хочу контролировать свои эмоции и всегда относиться непредвзято и спокойно к любым проявлениям детей?
  • Могу ли я и хочу защищать свои личные и профессиональные границы от детей, родителей, коллег?
  • Могу ли я и хочу по-настоящему увлечь детей, быть для них интересным?
  • Могу ли я и хочу организовывать для детей внеучебное пространство: игры, экскурсии, походы, поездки?
  • Могу ли я и хочу всегда при любых обстоятельствах быть справедливым к каждому ребёнку по отдельности и ко всему классу в целом?

Если вы всё же решили стать классным руководителем, эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и профессиональную компетенцию.

1. Соблюдайте личные и профессиональные границы

Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства. Для детей нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это их способ познавать мир. Методом проб и ошибок они учатся, что можно делать, а что нельзя. Нарушение границ у детей проявляется в основном в том, что каждый стремится, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому, позволили больше, чем другому. Важно дать понять ребёнку, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.

Родители в этом смысле ничем не отличаются от детей. Они также будут стремиться, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы ему, родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем тоже не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства и в том числе для вас. Всё это скорее про профессиональные границы.

Что же касается границ личных, то родителям невдомёк, что ваш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера

  • Звоните и пишите с 08:00 до 17:00;
  • После этого времени пишите, только если случилось что-то срочное;
  • К срочному не относится вопрос о домашних заданиях, уточнение расписания и прочее, а только то, что касается жизни и здоровья ребёнка;
  • Если у вас возник вопрос в выходные, то напишите его на почту, но будьте готовы к тому, что я отвечу на него в будни.

Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно, с одной стороны, их не нарушать, а с другой — быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время. Это время обязательно должно быть. Обозначение правил очень важно для экологичных отношений между вами и родителями. Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.

2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали

Правила важны не только для родителей, но и для детей. С самого первого дня пребывания в школе они должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.

Начнём с правил:

  • Правило одного микрофона — в классе говорит только один человек, неважно, ученик или учитель.
  • Правило уважения — нельзя оскорблять другого человека, смеяться над ним, перебивать его, брать чужие вещи без разрешения.
  • Правило времени — чётко соблюдать временные рамки, не опаздывать на урок, приём пищи и другие мероприятия класса. Важно, чтобы учитель также вовремя отпускал детей с урока и сам соблюдал все временные рамки.
  • Правило улицы и помещения — на улице можно бегать, прыгать, кричать. В помещении этого делать нельзя из соображений безопасности.

Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.

Теперь про алгоритмы:

  • В сложной ситуации никогда не кричи и не оскорбляй другого.
  • Если ты понимаешь, что сейчас вы ни о чём не договоритесь, уйди в другое место, затем постарайся вернуться к разговору.
  • Перед любой игрой убедись, что вы договорились о правилах и все поняли их одинаково.
  • Если тебе не нравится, как твой одноклассник поступает по отношению к тебе, скажи ему об этом.
  • Если у тебя не получается решить свою проблему самостоятельно, обратись к классному руководителю.
  • Если ты плохо себя почувствовал или ударился, поранился, сразу же обращайся к классному руководителю.
  • Если тебя что-то беспокоит, если ты считаешь, что сверстник или взрослый обошлись с тобой несправедливо, ты всегда можешь обратиться к классному руководителю или любому другому взрослому в школе, которому доверяешь.

3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка

Казалось бы, это логичная аксиома, а такая практика давно стала пережитком советского прошлого. Тем не менее многие опытные педагоги до сих пор считают этот приём эффективным. Необходимо понимать, что если вы всё же им пользуетесь, то тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.


Welcome и good bye party, или как нужно встречать и провожать новых учеников

Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу. Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов. Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.

4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями

5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий

Ребёнок не хочет делать домашнее задание прямо сейчас? Спросите, сколько ему нужно времени, чтобы отдохнуть, и договоритесь, что по прошествии этого времени он сядет за уроки. Не хочет гулять на большой перемене? Договоритесь, что тогда он даёт слово погулять после обеда. Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.

Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.

6. Признавайте свою вину и просите прощения

Ошибки совершают все! Мы, взрослые, иногда теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться. Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.

Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки

Научатся признавать свои ошибки и извиняться перед теми, кого обидели, будут понимать, что, прося прощения и делая выводы, они смогут сохранить хорошие отношения с близкими людьми.

7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции

Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять. Да, вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.


5 типов учителей, которые бесят и школьников, и родителей

Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно половину родительского коллектива. Ваша задача — отделить зёрна от плевел и в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.

8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми

Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых. Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — в общем, обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу, дети сами найдут несколько адекватных способов решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.

9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям

Это очень важный пункт, которым многие родители пренебрегают. Дело в том, что если Коля ударил Васю, а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с мамой Васи. Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга. В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.

10. Играйте с детьми

Любой эмоциональный контакт и интерес к другому человеку возникает через совместную деятельность. Для ребёнка нет деятельности доступнее, чем игра. Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.

11. Шутите!

12. Избегайте рутины

Самое сложное в нашей работе — это не впасть в однообразие, которое в свою очередь порождает лень. Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.

13. Не живите только работой и не жалейте себя

Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:

Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, тогда жалость к себе как рукой снимет. Делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие! Не бойтесь брать ответственность за свои решения и избегайте навязанных вам задач.

Читайте также: