Чтение нот с листа доклад

Обновлено: 05.07.2024

Навык чтения должен быть заложен в структуре обучения пианиста.

  • способность к чтению с листа, в отличие от умений и навыков, необходимых в других видах игры по нотам, обладает статусом художественной деятельности. это означает: чтение музыки с листа есть акт ее интерпретации. только с этих позиций можно понять специфику, ведущую психологическую установку чтения;
  • способность эмоционально-образного переживания музыки управляет нахождением конкретных исполнительских средств, а не наоборот. в то же время приемы технического освоения произведения с листа и его художественно-образного постижения не одинаковы и требуют различного подхода. так же различаются приемы самообучения и обучения беглому чтению;
  • чтение с листа есть основной способ работы музыканта на этапе ознакомления с новым произведением. в силу эмоционально-образной природы, а также некоторых других особенностей чтение с листа является общей, базовой деятельностью для всех музыкально-исполнительских специальностей.

Знание основных закономерностей и принципов чтения музыки с листа может существенно облегчить решение задач практической методики обучения и самообучения быстрому чтению.

1. Общая характеристика чтения с листа. Определение понятия.

В музыкальной деятельности способности человека проявляются неравномерно. Одни проявляют себя успешно в композиции, другие в сольном исполнительстве, третьи – в концертмейстерской работе.

Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки движения. Под игрой с листа – непрерывное исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного проигрывания на инструменте (3).

Польский психолог музыки Я. Вершиловский вводит самостоятельную деятельность любого профиля – чтение нот или игру по нотам. Эта деятельность, по мнению ученого, является основной для таких специальностей, как концертмейстер, ансамблист и дирижер. Игра по нотам может и не быть чтением с листа. Если принять за критерий точность воспроизведения нотного текста и характер музыкально-исполнительской задачи, то можно различать несколько видов игры по нотам.

2. Теоретическая модель чтения

Психологическая структура. Механизмы и коды чтения нотного текста.

Чтение музыки с листа – сложный психофизический процесс. Для совершенствования обучения чтению с листа необходимо знать факторы, определяющие специфику и эффективность отдельных его составляющих. Теоретическая модель позволяет понять особенности ее структуры и функционирования. Современная наука использует метод моделирования.

Для понимания механизмов чтения с листа мы представим ее объяснительную, теоретическую модель. (Приложение 1; Презентация. Слайд 3).

Как сгруппируются ноты, в каких образах они предстанут перед взором исполнителя – все это относится к графическому уровню прочтения нотного текста. Графические образы формируются в процессе зрительно-интеллектуального восприятия нот. Беглое чтение нотной записи осуществляется благодаря группировке нотных знаков в относительно устойчивые комплексы по вертикали и горизонтали (Презентация. Слайд 4).

Далее, переходим на более высокий уровень – второй квадрат. Здесь пианист имеет дело с клавишами своего инструмента.

Еще важное психическое образование на уровне звукообразного чтения – догадка. Это свойство беглого чтения позволяет предугадывать в общих чертах его ближайшие моменты.

Самый высокий уровень чтения с листа – уровень художественного образа. Ядром сферы художественного образа является эмоционально-смысловой образ или художественная эмоция. Здесь существенным является обобщение через жанр, стиль композитора, направления музыкального искусства эпохи (Презентация. Слайд 7).

Художественно-содержательная сторона чтения с листа связана с построением эмоционально-смысловых образов. Это то, что дано музыканту, что связано с его способностью прочесть скрытый смысл музыки, что в итоге определяет выбор конкретных исполнительских средств и действий.

Коротко изложим три пункта: этапы, условия и приемы беглого чтения. Процесс овладения навыками чтения с листа можно разделить на два этапа: чтение без инструмента (внутренне-слуховое чтение) и чтение за инструментом (чтение-игра). Первый этап рассматривается как подготовительный ко второму (Презентация. Слайд 9).

Своеобразие условий, в которых протекает деятельность чтения, вызывает необходимость использовать особую технику ускоренного восприятия и исполнения нот (Приложение 2). Если не выполняются четыре основных условия беглого чтения, то такая игра по нотам не может квалифицироваться как чтение с листа. Четвертое условие – художественно-образное прочтение – обычно не упоминается в литературе о чтении с листа. Однако последние исследования подтверждают необходимость введения этого условия.

Распознавание носителей содержания обеспечивается целым рядом приемов беглого чтения. Прием упрощения фактуры не только ускоряет игру с листа, здесь он – важный показатель осмысленности чтения (Приложение 3).

3. Развитие навыка аккомпанемента с листа

Существуют упражнения и действия, развивающие технику зрительно-слухового восприятия и исполнения нотного текста на инструменте. Гибкость, быстрота и точность двигательной реакции на зрительно-слуховой образ служит прочной основой навыка игры по нотам.

Прежде всего должна быть сформирована, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на клавиатуре.

При исполнении пьес с широкими ходами, скачками необходима рациональная посадка за инструментом, при которой в поле зрения исполнителя оказывается и нотный текст на пюпитре, и руки на клавиатуре. Исполнитель читает сначала тот текст, который расположен в нижней части нотной страницы. Текст этот (три последние строки) попадает в фокус зрения; руки же и клавиатура оказываются в сфере периферического зрения: это значит, что поначалу исполнитель видит лишь смутные очертания рук на клавиатуре. В дальнейшем, в ходе упражнений, контуры рук и клавиатуры становятся более отчетливыми. Впоследствии эта отчетливость сохраняется и при чтении строчек, расположенных ближе к центру, а затем и в верхней части нотного листа. Этот метод применяется при обучении чтению, как детей, так и взрослых, которые несвободно читают с листа как раз из-за плохой ориентировки рук на клавиатуре.

В связи с тем, что текст фортепианной музыки имеет не только горизонтальное (как запись вокальной, скрипичной или флейтовой музыки), но и вертикальное измерение, представляется целесообразным разделить проблему ускоренного охвата текста на два вопроса: восприятиепо горизонтали и восприятиепо вертикали.

Наблюдения и экспериментальные данные показывают, что охват текста по горизонтали дается более естественно в связи с привычкой читать словесный текст. Предпосылкой ускоренного восприятия нотной записи по горизонтали является умение быстро расчленять текст на синтаксические единицы.

Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный и литературный текст, представить себе характер и настроение музыки. Так же определить основную тональность и темп, обратить внимание на изменения темпа, размера, тональности, на динамические градации, указанные автором, как в партии фортепиано, так и в партии солиста.

  • играются только сольная и басовая партии. пианист приучается следить за партией солиста;
  • исполняется вся трехстрочная фактура, путем приспособления расположений аккордов к возможностям своих рук, иногда меняя последовательность звуков, снимая удвоения. при этом сохраняется звуковой состав аккордов и гармоническое развитие в целом;
  • пианист внимательно читает поэтический текст, затем играет одну лишь вокальную строчку, подпевая слова или ритмично их проговаривая. при этом надо запомнить, в каких местах располагаются цезуры (чтобы певец взял дыхание), где возникнут замедления, ускорения, кульминация;
  • пианист полностью сосредотачивается на фортепианной партии; хорошо выгравшись в аккомпанемент, подключает вокальную строчку.

Аккомпанирование солистам-инструменталистам имеет свою специфику. Знание оркестровки для концертмейстера здесь не менее важно, чем в оперных ариях (10).

Зная по личному опыту, что в школе приходится много играть по нотам, мною взят на вооружение такой прием, как эскизное изучение произведения. Этот прием не ставит конечной целью концертное проигрывание произведения.

Аккомпанемент с листа – это более сложное явление, чем чтение с листа сольных фортепианных произведений, т.к. возникают еще и задачи чисто ансамблевого характера.

Знание основных принципов чтения с листа, этапов работы с произведением, умение выбрать тот или иной прием для беглого чтения с листа, ориентировка в фактуре, жанровых и стилевых особенностей нотного текста невозможно без систематического совершенствования пианистических навыков, также невозможно грамотно интерпретировать музыкальный материал, глубоко познать и донести его до слушателей.

Музыкант, научившийся постигать смысл любой фактуры, умеющий разгадать ее, вглядываясь в ноты и вслушиваясь в звучание, получает ключи к овладению стилем произведения, он приобретает самостоятельность – неоценимое качество. Исполнение тем богаче, тем больше слышит сам исполнитель.

В практической музыкально-педагогической деятельности не только концертмейстера, но и любого музыканта, умение читать нотный текст с листа неоценимо, т.к. сокращает время подготовки к занятиям, обогащает репертуар, дает возможность свободно и художественно прочитать незнакомый текст без предварительной подготовки на уроке, при самостоятельной работе, при неожиданных ситуациях на концертах. Конечно, развитие данного умения происходит достаточно сложно, т.к. во многом это и природный дар, и различные сложившиеся музыкальные способности, и психофизиологические свойства личности исполнителя и многое другое.

Но без этих навыков, общепризнанно, нельзя стать не только профессиональным, но и просто хорошим концертмейстером.

Формирование навыков чтения нот с листа связано с последовательным решением целого комплекса практических и педагогических задач. При регулярных занятиях чтением с листа расширяется музыкальный кругозор учащихся, развивается музыкальный слух, мышление, облегчается задача организации пианистического аппарата, вырабатывается быстрая ориентировка на клавиатуре, развиваются сложные двигательные навыки, формируется база для аккомпаниаторской практики, игры в ансамбле, оркестре.

Главным недостатком учащихся музыкальных школ в области чтения с листа является, чаще всего, неточное воспроизведение ритмического рисунка, аккордовой фактуры и штрихов. Кроме того, учащиеся не осознают и не чувствуют музыкальной фразы, ее мотивного строения. Это свидетельствует об отсутствии навыка чтения нот с листа и неразвитости музыкального мышления. Возможности учащегося в самостоятельном музицировании в этом случае ограничены.

Навыки, необходимые для успешного чтения нот с листа

Чтение с листа подразумевает сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам. Основная задача заключается в ознакомлении с произведением в общих чертах. Успешность чтения нот с листа зависит от знаний и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в нотном тексте, чем скорее и далее предугадывает он логику развития музыкального материала, чем лучше владеет инструментом, тем успешнее он читает с листа.

3) Третье условие – ориентировка при игре по графическому изображению нотной записи. Нужно уметь видеть общую конфигурацию мелодических рисунков, т.е. не вглядываться в каждую ноту, а видеть сразу всю гамму, арпеджио, интервалы, аккорды.

5) При чтении с листа усилия должны быть направлены на воспроизведение завершенных музыкальных мыслей. Нельзя выговаривать по слогам каждую ноту. Только игра по фразам несет осмысленность, внутреннюю логику и эмоциональную окраску.

Структуру музыкальных построений учащемуся легче будет понять на основе песенных мелодий, в которых фразы литературного текста совпадают по своему строению с музыкальными.

При чтении нот с листа не допускается:

1) Остановки, поправки. При случайных ошибках не стоит останавливаться и переигрывать такты. В занятиях чтением с листа игра без остановок является наиболее важной задачей.

2) Значительное отступление от темпа.

3) Прежде всего необходимо воспитать у учащихся четкое ощущение сильной доли, метрической пульсации.

Игра с листа имеет сложную структуру и включает два взаимосвязанных этапа деятельности исполнителя: Чтение нотного текста глазами и последующая игра с листа. Учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер музыки ещё до её воспроизведения на инструменте. На основе анализа активно формируются и технические представления. В процессе анализа необходимо приучать ученика к определённой последовательности, начиная с наиболее общих моментов, прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет его общий характер и жанр.

Таким образом, первым ориентировочным действием должен быть анализ текста.

Анализ целесообразнее проводить по следующим ступеням:

Лад, тональный план сочинения. Частые смены тональности, модуляции, отклонения, обилие знаков альтерации обычно вызывают у учащихся затруднения при игре с листа.

Анализ формы сочинения помогает выявить, из каких частей, периодов, предложений она состоит, есть ли повторы, репризы частей, рефрены, секвенции, контрастен или сходен тематический материал.

Анализ фактуры произведения: гоммофонно - гармонический или полифонический. В полифонической фактуре необходимо уточнить, какой вид полифонии преобладает: подголосочный, имитационный или контрастный. Кроме того, следует указать на такие часто встречающиеся в произведениях формулы фортепианной техники, как гаммообразные пассажи, арпеджио, тремоло, альбертиевы басы, остинатный бас, хроматические фигурации, аккорды и т.д.

Исполнительские приемы (динамика, артикуляция, темп, педализация, аппликатура, штрихи).

Перед исполнением произведения необходима ладотональная настройка. Ее дает преподаватель или ученик.

Подбор материала.

Формирование навыков чтения с листа требует, чтобы материал был последовательно выстроен и доступен, на один - два класса ниже основного материала индивидуального плана ученика. При этом музыкальный материал должен быть ритмически и интонационно знакомым, интересным, ярким. Для чтения с листа также можно использовать ансамбли, аккомпанемент. На начальном этапе обучения чтению нот с листа мелодии должны отвечать следующим правилам:

содержать в себе гаммообразные последовательности (без скачков), повторяющиеся звуки;

диапазон мелодий должен охватывать звукоряд не более 4-5 звуков;

мелодия должна начинаться и заканчиваться тоникой;

исполняться в медленном или умеренном темпе;

освоить ритмические блоки;

Усложнение материала в дальнейшем должно происходить постепенно, но всесторонне:

появление минорного лада, тональностей с большим количеством знаков, отклонений, модуляций;

расширение диапазона мелодий;

начало мелодии с любой ступени тональности;

усложнение ритмического рисунка, появление пунктиров, триолей;

исполнение в более быстрых темпах.

при выборе пьес для чтения с листа педагог исходит из индивидуальных особенностей учащихся, стремиться выявить характерные для каждого из них трудности и, соответственно, распределить задания.

Список использованной литературы:


Полный текст материала Доклад "Чтение с листа на уроках фортепиано" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Многие исполнители, педагоги и у нас в стране, и за рубежом с тревогой отмечают, что за последние несколько десятилетий пианисты в массе своей стали хуже читать ноты. И это притом, что общий уровень фортепианного исполнительства заметно вырос по сравнению с прошлым – особенно в отношении виртуозного мастерства. Сто лет назад чтение с листа являлась нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Они же и составляли основу русской интеллигенции.

Чем же объясняется известное снижение искусства игры с листа? Можно назвать несколько причин. Одна из них заключается в укоренившейся практике исполнять весь сольный репертуар наизусть. Заучивание напамять входит в противоречие с навыком чтения, мешает быстро ориентироваться в незнакомом тексте, так как основная работа над произведением протекает без нот. Музыкант, упражняясь наизусть многими часами, работая над сложным виртуозным произведением, может несколько дней не видеть ни одной ноты. Его связь с нотной картиной ослабевает и разрушается: и происходит это потому, что музыкально – слуховые представления в сильной степени зависят от топографии клавиш и ощущений пальцев, пальцевой автоматики.

В сложившейся ситуации возникает необходимость воспитания навыка чтения с листа.

С психологической точки зрения развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется при активном участии воли, памяти, интуиции, творческого воображения исполнителя.

Исполнитель, хорошо читающий ноты с листа, значительно сокращает время работы над произведением, так как буквально за несколько проигрываний достигает ясного представления о сочинении.

Особую остроту вопросы чтения нот с листа приобретают в области преподавания игры на фортепиано. Это обуславливается сложностью овладения всем комплексом навыков и умений, необходимых для игры на этом инструменте, особенностями его структуры и специфичностью формирования слухо – двигательных связей в процессе исполнительской деятельности. Однако в практике чтением с листа занимаются не регулярно, или вообще не занимаются. А ведь наши ученики в большинстве своём читают ноты плохо. А может быть уметь читать с листа не так уж и нужно? Никто так не считает, понимая, что плохое чтение нот затрудняет самостоятельное знакомство с великим миром музыки и ограничивает музыкальный репертуар. В чём причина такой ситуации? Прежде всего, в том, что музыкально – инструментальная педагогика не имеет обстоятельно разработанной методики поэтапного и системного обучения чтению нот с листа, даются лишь общие рекомендации о том, что материал для чтения с листа должен быть легче, чем тот, что проходится в данном классе. Не получив должной основы в приобретении навыков и умений чтения с листа в младших классах, учащиеся в дальнейшем музыкальном развитии затормаживаются, а чтение с листа становится непреодолимой трудностью. Оно может быть продуктивным только тогда, когда опирается на систему обучения, притом с самых первых лет овладения игрой на инструменте. Восприятие музыкального текста, как и всякое восприятие, возможно лишь с опорой на опыт.

Чтобы овладеть техникой чтения с листа, необходимо разграничить функции глаз и рук… они должны быть, возможно, более независимы друг от друга, взгляд следует направлять только на нотный текст, пальцы должны управлять клавишами вслепую. Тогда глазам не придётся нести двойную нагрузку – читать ноты и отыскивать клавиши.

Чтобы выработать уверенную ориентировку:

1. Хорошо запомнить и мысленно представить, как выглядят две группы клавиш, составляющих октаву.

Подводя итоги, перечислим основные приёмы, обеспечивающие формирование сложного навыка, каких является чтение с листа:

1. Предварительное чтение глазами.

2. Относительное чтение (по графическим контурам и изображению нот).

3. Обобщённое чтение (опора на типовые формы фортепианной фактуры – гаммы, фигурации и т. д.)

4. Смысловая группировка нот (на уровне интервалов, аккордов, небольших мелодических построений)

5. Упрощение фактуры (не затрагивающее басы и мелодической линии)

6. Игра вслепую (позволяет совершенствовать аппликатурную технику, ускоряет реакцию на нотные знаки)

7. Мысленное опережение (обеспечивает запоминание последующего фрагмента, обеспечивая непрерывность исполнения)

Чтение с листа должно иметь своё место в обучении игре на фортепиано и служить опорой для воспитания художественного вкуса детей, развития музыкальности, исполнительских способностей. Воспитательная роль умения читать с листа не требует доказательств.


Навык чтения с листа является одним из самых важных для любого современного музыканта. Это навык, который значительно расширяет понимание музыки, позволяет изучать бесконечное количество произведений в самых разных стилях. Тем не менее, до сих пор это самый менее развиваемый навык среди большинства музыкантов.
Если вы, допустим, не имеете профессионального музыкального образования, то скорее всего можете полагать, что все музыканты, которые являются профессионалами и получали образование умеют читать с листа и это такой простой навык, который развивается со временем. На самом деле это далеко не так и я могу сказать, что, наверное, процентов 80, если не больше музыкантов, которые отлично играют на инструменте, могут разобрать произведение по нотам, играют с листа не очень хорошо, а некоторые играют очень плохо, несмотря на то, что они очень хорошие музыканты. Всё из-за того, что они не тренировали этот навык и просто не знают как читать с листа.

При этом большинство советов, которые можно встретить, часто касаются только практических элементов развития данного навыка. Проще говоря, чтобы научиться читать с листа, нужно как можно больше читать с листа.
В данной статье я дам вам наиболее важные практические советы, которых стоит придерживаться для того, чтобы ускорить развитие навыков чтения листа.
Бездумно читая с листа каждый день, вы конечно сможете улучшить навык, но прогресс будет очень медленным и, скорее всего, вы не получите того к чему стремитесь.

2 области в чтении с листа

Начнём с того, что разграничим 2 важных области: чтение с листа и разбор произведения.
Разбор произведения выглядит следующим образом: есть инструмент и есть произведение, которое вы хотите разобрать. Вы просто смотрите в ноты и можете медленно находить их на инструменте, можете фразы замедлять, повторять, можете один такт разбирать очень долго. Это именно такой медленный и вдумчивый процесс.
Чтение с листа подразумевает то, что вы взяли инструмент и сразу начали играть, желательно в нужном темпе, с нужной фрезеровкой, то есть близко к тому, как это должно исполняться.
Мой опыт включает в себя более 5-6 даже наверное 7 инструментов, на которых я играл в разное время и естественно на них на всех я умел играть с листа. Как это происходило?
Здесь проще всего начать с аналогии с обычным чтением. Мы все умеем читать. Как мы это делаем, давайте подумаем. Могли бы вы читать, если бы не знали букв? Мы можем читать про себя, можем читать вслух, но если мы не знаем букв, не знаем слов, не знаем грамматики — всё это бесполезно. То есть, первый этап это очевидно умение читать и узнавать буквы, умение их быстро считывать. Точно так же, как вы учитесь читать буквы когда изучаете иностранный язык. В музыке точно также и первый этап это просто научиться читать ноты, произносить их вслух.

Это очень важно, так как здесь вам нужно привлекать разные модальности, скажем так, научиться слушать, научиться произносить, подключать разные области мозга, чтобы быстрее запомнить. Поэтому на первом этапе нужно научиться распознавать ноты.
Некоторым кажется, что нот очень много и это их вгоняет в ступор. На самом деле всё гораздо проще. Если посмотреть на наиболее распространённые ноты, то все они вписываются в диапазон человеческого голоса плюс-минус. Запомните ноты в двух октавах, а две октавы это 14 нот, всего 14 символов на первом этапе нужно запомнить. Это вообще немного.

В языке 33 буквы и вы их без труда используйте, читаете, пишите.

14 нот, в начале вот этого будет достаточно запомнить, научиться их быстро считывать и называть. Берёте любой нотный сборник и учитесь читать. Пока вы не научились читать ноты именно без инструмента, понимать их, считывать — это бесполезно дальше переносить на инструмент. Поэтому, это такой примитивный самый первый над-уровень, но на нём уже застревают, потому что здесь как раз важна практика и использование какие-то простейших мнемонических упражнений. Например, запомнить ноты, которые расположены на линейках и между линеек, гораздо проще, чем просто запоминать их по порядку.

Это один из самых популярных вариантов, который показывают на первом уроке в музыкальной школе. Вы запоминаете ми, соль, си, ре, фа и, соответственно фа, ля, до, ми, ну если прям между линеек. Можно запомнить ре, фа, ля, до, ми, соль и так далее.

То есть, вы сразу же научитесь мыслить какими-то общими категориями.
Итак, первый этап: вы обязательно должны очень быстро, мгновенно научиться читать ноты. В начале это просто одноголосие, то есть одна нота написанная на нотном стане — мелодия. Этого достаточно для того, чтобы уже начинать что-то пробовать инструментом, но я всё-таки советую на этом этапе посидеть какое-то время, пока вы не почувствуйте определённую лёгкость, схожую с тем, как вы читаете книги. Мы не задумываемся о буквах, мы даже не задумываемся о словах. Очень часто читаем именно целыми предложениями. Если вы, допустим, занимались развитием навыков скорочтения, вы знаете, что там уже идёт чтение предложениями, целыми абзацами, и полстраницы можно сразу считывать, какие-то основные смыслы улавливать и так далее. В музыке очень часто всё происходит таким же образом.

Этап 2 Практика за инструментом

Итак, вы переходите к освоению навыков чтения с листа на инструменте. Что здесь нужно? Первый навык, на котором важно сосредоточить внимание это умение играть не смотря на инструмент. Не важно на чём вы играете. Опять же, я играл и на духовых инструментах в оркестре и на фортепиано, поскольку это у меня всегда был вспомогательный инструмент и на струнных самого разного вида. Играя на гитаре не смотреть на гриф, на фортепиано не смотреть на клавиатуру, на трубе смотришь в ноты и аппликатуры автоматически уже ты знаешь и пальцы работают. Если у вас есть с этим проблемы, пробуйте играть с закрытыми глазами, даже простейшие пьесы, композиции без привязки пока к чтению с листа. Научитесь извлекать ноты на грифе гитары, на клавиатуре, на вашем духовом инструменте без подглядывания. Периодически можете смотреть, но научитесь чувствовать, чтобы когда вы вы начнете читать с листа не возникала такая картина, которую часто можно наблюдать у начинающих музыкантов: он смотрит в нотный текст, не знает что за нота, считает, что это за нота, медленно досчитал, а потом начинает её искать на инструменте.

Естественно, что здесь ни о каком чтении с листа в темпе не может идти и речи, потому что это очень медленный процесс и он не приведет к нужному успеху. Это то же самое, что учить язык, не выучив буквы и пытаться читать сложные поэмы. Просто пустая трата времени. Поэтому выделяйте какое-то время на то, чтобы заниматься в темноте, заниматься с закрытыми глазами, развивать тактильное ощущение, учиться играть на инструменте без того, что бы смотреть на него.

Теория и чтение с листа

Точно так же связана, как и в языке.

Вы не читаете бездумно, вы всё равно понимаете грамматику, синтаксис, вы понимаете значение слов. Обратите внимание, мы не можем читать текст, смысл которого не понимаем. Попробуйте взять какую-нибудь сложную научную литературу или текст на языке, который пишется латиницей. Вы не сможете так же быстро читать и вероятно вы ничего не поймете и будете запинаться, если начнете читать вслух.
Музыка состоит из осмысленных, понятных и часто повторяемых логичных элементов. Если вы быстро считываете значение этих элементов, то и быстро воспроизводите и на инструменте.
Например вы видите арпеджио трезвучия до-ми-соль-до и оно секвенцируется на большую секунду вверх, допустим в тональности до-ми-соль-до-ре-фа-ля-ре.


Вы не видите это как отдельную ноту. Начинающие музыканты, у которых нет навыка чтения с листа видят каждую ноту отдельно: до, ми, соль… Даже если они научились их быстро читать, всё равно каждая нота рассматривается как отдельный элемент.
Когда вы хорошо освоили теорию музыки даже на элементарном уровне музыкальной школы, вы видите чаще всего 1 или даже 2 такта, уже как такой собранный цельный элемент. Или допустим гаммаобразное движение. Вам мне нужно считывать каждую ноту, вы уже понимаете, что это гамма. А если пойдёт секвенция, то вы видите, что там, допустим, по четыре ноты до, ре, ми, фа, ре, ми, фа, соль, ми, фа, соль и так далее.

Когда я вижу такой пассаж, мне вообще не нужно его читать. Мне просто нужно понять принцип и он может бесконечно продолжаться, хоть 3 такта, хоть 4. Я уже знаю, что нужно сыграть, не читая каждую ноту отдельно. Мне просто нужно считать этот пассаж и увидеть, что он действительно соответствует тому, что я предугадал. То есть, вам нужно научиться видеть ноты вертикальными и горизонтальными группами.
Горизонтальные группы нот представляют в виде интервальных логичных цепочек. Допустим, вы видите секунды до, ре, ми или терции до, ми, соль, видите где это прерывается или арпеджио и уже мгновенно можете понять, что дальше идёт. У вас в голове, скажем так, в оперативную память ноты загружаются и вы уже думаете, как их играть на инструменте, что естественно облегчает задачу. По сути вам нужно сыграть то, что вы, как будто, уже знаете. Увидели, сразу запомнили и играете. Это в одноголосье. Мы видим одну линию и считываем её горизонтально.

Большинство аккордов предугадываемые. Допустим, мой основной инструмент гитара и я знаю как выглядит большинство аккордов. Мне не нужно их считывать. Я вижу даже, допустим, 5-ти, 6-ти нотный аккорд и я уже знаю, что это за аккорд и как его взять на гитаре, не считая каждую ноту аккорда отдельно.
Аналогичный случай с партитурой. Если я вижу партитуру, я уже знаю, какие ноты и в каком аккорде берутся у определённого инструмента и примерно представляю их.

В музыке ограниченное количество аккордов, несмотря на то, что кажется их бесконечное количество. И когда эти аккорды, читая партитуры много лет, вы уже будете видеть постоянно, вам не нужно будет их считывать по отдельному элементу. Вы просто будете знать, что это такой-то аккорд, как-будто вы видите букву: C — до-мажор. Всё вы знаете, что это до-мажор.

Синтаксис и чтение с листа

Ещё один элемент теории музыки — синтаксис. Если вы не понимаете синтаксис, разбираете каждый такт, видите, как отдельный элемент, не понимаете, что куда идёт или так далее

Если же вы разбираетесь в синтаксисе, то видите мотив, что он развивается, возникает фраза, возникает предложение и, таким образом, просто глядя на 8ми тактовый отрезок можно не прикасаясь к инструменту запомнить мелодию, затем взять инструмент и сыграть. Это очень сильно помогает в практической работе, когда нужно сыграть какую-то незнакомую песню. Ты ещё не знаешь или слышал всего раз, но ни разу не играл. Тут же открываешь ноты, посмотрел в паузе и начал играть, просто помня, что там в нотном тексте. Там 8 — 16 тактов запомнил, держишь в голове и играешь. Всё это очень полезно и помогает осмысливать музыку сразу м исполнять её музыкально, даже играя с листа. Кроме того, облегчает запоминание и сразу в оперативную память загружает не отдельные фрагменты, а 2, 3, 4 такта, в зависимости от простоты мелодии. Иногда и восемь тактов спокойно можно посмотреть и сразу запомнить, понять что там происходит.
На практике мы приходим к тому, что что нужно запоминать формулы. Вся музыка может быть описана простейшими элементами. Большая часть пассажей, большая часть движений, которые используются в той музыке, с которой мы сталкиваемся, они являются вариантами каких-либо уже устоявшихся шаблонов. Например, если вы знаете как звучит пунктирный ритм, то уже не важно в какой композиции вы его встретите, вы его сразу сыграете. Если вы знаете как выглядит, допустим, пентатонический пассаж, пассаж гаммообразный, то вы его сразу будете мгновенно считывать. Соответственно когда вы занимаетесь чтением с листа, двигаясь по шагам, о которых было сказано выше, обязательно отмечайте для себя формулы, которые постоянно повторяются. Конечно вы можете обратиться и к дополнительным учебным материалам, где уже всё структурировано, благо такие пособия есть и их немного, в которых описаны формулы пассажей, аккорды мы изучаем в гармонии и так далее. То есть, вы начнете замечать, что одни и те же элементы повторяются в разных сферах, в разных композициях у разных инструментов и в некоторых случаях достаточно будет один раз посмотреть и вы уже будете даже не с листа играть, а вы посмотрели, поняли что там происходит, запомнили и играете, как будто вы уже знакомы с этой музыкой.

Аппликатура и чтение с листа
Важную роль здесь также играет аппликатура. Вы должны четко понимать, как на вашем инструменте выстраивается аппликатура, знать наиболее удобные аппликатурные формы. Например, на гитаре это пальцевые структуры типа 1-3-4, 1-2-4, если мы говорим о соло игре, аппликатуры аккордов, аппликатуры пассажей, определённых секвенций. На фортепиано тоже есть своя система использования. Подмена пальцев, как играть арпеджио наиболее удобно и многое другое. То есть, в данном случае возникает связь между нотным текстом и физиологией. Аппликатуры вы выучиваете в процессе занятия на вашем инструменте, именно поэтому полезно играть гаммы, различные арпеджио и так далее. Потому что в них в краткой форме изложены различные формулы, которые вам встретятся и вместо того, чтобы каждый раз считывать это, вы уже будете использовать это как наработанный шаблон.

Предугадывание

В итоге мы приходим к тому, что по сути является основой чтения с листа — это предугадывание. Предугадывание нотного текста это то, к чему вам нужно в итоге прийти. Умение видеть на 1, 2, 3, 8 тактов вперёд. Когда, допустим, я читаю с листа, происходит всегда процесс того, что ты играешь как бы следующий такт. Первый такт попал в оперативную память, пока ты его играешь, считываешь второй такт. Всегда идет процесс считывания следующего такта, в зависимости от сложности музыки.

Просто берёте нотный текст любого произведения, желательно на вашем инструменте и слушаете музыку, глядя по тексту, как она развивается. В этом случае у вас исчезает страх смотреть вперёд, так как многие смотрят на такт, который они играют, потому что пытаются разобраться, что же там нужно сыграть и не видят, что происходит дальше. Когда вам не нужно играть, вы начинаете учиться предугадыванию. Естественно на уроках с преподавателем за это может отвечать он, всячески стимулировать, закрывать инструмент, направлять вас указками, ручками, показывать куда двигаться. Но если вы самостоятельно развиваете этот навык, вам нужно учиться именно таким образом: смотрите в ноты и пытаетесь видеть на 2, 3, 4 такта вперёд, постепенно представляя, как это выглядит на вашем инструменте.
Только в этом случае при развитии навыков предугадывания вся картина чтения с листа соберётся у вас в одно целое, в развитый навык, который позволит вам исполнять сразу. Видеть и играть. Но это невозможно без развития всех описанных здесь элементов.

Цепочка вижу, слышу, играю

Следующий этап это понимание цепочки, к которой нам нужно прийти: вижу, слышу, играю.
На первом этапе возможно у вас будет так: вы видите ноты — играйте. Услышали что получилось и сравнивайте это хорошо это звучит или нет. В этом случае хорошо использовать какой-то уже известное произведение, то есть учить транскрипции. Потому, что вы можете сравнить звучит это так как на записи или нет. В любом случае вы стремитесь к выстраиванию этой цепочки видите, слышите, как это должно звучать и уже исполняете. Здесь, естественно, помогает развитие навыков сольфеджио. На сольфеджио точно также развиваются навыки чтения с листа, только там вместо произнесения нот вы их ещё и поёте. То есть, учитесь воспроизводить.

Читайте также: