Физическая техническая тактическая и психическая подготовленность спортсмена доклад

Обновлено: 01.07.2024

Представив общую структуру подготовленности спорт­сменов или занимающихся одной из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно систематизировать сред­ства и методы их совершенствования. Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое совершенствова­ние напрямую зависит от уровня развития физических качеств — силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психичес­кой устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготов­ленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (сме­лость, решительность).

Физическая подготовленность в избранном виде спорта

Физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем, организма спортсмена. Условно ее можно подразделить на общую и специаль­ную. Связующее звено между ними — вспомогательная подготовлен­ность.

Общая физическая подготовленность предполагает разносторон­нее развитие физических качеств, слаженность их проявления в про­цессе мышечной деятельности.

Однако по ряду видов спорта общий уровень программных требо­ваний ОФП в отдельных упражнениях может быть недостаточным для студентов; специализирующихся в каком-либо виде спорта или системе физических упражнений.

Вспомогательная физическая подготовленность, с одной стороны, восполняет необходимые повышенные требования к развитию опреде­ленных физических качеств в данном виде спорта или системе физи­ческих упражнений, а с другой — служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей.

Специальная физическая подготовленность характеризует уровень развития именно тех физических качеств, возможностей органов и функциональных, систем организма, с которыми непосредственно свя­заны достижения в избранном виде спорта. Специальная подготовлен­ность присуща только данному виду спорта или системе физических упражнений. Она может быть выражена в спортивно-технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости, координационным возможностям, специальной выносливости. Соответствую­щую направленность имеют и спортивно-технические нормативы итребования, предлагаемые студентам по семестрам и годам обучения.

Техническая подготовлен­ность в избранном виде спорта или СФУ

На содержание технической подготовки в каждом виде спорта влияют любые измене­ния в правилах соревнований, конструкции и качестве спортивного инвентаря и т.д. В

структуре технической подготовленности выделяются базовые и до­полнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основы технической оснащенности данного вида спорта, без которых невоз­можно осуществлять соревновательную борьбу по правилам. Освоить базовые движения — обязательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений.

Дополнительные движения и действия — это второстепенные эле­менты движений, характерные для отдельных спортсменов и связанные с их индивидуальными особенностями. Именно эти движения и действия формируют индивидуальный стиль, техническую манеру спортсмена, позволяющие добиваться преимуществ в противостоянии, с равными соперниками. Этот индивидуальный стиль всячески под­держивается тренером-преподавателем.

Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие. В скоростно-силовых, циклических, сложно-; координационных видах спорта, в спортивных играх и единоборствах такие цели различаются.

Для одних видов спорта большее значение имеет стабильность техники, для других — ее вариативность, для третьих — экономичность ^ техники, для четвертых — минимальная тактическая информативность об этих индивидуальных технических приемах для соперников. Но в любом случае главными последовательными задачами процесса совершенствования технического мастерства спортсмена будут сле­дующие.

1. Достичь высокой стабильности и вариативности специализиро­ванных движений-приемов, составляющих основу техники данного вида спорта.

2. Последовательно превращать освоенные основы техники в целе­сообразные и эффективные соревновательные действия.

3. Усовершенствовать структуру двигательных действий с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.

4. Повысить надежность и результативность техники действий спортсмена в экстремальных соревновательных ситуациях.

5. Совершенствовать техническое мастерство спортсменов исходя из требований спортивной практики и достижений научно-техничес­кого прогресса в сфере спортивного инвентаря и оборудования.

Тактическая подготовлен­ность в избранном виде спорта или СФУ

Активность тактических действий спорт­смена — важный показатель спортивного. мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику

свою волю, оказывать на него постоянное психологическое давление разнообразными и эффективными действиями. Это требование рас­пространяется на командные и индивидуальные виды спорта, на кон­тактные и неконтактные единоборства.

Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается на его физи­ческую и техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные особенности, в том числе и психологического харак­тера.

Структура тактической подготовленности определяется характе­ром стратегических задач, диктующих основные направления спор­тивной борьбы, эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена или команды в серии соревнований, чтобы подготовиться и успешно выступать в главных соревнованиях сезона или цикла (например, сту­денческая Универсиада, Олимпийские игры). Но тактические задачи могут быть и более локальными, связанными с участием в отдельных соревнованиях или даже в конкретном поединке, схватке, забеге, игре. В последнем случае Приходится учитывать такие особенности кон­кретных соревнований, как характер судейства, поведение болельщи­ков, состояние мест соревнований. При разработке тактического плана нужно иметь в виду собственные функциональные и технико-такти­ческие возможности, а также возможности своих партнеров.

Психическая подготовленность в избранном виде спорта или СФУ

В структуре психической подготовленности спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специ­альную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность включает такие качества, как целеу­стремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и, смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманнос­тью решений), настойчивость И упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодо­лении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоцио­нального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Специфика различных видов спорта накладывает отпечаток на тре­бования к волевым качествам и их проявлениям в соревновательной деятельности. Видный спортивный психолог Д. Ц. Пуни установил, что у представителей каждого вида. спорта имеются свои ведущие во­левые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие, и качество, объединяющее всю структуру, — целеустремленность. В структуре специальной психической подготовленности следует выделять:

• устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировоч­ной и особенно соревновательной деятельности;

• степень совершенства кинестетических и визуальных воспри­ятии различных параметров двигательных действий и окружаю­щей среды;

• способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;

• способность воспринимать, организовать и перерабатывать ин­формацию в условиях дефицита времени;

• совершенство пространственно-временного восприятия как фак­тора, повышающего эффективность технико-тактических дейст­вий спортсмена;

• способность к формированию в структурах головного мозга опе­режающих реакции, программ, предшествующих реальному дей­ствию.

Специфика различных видов спорта и особенности отдельных дис­циплин (дистанций, видов и проч.) в программе того или иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на Требования к психи­ке каждого спортсмена, а соответствующие психические качества фор­мируются в результате занятий конкретным видом спорта. И каждый занимающийся должен знать о структуре специальной психической подготовленности спортсмена, свойственной избранному виду спорта.

9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий

Цель контроля — оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сто­рон его подготовленности.

Контролируется выполнение запланированного содержания спор­тивной подготовки на каждом ее этапе через выяснение состояния раз­личных сторон подготовленности спортсменов (физической, техни­ческой, тактической).

Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и опера­тивный.

Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировоч­ной работы за определенный период: в течение нескольких лет, года, макро цикла или этапа.

Текущий .контроль направлен на оценку текущих состояний, кото­рые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов.

Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных со­стояний — срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований.

Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и текущий контроль обычно соотносится с семестром и учеб­ным годом. Самоконтроль также входит в систему контроля за эффек­тивностью спортивной подготовки.

Средства и методы контроля могут носить педагогический, психо­логический и медико-биологический характер. Они зависят от особен­ностей конкретного вида спорта (системы физических упражнений), состава занимающихся, наличия специальной аппаратуры и 'других материально-технических возможностей и условий. Поэтому в каж­дом вузе по конкретному виду спорта (системам физических упраж­нений) кафедрой физического воспитания разрабатываются и утверж­даются соответствующие виды контроля и их сроки. Таким же образом определяются методы и средства контроля за эффективностью учеб­но-тренировочного процесса на семестр, учебный год, на весь срок обу­чения в вузе.

Раздел: Физкультура и спорт
Количество знаков с пробелами: 47549
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 1

Специальная подготовка- воспитание специфических способностей, являющихся специфической предспосылкой успеха в избранном виде спорта.

Техническая-обучение спортсмена действиям, выполняемым в состязании или служащим средством подготовки, и доведении сформированной техники до необходимой степени.

Тактическая-исскуство ведения спортивной борьбы. Формирование у спортсмена умения строить спортивную борьбу с учетом своих особенностей подготовленности, возможностей соперников, внешних условий.

Психологическая подготовка: предстартовые состоянии :Боевая готовность, Предстартовая лихорадка,Предстартовая апатия.

15.Физическая подготовка: общая и специальная (задачи, средства и основы методики).

Общая ФП-разносторонее развитие физ.качеств которые не сводяятся к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта.

Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

приобрести общую, выносливость;

повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц; улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться

Основным средством физической подготовки являются физические упражнения

Специальная подготовка- воспитание специфических способностей, являющихся специфической предспосылкой успеха в избранном виде спорта.

Задачи:

Совершенствование физ. Качеств наиболее необходимых и характерных для данного вида спорта

Психическая подготовка (задачи, средства и основы методики).

Цель психической подготовки – реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную тренировочную и соревновательную деятельность в избранном виде спорта.

ВИДЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА

. далее будут рассмотрены подробно. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Техническая подготовка направлена на формирование у спортсмена двигательных навыков в избранном виде спорта. Многократное повторение одних и тех . соревнования (восхождения); 2. Умение составлять тактический план с конкретным перечнем задач и предполагаемых способов их решения; 3. Способность объективно оценивать свои .

Содержание средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация.

1. По цели применяемые средства и методы психической подготовки делятся на:

2. По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на:

• психолго-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, комбинированные);

• психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные);

3. По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:

• средства, направленные на коррекцию психомоторной сферы (т. е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

• средства воздействия на волевую сферу;

• средства воздействия на эмоциональную сферу.

4. По времени применения средства и методы делятся на:

5. По характеру применения их подразделяют на: саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействие тренера, психолога, врача, массажиста).

Спортивно-техническая подготовка; задачи, содержание и основы методики технической подготовки в процессе тренировки.

Под технической подготовкой следует понимать степень освое­ния спортсменом системы движений (техники вида спорта), со­ответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Основной задачей технической подготовки спортсмена явля­ется обучение его основам техники соревновательной деятельно­сти или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

Средствами технической подготовки являются общеподго­товительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.

Тактическая подготовка; содержание и место тактической подготовки в системе подготовки спортсмена.

В тактической подготовке необходимо выделить основные направления:

1)!изучение основных теретически-методических положений спортивной тактика. Самое важное направление, состоит в необходимости изучения тактики избранного вида спорта.

2)овладение основными элементами, приемами и вариантами тактических действий.

Задачи тактического совершенствования в спортивных играх и единоборствах значительно сложнее. В этих видах спорта разработаны специальные методы, которые моделируют соревновательную деятельность.

Средства и методы развития волевых качеств

. особенностей волевых качеств личности имеет своим следствием научное психологическое обоснование средств и методов воспитания этих качеств. Вне такого психологического изучения методика волевого воспитания . научной обоснованности и правильной организации их специальной тренировки, направленной на усвоение техники спорта, упускались из виду не менее важные другие мероприятия, необходимые для .

Тренировка без соперника-применяется для овладения основами техники действия( основные положения, имитация упражнений, их сочетаний)

Тренировка с условным соперником- использование вспомогательных снарядов

Тренировка с партнером- партнер служит в роли помощника

Тренировка с соперником

3)совершенствование тактического мышления

Для совершенствования тактического мышления необходимо развивать следующие способности:

1) быстро воспринимать, адекватно осозновать и анализировать соревновательные ситуации

2) быстрая оценка ситуации и принятие решения в соответствии с создавшейся обстановкой

3) предвидеть действия соперника(партнера)

4) рефлексивно отражать свои действия в соответствии с целямисоревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.

4)изучение информации необходимой для практической реализации тактической подготовленности. Сбор информации о вероятных противниках, о среде и условиях предстояих соревнований

5) практическая реализация тактической подготовленности.

Создание целосного представления о поединке

Формирование индивидуального стиля соревн. Борьбы

Решительное и своевременное воплощение принятых решений с учетом особенностей соперника, среды, судейства, соревноват. Ситуации.

Примеры похожих учебных работ

Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных .

. свободного выбора средств и методов физической подготовки. Не . спортсмен с высоко развитыми именно теми психологическими качествами и свойствами, от которых больше всего зависит успех в данном виде спорта. . определены следующие задачи исследования: 1. .

Спорт как специфический вид человеческой деятельности

. Спорт" говорится: "Спорт. Составная часть физической культуры; средство и метод физического воспитания человека; соревновательная деятельность и подготовка . в явном виде позволяет целенаправлено регулировать деятельность. Данную задачу можно .

Тема №1:Предмет, задачи и основные методы психологии

. и практической деятельности. Таким теоретико-методологическим средством служит история психологии – наука . решения этих проблем является задачей психологии как науки. II. . обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. На .

Использование различных видов тренинга. Характеристика тренинговых методов обучения

. методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Л.А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство . профессиональной подготовки менеджеров . задачную ситуацию, вытекающую . или задачи, которые .

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО КРИТЕРИИ.ВИДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО .

. знания потребностью и существующими средствами ее достижения имеются противоречия. Задачи исследования представляют собой последовательность . АКТИВНЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 15 14. ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА 16 15. ПЕРЕМЕННАЯ И ЕЕ ВИДЫ. ОТНОШЕНИЯ .

Мышление как процесс решения задач

. средства и приемы. Итак. Проблемная ситуация возникает тогда, когда субъект не может решить задачу . разобраться в задаче, методе ее решения. Человек может начать решать задачу на основе . человека сосуществуют все эти три вида мышления. 2. По продукту, .

Читайте также: