Выготский доклад на английском

Обновлено: 03.07.2024

Лев Симхович Выгодский (в 1923 году изменил фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года в Орше в семье выпускника Харьковского коммерческого училища, купца Симхи Лейбовича (Семёна Львовича) Выгодского (1869—1931), уроженца Полоцка, из купеческой семьи [18] , и его жены, учительницы Ципы (Цецилии) Моисеевны Выгодской (1874—1935) [19] [20] [21] . Он был вторым из восьмерых детей. Уже через год семья перебралась в Гомель, где отец получил должность заместителя управляющего (впоследствии управляющего) местного отделения Соединённого банка и занимался лесоторговлей, состоял членом гомельского уездного и городского налоговых комитетов, входил в совет директоров филиалов Орловского коммерческого и Соединённого банков [22] . Семья Выгодских была вполне зажиточной: вместе с другими наследниками покойного брата отца они владели домом в Гомеле [23] . Образованием детей занимался частный учитель Шолом Мордухович (Соломон Маркович) Ашпиз (1876—после 1940), известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации [24] [25] [26] [27] [28] . Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский (1893—1943) [29] [30] . После гибели отца в 1897 году Давид Выгодский с братом, сестрой и матерью Двосей Яковлевной жил в семье дяди — Семёна Львовича Выгодского и воспитывался вместе с его восемью детьми [31] . Л. С. Выгодский впоследствии изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д. И. Выгодского.

В конце 1922 года поступил на работу преподавателем Гомельского педагогического техникума, а в первой половине 1923 года был занят организацией психологической лаборатории. На протяжении нескольких летних месяцев 1923 года Выготский руководил экспериментальной работой студентов Московского педологического института в кабинете-лаборатории при Гомельском педагогическом техникуме. Результаты этой работы были оформлены в виде докладов осенью 1923 года и были представлены Выготским в трёх выступлениях на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде в начале января 1924 года, став, таким образом, его первым выступлением на научных конференциях. Именно на этом съезде Выготский встретил А. Р. Лурию, который был в ту пору секретарём Института экспериментальной психологии в Москве и поспособствовал его приглашению в институт в качестве аспиранта (директор института — К. Н. Корнилов). В дальнейшем это знакомство и приглашение послужили основой длительного научного альянса и сотрудничества этих двух исследователей, составивших костяк так называемого Круга Выготского — Лурии.

В 1924 году переехал в Москву, где прожил последнее десятилетие своей жизни (сюда же вскоре перебралась вся семья — отец Л. С. Выготского в последние годы жизни служил управляющим Арбатским отделением Промышленного банка).

По приглашению А. Р. Лурии работал (с 1924) в Институте экспериментальной психологии при Московском университете. Общался с А. Н. Леонтьевым, Н. А. Бернштейном, Р. О. Якобсоном, В. Б. Шкловским, И. Г. Эренбургом, О. Э. Мандельштамом, С. М. Эйзенштейном. Преподавал в МГУ и 2-м МГУ. Читал лекции в различных вузах в Ленинграде и Харькове. Активный период творчества Выготского в области психологии, неврологии, дефектологии и педологии пришёлся на вторую половину 1920-х — начало 1930-х [43] .

Летом 1925 года предпринял свою единственную поездку за границу — в качестве ответственного работника Наркомпроса посетил Международную конференцию по просвещению глухонемых детей (20—24 июня) в Лондоне [44] [45] . По возвращении из поездки был госпитализирован на долгий срок, а потому его диссертация была принята к защите (и зачтена как защищённая) в конце 1925 года в отсутствие автора. Весь следующий 1926 год провёл на инвалидности и, с точки зрения его послужного списка, официально нигде не работал.

19 декабря 1927 года В. П. Кащенко был освобождён от занимаемой должности директора Медико-педагогической станции, а на его место был назначен Л. С. Выготский [46] , который оставался на этой должности до 10 октября 1928 года и был уволен по собственному желанию [47] . В 1929 году на базе Медико-педагогической станции был учреждён Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ). Его первым заведующим был Азбукин Дмитрий Иванович (заместитель — Розенталь Лия Ян., зав. научно-педагогич. частью — Л. В. Занков [48] ), а с 1930 года на руководство этим учреждением был назначен И. И. Данюшевский. Выготский был приглашён в ЭДИ на внештатную должность консультанта и научного руководителя психологических лабораторий [49] .


Работал также в ряде правительственных, образовательных, медицинских и исследовательских организаций в Москве, Ленинграде, Харькове и Ташкенте. В самом начале 1934 года Выготский был приглашён во Всесоюзный институт экспериментальной медицины, который создавался в то время в Москве, для организации в нём сектора психологии. Тем не менее этим планам не суждено было реализоваться: Выготский был госпитализирован в мае и 11 июня 1934 года скончался в Москве от туберкулёза.

Урна с прахом Л. С. Выготского была захоронена на Новодевичьем кладбище.

Хронология важнейших событий жизни и карьеры

Места работы после 1924 г.

    (с 1924 — научный сотрудник 2 разряда, с 1931 — действительный член) (ГИНП) при ЛГПИ и в ЛГПИ им. А. И. Герцена (в 1927—1934) (АКВ) (1929—1931) при Первом Московском государственном университете (1-й МГУ) (в должности ассистента, затем заведующего психологической лабораторией; см. Россолимо, Григорий Иванович) (1929—1931) (2-й МГУ) (1927—1930), а после реорганизации 2-го МГУ —
      (МГПИ им. А. С. Бубнова) (1930—1934; заведующий кафедрой педологии трудного детства) (МГМИ) (1930—1934; заведующий кафедрой общей и возрастной педологии) (вплоть до ликвидации института в 1931 г.)

    Также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Харькова и Ташкента, например в Средне-азиатском государственном университете (САГУ) (в апреле 1929 года).

    Семья и родственники

    Думать и говорить

    Выготский имел дело с тремя формами речи, которые различаются по функциям и структуре: устной внешней, устной внутренней и письменной. Внутренняя речь развивается через интериоризацию внешней речи и становится формально и функционально другим типом речи. Промежуточная стадия этого развития в онтогенезе — эгоцентрическая речь ребёнка, наблюдаемая Жаном Пиаже. Эгоцентричная и внутренняя речь, по Выготскому, сохраняют социальный характер внешней речи, хотя служат не для диалога с другими людьми, а для разговора с самим собой.

    Диалектическая психология … не смешивает психические и физиологические процессы, она признаёт несводимое качественное своеобразие психики, она утверждает только, что п с и х о л о г и ч е с к и е процессы едины. Мы приходим, таким образом, к признанию своеобразных психофизиологических единых процессов, представляющих высшие формы поведения человека, которые мы предлагаем называть психологическими процессами, в отличие от психических и по аналогии с тем, что называется физиологическими процессами [88] .

    Культурно-историческая теория

    Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психологических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психологические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психологическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психологических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

    Он отмечал, что операция с бросанием жребия обнаруживает новую и своеобразную структуру, так человек сам создаёт стимулы, определяющие его реакции, и употребляет эти стимулы в качестве средств для овладения процессами собственного поведения [ источник не указан 1148 дней ] .

    Внутренняя речь, по Выготскому, развивается путём накопления длительных функциональных и структурных изменений. Она ответвляется от внешней речи ребёнка вместе с дифференцированием социальной и эгоцентрической функции речи, и, наконец, речевые функции, усваиваемые ребёнком, становятся основными функциями его мышления [ источник не указан 1148 дней ] .

    Первый академический учебник по культурно-исторической психологии, The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology, вышел в 2014 году в издательстве Кембриджского университета [94] .

    Эстетическая теория

    В процессе анализа художественного произведения Выготский предлагает выделить два структурных элемента — форму и материал. В определение материала Выготский включает два понятия: материал в аристотелевском значении — то, из чего состоит элемент (если мы говорим о литературе — слова, звуки), и непосредственно само содержание произведение, то есть то, о чём оно (далее понятия содержание и материал взаимозаменяемы). Под формой подразумевается конфигурация материала. Если переложить этих два пункта на литературную лексику, то материал — это ничто иное, как фабула, а сюжет — это форма. Чтобы сделать свою эстетическую теорию более утилитарной и наглядной, Выготский прибегает к следующим метафорическим инструментам. Предлагается рассматривать произведение как антропоморфный субъект со своей анатомией и физиологией. Анализируя художественное произведение, необходимо выделить не только его анатомические особенности, то есть его строение, но и обратить внимание на физиологию текста — как различные характеристики текста взаимодействуют между собой. Разбор литературного произведения состоит в том, что сначала необходимо разделить фабулу и сюжет, а потом на физиологическом уровне показать их взаимодействие. До Выготского считалось, что два этих структурных элемента гармонично кооперируются: форма помогает содержанию проявить себя, содержание находит себя в адекватной ей форме. Позиция же Выготского на этом этапе анализа противоположна: отношения между формой и содержанием — это не содействие, это борьба. И удачно то произведение, в котором форма одерживает верх. Именно в этом случае происходит некий энергетический выплеск, который называется эстетической реакцией. Эстетическая реакция — художественный продукт, возникающий из преодоления формой содержания.

    Возрастная и педагогическая психология

    Л. С. Выготский отмечал, что культура создаёт особые формы поведения и видоизменяет деятельность психологической функции. В этой связи понятие культурного развития ребёнка объясняется им как процесс, соответствующий индивидуальному развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества. В развитии ребёнка повторяются оба типа человеческого развития: биологический и культурно-исторический. Иными словами, эти два типа развития находятся в диалектическом единстве.

    В 1970-е годы теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США. С именем советского психолога в Северной Америке связывают возникновение социального конструктивизма.

    Не будет преувеличением назвать Л. С. Выготского гением А. Р. Лурия [95]

    Ревизионистское движение (А. Ясницкий)

    Полное собрание сочинений Выготского

    Эта издательски-редакторская работа подкрепляется потоком критических исследований и научных публикаций по вопросам текстологии, истории, теории и методологии психологической теории Выготского и участников круга Выготского — Лурии [86] [97] .


    Интерес западных психологов к советской психологии, в особенности к психологическому наследию Л. С. Выготского, выражается в исследовании методологических, общих психологических, исторических, культурных, конкретно-психологических, психолингвистических, дефектологическая, нейропсихологических и психолого-педагогических проблем. Создание различных аспектов творчества Л. С. Выготского предопределено в первую очередь методологическими и теоретическими положениями психолога. Однако, несмотря на это, все исследователи убеждены в том, что Л. С. Выготский не только является одним из основоположников советской психологии, но крупным психологом мирового масштаба, одним из основных глобальных новаторов в различных областях современной психологии.

    В Италии большое количество общепсихологических, педагогических, дефектологических, историко-методологических трудов Л.С. Выготского, а также его работ по психологии искусства не только переведено раньше, чем в других западноевропейских странах, но и изучено более последовательно.

    Среди итальянских психологов, изучающих наследие Л.С. Выготского наиболее интенсивно, следует отметить К. Массуччо и Л. Мегаччи. Правда, и такие психологи, как Т. Музатти, М.С. Веджетти, Л. Торнаторе, Д. Сальмасо, А. Понзио, М. Орсолини и многие другие, изучали взгляды Л.С. Выготского в области педагогики, психолингвистики (если использовать современный термин), психологии искусства, но эти аспекты должны быть предметом специального рассмотрения.

    Влияние теории деятельности на итальянскую психологию было раскрыто в докладе М.В.Вежетти. Она отметила, что большую роль в распространении идей Л.С. Выготского и советской психологической школы в целом сыграли его ученики: А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия. Они активно продвигали психологическую школу Л.С. Выготского на международных конференциях и конгрессах, знакомили иностранных ученых, проходивших стажировку в МГУ, с различными областями советской психологии, разрабатываемыми на основе культурно-исторической теории. В настоящее время в Италии идеи Л.С. Выготского уточняются и верифицируются в рамках ряда научных направлений: теоретико-эпистемологического, изучающего методологию психологии и связь теории с практикой; социально-психологического; педагогического, исследующего влияние культуры (через организацию учебно-воспитательного процесса) на формирование познавательных процессов; направления, изучающего лингвистические и индивидуальные различия. В заключение М.В. Вежетти выразила уверенность, что в психологии трудно найти какую-либо другую теорию, которая позволила бы развернуть исследования по такому широкому кругу проблем, какие были рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьева.

    Нет сомнения в том, что сила и сфера научного воздействия психологических взглядов Л.С. Выготского будут возрастать и в дальнейшем, несмотря на языковой барьер, различия теоретических и методологических позиций.

    Литература:

    1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1960.

    2. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р. Психологические воззрения Л.С. Выготского // Выготский Л.С. Избр. психол. исследования. – М., 1956.

    3. Bronckart J. P. Vygotsky, une oeuvre en devenir // Schneuwly B. et Bronckart J. P. (Bd. s.). Vygotsky aujourd'hui. Neuchatel — Paris, 2011.

    4. Galifrel-Granjon N. Naissance et evolution de la representation chez 1'enfant. Paris, 2012.

    5. Oleron P. Langage et developpement // Bulletin de Psychologie. Paris, 2010. № 19.

    6. Piaget J. Six etudes de psychologie. Paris, 2011.

    7. Hyman L. The Soviet Psychologists and the Path to International Psychology / J. Renn (ed.) // The Globalization of Knowledge in History. Berlin: Edition Open Access series of the Max Planck Research Library for the History and Development of Knowledge Studies, 2012. P. 631—668

    Отмечается необычайная разносторонность Л.С. Выготского – он известен не только как психолог, но и как философ, методолог, педагог, дефектолог и даже как автор блистательных театральных рецензий и литературный критик. Также идет речь о том, как происходило становление Л.С. Выготского как ученого, приведены основные факты его биографии.

    Подчеркивается, что под непосредственным или косвенным влиянием Выготского сформировались взгляды целой плеяды известных отечественных ученых. Ближайшими учениками и соратниками Выготского были автор теории деятельности А.Н. Леонтьев, всемирно известный нейропсихолог А.Р. Лурия, автор концепции психического развития ребенка Д.Б. Эльконин, автор теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин.

    Отмечается широкая международная известность Л.С. Выготского – его труды переведены, как минимум, на 19 языков. Научные центры и институты, базирующиеся на подходе Выготского и развивающие его идеи, существуют сегодня во многих странах – во Франции, Португалии, Бразилии, Анголе. Его идеям посвящены научные семинары, конференции и конгрессы в самых разных уголках мира.

    Поступила: 20.09.2016

    Принята к публикации: 25.06.2016

    DOI: 10.11621/npj.2016.0301

    Разделы журнала: История психологии; Интервью

    Ключевые слова: Выготский Л.С.; Л.С. Выготский; история психологии; педагогическая психология; психология развития

    Доступно в on-line версии с 30.11.2016

    Людмила Алексеевна, в этом году ис­полняется 120 лет со дня рождения вы­дающегося ученого – Льва Семеновича Выготского. Что значит это имя для науки и образования? Каковы главные научные достижения Выготского?

    Лев Семенович Выготский – выдаю­щийся русский психолог начала XX века. Его новаторские идеи и концеп­ции в педагогике и психологии на­много опередили время.

    Изучая развитие детей, ученый создал или развил несколько направлений: педологию и коррекционную педаго­гику. На основании его идей была со­здана новая демократическая школа. В его трудах нашли отражение про­блемы психического развития ребен­ка, мышления и речи, эмоций, разви­тия высших психических функций – памяти, внимания, восприятия и др., патологий психического развития.

    Его теоретические разработки и на­блюдения легли в основу практиче­ских систем известных педагогов (например, Д.Б. Эльконина). Начатые Выготским исследования продолжили его ученики и последователи, давая им практическое применение. Особенно актуальными его идеи видятся сейчас.

    Занимаясь педагогикой, ученый ув­лекся новой наукой педологией (зна­ния о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом стра­ны. Он считал, что любой педагог дол­жен строить свою работу с опорой на психологическую науку.

    Л.С. Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного разви­тия личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объясни­ли внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой. Его идеи по дефектологии по­ложили начало коррекционной педаго­гики, которая стала практически помо­гать особым детям.

    Выготский не разрабатывал методику воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и си­стем.

    В чем уникальность теории, которую предложил миру Л.С. Выготский?

    Лев Семенович Выготский – одна из яр­чайших звезд отечественной психоло­гии. Именно Выготский создал уникаль­ное направление, не имеющие ничего общего с существовавшими ранее трак­товками становления человеческой лич­ности. В 30-х годах в мире психологии и психиатрии каждый знал это имя – Выготский Лев Семенович. Труды этого человека произвели фурор.

    В первую очередь, речь идет о необы­чайной разносторонности ученого – он известен не только как психолог, но и как философ, методолог, педагог, дефектолог и даже как автор блиста­тельных театральных рецензий и ли­тературный критик.

    Кроме того, Выготский отличался уди­вительной работоспособностью – ка­залось бы, достижения всех мыслите­лей прошлого и его современников нашли отражение в его многочислен­ных работах.

    Он был одновременно блестящим ис­следователем, выдающимся теорети­ком, практиком и ярким преподавате­лем. Не осталось, пожалуй, ни одной области в психологии и педагогике, ко­торая ускользнула бы от его внимания.

    Благодаря выразительной характе­ристике, данной Выготскому британ­ским философом Стивеном Тулми­ном, весь мир называет его Моцартом психологии.

    Как происходило становление Л.С. Вы­готского как ученого?

    Жизненный и творческий путь Вы­готского был необыкновенно ярким и, к сожалению, очень недолгим. Дет­ство он провел в белорусском горо­де Гомеле, где получил прекрасное образование, как в лицее, так и в семье, в которой помимо него было еще семь детей.

    Л.С. Выготский был настоящим по­лиглотом: уже в Гомеле он, помимо русского, изучил шесть языков – не­мецкий, английский, французский, латынь, иврит и древнегреческий. Благодаря этому, впоследствии он мог читать всю необходимую ему научную литературу в подлиннике, на разных языках. Вообще, надо отметить, что в его семье культивировался интерес к языку и литературе – две его сестры стали лингвистами и авторами рус­ско-английского и русско-французского словарей.

    После окончания лицея, в 1913 году, Лев Семенович поступил в Москов­ский университет на медицинский фа­культет по желанию своих родителей, но уже через месяц перевелся на юридический факультет. Параллельно он учился на историко-филологическом факультете такого примечательного заведения, как Народный универси­тет А.Л. Шанявского, куда каждый желающий, вне зависимости от своего социального происхождения и обра­зования мог поступать без экзаменов. В этом университете преподавали В.И. Вернадский, В.Я. Брюсов, Ю.И. Айхенвальд и другие известные профес­сора, многие из которых покинули Мо­сковский университет в 1911 году в знак протеста против политики царского министра народного образования.

    Благодаря блестящему выступлению, Л.С. Выготский получает предложе­ние работать в Москве, где приступает к интенсивной разработке теоретиче­ских и прикладных проблем психоло­гии и педагогики, и где он будет ра­ботать последнее десятилетие своей жизни. В московский период он раз­рабатывает проблему сознания, кри­тически анализирует направления, существующие в психологии, занима­ется вопросами педагогической пси­хологии и дефектологии, методологическими вопросами психологии.

    В Москве Л.С. Выготский становится членом редколлегий множества изда­ний: его блестящие предисловия со­провождают переводы известных за­рубежных психологов и педагогов (Торндайка, Фрейда, Коффки и др.)

    На протяжении почти половины сво­ей короткой жизни Лев Семенович страдал туберкулезом, от обострения которого и скончался в возрасте 37 лет, оставив после себя научное на­следие, которое до сих пор является предметом научных споров и источ­ником новых идей, подходов и тео­рий в различных областях гуманитар­ного знания.

    Как получилось, что имя Л.С. Выгот­ского было забыто на долгие годы?

    Действительно, только несколько ра­бот Л.С. Выготского были опублико­ваны вскоре после его смерти, а затем в связи с репрессиями в науке в эпо­ху сталинизма его работы и имя были под запретом на долгие 20 лет.

    Почему идеи Л.С. Выготского по-преж­нему актуальны для образовательно­го процесса?

    Одна из последних работ Выготского была посвящена проблемам специфи­ки обучения и умственного развития детей разных возрастов – не только в школьном, но и дошкольном возрасте. Как известно, в настоящее вре­мя дошкольному обучению в нашей стране сегодня уделяется специальное внимание, и подход Выготского не­обходимо учитывать при разработке принципов эффективного обучения и развития дошкольников.

    Людмила Алексеевна, как Вы оценивае­те вклад Л.С. Выготского в проблему из­учения роли языка в развитии ребенка?

    Выготский внес огромный вклад в развитие представлений о происхо­ждении и развитии речи, о соотноше­нии ее различных форм и ее роли в развитии мышления, что чрезвычай­но важно для обеспечения успешного образовательного процесса.

    В отличие от Пиаже, который считал, что эгоцентрическая речь, пик кото­рой приходится на 3-летний возраст, асоциальна по своей природе и посте­пенно отмирает к школьному возра­сту, Л.С. Выготский пришел к выводу, что эгоцентрическая речь не исчезает, а интериоризируется, становится вну­тренней речью – важнейшим средст­вом мышления личности.

    Примечателен тот факт, что именно в Женевском университете, где трудил­ся Пиаже, сегодня работает коллектив ученых, отстаивающих позиции Вы­готского в педагогике и педагогиче­ской психологии (профессора Бернар Шневли, Фредерик Ивон и др.).

    Какое развитие получили идеи Л.С. Вы­готского в отечественной науке?

    Под непосредственным или косвен­ным влиянием Выгосткого сформи­ровались взгляды целой плеяды из­вестных отечественных ученых. Ближайшими учениками и соратника­ми Выготского были автор теории де­ятельности Алексей Николаевич Ле­онтьев, впоследствии ставший первым деканом основанного в 1966 году фа­культета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, всемирно известный ней­ропсихолог Александр Романович Лу­рия, автор концепции психического развития ребенка Даниил Борисович Эльконин, автор теории поэтапно­го формирования умственных действий Петр Яковлевич Гальперин и мно­гие другие, чьи идеи и подходы лежат в основе современной отечественной психологии и педагогики. В свою оче­редь, на работы этих ученых опираются многие современные исследования, а также практические подходы в пси­хологии и педагогике. В основу иссле­дований и образовательного процесса на факультете психологии МГУ (декан – профессор Ю.П. Зинченко) всецело положен культурно-исторический под­ход Л.С. Выготского.

    Известно ли имя Выготского зарубеж­ным специалистам? Насколько популя­рен его подход за рубежом?

    Сам Выготский выезжал за пределы страны только один раз – для участия в работе Международного конгресса в Лондоне по проблеме обучения глу­хонемых в Лондоне, посетив по доро­ге Германию и Францию. Тем не менее, уже при жизни его работы издавались на иностранных языках. В настоящее же время за рубежом наблюдается на­стоящий бум, связанный с его именем и его подходом. Согласно данным аме­риканских ученых, опубликованным в 2012 году, Выготский относится к чи­слу самых цитируемых русскоязычных психологов в источниках на англий­ском языке.

    В американской психологии интерес к идеям Выготского проявился еще в 1970-е годы (работы Майкла Коула, Джеймса Верча). В период с 1987 по 1999 годы в США был издан перевод на английский язык собрания сочинений Выготского в шести томах.

    Переводы работ Выготского на фран­цузский язык появились значитель­но позже, но в настоящее время уче­ные из франкоязычных стран мира активно развивают совершенно осо­бый, отличный от североамерикан­ского подход к анализу и примене­нию идей Выготского (Люсьен Сэв, Бернард Шневли, Фредерик Ивон, Ми­шель Броссар, Фредерик Сосе и др.)

    Ведется ли дальнейшая разработка идей Л.С. Выготского?

    Учитывая возраст, в котором оборва­лась жизнь ученого, кажется естест­венным, что его теория осталась не­завершенной. Этим объясняется тот факт, что разными учеными идеи Вы­готского интерпретируются по-раз­ному, и ведутся постоянные научные дискуссии, связанные с осмыслением его идей. В связи с этим необходима дальнейшая систематизация наследия Выготского, требующая сопоставле­ния подходов как отечественных, так и зарубежных ученых к пониманию его взглядов.

    В настоящее время ведется работа над изучением архивов Выготского, мате­риалы из которых в скором време­ни планируется опубликовать как на русском, так и на английском языках. Популярность Выготского и его идей в России и во всем мире не только не проходит с годами, а, напротив, все возрастает.

    В одном из номеров Национально­го психологического журнала – 2014, №1(13) – (главный редактор Ю.П. Зинченко) специальный раздел по­священ обсуждению научного насле­дия Льва Семеновича.

    Практически каждый год в разных стра­нах мира выходят в свет научные мо­нографии, посвященные творчест­ву Выготского и анализу и развитию его идей. Так, в 2012 году под редакцией академика РАО Ю.П. Зинченко и профессора Женевского университета Ф. Ивона на французском языке вы­шел в свет сборник ранее не переведен­ных статей Выготского в сопровождении текстов известных специалистов из России и франкоязычных стран – Франции, Швейцарии, Канады, Бельгии. Сборник стал результатом многолет­него сотрудничества факультета пси­хологии МГУ имени М.В. Ломоносова, факультета образования Университе­та Монреаля и Университета Женевы. Сборник получил многочисленные от­клики и пользуется широкой популярностью среди франкоязычных специа­листов и студентов.

    Существуют ли какие-то инициа­тивы по увековечиванию памяти Л.С. Выготского?

    На родине Выготского, в Белоруссии, его имя уже носят улица в Минске и Государственный педагогический колледж в Гомеле, где Выготский про­вел детство и первые годы своей профессиональной деятельности после окончания Московского университета.

    В Москве, где Выготский жил и работал последние, наиболее продуктивные 10 лет своей жизни, имя Выготского но­сит Институт психологии РГГУ. Для увековечивания памяти Л.С. Выготско­го Российская академия образования обратилась к мэру г. Москвы С.С. Собя­нину с инициативой о присвоении его имени одной из улиц Москвы, а к Ми­нистру образования и науки Россий­ской Федерации Д.В. Ливанову с прось­бой об учреждении ведомственной награды Министерства образования и науки Российской Федерации медали имени Л.С. Выготского.

    Хотелось бы также предложить, чтобы Институту коррекционной педагоги­ки, созданному благодаря активному участию Выготского, также было при­своено его имя.

    Для цитирования статьи:

    Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

    По словам выдающегося российского психолога Выготского, теоретически обосновавшего теорию обучения с опорой на полисенсорное восприятие, весь мир ребенка базируется на визуальных, акустических, тактильных, кинестетических образах, которые как цемент скрепляют слова и понятия. Чем больше анализаторов работает, тем лучше ребенок познает, изучает предмет, событие. Впрочем, еще в средние века Я.А. Коменский рекомендовал учителям “всё, что только можно, представлять для восприятия чувствами”, т.е. включать новую учебную информацию в известные ученикам природные явления, события, предметы. Даты, проценты, квадратные километры очень быстро забываются, когда они не подкреплены конкретными образами. Образный подход к обучению и воспитанию создает у детей эмоциональную основу глубокого усвоения, формирует целостное восприятие, создает условия для формирования творческих способностей.

    Все, даже самые причудливые и непредсказуемые, образы основываются на впечатлениях, которые дети получают из окружающего мира. Л. С. Выготский писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". Чувственные образы, т.е. то, что реально существует и близко ребенку, помогают ему достичь ясного, осознанного понимания изучаемого. Природа, картины, вещи помогают сформировать визуальный образ. Музыка, голос учителя, пение птиц, тишина – акустический. Рисование, лепка, мимика, пантомима, танцы – кинестетический. Прикосновения, печатание слов на клавиатуре компьютера – тактильный. Говорят, что “интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев”. В Бостоне построен необычный Музей Детства, где малыши могут познавать окружающий мир, увидев все своими глазами, услышав невероятные звуки, потрогав все руками. Посетители могут примерять национальные костюмы разных народов, работать инструментами каменного века. Тактильное постижение мира начинается в колыбели и продолжается всю жизнь. Поэтому нам всегда хочется все потрогать. Более того, прикосновения дают нам чувство уверенности и душевного комфорта. А как редко при обучении мы используем запахи! Между тем каждый может припомнить положительное влияние запахов домашних пирогов, внесенной в дом с мороза елки и апельсинов под Рождество. Помните, как у Есенина “Пахнет яблоком и медом по лугам твой кроткий Спас…”? Итоги исследования Национального тренингового центра штата Мэриленд, представленные на конференции победителей конкурса “Учитель Года США-98” в Делаверском университете, на которой мне посчастливилось быть, свидетельствуют о заметном увеличении процента усвоения материала при полисенсорный подходе.

    Люди запоминают Каналы получения информации Полученные навыки
    10% прочитанного Чтение Описать. Объяснить

    Очень важно с первых занятий с дошкольниками и младшими школьниками активизировать все органы восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Буквы и правила должны “оживать” для них в звуках, в пластике тела, дизайне. Чем больше будет задействовано каналов получения информации, тем ярче будут создаваемые образы, лучше запоминание нового материала.

    Таинство образного подхода на первом уроке по теме “Мир, в котором мы живем” начинается с показа большого яблока и слова: “Представьте!” “Представьте, что это яблоко - наша Земля!” За окном падает снег, и яблоко непроизвольно притягивает взгляды детей: они уже ощущают его вкус и аромат, ласкают взглядом его великолепно округлую форму. Острым ножом режу сочную белую мякоть на 4 части. “Три части яблока - это воды Земли: океаны, моря, реки, озера и маленькие ручьи. Четвертая часть – суша”. Яркая образность навсегда связывает в памяти детей процентное соотношение воды и суши на планете с конкретным образом яблока. Затем я снова делю эту четвертинку на две равные части. Одна из них будет представлять пустыни, горы, ледники, другая – место для проживания людей. Всего лишь 1/8 часть от целого! Маленький, хрупкий кусочек яблока лежит у меня на руке. В классе тишина. Я осторожно перекладываю его на ладошку ученика с первой парты: “Подержи и передай другому!” Бережно передавая друг другу этот “кусочек планеты”, они ощущают его хрупкость, зависимость от их действий и свою ответственность. Это и есть практика того, что ученые называют переходом “объективно значимой информации в субъективно значимую”. Ведь возможно, именно в этот момент, у кого-то из них сформируется сознание защитника природы.

    • принятии малыша таким, какой он есть,
    • вере в его творческие возможности,
    • создании условий для самовыражения в атмосфере психологического комфорта,
    • поощрении нестандартности и оригинальности высказываемых детьми идей,
    • помощи ребенку в создании небольших, но законченных работ.

    Образный подход, стимулируя процесс развития ассоциативного мышления, т.е. способности видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, дает толчок нешаблонному воображению и фантазии. Благодаря этому мышление становится гибким и оригинальным. Результаты первых творческих заданий: лингвистических сказок (см. Приложение 1), рисунков ассоциаций на образы букв (см. Приложение 2) уникальны и неповторимы. Их особенность состоит в том, что они носят открытый характер, то есть имеют столько вариантов, сколько детей их выполняют, потому что каждый ребёнок - это отдельный неповторимый мир со своими индивидуальными ощущениями, собственными фантазиями. Например, вот так объясняют второклассницы появление одной и той же буквы W.

    Сказка Жени Белоусовой “V+V=W”

    В огромном царстве АВС правил мудрый король Алфавит. Все буквы жили в мире и согласии в его королевстве. Однажды он устроил большой пир, на который были приглашены все-все буквы: и большие, и маленькие. Были даже гости из других стран. На том карнавале встретились и полюбили друг друга принцесса V из Англии и принц V из Германии, и больше не хотели расставаться.

    -Зачем английскому королю Алфавиту еще одна буква V? - шептались буквы.

    И тогда мудрый король решил:

    - Пусть влюбленные живут вместе и никогда не расстаются. Встаньте рядом! Я объявляю молодую пару новой буквой W, которая будет в начале чудесного слова wedding (свадьба)!

    Сказка Тани Михайловой “Непослушная М”

    В прекрасной стране английских букв, в которой правил Мистер Алфавит, иногда случались необыкновенные вещи. Одна из букв семейства “М” стала капризничать и не хотела называться своим именем и выполнять свою работу.

    -Как тебя зовут? - спрашивали ее.

    Она в ответ вместо [m] бурчала: [w]-[w]-[w].Каприз непослушной буквы грозил обернуться катастрофой непонимания! Вместо “May”(Май) звучало “way”(дорога), “me” превратилось в “we”. А вывеска “Mine”(шахта) поменялась на “Wine”(вино)! Расстояния между городами стали измеряться не милями “miles”,а интригами “ wiles”! Представляете. От Москвы до Лондона 3000 интриг!

    “Are you mad?” (Ты сошла с ума?) спрашивали ее буквы. “I’m wag!”(Я –шутница!) звучало им в ответ.

    Воображение детей развивается и изменятся по мере приобретения ими жизненного опыта. На средней ступени ученики с удовольствием пишут ассоциативные нерифмованные стихи по схеме, помогающей им выразить восприятие описываемого предмета через цвета, вкус, запахи, звуки. На вопрос “Что такое аглийский язык?”, они приготовили следующие ответы в форме акростиха и ассоциаций “5 чувств”.

    English is a mixture of blue, red and white on its state flag

    It tastes like Lipton tea warming my body and spirit

    It sounds like Beatles”Strawberry meadows’, charming and sensitive

    It smells like a morning red rose, symbol of England, with dew drops on its petals

    It looks like an open window to another culture

    It makes girls feel thrilled as Alice in Wonderland and boys magic as Harry Potter

    English is a new way of thinking and a fresh approach to accepted humor

    English is as green as its spacious emerald golf fields

    It tastes like porridge, a bit unflavored but still traditional

    It sounds like Eliza’s phonetic drillings from “My fair lady”

    It smells like logs in the fireplace and candles in ancient castles

    It looks like Miss Marple, smart and conservative

    It makes me feel thankful to my English teacher

    I dream to practice it in the UK so much!

    Express my thoughts in the Internet

    Never feel dropped out of innovations and new trends in science and technology

    Get to know how people live overseas: in Great Britain, Australia, the USA, etc

    Learn to love my own mother tongue, its wealth and perspectives

    Influence solving problems on ecology, peace with other people of the Earth

    Study successfully at school and later at the University

    Have breakfast in Shipunovo, lunch in London, five o’clock tea in New York!

    Задача развития творческих способностей, приводящих к новым знаниям о мире, новым критическим отношениям к действительности, созданию новых технологий является одной из важнейших в воспитании современного человека.. Способность старшеклассников критически осмысливать изучаемый материал, создавать собственный образ абстрактных понятий можно отследить на примере творческих работ выпускниц Юношевой Юлии и Серветник Юлии. Вот как они излагают свое понимание идиомы “It’s a small world”.

    Some 17 years ago a tiny bud came into life in a soft warm cradle deep inside my mum’s belly. It was me! I believe I was happy in that tiny, safe, and cozy spot. Nine months later a sense of inquiring curiosity and search for something new pushed me forward to the unknown world. It was as if I heard some call, a fairy ding-a-ling of a silver bell that encouraged me to enlarge my personal area making it more spacious. By this time my first palace became unbearably small and too closed for me! I craved to see all seven colors of the rainbow with my own eyes, smell the odor of meadow flowers, taste bananas, feel the touch of sun rays, and watch snowflakes slowly melting on my hand. Did I miss my comfortable shell? I feel I did. But a new, really big, amazing, and promising world was opening its entrance door for me.

    Packed in lace, calico and pink ribbons I crossed its threshold. I was waited! A fantastic bouquet was presented to my mum, a bottle of Champaign and a box of chocolates to a man in a white coat, piles of bright toys and snow white diapers to me! However, after seven years of being a big fish in a careless angel infancy pond, watched toddling, bedtime lullabies and fairy tales, a familiar sense of tightness and smallness began to haunt me again. The silver bell made a second tinkling. It ticked the time of loosing dairy teeth and further mental and emotional changes and challenges of my small world. Towering in naive seven years confidence I fancied that very soon I would find out all secrets of the Universe: why spring is green and autumn is yellow, birds fly and fish swim, where the Sun goes to sleep to, how the clouds know their way in the sky, etc. To carry out this idea I had to change my homely family nest for a six-days-a-week learning at school, adapt to strict discipline, timetable, and not always smooth relations with peers and teachers. Honestly, I can’t be praised for being the best at school, but I’ve made out one important thing: success in life requires more common sense and ability to adjust than all mankind knowledge crammed in store.

    I’m 17 now. I hear and recognize a familiar chiming. It gives boost to a new reshaping of my space for the third time. R. Braithwaite once wrote that “time and tide stayeth for no man”, no one can stop “ever wheeling wheels of time.” In a little while tidal waves of my grown-up life will seize and drag me off the shores of Childhood far into the ocean of adult sorrows and joys. I hope a mast and sails of my vessel are well prepared for this voyage and I will be able to make mature decisions and turn all problems into challenges. I dream to match the facts I’ve learnt at the lessons of History, English, and Geography with a real life, greet millions of people, gain knowledge of their cultures, languages, and help them if necessary. Maybe some blissful day this crazy idea will come true: my small world will expand to a global size and prove a great law of human evolution: everything small should turn in its time into the big, the big into the bigger, and etc.

    If it so happens, that in the far off corner of the Earth, where a seven-colored rainbow drinks salty water of the ocean, I accidentally bump into my green days fellows I’ll memorize the phrase "it's a small world" and realize that the process of my small world reshaping is going on. What will be next? A Universe?

    It’s a small world.
    (Botany fable)
    Once upon a time, in the year Dot,
    There lived 10 green peas in a green pea pod.
    That fresh and tidy green pea pod was their roomy spacious world.
    Its quarters were a living part
    Of high and lovely climbing plant.
    They grow to be marrow fat in their lovely home flat.
    They were awakened by the Sun.
    The sunrays kissed them one by one.
    The roots would carry vitamins: B, D, F, C and carotene.
    Healthy food was must of day to help peas grow, dance, and play.
    A farmer, who can never sit cultivated, nurtured it,
    (Watched its weight, metabolism, water level, calories).
    Only one of them was sly.
    His name was Nosy Bossy Guy.
    Day and night he yelled and scold, “Too much wet or too much cold!
    Space is not enough for me,
    As a future King of Pea!
    I am a Present; I am a Wish, a special gift for Christmas dish!
    If truth be told, I’m very cool!
    (Have ever met you such a fool?)
    Of pretty pod he banged the door and… flopped into the ground floor!
    Next day a man in snow-white frock gathered peas at 5 o’clock.
    The harvest was extremely good:
    The peas were soft and good for food.
    Chef presented them a pot,
    Added water, spice and salt,
    “Peas look so nice and dear for cooking juicy Christmas dinner!”
    But suddenly he heard a cry, (it was again that silly Guy).
    “They’re soft skinned! My coat’s hard!
    I’m tough and rough as real nut“
    Peas faint, “My God!
    Guy’s back! He has returned!
    He gets us down! It’s really a small world!”
    Chef calmed the peas and said, “Oh, my!
    I’ve never seen such a dreadful guy!
    You’re a stiff and filthy seed that fits for dirty pigs to feed!
    I’ll put an end to all your tricks!”
    And strictly ordered kitchen kid
    To throw Guy into the street!
    …Once upon a time, in the year dot,
    There lived 10 green peas in a green pea pod.
    Unfortunately, not all were worthy their mission
    To look like real royal pearls in Christmas dishes.

    Победы моих учеников на межрегиональных и всероссийских конкурсах берут свое начало в полисенсорных переживаниях на первых уроках английского языка.

    • яркое наглядное предъявление языкового материала,
    • возможность многократного возврата к изучаемому аспекту,
    • предоставление условий большего эмоционального комфорта, в условиях автономной, вдумчивой работы, без эмоционального воздействия со стороны возможных негативных эмоций одноклассников и учителя,
    • возможность реализации принципа индивидуальности.

    Использование ИКТ во время объяснения, тренинга, закрепления нового материала, активизирует эмоциональное отношение учеников к изучаемому материалу, оставляет глубокий след в чувствах детей, обеспечивая понимание, уяснение и запоминание учебной информации без видимых усилий с их стороны, т.е является основой “учения с увлечением”. Но главное, происходит запуск механизма образного мышления, одного из важнейших компонентов творческой деятельности, представляющего собой, по словам Л. Выготского “сплав интеллекта и аффекта”. Важно только, чтобы внешняя образность соответствовала внутренней сути вводимого материала.

    Читайте также: