Доклад музыкального руководителя доу

Обновлено: 02.07.2024

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Краткое описание работы: В докладе раскрываются современные образовательные технологии, которые могут внедрять в свою работу музыкальные руководители дошкольного учреждения

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Основной задачей педагогов ДОУ в связи с этим – является выбор методов и форм организации работы с детьми с использованием инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Под технологией обучения следует подразумевать определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека.

Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Достижение этой цели возможно путем использования не только стандартных методов музыкального воспитания дошкольников, но и современных, инновационных образовательных технологий.

На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Наряду с общепринятыми методами физкультурно-оздоровительной работы большое значение приобрело музыкально-валеологическое воспитание.

Музыкально – валеологическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Музыкально – валеологическая работа является одной из составляющих здоровьесберегающего пространства детского сада и осуществляется в нескольких направлениях :

• В образовательном процессе дошкольного учреждения (интегрированные музыкально – валеологические занятия; музыкально – физкультурные досуги и развлечения);

• В процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары – практикумы);

• В процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой (совместные тематические праздники и досуги).

Целью музыкально–валеологической работы в дошкольном образовательном учреждении является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются : эмоциональный; духовно –нравственный; личностный; интеллектуальный; коммуникативный; физический.

Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

На музыкальных занятиях педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

• Формировать артикуляцию различных звуков;

• Совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ\

• Увеличить объем слуховой памяти и внимания;

• Развивать музыкальную память, запоминания текста песен;

• Развивать чувство ритма;

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов : пассивная (взрослый выполняет движения за ребенком) и активная (ребенок самостоятельно выполняет движения). Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Игровой массаж

Цель игрового массажа – научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы : сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела.

Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Обучение простейшим массажным приемам проводится в игре.

Пальчиковые игры

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Можно использовать музыку во время утреннего приема. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.

Логоритмика

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой на речевой группе.

Цель логоритмики : коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей детей, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимают мышечную закрепощенность, повышает активность детей.

Помимо здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях используются такие нестандартные методы воспитания, как

Сказкотерапия

Задачи : повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

Игровые технологии

Игра – основной вид деятельности ребенка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Музыкально-дидактические игры – важное как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

• Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме – посредством музыкально-дидактических пособий и игр.

• Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирование, движение под музыку и т. д.

• Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

Результаты использования игровых технологий в работе:

• Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;

• Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

• В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения, навыки.

• Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Педагогические методы и приемы :

• Наглядно-слуховой метод (воспроизведение музыки с помощью ТСО, исполнительский показ).

• Метод обобщения (создание целостного представления о временах года жизни растений и животных, различных аспектов жизни человека с помощью различных изобразительных средств – музыки, живописи, поэзии).

• Проблемное использование наглядно – слухового метода (прием побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий – изобразительные средства музыки, цвета).

• Наглядно – зрительный метод (показ иллюстраций).

• Метод пластического интонирования (передача характера музыки в движении.

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Искусство выступает универсальным средством воспитания чувств, несет духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Оно как образная модель жизнедеятельности, дает возможность ребенку осваивать окружающий мир во всем его многообразии. Эстетическая наука определяет искусство как художественное освоение мира, однако тут она сталкивается с трудностью : художественное освоение мира выступает в крайне разнообразных формах. Одни художественные творения являются словесными, другие – бессловесными, одни звучащими, другие – безмолвными, одни телесными, другие – бесплотными; одни произведения искусства обращаются к нашему зрению, другие – к слуху, третьи – к зрению и слуху одновременно. Многообразие и целостность мира наиболее полно представлены в различных видах искусств. Синтез искусств в эстетическом развитии дошкольников возможен потому, что отдельные виды искусства, например, живопись, музыка и литература, отражают, изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства средствами выразительности, которые интегрируют, создают целостные образы в представлении детей. Именно такие цели ставит современное дошкольное образование перед педагогами – создание целостного образа мира у ребенка. Кроме того, интеграция видов искусств выступает средством эстетического развития детей дошкольного возраста. Она основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо ребенку для успешного осуществления эстетического восприятия, эмоционально-положительного отношения к деятельности, воображения, образного мышления.

Задачи педагога : дать ценности, создать условия восприятия ценностей и дать им прорости в душе ребенка.

Цели педагога : поддерживать собственную творческую деятельность ребенка, формировать творческие способности в обучении и через обучение. Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Приобщение дошкольников к музыкальной культуре, развитие у них способности эмоционально воспринимать мелодию возможно на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности. Для этого педагог рассказывает детям о различных музыкальных жанрах, развивает у них желание слушать музыку. Ведь в процессе слушания мелодий у дошкольников формируется умение определять ее настроение, характер и использованные средства выразительности. Одной из основных задач является развитие умения передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального образа. Наряду с этим педагог развивает музыкальные и творческие способности, поддерживает желание воспитанников отражать настроение музыкального произведения в рисунке. Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических действий, а также представлений об особенностях различных видов театра. Для этого важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов. Чтобы заинтересовать детей театром, можно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов для игр-драматизаций, а также стимулировать активность, содействующую организации самостоятельной театрализованной деятельности. Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Театрально-игровая технология

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку : кто-то показывает себя в большей роли, кто-то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два-три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые – воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.

• Приобщение детей к театральной культуре.

• Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей в театрализованной деятельности детей.

• Обеспечение взаимосвязи, театрализованной с другими видами деятельности.

• Создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.

• Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Музыкально-театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции : умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки. Музыкально-театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и театр не только развивают воображение ребёнка деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка.

© 2020 "Мелодинка. Олимпиады и публикации". Всероссийские олимпиады и публикации для учащихся и педагогов музыкальных школ, средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки. Все права защищены. Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта.

Организатор проекта "Мелодинка. Олимпиады и публикации":
Всероссийское СМИ "Талантоха". Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409, выдано 11.12.2013 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 г

Наш педагогический коллектив рассматривает музыкальную деятельность как одну из сторон гармонического развития детей дошкольного возраста. Вместе с воспитателями продумываем как интереснее провести развлечения, праздники. Определяем роли каждого воспитателя на утреннике или на развлечениях. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программный репертуар. При этом его активность на НОД зависит, прежде всего, от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группе. Например, при разучивании игр, воспитатель показывает все движения героев. В старшей группе проходят более самостоятельно. А в подготовительной группе воспитатель следит за качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет. Умения, знания и навыки, полученные детьми на НОД музыкальной деятельности, воспитатели умело применяют на других НОД и в повседневной жизни детей. Часто воспитатели при наблюдении за природой используют хорошо знакомые детям песни. В конце каждого квартала на НОД по художественно - эстетическому развитию (рисование) дети изображают сюжет из своей любимой песни. По этим рисункам я определяю любимую песню ребёнка, при этом я отгадываю, а не называю песню. Я проигрываю вступление к ней, а ребёнок отвечает, угадала ли я его песню.

Чтобы воспитатель был первым помощником музыкального руководителя с ним надо регулярно проводить консультации, практические занятия. Опыт убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя может привести к желаемым результатам в решении задач по музыкальной деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ. Коваленок В. В., музыкальный руководитель.

Методические рекомендации музыкального руководителя ДОУ при работе с детьми с нарушением зрения. ТЕМА И КОЛ-ВО ЧАСОВ 1. День знаний 4 2. Осень 6 3. Мой город, моя страна 4 4. День народного единства 8 5. Новый год 12 6. Зима 8 7. День защитника.

Отчёт о современных технологиях в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Отчёт о современных технологиях в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу.

Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе музыкального руководителя и логопеда ДОУ Одной из современных и приоритетных задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,.

Использование ЭОР в работе музыкального руководителя ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ МУЗЫКАЛЬНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя Форма организации музыкального воспитания в ДОУ обусловлена взаимодействием музыкального руководителя и воспитателя. Музыкальный руководитель.


Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в разнообразных формах — на музыкальных занятиях, в самостоятельной художественной деятельности, во время праздников и развлечений, в часы досуга. Одни из этих форм организуются регулярно, например музыкальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю, другие — эпизодически. Организует и направляет всю работу по музыкальному воспитанию педагогический коллектив — заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель.

Однако организация процесса музыкального воспитания предполагает не только решение методических вопросов, но и оснащение его всем необходимым оборудованием — музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими пособиями и играми, игрушками-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.

Оборудование зала

В детском саду музыкальные занятия проводятся в зале или групповой комнате.

Зал должен быть просторным, светлым, строго и красиво (без излишеств) убранным, особенно во время проведения праздничных утренников. Стены окрашиваются в приятные пастельные тона, с которыми гармонируют занавеси на окнах, матовые светильники, цветы в декоративных вазах. Для оформления зала используются декоративные панно, эстампы, портреты композиторов, рисунки детей и т. д. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены.

Для пианино следует выбрать такое место, чтобы педагог, сидя за инструментом, мог видеть всех детей.

Поскольку в большинстве детских садов зал служит одновременно местом проведения физкультурных занятий, то здесь находится и спортивный инвентарь: мячи, гимнастические палки, обручи и т. д. Это оборудование можно использовать и во время музыкальных занятий. Детские музыкальные инструменты, игрушки, музыкально-дидактические пособия, атрибуты для плясок, игр, ТСО, методическая литература хранятся в секционных шкафах в зале либо в методическом кабинете. Все оборудование должно отвечать современным эстетическим и педагогическим требованиям.

Соблюдение гигиенических требований не менее важно. Перед каждым занятием зал хорошо проветривается, делается влажная уборка. Пол в зале лучше всего застелить ковром или паласом чтобы во время движений дети не поскользнулись.

На занятия в зал дети приходят в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой спортивной обуви.

Оборудование места для самостоятельной музыкальной деятельности детей

В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, т. е. действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полки для хранения музыкальных пособий, 1—2 стола со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. Можно повесить портрет известного детям композитора, фотографии самих детей, играющих на инструментах. Уместны будут здесь и цветы, и декоративные работы детей, выполненные ими на занятиях по ручному труду. При желании музыкальный уголок можно отгородить легкой декоративной ширмой, которая легко убирается.

Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбирают с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время занятий. Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них — самоделки отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место.

Пособия и музыкально-дидактические игры

Дидактические пособия и игры способствуют музыкально-сенсорному развитию ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.

Воспитателю необходимо знать, как делать эти пособия, уметь ими пользоваться на музыкальных занятиях и в часы досуга детей.

Фабричным способом изготовляются всевозможные дудочки, свистульки, барабанчики, погремушки и другие музыкальные игрушки, инструменты, которые могут использоваться в качестве дидактических пособий.

Фланелеграф представляет собой доску (100 X 70 см), обтянутую с одной стороны фланелью и укрепленную на деревянной подставке. Сверху на фланель наклеиваются узкие полоски бархатной бумаги, изображающие нотный стан, на котором выкладываются ноты-кружочки и карточки нотного лото.

В последние годы проведены исследования, доказывающие необходимость и возможность использования наглядных пособий, позволяющих приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. С этой целью разработаны дидактические пособия, которые помогают педагогу познакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.

Например, для развития у детей умений определять разный характер музыки в двух-трехчастном музыкальном произведении можно сделать такое пособие. Небольшая деревянная дощечка (в виде прямоугольника) делится двумя вертикальными линиями на три квадрата На одном из них дается изображение улыбающегося солнышка, на другом - солнышка, чуть прикрытого тучкой (засыпающего), на третьем нарисована тучка. Такие же квадраты раздаются детям. Все эти рисунки как бы условно соответствуют разному характеру музыки - бодрому, жизнерадостному; спокойному колыбельному; грустному. Слушая музыку того или иного характера, дети закрывают квадратом соответствующее изображение на дощечке.

Пособия этого типа можно использовать и для ознакомления детей с разновидностями внутри одного жанра, например танцевального или маршевого. В этом случае на дощечке должны быть другие изображения. Так, для определения танцевальных жанров можно использовать рисунки: а) пляшущей девочки в русском сарафане (плясовая); б) девочки и мальчика, исполняющих веселую польку; в) девочки, танцующей вальс.

Различные условные обозначения (например, разные по цвету геометрические фигуры) можно использовать для определения частей в музыке, музыкальных фраз и предложений, вступления и заключения. Фигуры выкладываются на фланелеграфе. При этом разные части в музыкальном произведении могут обозначаться фигурами разного цвета, повторяющиеся части — фигурами одинакового цвета, музыкальное вступление и заключение — другими какими-либо геометрическими фигурами.

Прослушав звучание того или иного отрывка, ребенок выбирает нужную фигурку и вставляет ее в углубление на подставке.

Между музыкально-дидактическими пособиями и музыкально-дидактическими играми много общего. И те и другие служат учебным целям и направлены на развитие у детей представлений о свойствах музыкального языка. Однако есть и различие. Музыкально-дидактические игры имеют свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Дети с удовольствием в них играют и на музыкальных занятиях, и в своей самостоятельной деятельности.

Среди музыкально-дидактических игр наиболее многочисленную группу составляют настольно-печатные. Они получили наибольшее распространение в практике. Поскольку наша промышленность в настоящее время не производит в достаточном количестве и ассортименте подобные игры, в каждом дошкольном учреждении музыкально-дидактические игры делаются руками воспитателей, музыкальных руководителей, родителей.

Приведем в качестве примера несколько таких игр. Упражняя детей младшей группы в различении звуков по высоте, педагог выкладывает на столе карточки с изображением животных, например кошки и котят (отдельно), большой собаки и маленькой собачки, большой птицы и птенчиков. Затем, подражая голосу какого-либо животного, педагог передает голосом, высокий или низкий звук. Дети по высоте звука определяют, кто мяукал, кошка или котенок, кто лаял, большая собака или маленькая собачка, и т. д. После этого они находят на столе и отбирают соответствующую карточку.

Ведущий берет одну карточку из набора и показывает ее играющим. Тот из детей, кто узнает попенку, должен ее назвать и спеть. За правильный ответ вручается фишка. Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все карточки из набора. А выигрывает тот, кто получил больше фишек.

Технические средства обучения (ТСО)

Средства массовой информации – радио, телевидение, кино - оказывают большое эмоциональное и воспитательное воздействие на зрителей и слушателей.

Во многих учебных заведениях нашей страны и за рубежом использование ТСО стало неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса как наиболее эффективных методов преподавания.

Научно-технический прогресс связан с развитием науки, техники и всей системы народного образования. Поэтому использование ТСО в детском саду приобретает все большее значение.

Музыкальное воспитание дошкольника предполагает развитие у него музыкального слуха, тесно связанного с развитием музыкально-слуховых представлений, опорой на наглядно-зрительные и моторно-двигательные ощущения. Включение в этот процесс таких технических средств, как радио и телевидение, поможет педагогам в их работе.

Что же такое ТСО, применяемые в дошкольной педагогике? Это аудиовизуальные, т. е. слухо-зрительные средства: экранные, звуковые, экранно-звуковые.

К экранным средствам относятся немые кинофильмы, диафильмы и диапозитивы. К звуковым — магнитные записи, грампластинки, радиопередачи. К экранно-звуковым — звуковые кинофильмы, озвученные диапозитивы и диафильмы, учебные телепередачи.

Грамзапись доступна педагогам и может обеспечить высокий уровень исполнения различных музыкальных произведений, дает наглядное представление об инструментальной и вокальной музыке, знакомит со звучанием хора, оркестра.

Грамзаписи можно использовать в ходе музыкальных занятии, а также для организации праздников, развлечении, в самостоятельной детской деятельности и т. д.

Магнитофонная запись, позволяющая записать материал и сразу его прослушать, значительно обогащает педагогический про-

Радио и телевидение обогащают детские впечатления, воспитывают нравственно и эстетически, учат любить и понимать музыку. Однако необходимо помнить об обязательном соблюдении гигиенических условий при организации прослушивания радиопередач или просмотре телепередач. Звук и изображение должны быть качественными. Маленьких зрителей и слушателей рассаживают так, чтобы всем было достаточно хорошо видно и слышно. Необходимо помнить о том, что излишняя нагрузка действует на организм ребенка отрицательно, поэтому дошкольникам следует проводить у экрана телевизоров не более 20 минут в день. Посторонние шумы и разговоры не должны отвлекать детей. Педагог изредка, по ходу передачи дает необходимые пояснения.

Нередко участниками радиопередач становятся воспитанники детских садов. Они исполняют песни, читают стихи, инсценируют рассказы, сказки. Эти выступления всегда вызывают у слушающих передачу большой интерес.

Слушая передачи, дети становятся как бы соучастниками происходящих событий. Они переживают за своих героев: Буратино, Винни-Пуха, Чебурашку и др., радуются вместе с ними.

Видео фильмы относятся к статическим наглядным средствам обучения и проецируются на экран с помощью аппаратов.

Все перечисленные технические средства обладают определенными достоинствами, но лишь комплексное их использование сможет помочь в деле успешного обучения и воспитания дошкольников.

Музыкально-дидактические игры, пособия, игрушки-самоделки разнообразны по своей конструкции и назначению. Их использование на музыкальных занятиях и в часы самостоятельной деятельности активизирует детей и позволяет в доступной интересной форме приблизить ребенка к музыке.


-80%

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя - одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Я думаю, что каждому музыкальному руководителю, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Практика работы нашего детского сада показывает, что без активной помощи воспитателя, продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.

Воспитывая ребенка средствами музыки, мы, педагоги, должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект - субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Наш педагогический коллектив рассматривает музыкальную деятельность как одну из сторон гармонического развития детей дошкольного возраста. Вместе с воспитателями продумываем как интереснее провести развлечения, праздники. Определяем роли каждого воспитателя на утреннике или на развлечениях. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программный репертуар. При этом его активность на НОД зависит, прежде всего, от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группе . Например, при разучивании игр, воспитатель показывает все движения героев. В старшей группе проходят более самостоятельно. А в подготовительной группе воспитатель следит за качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет. Умения, знания и навыки, полученные детьми на НОД музыкальной деятельности , воспитатели умело применяют на других НОД и в повседневной жизни детей. Часто воспитатели при наблюдении за природой используют хорошо знакомые детям песни. В конце каждого квартала на НОД по художественно - эстетическому развитию (рисование) дети изображают сюжет из своей любимой песни. По этим рисункам я определяю любимую песню ребёнка, при этом я отгадываю, а не называю песню. Я проигрываю вступление к ней, а ребёнок отвечает, угадала ли я его песню.

Чтобы воспитатель был первым помощником музыкального руководителя с ним надо регулярно проводить консультации, практические занятия. Опыт убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя может привести к желаемым результатам в решении задач по музыкальной деятельности .

Как же проявляется заинтересованность воспитателя в деятельности по музыкальному развитию? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

Участие воспитателя в музыкальной деятельности зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач.

Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях ООД, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры, меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Воспитатель, не имеющий специальной музыкальной подготовки, перед ООД должен проконсультироваться с музыкальным руководителем.

Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в каждой из возрастных групп различно, а степень его активности обусловлена не только возрастом детей, но и теми конкретными задачами, которые ставит музыкальный руководитель при проведении ООД.

В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только в музыкальной деятельности, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные в ООД по музыкальному развитию, обязательно должны закрепляться и развиваться также в течение всего дня. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время, вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в разные виды деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные в совместной музыкальной деятельности, праздниках, в семье.

Поэтому ещё раз хочется подчеркнуть, что воспитателю необходимо владеть определённым объёмом музыкально-эстетических знаний.

Воспитатель так же должен позаботиться о создании условий для формирования и проявления творчества в музыкальной деятельности. В первую очередь необходимо в группе выделить место для музыкальной зоны, которая должна содержать технические средства для слушания (магнитофон, музыкальный центр). Во-вторых, важно, чтобы в музыкальном уголке имелись портреты известных композиторов, а также книги музыковедческого характера. Эти книги должны соответствовать возрасту детей и хорошо иллюстрированы. Очень хорошо, если воспитатель подберёт иллюстрации к тем музыкальным произведениям и песням, которые дети изучают в музыкальной ООД.

Также следует иметь ударные, шумовые, свистящие инструменты как наиболее доступные детям по способам игры и поэтому быстро осваиваемые.

Особое внимание следует обратить на наличие в музыкальном уголке музыкально-дидактических игр и пособий, которые помогают педагогу формировать у детей достаточно сложные понятия о музыке простыми и доступными средствами.

Театрализованные игры и игры-драматизации являются средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, музыке, театру.

С этой целью в группе оборудуется мини-сцена/ ширма, используются разные виды кукольного театра, ткань, костюмы для ряжения.

В результате создания благоприятной обстановки и умелого руководства взрослых, начинается самообразование детей.

Итак, мне бы хотелось подвести итог своего выступления, что только в совместной согласованной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, можно достигнуть поставленных целей программы развития ребёнка:

-развитие музыкально-художественной деятельности,

-способности эмоционально воспринимать музыку;

- приобщение воспитанников к музыкальному искусству.

Для развития музыкальности детей педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному развитию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю в музыкальной ООД.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Организовывать регулярно совместную музыкальную деятельность с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Проводить индивидуальную работу по музыкальному развитию с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) .

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы программы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр в организованной деятельности, на прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки в других видах деятельности.

Читайте также: