Доклад использование икт на уроках биологии

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Преподаватель Биологии Оспанова С.Б.

Целью моей работы является апробация форм и методов применения новых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, показать возможности использования информационных технологий на уроке биологии для повышения качества знаний обучащихся

Цели использования информационных технологий

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества

2. Подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3. Мотивация учебно – воспитательного процесса

1. Создание и поддержка у обучащихся интереса к биологии с помощью ИКТ (мотивация)

2. Обеспечить научный подход к изучению биологии

3. Использовать презентации для наглядного представления учебного материала и расширения кругозора учащихся.

4.Привлечение обучащихся к созданию презентаций, видеофильмов и учебных проектов во внеурочное время.

Типы компьютерных средств:

2. Электронные энциклопедии

3. Дидактические материалы

4. Системы виртуального эксперимента

5. Программные системы контроля знаний

6. Электронные учебники и учебные курсы

Формы использования ИКТ

1.Использование готовых электронных продуктов

2. Использование мультимедийных презентаций

3. Использование ресурсов сети Интернет

4. Использование интерактивной доски.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет:

сделать урок более интересным, наглядным;

дифференцировать процесс обучения

вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;

представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;

осуществлять контроль, самоконтроль;

проводить лабораторные и практические работы.

Что дают ИКТ для преподавателя?

Экономию времени на уроке, использовать информационные объекты как иллюстративный материал к новым темам;

Глубину погружения в материал, готовить раздаточный материал для повторения и закрепления;

Повышенную мотивацию обучения

Интегрированный подход в обучении

Возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа материалов.

разрабатывать и демонстрировать собственные электронные пособия (инструкции к лабораторным работам, тестовые задания, опорные конспекты, виртуальные экскурсии).

Каково влияние использования ИКТ на обучающегося?

Способствует повышению познавательного интереса к предмету

Содействует росту успеваемости учащихся по предмету

Позволяет учащимся проявить себя в новой роли

Формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности

Способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика

Невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа обучающегося на уроке - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых обучающиеся вовлекаются в процесс познания. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности на уроках, значительно расширяет возможности активизации деятельности обучающихся, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.

Использование компьютера на уроках биологии – это средство (одно из многих!) достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности обучающегося, и профессионализма преподавателя.

При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического практикума.

Примерные направления использования информационно-компьютерных технологий в
преподавании учителя биологии
:

презентации уроков в виде опорных конспектов;

сводные таблицы сравнительной характеристики изучаемых объектов и логические схемы;

самостоятельные работы по решению биологических задач;

библиотека фотографий редких растений, животных, памятников природы Казахстана;

биографии и труды выдающихся учёных;

разработки внеклассных мероприятий;

банк видеороликов по разделам изучаемых тем.

В учебной деятельности я широко применяю презентации. Имея коллекцию различных презентаций, я исходя из темы урока, цели и задач, корректирую материал презентации (просто показ, демонстрация с предварительным заданием, демонстрация с комментарием учителя или ученика и т.д.) Дети с удовольствием смотрят презентации, особенно если они сопровождаются анимацией и выполняют задания, которые даются мною перед просмотром. Какие возможности даёт презентация?

Проявить творчество, индивидуальность преподавателю

Избежать формального подхода к проведению уроков

Задействует различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом , но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Сокращает время обучения

Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме. Создание гибридной ДНК. ДНК одного организма вводятся в клетки другого организма. Например, гены высших организмов вносят с бактериальные клетки. Бактерия получает возможность вырабатывать белок, кодируемый ее новой ДНК. Можно материал корректировать: удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации на более удачные и т.д.

В общей биологии есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений и протекания процессов, а вследствие этого, сложных для восприятия и понимания. К таким процессам можно отнести: микромир клетки – строение и функции органоидов, биосинтез белка, развитие жизни на Земле и др. Подвижные компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения – понять явление, которое сложно представить. Компьютер не только создаёт модель явления, но также позволяет изменить условия протекания процесса, просмотреть с оптимальной для усвоения скоростью.

Возможности использования компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках биологии. При этом учитель может, например:

Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его. Как вы объясните даме её ошибку?

Возможный ответ. 1.

Возможный ответ 2.

Листья, стебли и цветы многих тропических растений изобилуют различными железами, выделяющими всевозможную ароматику, например эфирные масла. Такие растения не являются комнатными, так как их выделения небезопасны. Даме повезло, что она отделалась лишь головной болью

Презентация дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом этапе урока предоставляется возможность огромного выбора материала. Увидев презентацию, учащиеся значительно лучше воспринимают данный материал.

Например, рассматривая на уроках экологические вопросы, нельзя не затронуть вопрос о том, что многие животные и растения занесены в Красную книгу. Одно дело услышать, другое дело посмотреть. И здесь на помощь мне снова приходит презентация. Очень удобно.

Второй этап урока - закрепление нового материала осуществляю с помощью ИКТ. На промежуточном этапе между получением новой информации (лекция) и контролем знаний (опрос, зачет). Необходимо организовать работу учащихся по освоению материала темы, основанную на самоконтроле. Один из эффективных способов –тестирование. В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов, непосредственное выполнение контрольной работы ребятам нравится по многим причинам: они сразу получают результат, не теряют времени на оформление, исправления и т.д.

Использование компьютера на этапе контроля знаний:

Очень широкие возможности открываются перед преподавателем при использовании ИКТ во внеклассной деятельности. Они помогают сделать мероприятия зрелищными и интересными для учащихся.

Использование ИКТ помогает и при проведении исследовательских работ, открываются большие возможности использования цифровых и компьютерных технологий.

Я считаю, что использование ИКТ является одним из возможных путей повышения качества знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью моей работы является применения новых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, показать возможности использования информационных технологий на уроке биологии для повышения качества знаний учащихся.

Цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества

2. Подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3. Мотивация учебно – воспитательного процесса

1. Создание и поддержка у учащихся интереса к биологии с помощью ИКТ (мотивация)

2. Обеспечить научный подход к изучению биологии

3. Использовать презентации для наглядного представления учебного материала и расширения кругозора учащихся.

4.Привлечение учащихся к созданию презентаций, видеофильмов и учебных проектов во внеурочное время.

Типы компьютерных средств:

2. Электронные энциклопедии

3. Дидактические материалы

4. Системы виртуального эксперимента

5. Программные системы контроля знаний

6. Электронные учебники и учебные курсы

Формы использования ИКТ

1.Использование готовых электронных продуктов

2. Использование мультимедийных презентаций

3. Использование ресурсов сети Интернет

4. Использование интерактивной доски.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет:

сделать урок более интересным, наглядным;

дифференцировать процесс обучения

вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;

представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;

осуществлять контроль, самоконтроль;

проводить лабораторные и практические работы.

Что дают ИКТ для преподавателя?

Экономию времени на уроке, использовать информационные объекты как иллюстративный материал к новым темам;

Глубину погружения в материал, готовить раздаточный материал для повторения и закрепления;

Повышенную мотивацию обучения

Интегрированный подход в обучении

Возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа материалов.

разрабатывать и демонстрировать собственные электронные пособия (инструкции к лабораторным работам, тестовые задания, опорные конспекты, виртуальные экскурсии).

Каково влияние использования ИКТ на обучающегося?

Способствует повышению познавательного интереса к предмету

Содействует росту успеваемости учащихся по предмету

Позволяет учащимся проявить себя в новой роли

Формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности

Способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика

Невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа обучающегося на уроке - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых обучающиеся вовлекаются в процесс познания. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности на уроках, значительно расширяет возможности активизации деятельности обучающихся, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.

Использование компьютера на уроках биологии – это средство (одно из многих!) достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности обучающегося, и профессионализма преподавателя.

При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического практикума.

Примерные направления использования информационно-компьютерных технологий в преподавании учителя биологии:

презентации уроков в виде опорных конспектов;

сводные таблицы сравнительной характеристики изучаемых объектов и логические схемы;

самостоятельные работы по решению биологических задач;

библиотека фотографий редких растений, животных, памятников природы Казахстана;

биографии и труды выдающихся учёных;

разработки внеклассных мероприятий;

банк видеороликов по разделам изучаемых тем.

В учебной деятельности я широко применяю презентации. Имея коллекцию различных презентаций, я исходя из темы урока, цели и задач, корректирую материал презентации (просто показ, демонстрация с предварительным заданием, демонстрация с комментарием учителя или ученика и т.д.) Дети с удовольствием смотрят презентации, особенно если они сопровождаются анимацией и выполняют задания, которые даются мною перед просмотром. Какие возможности даёт презентация?

Проявить творчество, индивидуальность преподавателю

Избежать формального подхода к проведению уроков

Задействует различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом , но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Сокращает время обучения

Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме. Создание гибридной ДНК. ДНК одного организма вводятся в клетки другого организма. Например, гены высших организмов вносят с бактериальные клетки. Бактерия получает возможность вырабатывать белок, кодируемый ее новой ДНК. Можно материал корректировать: удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации на более удачные и т.д.

В общей биологии есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений и протекания процессов, а вследствие этого, сложных для восприятия и понимания. К таким процессам можно отнести: микромир клетки – строение и функции органоидов, биосинтез белка, развитие жизни на Земле и др. Подвижные компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения – понять явление, которое сложно представить. Компьютер не только создаёт модель явления, но также позволяет изменить условия протекания процесса, просмотреть с оптимальной для усвоения скоростью.

Возможности использования компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках биологии. При этом учитель может, например:

Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его. Как вы объясните даме её ошибку?

Листья, стебли и цветы многих тропических растений изобилуют различными железами, выделяющими всевозможную ароматику, например эфирные масла. Такие растения не являются комнатными, так как их выделения небезопасны. Даме повезло, что она отделалась лишь головной болью

Презентация дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом этапе урока предоставляется возможность огромного выбора материала. Увидев презентацию, учащиеся значительно лучше воспринимают данный материал.

Например, рассматривая на уроках экологические вопросы, нельзя не затронуть вопрос о том, что многие животные и растения занесены в Красную книгу. Одно дело услышать, другое дело посмотреть. И здесь на помощь мне снова приходит презентация. Очень удобно.

Второй этап урока - закрепление нового материала осуществляю с помощью ИКТ. На промежуточном этапе между получением новой информации (лекция) и контролем знаний (опрос, зачет). Необходимо организовать работу учащихся по освоению материала темы, основанную на самоконтроле. Один из эффективных способов –тестирование. В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов, непосредственное выполнение контрольной работы ребятам нравится по многим причинам: они сразу получают результат, не теряют времени на оформление, исправления и т.д.

Использование компьютера на этапе контроля знаний:

Очень широкие возможности открываются перед преподавателем при использовании ИКТ во внеклассной деятельности. Они помогают сделать мероприятия зрелищными и интересными для учащихся.

Использование ИКТ помогает и при проведении исследовательских работ, открываются большие возможности использования цифровых и компьютерных технологий.

Я считаю, что использование ИКТ является одним из возможных путей повышения качества знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматриваются вопросы использования в процессе обучения компьютерных технологий, что способствует эффективному усвоению учебного материала, помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно-развивающим, позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения, предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей. В работе раскрываются преимущества использования компьютерных технологий на уроках биологии: возможность использования на различных этапах урока, многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент, детализирование изучаемых объектов и их частей, восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

Использование компьютера на уроке биологии развивает у детей учебно-интеллектуальные умения: анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать; учебно-организационные: работать по алгоритму, оценивать результаты своей работы; учебно-информационные: работать с источником информации. Использование информационных технологий меняет положение учителя на уроке. Учитель выступает как организатор самостоятельной познавательной деятельности школьников и как консультант.

Использование на уроках биологии информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.

Использование ИКТ в преподавании биологии

Сейчас много говорят о важности мотивации в обучении. Если взрослых можно стимулировать материальными поощрениями, то с детьми все проще и одновременно сложнее: им или интересно, или нет. Если интересно – информация усваивается, если нет – сколько ни пугай контрольными, сколько ни заставляй ребенка сидеть за книжками, знания выветриваются из головы сразу же после получения оценки. И наоборот: если материал увлекателен и понятен, зубрежка не нужна.

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин, что очень печально, поскольку именно они формируют правильное восприятие окружающего мира и важны в формировании личности в целом. Конечно, использованием старых наглядных пособий, таблиц, схем не поднять интереса к этим предметам. Помочь здесь могут современные информационно- коммуникативные технологии (ИКТ), в частности компьютерные, используемые на различных стадиях учебного процесса.

В отличие от обычных технических средств обучения ИТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать творческие, интеллектуальные способности учащихся, их умение работать с различными источниками информации, приобретать новые знания. Применение информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. Правильное использование в учебном процессе компьютера, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. Информационные технологии – это инструмент, который обретает силу лишь при условии правильного подхода к нему.

На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Отсюда появляется противоречие между трудностями усвоения учебного материала у большого количества детей с недостаточным познавательным интересом к учебе и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включения учащихся в активный познавательный процесс.

Разрешить данное противоречие помогает использование новых информационных технологий.

В процессе обучения ИКТ позволяют повысить интерес и изменить традиционное преподавание, расширить кругозор учащихся по предмету, активизируя все потенциальные возможности ученика посредством смены видов деятельности на уроке.

Использование возможностей компьютерных технологий открывает доступ к справочным системам и электронным библиотекам, позволяет обеспечивать учебный процесс новыми учебными и учебно - методическими ресурсами, развивает творческие способности учащихся.

ИКТ дают: экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, интегрированный подход в обучении, повышенную мотивацию в обучении, возможность в формировании коммуникативной компетенции на учащихся.Ученики становится активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока, привлечении разных видов деятельности, расчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, рассуждать, спорить, самостоятельно добывать информацию.

В работе я использую различные общеобразовательные технологии:

-традиционные (учебник, наглядный материал, лабораторные работы);

- компьютерные (демонстрация презентаций, учебные электронные пособия, получение дополнительной информации посредством сети Интернет, мультимедийные пособия);

- использую интерактивную доску в учебном процессе.

Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения учебных занятий, деловых презентаций, совещаний ,семинаров. Интерактивная доска позволяет преподавателю или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор. Исследования по воздействию технологий на обучение показали, что благодаря интерактивной доске дети больше хотят учиться и их результаты улучшаются. Работа с этим учебным оборудованием и широкие возможности для исследований развивают дискуссию в классе и делают уроки динамичными. Большой экран позволяет работать всем вместе. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Дети также взаимодействуют с материалом физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки. Интерактивная доска помогает вам донести материал до каждого ученика в классе. Никакое другое оборудование для учебного класса не дает таких возможностей. В некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником при индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к выводам, сортируя полученную информацию. Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: работать с цветом, перемещать объекты. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает учителю излагать новый материал увлекательнои очень живо. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватели и учащиеся могут комментировать материал, изучать его подробно. Она может упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме.

Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным, они могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. Доски позволяют учащимся взаимодействовать или передвигать объекты, создавая новые связи.

Наличие ноутбука, мультимедийного проектора и интерактивной цифровой доски значительно расширило возможности применения ИКТ в образовательном процессе. Учитель не прикован к своему рабочему месту (компьютеру), что позволяет осуществлять более тесный контакт с аудиторией и незамедлительную обратную связь.

Возможность ведения конспекта урока на доске и последующее хранение в базе данных, позволяет преподавателю всегда иметь возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

Расширились возможности в выборе средств и методов обучения, учебное время урока организуется более рационально; повысилась мотивация учащихся, их активность на уроке, а как следствие и успеваемость. При этом практически не нарушается привычное течение урока.

Преимущества преподавания с помощью интерактивной доски:

Материалы к уроку можно приготовить заранее , что обеспечит хороший темп урока и сохранит время на обсуждения.

Можно создавать ссылки с одного файла на другой

Позволяет преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.

После занятия файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями.

Преимущества для учеников:

предоставляют больше возможностей для участия в коллективной работе;

интерактивные доски делают занятия интересными и развивают мотивацию;

помогают легче воспринимать и усваивать сложные вопросы;

помогают детям работать у доски более творчески, с удовольствием.

Успех урока, конечно, не зависит от новых технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, и эффективность работы с ней во многом зависит от того, как учитель применяет ее те или иные возможности.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. В работе с презентациями активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается научно-естественное мышление, осуществляется индивидуальный подход к обучению,. Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Удачно вписываются презентации в лекционно-семинарскую систему обучения. Она позволяет создавать новый, иногда отсутствующий и в учебниках, но нужный для учащихся материал. В презентациях можно использовать схемы, графики и таблицы, они способствуют обобщению полученных знаний. Схемы и таблицы акцентируют внимание на определённом моменте изучаемого материала , могут служить опорными конспектами при изложении учебного материала учителем. С огромным интересом школьники делают презентации самостоятельно.

Сейчас Интернет можно использовать для поиска информации по учебным вопросам, проведения учебных телекоммуникационных проектов, доставки учебных видеопрограмм, повышения квалификации учителей, для размещения собственной информации на сайтах, участие в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Учитель, зачастую ограниченный в возможностях получать новейшую научную и научно-популярную информацию по своему предмету из периодических изданий и книг, может получить эту информацию из Интернета. Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который учитель может использовать на уроках, демонстрируя изображение на экране и при оформлении кабинета.

Важным в работе учителя является организации контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Большая часть электронных учебников содержит тренажеры, задачи с решениями, тестовые задания. Отдельные программные продукты содержат электронный журнал, который позволяет фиксировать уровень знаний учащегося по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов дает возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у учащихся.
Преподавание биологии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение лабораторных работ. И в этом случае компьютер стал эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование компьютера дает возможность компенсировать этот недостаток.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить положительную мотивацию обучения, обеспечить высокую степень дифференциации обучения, повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза, усовершенствовать контроль знаний, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, формировать навыки исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы

Список литературы:

2. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования //Школьные технологии.- 2001.- №3.

3. Булычева М.Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии //Биология в школе.- 2008.- №16.

4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения //Школьные технологии.-2004.-№3.

5. Тимофеева А.В. Информационные технологии – друзья или враги? //Биология в школе.-2007.-№ 13.

Доклад на тему:

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и, в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

Современная школа в большей степени нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению. Личностно-ориентированное обучение утверждает ученика в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса. Ученик развивается в соответствии с собственными возможностями. Цель такого воспитания состоит в том, чтобы каждый ребенок мог стать равноправным субъектом деятельности познания и общения, свободной, самодеятельной личностью.

На мой взгляд, серьезную помощь в достижении поставленных целей может сыграть использование в процессе обучения биологии сочетания элементов основных педагогических технологий:

Ø Технология деятельностного обучения

Ø Технологии проблемно-поискового обучения

Ø Коммуникативные технологии

Технологии проблемно-поискового обучения

Методы организации частично-поисковой и исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии могут быть организованы практически на всех этапах урока:

· Этап всесторонней проверки ЗУН:

Задача: проверка объема, правильности знаний, а также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике.

Примеры организации деятельности:

· Этап усвоения новых знаний

Задача: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению.

Примеры организации деятельности:

· Этап проверки понимания учащимися нового материала

Задача: установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженный пробелы.

Способы организации деятельности:

· Этап закрепления нового материала

Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

В курсе изучения предмета биологии большое значение уделяется реализации практической части программы, поэтому наиболее распространенной формой деятельности на данном этапе является выполнение практических и лабораторных работ. В зависимости от уровня умений и навыков учащихся выполнение лабораторных и практических работ может носить частично-поисковый или исследовательский характер.

Учащимся, для которых процесс обучения является затруднительным, могут быть предложены для выполнения в более комфортных для них условиях те задания, которые будут затем выполнятся в классе в более быстром темпе. Организация исследовательской деятельности учащихся на этапах формирования навыков и умений может проходить через обучение реферативной работе. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблемы. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.

Элементы исследовательской деятельности целесообразно применять и во внеклассной работе, например, при организации различных викторин, конкурсов, в ходе которых учащимся дается возможность, имея определенный набор базовых знаний, решать нестандартные задания, делать выводы.

Технология деятельностного обучения

Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод бучения.

Применение деятельностного метода на уроках биологии позволяет решить следующие задачи:

1. Формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней нории (самоопределение), осознанное построение своей деятельности и ее результатов (рефлексия).

2. Формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах

3. Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом

В 6 классе использую следующие приемы работы:

1. Работа с таблицами и рисунками.

2. Микроскопические исследования тканей растений, изготовление микропрепаратов

3. Изготовление тематических гербариев, работа с готовыми гербарными материалами

4. Работа с муляжами грибов, плодов, овощей

5. Работа с комнатными и дикорастущими растениями

6. Проведение и анализ опытов по проращиванию семян, окрашиванию проводящих тканей растений, изучение процесса фотосинтеза

7. Составление коллекций плодов и семян

В 7 классе, при изучении курса зоологии исупользую следующие приемы:

1. Работа с таблицами

2. Микроскопические исследования готовых препаратов тканей животных

3. Изучение важных препаратов, муляжей, скелетов

4. Составление коллекции перьев

5. Наблюдение за домашними животными

Изучение курса анатомии в 8 классе оптимально для использования следующих приемов:

1. Самонаблюдение и самоанализ, антропометрические измерения

2. Функциональные пробы и физиологические измерения работы различных систем органов

3. Работа с таблицами, макетами, муляжами

4. Постановка и анализ физиологических опытов

5. Скрининговые исследования

6. Анкетирование и тесты, с дальнейшей аналитической обработкой результатов

7. Отработка приемов оказания первой доврачебной помощи.

1. Микроскопическое исследование микропрепаратов тканей растений и животных

2. Работа с таблицами, схемами, моделями

3. Составление план-конспектов, блок-схем, аналитических таблиц данных

4. Работа с научными и энциклопедическими данными

5. Аналитическая работа с коллекциями насекомых, плодов и семян растений, гербариями.

Использование в работе приемов метода деятельностного обучения позволяет эффективно реализовывать различные формы практической деятельности учащихся:

Ø Лабораторные работы

Ø Практические работы

Ø Лабораторные и демонстрационные опыты

Технология деятельностного обучения удачно вписывается в структуру современного урока. Практика применения этой технологии показала ее эффективность на всех этапах урока.

В связи с таким подходом урок биологии выглядит следующим образом.

1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент).

Постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Создать соответствующее настроение и правильно поставить цель и обозначить тему урока часто помогают литературные отступления, цитаты.

Ставлю перед учениками проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее прошу учеников сообразить, какие новые знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает. Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. Чем более важны понятия, тем чаще им приходится их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное обнаружение все новых связей изученных понятий с новым учебным материалом.

2. Актуализация знаний (Проверка имеющихся знаний)

Актуализация знаний проходит на моих уроках обычно по нескольким направлениям: работа с тестами КИМ работа с таблицами, муляжами, анатомическими атласами, что позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении. В этой работе важно то, что дети могут потрогать, тактильно проследить материал, о котором идет речь. Особо значимо это для детей, имеющих проблемы в обучении.

3. Приобретение новых знаний (Изучение нового материала)

Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения версий школьников прошу проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст учебника читается для проверки истинности собственных высказываний.

4. Первичное закрепление (Закрепление изученного)

Ребята учатся анализировать и делать выводы. После чего, результаты своего умственного труда отражают в виде таблиц, схем. Обсуждают полученные данные. Моя задача, как педагога, на данном этапе урока – контролировать и помогать, поддерживая индивидуальный темп работы каждого.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Теперь, на мой взгляд, самый важный момент урока. Это достижение самой цели. Этот этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют лабораторную работу или решают задачи.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Данный этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит много времени. При обсуждении работ надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделится особенностями найденного ими способа применения полученных знаний. То, что они сами приходят к ответу на поставленный вопрос, формирует положительную мотивацию. Ребята чувствуют себя людьми знающими и умеющими.

7. Рефлексия деятельности (Заключение. Итог урока)

Рефлексия дает возможность обратить внимание детей на то, чего они сами смогли достичь, на то, что они теперь знают и умеют.

Деятельностный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки

Коммуникативная технология

Сущность коммуникативных технологий состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Гуманизировать этот процесс – означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником учебных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей школьной жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности.

Элементы данной технологии активно применяю при организации таких форм работы, как экскурсии, лабораторные работы, практические работы, постановка опытов, проектная деятельность, семинары (Отзыв на Семинар-практикум в рамках недели биологии, экологии и химии).

Работа над общими заданиями позволяет выработать навыки обучающего общения, обмена опытом.

Результаты использования вышеописанных методов и форм работы на уроках биологии помогает мне добиваться решения основных педагогических задач, стоящих перед каждым учителем:

Ø Привитие прочных теоретических знаний и умений, а также умения их применять на практике.

Ø Формировать у учащихся научное мировоззрение

Ø Формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения, способствующие повышению самостоятельности и как следствие самооценки.

Ø Развивать у учащихся познавательный интерес и мотивацию к обучению.

Ø Развивать творческие и познавательные способности.

Результатом применения мною современных образовательных технологий на уроках биологии являются следующие достижения учащихся:

Ø Положительная динамика эффективности образовательного процесса по предмету биология

Ø Призовые места, занимаемые учащимися в интеллектуальных и творческих конкурсах различных уровней

Показатели качества обучения биологи (при 100% обученности)

Показатели качества обучения биологии при работа с учащимися коррекционных классов

Читайте также: