Доклад к педсовету формирование проблемы мотивации к учению

Обновлено: 05.07.2024

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«Приемы повышения учебной мотивации

Сегодня вы изучите обряд чайной церемонии – сказал учитель и дал своим

ученикам свиток c описанием тонкостей этой процедуры.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день,

медитируя, молясь и размышляя.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они прочли. Вот

значит, прополощи чайник кипятком, – сказал первый ученик.

– Осознанный входит в храм, – значит, положи чай в чайник, – добавил

– Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной

церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник,

заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя

– Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты

порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не

– Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

– Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Я желаю, что бы Вы на педсовете, как и этот ученик, постигли все тайны

нашей темы и применили свой опыт и свои знания в работе.

- Какова идея данной притчи?

Проблема развития учебной мотивации у школьников является

предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для

современной школы эта тема остаётся актуальной. С каждым годом на фоне

обострения социальных проблем в стране, самоустранения родителей от

воспитания детей всё более остро встаёт вопрос о низком уровне

сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие

желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на

уровне переживаний. Несмотря на большую работу, которая ведётся в

образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших

школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный

Все учителя в своей практике сталкивались с ситуацией, когда один

ребёнок охотно работает на уроке, выполняет задания, а какая-то часть

учеников выпадает из процесса обучения. Хорошо, если такие дети хоть что-

то усвоили на уроке. А если нет? С подобной ситуацией столкнулась и я.

Появился вопрос: можно ли повысить мотивацию, вовлечь ребёнка в работу

без принуждения? Младший школьный возраст особенно благоприятен для

того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые

считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от

интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Как и другие качества, мотивацию

Развивать мотивацию – значит развивать умение плодотворно работать,

ставить для себя цели, которые каждый считает для себя необходимыми

решить. Дети работают на уроках с полной отдачей тогда, когда понимают,

зачем они это делают.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и

На слайде отображены условия, при которых возникает и развивается

интерес к учению, т.е. внутренняя мотивация учебной деятельности.

1.Понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в

целом и отдельных его разделов.

2.Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс

проблемного характера.

3. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он

разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы

действия быстро вызывают скуку.

4. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизнью.

5. Ситуация успеха.

Теперь рассмотрим частный случай мотивации – учебная мотивация и

Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и

поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной

Уровни учебной мотивации:

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее

успешно выполнять все предъявляемые школьные требования

Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны

и ответственны, сильно переживают, если получают

Учащиеся успешно справляются

с учебной деятельностью.

но требует контроля; сосредоточен по интересу,

Эти дети посещают школу неохотно. Предпочитают пропускать

занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.

Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Для мотивации на своих уроках я используют наглядные иллюстрации,

так как ребята в моем классе быстрее запоминают то, что видят, а не слышат.

Соглашусь со специалистами, которые говорят о том, что младшие

школьники очень быстро устают на уроках, пример тому, мой нынешний 1

класс, поэтому наглядные пособия помогут удержать их внимание. Рисунки,

схемы и таблицы вносят огромное разнообразие в учебный процесс, а

веселые картинки вызывают только положительные эмоции и развивают

творческие способности школьников.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников

формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-

викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков

защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей,

игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных

приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока

разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание

детей овладевать знаниями.

Рассмотрим приемы повышения интереса к учебному материалу. На

каждом этапе урока важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию

1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА влияет на всю дальнейшую работу и

поведение учащихся на уроке. Очень важно с первых минут заинтересовать

ребёнка. Дать ему понять, что пришло время трудиться.

С чего же начать урок? Конечно же, с удивления ребенка. Ребенок удивился,

ему стало интересно, он заинтригован, и теперь самостоятельно будет искать

решение проблемы, которая поставлена перед ним.

Для этого можно использовать следующие приёмы:

Приём “ДА-НЕТКА”.

Универсальный приём способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит

учащихся в активную позицию. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая

вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и

На уроке по теме загадывается определенная планета, и ребята начинают

задавать учителю вопросы:

Это планета земной группы? - нет;

Это планета – гигант? – да;

Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

«Я задумала персонаж детской сказки, эта дама, найдя клад, купила новый

Приём “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной

деятельности учащихся на уроке.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный

факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при

работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока,

чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы

познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые

растут у нас на огороде.

На следующем уроке, мы узнаем про насекомое, которое находясь на травинке под

Москвой, чувствует землетрясение в Японии.

Сколько раз, живя на Земле, вы облетели вокруг Солнца.

На доске перечислены слова: ножка, листок, хвост. Что общего между ними?

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной

деятельности и привлечение интереса к теме урока. Учитель находит такой

угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся

Время года зима

Урок начинается с небольшого рассказа. Однажды в небольшом

африканском городе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в

которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый

рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы

так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

Морфема корень есть в каждом слове и вдруг вопрос: «А существуют

Универсальный прием, направленный на включение учащихся в

активную мыслительную деятельность с первых минут урока.

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно

объяснить на основе имеющихся знаний.

Заранее поставить на окно графин с водой. А затем спросить: « Почему

До начала урока на окно поставить графин с водой, а перед входом

учащихся развернуть его противоположной стороной. Попросить детей

потрогать графин рукой и объяснить, почему сторона графина, повернутая к

солнцу, холодная, а противоположная – теплая.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные

условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету;

изменить значение какого-то параметра, который обычно остается

неизменным; придумать фантастическое животное или растение;

перенести литературного героя в современное время; рассмотреть

привычную ситуацию с необычной точки зрения. Развивает фантазию, речь

И снова слонёнок загрустил.

Что же мне теперь делать? Кем мне быть?

Мимо проходил Доктор Айболит. Он подошёл к слонёнку и сказал….

И снова слонёнок загрустил.

Что же мне теперь делать? Кем мне быть?

Мимо проходил бобры - строители. Они подошли к слонёнку и сказали….

И снова слонёнок загрустил.

Что же мне теперь делать? Кем мне быть?

Мимо проходили артисты цирка. Они подошёл к слонёнку и сказали….

Развитие памяти, мышления, речи

Биология . Тема урока «Изучении реальных механизмов защиты животных в

Представьте, что на Антарктиде минимальная температура

выжить в таких условиях?

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель

проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной

Однако наиболее эффективными способами могут стать следующие приемы:

Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний

учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество

объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак

и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же

значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра

продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому

признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой предметы,

которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю их. Для этого

предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с

собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой мокрицу.

У: Я беру тебя с собой.

Распределить глаголы по группам. Название групп уже даны: 1 ряд глаголы

прошедшего времени, 2 ряд – глаголы настоящего времени, 3 ряд глаголы

будущего времени. Ребёнок по вопросу определяет нужный признак и

Еще одно достоинство этого приема: он может вывести на проблемную

ситуацию, а затем - на учебную задачу, которая и будет решаться на уроке.

Если использовать интерактивную доску или раздаточный материал, то

можно будет задействован весь класс. Плюс приема еще в том, что его можно

использовать как динамическую паузу на уроке. На уроке, используя этот

прием, ребята сами выходят к доске и ставят слова в нужное место.

К теме урока нужно выписать в строчку слова-ассоциации. Ученики,

прочитав написанные слова, пытаются угадать обобщающее слово, с

понятием которого они будут работать на уроке.

на доске написаны слова Пляж, течение, купание, рыба, Тобол, Нил

Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием,

актуализирующий знания учащихся.

Вопрос "Чем дышат насекомые?"

"До" Я думаю, что насекомые дышат с помощью трахей, так как

хитиновый покров не позволяет дышать кожей.

"После" - Насекомые дышат с помощью трахей

Вывод. - Я прав (не прав), так как .

Приём “РАЗВИВАЮЩИЙ КАНОН”

Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях.

Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

Слагаемое – сумма = множители - ? Круг – окружность = шар -? Береза

– дерево = стихотворение - ? Песня – композитор = самолет - ?

Прямоугольник – плоскость = куб - ?

Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы

"или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети

должны их угадывать и указывать их тип. Например:

Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?

Что растет не березе - яблоки или груши?

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

Столица России - Москва или Минск?

Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих

факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета,

особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета,

На уроке математики во 2-м классе одна из задач, решаемых на уроке,

— отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода

через десяток в пределах 100. Обучающемуся ставится цель: помочь Алёше

Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя

басурманское с земли русской.

3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что даже в самых

позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их

самостоятельную деятельность по изучению нового материала.

Прием «Пинг-понг

Направлен на актуализацию знаний учащихся, способствующий

накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их

Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя

признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На

следующем шаге роли меняются

1-ая команда: часть речи

2-ая команда: существительное

1-ая команда: приставка

2-ая команда: под

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное

количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально,

спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает

спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и

результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось,

заранее определите на него время.

Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических

или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать

Литература. История Ученики получают серию цитат со ссылкой на

авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному

автору. Доказывают свое мнение.

Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила

What he has done? Нарушен порядок слов. (What has he done?)

Приём интерактивного обучения, автором которого является А.Каменский.

изучения нового материала. Самая неприятная черта – необходимость

всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует

определённой сформированности культуры поведения.

Одной команде ("Жокеям") даются карточки с именами древнегреческих

богов, другой - карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся

на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.

очереди, до первой остановки.

У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства. и т. д.

4.ОТРАБОТКА УМЕНИЙ

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать

загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и

длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое

количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую

оболочку, в которой эти действия выполняются для

достижения игровой цели. В таких случаях использую

Прием используется для активизации полученных ранее знаний

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и

т.д. из изученного ранее материала.

Задание: назовите имена существительные женского рода. Ученик шагает и

на каждый шаг называет имя существительное.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения

мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для

появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание

нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и

отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам

необходимость изучения этой темы?

Записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в

5. РЕФЛЕКСИЯ — обязательная составляющая современного урока. При ее

организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не

для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ,

позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для

того, чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке,

настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть

проводить рефлексию интересно. Это особая тема, с наработками которой, я

выступлю в следующий раз, если Вам будет интересно.

А сейчас, я попрошу каждое МО выразитЬ свое настроение на листе, и

подарить его мне

Это не новые приемы, это те приемы, которые я использую на своих

уроках и о которых я хотела Вам напомнить. Свое выступление мне

хочется закончить словами великого педагога Василия Александровича

Добрый день, коллеги! Перед тем, как начать, я предлагаю вам разгадать кроссворд для того, чтобы узнать тему моего доклада. Начнем.

Процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. (МЕТОД ОБУЧЕНИЯ)

Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. (ОБУЧЕНИЕ)

Метод обучения, который предусматривает показ предметов и процессов в их натуральном виде, динамике.(ДЕМОНСТРАЦИЯ)

Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. (ДИДАКТИКА)

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. (ОБРАЗОВАНИЕ)

Физическое лицо, осваивающее образовательную программу. (ОБУЧАЮЩИЙСЯ)

C ознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ)

Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. (ВОСПИТАНИЕ)

Процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. (РЕФЛЕКСИЯ)

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский говорил: «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ ,

Для начала определим, что такое мотив и мотивация.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”.

Выделяют два вида учебной мотивации: внутренняя и внешняя. Характеристику вы видите на слайде. Наша задача – сформировать у ученика положительную внутреннюю мотивацию.

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться.

ПЕРЕД НАМИ ВСТАЕТ ВОПРОС:

Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Возникает проблема – как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимы.

Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.

Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)

Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у детей будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.

Формировании мотивации – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Выделяют следующие методы мотивации.

Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации: 1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 -развивающаяся кооперация.

Волевые методы мотивации : 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации : 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.

Хотелось бы остановиться на некоторых приемах и методах создания мотивации.

Привлекательная цель

Удивляй! (Тема “Семья”. Коми народ называет по-разному бабушек и дедушек по материнской и отцовской линии)

Отсроченная загадка.

В начале урока учитель загадывает загадку (или сообщает малоиз-вестный факт), отгадку которой можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра.

Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Игры-тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…

(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте)

“ Фантазёр”. На доске записана тема урока.– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме “Эмакыв” (имя существительное.)

Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.

Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.

На своих уроках я часто использую прием - яркое пятно.

Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Творческий подход на уроке и домашние творческие работы способствуют развитию речи детей.

Проектный метод обучения - позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.

“ Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями.

На заключительном этапе урока используем метод рефлексии , через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Множество примеров можно привести.

Суть всех этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

Методическая ценность приемов:

-активное включение в работу всех учащихся;

- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);

-обеспечивается системность знаний и умений;

-обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);

-развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.

И так, мы ответили на вопрос, который стоял перед нами:

Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен.

Цель нашей работы в начальных классах сформировать мотивацию к учению, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения.

Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Необходимо формировать мотивацию к учению.

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком. Следует помнить, что большое значение имеет формирование мотивации не только у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся я использую :

•дидактические игры и упражнения на уроках;

•личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

•внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель);

•творческие работы учащихся по предметам и текущим темам;

•проведение предметных олимпиад;

•использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.).

Очень эффективно введение новых знаний начинать с создания учебно-проблемных ситуаций, не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, окажется мощным толчком к началу интенсивного мышления.

Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий.

Выявление уровня сформированности знаний в игровой форме гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.

•интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

•использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т. п.) в обучающем процессе.

Одной из самых распространенных и удачных на мой взгляд форм ИКТ является использование мультимедийной презентации. В презентации, использую дидактические игры, кроссворды, ребусы с опорой на слайды со звуковым сопровождением. Презентация даёт возможность сделать уроки более эффективными, а также позволяет активизировать внимание учащихся, способствует вовлечению их в учебный процесс,повышает интерес к изучаемому материалу. При этом повышается качество образования, развивается творческий и интеллектуальный потенциал.

Методы :

• словесные (Яркий, образный рассказ или беседа невольно приковывает внимание учеников)

• наглядные и практические методы

• репродуктивные и поисковые методы

• методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

Если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Мотивирование деятельности обучающихся на уроке можно осуществлять различными методами : эмоциональными, познавательными, волевыми, социальными.

И всё-таки, с чего же лучше начинать?

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.

Следует помнить пять уровней учебной мотивации :

1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.)

2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.)

4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)

5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. ( Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.)

Преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности :

Мотивы – Мотивационный этап урока- Учебные задачи и действия – Организационный этап урока- Контроль и оценка – Итоговый этап урока

Следует помнить, что ни слишком лёгкий, ни слишком тяжёлый материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Ситуация — это то, что способен организовать учитель.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Этап Педагогическая задача Дифференциация

учащихся Дельность учителя

1. Мотивационно-целевой Сформировать

мотив достиже-

на успешное вы-полнение задания

Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание вы-полнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с

рода Предвосхитить положительную

эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно вы-полнившие задания подобного рода Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе

2. Организационный Обеспечить условия успеш-ной

деятельности, заинтересовать познавательным процессом Учащиеся, требующие организационного контроля Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоятельно Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

3. Итоговый Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить ре-зультат в мотив для новой по-знавательной деятельности Резуль-тат, адек-ватный усили-ям Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки Необходимо возвращение к мотивационно -целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу

Резуль-тат, не аде-кват-ный усили-ям Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д., то их ответ будет успешным. Для этого на каждом уроке я проговариваю, что и как следует подготовить дома.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является игра. При включении ребенка в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

На доске записана тема урока. (Литр, Рубль, Метр)

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

- Вот видите, как важно…

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

"А напоследок я скажу".

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

1. Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя?

2. Что не оправдалось и почему?

3. Мои и наши перспективы?

-Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь (кому)

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу…

Мотивационная сфера :

• отсроченная загадка (или задание);

Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя каким-нибудь сказочным героем или предметом, и попытаться пересказать историю.

Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Приём “Удивляй”. Существует самая маленькая птичка…. Как вы думаете она меньше какой птицы?

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с живым Киви.

При знакомстве с текстом или рассказом использую приём “Прогнозирование”. Послушайте названия текста или рассказа, как вы думаете о ком или о чём пойдёт речь.

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. Я задумала загадку или я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Использую формы организации нестандартного начала урока:

o Мешок настроений.

o Мимические упражнения

o Рифмованное начало урока.

o Психологическая установка на урок.

o Интегрированная разминка.

• Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

• Я радуюсь этому.

• Внимание моё растёт.

• Я как разведчик всё замечу.

• Память моя крепка.

• Голова мыслит ясно.

• Я готов (ва) к работе.

Или «Я умею думать, я умею слушать….

1. Какая гласная стоит всегда под ударением?

2. Преврати мел- в мелкое место, получится слово?___

3. Угадай слова: ВИ3НА, ЭЛЕК3К, СМОР1 НА.

4. Найди лишнее слово в каждой строке

пара, парный, паровой;

носильщик, носатый, поднос; лето, лететь, летний.

В завершения урока бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. Все мы знаем, что причины мотивации, которые заставляют младших учащихся лучше учиться -хорошая отметка на уроке.

Использование современных подходов к формированию мотивации учащихся к учебной деятельности при обучении способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника, но они должны быть систематическими и для них нужно побольше свободного времени.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.


Идея: систематизировать теоретические знания, определить дальнейшие задачи в этом направлении деятельности педагогического коллектива.

Выявление проблем снижения мотивации

Осознание и осмысление членами педагогического коллектива основных причин снижения учебной мотивации.

Проектирование позитивных программ действий для создания ситуаций успеха на уроках.

Формирование навыков коллективной творческой и поисковой деятельности педагогов.

Ход педагогического совета

Один человек часто ходил по делам через кладбище и днём и ночью, и это не вызывало у него негатива. Как-то поздним вечером он свалился в свежевырытую могилу. Накрапывал дождь, и после нескольких неудачных попыток выбраться, он решил подождать до утра, когда придут землекопы. Сел в уголке и уснул. Проснулся в полной темноте, оттого, что ещё кто-то свалился в эту же могилу и пытается выбраться. Первый и говорит: " Бесполезно, приятель, отсюда не выбраться!" В ответ он услышал топот быстро убегающего человека. В отличие от первого, у того была сильная мотивация.

Обоснование актуальности темы, целей и задач педсовета

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

Вопрос 1 группе: Что такое мотивация?

Вопрос 2 группе: От чего зависит мотивация?

Вопрос 3 группе: Какие бывают виды мотивации, по какому принципу они делятся?

Мотивация – это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей.

Мотивация зависит от таких факторов, как значимость деятельности, любопытство, соперничество, уровень притязаний, боязнь наказания, приобретение каких- либо льгот и т.п.

Виды мотивации:

1.внешняя мотивация, лежащая вне учебной деятельности: она бывает положительная и отрицательная. Положительная определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) или определяется узколичными мотивами (одобрение окружающих, путь к личному благополучию).

2. внутренняя мотивация, лежащая в самой учебной деятельности. Она связана непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) и заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей)

(2 слайд)1.Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

внешние (поощрения, наказания).

Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.

2.Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьника к учению. Выделяется несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения (3слайд):

положительное, отрицательное, безразличное (или нейтральное ).

3. На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивого до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной.

Признаки положительного отношения

· Активность учеников в учебном процессе

· Умение ставить перспективные цели

· Умение отстаивать свое мнение

· Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности

· Умение преодолевать трудности на пути достижения цели

· Поиск нестандартных способов решения учебных задач

· Гибкость и мобильность способов действий

· Переход к творческой деятельности

· Увеличение доли самообразования.

(5 слайд) Для отрицательного отношения школьников к учению характерны

· Бедность и узость мотивов

· Слабая заинтересованность в успехах

· Слабая нацеленность на оценку

· Неумение ставить цели, преодолевать трудности

· Отрицательное отношение к школе, учителям

(6 слайд) Безразличное отношение имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.

4. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов (7 СЛАЙД)

во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

во-вторых. - организацией учебного процесса;

в-третьих. - особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

в- четвёртых, - особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;

в-пятых. -спецификой учебного предмета.

5. Существует много различных причин снижения мотивации учении. Перечислим некоторые. (8СЛАЙД)

Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются:

· неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;

· невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием,

· неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом:

· особенности личности учителя, не всегда уделяют должного внимания мотивации учащихся.

(9СЛАЙД) Причинами снижения мотивации зависящими от ученика, являются:

· низкий уровень знаний:

· несформированность учебной деятельности, и. прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний:

· реже - несложившиеся отношения с классом;

· в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.

6. (10СЛАЙД) Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. (11СЛАЙД)

7.Для того, чтобы правильно организовать процесс мотивации и управлять им необходимо знание ведущих мотивов учения школьников по возрастам. Рассмотрим характеристику мотивации по Немовой.(12 СЛАЙД)

8. Наиболее значимыми в работе по формированию мотивации учения можно считать следующие установки и действия учителя. (13-14 слайд)

· учет возрастных особенностей школьников;

· создание ситуации успеха;

· выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

· вера учителя в возможности ученика;

· использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

· формирование адекватной самооценки у учащихся;

· совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

· использование коллективных и групповых форм работы;

· эмоциональная речь учителя;

· применение поощрения и порицания;

· создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

· нестандартная форма проведения уроков;

· использование игровых технологий.

9. (15СЛАЙД) Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:

интересоваться делами, учебой ребенка;

помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;

объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);

чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Для формирования у детей учебной мотивации требуется колоссальная работа, и особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы. Необходимо развивать у ребенка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.

Важнейшая задача в нашей работе – это создание условий для успешного учения школьников. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность учащихся, совместная деятельность педагога и учеников. Мы должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.

Часто родители, чтобы детей настроить на учёбу, поощряют их материально, то жестко наказывают, лишают материальных и иных ценностей, но это только приводят к снижению мотивации учения школьников. А если у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, тогда он активно сопротивляется учению. Дети могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология, т.к. в этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова "учиться" в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками. Таким образом, у них постепенно формируется мотивация.

Работа в группах.

Карточки с названиями предметов: Математика Русский язык Литература Иностранный язык История Обществознание География Биология Информатика

Физика Химия Физическая культура Технология ИЗО

Вывод: Ученик обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке

Работа в группах

Один из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы, Щукина Галина Ивановна, считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

Личность учителя (даже самый скучный материал, объясняемый любимым учителем хорошо усваивается).

Содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета).

Методы и приемы обучения.

Если второй пункт не всегда в нашей власти, то первый и третий пункты – это поле для творческой деятельности любого учителя.

Фотография на слайде – счастливый, творческий, интересующийся ребенок. Ребенок, который испытывает радость от учебы в школе. Радость в любом виде труда школьника – это источник его движения вперед. Таким образом, главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы быть успешным самому и создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Решение педсовета:

Педагогическому коллективу школы использовать в работе принцип обучения и воспитания успехом

Учителям школы использовать разнообразные методы и приемы обучения, проектировать позитивные программы действий для создания ситуаций успеха школьника.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех.

Читайте также: