Святитель митрофан воронежский доклад

Обновлено: 28.06.2024

Память 7 августа (прославление в 1832 году), 4 сентября (второе обретение мощей в 1964 году и перенесение в 1989 году) [1], 23 ноября, 19 июля в Соборе трех русских святителей [2]), 4 июня (тезоименитство; Воронеж.), 2 апреля (архиерейская хиротония в 1682 году; Воронеж.), 11 декабря (явление мощей в 1831 году; Воронеж.) [3], в Соборах Владимирских, Воронежских, Ивановских, Костромских, Липецких и Старобельских (Укр.) святых

В миру Михаил Васильевич, родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохово [4] Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в благочестивой семье иерея Василия и Марии [5].

До 40 лет будущий святитель жил в миру, был женат, имел сына и служил приходским священником в с. Сидоровском, расположенном недалеко от г. Шуи.

Уже в это время он зарекомендовал себя добрым пастырем, нежным и заботливым отцом.

В 1663 году, овдовев, ушел сначала в Николо-Шартомский монастырь, а затем в Золотниковскую Успенскую пустынь Суздальского уезда, где и принял монашеский постриг в честь святителя Митрофана, патриарха Цареградского [6]. Обитель, принявшая подвижника, была очень бедной, но он полюбил ее на всю жизнь и даже хотел быть в ней погребенным.

В июне 1665 года братия Яхромского Космина монастыря избрала его своим игуменом. В 1666 году митрополитом Сарским Павлом III возведён в сан игумена Яхромского Космина монастыря. В этом монастыре игумен Митрофан соорудил новый храм во имя Всемилостивого Спаса нерукотворенного Его Образа [7]. Почти 10 лет управлял он названным монастырем, насаждая среди братии дух благочестия, ревнуя и о внешнем благоукрашении святой обители.

В 1675 году был переведен игуменом Макариева Унженского монастыря, что на реке Унже, Костромской епархии, которым управлял почти семь лет. Здесь он построил теплый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и украсил его церковной утварью и иконами. Освящена новая церковь в 1680 году.

Благочестивая и подвижническая жизнь игумена Митрофана выдвинула его на пост архипастырского служения.

На Соборе 1681-1682 годов для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра - Воронежская, куда первым архиереем был избран Митрофан.

2 апреля 1682 года был хиротонисан во епископа Воронежского. Хиротонию в Московском Большом Успенском соборе совершили патриарх Иоаким с 16 святителями. В ней участвовали: Корнилий, митр. Новгородский и Великолуцкий, Маркелл, митр. Псковский и Изборский, Никифор, митр. Астраханский и Терский, Евфимий (Рылков), митр. Сарский и Подонский, Павел (Маровский), митр. Рязанский и Муромский, Филарет, митр. Нижегородский и Алатырский, свт. Симеон (Молюков), митр. Смоленский и Дорогобужский, свт. Иларион, митр. Суздальский и Юрьевский, Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский, Симон, митр. Вологодский и Белозерский, Иона (Баранов), митр. Вятский и Великопермский, Сергий (Велтахов), архиеп. Тверской и Кашинский, Афанасий (Любимов), архиеп. Холмогорский и Важский, Никита (Тотемский), архиеп. Коломенский и Каширский, Геласий, архиеп. Великоустюжский и Тотемский, Леонтий, еп. Тамбовский и Козловский [8]

После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За период жизни в Москве ему пришлось участвовать в погребении скончавшегося царя Феодора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра.

В конце августа 1682 года прибыл в Воронеж. Население края в те времена было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от центра гражданской и духовной власти, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало - некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты. Монастыри находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам - благотворителям монастырей, чем власти архипастырской. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае, привлекая на свою сторону население, они или уводили его в раскол или отвлекали от хождения в церковь.

Святителю пришлось вести упорную и тяжелую борьбу с нравственными нестроениями, которые изобиловали среди его своевольной паствы. Особое внимание он направил на укрепление семейной жизни, поставив под строгое наблюдение церкви основу семьи - брак.

С первых же шагов жизни в Воронеже начались трудности. Из-за ветхости архиерейского дома святитель первое время вынужден был жить на постоялом дворе. Епархиальные средства были очень скудны и святитель не мог не только оказывать милостыню нуждавшимся, но и сам находился в очень стесненных обстоятельствах, все обитатели его архиерейского дома терпели нужду. Одной из первых забот еп. Митрофана было построение нового кафедрального собора. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена и в 1692 году освящена. Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его как свое детище. Его любовь к храмоздательству передалась и пастве. За время его святительства в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239.

Много забот доставляли еп. Митрофану раскольники-старообрядцы, населявшие его епархию и соблазнявшие к отступлению от православной церкви его пасомых. Святый Митрофан поступал с раскольниками по суровым законам того времени, отсылая противников церкви к "градскому суду". Но этим он не ограничивался. Он отбирал старопечатные книги и раздавал новые, предписывал священникам поучать непрестанно в храмах и сам усердно произносил проповеди. По разным селам Воронежской епархии при свят. Митрофане возникли школы.

В 1696 году стал именоваться "Воронежским и Азовским", в связи с включением под его омофор вновь завоёванных земель вокруг Азова.

Святитель Митрофан Воронежский
Святитель Митрофан Воронежский
Особо следует остановиться на отношениях между еп. Митрофаном и царем Петром I. Свт. Митрофан с особой любовью и уважением относился к государю, он сочувствовал всем его добрым начинаниям, оказывал свою посильную помощь в постройке флота. Он не только сам имел личное благорасположение к царю, но призывал к этому и других. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии. При посещении Воронежа государь всегда навещал святителя, присутствовал за богослужениями. При таком расположении к царю святитель Митрофан сохранил твердость, когда дело коснулось душ вверенной ему паствы. В 1700 году (во время одного из приездов государя в Воронеж) царь пригласил еп. Митрофана к себе во дворец. Святитель немедленно пешком отправился к царю. Но войдя во двор, он увидел у входа во дворец статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по приказанию царя. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Царю доложили об этом. Он вторично послал к нему человека с приказанием явиться. Но святитель ответил: "Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец". В своем решении он был настолько непреклонен, что даже угроза смертной казни со стороны царя не устрашила святителя. Царь Петр обычно никогда не поступался своими нововведениями, но уважение к святителю заставило его дать приказание убрать статуи. На другой день св. Митрофан явился во дворец благодарить государя.

В 1700 году титул архипастыря был изменён на "Воронежский и Елецкий" [9] в связи с образованием самостоятельной Азовской епархии.

В своей келейной жизни епископ Митрофан был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: "А келейных денег у меня нет. не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной".

Любимою и постоянною мыслью святителя была мысль о смерти. "Память смертная" как верный страж охраняла сердце святителя от привязанности к временному и тленному, вселяла в него надежду вечного. Этою же постоянною мыслью о смерти объясняется и трогательная черта в жизни святителя - его заботливость о поминовении всех умерших безвестною и горькою смертью, скончавшихся на войне и в бедности, без покаяния и не имевших возможности на свое поминовение.

В августе 1703 года святитель Митрофан заболел и, чувствуя, что болезнь его смертельная, начал готовиться к кончине. Он несколько раз принял таинство елеосвящения, усилил свои заботы о нуждающихся, посылал щедрую милостыню в тюрьмы, помогал ссыльным и иноземцам, прощал оброки.

10 августа 1703 года он принял пострижение в схиму с наречением имени в честь прп. Макария Желтоводского, Унженского.

Скончался 23 ноября 1703 года. Погребен в Благовещенском кафедральном соборе на 12-й день после кончины. На погребении святителя присутствовал царь Петр. По окончании отпевания сам царь нес гроб святителя и опускал его в могилу. Своим приближенным он сказал: "Не осталось у меня такого святого старца".

За несколько лет до кончины свят. Митрофан составил духовное завещание, в котором дает пастырские наставления для всех христиан: "Употреби труд, храни мерность - богат будеши. Воздержно пий, мало яждь - здрав будеши. Твори благо, бегай злаго - спасен будеши".

Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святителя дважды переносили (в 1718 и 1735 годах). В каждый раз было засвидетельствовано нетление тела св. Митрофана. С этого времени началось благоговейное почитание св. Митрофана и увеличились чудесные явления помощи Божией у его могилы.

С 1820 года замечено было, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения. Архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана.

В 1831 году нетленные мощи святителя свидетельствовали преосвященный Антоний вместе с членами комиссии Святейшего Синода архиепископом Ярославским Евгением (?) [10] и архимандритом Спасо-Андрониевского Московского монастыря Гермогеном.

23 ноября 1832 года святитель Митрофан был причислен к лику святых. Память его установлено праздновать 7 августа в день преставления и 23 ноября в день прославления.

В Воронежской епархии архиепископом Антонием (Смирницким) в честь святителя Митрофана были установлены еще следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, патриарха Цареградского, - день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля - день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря - по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 году).

В ходе широкомасштабной компании по ликвидации святых мощей, 3 февраля 1919 года был вскрыты мощи святителя Митрофана Воронежского.

Народное предание сохранило некоторые подробности глумления, учиненного над честными останками Святителя. 3 февраля 1919 года перед началом литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение “трудового народа”: “покончить с поповскими баснями о святых мощах”. Красноармейцы оттеснили верующих от раки Святителя и вынули из нее кипарисовый гробик с мощами. Предложение владыки Тихона (Никанорова) самому извлечь мощи было ими отвергнуто. Безбожники с насмешками стали сдергивать пелены и покровы со Святителя, затем всеобщему обозрению было продемонстрированы поднятые на штыках святые мощи.

Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал братию: “Великая милость Божия проявлена Святителю - по истечении земной жизни претерпеть мученичество за Христа”. Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества собора как “социалистическая собственность” и оставлены в соборе [11].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости/ сло́вом и житие́м па́стве твое́й, о́тче смиренному́дре Митрофа́не, был еси́./ Те́мже и во све́тлостех святы́х/ со́лнца светле́йши возсия́л еси́,/ венце́м нетле́ния и сла́вы украша́емь,/ моли́ Христа́ Бо́га// стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак, глас 8

Воздержа́нием те́ло ду́ху порабо́тив,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́в,/ святи́тельскою оде́ялся еси́ оде́ждею, я́ко вене́ц свяще́нства,/ и ны́не, всех Влады́це предстоя́,/ моли́, всеблаже́нне Митрофа́не,// умири́ти и спасти́ ду́ши на́ша.

Литература

  • Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую, т. III, 3-е изд. СПб, 1903, с. 167-176.
  • Введенский С. Святитель Митрофан Воронежский, как церковно-государственный деятель эпохи преобразования. Воронеж, 1904.
  • Его же Два эпизода для характеристики нравов в Воронеж. еп. при свят. Митрофане (1682-1703). Воронеж, 1903.
  • Его же Вопрос о разграничении Воронеж. еп. от Рязанской при свя. Митрофане. Воронеж, 1903.
  • Его же Васька Желтовский (эпизод из истории раскола в Воронеж. крае при свят. Митрофане).
  • Скворцов Г. А. Патр. Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913, с. 111.
  • Толстой М. В. Рассказы и И. Р. Ц., с. 576, 600-604, прим. 27.
  • Поселянин Е. Русск. церковь и русск. подв. 18 в. СПб, 1905, с. 30, 31, 32.
  • Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Серг. Посад., 1911, т. IV, с. 163.
  • Булгаков С. Месяцеслов и Триодион православн. церкви, вып. III и IV. Харьков, 1897, с. 199.
  • Макарий, иером. Сказание о жизни пр. Макария, с. 64.
  • Филарет, архиеп. Житие Митрофана свят. Воронежского чудовторца. СПб, 1904.
  • Соколов Н. Святые земли русской к 200-летию годовщины со дня кончины св. Митрофана Воронежского. СПб, 1903.
  • Булгаков, с. 1398.
  • Денисов, с. 102, 172, 173, 329, 463.
  • Голубинский, с. 176-178.
  • Амвросий Ист. Рус. Иерархии, т. I, с. 23, 27.
  • Строев П., с. 683, 711, 837, 857.
  • Эристов Словарь историч. о святых, с. 161-164.
  • Летопись Е. А., с. 688, 787.
  • Описание Макариева Унжен. Костром. еп. муж. м-ря. М., 1835, с. 59, 60.
  • Святители-подвижники нового времени, прославленные в XVIII-XIX столетиях. М., 1913, с. 85.
  • Житие Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявл. чудотворца. Киев.
  • Митрофан в схим. Макарий, первый еп. Воронежски, новоявл. чудотворец и сказание об обретении его мощей, изд. 13-е. М., 1896.
  • Митрофан, святитель Воронеж. чудотворец. СПб, 1911.
  • Митрофан, святитель, 1-й еп. Воронежский. Очерк жизни и деятельности к 200-летию со дня кончины святителя. Воронеж, 1904.
  • Похвальное слово святому Митрофану, первому епископу Воронежскому и чудотворцу. Воронеж, 1903.
  • Верный месяцеслов, с. 44, 67.
  • Церк. вестн., 1891, № 33, с. 517, 1903, № 47.
  • Прав. собес., 1907, сентябрь, с. 394.
  • Рус. палом., 1911, № 33, с. 522.
  • Богосл. вестн., 1897, отд. V, с. 1-20; март, с. 229.
  • Приб. к Ц. В., 1903, № 39, с. 1481-1487; № 46, с. 1775-1780; № 47, с. 1819-1823.
  • Душеп. чтен., 1897, ч. 2, с. 530.
  • Истор. вестн., 1885, октябрь, с. 92, 1894, июль, с. 220, 1900, январь, с. 56, 57.
  • Изв. Казан. еп., 1885, № 7, с. 145.
  • Рус. старина, 1887, июль, с. 1, 2, 1904, апрель, с. 218.
  • Рус. архив, 1889, кн. 3-я, с. 382, 383 (Рассказы и анекдоты про Петра Великого), 1895, кн. 1-я, № 2, с. 195, 196, 1903, кн. 1-я, № 4, с. 539.
  • Ж. М. П., 1953, № 10, с. 22-27.
  • Ж. П. Б., т. VI, с. 81.
  • Большая энциклопедия, т. XIII, с. 230.
  • БЭЛ, т. III, с. 836.
  • БЭС, т. I, с. 552; т. II, с. 1574, 1575.
  • ЭС, т. XIX (кн. 37), с. 472.
  • Н. Д., с. 61.

Использованные материалы

[7] Воронежские архиереи. Святый Митрофан Епископ // Прибавления к Воронежским епархиальным ведомостям, 1879, № 11, с. 458

[9] Булгаков С. В., Настольная книга для cвященно-церковнослужителей, т. II: "Хронологический перечень архипастырей Русской Православной Церкви со времени её основания. Епархии и их викариатства", М: Издательский отдел Московской Патриархата, 1993, с. 1398.

[10] Вероятно, ошибка, либо речь идет о викарии. C 1824 по 1836 год на Ярославской кафедре был Авраам (Шумилин)

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

святитель Митрофан Воронежский (Васильев)

Первый епископ на Воронежской кафедре, церковно-государственный деятель.

Биография

На пути ко Христу

Происходил из благочестивой христианской семьи. Родился он на территории Владимирской губернии, 6 ноября 1623 года.

О детских и юношеских годах жизни святителя Митрофана доподлинно известно немного. В миру он звался Михаилом, воспитывался в рамках Православных традиций, в духе добра, любви к Богу и доверия Церкви. Достигнув зрелого возраста, женился, имел сына, Ивана, питал к нему тёплые отцовские чувства. Оставшись без супруги, на сороковом году жизни отрекся от суеты мира сего и поступил в Золотниковскую общежительную обитель, располагавшуюся близ города Суздаля. Предполагается, что родной отец Михаила принадлежал к духовенству.

Сделав выбор в пользу монашества и поступив в монастырь, Митрофан смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много молился, и Бог был ему в помощь. С течением времени слава о подвигах и добродетелях Митрофана вышла за пределы обители и разлилась по округе.

Братия соседней обители, Яхромской, разумея в нём ревностного, духовно опытного подвижника и не имея на тот момент настоятеля, стали просить у церковного начальства поставить его над ними игуменом. Эту просьбу поддерживали и монастырские крестьяне. Руководство, найдя в этом рациональное зерно, пошло им навстречу.

Игуменская деятельность

В 1663 году Митрофан был возведен в иерейское достоинство и посвящен в игумена. На этом посту он проявлял себя как заботливый, любящий наставник, добрый руководитель. Занимаясь духовным воспитанием братий, много внимания он уделял и благоустройству обители.

В первый год правления монастырём отец Митрофан приобрёл богато оформленное Евангелие. Затем, прибегнув к пожертвованиям благотворителей, организовал строительство нового, более вместительного, чем имевшийся, храма.

Пастырская ревность, инициатива и хорошие организаторские способности игумена Митрофана не ускользнули от внимания Патриарха Иоакима, и он предложил ему место настоятеля в более известном Желтоводском (Унженском) монастыре. Отец Митрофан смиренно принял это предложение. Он правил этой обителью около семи лет. За период его руководства обитель преобразилась: отстроился прекрасный Благовещенский храм, с колокольней и трапезой; было написано множество икон. Но главное: его деятельность благоприятствовала духовному преображению братий.

Государь Феодор Алексеевич, питая к отцу Митрофану уважительные чувства, имел с ним общение. Похожие чувства питали к игумену и некоторые представители царского двора.

В 1682 году, в соответствии с решением Московского Собора 1681 года, была образована Воронежская епархия. Поскольку в то время среди народа усилились раскольнические настроения, постольку было понятно, что новую епархию должен возглавить твёрдый в убеждениях, мудрый и ревностный пастырь. Царь выбрал на это место чтимого им игумена Митрофана. Церковное руководство идею одобрило и поддержало.

Епископский путь

2 апреля 1682 года патриарх Иоаким торжественно посвятил отца Митрофана во епископа Воронежского.

Смерть царя Феодора, почившего вскоре после этого события, послужила причиной задержки святителя Митрофана в столице. Кроме того ему надлежало присутствовать при обряде венчания на царство двух Алексеевичей: Иоанна и Петра; во время совершения этого обряда святитель Митрофан поднёс на блюде венец, который, затем, был возложен с молитвой на голову Петра.

Кроме того епископ Митрофан принял участие в Соборе, организованном против бесчинства раскольников и происходившем в Грановитой палате.

Прибыв к месту своего епископского служения, святитель обратился через окружное послание к подвластному духовенству, где призвал священнослужителей к строгому соблюдению веры и ответственному отношению к пастве. В рамках послания он выделил три важнейших аспекта в деле управления Христовым стадом: словом, священнодействиями и молитвами, личным примером.

Учитывая масштаб разгула раскольнических настроений в стране, с самого начала служения святитель Митрофан ставил задачей борьбу за церковное единство. Основу единства внутри паствы он видел в единстве веры и послушании голосу Церкви.

В числе первых дел на своей кафедре епископ Митрофан организовал строительство нового, каменного храма в Воронеже. Строительство длилось около пятнадцати лет. Всё это время епископ служил в деревянной церкви. Когда работы близились к завершению, ко всеобщему сожалению выяснилось, что во время постройки были допущены ошибки, связанные с недостаточным опытом каменщиков, и здание храма признали ненадёжным.

В духовно-нравственной области святитель Митрофан проявил себя как добрый и милостивый архиерей. Отмечают, что он был доступен не только для приближенных и сановитых особ, но для всех, включая простолюдинов; обычным делом служения для святителя было посещение узников в темницах; кроме того он проявлял особую заботу о сиротах и вдовах.

Материальное положение Воронежской кафедры оставляло желать лучшего. Дело в том, что поступление средств на епархиальные нужды сильно зависело от количества и размеров приходов, тогда как Воронежская епархия в этом отношении значительно уступала другим. Случалось, что по поводу ряда церквей между начальством Рязанского и Воронежского духовенства происходили конфликты. В этой связи Рязанское руководство посылало Патриарху жалобы о неправомочном окормлении отдельных храмов Воронежским святителем. Реагируя на эти неприятные сигналы, Патриарх, в 1696 году, определил своей грамотой точные территориальные границы Воронежской епархии и объяснил спорящим сторонам, какой из двух архиереев каким храмом должен владеть.

Позднее, в 1699 году, царь Пётр, проникнувшись бедственным положением Воронежской кафедры, отписал от Рязанской епархии несколько городов с их уездами и приписал их к Воронежской.

К епископу Митрофану Пётр относился положительно. В свою очередь и святитель почитал царскую власть, называл её данной Богом и требовал такого понимания от народа.

Когда Пётр строил на Воронежской верфи корабли, святитель рассказывал людям, что это необходимо для пользы Отечества, и поддерживал тех, кто был занят на тяжких работах, добрым пастырским утешением и молитвой. Узнав, что на нужды Отечества срочно требуются большие денежные средства, святитель, собрав всё, что было в епархиальной казне — 6000 рублей — безотлагательно передал собранную сумму государю.

После того как царь Пётр взял Азов, он тут же отправил посланника сообщить святителю Митрофану, что отныне тот будет именоваться епископом Воронежским и Азовским.

Вообще же святитель не раз выручал государя деньгами. Между тем, Пётр ценил его не только за помощь Отечеству, но и за монашеские добродетели. Об этом свидетельствуют и его отзывы, и сами факты посещения святителя для испрашивания у него благословения.

Однажды царь Пётр, пребывая в Воронеже, по каким-то соображениям пригласил епископа Митрофана к себе. Тот пошёл к царю пешком, а когда приблизился к адмиралтейству, увидел идолов, развернулся и удалился к себе. Царь же, узнав о случившемся, вознегодовал и вновь послал за епископом. Вернувшись, посыльный передал государю, что святитель готов прийти к нему, царю, с визитом лишь при условии, что идолы будут убраны прочь. Темпераментный Пётр, услышав такие слова, воспылал ещё большим негодованием и опять отправил посыльного, повелев передать, что если святитель тут же не явится к нему, то подвергнется казни, как ослушник, преступник. Святитель вновь проигнорировал приглашение, ответив через царского посыльного, что хотя царь и может умертвить его тело, но не душу, которая в руках Божьих.

После этих событий царь проникся к епископу Митрофану ещё большим уважением. Святитель дожил до глубоких седин.

Чувствуя приближение смерти, он составил Духовное завещание верующим, а при самом конце земной жизни принял схиму и новое имя Макарий, отдал распоряжения насчёт своего погребения. В день кончины, 23 ноября 1703 года, святитель по-христиански простился, предался молитве и предстал перед Высшим Судьей.

Царь Пётр, прибывший в тот день в Воронеж, хотел посетить любимого пастыря, но застал его уже при смерти. Пётр долго держал его руку, а потом закрыл ему очи.

Тропарь святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 4

Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога // стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 8

Воздержанием тело духу поработив, / душу же равноангельну сотворив, / святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства, / и ныне, всех Владыце предстоя, // моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Тропарь Димитрию, митрополиту Ростовскому, Митрофану и Тихону, епископам Воронежским, глас 8

Якоже древле на Востоцех трие велицыи святителие, / сильный словом Василий, / глубина Богословия Григорий и Златоустый Иоанн, / тако и днесь в стране полунощней / три новоявленная светила веры на тверди церковней востекоша:/ столп веры Митрофан,/ слово истины в лице царю исповедавый, / и обличитель раскола Димитрий, / мечем обоюду острым вся козни его разсекий, / и помазания полный сосуд Тихон, / тихостию словес своих грешника к покаянию призвавый. / О велицыи трие святителие земли Российския, / молите Христа Бога, Емуже угодни бысте, // спастися душам нашим.

Кондак Димитрию, митрополиту Ростовскому, Митрофану и Тихону, епископам Воронежским, глас 3

Иже в поздния наша роды и в последняя времена / обуреваемых треволнением житейских страстей и хладом безверия недугующих / в скорби душевней утешивший и теплотою вашея веры согревавший, / трие новоявленный святителие Российстии, / Димитрие, Митрофане и Тихоне, / на камени Православия утвердите ны / и, яко чадолюбивии отцы, // духовная чада ваша стезею заповедей отеческих в Царствие Христово вслед себе руководите.


Иерей Михаил поселился в Свято-Успенской Золотниковской пустыни (ныне Тейковский район Ивановской области). Обитель была основана в первой четверти XVII столетия иноком Ионою (Головцыным).Во время поступления в нее будущего святителя она пользовалась известностью. Известно, что в 1663 году он был пострижен в монашество с именем Митрофан. К сожалению, ничего не известно о подвигах святого в тихой пустыни. Следуя учению Христову, он старался скрыть свои подвиги от людских взоров и дал обет окончить жизнь и быть погребенным в Золотниковской пустыни — так ему была дорога мирная сень скромной обители.

Святой Митрофан управлял Унженским монастырем почти семь лет. Здесь, как и в Яхромской обители, его трудами был сооружен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы каменный храм с трапезною и колокольней. Церковь была освящена в 1680 году, через три года после закладки; за благословенной грамотой на освящение храма святой Митрофан лично ездил в Москву. Позднее был построен надвратный Никольский храм и теплая Успенская церковь. Богоугодная жизнь святителя привлекала к нему почитателей, которые выражали свое почитание Унженского игумена пожертвованиями в монастырь. Много сил и труда положил святитель Митрофан в обустройство монастыря.

2 апреля 1682 года патриарх Иоаким, епископ Воронежский совершил рукоположение архимандрита Митрофана в первого Воронежского епископа. Святителю было тогда 58 лет. После своего посвящения епископ Митрофан провел лето в столице – вновь созданная епархия нуждалась первоначально в его заботах здесь, где находилась высшая духовная и светская власть. Это было тяжелое время церковно-политической неурядицы, вылившееся в открытое восстание раскольников против московского правительства. Печальные события глубоко запали в душу святого Митрофана, и святитель до гроба ревностно заботился как об устроении церковной жизни, так и о благе государственном.

Во вновь созданной епархии святителя Митрофана также ожидали нестроения. Воронежский край заселен был лишь недавно. Первые поселенцы здесь были невольные, согнанные правительством из разных сел и городов России для охраны края от нападений крымских татар; к ним позже присоединились беглецы, покидавшие по тяжелым условиям жизни родные места и искавшие приволья в придонской Украине; были здесь и выходцы из Приднепровья, укрывавшиеся от польских притеснений.

Одной из первых забот святого Митрофана было построение нового кафедрального собора, ибо существовавший тогда соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был очень ветх. На построение собора государи пожаловали святителю мельницу при речке Ельце, а ко времени окончания строительства они сделали 16 декабря 1688 года новое пожертвование — колокол весом в 160 пудов. К 1692 году собор был освящен. Вероятно, значительную часть средств на постройку соборного храма и на его драгоценную утварь святитель Митрофан собрал в Москве у знатных людей, знакомых с ним раньше. Для вновь созданной Воронежской епархии деятельность святого Митрофана была истинным благословением Божиим. Под мудрым управлением святителя все стороны не только церковной, но и государственной жизни края испытали благодетельную перемену. Монахи, белое духовенство и миряне — все одинаково были дороги святителю, обо всех он одинаково заботился, ибо сознавал, что все без различия вручены Господом его архипастырскому водительству.

По разным селам Воронежской епархии при святом Митрофане возникли школы, учителями в которых являлись переселенцы из Малороссии, люди часто грамотные и книжные. Школы эти помогали Церкви в борьбе с противниками. Известно о большой дружбе Воронежского епископа Митрофана с епископом Тамбовским Питиримом. Возглавляя только что образованные епархии, святители своей подвижнической жизнью олицетворяли добрый пример деятельного миссионерского служения, который был необходим, чтобы эти приграничные в то время земли Московского государства огласила проповедь Слова Божия. Они поддерживали переписку и встречались для духовных бесед.

Образ любвеобильного и милосердного епископа глубоко врезался в душу народную, чуткую к проявлениям святости на грешной земле, и много благоговейных почитателей памяти почившего святителя стекалось к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божия, положил начало его открытому прославлению.

В связи с постройкой нового кафедрального собора при перенесении гроба с телом святителя Митрофана, оказалось, что тело святителя нетленно. Все шире и шире по земле Русской начало распространяться благоговейное почитание его памяти,и, как бы в ответ на это, стали возрастать чудесные явления помощи Божией у его могилы. Старанием Воронежского архиепископа Антония II (Смирницкого) в 1831 году совершилось обретение нетленного тела святителя Митрофана и в следующем году совершено прославление его в лике святых. С приходом советской власти Воронежский Митрофанов монастырь, как и многие русские святыни, претерпел разорение: он был закрыт, разграблен, а затем снесен.

В 1929 году мощи святителя Митрофана были изъяты в связи с закрытием собора для использования его на нужды социалистического строительства и хранились в Воронежском краеведческом музее шесть десятков лет. Возвращение мощей Церкви свершилось милостью Божией и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в 1989 году. Они пребывали в Покровском соборе Воронежа, бывшем тогда кафедральным. В настоящее время мощи святителя Митрофана покоятся в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа.


Открытие мощей святителя Митрофана Воронежского

Источники

Дни памяти: 19 июля (старый стиль) — 1 августа (новый стиль), 7 августа (стар. ст) — 20 августа (нов. ст) — Обретение мощей, 4 сентября (стар. ст) — 17 сентября (нов. ст) — второе обретение мощей, 23 ноября (стар. ст) — 6 декабря (нов. ст)

Святитель Митрофан Воронежский

Будущий святитель Митрофан (в миру Михаил) родился 6 ноября 1623 года во Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в семье священника.

Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел сына Ивана. Известно, что некоторое время будущий епископ был приходским священником в селе Сидоровском Суздальской епархии недалеко от г. Шуи.

МОНАШЕСТВО И ИГУМЕНСТВО

На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. В 1663 году он поступил в Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где был пострижен в монахи под именем Митрофана, а через 3 года рукоположен во священника и назначен игуменом в Яхромскую обитель (Яхромский Космин монастырь), которой управлял в течении 10 лет. После Святитель Митрофан был переведен в Макарьевский Желтоводский монастырь на Унже, где пробыл 7 лет, будучи любим и почитаем не только братией, но и всеми окрестными жителями, ценившими его смирение, бескорыстие, трудолюбие и неусыпные заботы об устройстве обители и построении в ней нового храма.

Монастырь игумена Митрофана часто посещал царь Феодор Алексеевич Романов, который нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра — Воронежская епархия, царь Феодор Алексеевич предложил назначить первым её епископом игумена Митрофана.

ЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ

2 апреля 1682 года игумен Митрофан был хиротонисан во епископа Воронежского. Хиротонию совершил Патриарх Всея Руси Иоаким.

Святитель Митрофан Воронежский

После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За период жизни в Москве он участвовал в погребении скончавшегося царя Феодора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра.

В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от Москвы, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало — некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты (на территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения). Монастыри также находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам — благотворителям монастырей, чем духовной власти. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае, привлекая на свою сторону население, они или уводили его в раскол или отвлекали от хождения в церковь.

Прибыв в епархию, святитель Митрофан, в первую очередь, обратился к священникам своей епархии с архипастырским посланием, которое было проникнуто одной мыслью — о величии и святости пастырского служения.

В течение 20 лет трудился святитель на Воронежской кафедре. За это время святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Одной из первых забот св. Митрофана было построение нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена и освящена в 1692 году. Великих трудов стоило это строительство святителю. Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его как свое детище.

За 20 лет служения святителя Митрофана в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239.

СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН И ЦАРЬ ПЁТР I

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с царем Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии.

Святитель Митрофан Воронежский

В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен.

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой – молитва об умерших.

КОНЧИНА

Святитель Митрофан Воронежский. Кончина святого


Похороны свт. Митрофана Воронежского и обретение его святых мощей. Слева изображен Петр Великий. Религиозная картина ΧΙΧ века

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА И КАНОНИЗАЦИЯ

Через 100 лет, весной 1831 года, был проведен ремонт собора. Необходимо было обследовать фундамент на прочность и перестелить пол. При ремонте разобрали церковный помост и обнаружили склеп святителя Митрофана с разломленным отверстием наверху. Через него и увидели раскрытый гроб (крышка стлела) и нетленное тело епископа Воронежского.

6 августа 1832 года в день Преображения Господня состоялось открытие мощей святителя Митрофана. На этом событии присутствовало около 50 тысяч человек.


Открытие мощей святителя Митрофана 6 августа 1832 года

Мощи торжественно были перенесены из Благовещенского (на время ремонта) в Архангельский собор. Благовещенский храм вновь открылся для верующих в 1833 году. Тогда же были перенесены мощи Святителя Митрофана. К этому событию воронежские купцы устроили серебряную вызолоченную раку весом семь пудов.

В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. От его святых мощей по милости Божией начали происходить многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. При соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице.


Святитель Митрофан Воронежский

ИСТОРИЯ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.


С Благовещенским собором тесно связано имя священномученика Тихона (Никонорова), архиепископа Воронежского и Задонского. 13 мая 1913 года Тихона назначили на Воронежскую кафедру. Архиепископ совершал богослужения в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. 27 декабря 1919 года (9 января 1920 года) в третий день Рождества Христова Тихон был повешен на царских воротах алтаря Благовещенского собора. Его сгубила Гражданская война, ярым противником которой он являлся.

3 февраля 1919 года большевики ворвались в собор во время богослужения и пытались опорочить святые мощи Митрофана, сдернув с них одеяния и подняв на штыки. Тут же был проведен акт вскрытия мощей, по которому их признали поддельными. Митрофановский монастырь объявили оплотом контрреволюционных сил и по решению органов Советской власти закрыли. В 1922 году большевиками был инициирован раскол Православной церкви, Благовещенский собор стал обновленческим.


Во время Великой Отечественной войны собор был практически полностью уничтожен. Окончательно его снесли в 50-е годы XX века.


Возведение нового собора началось только в 1998 году. Вновь построенный собор не имеет внешнего сходства с утраченным. Он состоит из двух частей: верхнего и нижнего храмов, и способен вместить до 6 тысяч человек. Новый собор является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира — его высота 97 метров.


Благовещенский кафедральный собор Воронежа

Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось 6 декабря 2009 года. 5 декабря 2009 года из Покровского собора, в котором в 30-е годы XX века размещался Краеведческий Антирелигиозный музей, в Благовещенский Собор торжественно были перенены святые мощи святителя Митрофана Воронежского и святителя Тихона Задонского.


Мощи святителя Митрофана Воронежского

Дни памяти: 7/20 августа (Обретение мощей), 4/17 сентября (Второе обретение мощей и Собор Воронежских святых), 23 ноября/6 декабря.

Тропарь, глас 4
Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога // стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак, глас 8
Воздержанием тело духу поработив, / душу же равноангельну сотворив, / святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства, / и ныне, всех Владыце предстоя, // моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Молитва святителю Митрофану Воронежскому
О святителю, отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да подаст нам согрешений наших прощение и избавит нас от бед, печалей, скорбей и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков.

Читайте также: