Доклад на тему современные технологии обучения социальной работе

Обновлено: 05.05.2024

С 2014 года началось введение ФГОС ДО, а с 2016 года – реализация ФГОС ДО.

Какие принципы провозглашает Стандарт?

- Принцип индивидуализации, когда сам ребенок становится субъектом образования;

- Принцип возрастной адекватности;

- Принцип поддержки инициативы и самостоятельности;

- Принцип развивающего обучения;

- Принцип совместной деятельности детей и взрослых.

Соответственно, необходимы технологии, основанные на деятельностном подходе, при котором ребенок включается в процессы саморазвития, саморегуляции, проявляя свою познавательную активность. Почему важно владеть технологиями дошкольного образования?

Педагогическая технология позволяет активизировать творческую деятельность детей, проявлять субъектную позицию ребенку, позволяют формировать качества, обозначенные в целевых ориентирах ФГОС ДО, предпосылки учебной деятельности, так необходимые на последующих этапах обучения.

В связи с тем, что один из принципов Стандарта - учет индивидуальных и возрастных особенностей, современное дошкольное образование требует новых подходов проектирования и конструирования образовательной деятельности, совершенно иных подходов к образовательному процессу.

И, самое важное, требуются педагогические кадры, способные разрабатывать авторские программы, проекты и внедрять технологии дошкольного образования, адаптировать под свои условия. Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приѐмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого - педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Здоровьесберегающие технологии

Один из критериев любой технологии - системность. Поэтому очень важно, реализуя здоровьесберегающие технологии, системно выстраивать работу, имея научное обоснование.

Виды здоровьесберегающих технологий:

- медико - профилактические технологии;

- технологии социального благополучия ребенка;

- технологии валеологического обучения родителей.

Технологии математического образования

Одно из актуальных направлений образования - развитие математического образования. В Российской Федерации разработана Концепция математического образования, цель которой повысить уровень математического образования.

Основные направления реализации Концепции в дошкольном образовании:

- обеспечить развивающую предметно - пространственную среду;

- обеспечить информационную среду;

- обеспечить образовательные ситуации;

- обеспечить формирование первичных математических представлений, используемых в жизни.

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

Мнемотехника – это искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.

Важнейшие принципы мнемотехники

В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение.

Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

- образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;

- нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;

Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал легкоусвояемым.

Конструирование - современная педагогическая технология

LEGO- технология

Лего-технология - современная технология, которая построена на интегративных принципах.

Лего-конструрование - это практическая творческая деятельность. Это деятельность, которая интегрирует в себе ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач. С помощью Лего-технологии решаются задачи развития речи, социализации, развития умственных способностей, пространственных представлений, формирования самостоятельности и инициативы.

Робототехника

Робототехника - это новая современная технология. И, в отличие, от Лего-технологии, пока слабо внедряется в образовательный процесс ДОУ.

Реализация данной технологии требует, во-первых, материально- техническую базу, то есть, материалы по робототехнике и программированию, во - вторых, требуются подготовленные педагогические кадры.

Технология уникальная, она обладает хорошими дидактическими возможностями:

- способствует развитию мелкой моторики;

- развивает умение взаимодействовать в команде;

- развивает конструкторские навыки и элементарные инженерные представления; формирует навыки презентации проекта.

Технологии проектирования в детском саду

В основе технологии проектирования лежит совместная деятельность, как взрослых и детей, так и детей между собой, которые согласовали цели и способы деятельности. Что может послужить началом проекта? Конечно же спонтанность.

Запланированный проект предполагает постановку проблемы, задачи, недосказанность информации и т.д. Выделяют следующие виды проектов:

Творческие проекты не имеют четкой структуры проекта.

Исследовательские проекты, напротив, имеют четкую структуру. Постановка целей, задач, определение значимости и актуальности, а так же способов достижения результата.

Информационные проекты - это вид проекта, который требует работы с заданной информацией (поиск, анализ информации, обобщение и презентация).

Существует три уровня проектной деятельности.

Первый уровень - исполнительский, для детей 3- 5 лет.

Второй уровень - развивающий, для детей 5-6 лет.

Третий уровень - творческий, для детей 6-7 лет.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Информационно - коммуникационные технологии - ИКТ - это способы и средства переработки информации и коммуникации. Возможности применения ИКТ определяются программным обеспечением, которое установлено на устройстве - компьютере. Глобальная сеть Интернет позволяет работать с разными источниками информации (электронные библиотеки, различные базы данных, хранилища файлов).

Какие дидактические задачи решаются с помощью ИКТ?

- наглядность, доступность, практичность;

- активизация процесса обучения;

- возможность самоопределения и целеполагания;

- гибкость процесса обучения, мобильность;

- возможность создавать собственные мультимедийные ресурсы.

Дистанционная технология обучения построена на использовании современных средств информационно - коммуникационных технологий.

Для достижения образовательного результата применяют следующие информационные технологии:

Технология активных методов обучения и модерации

Активные методы обучения (АМО) - это система методов, приемов и средств, обеспечивающих Активность в разных видах деятельности, позволяющие осваивать учебный материал.

Те, кто применяют активные методы обучения, должны точно понять, что обучающийся становится не объектом обучения – запоминающего и выполняющего инструкции, а активным субъектом, самостоятельно определяющим свои цели, задачи и результаты обучения. Активные методы обучения позволяют формировать у обучающихся качества, необходимые для успешной самореализации в быстро меняющемся мире.

Методы могут применяться, как на отдельных этапах мероприятия, так и на всех этапах.

Активные методы обучения применяют для повышения мотивации обучающихся, познавательной активности, для формирования умения работать в команде, коммуникативных навыков.

Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

- знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на ее решение;

- имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка;

- формируют навыки коммуникативного взаимодействия детей.

Эта технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие.

Таким образом, в настоящее времякаждому педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально различающимися технологиями: продуктивной (предметно-ориентированной), щадящей (личностно-ориентированной), технологией сотрудничества.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии. Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, в этом случае следует говорить об авторской технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Современная образовательная деятельность – это, в первую очередь, мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:

- педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;

- педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.

Список рекомендуемой литературы:

Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 112 с.

Елена Колесникова: Готовые альбомы портфолио дошкольников по возрастам. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2015.

Хаккарайнен П. Обучение, основанное на игре, как надежный фундамент развития// Псих.наука и обр.– 2015.- №3

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лекция 11. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Цель: познакомить с технологиями обучения социальной работе

Основные понятия

Педагогические технологии, преподаватель-тьютор, кейс-метод, супервизия, рефлексия, профессиональное самоопределение личности.

Подготовка социальных работников предполагает ориентацию На педагогику поддержки, где обучающиеся и преподаватели являются равноправными субъектами образовательного процесса.

Главной задачей педагогической деятельности в этом случае является поддержка учащихся в процессе их профессионального становления и самоопределения в конкретной области социальной деятельности.

Процесс преподавания выстраивается на основе использования различных развивающих видов учебной деятельности, таких, как:

интеллектуальный поиск, в процессе которого формируются альтернативные точки зрения;

диалоговый поиск, помогающий студентам выработать собственную позицию;

личностный поиск, ведущий к формированию ценностных отношений, отражающих профессиональную этику социальной работы.

Учебный диалог как оптимальный вид коммуникативной технологии в практике обучения социальной работе включает в себя:

диагностику готовности обучаемых к диалогическому общению;

использование базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самовыражение и восприятие иных точек зрения;

поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих вопросов и проблем, которые позволяют обучаемым эффективно формировать собственный смысл изучаемого материала;

переработку учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач;

продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;

проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий принятия решений проблемы;

гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций в диалоге, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников.

В условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды удается достичь такого общения, которое является показателем личностного уровня обучения. В учебной деятельности студенты, как правило, воспринимают только некоторый срез информации, исходя из предыдущего опыта, собственных целей и ценностей, выделяя для себя наиболее значимые фрагменты информации. Диалог, как педагогически интерпретированная информация, может выступать фактором, формирующим личность, преобразуя знания в будущие убеждения, нормы и принципы профессиональной деятельности.

Для будущих социальных работников овладение эффективными приемами коммуникации выступает важным условием их профессиональной подготовки. Технологию педагогической коммуникации можно рассматривать как фактор инструментального оснащения техниками общения будущих специалистов.

В случаях, когда на лекциях функции общения сводятся к формальному ролевому взаимодействию преподаватель (источник информации) - студент (слушатель), значительно снижается качество восприятия научной информации. В связи с этим значительный интерес для практической подготовки специалистов социального профиля представляет технология обучения, нацеленная на формирование личностных установок, собственных смыслов в учебной деятельности. Преподаватель здесь выступает как организатор и фасилитатор учебно- познавательной деятельности. Его педагогическое руководство строится на адресном применении стимулов, действие которых направлено на побуждение личностных смыслов обучения каждого студента. Для стимулирования познавательной мотивации будущих социальных работников в обучающую информацию включаются сведения, непосредственно или косвенно связанные с ценностной сферой будущей профессии. Учебные задания целенаправленно приобщают учащихся к области их будущей профессиональной деятельности, так как только субъективно значимая учебная информация и деятельность влекут за собой увеличение объема знаний студентов. Выделяются следующие типы стимулирующих ситуаций:

самостоятельный выбор специализаций;

возможность обучения по индивидуальным планам;

наличие широкого выбора факультативов и спецкурсов.

Для студентов, слабомотивированных к учебной и будущей профессиональной деятельности, основным механизмом стимулирования выступают различные формы оценочных подкреплений их учебной деятельности.

При инновационном обучении студентов в различных социальных службах используется группа методов, дающих высокие результаты для личностного и профессионального роста будущих социальных работников. Высоко оцениваются умения специалиста компетентно представлять материал в адекватной и разнообразной форме — официальных документов, статистических таблиц, графиков и диаграмм, протоколов и опросников.

Наиболее предпочтительными видами учебной работы для студентов - будущих социальных работников, являются:

проблемное изложение лекционного материала;

анализ практических ситуаций;

тренинги, участие в деловых играх;

занятия с моделированием ситуации реальной практической социальной работы;

спич-дебаты (дискуссии по актуальным социальным проблемам);

защита авторских и групповых проектов;

Проблемное изложение лекционного материала направлено на создание различных учебных ситуаций, где студенты могут проявлять свою индивидуальность. Смена психологических установок является, как известно, фактором формирования новой смысловой позиции, иной точки зрения. Практика социальной работы чрезвычайно благоприятна для обогащения учебного процесса проблемными ситуациями, связанными с анализом различных социальных проблем различных групп населения.

Метод анализа конкретных ситуаций является наиболее эффективным для формирования деловых навыков в профессиональной социальной работе. Дискуссии по актуальным социальным проблемам, как правило, выходят за рамки упрощенных деловых ситуаций, так как студенты имеют возможность на базе собственных знаний и в состязательном режиме отстаивать свои варианты решения наиболее острых социальных проблем.

Деловые игры как активные формы обучения социальной работе предполагают практическую отработку типовых профессиональных ситуаций в аудиторных условиях. Это дает возможность:

усвоения алгоритмов частных технологий социальной работы;

проработки любых ситуаций, возможных в практической социальной деятельности.

тренинги развития коммуникативных умений и навыков (в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании т.д.) либо их коррекции, развития и формирования;

тренинги личностного роста, главной задачей которых является обучение умению решать личностные, экзистенциальные проблемы;

социально-психологические тренинги, направленные на формирование различных профессиональных позиций и ролей, что дает возможность преодолеть рамки сложившихся личностных стереотипов поведения;

особую группу составляют методические тренинги, в ходе которых студенты обучаются различным методикам, в том числе психотерапевтическим процедурам.

Эффективность тренингов во многом зависит от способа формирования тренинговых групп. Комплектование по принципу совместимости приводит к достижению оптимальных результатов.

■ приобрести навыки применения теоретических знаний для анализа практических проблем;

■ обучиться способам принятия решения в ситуации неопределенности и разработке различных подходов к плану действий, ориентированных на конечный результат;

■ обрести навыки ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной формах;

■ выработать умение обосновывать и убедительно защищать свою точку зрения;

■ отработать навыки критической оценки точки зрения других;

■ научиться принимать самостоятельные решения на основе анализа ситуации;

■ научиться извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.

Достаточно успешно в практике подготовки социальных работников применяется технология контекстного обучения. При таком обучении образовательный процесс строится на развивающей модели профессиональной деятельности. Учебные задачи максимально приближены к реальной практике социальной работы. А базовой целью учебного процесса становится поведенческая и технологическая готовность будущего специалиста к социальной работе. Акцент делается на формировании у студентов потребности и желания заниматься сложными задачами, так как в повседневной деятельности социальный работник вынужден решать многочисленные личностные и социальные проблемы, которые приводят к эмоциональному выгоранию.

Возможности улучшения практической подготовки будущих социальных работников связываются не только с увеличением объема практических занятий, но и с разработкой вариативных, гибких программ практики, отражающих индивидуальные запросы обучаемых.

В зарубежном опыте подготовки социономов более 50 % учебного времени отводится различным видам практики. В зависимости от возможностей студентов применяются различные модели организации их практической деятельности, а основными принципами являются следующие:

обучение должно осуществляться в процессе деятельности;

самое важное — защита клиентов и качество работы социальной службы;

результатам уделять больше внимания, чем процессу работы.

С недавнего времени высшие учебные заведения (Великобритания, США) стали специально разрабатывать содержание индивидуального плана прохождения практики будущими социальными работниками. Данный план составляется совместно преподавателями вуза и работниками социальных учреждений. Практикующим социальным работникам предоставляется право регулировать учебный план в зависимости от изменений, происходящих в социальной сфере.

Достаточно эффективной моделью практической подготовки социальных работников за рубежом является модель структурированного обучения (обучение в команде). На аудиторные занятия и самостоятельную практическую деятельность студентов отводится равное количество времени. Места для практики подбираются с учетом возможности трудоустройства будущих выпускников, что усиливает ответственность студентов за качество своей профессиональной подготовки.

Эффективность практики как образовательной технологии зависит от следующих факторов:

от развития системы социальных служб и учреждений и их прямых контактов с образовательными учреждениями;

наличия у вуза информации о технологической структуре труда социальных работников с учетом их квалификации;

специальной подготовки педагогов-наставников, руководителей практики студентов;

различных видов психологической поддержки практикантов в процессе их профессионального самоопределения.

Важное место в практической подготовке социальных работников отводится супервизии. Супервизия в социальной работе — это совершенствование содержания работы через соединение теоретических знаний с практическими навыками.

Процесс супервизии — основной инструмент поддержки студентов во время прохождения ими в учреждении социальной сферы практической подготовки. При поддержке супервизора практикант продолжает оставаться в роли студента при выполнении профессиональных обязанностей во время прохождения практики. Задача супервизии — помочь студенту соотнести приобретенный опыт практической социальной работы с ранее полученными теоретическими знаниями и выработать собственное отношение к практике.

В ходе практики студент приобретает опыт социальной работы, действуя самостоятельно и в то же время при поддержке социального работника, назначенного его супервизором. Супервизия может рассматриваться как часть процесса обучения, задачей которого является поддержка и углубление процесса овладения специальностью, соединение теоретических знаний и профессиональных практических навыков, таких, как совершенствование понимания социальных проблем и социальных процессов, возможностей профилактической работы по предупреждению социальных проблем.

В соответствии с проблемным характером социальной работы супервизия может быть:

ориентированной на клиента,

ориентированной на методы,

ориентированной на совершенствование деятельности.

В случае супервизии с ориентацией на клиента руководитель практики вместе со студентами анализируют ситуацию клиента и возможности иных действий в контексте решения проблем социальной работы. Ситуация клиента рассматривается в более широком контексте основных проблем социальной работы.

Ориентированная на методы супервизия применяется на этапе отработки определенных приемов социальной работы или для более глубокого овладения применяемыми методами работы Цель супервизии—совершенствование применения определенных технологий социальной работы.

Супервизия как инструмент развития, совершенствования профессиональной деятельности означает, что она помогает специалисту сформировать в отношении к работе новое понимание и новые смыслы, и это может стать основой для использования новых методов выполнения работы.

Супервизия — это процесс поддержки студента, продолжающийся в течение всего цикла практической подготовки. Она позволяет ему пребывать в роли практиканта и ученика. Ответственность за качество работы несет в конечном счете специалист социальной службы, выступающий в роли руководителя практической подготовки и одновременно супервизора студента Комплексные задачи супервизии состоят в следующем:

помочь студенту в определении своего отношения к социальной работе и ее практике;

проанализировать понимание практической профессиональной работы;

помогать студенту в овладении методикой социальной работы;

интегрировать теоретическую базу специальности и принципы профессиональной деятельности;

помогать студенту в профессиональной самоидентификации;

углублять процесс овладения знаниями и умениями;

ознакомить студента с супервизией как методом совершенствования социальной работы.

С точки зрения поддержки учебного процесса желательной формой супервизии является индивидуальное руководство, позволяющее анализировать собственные проблемы студента. На практике супервизию можно организовать в групповой форме для нескольких студентов. Однако и в этом случае необходимо учитывать индивидуальные потребности обучения и развития каждого студента. В группе студентам труднее обсуждать свои цели и вопросы. Кроме того, краткость времени, отведенного на групповую супервизию, сокращает возможности оказания поддержки овладению навыками работы отдельным студентом.

Наряду с индивидуальным руководством практикой можно в качестве инструмента обучения применять взаимосупервизию, при которой студенты могут делиться между собой опытом, полученными навыками и отчитываться перед супервизором. Групповая взаимосупервизия может выступать как дополнительный способ овладения навыками. Она предоставляет студентам возможность отработки в группе супервизии как метода работы. Однако она не может подменить супервизию со стороны опытного специалиста.

Обычно в супервизии целевым периодом считается процесс регулярного руководства около 2 лет. В течение этого периода супервизор и обучаемый встречаются примерно раз в две недели. На этих 2 — 4-часовых встречах обсуждаются вопросы, связанные с работой, которые учащийся считает важным обсудить для своего дальнейшего совершенствования в профессии.

К будущим социальным работникам по завершении обучения предъявляют жесткие требования, включая:

принятие профессиональных норм и обязанностей;

освоение этических норм профессии;

стремление к научному совершенствованию;

наличие мотивации к продолжению обучения.

Отрицательный результат подготовки социальных работников может включать в себя уровень недостаточной воспитанности и нравственной подготовки к профессиональной деятельности.

Список используемых источников:

1. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в системе подготовки социальных работников // Теоретические основы подготовки социальных Работников: сб. статей. — М., 1992.

2. Жуков В. И. Социальное образование в России: опыт и проблемы // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. — М., 1997.

3. Кнорин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: (Анализ зарубежного опыта). — СПб„ 2013.

4. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. — М., 2014.

5. Топчий Л. В. На пути к новому качеству подготовки специалистов по социальной работе // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. — М., 2013.

6. Шпичкина О. В. Развитие креативности специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки (структурно-функциональная модель) // Отечественный журнал социальной работы. -. 2001. - № 3. - С. 79 - 84.

Вопросы и задания:

1. Докажите необходимость введения в практику подготовки социальных работников коммуникативных технологий.

2. Перечислите ведущие технологии практического обучения социальных работников.

3. Покажите значение супервизии в практической работе социального работника.

4. Чем обусловлена необходимость индивидуального сопровождения студентов в процессе обучения социальной работе?

Видеть в каждом воспитаннике Человека с большой буквы, помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел – главная задача социального педагога. Спасать и воспитывать юные души – его основная миссия.

Целю социально-педагогической деятельности в МОУ-Лицее №2 является содействие в создании благоприятных условий для реализации прав ребенка, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения, обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении, в семье и социальном окружении.

Для достижения данной цели социальными педагогами лицея активно ведется деятельность по трем направлениям (социально-педагогическая деятельность с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; профилактическая работа; информационно-правовая работа) с использованием современных технологий.

Основными технологиями, используемыми социальными педагогами МОУ-Лицей №2, в рамках социально-педагогической деятельности являются интерактивные технологии, информационные технологии, а также проектная деятельность.

Интерактивные технологии — это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала, основанный не только на взаимодействии ученика и педагога, но и непосредственно между учениками.

Социальными педагогами МОУ-Лицей №2 используются следующие интерактивные технологии:

- Социальные и благотворительные акции;

- Работа в группах;

- Сюжетно - ролевая (деловая) игра;

- Дискуссия и дебаты.

Использование информационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности социального педагога, органично дополняет традиционные формы работы, расширяя взаимодействие с другими участниками образовательного процесса.

В социально-педагогической работе с учащимися и родителями МОУ-Лицея №2 используются следующие информационные технологии:

- Цифровые образовательные ресурсы;

- Интернет викторины и олимпиады.

Еще одной не менее эффективной социально-педагогической методикой является проектная деятельность. Проектная деятельность занимает особое место, позволяя учащемуся раскрыть свои личные качества, сформировать гражданскую позицию, нравственные качества, проявить себя с позитивной стороны, являясь большим подспорьем в профилактической и коррекционной работе.

Работая над проектами, учащиеся изменили свой взгляд на окружающий мир, самих себя, познали много нового и интересного, показали умения индивидуальной и коллективной работы.

Применение вышеописанных технологий социальными педагогами МОУ-Лицей №2 позволяет повышать эффективность социально-педагогической деятельности, как с учащимися, так и с родителями, а также педагогическим сообществом в целом и грают ведущую роль в решении поставленных целей и задач.

Гост

ГОСТ

Понятие социальной технологии и схема ее действия

Постепенно технологии социальной ориентации развивались, и расширялся спектр их действия. Были оформлены технологии социальной работы, которые по своей структуре и значению схожи с технологиями социальной педагогики. Это обусловлено наличием тесной взаимосвязи и сходных черт в функционировании социального работника и педагога.

Технологии социальной работы представляют собой методику реализации практических направлений функционирования социального работника, ориентированной на целесообразное применение различных методов, приемов и средств нацеленных на получение продуктивных и качественных итогов трудовой деятельности. технологии базируется на разработке программы работы, включающей стадии проведения социальных мероприятий, обоснование определенных целевых направлений и задач для разрешения проблем социального характера, алгоритм выполнения деятельности и способы проведения контрольных мероприятий и оценку итогов проделанного труда. Технологии социальной направленности имеют определенные показатели оценки продуктивной работы социального специалиста.

Социально-педагогическая технология относится к одной из вариаций интегративного характера отдельно взятой социальной и педагогической технологии. Допустимость ее создания и использования определяется спецификой социально-педагогической работы, структурным строением, позволяющим дифференцироваться и поэтапно практически воплощаться. Социально-педагогический труд включает в себя целевое направление, определение ведущих методик и приемов организации протекания работы и его инструментального оснащения, а также мониторинг результатов, проделанной работы. Конкретизация цели и итогов, которые требуется достигнуть обуславливаются квалифицированным и оптимальным подбором содержания, методов и способов построения конкретного вида деятельности.

Педагогические технологии, внедряемые в социальную сферу базируются на методах, способах, приемах практической работы педагога, которая отличается осмысленной, обоснованной и рациональной поэтапной деятельностью и использованием конкретного инструментального оснащения. При этом, содержание, методы и формы конструирования технологического педагогического процесса являются тесно взаимосвязанными и могут сосуществовать только в единстве и сотрудничестве. Содержание технологии предопределяет ее форму и методику осуществления, а те в свою очередь оказывают воздействие и способны приводить к изменению содержания. Помимо этого, прослеживается связь и зависимость между формами и методами педагогической социальной работы.

Готовые работы на аналогичную тему

Схема построения социально-педагогической технологии имеет следующий вид:

  1. Постановка ведущей педагогической задачи – состоит из поиска, подготовки анализа и группировки информации, оказание поддержки социальному объекту в постановке и правильной формулировке, имеющейся задачи.
  2. Определение методик и технологий разрешения поставленной задачи – определение ведущих целей и задач педагогической работы, на основе которых определяется содержание и методика осуществления технологического процесса.
  3. Выявление методов и форм построения, гармонирующих с содержанием технологии и находящихся в тесном сотрудничестве и связи.
  4. Проведение мониторинга поставленных проблем и подведение итогов работы на каждой стадии применения педагогической технологии.

Типы используемых социально-педагогических технологий

В современной педагогической работе применяются такие вариации педагогических технологий, носящих социальную ориентацию:

  1. Социально-педагогическое предупреждение – проведение специально организованных воспитательных процедур, ориентированных на предупреждение и устранение причин, факторов и условий, ведущих к развитию социальных нарушений в поведенческой деятельности учащихся, имеющих отрицательные последствия.
  2. Социально-педагогическое содействие– оказание помощи и поддержки учащимся в разрешении конкретных социальных проблем, помощь в адаптации к общественным правилам и нормам, построении коммуникативных связей.
  3. Социально-педагогическое исправление – осуществление корректировки общественных условий развития личности ребенка, работа с разнородными социальными отклонениями, ориентированная на определенную личность и ее затруднения социального характера.
  4. Социальная защита детства – разработка программ и методик защиты прав и свобод каждого ребенка, обеспечение соблюдения законодательства страны и мировых правовых актов в области правого обеспечения детей.
  5. Реабилитация социального характера детей и подростков – основывается на специальных приемах и способах, ориентированных на восстановление испорченных или потерянных социальных контактов ребенком, из-за функциональных сбоев в здоровье, инверсии социального статуса, развитием поведения, отклоняющегося от социальных и юридических норм общества.

Технология личностно направленного развивающего обучения

Образовательная система на современном этапе развития базируется на приоритете личности. Личность, ее потребности, интересы, стремления и желания ставятся на первое место при организации учебно-воспитательного процесса, выборе методов, приемов и технологий его осуществления.

Личностно направленное образование выявляет специфику развития каждого субъекта – учащегося, ориентируется на поддержание его самобытности, самодостаточности, ценности, наличие собственного мнения и мировоззренческих взглядов.

Технология разрабатывается с учетом признания двух равноправных источников:

Учение, при этом является не просто производным от обучения, но и выступает в качестве действенного источника личностного развития.

В процессе обучения происходит полноценное овладение знаниями, которые принимают участие в становлении и развитии учебной деятельности и оказывают непосредственное воздействие на интеллектуальное развитие. Таким образом и осуществляется развивающее обучение.

Читайте также: