Право на защиту репутации автора доклад

Обновлено: 22.04.2024

А.М. Эрделевский, профессор МГЮА, доктор юридических наук.

Согласно ст. 15 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. (далее - Закон) право на защиту репутации автора является одним из принадлежащих автору произведения личных неимущественных прав. Терминологически право на защиту репутации автора ранее не было известно российскому гражданскому законодательству, однако в значительной степени аналогом этого права следует считать право на неприкосновенность произведения, которое входило в состав прав автора согласно п. 2 ст. 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. и ст. 479 ГК РСФСР 1964 г. (далее - ГК РСФСР).

Нельзя сказать, чтобы право на защиту репутации автора было раскрыто в ст. 15 Закона достаточно подробно. Это право определено как право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. По сравнению с правом на защиту репутации автора содержание права на неприкосновенность произведения раскрывалось в ст. 480 ГК РСФСР более подробно. Согласно этой норме право автора на неприкосновенность произведения состояло в воспрещении кому бы то ни было вносить без согласия автора какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора, а также снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

Как показывает анализ юридической литературы, нередки случаи неправильного прочтения ст. 15 Закона в части определения права на защиту репутации автора. Так, комментируя ст. 15 Закона, профессор Э.П. Гаврилов указывает, что сущность права на защиту репутации автора - оградить произведение от таких изменений (искажений), которые наносят ущерб чести и достоинству автора. Вслед за этим тезисом Э.П. Гаврилов выражает мнение, что "без согласия автора недопустимо внесение в произведение любых изменений - даже если они не наносят ущерба чести и достоинству автора", и обосновывает это мнение ссылкой на п. 2 ст. 16 Закона, где среди прочих имущественных авторских правомочий упоминается право автора на переработку своего произведения (Э.П. Гаврилов. Комментарий Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". М., 1996).

Само по себе суждение Э.П. Гаврилова о недопустимости внесения в произведение без согласия автора каких бы то ни было изменений представляется абсолютно верным, однако следует обратить внимание, что с позиций буквального толкования Закона Э.П. Гаврилов, очевидно, воспринимает указание в ст. 15 Закона на способность нанести ущерб чести и достоинству как квалифицирующий признак, относящийся в равной степени как к искажению произведения, так и иному посягательству на него. Однако такое восприятие текста ст. 15 Закона неверно, поскольку оно противоречит правилам русского языка.

Дело в том, что постпозитивное (то есть стоящее после определяемых слов) определение, относящееся к двум или нескольким существительным - однородным членам предложения (в данном случае - искажение и иное посягательство), всегда (даже при наличии между ними разделительного союза, например "или") ставится в форме множественного числа (Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1994. С. 279). В ст. 15 Закона определение "способного" стоит в единственном числе, что однозначно указывает на его относимость только к существительному "посягательство".

Следует заметить, что ст. 15 Закона в части права на защиту репутации полностью соответствует ст. 6.bis Конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.(Бюллетень международных договоров, 2003, N 9), где предусмотрено, что автор вправе противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора. Нетрудно видеть, что и здесь определение "способному" безусловно относится только к посягательству.

Если обратиться к видам действий, которые определены в ст. 480 ГК РСФСР как нарушения права на неприкосновенность произведения, то нетрудно видеть, что их можно разделить на два вида. К первому виду нарушений права на неприкосновенность произведения относится искажение произведения в узком смысле, то есть внесение изменений в само произведение и его название, а также внесение изменений в обозначение имени автора (что одновременно нарушает и право автора на имя). Такие нарушения изменяют само произведение. Ко второму виду нарушений относится несанкционированное автором включение инородного материала в произведение или несанкционированные добавления к нему - снабжение произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями, пояснениями и т.п. Нарушения второго вида могут исказить смысл произведения и его восприятие аудиторией читателей, зрителей или слушателей.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Как творец автор непосредственно заинтересован в том, чтобы его произведение было представлено на суд общественности именно в той индивидуальной форме, которую придал ему он.

В соответствии с п.1 ст. 15 Закона автору предоставляется право на защиту произведения, включая название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб его чести и достоинству.

В ранее действовавшем законодательстве подобное правомочие именовалось правом на неприкосновенность произведения. Новое его название было введено под влиянием положений парижского текста Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (cT.6bis, п.1).

Вместе с тем представляется, что прежнее название более точно отражало суть рассматриваемого права, поскольку репутация автора чаще всего нарушается без искажения произведения.

Как справедливо полагает А.К. Юрченко, репутация автора объемлет более широкий круг возможных нарушений интересов автора, нежели только посягательство на неприкосновенность содержания и формы его произведения. В то же время, неприкосновенность произведения может быть нарушена, однако автор будет не в состоянии доказать, что этим задета его репутация.

Кроме того, нормы о защите чести и достоинства содержатся в статьях 150 - 152 и 1099 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, специальные положения статьи 15 Закона об авторском праве являются их фактическим повторением. Автор же может защищать свою репутацию, опираясь на общие нормы ГК (например, если критические замечания носят оскорбительный характер).

Право на защиту репутации автора предполагает, что никто не может изменить произведение, а также его название без согласия автора.

Воспрещается снабжать произведение при издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями, которые могут нанести ущерб репутации автора. Без согласия автора недопустимо сокращать объем произведения, заменять его отдельные элементы, вносить иные изменения, даже если с точки зрения пользователя они бы и улучшали произведение. В этой связи определенный интерес представляет следующее дело. В 1977 г. Одесская киностудия взяла на себя создание телефильма по заказу Гостелерадио СССР и заключила договор с М. на написание литературного сценария, а также с Ю. на написание текстов песен. После постановки кинофильма в него с санкции телеобъединения «Экран « был включен музыкальный номер, в котором использовались стихи третьего лица. Считая включение этой сцены нарушением права на неприкосновенность авторы предъявили в суде иск к Гостелерадио СССР и Одесской киностудии о ее исключении из произведения. Представитель Одесской киностудии против иска возражал, ссылаясь на то, что при ознакомлении с режиссерским сценарием истцы согласились со всеми изменениями, которые были внесены в процессе работы над фильмом. Истцы же пояснили, что в момент их ознакомления с режиссерским сценарием спорного музыкального номера в нем не было. Они категорически отрицали, что предоставили режиссеру право включать в фильм музыкальные номера с использованием текста песен третьих лиц. В этих условиях суд удовлетворил исковые требования и обязал ответчиков исключить спорный номер из фильма 1 .

При разрешении данного дела суд исходил из презумпции отсутствия разрешения автора на внесение изменений в произведение. Доказательства его наличия должно представлять лицо, нарушившее целостность произведения. При этом любые изменения и дополнения, вносимые в произведение должны быть согласованы с автором.

В соответствии со ст. 19 Закона в научных, исследовательских, критических, информационных целях могут без согласия автора цитироваться правомерно обнародованные произведения. Однако эти отрывки не должны искажаться.

Допускается творческая интерпретация произведения пользователем, если при этом не вносится существенных изменений в содержание и форму произведения. Так, не является нарушением права на неприкосновенность транспонирование музыкального произведения в регистр, удобный для исполнителя; изменение языковой формы произведения при переводе.

В ст. 29 Закона об авторском праве указано, что право на защиту репутации автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, однако на наследников возлагается защита указанных прав. Как видим, правомочие принадлежащее автору по своему объему и содержанию значительно шире переходящего к наследникам права на охрану произведения. Так, автор может вносить в созданное произведение любые, даже коренные изменения. Что же касается наследников, то принадлежащее им правомочие носит охранительный характер и является производным от соответствующего права автора. Тот факт, что на месте наследников по завещательному распоряжению автора может оказаться другое лицо, на которое возложена охрана неприкосновенности произведения, вопреки утверждениям некоторых юристов, не меняет сути дела (наследственное правопреемство имеет место в обоих случаях).

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 204170
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Право автора на защиту репутации — это личное неимущественное право автора противодействовать любому извращению, искажению, изменению и любому иному посягательству на свое произведение, вклю­чая его название, способному нанести ущерб его чести, достоинству или репутации.

Естественно, речь идет только о разрешенных автором изменениях про­изведения, в противном случае никто не имеет права изменять произведе­ние. Другими словами, даже если автор передал другому лицу свое исклю-

' Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 14.

чительное право на переработку, у него остается личное неимущественное право контролировать переработку, чтобы не было извращено или искаже­но содержание его произведения и не нанесен ущерб его чести, достоинст­ву или репутации.

Таким образом, передача исключительного права на переработку произ­ведения не означает предоставления полной свободы переработчику, по­скольку право на защиту репутации позволяет автору требовать, чтобы при переработке произведения не искажалось содержание произведения. При этом автор сам решает, подрывает ли его репутацию переработка его про­изведения или нет.

Ситуация не меняется, если произведение перешло в общественное достояние, т. е. когда переработка может осуществляться без согласия ав­тора. Даже в этом случае наследники автора имеют право запрещать любые изменения произведения, которые, по их мнению, искажают или извра­щают содержание произведения и наносят ущерб чести и достоинству ав­тора.

Ущерб репутации автора могут нанести и иные посягательства на произведение, например добавление к произведению предисловий, после­словий, пояснений, комментариев, иллюстраций.

Следует отметить, что право на защиту репутации не идентично праву на неприкосновенность произведения, признаваемому ст. 1266 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С другой стороны, право на защиту репутации автора является личным

'имущественным правом. Другими словами, право на защиту репута-

и действует даже тогда, когда срок действия права на переработку и

ст. 1267(1) Гражданского кодекса Российской Федерации бессрочность

ава на неприкосновенность является ошибочной. После перехода в об-

ественное достояние любое произведение может быть «прикосновен-

ести и достоинству автора. Следовательно, бессрочным является не право

неприкосновенность произведения, а право на защиту репутации авто-

. Именно такой правильный подход существовал в раннем законодатель-

§ 4.4. Право на воспроизведение • 117

"116 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц

Право исполнителя на защиту репутации — это право на защиту не­записанных устных исполнений или записанных на фонограммы исполне­ний (включая их названия) от всякого искажения или иного посягатель­ства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, за исключением тех случаев, когда непредоставление такого права про­диктовано характером использования исполнения.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам ввел ограничения на право исполнительства, поэтому право на защиту репутации не может рас­пространяться на те случаи, когда право исполнительства не признается. В противном случае исполнитель не имел бы права исполнительства, но имел бы право на защиту репутации. Таким образом, необходимо при­знать, что оба личных неимущественных права исполнителя должны иметь один и тот же объем. Следовательно, исполнителю может принадлежать право на защиту репутации только в отношении незаписанных или запи­санных на фонограммы исполнений. Но даже при соблюдении этих усло­вий исполнителю может не предоставляться право на защиту репутации, если непредоставление этого права продиктовано характером использования исполнения. Данная оговорка предназначена для ограничения прав испол­нителя, в частности в отношении аудиовизуальных исполнений.

Национальное законодательство предоставляет право на защиту ре­путации исполнителя на все виды исполнений без условий и оговорок. По­добно праву на неприкосновенность произведения, Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1315(1) установил право на неприкосновен­ность исполнения. Различие между правом на защиту репутации исполни­теля и правом на неприкосновенность исполнения аналогично различию соответствующих прав автора. Правильный подход к защите репутации ис­полнителя существовал в раннем законодательстве Российской Федера­ции 2 .

  • Право на защиту репутации автора — субъективное право, принадлежащее автору произведения литературы, науки или искусства. Содержание этого права составляет возможность противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора (статья 6(bis) Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений).

Национальным законодательством содержание этого права может конкретизироваться. Так, в ст. 1266 Гражданского кодекса РФ устанавливается, что внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями является прерогативой автора. После его смерти лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений лишь при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Связанные понятия

Права авторов являются частью закона об авторских правах. Термин напрямую заимствован с французского droit d’auteur (нем. Urheberrecht) и обычно используется по отношению к закону об авторском праве. Права авторов охраняются на международном уровне Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и других аналогичных договоров. "Автор" используется в очень широком смысле, то же касается композиторов, художников, скульпторов и архитекторов: в целом, автор это человек, чье творчество.

А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

Презумпция авторства – норма в авторском праве, согласно которой авторство признаётся юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. В общепринятой юридической практике, при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения. В законодательстве Российской Федерации презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается.

Свободное использование произведений (не путать с использованием свободных произведений) — использование произведений (например, их издание), находящихся под действием исключительных авторских или смежных прав, без разрешения на то автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с соблюдением права авторства, прав на имя и на защиту репутации автора. Для свободного использования произведений характерно также то, что оно возможно, как правило, только в отношении правомерно обнародованных (или опубликованных.

Плагиа́т — умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность. С другой стороны, плагиат возможен и в областях, на которые не распространяется действие.

Упоминания в литературе

Личные неимущественные авторские права включают: право авторства; право на имя; право на обнародование, в том числе и право на отзыв или изъятие произведения из обращения; право на неприкосновенность и целостность произведения, право на защиту репутации автора . Из них под охраной уголовного закона находится лишь право авторства, т. е. право признаваться автором произведения (ч. 1 ст. 146 УК РФ), и право на неприкосновенность и целостность произведения (ч. 2 ст. 146 УК РФ).

Связанные понятия (продолжение)

Соа́вторство — правовой статус граждан, создавших совместным творческим трудом произведение (объект авторского права) независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Авторское право в Российской империи — совокупность правовых норм в Российской империи, регулирующая отношения авторов, издателей и общества, защищающая интеллектуальную собственность.

В поте лица (англ. Sweat of the brow) — это правовая доктрина интеллектуальной собственности, в основном затрагивающая авторское право. Согласно этой доктрине, автор получает авторские права на свою не оригинальную работу благодаря усердию во время её создания. Примером может служить база данных, каталог или телефонный справочник. Существенного творческого подхода или оригинальности при создании подобного рода работ не требуется.

Авторское право на служебные произведения (works made for hire) — право на произведение, созданное работником в рамках его основной работы по найму или для некоторых ограниченных видов работ, где все Стороны договариваются в письменной форме. Работа по найму — законодательно определённый термин (17 U. S. С. § 101). Существует также понятие корпоративное авторство, когда в качестве работодателя выступает корпорация или иное юридическое лицо.Примером служебных произведений в США являются операционные.

Оформление цитат в Википедии описано на странице Википедия:Цитирование.Цита́та — дословная выдержка из какого-либо текста.

Живая публикация — размещенная в интернете в свободном доступе научная работа, которая постоянно поддерживается её автором в актуальном состоянии.

Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, — написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Предисло́вие — часть литературного или научного произведения, предшествующая основному тексту. В предисловии излагаются разъяснения и замечания как самого автора, так и редактора, издателя, возможно, других лиц, имеющих отношение к произведению.

Удализм и инклюзионизм (англ. deletionism и inclusionism) — принятые в Википедии названия различных подходов к её пополнению новыми статьями.

Музыка в общественном достоянии — это музыкальное произведение, переданное автором в общественное достояние; срок защиты авторского права которого истёк; или оно никогда не защищалось авторским правом.

Свобода творчества — принцип, согласно которому автор художественного произведения вправе свободно выбирать направление своего творчества, темы, предметы для описания, применять любые изобразительные средства и художественные приёмы, которые он считает подходящими для достижения избранной творческой цели. Рассматривается как одно из проявлений фундаментального принципа свободы слова, предполагающего право каждого на свободное высказывание своих мыслей.

Писа́тель, писа́тельница (реже литера́тор) — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата).

Древнегреческое право по своему влиянию на дальнейшее юридическое развитие Европы ни в каком отношении не может идти в сравнение с правом другого главного представителя древнего мира, Рима. Не разработанное теоретически греческими юристами, не получившее вследствие раздробленности Греции значения единого греческого права, оно не вылилось в стройную систему норм, годную для рецепции в других странах. Этим объясняется и несравненно меньшая доля внимания, которая выпала на его долю со стороны западных.

Роль читателя. Исследования по семиотике текста — сборник эссе известного итальянского философа и писателя Умберто Эко.

Цензу́ра в Росси́йской импе́рии — контроль государственных органов Российской империи над содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции (книг, газет и журналов), музыкальных, сценических произведений, произведений изобразительного искусства и раннего кинематографа. Цензура в различное время проводилась разными инстанциями: так, вплоть до середины XVIII века её осуществляли непосредственно императоры России, до конца века — Синод, Сенат и Академия наук, начиная с XIX века.

Культура разрешения (англ. Permission culture) — термин, часто используемый Лоуренсом Лессигом и другими активистами авторских прав, чтобы описать общество, в котором ограничения, связанные с авторскими правами получили широкое распространение и насильственные до такой степени, что любой и все виды использования объектов авторского права должны быть явно разрешены по договору. Это имеет как экономические и социальные последствия: в таком обществе, владельцы авторских прав может потребовать оплату.

Историческая критика — совокупность приёмов, которыми пользуется историк для того, чтобы различать истину от лжи в исторических свидетельствах.

Свобо́да ма́ссовой информа́ции и её составляющая свобо́да печа́ти — конституционные гарантии независимого функционирования СМИ в отдельно взятой стране. Имеет кардинальное значение для построения демократии и поощрения гражданской активности. Трактуется как политическое право граждан свободно учреждать средства массовой информации и распространять любую печатную продукцию. Одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека, являющееся составной частью более общего права — свободы.

Публици́стика (от лат. publicus — общественный) — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни.

Адаптированная литература — это литература, — зачастую художественные произведения известных писателей, — адаптированная для читателя таким образом, чтобы в ней использовались лишь те грамматически конструкции и слова, которые будут понятны конкретной группе читателей, либо же поправки, согласующиеся с политической доктриной той или иной страны и продиктованные конъюнктурными, а не образовательными соображениями. Идеи переработки классических произведений для детей постепенно привлекают к себе всё.

Уведомление об авторском праве согласно закону Об авторском праве в США, является законодательно установленной формой, которая информирует пользователей об авторском праве собственности в опубликованной работе.

Пра́во на забве́ние (право быть забытым, англ. right to be forgotten) — право человека, позволяющее ему потребовать при определённых условиях удаление своих персональных данных из общего доступа через поисковые системы, то есть ссылок на те данные, которые, по его мнению, могут нанести ему вред. Это касается устаревших, неуместных, неполных, неточных или избыточных данных или информации, законные основания для хранения которой исчезли с течением времени.

Творческая работа — результат творческих усилий человека. Под это понятие попадают изобразительное искусство, литература, живопись, музыка, хореография и т. д.

Научная этика — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.

Право на защиту репутации представляет собой важное личное неимущественное право автора, наделяя его правом на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства на произведение, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Таким образом, ущерб чести и достоинству автора, т.е. его репутации, могут нанести только такие изменения его произведения, которые искажают, извращают содержание произведения. Естественно речь идет только о разрешенных

' Бернская конвенция'об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОТС. No. 287 (R). 1990. С. 14.

автором изменениях произведения, в противном случае никто не имеет права вносить какие-либо изменения в произведение. Другими словами, даже если автор передал одно из своих имущественных прав — право на переработку — другому лицу, у него остается личное неимущественное право контролировать такую переработку с тем, чтобы не было извращено или искажено содержание его произведения.

Следует особо подчеркнуть, что передача имущественного права на переработку произведения не означает предоставления полной свободы переработчику, поскольку право на защиту репутации позволяет автору требовать, чтобы при переработке произведения не было искажено содержание произведения или основные мысли автора. При этом автор сам решает, подрывает ли его репутацию сделанная другими лицами переработка его произведения или нет.

Ситуация не меняется, если произведение перешло в общественное достояние, т.е. когда переработка может осуществляться без согласия автора. Однако в этом случае наследники автора имеют право запрещать любые изменения произведения, которые, по их мнению, искажают и извращают содержание произведения и наносят ущерб чести и достоинству умершего автора.

Ущерб репутации автора могут нанести и иные посягательства на произведение, которые могут охватывать множество действий. Самыми распространенными действиями такого вида являются добавления к обнародованному произведению всевозможных предисловий, послесловий, пояснений, комментария, иллюстраций, поскольку все эти действия могут рассматриваться как посягательства, способные нанести ущерб чести и достоинству автора.

Право на защиту репутации не идентично праву на неприкосновенность произведения или праву на целостность произведения, которое устанавливалось Основами гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 года, кодексами союзных республик и присутствует в законодательстве некоторых стран СНГ1. В Гражданском

Права авторов 257

Следует отметить, что право на неприкосновенность произведения и право на защиту репутации автора часто считают близкими правами, однако в действительности это совершенно разные права.

Право на неприкосновенность произведения существовало в Гражданских кодексах союзных республик и означало, что никто не имел права изменять или перерабатывать произведения без разрешения автора. В настоящее время законодательство об авторском праве наделяет автора правом на переработку произведения, которое означает, что автор обладает правом разрешать переработку своего произведения. Другими словами, никто не имеет права перерабатывать произведение без разрешения автора. Однако точно такое же содержание имело и право на неприкосновенность произведения. Таким образом, право на неприкосновенность идентично праву на переработку, они лишь по-разному формулируют запрет переработки произведения без разрешения автора. Идентичность этих двух прав означает, что право на неприкосновенность имеет имущественный характер.

Право на защиту репутации автора является личным неимущественным правом и его назначение заключается в том, чтобы предотвратить искажение содержания произведения, переработку которого автор разрешил. Другими словами, право на защиту репутации действует даже тогда, когда право на переработку или право на неприкосновенность исчерпано.

Право на защиту репутации не нашло явного отражения в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Однако в силу международных обязательств Республики Беларусь

' Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу БССР/ Под общ. ред. В.Ф.Чигира. Мн.: Беларусь, 1991. С.445.

Подробное, хотя и весьма субъективное, изложение права на защиту репутации представлено в работе Т.Хейди1.

Читайте также: