Доклад философия 19 века

Обновлено: 18.05.2024

Немецкий классический идеализм развивался на фоне таких исторических событий, как Французская революция и наполеоновские войны. Революция воспринималась как осуществление идей Просвещения, разума и свободы, но отношение к этим идеям изменилось от полного одобрения до неприятия. В рамках немецкого классического идеализма были развиты следующие концепции:

• трансцендентальный идеализм Иммануила Канта (1724-1804);

• субъективный идеализм Иоганна Фихте (1762-1814);

• объективный идеализм Фридриха Шеллинга (1775-1854);

• абсолютный идеализм Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Кант, будучи типичным представителем философии Просвещения, является одновременно основателем немецкого идеализма. Его творчество традиционно делят на два периода – докритический и критический.

Шеллинг попытался решить дихотомию Канта, обратившись к объективной стороне этой дилеммы. Он приступил к разработке философии природы. Вопрос единства противоположностей приводит его к концепции философии тождества, в которой абсолют действует как точка безразличности противоположностей. Это утверждение Шеллинга повлияло на становление сложной философской системы Гегеля, известной как абсолютный идеализм. В его философии познание абсолютным духом себя самого образует основание для всей его мощной спекулятивной системы, в которой снимается противостояние субъекта и объекта, т. е. кантовских ноумена и феномена. В рамках своей системы Гегель упорядочивает огромный материал из различных областей знания: искусства, религии, права и из истории.

Философия XIX века

XIX век рассматривается в целом как переход от Нового времени к современности. Переходный характер имела и философия. Многие возникшие в XIX в. философские идеи Были адекватно поняты и развиты лишь впоследствии.

Политический климат XIX в. задается влиянием французской революции, в частности, стремлением к построению суверенных национальных государств под эгидой идеи права наций на самоопределение. Либерализм направлен на господство принципов разума и осуществление индивидуальной свободы (прав человека), а также на развитие свободной экономики.

Количество философских построений этого времени обширно, поэтому отметим самые существенные и влиятельные философские течения: левогегельянство и материализм; критика гегельянства; позитивизм; философия жизни.

С радикальным крылом гегелевской школы был связан материализм этой эпохи, который обусловливался также сильным влиянием тогдашнего естествознания, носившего механистический характер. На философском уровне развивался так называемый механистический материализм.

(Яскевич, Я.С., Вязовкин, В.С., Гафаров, Х.С. Основы философии. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 272 с.)

Лекция 3. Становление и основные направления неклассической философии

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



I .Введение

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 веке . Философия данного периода - это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. [1] Кроме того, развитие философской мысли, данного периода, происходило во взаимосвязи и взаимодействия с разными формами общественной, научной и культурной жизни и приобретала при этом многогранный и многозначный характер.

В социально-исторических потрясениях, которые неизбежно приближались, философское сознание приобретает кризисный залог, восстает против рационалистических философских систем, возражает их основу - ум. Философией овладевает разочарование в идее прогресса как процесса ума. Отрицаются как ненужные для человека, как не значащие для смысла ее жизни существующие средства и методы познания и любая теория познания вообще, происходит своеобразный "бунт против ума".

В истории философии наступает этап переосмысления ее основных принципов, нового неклассического типа философствования, относится под сомнение правомерность любой гармонической рационалистической системы. Как критерий философствования выдвигается принцип тесной связи с индивидом, его ощущениями, расположениями духа, переживаниями, с безутешной и безвыходной трагичностью его существования. Место проблем познания, которые были ведущими на этапе становления и классического развития буржуазной философии, заступает проблема человеческого существования. Внимание концентрируется на сферах истории и культуры, вокруг проблем смысла и судьбы человеческого бытия.

Наступает эпоха настроения. Возникают формы своеобразного " гуманизма", которые ведут к подсознанию. Если до этого истину искали в уме, то теперь ее усматривают в противоположному - в несознательном. Отношение философии к уму и рационалистических систем становится отрицательным, поскольку они не способные соответствующим образом ориентировать человека в жизни и истории, так как существенные стороны этих процессов для них закрытые. Этот стиль философствования начинает доминировать в западной философии: "философию мышления" заменяет "философия жизни".

В чем же причина такого радикального изменения отношения философии 19 века к науке и уму? Чем объяснить распространение концепций, которые возражают ум и научное познание?

Иррационализм в философии и мировоззрении в целом приобретает силу в периоды социальной дестабилизации. Анализируя основные тенденции развития иррационализма, следует отметить две основные причины его возникновения: во-первых, он выживает в атмосфере бунтарского неудовольствия существующими порядками (в средневековых ересях, в учениях эпохи Реставрации), во-вторых, в хаотичных протестах будничного сознания в условиях кризиса цивилизации. Разочарование в социальном прогрессе и в результатах применения науки и техники, дисгармония между социальным и биологическим является социально-психологическим грунтом для распространения концепций неклассической философии 19 века.

II . Основная часть

Глава 1 . С. Кьеркегор

1.1.
Проблемы человеческого существования в философии С. Кьеркегора

Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил свое внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия. Кьеркегор назвал одну из своих книг "Страх и трепет" . [5]

Глава 2. А. Шопенгауэр

2.1. Волюнтаризм А. Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) — младший современник Гегеля. Он не признавал его и даже называл шарлатаном. Шопенгауэр противопоставлял рационализму-панлогизму Гегеля свой иррационализм и волюнтаризм (направление в философии , признающее волю первоосновой всего сущего).

Шопенгауэр положил начало новому направлению философской мысли в Европе – иррационализму . Он исходил из абсолютизации психической жизни отдельного человека, а точнее, одной из психических способностей человека – воли. Вот почему его философию называют еще волюнтаризмом. Шопенгауэровский волюнтаризм – концепция, которая началом всего сущего объявляет волю, но не конкретного человеческого индивидуума, а всеобщую, мировую волю. В его картине мира началом всего сущего является некоторое стихийное бессознательное начало, которое управляет миром.

Шопенгауэр был философом-пессимистом. Он утверждал, что в мире господствует зло, поскольку мировая воля – злая, разрушительная в своей основе. Сколько бы человек ни боролся со стихией, она возьмет свое.

Первая книга "Мир как представление" начинается с утверждения: "Мир — мое представление". Шопенгауэр считает, что эта истина справедлива для всех живых существ, но лишь человек может привнести ее в сознание. Эта концепция мира как осознанного представления о мире есть, согласно тезису автора, отправная точка философского духа. Шопенгауэр полагает, что я могу быть уверен единственно только в том, что "не знаю ни Солнца, ни Земли, а знаю только глаз, который видит это Солнце, руку, которая осязает Землю. ". Иными словами, человек знает, что "окружающий его мир существует только как представление, т.е. по отношению к другому, к представляющему, который есть он сам". Согласно Шопенгауэру, ". все, существующее для познания, следовательно, весь этот мир, — лишь объект по отношению к субъекту, созерцание созерцающего, одним словом, представление". Этот закон относится не только к настоящему, но и к прошедшему и будущему. Познание проходит через взгляд, которым субъект смотрит на мир. Шопенгауэр формулирует вопрос: каков же этот субъект? По его версии, "то, что все познает и никем не познается, есть субъект. Он, следовательно, носитель мира, общее, всегда предпосылаемое условие всего являющегося, всякого объекта; ибо только для субъекта есть все, что есть. Таким субъектом каждый находит самого себя, но лишь поскольку он познает, а не поскольку он объект познания. Объект — уже его тело, которое мы поэтому, с этой точки зрения, называем представлением. Ибо тело — объект среди объектов и подчинено законам объектов, хотя оно — непосредственный объект". Как и всякий объект созерцания, тело действительно подчиняется формальным условиям мысли, времени и пространства. Это порождает множественность в представлениях: Шопенгауэр различает интуитивные представления, условиями которых являются время, пространство и причинность (интуитивный разум) и абстрактные представления, или понятия (рассудок). Общее у них то, что представление есть встреча субъекта и объекта.

Глава 3. Ф. Ницше

3.1. Основные темы философии Ф. Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. [6]

Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее "вечного возвращения одного и того же". Лишь понятие "вещи" выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как "волю к власти", волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. [8]

Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Современная ему культура оценивалась им как "культура декаданса", когда, по Ницше, возрастание интеллекта ослабляет инстинкт человека, приглушая ощущение его слиянности с природой, умаляя смысл жизни как единственно абсолютной ценности. Над всем человечеством, утверждает Ницше, царит бессмыслица. Для культуры декаданса якобы характерна христианская мораль с ее культом утонченной духовности и милосердия, когда вместе с тем происходит явное умаление ценности земной жизни и усиливаются принципы сострадания. Рассматривая искусство, Ницше выделяет в нем два начала: дионисийское - стихийное, оргиастическое, экстатическое - и аполлоновское - просветленное, гармоническое, рефлексивное. Эти противоборствующие силы характеризуют само бытие, причем дионисийское, изначально-жизненное, лежит в основе бытия. Идеал культуры заключается в опосредовании и достижении равновесия этих полярных начал. Искусство, по Ницше, есть избыток, излияние цветущей телесности в мир образов и желаний. Ницше характеризует эстетику как "прикладную физиологию", а в эстетическом чувстве усматривает интуитивную оценку явления как психофизиологически полезного или вредного для организма.

Стремление Ницше создать основы новой морали "сверхчеловека" взамен христианской, найти новый путь религиозного сознания нельзя считать продуктивным. Тем не менее воззрения Ницше имели и по сию пору имеют большое влияние на умы людей; этому, видимо, во многом способствует удивительно изящная литературная форма его произведений в виде броских афоризмов, парадоксальных выражений, памфлетов и притч. [10]

"Антихристианин" был написан Ницше в сентябре 1888 г . Немецкое Antichrist двусмысленно: это и "антихристианин" и "Антихрист", а потому переводы на другие языки, в том числе и на русский, выходили то с одним, то с другим названием (перевод "Антихристианин", однако, точнее передаёт мысль Ницше). Христу противопоставляется Дионис, а не Люцифер, хотя в сознании Ницше присутствовал и образ Антихриста, царство которого возвещалось в следующем весьма характерном наброске (листок был приклеен самим Ницше к рукописи работы): Закон против христианства издан в День Спасения, первый день Первого Года (30 сентября 1888 г . ложного календаря).

Этот документ даёт известное представление о ненависти Ницше к христианству, хотя и этот первый "закон" Антихриста, и вся работа "Антихристианин" всё же не рисуют полной картины отношения Ницше к противопоставлению Христу — Диониса, спасению — "вечного возвращения", состраданию — страдания, христианскому "обожению" — "сверхчеловека".

Основанием антихристианства Ницше является его онтология (учение о "воле к власти" и становлении), теория познания ("перспективизм") и этика ("переоценка всех ценностей", "сверхчеловек"). Христианству противопоставляется миф о "вечном возвращении". Ницше отвергает освящаемые религией моральные ценности: "Вы называете это саморазложением бога; однако это только линька: он сбрасывает свою моральную шкуру! И вы скоро должны его увидеть по ту сторону добра и зла!" Таким образом, в "Антихристианине" только намечены основные положения ницшеанской философии, и критика христианства является лишь одним из элементов учения Ницше.

В заключение хочется сказать: произведения Ницше критикуют, а некоторые даже просто ругают, но очень многие ими зачитываются, его высоко ценят; приобщение к его творениям, несомненно, обогащает, утончает наш духовный мир.

III . Заключение

Такова общая картина развития философской мысли рассматриваемого периода - в эпоху бурного развития науки и культуры в целом . Это еще раз, подтверждает наши знания о том, что любая философская концепция является продуктом своей эпохи, порождением определенных социально-культурных условий и обстоятельств.

Невозможно изучать современные философские концепции, не учитывая их генетического развития и органической связи с философскими концепциями XIX века. Неклассическая буржуазная философия имеет важное историческое значение: она является звеном связи между классической философией и современной, теоретической базой подготовки философских учений XX века.
Особенностями неклассической западной философии, основными темами ее философствования есть: во-первых, обращение к субъективному мире человека; во-вторых, анализ кризиса буржуазной культуры; в-третьих, подход к действительности, мире человека и мира вообще.

Среди множества направлений и течений современной мировой философии есть несколько линий, которые наиболее ярко характеризуют основные тенденции ее развития. Это, во-первых, гуманистическая, во-вторых, религиозная, в-третьих, позитивистская.

Эти тенденции находят отображение во многих учениях пост классической философии и это является подтверждение того, что классическая философия, созданная великими гениями человечества, не только не сошла со сцены, но она сохраняет свое стержневое содержание всего философского массива, сохраняя свою неувядаемую ценность.

IV . Список литературы

1. Кьеркегор С. Страх и трепет: Произведение/ Кьеркегор С. - М.: 1993.

2. Шопенгауэр А. Избранные произведения: Сборник/ Шопенгауэр А. - М.: 1992.

3. Ницше Ф. Антихристианин: Сочинение / Ницше Ф. - М.: 1990.

4. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней: Учебное пособие/ Реале Д. - СПб.: 1996.

7. Свасьян К. Фридрих Ницше — мученик познания: Сочинение/ Ницше Ф. - М.: 1990.

8. Роде П. П. Серен Кьеркегор сам свидетельствующий о себе и своей жизни: Учебное пособие/ Роде П. П - Урал,: 1998.

9. Шестов Л. Кьеркегор и экзистенциальная философия: Учебное пособие/ Шестов Л. – М:, 1992.

10. Фишер К. А. Шопенгауэр: Учебное пособие/ Фишер К. - СПб.: 1999.

11. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования: Учебное пособие/ Ясперс К. - СПб.: 2004.

12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник/ Спиркин А.Г. - М.: Гардарики, 2002. - 736 ст.

[1] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 157

[2] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 161

[3] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 161

[4] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 162

[5] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 162

[6] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 162

[7] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 163

[8] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 165

[9] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 164

[10] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 165

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 веке. Философия данного периода — это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. 1 Кроме того, развитие философской мысли, данного периода, происходило во взаимосвязи и взаимодействия с разными формами общественной, научной и культурной жизни и приобретала при этом многогранный и многозначный характер.

В истории философии наступает этап переосмысления ее основных принципов, нового неклассического типа философствования, относится под сомнение правомерность любой гармонической рационалистической системы. Как критерий философствования выдвигается принцип тесной связи с индивидом, его ощущениями, расположениями духа, переживаниями, с безутешной и безвыходной трагичностью его существования. Место проблем познания, которые были ведущими на этапе становления и классического развития буржуазной философии, заступает проблема человеческого существования. Внимание концентрируется на сферах истории и культуры, вокруг проблем смысла и судьбы человеческого бытия.

Философия 97

В чем же причина такого радикального изменения отношения философии 19 века к науке и уму? Чем объяснить распространение концепций, которые возражают ум и научное познание?

Иррационализм в философии и мировоззрении в целом приобретает силу в периоды социальной дестабилизации. Анализируя основные тенденции развития иррационализма, следует отметить две основные причины его возникновения: во-первых, он выживает в атмосфере бунтарского неудовольствия существующими порядками (в средневековых ересях, в учениях эпохи Реставрации), во-вторых, в хаотичных протестах будничного сознания в условиях кризиса цивилизации. Разочарование в социальном прогрессе и в результатах применения науки и техники, дисгармония между социальным и биологическим является социально-психологическим грунтом для распространения концепций неклассической философии 19 века.

II. Основная часть

Глава 1. С. Кьеркегор

  1. Проблемы человеческого существования в философии С. Кьеркегора

Роль философии в духовной жизни человека

. людей считали философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека. 2. Философия . принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д. Все это принимает вид и значение соответствующих .

Философия жизни

. Были измененыакценты в понимании сравнительного значения рационального и нерационального вдуховном опыте, психике человека. 1. Философия жизни: общаяхарактеристика и основные положения В последней трети XIX в.в Германии и .

Глава 2. А. Шопенгауэр

2.1. Волюнтаризм А. Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) — младший современник Гегеля. Он не признавал его и даже называл шарлатаном. Шопенгауэр противопоставлял рационализму-панлогизму Гегеля свой иррационализм и волюнтаризм (направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего).

1. Философия жизни: Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр

. Стадии развития познания: теологическая – все явления объясняются на основе религиозных представлений. метафизическая – заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы различного рода . нас мировой воли. ФридрихНицше– немецкий философ. Предпринял попытки установить господство жизни над интеллектом. Воля к власти – естественный порядок вещей. Свою философию Ницше называет переоценкой .

Шопенгауэр положил начало новому направлению философской мысли в Европе – иррационализму. Он исходил из абсолютизации психической жизни отдельного человека, а точнее, одной из психических способностей человека – воли. Вот почему его философию называют еще волюнтаризмом. Шопенгауэровский волюнтаризм – концепция, которая началом всего сущего объявляет волю, но не конкретного человеческого индивидуума, а всеобщую, мировую волю. В его картине мира началом всего сущего является некоторое стихийное бессознательное начало, которое управляет миром.

Шопенгауэр был философом-пессимистом. Он утверждал, что в мире господствует зло, поскольку мировая воля – злая, разрушительная в своей основе. Сколько бы человек ни боролся со стихией, она возьмет свое.

Расстройства воли и влечений

. расстройство. Купирова­ние приступа депрессии приводит к возобновлению интереса к жизни, активности). Абулия – резкое снижение воли; подавления физиологи­ческих влечений не наблюдается. - лень и безынициативность . подавляются как недопустимые. Отказ от удов­летворения влечения рождает сильные переживания; помимо воли, в голове постоянно сохраняются мысли о неуто­ленной потребности. Если она не .

Общее у них то, что представление есть встреча субъекта и объекта.

Философия о жизни смерти и смысле жизни

. новым рождением в физическом мире. Духовная вершина достигается человеком в момент завершения жизни следовательно, жизнь есть средство для достижения высшего совершенства именно она порождает карму, открывающую . существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем.Она способна покидать тело и переноситься .

Русская философия о смысле жизни

. и в настоящее время. Целью контрольной работы является изучение проблемы смысла жизни в русской философии на основе анализа научной и учебной литературы. Задачи работы: 1. Изучить . Рассмотреть значение духовности в вопросах поиска смысла жизни в русской философии. 4. Раскрыть сущность смысла жизни для современного общества. 1. СМЫСЛ ЖИЗНИ В РЕЛИГИОЗНОМ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ Следует .

Глава 3. Ф. Ницше

3.1. Основные темы философии Ф. Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. 6

Западная философия конца 19-20 веков

. что они – господа; они не вольны быть вторыми…" (Ф. Ницше. Антихристианин // Сумерки богов. – М., 1989. С. 83-84) Вопрос: Что такое сверхчеловек, . знать, а не чему он должен верить. На самом деле, философия не ссылается ни на откровение, ни на авторитет. Однако то, . в них то, что мыслилось на протяжении тысячелетий, - дело философии как превратившегося в профессиональное ремесло мышления. (См.: Там же. С. .

Христу противопоставляется Дионис, а не Люцифер, хотя в сознании Ницше присутствовал и образ Антихриста, царство которого возвещалось в следующем весьма характерном наброске (листок был приклеен самим Ницше к рукописи работы): Закон против христианства издан в День Спасения, первый день Первого Года (30 сентября 1888 г. ложного календаря).

В заключение хочется сказать: произведения Ницше критикуют, а некоторые даже просто ругают, но очень многие ими зачитываются, его высоко ценят; приобщение к его творениям, несомненно, обогащает, утончает наш духовный мир.

III. Заключение

Такова общая картина развития философской мысли рассматриваемого периода — в эпоху бурного развития науки и культуры в целом. Это еще раз, подтверждает наши знания о том, что любая философская концепция является продуктом своей эпохи, порождением определенных социально-культурных условий и обстоятельств.

Невозможно изучать современные философские концепции, не учитывая их генетического развития и органической связи с философскими концепциями XIX века. Неклассическая буржуазная философия имеет важное историческое значение: она является звеном связи между классической философией и современной, теоретической базой подготовки философских учений XX века.
Особенностями неклассической западной философии, основными темами ее философствования есть: во-первых, обращение к субъективному мире человека; во-вторых, анализ кризиса буржуазной культуры; в-третьих, подход к действительности, мире человека и мира вообще.

Среди множества направлений и течений современной мировой философии есть несколько линий, которые наиболее ярко характеризуют основные тенденции ее развития. Это, во-первых, гуманистическая, во-вторых, религиозная, в-третьих, позитивистская.

Эти тенденции находят отображение во многих учениях пост классической философии и это является подтверждение того, что классическая философия, созданная великими гениями человечества, не только не сошла со сцены, но она сохраняет свое стержневое содержание всего философского массива, сохраняя свою неувядаемую ценность.

IV. Список литературы

1. Кьеркегор С. Страх и трепет: Произведение/ Кьеркегор С. — М.: 1993.

2. Шопенгауэр А. Избранные произведения: Сборник/ Шопенгауэр А. — М.: 1992.

3. Ницше Ф. Антихристианин: Сочинение / Ницше Ф. — М.: 1990.

4. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней: Учебное пособие/ Реале Д. — СПб.: 1996.

7. Свасьян К. Фридрих Ницше — мученик познания: Сочинение/ Ницше Ф. — М.: 1990.

8. Роде П. П. Серен Кьеркегор сам свидетельствующий о себе и своей жизни: Учебное пособие/ Роде П. П — Урал,: 1998.

9. Шестов Л. Кьеркегор и экзистенциальная философия: Учебное пособие/ Шестов Л. – М:, 1992.

10. Фишер К. А. Шопенгауэр: Учебное пособие/ Фишер К. — СПб.: 1999.

11. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования: Учебное пособие/ Ясперс К. — СПб.: 2004.

12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник/ Спиркин А.Г. — М.: Гардарики, 2002. — 736 ст.

1 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 157

2 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 161

3 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 161

4 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 162

5 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 162

6 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 162

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 163

8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 165

9 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 164

10 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 165

Примеры похожих учебных работ

Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

. эффектов дея­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации развития, .

Философия 98

. (Шопенгауэр, Ницше) Фрейдизм (З.Фрейд, К.Юнг) Экзистенциализм (Камю, Сартр, Фуко, Деррида) Человек, общество, изучение глобальной проблемы (современный поиск новых методов познания) Структура философского знания. Функции и методы философии. Разделы .

Философия 85

Философия 87

. человек усваивает в процессе жизни. По смыслу и сущности ценности отличаются от знаний. Знанием присуще стремление к истине – объективному познанию . будущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя из мифов, .

Философия 97

. естественного иррационализма - философии жизни; философии человека; феноменологии; в) мистически . Ницше и Бергсоном, второй — Дильтеем и Шпенглером. Жизнь в философии Ницше . обществе выступают люди, одаренные сознанием и волей, ставящие себе .

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 веке . Философия данного периода - это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. 1 Кроме того, развитие философской мысли, данного периода, происходило во взаимосвязи и взаимодействия с разными формами общественной, научной и культурной жизни и приобретала при этом многогранный и многозначный характер.

В социально-исторических потрясениях, которые неизбежно приближались, философское сознание приобретает кризисный залог, восстает против рационалистических философских систем, возражает их основу - ум. Философией овладевает разочарование в идее прогресса как процесса ума. Отрицаются как ненужные для человека, как не значащие для смысла ее жизни существующие средства и методы познания и любая теория познания вообще, происходит своеобразный "бунт против ума".

В истории философии наступает этап переосмысления ее основных принципов, нового неклассического типа философствования, относится под сомнение правомерность любой гармонической рационалистической системы. Как критерий философствования выдвигается принцип тесной связи с индивидом, его ощущениями, расположениями духа, переживаниями, с безутешной и безвыходной трагичностью его существования. Место проблем познания, которые были ведущими на этапе становления и классического развития буржуазной философии, заступает проблема человеческого существования. Внимание концентрируется на сферах истории и культуры, вокруг проблем смысла и судьбы человеческого бытия.

Наступает эпоха настроения. Возникают формы своеобразного " гуманизма", которые ведут к подсознанию. Если до этого истину искали в уме, то теперь ее усматривают в противоположному - в несознательном. Отношение философии к уму и рационалистических систем становится отрицательным, поскольку они не способные соответствующим образом ориентировать человека в жизни и истории, так как существенные стороны этих процессов для них закрытые. Этот стиль философствования начинает доминировать в западной философии: "философию мышления" заменяет "философия жизни".

В чем же причина такого радикального изменения отношения философии 19 века к науке и уму? Чем объяснить распространение концепций, которые возражают ум и научное познание?

Иррационализм в философии и мировоззрении в целом приобретает силу в периоды социальной дестабилизации. Анализируя основные тенденции развития иррационализма, следует отметить две основные причины его возникновения: во-первых, он выживает в атмосфере бунтарского неудовольствия существующими порядками (в средневековых ересях, в учениях эпохи Реставрации), во-вторых, в хаотичных протестах будничного сознания в условиях кризиса цивилизации. Разочарование в социальном прогрессе и в результатах применения науки и техники, дисгармония между социальным и биологическим является социально-психологическим грунтом для распространения концепций неклассической философии 19 века.

II . Основная часть

Глава 1 . С. Кьеркегор

Проблемы человеческого существования в философии С. Кьеркегора

Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил свое внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия. Кьеркегор назвал одну из своих книг "Страх и трепет" . 5

Глава 2. А. Шопенгауэр

2.1. Волюнтаризм А. Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) — младший современник Гегеля. Он не признавал его и даже называл шарлатаном. Шопенгауэр противопоставлял рационализму-панлогизму Гегеля свой иррационализм и волюнтаризм (направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего).

Шопенгауэр положил начало новому направлению философской мысли в Европе – иррационализму . Он исходил из абсолютизации психической жизни отдельного человека, а точнее, одной из психических способностей человека – воли. Вот почему его философию называют еще волюнтаризмом. Шопенгауэровский волюнтаризм – концепция, которая началом всего сущего объявляет волю, но не конкретного человеческого индивидуума, а всеобщую, мировую волю. В его картине мира началом всего сущего является некоторое стихийное бессознательное начало, которое управляет миром.

Шопенгауэр был философом-пессимистом. Он утверждал, что в мире господствует зло, поскольку мировая воля – злая, разрушительная в своей основе. Сколько бы человек ни боролся со стихией, она возьмет свое.

Первая книга "Мир как представление" начинается с утверждения: "Мир — мое представление". Шопенгауэр считает, что эта истина справедлива для всех живых существ, но лишь человек может привнести ее в сознание. Эта концепция мира как осознанного представления о мире есть, согласно тезису автора, отправная точка философского духа. Шопенгауэр полагает, что я могу быть уверен единственно только в том, что "не знаю ни Солнца, ни Земли, а знаю только глаз, который видит это Солнце, руку, которая осязает Землю. ". Иными словами, человек знает, что "окружающий его мир существует только как представление, т.е. по отношению к другому, к представляющему, который есть он сам". Согласно Шопенгауэру, ". все, существующее для познания, следовательно, весь этот мир, — лишь объект по отношению к субъекту, созерцание созерцающего, одним словом, представление". Этот закон относится не только к настоящему, но и к прошедшему и будущему. Познание проходит через взгляд, которым субъект смотрит на мир. Шопенгауэр формулирует вопрос: каков же этот субъект? По его версии, "то, что все познает и никем не познается, есть субъект. Он, следовательно, носитель мира, общее, всегда предпосылаемое условие всего являющегося, всякого объекта; ибо только для субъекта есть все, что есть. Таким субъектом каждый находит самого себя, но лишь поскольку он познает, а не поскольку он объект познания. Объект — уже его тело, которое мы поэтому, с этой точки зрения, называем представлением. Ибо тело — объект среди объектов и подчинено законам объектов, хотя оно — непосредственный объект". Как и всякий объект созерцания, тело действительно подчиняется формальным условиям мысли, времени и пространства. Это порождает множественность в представлениях: Шопенгауэр различает интуитивные представления, условиями которых являются время, пространство и причинность (интуитивный разум) и абстрактные представления, или понятия (рассудок). Общее у них то, что представление есть встреча субъекта и объекта.

Глава 3. Ф. Ницше

3.1. Основные темы философии Ф. Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма . 6

Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее "вечного возвращения одного и того же". Лишь понятие "вещи" выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как "волю к власти", волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральным понятием у Ницше является идея жизни . Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. 8

Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Современная ему культура оценивалась им как "культура декаданса", когда, по Ницше, возрастание интеллекта ослабляет инстинкт человека, приглушая ощущение его слиянности с природой, умаляя смысл жизни как единственно абсолютной ценности. Над всем человечеством, утверждает Ницше, царит бессмыслица. Для культуры декаданса якобы характерна христианская мораль с ее культом утонченной духовности и милосердия, когда вместе с тем происходит явное умаление ценности земной жизни и усиливаются принципы сострадания. Рассматривая искусство, Ницше выделяет в нем два начала: дионисийское - стихийное, оргиастическое, экстатическое - и аполлоновское - просветленное, гармоническое, рефлексивное. Эти противоборствующие силы характеризуют само бытие, причем дионисийское, изначально-жизненное, лежит в основе бытия. Идеал культуры заключается в опосредовании и достижении равновесия этих полярных начал. Искусство, по Ницше, есть избыток, излияние цветущей телесности в мир образов и желаний. Ницше характеризует эстетику как "прикладную физиологию", а в эстетическом чувстве усматривает интуитивную оценку явления как психофизиологически полезного или вредного для организма.

Стремление Ницше создать основы новой морали "сверхчеловека" взамен христианской, найти новый путь религиозного сознания нельзя считать продуктивным. Тем не менее воззрения Ницше имели и по сию пору имеют большое влияние на умы людей; этому, видимо, во многом способствует удивительно изящная литературная форма его произведений в виде броских афоризмов, парадоксальных выражений, памфлетов и притч. 10

"Антихристианин" был написан Ницше в сентябре 1888 г. Немецкое Antichrist двусмысленно: это и "антихристианин" и "Антихрист", а потому переводы на другие языки, в том числе и на русский, выходили то с одним, то с другим названием (перевод "Антихристианин", однако, точнее передаёт мысль Ницше). Христу противопоставляется Дионис, а не Люцифер, хотя в сознании Ницше присутствовал и образ Антихриста, царство которого возвещалось в следующем весьма характерном наброске (листок был приклеен самим Ницше к рукописи работы): Закон против христианства издан в День Спасения, первый день Первого Года (30 сентября 1888 г. ложного календаря).

Этот документ даёт известное представление о ненависти Ницше к христианству, хотя и этот первый "закон" Антихриста, и вся работа "Антихристианин" всё же не рисуют полной картины отношения Ницше к противопоставлению Христу — Диониса, спасению — "вечного возвращения", состраданию — страдания, христианскому "обожению" — "сверхчеловека".

Основанием антихристианства Ницше является его онтология (учение о "воле к власти" и становлении), теория познания ("перспективизм") и этика ("переоценка всех ценностей", "сверхчеловек"). Христианству противопоставляется миф о "вечном возвращении". Ницше отвергает освящаемые религией моральные ценности: "Вы называете это саморазложением бога; однако это только линька: он сбрасывает свою моральную шкуру! И вы скоро должны его увидеть по ту сторону добра и зла!" Таким образом, в "Антихристианине" только намечены основные положения ницшеанской философии, и критика христианства является лишь одним из элементов учения Ницше.

В заключение хочется сказать: произведения Ницше критикуют, а некоторые даже просто ругают, но очень многие ими зачитываются, его высоко ценят; приобщение к его творениям, несомненно, обогащает, утончает наш духовный мир.

Такова общая картина развития философской мысли рассматриваемого периода - в эпоху бурного развития науки и культуры в целом. Это еще раз, подтверждает наши знания о том, что любая философская концепция является продуктом своей эпохи, порождением определенных социально-культурных условий и обстоятельств.

Невозможно изучать современные философские концепции, не учитывая их генетического развития и органической связи с философскими концепциями XIX века. Неклассическая буржуазная философия имеет важное историческое значение: она является звеном связи между классической философией и современной, теоретической базой подготовки философских учений XX века.
Особенностями неклассической западной философии, основными темами ее философствования есть: во-первых, обращение к субъективному мире человека; во-вторых, анализ кризиса буржуазной культуры; в-третьих, подход к действительности, мире человека и мира вообще.

Среди множества направлений и течений современной мировой философии есть несколько линий, которые наиболее ярко характеризуют основные тенденции ее развития. Это, во-первых, гуманистическая, во-вторых, религиозная, в-третьих, позитивистская.

Эти тенденции находят отображение во многих учениях пост классической философии и это является подтверждение того, что классическая философия, созданная великими гениями человечества, не только не сошла со сцены, но она сохраняет свое стержневое содержание всего философского массива, сохраняя свою неувядаемую ценность.

IV . Список литературы

1. Кьеркегор С. Страх и трепет: Произведение/ Кьеркегор С. - М.: 1993.

2. Шопенгауэр А. Избранные произведения: Сборник/ Шопенгауэр А. - М.: 1992.

3. Ницше Ф. Антихристианин: Сочинение / Ницше Ф. - М.: 1990.

4. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней: Учебное пособие/ Реале Д. - СПб.: 1996.

7. Свасьян К. Фридрих Ницше — мученик познания: Сочинение/ Ницше Ф. - М.: 1990.

8. Роде П. П. Серен Кьеркегор сам свидетельствующий о себе и своей жизни: Учебное пособие/ Роде П. П - Урал,: 1998.

9. Шестов Л. Кьеркегор и экзистенциальная философия: Учебное пособие/ Шестов Л. – М:, 1992.

10. Фишер К. А. Шопенгауэр: Учебное пособие/ Фишер К. - СПб.: 1999.

11. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования: Учебное пособие/ Ясперс К. - СПб.: 2004.

12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник/ Спиркин А.Г. - М.: Гардарики, 2002. - 736 ст.

1 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 157

2 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 161

3 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 161

4 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 162

5 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 162

6 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 162

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 163

8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 165

9 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 164

10 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. Ст. 165

Похожие страницы:

Западная философия 19 века (философия жизни, экзистенциализм, позитивизм, психоанализ)

Западная философия 19 века (философия жизни, экзистенциализм, позитивизм, . божественном разуме. В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие бога, но . людей. В противоположность философии Декарта, в противоположность философии Канта, через "я мыслю" .

Философия Средних веков (1)

Русская философия XIX века (3)

. по теме: РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 ВЕКА Введение Философия есть не только продукт . развитие России в период 19 века Философия есть не только продукт . формирования русской философии в 19 веке, философские учения западников и славянофилов, философии Чаадаева, а .

Философия Нового времени 17-19 века

Философия Нового времени 17-19 века. Немецкая классическая философия Философия марксизма Немецкая классическая философия (80-е годы 18 . века – 1831 .

Философия 19-20 веков. Иррационалистические учения 19-20 веков (Шопенгауэр, Ницше, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм)

Философия 19-20 веков. Иррационалистические учения 19-20 веков (Шопенгауэр, Ницше, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм). Рационалистические учения .

Читайте также: