Народные костюмы ставропольского края доклад

Обновлено: 02.07.2024

Удивителен и неповторим Ставропольский край. Он является одним из многонациональных районов нашей страны. Только в одном Красногвардейском районе проживают представители 32 национальностей., а в крае в качестве постоянного населения более ста: русские, армяне Греки, цыгане, ингуши, кабардинцы, лакцы, осетины, татары, чеченцы…

О каждом из народов можно рассказать много интересного и поучительного, каждый народ имеет ценность для мировой истории.

Обычаи и традиции – это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков, это результат практического и духовного постижения реальности.

Обычаи и традиции влияют на историю и международные отношения. Все народы Ставрополья объединяет обычай гостеприимства. Гостя сажают на почётное место. На стол кладут лучшую еду из того, что есть в доме.

Одним из замечательных обычаев является уважение к старшим и в первую очередь уважительное отношение и забота о родителях.

Об уважительном отношении к женщине свидетельствует такой обычай, как приветствовать женщину стоя.

По – особому относятся к младшим. Когда взрослый и ребёнок заходят в дом и старшему подают чашу с айраном, тот обязан отдать её младшему.

Ребёнок растёт, ему нужны силы.

Для горцев формой коллективизма является трудовая взаимопомощь. Горец не пройдёт мимо, если кто – то выполняет работу, в которой ему можно помочь.

В своём докладе я хотел бы остановиться на традициях и обычаях русского народа. Почему не всей России? Причина вполне объяснима: попытаться изложить традиции всех народов России, поместить всю информацию в узкие рамки на три страницы невозможно – значит объять необъятное. Поэтому было бы вполне разумно рассмотреть культуру одного народа и исследовать немного глубже.

Ходить в гости, пить чай с бубликами, ватрушками, пирогами это старинный русский обычай. Зайди в любой дом, к молодым или старым, везде тебя приветливо встретят, пригласят к столу.

Крещение и крещенская неделя – это праздник крещения Иисуса, и при этом смесь языческих и христианских традиций. На этой неделе девицы гадали на суженого и предстоящую судьбу (это пришло из язычества). В этот день главным является освящение воды в церкви и проруби (эту прорубь, специально сделанную для водосвятия, называют Иорданью). После молитвы верующие омываются святой водой и берут её с собой, веря, что вода эта обладает чудодейственной силой. И действительно, такая вода очень долго остаётся свежей, не портиться. Особым считается и снег: говорят, им можно вылечиться от многих болезней.

Масленица – это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны. В честь солнца пекут блины с различными начинками. Гуляния продолжаются всю неделю и каждый день на масленичной неделе имеет своё название: понедельник – встреча; вторник – заигрыши; среда – лакомка; четверг – широкий четверток, разгул, перелом; пятница - тёщины вечерки; суббота – золовкины посиделки; воскресенье – проводы, прощание, целовник.

Масленица заканчивается прекрасным христианским обычаем просить друг у друга прощения в последний день Масленицы – Прощёное воскресенье. Просить прощение нужно у всех, даже не ощущая вины. Прощание с Масленицей сопровождается различными обрядами, куклу торжественно сжигают.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Региональная авторская программа по технологии для учащихся 8 кл. (девочки).

Описание презентации по отдельным слайдам:

Региональная авторская программа по технологии для учащихся 8 кл. (девочки).

Этнические группы населяющие территорию Ставропольского края.

Этнические группы населяющие территорию Ставропольского края.

Развивать навыки самостоятельной
исследовательской работы;

Задачи:
Привить интерес к изучению
народно –декоративного искусства;

Способствовать творческому
подходу к исследованию народной
обрядности;

Воспитывать у учеников чувство
гордости за свою национальную и
духовную культуру;

Воспитывать уважение к труду
народных мастеров;

Русские Украинцы Немцы Греки Армяне Даргинцы Ногайцы Кабардинцы Карачаев.

Русские
Украинцы
Немцы
Греки
Армяне
Даргинцы
Ногайцы
Кабардинцы
Карачаевцы
Туркмены
Чеченцы
Цыгане
Татары




В архиве кабинета технологии -Рефераты школьников: (Обычаи, традиции и быт ч.

В архиве кабинета технологии -
Рефераты школьников:
(Обычаи, традиции и быт чеченского народа).
(Виды декоративно – прикладного искусства грузинского народа).
(Национальная армянская кухня).
Презентации школьников:
(История, культура быт народов Дагестана).
(Быт немецкой семьи).
(Виды декоративно – прикладного искусства русского народа).
(Традиции, обряды русского народа).
(Куклы - обереги).

УрокЦель урока: Ознакомить с новым видом декоративно – прикладного искусства.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 303 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.09.2020 416
  • PPTX 2.8 мбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гладилова Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ставропольский край - один из главных регионов Северного Кавказа. Хотя не все россияне из других мест всегда могут точно показать на карте, где расположено Ставрополье и кто там живет.

Давайте сегодня исправим это недоразумение и точно узнаем, какие этносы сегодня называют Ставропольский край домом.

Сразу нужно отметить - Ставрополье регион крайне многонациональный. Этакий огромный плавильный котел, где встречаются и сливаются в единое целое представители многих разных этносов.

Но при этом всем этническом многообразии Ставропольский край довольно мирный. И как бы не хотелось разжечь тут господам с Запада, но все народы региона давно научились находить друг с другом общий язык.

Славяне

Итак, самый большой народ Ставропольского края. Свыше 70% населения Ставрополья это именно славяне. Русские и украинцы, в гораздо меньшем количестве - белорусы и поляки.

Славяне заселили Ставрополье в конце XVIII-го века, когда эта земля стала частью России. Заселяли край по приказу сверху как выходцы из великорусских губерний, так и малороссы. Потому в некоторых селах на востоке Ставрополья еще можно услышать в устах местных жителей украинский говорок и знаменитое фрикативное "Г". Но все же большинство славянских жителей Ставропольского края, даже нося откровенно украинские фамилии на -КО или -УК, считает себя именно в доску русскими.

Отдельно также можно выделить среди остальных славян субэтнос терских казаков , первых постоянных русских жителей Кавказа, считающих сегодня Ставрополье своим центром. Среди других казаков живут на Ставрополье и вернувшиеся из 400-летней жизни в Турции казаки-некрасовцы.

Еще один интересный славянский субэтнос Ставрополья - молокане , последователи особой консервативной христианской секты, высланные на Кавказ из центральной России еще в XIX-м веке.

Армяне

Второй по величине народ Ставропольского края. По разным данным, может составлять до 10% населения региона. Живут в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Минеральных водах.

Армяне появились на Ставрополье, тогда же, когда и русские - в конце XVIII-го столетия. Основав тут два крупных населенных пункта - город Буденновск (прежде именовался Сурб-Хач - т.е Святой Крест на армянском языке) и село Эдиссию (от названия древнего армянского города Эдесса).

Сегодня большинство ставропольских армян все же потомки относительно недавней волны переселенцев из Закавказья - Баку, Нагорного Карабаха, Грузии, самой Армении.

Ногайцы и туркмены

Ногайцы - древние потомки тюркского народа, жившего тут до присоединения ставропольской земли к России. Не особо многочисленны - всего несколько десятков тысяч человек. Живут компактными аулами на востоке Ставропольского края.

Рядом же с ногайцами на востоке края проживают и туркмены (или как их тут называются - турухмены). Потомки туркменов, что еще в XVIII- м столетии перекочевали на будущее Ставрополье из Средней Азии.

Народы Северного Кавказа

На Ставрополье с 1980-х годов приезжает немало людей из соседних республик Северного Кавказа. На учебу, работу и постоянное место жительства.

Наиболее многочисленны дагестанцы (особенно даргинцы , компактно селящиеся на востоке края), карачаевцы (в т.ч коренные, живущие под Кисловодском), чеченцы . Чуть меньше на Ставрополье вы встретите адыгов (черкесов и кабардинцев), абазинов, осетин, ингушей.

Другие этносы

Ставрополье притягивает и многие другие народы. Тут из бывших советских народов живут также грузины и азербайджанцы (этот народ постепенно растет в числе из-за отличной рождаемости)

В 2010-е годы на Ставрополье начали активно приезжать гастарбайтеры из Узбекистана , некоторые из которых, женившись на местных девушках, пустили тут корни. Также живут в крае немцы, татары, евреи (горские и ашкеназы).

В краевом центре можно встретить и африканских/индийских студентов, правда на ПМЖ в крае они почти не остаются.

Войны, поиск пастбищ и водных ресурсов издавна вынуждали турк-мен вести кочевую жизнь и перемещаться на дальние расстояния. Первые переселенцы из Средней Азии на территории Российского государства появились в XVII веке. В Ставропольской губернии первый оседлый аул туркмен возник в 1863 году, в 1889 году образовался Эдельбай, а в 1906-м на территории Ставрополья было уже 14 аулов.

Три племени – игдыр, човдур, соинаджи – основали родовые населенные пункты. Так представители кочевого народа обрели постоянное место жительства. Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух языках – туркменском и русском, занимаются земледелием, пьют калмыцкий чай с молоком, любят кавказские и калмыцкие танцы, поют татарские и ногайские песни), поэтому есть различия между ними и туркменами Турк-менистана.

Три с половиной века туркменская этническая группа продолжает жить по законам своих предков, находясь вдали от основной массы своих сородичей. Традиции ставропольских туркмен уходят глубоко в прошлое кочевого народа. Это особое уважительное отношение к старшим, почитание родителей, необыкновенное гостеприимство, некоторые обряды, связанные с хозяйственной деятельностью, жизнь одной большой семьей, занятие скотоводством.

Человек, принесший радостную весть (союнчи) о рождении внука или внучки, получает в подарок овцу или другой скот (мерило ценности скотоводов). До сих пор у всех трех племен существует обычай: прежде чем поздравить с появлением малыша, туркмены выражают чувство радости в связи с тем, что роженица осталась жива. Это связано с тем, что без медицинской помощи число умерших рожениц в прежние времена было настолько высоко, что сократилась численность женщин, и в прошлом веке за невестой сваты ездили в Казань, а затем за калым отдавали в жены мужчинам аула Эдельбай.

Сажание мальчика на верблюда

Мои герои Оразали и Бектотой Абдулаевы сохранили обычаи народа и передали следующему поколению. Молодежь, видоизменив обряды и традиции под влиянием нового времени, сохранила преемственность.

У Бектотой своих детей не было. Они с супругом по еще существующему тогда туркменскому обычаю усыновили новорожденного сына невестки Толехан и брата Курбанали. Когда Зуркаде исполнился год, приемные родители устроили традиционный праздник (той) – сажание мальчика на верблюда. Торжество по случаю рождения или усыновления устраивали только после года, потому что раньше малыши в основном не доживали до этого возраста.

Свой материнский инстинкт Бектотой-аджа полностью реализовала, вырастив четверых детей деверя Курбанали, который погиб во время пожара, спасая колхозных овец. Без кормильца остались восемь детей. Менаф, Юсуп, Меглибай сами решили жить вместе с братом Зуркадой и его родителями и переехали из аула Мурзабек на родину предков, в Эдельбай. С родной матерью остались две девочки и два сына. Через несколько лет родственники воссоединились и стали жить по соседству.

Запах свежего чурека

Оразали и Бектотой всех сыновей выучили, проводили в армию и встретили, сыграли свадьбы согласно туркменским традициям. Гульнара, жена Зуркады, с первых дней из уважения к отцу мужа и по обычаю народа закрывала платком лицо. Бектотой довольно кивала головой в знак одобрения.

Войдя в семью Абулаевых, семнадцатилетняя Гульнара с удивлением обратила внимание, что ее деверь Менаф, подражая маме, накануне праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам на подоконнике оставляет раскрытой священную книгу Коран.

В былые годы Зуркада, Менаф и Юсуп в священный для мусульман день – пятницу и в мусульманские праздники просыпались от запаха свежего чурека. В памяти всплывала незабываемая картина детства: мама в ярком национальном платье, головном уборе, чуть прислонившись к глиняной печке, жарит в кипящем жире круглые желтые, как солнце, тонкие хрустящие чуреки. Опуская очередной чурек в казан, она чуть слышно читает первую суру Корана и добавляет, что молитва – за упокой души родственников, и перечисляет их имена. Похожие на блины чуреки ложились один к одному в стопку и в алюминиевой чашке подавались к столу. Дети и ее постоянные гости (русская Валя, туркменка Гульсум, потерявшая дочь во время землетрясения в Ашхабаде, чабаны, которые пасли скот рядом с их усадьбой) с только что испеченным чуреком пили калмыцкий чай, ели любимую пищу кочевников – мясной суп (чорба), а в жаркий день пили прохладный айран.

Согласно преданиям, именно в святую пятницу и в праздники души умерших предков через окно и дверь заглядывают в помещение. Раскрытая священная книга убеждает их в том, что в доме читают молитву, а запах свежего чурека указывает на благосостояние семьи. Народный обычай читать поминальную молитву умершим родственникам при приготовлении чурека и угощать гостей женщины передают из поколения в поколение.

Разрезание пут и другие обряды

Зуркада, Менаф и Юсуп давно сами стали родителями и, пригласив муллу на обряд, передали по наследству своим сыновьям мусульманские имена дедушки – Абдул и родителей – Оразали и Курбанали. А единственная девочка по праву носит имя прабабушки – Лейла.

Курбану по традиции провели обряд посвящения в ислам. Эту церемонию поручили исполнить Джанай Хаджибрагимову, к которому с большим уважением относились глава семьи Оразали и хозяйка дома Бектотой. Когда он вошел в дом, Гульнара с изумлением наблюдала за трехлетней Лейлой – девочка по примеру теперь уже покойного деда даже в столь юном возрасте искренне проявляла знаки уважения и гостеприимства. Своей чуткой детской душой она уловила, что Джанай Хаджибрагимов – самый желанный гость в их доме. Лейлу специально никто не обучал проявлять почтение к Джанаю. Никто не рассказывал, что в его многодетной семье воспитываются после смерти их отца два племянника бабушки Бектотой. Трехлетняя малышка зафиксировала в памяти, как дедушка усаживал уважаемого гостя на почетное место. Она всегда выходила навстречу дедушке Джанаю, брала за руки, приводила домой и усаживала его на почетное место. Лейла и Курбан радовались каждому его приходу.

Невесту катали на тачанке

В прошлом году Курбан женился. Зуркада и Гульнара сыграли свадьбу сына по старинному обряду. За торжеством наблюдали представители федеральных и местных телеканалов, снимая настоящую туркменскую свадьбу. Родственники и друзья жениха составили свадебный кортеж из 10-12 человек.

Туркмены через свои обряды прививают молодежи умение радоваться чужому счастью, проявлять заботу о здоровье ребенка и матери, быть милосердными, приходить на помощь в любых ситуациях. И семья Абулаевых – яркий пример такого воспитания: одна сноха проявила милость и отдала своего первенца на усыновление, другая взяла на себя ответственность и воспитала ее четверых сыновей, оставшихся без отца. Туркмены говорят: золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

Читайте также: