Доклад по логике вопрос как форма выражения проблемы

Обновлено: 17.05.2024

Вопрос представляет собой одну из логических форм. Он включает в себя прежде всего исходную информацию, а также указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения. Нельзя задать вопрос, не имея представления о предмете обсуждения, так же как и для того, чтобы ответить на вопрос, нужна компетентность, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.

Значение вопросов при деловом взаимодействии:

· с помощью вопросов привлекается внимание партнеров;

· с помощью вопроса можно наводить партнера на нужный ответ (содержащийся в самом вопросе, например, вопрос, требующий согласия);

· сразу после восприятия партнером вопроса его невербалика показывает отношение человека к теме вопроса и к задавшему вопрос;

· вопросы помогают разговорить партнера;

· вопросы создают основу для доверительных отношений.

· информационные – для сбора необходимых сведений;

· контрольные – для проверки, следит ли партнер за вашей мыслью;

· для ориентации – придерживается ли партнер ранее высказанного им мнения;

· подтверждающие – чтобы выйти на взаимопонимание, добиться одобрения;

· ознакомительные – для ознакомления с целями, мнением партнера;

· однополюсные – повторение вопроса партнера в знак того, что вы поняли, о чем идет речь и чтобы он это понял, и для выигрыша времени;

· встречные – при правильной постановке ведут к сужению разговора и подводят партнера к согласию;

· альтернативные – предоставляют возможность выбора;

· направляющие – если партнер уклоняется от темы;

· провокационные – с целью установить, чего в действительности хочет партнер, и верно ли он понимает ситуацию;

· вступительные – позволяющие заинтересовать партнера, расположить к себе, могут содержать указание на возможное решение проблем партнера;

· заключающие – для подведения итогов делового взаимодействия.

В ответ на такой казалось бы простой вопрос собеседник практически разрабатывает план действий.

Как правильно отвечать на вопросы?

Для того чтобы не попасть в сложную ситуацию, следует хорошо знать предполагаемого партнера по общению, его интересы, уровень компетентности. Намерения и ожидания в случае грамотного прогноза отвечать на вопросы будет не только интересно, но и приятно.

1. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 8 секунд).

2. Если вопрос оказался сложным по составу (т.е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части.

3. Если вопрос труден по содержанию, то:

а) попросите повторить вопрос; в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл;

б) повторите вопрос так, как вы его поняли;

в) попросите несколько минут на размышление;

г) приведите аналогичный пример из собственного опыта.

4. Если вам задают вопрос открытого типа, уточните, какая конкретно информация интересует партнера.

5. Если вам задают непредвиденный вопрос и вы не знаете, как на него ответить, то попросите разрешения записать вопрос, чтобы на него ответить через некоторое время.

Как быть с некорректными вопросами?

Некорректный вопрос – это а) вопрос, вторгающийся в коммерческие тайны; б) вопрос, задевающий интимную сферу вашей жизни; в) вопрос, оскорбляющий достоинство вашей личности; г) плохо сформулированный вопрос.

Уловки для ухода от ответа на некорректный вопрос:

· ответом вопрос на вопрос;

· переадресовка, отправление к более компетентному лицу;

· перевод разговора на другую тему;

· демонстрация полного непонимания ситуации;

· негативная оценка самого вопроса;

· юмор, ирония, сарказм.

Похожие страницы:

Логическое и чувственное познание

Вопрос как инструмент сбора социологической информации

. . Логическая структура вопроса определяется содержащейся в нем исходной, базисной информацией, выраженной в краткой форме, и . более “объективную” информацию, нежели вопросы о мнениях. Фактологические вопросы, как правило, не представляют трудности .

Логика как наука о мышлении. Ее место в сфере научных знаний

. способствует знакомство с темой понятие. Контрольные вопросы: Какие логические приёмы образования понятия Вы знаете . Предмет и основные понятия логики. Логические формы и структуры мышления. Логические законы и принципы. Основные этапы .

Математические игры как средство развития логического мышления

. значения употребляемых слов. Понятие как логическая форма мышления не в состоянии передать . морской бой, возникают два вопроса: 1) как стрелять, чтобы повысить вероятность . 2б 2к. Учитель задает вопрос: Какое наименьшее количество ходов гарантирует .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вопрос как форма выражения проблемы.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети – исследователи от природы, они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве.

Любой вопрос можно разделить на две части – базисная, исходная информация и указание на ее недостаточность.

Вопросы можно поделить на две большие группы:

Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.

В познании, естественно, необходимо, чтобы вопросы предваряли ответы. Стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно.

Базисом вопроса являются исходные знания. Они в явной или не в явной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределенность этих знаний требуется устранить.

Вопросы могут быть корректными и некорректными. Первые – это вопросы, которые покоятся на истинных суждениях. Логически некорректными называют вопросы, когда спрашивающий не знает об этом и все равно задает вопрос с целью провокации, то вопрос называется провокационным.

Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения.

1. Например, известный американский психолог Э.П. Торранс показывал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задать вопросы тому, кто изображен, либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке.

4. Вот еще одно интересное упражнение. Подберем и прочитаем детям короткие детские стихотворения с большим количеством разных героев. Например, прочитаем детям стихотворение Г.Комаровского и Г. Ладонщикова.

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Я не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что – нибудь!

ЗАДАНИЕ: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.

Выделено много видов и типов вопросов, это вопросы установления сходства и различия; вопросы установления причинно – следственных связей и др. Этот материал слишком сложен для дошкольников, поэтому рассмотрим более простые варианты.

К ним относятся вопросы, требующие выбора из багажа самых разнообразных знаний тех единственных, которые необходимы в данной ситуации. В основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами физические, химические, биологические, грамматические и другие закономерности.

Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих – то ошибок, логических, стилистических, фактических.

Строганок – то, чем строгают.

Копатка – то, чем копают.

Колоток – то, чем колотят.

Цепля – то, чем цепляют.

Вертуция – то, что вертится.

Лизык – то, что лижет.

Мазелин – то, чем мажут.

Кусарики – то, что кусают.

3. Говорите все в ответ

У луны горячий свет?

Повар шьет себе обед?

Мчат по морю поезда?

А по суше никогда?

Надо брать в кино билет?

У луны холодный свет?

Рецензент – канд.филос. наук В.В. Куличенко.

1. Вопрос как форма мышления.

2. Виды вопросов.

3. Правила постановки вопросов

Вопрос как форма мышления

В нашем мышлении кроме таких логических форм, как суждения, понятия, умозаключения важную роль в организации мыслительных процессов играют вопросы и, конечно, связанные с ними ответы. Эти логические формы выступают в качестве механизма стимулирования, направления мышления на решение разнообразных задач, возникающих в тех или иных ситуациях.

Вопросно-ответная форма – это логическое средство управления мышлением, инструмент познания, важное коммуникативное средство, способствующее организации информационного обмена между людьми, установлению взаимопонимания между ними.

Вопросно-ответная компонента мышления изучается в наши дни соответствующим разделом логики – эротетической логикой (в переводе с греческого – вопросительной)[1]. Эротетика – довольно молодая область логической теории и опыт её ещё относительно невелик. Однако сам предмет её исследований (вопросы и ответы), безусловно, не нов и чрезвычайно важен как в теоретическом, так и в практическом смысле.

Наличие вопросов в нашем мышлении, умение их правильно формулировать, давать на них правильные ответы – всё это во многом определяет его творческую, активную сторону. Чем интенсивнее проявляется эта сторона мышления, тем глубже используется его потенциал. И чем меньше применяется этот инструментарий, тем беднее результаты нашего опыта (и не только мыслительного).

Как и другие логические формы, вопрос имеет свои языковые средства выражения. Они различны. Наиболее распространённая конструкция – это вопросительное предложение. Однако вопросительные предложения не однотипны. Одни включают в себя какие-либо вопросительные слова (куда, как, что и т.д.), другие – выражаются только соответствующей интонацией при произнесении (идём на пляж?). В письменном виде в любом случае вопросительное предложение выделяется вопросительным знаком.

Исходя из этого, определённый круг специалистов-логиков был склонен считать, что вопрос по своей логической природе не только очень близок к суждению, но и по сути, практически, от него не отличается. Действительно, логика суждения и логика вопроса имеют много обще­го и при определенном типе вопроса их логические структуры оказы­ваются идентичными. Поэтому существуют попытки решения проблемы логической природы вопроса посредством сведения логической структуры вопроса к логи­ческой структуре суждения. Однако, как нетрудно заметить, в отличие от суждения, вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, потому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном. А это совсем не характерно для суждений.

Каким же образом формируются вопросы? На каких основаниях они строятся?

Любой вопрос, явно или неявно, включает в себя, опирается на определенное базисное знание, выступающее его предпосылкой.

В этом плане принято говорить о так называемых позитивных и негативных предпосылках вопроса. Другими словами, речь идёт об особой двусторонней связи вопроса с контекстом его формирования. Только при наличии двух вышеназванных предпосылок мы получаем настоящий вопрос.

Как же может выглядеть формирование вопроса в конкретном случае?

Понятия позитивной и негативной предпосылок вопроса в эротетической логике связаны с понятием пресуппозиции вопроса. Пресуппозиция – это принятие (допущение) существования некого положения (суждения), которое делает возможным постановку данного вопроса. Иными словами: "Вопрос Q предполагает в качестве пресуппозиции суждение А, если, и только если, истинность или ложность суждения А является необходимым условием истинности или ложности ответа на вопрос Q". Например, вопрос: "Что мешает вам выполнить данную работу? " предполагает пресуппозицию: "Существуют обстоятельства препятствующие выполнению этой работы". Средневековый же, схоластический вопрос о том, сколько бесов может поместиться на острие иглы, основывается на утверждении, что существуют некие бесы, обладающие какой-то величиной, позволяющей им располагаться на игле. Если данная пресуппозиция истинна, то имеется истинный ответ на вопрос. Если же пресуппозиция ложна, то на вопрос нельзя дать истинный ответ.

Как видим, особые логические условия формирования вопросов, определяют их специфический логический статус – обязательную связь с ответами. Без такой обратной обусловленности вопроса, через его связь с ответом он превращается в простую бессмыслицу.

Каким же образом следует определять вопрос?

Вопрос – это логическая форма, заключающая в себе исходную информацию относительно того или иного явления с одновременным указанием на её недостаточность с целью получения дополнительных сведений, касательно заявленного предмета.

Данная дефиниция предполагает то, что логическая структура вопроса выглядит следующим образом:

1. Содержание вопроса:

a) искомое знание;

b) исходное знание;

c) требование сформировать переход от искомого знания к исходному.

2. Объём вопроса.

Вопрос — форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию.
В русском языке, если вопрос произносят, то используют вопросительную интонацию, а если пишут, то в конце ставят вопросительный знак и используют вопросительные частицы: ли, не. ли, что, что же, как, что ли, разве, неужели, что если, а, да, правда, не правда ли, так, так ведь, не так ли, верно; вопросительные местоименные слова: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, как, где, куда, откуда, докуда, когда, почему, отчего, зачем, насколько.

Содержание работы

Логическая структура вопроса. Искусство вопрошения…………………….5

Список использованных источников и литературы……………………………12

Файлы: 1 файл

Реферат Логика Вопрос как форма мысли 2013 Анжела.doc

Тема 18. ВОПРОС КАК ФОРМА МЫСЛИ

  1. Логическая структура вопроса. Искусство вопрошения…………………….5

Список использованных источников и литературы……………………………12

Вопрос — форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию.

В русском языке, если вопрос произносят, то используют вопросительную интонацию, а если пишут, то в конце ставят вопросительный знак и используют вопросительные частицы: ли, не. ли, что, что же, как, что ли, разве, неужели, что если, а, да, правда, не правда ли, так, так ведь, не так ли, верно; вопросительные местоименные слова: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, как, где, куда, откуда, докуда, когда, почему, отчего, зачем, насколько.

С помощью этих средств любое невопросительное предложение может стать вопросом или переспросом. Задающий вопрос обычно ожидает ответа. Исключение составляет риторический вопрос, на который ответ не требуется 1 .

Вопросы задаются и с целью получения некоторой информации, уже имеющейся у других людей, с целью выявления чьего-то личного мнения или с целью обучения. Велика роль вопросов в процессе социологических исследований, проводимых в форме интервью, анкетирования, при массовом или выборочном опросе.

Велика роль правильной, однозначной постановки вопросов в судебно-следственной практике.

Вопросы формулируются вопросительными предложениями, которые не выражают суждений и, следовательно, не являются истинными или ложными.

Вопрос — это специфическая форма мышления, в которой указывается на недостаток информации и одновременно запрашивается недостающая информация. В вопросе, как никакой другой форме мышления, отражается связь мышления и действия и коммуникативность мышления. Мы мыслим, чтобы действовать, и действуем, чтобы мыслить, подчеркивал Фихте. Мышлению, дабы проверить самое себя, даже дедуктивному, приходится обращаться к предметности, и это обращение принимает форму вопроса, а следовательно, диалога, диалога с собеседником. Им может быть и сосед, и коллега по научной работе, и природа, окружающая нас 2 .

Вопрос как специфическая логическая форма играет большую роль в такой специфической форме коммуникации, как аргументация. В логике и риторике выделяется особая техника доказательства, основанная на вопросно-ответной диалоговой форме.

Любой вопрос, кроме риторического, предполагает ответ, который, в свою очередь, должен находиться в предметном ноле универсума и формулироваться на основе его содержания.

  1. Логическая структура вопроса. Искусство вопрошения

Таким образом, можно выделить структуру вопроса: предпосылочное основание, указание на предметное поле мышления и информация, которую несет вопрос, вопрос как выражение потребности в информации, ответ как суждение, несущее потребную информацию и ответное основание, основание как указание на универсум, в поле которого формулировалось суждение как ответ 3 .

Вопрос как логическая форма мышления предполагает содержательную связь между структурными элементами, выделенными нами, нарушение которой ведет к нарушению коммуникации.

3. Виды вопросов

В языке вопрос отражается через вопросительное слово или через интонацию. Вопросительных слов в языке достаточно много, и имеют место попытки классифицировать вопросы через вопросительные слова. С точки зрения требований классификации такой подход достаточно искусственный в силу того, что отсутствует внутренняя упорядоченность между классами. Более предпочтительной представляется классификация по характеру ответа на запрашиваемую информацию. На основе такого подхода можно выделить следующие группы вопросов 5 .

Данная классификация является достаточно условной и допускает переход при изменении формулировки вопроса из одного класса в другой.

Выделяют также следующие типы вопросов 7 :

    • Открытый вопрос
    • Закрытый вопрос
    • Полузакрытый вопрос
    • Разъясняющий вопрос
    • Контрольный вопрос
    • Косвенный вопрос
    • Альтернативный вопрос
    • Прожективный вопрос
    • Контактный вопрос
    • Пробный вопрос
    • Классификация вопросов

    Любой вопрос, кроме риторического, предполагает ответ, который, в свою очередь, должен находиться в предметном ноле универсума и формулироваться на основе его содержания.

    В логике ответ это новое суждение, уточняющее или дополняющее, в соответствии с поставленным вопросом, исходное знание 8 .

    Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

    1. Ответы на простые вопросы. Ответ на простой вопрос первого вида (уточняющий, определенный, прямой, “ли”-вопрос) предполагает одно из двух: “да” или “нет”. Например: “Является ли Александр Дюма-отец автором романа “Двадцать лет спустя”?” (ответ: “да”).

    Ответ на простой вопрос второго вида (восполняющий, непрямой, “к”-вопрос) требует привлечения точной, исчерпывающей информации (о времени, месте, причинах, результатах события, природного явления и других факторах).

    2. Ответы на сложные вопросы. Ответ на сложный конъюнктивный (соединительный) вопрос требует ответа на все простые вопросы, входящие в сложный. Например: “Верно ли, что настойку женьшеня применяют в качестве тонизирующего средства при гипотонии, переутомлении, неврастении?” (ответ: “да”, “да”, “да”).

    При ответе же на сложный дизъюнктивный (разделительный) вопрос часто достаточно дать ответ лишь на один или несколько из составляющих его простых вопросов (на одну альтернативу). Например, на вопрос: “Предпочитаете ли Вы летом путешествовать или отдыхать у речки?” - ответом будет суждение: “Я предпочитаю летом отдыхать у речки” 9 .

    Как уже отмечалось в начале параграфа, роль вопроса весьма важна и в обучении. При ответе на вопрос учащийся должен выявить предпосылки вопроса и установить, истинны они или ложны. При ложных предпосылках вопрос должен быть отвергнут как некорректный, т. е. неправильно поставленный, например: “Все ли гейзеры - вулканы?”. Корректные вопросы вызывают активную мыслительную деятельность учащихся, если в них заключено оптимальное количество неопределенности. Если вопрос содержит слишком большую неопределенность, то он ставит ученика в значительное затруднение. Вопросы “легкие”, с малой неопределенностью позволяют учащимся ответить словами учебника, не требуют исследования, рассмотрения частных случаев.

    Читайте также: