Доклад экономика роста глазьев титов

Обновлено: 30.06.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

По мнению Сергея Глазьева, именно такой подход является единственным способом восстановить утраченные позиции нашей страны как одного из ведущих в мире производителей высокотехнологичной продукции, а не только поставщика углеводородов.
Снизить зависимость от сырья

Это не значит, что России уже нечего противопоставить глобальным экономическим гигантам: у нас все еще сильные ВПК, космическая промышленность, ядерная отрасль. Однако, увы, мы проигрываем в экспансии на мировые рынки и впадаем все в большую зависимость от импорта зарубежных продуктов массового потребления. В свое время по схожей технологии был развален СССР, и нельзя допустить, чтобы фокус удался во второй раз.

Снять преграды для бизнеса

В то же время средний бизнес в структуре экономики обеспечивает всего 25% ВВП. Примерно такой же процент населения нашей страны работает во всем малом и среднем бизнесе. А должно быть наоборот, как это и происходит в развитых странах, отмечают авторы доклада.

Одной из главных проблем ведения бизнеса в России является тот общеизвестный факт, что наше законодательство недостаточно защищает предпринимателей от необоснованного уголовного преследования, криминальных проявлений или рейдерства, в том числе со стороны чиновников. Кроме того, надо осуществлять модернизацию экономики за счет повышения производительности труда, привлечения высокотехнологичных инвестиций, импорта оборудования и новейших технологий. Также необходимо импортозамещение по широкому диапазону отраслей. В то же время нужно экспортировать продукты глубокой переработки минерального и сельскохозяйственного сырья.

Дать денег на развитие

Советник президента РФ Сергей Глазьев и уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов (слева направо) на заседании Столыпинского клуба / Фото: Сергей Фадеичев

Как подчеркнул Борис Титов, в случае укрепления цен на нефть на мировых рынках рубль должен укрепляться не пропорционально, а на 10% медленнее, что даст нашим экспортно ориентированным отраслям экономики дополнительные стимулы для развития. Но при этом стимулироваться будет экспорт продукции высоких переделов, а не сырья, как сегодня. В частности, предлагается ввести высокие экспортные пошлины на сырье и продукты первого передела или вообще отказаться от возврата НДС по ним.

Как отметил Титов, главное сейчас — перейти от монетарного принципа, от фетиша формальной макроэкономической стабилизации к политике количественного смягчения по-русски. Это подразумевает приоритет промышленных перерабатывающих компаний над сырьевыми и переход от ручного управления к стратегическому. Деньги должны идти в производство, а не просто раздаваться людям. Ни одного рубля из предлагаемой эмиссии не попадет на валютные и фондовые биржи.

Итогом реализации мер, предусмотренных докладом, должно стать проведение новой индустриализации страны и рост экономики темпами, сопоставимыми с китайскими: 5–10% в год против среднемировых 3,5%. Для сравнения: сейчас Минэкономразвития прогнозирует меньше 1% прибавки ВВП России в 2016 году, притом что и этот прогноз может оказаться чересчур оптимистичным.

Сергей Глазьев

По мнению Глазьева, правительство и ЦБ продолжают в макроэкономической политике следовать традиционным рекомендациям МВФ, на этом же строит свою программу Кудрин. Продолжение этого подхода обрекает экономику России на дальнейшую деградацию.

Избежать негативного сценария пока еще возможно. Если Кремль реализует стратегию экономического роста, основанную на китайском опыте государственного управления. Академик Глазьев предлагает свой механизм стратегического прорыва, состоящий из 12 шагов. Причем Глазьев выступает с этими предложениями не как официальное лицо, советник президента, а как ученый и эксперт в сфере госуправления.

Госрегулирование и открытость

Первое, что необходимо сделать, — перевести функционирование правительства на технологию стратегического и индикативного планирования.

Стратегическое планирование указывает перспективные направления развития экономики, опираясь на долгосрочные прогнозы научно-технического прогресса и понимание возможностей опережающего развития экономики страны в рамках мировой экономики. Индикативное планирование дает ориентиры деятельности органам госвласти всех уровней по созданию условий для наращивания инвестиционной активности в целях роста производства для повышения уровня жизни населения. Оно также предоставляет предпринимателям возможность воспользоваться этими условиями, поясняет Глазьев.

Под личную ответственность

Индикативное планирование невозможно реализовать без механизма личной ответственности чиновников. А также привязки госбанков к задачам кредитования роста производства.

Это второй и третий пункты стратегии академика Глазьева.

Догнать по-русски, перегнать по-китайски

При этом Глазьев ссылается на оценки Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Выход на 4–5-процентный ежегодный прирост ВВП, выше среднемирового уровня, может быть достигнут только при повышении нормы накопления до 27% ВВП к 2018 году. Только в этом случае возможна реализация поставленной президентом РФ задачи достижения роста ВВП выше среднемирового уровня. А чтобы догнать по темпам роста китайскую экономику, норму накопления (долю инвестиций в ВВП) необходимо довести до 35%.

Профинансировать эти предложения можно за счет целевой кредитной эмиссии под приоритетные инвестиционные проекты.

И предупреждает, что в условиях характерных для российской экономики структурных диспропорций потребуется избирательная кредитно-инвестиционная политика, дифференцированная по отраслям и направлениям развития в соответствии с объективно сложившимися различиями в их доходности. Имеющаяся практика льготного кредитования АПК и малого бизнеса подтверждает эффективность такого подхода.

Компании могли бы заключать с уполномоченными органами государственной власти инвестиционные контракты, под которые банки и институты развития могли бы выдавать долгосрочные кредиты.

ЦБ при этом мог бы функционировать как институт развития, обеспечивающий кредитами как потребности частных предприятий в расширении и развитии производства, так и госпрограммы.

Под небом Евразии

Частью плана по опережающему развитию, уверен Глазьев, могли бы стать масштабные проекты по развитию инфраструктуры. В том числе совместно с КНР.

Для их сопряжения с китайскими источниками финансирования может быть использован механизм валютно-кредитных свопов. В целях привлечения средств международных банков развития и финансовых рынков могут быть выпущены специальные долгосрочные облигации, обращающиеся на финансовом рынке Евразийского экономического союза и КНР.

Реализация двух трансконтинентальных интеграционных инициатив — ЕАЭС и Шелкового пути — открывает возможности расширения взаимовыгодного сотрудничества, отмечает Глазьев. Например, можно сочетать формирование единого воздушного пространства и открытие новых воздушных коридоров с переходом на самолеты совместного производства в рамках российско-китайско-индийско-иранской кооперации. Или открытие внутренних водных путей со строительством и использованием судов собственного производства. Или сооружение трансконтинентальных транспортных коридоров с развитием единой базы железнодорожного и автодорожного машиностроения. Аналогичный подход может быть применен к формированию общего энергетического пространства, совместной машиностроительной базы.

Двойной бюджет

Следующий шаг — трансформация бюджетного правила в бюджет развития, предусматривающая направление нефтяных доходов на финансирование государственных инвестиций.

Глазьев напоминает, что после дефолта 1998 года разделение бюджетов использовалось в правительстве Евгения Примакова. Тогда государство начало формировать бюджет развития, налаживать механизмы рефинансирования коммерческих банков под векселя платежеспособных производственных предприятий.

Еще один давно назревший инструмент стимулирования экономики — дополнение функций ЦБ задачами обеспечения роста инвестиций, ВВП и занятости. Повышение роли специальных инструментов рефинансирования коммерческих банков в целях кредитования инвестиционных проектов с увеличением сроков предоставляемых ресурсов и расширением ломбардного списка.

Для этого необходимо приближение ключевой ставки к уровню средней рентабельности в обрабатывающей промышленности. Введение вектора ставок специальных инструментов рефинансирования, приближающего цену финансовых ресурсов к рентабельности соответствующих отраслей экономики.

Против манипулирования курсом рубля

Для этого необходима стабилизация курса рубля на среднесрочный период по отношению к корзине евразийских валют.

Ведущие экономисты представили альтернативный вариант выхода России из экономического кризиса. Борис Титов и Сергей Глазьев до сих пор исповедовавшие совершенно разные экономические модели развития государства, неожиданно сошлись на площадке Столыпинского клуба и создали любопытный документ — доклад «Экономика роста «. По мнению авторов комплексное исполнение этой программы уже в ближайшем будущем может привести к 10-ти процентному росту экономики.

Вам также будет интересно

Титов: нет денег на развитие — напечатайте! Это не так страшно!

комментария 2

Виктор Гусев

Это исполнимо лишь тогда, когда имеются соответствующие технологическая и кадровая базы. Довоенные пятилетки СССР были успешно реализованы и ВОВ была выиграна за счёт импорта преимущественно американских технологий - это отметил Сталин в своём письме ФДР 12 июля 1944 года. В настоящее время, Россия является технологическим аутсайдером, что непреодолимо без соответствующей научной базы, которая дышит на ладан и требует существенных инвестиций с лагом освоения не менее 3-5 лет. С кадровой базой вообще труба, и ни один уважающий себя иностранный специалист в нынешнюю Россию ни за какие деньги не поедет - это бесперспективно.

Ирина Берсенева

Думая о выборах , я искала партию правых патриотов. Считаю, что Вы абсолютно точно определили цели: необходимость модернизации экономики за счет развития, в первую очередь, среднего бизнеса, финансирования модернизации за счет политики аналогичной QE. Мне довелось в течение более десяти лет работать над реализацией крупнейшего российского проекта -строительства морской ледостойкой платформы МЛСП Приразломная, сотрудничать с ведущими мировыми компаниями - производителями оборудования для нефте-газового сектора. Меня всегда интересовало: как бизнес устроен в глобальных мировых компаниях, в средних и небольших компаниях за рубежом. Это сотрудничество способствовало осмыслению как и что нужно делать, менять в сфере бизнеса у нас в России. 23 сентября 2014 на совещании в Общественной Палаты РФ я представила доклад, в котором затронута тема расширения участия среднего и малого бизнеса в комплектации шельфовых проетов. Доклад тогда вызвал большой интерес участников. Возможно, какие-то его моменты в дальнейшем и были использованы: я вижу, что сейчас в новых проектах увеличивается количество российских участников, и что особенно обнадеживает в инновационной сфере, такой как создание управляющих систем, например. Хотелось бы передать презентацию этого доклада в Столыпинский клуб. Буду признательна, если свяжетесь со мной.

Статья взята тут. Когда я её нашел на просторах интернета, то она меня очень заинтересовала. Своим взвешенным взглядом. В целом как и я, автор не поддерживает ни одного из этих трех экономистов. Но показывает программу Глазьева с интересной стороны. Мои комментарии к статье будут отмечены знаками *. *

*Пояснения в начале мой публикации: обсуждение и статья основана на новой, вышедшей в мае 2016, программе Титова-Глазьева из Столыпинского клуба. В ней очень много изменений по сравнению с тем, что они предлагали вдвоем год назад. Возможно, что для президента они выложили вариант отличный от высказываний на публику и более ранних докладов Глазьева. В программе изложены предложения о приватизации, стремлении не допустить укрепление рубля с ростом цены на нефть страница №23 доклада, уменьшение регулирования банков со стороны ЦБ страница № 17 доклада , выделение средств банковской сфере страница № 12 доклада.

Там много изменений от прежних предложений. Постараюсь сформировать это в отдельную статью. Видно, что ранее Глазьев предлагал чисто популистические предложения. Например введение 2% налога на обменные валютные операции. Сейчас этого в программе нет. *

*Автор статьи четко сказал, что все три экономиста предлагают меры, которые носят либеральных характер. В наше время слово либерализм потеряло свою суть, истинное значение. Большинство под ним понимает совершенно иное. Поэтому реальность того, что Глазьев сторонник либеральных взглядов - для многих разрыв шаблона. Разберемся с этим дальше*

Кудрин предлагает найти ресурсы для возобновления роста в накопленных средствах на счетах российских компаний, которые не инвестируются в новое производство. Задача государства состоит в том, чтобы создать условия для возобновления инвестирования российского бизнеса в российскую же экономику. Для этого придется провести серию институциональных реформ (в том числе судебной и правоохранительной систем), снизить долю государства в экономике, сократить инфляцию и увеличить пенсионный возраст.

*Прибыль предприятий РФ за 2015 год выросла в 2015 году на 53%. И составила 8 трлн 421,7 млрд рублей по сравнению с 5 трлн 500,8 млрд рублей в 2014 году, свидетельствуют оперативные данные Федеральной службы госстатистики (Росстата). Получается, что в кризис наш бизнес наращивал свой доход. Но при этом инвестиции вместо этого упали. Именно поэтому Кудрин предлагает создать условия для инвестирования этих средств. Очень важно снизить инфляцию.Чем она ниже, тем ниже будут ставки по кредитам, меньше обеспокоенности нашего бизнеса.*

В основе предложения Улюкаева также лежит стимулирование внутренних инвестиций. Капиталовложения предполагается увеличить, в том числе за счет снижения потребления, создания бюджетных фондов инфраструктурных инвестиций, поддержки экспорта, в том числе снижения регулирования в экспортных отраслях. МЭР также рекомендует увеличить пенсионный возраст и либерализовать Трудовой кодекс в соответствии с пожеланиями работодателей.

*Тут какие-то противоречия. Думаю многие неправильно толкуют предложения Улюкаева. Так как с одной стороны говорится об снижении потребления, а с другой создание бюджетных фондов инвестиций. Возможно, что он хочет перераспределить бюджетные средства с целью инвестирования их в инфраструктурные проекты. Мне это импонирует. Повышение пенсионного возраста назрело. Так как с каждым годом на одного пенсионера приходится все меньше работающих. Пенсионный фонд России в дефиците: 543,7млрд рублей. *

Стратегия Титова и Глазьева советует увеличить инвестиции за счет наращивания денежного предложения. При этом от смягчения кредитной политики должен выигрывать бизнес, а не расти государственные расходы. Кроме того, они выступают за перенос налогового бремени на конечное потребление, снижение налоговой нагрузки в целом, а также за такие либеральные меры, как разгосударствление экономики и дерегулирование.

*Тут сплошной популизм. За счет каких источников будет финансироваться из бюджета? Где найти эти деньги? Они предлагают увеличить дефицит бюджета до 7% от ВВП, с ожидаемых 3% в этом году. Это абсурдно. В своё время стратегия печатания денег привела к кризису 1998 года. Когда перед этим были огромные дефициты бюджета, деньги печатались очень активно. Мы получили высоченную инфляцию.

Смягчение денежной политики - это одна из основ либерализма. По этому пути идет Запад с программа КУЕ от ФРС, выкупом бумаг ЕЦБ и Банком Японии. Сколько раз уже говорилось, что эти программы Запада не привели к росту экономики, а вызвали только рост различных пузырей. Хотя экономические власти Запада имели целью именно рост экономики.

Насчет снижения дефицита бюджета тут автор статьи ошибся, так как предложения Глазьева приведут к: "Команда столыпинцев наоборот, предлагает активно стимулировать экономику через увеличение размеров дефицита до 7% ВВП, эмиссионное финансирование инфраструктурных проектов без прозрачных процедур их отбора, ужесточение валютного регулирования, ограничение операций по капитальным счетам, активной роли государства для достижения роста ВВП 5-7 %." Источник

Насчет переноса налогового бремени. Он предлагает вернуть налог продаж и сделать его в 14%. Абсурдностью это назвать мягко. Так как в условиях кризиса менять налоговую систему смерти подобно. Бизнес это воспримет в штыки. Это будет полнейший хаос. Сбор налогов упадет. Так как он хочет отменить НДС, с которым наконец стало наводить порядок за счет введения электронной отчетности. Ну и раньше 5% налога с продаж платило максимум половина ритейла. А тут 14% Это уже идиотизм.

Читаем далее: "такие либеральные меры, как разгосударствление экономики и дерегулирование". Тут комментировать немного даже смешно. Так как фанатики Глазьева не хотят слышать его предложений об уменьшении доли государства в экономике. То есть приватизации"

На фоне приближающихся выборов в Государственную Думу и выборов президента, а также признаков нарастающей конфликтности внутри правящей элиты перечисленные стратегии по восстановлению высоких темпов экономического роста полезно оценить с точки зрения их потенциальных политических последствий. Можно выделить следующие аспекты, которые применимы к каждой из программ: возможная реакция со стороны электората и бюрократического аппарата, влияние на баланс сил внутри властных группировок, возможные реакции со стороны региональных элит, крупного бизнеса, а также со стороны Запада в ответ на начало реформ.

Влияние на позицию крупного бизнеса. Российские олигархи займут лояльную позицию в отношении любой реформистской политики власти, которая может снизить риски для инвестирования в их бизнес со стороны западных компаний. Скорее их симпатии окажутся на стороне Кудрина и правительства, чем Титова и Глазьева, идеи которых в рамках негативной информационной кампании уже были представлены как шаг в направлении венесуэлизации российской экономики.

*Автор подчеркивает, что бизнес поддержит адекватность, стабильность. А программа Глазьева пугает их неопределенностью. Так как меры могут привести к росту инфляции, падению курса рубля, снижению рейтинга России, росту госдолга, исчерпанию Резервных фондов и ЗолотоВалютных Резервов"

*Тут как раз говорится, что реальность предложений Глазьева очень страшна. Это колоссальный рост неопределенности. А инвесторы очень боятся повышения риска.*

*В этом плане я за взвешенную политику, без перегибов и потрясений. Предложения Глазьева революционны, пугающи и вызовут рост неопределенности в будущем. главная их основа ПОПУЛИЗМ. Большинство не разбирается в экономике. Поэтому хотят ставки ЦБ РФ как у американского ФРС. Но рубль не резервная валюта. Такая низкая ставка вызовет отток капитала из России, падение рубля, сильный рост цен, кризис на рынке облигаций и суверенного долга. Много всего. Особенно это отразится в платежном балансе. Но для понимания сути надо знать: а что такое этот Платежный баланс. Но это совершенно другая история)*

После замечаний Алекса нашел кое-какую информацию: Заседание президиума Экономического совета

Читайте также: