Церковь и спорт доклад
Обновлено: 02.07.2024
Взаимоотношения со спортом — одно из самых молодых миссионерских начинаний Русской Православной Церкви. И нужно признать, что опыт Новосибирской Епархии в системном построении такой работы на сегодняшний день — лучший в России. Уже несколько лет при миссионерском отделе существует подотдел по связям со спортивными организациями, которым проделана немалая работа. За плечами не один десяток проведенных православных турниров и спортивных мероприятий. О том, как возник подотдел, о направлениях и перспективах работы мы поговорили с его руководителем — старшим пономарем Александро–Невского собора, мастером спорта по пауэрлифтингу Борисом Левитаном.
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: Спорт — это средство общения и воцерковления молодежи. В Европе при каждом приходе, даже сельском, обязательно есть спортивная площадка. И священник не только ведет у детей воскресную школу и учит Закону Божию, но он обязательно проводит с ними досуг. Ведь многие беды воспитания молодежи происходят от неправильного заполнения свободного времени. Заняться нечем — ребятишки находят сомнительные удовольствия. Всегда находятся люди, которые возглавляют этот досуг и ведут молодежь по неправильному пути. Всегда приходится выбирать, повреждает ли то или иное дело душу человека, безобидно ли оно. Спорт — это занятие, которое можно использовать для правильного проведения досуга. Для того, чтобы организовать спортивную площадку требуется не так много средств, ребята сами могут что-то сделать. В США нет ни одного свободного газона — там играют в волейбол, теннис, футбол. Для того, чтобы молодежь вела здоровый образ жизни, нужно ее приучать к спорту, это укрепляет физически, и если это делается при храме, это помогает молодым людям воцерковляться.
— С чего началась спортивная работа в православной среде в нашей Епархии?
— Начало было положено шесть лет назад в Епархиальном реабилитационном центре для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Желая отвлечь ребят от пагубного пристрастия, руководитель центра протоиерей Александр Новопашин своим личным примером начал прививать реабилитантам любовь к здоровому образу жизни. В спортивном зале, предоставленном школой милиции, отец Александр и бывшие наркозависимые приступили к регулярным тренировкам. Вместе со своим духовным наставником ребята, в зависимости от интересов, играли в волейбол и баскетбол, тренировались в тренажерном зале.
— Борис, а каким образом вы стали принимать участие в этой работе?
— Тренировки, которые проводил батюшка в тренажерном зале, принесли свои плоды — ребята окрепли, и появилась идея поучаствовать в соревнованиях по жиму штанги лежа. Отец Александр попросил меня, как спортсмена, помочь в подготовке ребят. Было принято решение перенести тренировки в профессиональный зал пауэрлифтинга, где батюшка познакомился с заслуженным тренером России Игорем Беляевым, искренне верующим православным человеком. Этот день можно считать началом миссионерской работы уже в сфере спорта.
— А с чем это связано?
За помощью мы обратились к Управлению физической культуры и спорта мэрии Новосибирска, где нас с радостью поддержали и предоставили площадку в Центральном парке. Говоря мы, я в первую очередь подразумеваю отца Александра и Игоря Беляева, ставшего активным помощником батюшки. В турнире приняли участие сильнейшие атлеты города, и он прошел настолько успешно, что стала очевидной необходимость целенаправленного развития данного вида деятельности. Так появилась мысль о создании в Епархии особого отдела по связям со спортом. Владыка Тихон поддержал и благословил наше начинание и этот день можно считать днем рождения подотдела по связям со спортивными организациями миссионерского отдела Новосибирской Митрополии.
— И вам поручили руководство отделом?
— Да, руководство доверили мне, но в действительности лидером в работе со спортсменами был и остается отец Александр.
— Расскажите, как строилась работа отдела после его создания?
— Отправным и определяющим моментом в работе отдела явилось подписание соглашения о совместной деятельности между Новосибирской Митрополией и Управлением спорта в 2010 году. Это дало нам возможность полноценно участвовать в спортивной жизни города — инициировать и при поддержке Управления проводить православные турниры. Пробным шаром стал первый в России открытый православный турнир по жиму штанги лежа на кубок имени святого князя Александра Невского. Так случилось, что время проведения турнира практически совпало со временем проведения чемпионата области по жиму лежа и у нас были некоторые опасения, связанные с количеством участников. Однако все произошло наоборот — на чемпионате области практически не было участников — все готовились к православному турниру. В итоге, в нашем чемпионате приняло участие более 100 спортсменов из разных городов Сибирского региона. Среди выступающих были и представители священства — протоиерей Александр и протодиакон (ныне — священник) Николай Москалюк стали бронзовыми призерами. В прошедшем году турнир прошел уже в третий раз.
— Борис, а в каких направлениях осуществляется деятельность отдела?
— Выходит, что организация турниров и спортивных мероприятий это далеко не все, чем занимается отдел?
— В настоящее время из СМИ мы видим, что государство уделяет большое значение вопросам физкультуры и спорта. Позиция Церкви в этом вопросе созвучна позиции государства?
— Не только созвучна, можно сказать, что Церковь в этом вопросе впереди. По крайней мере, в нашей Епархии. Владыка Тихон, как только узнал, что в Епархии появилась возможность работать со спортивными организациями, сразу поддержал нашу инициативу. Мы, наверное, единственные проводим чемпионат по футболу среди прихожан и священнослужителей. Т.е. Епархия заботится не только о своей пастве, но и о пастырях, чтобы и они держали себя в хорошей физической форме.
— Какие качества отличают спортсмена?
— Спортсмены — такие же люди, со своими недостатками и достоинствами. Если взять хорошего спортсмена, то его главными качествами будут: терпение, работоспособность, усидчивость, послушание. Наверное, послушание на одном из первых мест, без послушания тренеру невозможно достичь результата. В свою очередь, послушание основано на вере.
— В духовной жизни, необходимы качества, присущие спортсмену?
— Да, они одни и те же. Можно провести аналогию. Храм — это тот же спортзал, только в спортзале мы тело тренируем, а в храме — душу. В храм приходят с теми же проблемами, что и в спортзал: с немощными, вялыми, дряблыми душа-ми. И как в зале есть тренер, так в храме есть священник, который берется за духовное воспитание. Здесь также важны такие качества как вера и послушание духовному наставнику. И без терпения в храме тоже ничего не получится. У меня много знакомых спортсменов — мастеров спорта международного класса, которым тяжело выстоять богослужение — выдерживают минут 15-20. Нужно понуждать себя внимательно молиться, лично для меня это сложнее, чем самая тяжелая тренировка.
— Можно ли сказать, что спорт — это профессия?
— Для кого-то — да. Есть спорт высших достижений — там спортсмены получают зарплату, готовятся к чемпионатам. Для меня спорт — это показатель здоровья нации. Спортсмены как воины: они на соревнованиях отстаивают честь своей страны. Раньше, по крайней мере, было так. Сейчас кое-что поменялось местами, — многое делается ради денег. Раньше никто не мог себе позволить бегать из клуба в клуб в поисках большей зарплаты.
— Поэтому и нужно Церкви работать со спортсменами?
— Это должна быть работа не только Церкви, но и всего государства. Ведь проблемы есть не только в спорте: также уезжают за рубеж врачи, педагоги. Поэтому, прежде всего, с детства нужно прививать патриотизм.
— С ассоциациями, каких видов спорта сотрудничает Новосибирская Епархия?
— Пауэрлифтинг, бокс, греко-римская борьба, карате кеокусинкай, тяжелая атлетика, футбол.
— Какие мероприятия в планах?
— Готовимся к проведению православной спартакиады по разным спортивным дисциплинам. Это будет эксперимент, надеюсь, он получится. Когда мы первый раз готовили проведение турнира по жиму штанги лежа, никто не верил, что из этого что-то выйдет. А уже прошло три турнира. Хотим создать православную детскую спортивную школу. У нас в Церкви много православных тренеров. Если бы удалось собрать их в одних стенах — школа была бы очень востребована.
— В июле 2012 года и в марте этого года прошли турниры по футболу между приходами Новосибирской Епархии. Расскажите немного о них.
— Первый турнир был экспериментальным — ведь до этого мы проводили турниры только между реабилитационными центрами. Тем не менее, он удался, болельщики отмечали, что смотреть было интереснее, чем чемпионат Европы. Была настоящая битва — всем хотелось отстоять честь своего прихода. Наша задача была сформировать команды из клириков и постоянных прихожан. Второй турнир прошел с не меньшим накалом. Вообще, в планах проводить этот турнир четыре раза в год. Будем проводить соревнования и по другим видам спорта. Нужно привлекать больше приходов, если где-то мало прихожан, будем делать сборные команды.
— Можно ли сказать, что спорт объединяет людей?
— Конечно. Прежде всего, на каждом турнире люди знакомятся, встречаются и старые друзья и коллеги. Я встречаю на наших мероприятиях немало знакомых спортсменов, рассказываю им о том, что пришел к вере, приглашаю их в храм. На пикеты и Крестные ходы спортсмены также выходят плечом к плечу.
Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. На Соловках, в связи с престольным праздником этой святой обители — Преображением Господним, состоялось довольно интересное и необычное мероприятие. Спортсмены, представители спортивных организаций, священнослужители из разных епархий, миряне из Москвы, Архангельска и других мест собрались для того, что бы обсудить тему отношений Русской Православной Церкви и мира спорта.
Некоторые сегодня могут спросить: почему Церковь интересуется спортом? Дескать, это вроде бы такая в чем-то противоположная Церкви, по крайней мере — далекая от Церкви сфера жизни… В советское время говорили, да и сегодня многие на Западе говорят, что образ жизни спортсмена и те социальные установки, которые связаны со спортом, являются альтернативой религиозному образу жизни и тем идеалам, которые проповедуют традиционные религиозные институты, в частности, Православная Церковь.
Нам рисуют до сих пор достаточно банальную, но укоренившуюся в сознании людей картину. Вот верующие люди, которым безразлично собственное здоровье, которым не интересна активная жизнь. А вот мир спорта, который культивирует силу тела, здоровый образ жизни, активную общественную и жизненную позицию. Вот два разных мира, и это миры, которые связаны с противоположными системами ценностей, с противоположными устремлениями и идеалами, и эти миры не просто чужды, но и враждебны друг другу.
И часто, кстати говоря, именно такие люди оканчивают свою земную жизнь не самым лучшим образом. Потому что излишняя забота о собственном здоровье — забота, которая переступает грань разумности, — подчас приводит к вещам, которые в духовном и в душевном смысле как раз губят человеческое здоровье, лишая человека радости бытия, возможности оглянуться вокруг и понять: физическое здоровье и даже физическая жизнь — это не самое главное.
Церковь может быть везде. В том числе там, где начинается жизнь, где молодые люди — и не очень молодые — занимаются спортом, занимаются организацией физкультурных движений, массовых спортивных соревнований, занимаются силовой подготовкой, военно-патриотическим воспитанием, там, где собираются спортивные болельщики. Там очень естественно, очень логично быть Церкви, потому что большинство этих людей крещено в Православии, большинство этих людей с интересом, с доброжелательным вниманием относятся к любому слову, сказанному священником либо представителем православной общественной организации.
Сегодня очень важно показать и этим людям, и всему нашему обществу, что христианство — это соль, свет и суть всей жизни народа, в котором большинство крещено в Православной Церкви. Нам нужно вновь и вновь сказать то, о чем было сказано на круглом столе, о котором сегодня шла речь: физическая культура, духовная культура и культура душевного устроения должны идти рука об руку. Вера и действие, идея и жизнь, идеалы и общественно значимые поступки — все это должно соединяться в жизни христианина. Эта жизнь не должна состоять из раздельно взятых профессиональной или общественной деятельности, к которой вера якобы не имеет отношения, и того времени, которое человек проводит в храме во время богослужения или приходской работы. Такое время, по мысли некоторых наших недругов, должно быть полностью отделено от всего остального — от тех жизненно важных и значимых дел, которые совершает тот или иной человек.
Во время круглого стола было много сказано о том, что сегодня постепенно оформляется система взаимодействия Церкви и мира спорта — от международного уровня до уровня воскресной школы, обычной школы, дворовой футбольной команды и команды прихода, разного рода кружков и секций. Есть огромное количество инициатив, которые предлагаются Церкви и уже осуществляются разного рода спортивными организациями, в том числе православными общественными объединениями. Есть очень хорошо работающие системы спортивной подготовки в воскресных школах, спортивных секциях при храмах и в рамках межприходских соревнований. Среди мест, где такая система сложилась, — Пресненский район Москвы, в котором я имею честь служить. Там проходят время от времени межприходские соревнования по различным видам спорта.
Как вы знаете, священнослужителей приглашают выступать на собрания спортивных команд, особенно перед отправкой на важные международные соревнования. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз благословлял сборные перед поездками на Олимпиады. Его Святейшество особо покровительствует русскому хоккею, и каждый год проводится в разных регионах России с финалом в Москве детский турнир на кубок Патриарха по этому виду спорта. Вот такое взаимодействие, такое взаимное общение становится сегодня совершенно естественным — оно не спускается сверху, оно не придумывается в каких-то кабинетах, не является плодом политического и социального конструирования. Это естественное стремление людей Церкви и людей спорта — а часто это одни и те же люди, православные миряне — быть вместе.
На Соловках, на следующий день после круглого стола, был устроен футбольный матч между представителями организаций и сообществ, приехавших на круглый стол, и соловецкой молодежью. На поле вышли исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов, депутат Государственной Думы и известный спортсмен Николай Сергеевич Валуев, другие люди, активные в мире спорта и в общественной жизни, в частности, священник Даниил Зубов, клирик храма святителя Николая на Трех Горах, который занимается спортом с молодежью, в том числе в воскресной школе, и занимается организацией межприходских соревнований.
Молодые люди, которые, может быть, чувствовали некоторую отчужденность от жизни монастырской общины, вдруг увидели, что Церковь — вместе с теми общественными структурами, которые с ней взаимодействуют, — протянула им руку дружбы. Очень часто бывает так, что церковная община и молодежное сообщество, в том числе спортивное, даже очень близкие территориально, оказываются отчужденными друг от друга, живут как бы на разных планетах. Хочется надеяться, что это отчуждение будет преодолеваться, в том числе через теснейшее взаимодействие Церкви и мира спорта, через общие спортивно-общественные мероприятия, которые вполне могут и должны объединить людей — пусть делающих достаточно разные дела, но в то же время объединенных одной заботой о России, духом христианского мужества, стремлением устроить по вере, по слову Божию не только свою личную жизнь и не только свою внутреннюю религиозную, молитвенную жизнь, но и всю жизнь социума, всю жизнь нашего народа, которую невозможно представить без христианской основы, без христианского смысла.
“Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт”, — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.
Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.
Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.
Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.
Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: Насколько укорачивается жизнь человека во время сидения) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.
Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.
Взглянем, к примеру, на средние рекомендации по двигательной активности Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры. Итак, усреднённые нормы занятий физкультурой (часов в неделю):
Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?
Что может дать спорт православному христианину
Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?
Прежде всего, рассмотрим физическую “оболочку”. Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство… Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела “на совесть”, это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило. Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.
Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60‑х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить “по часам”.
Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: “Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула”. Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.
Далее лежит очень тонкая грань между психологическим и духовным.
Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно “второе дыхание”. Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое “здесь и сейчас”, что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?
Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.
Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.
Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием. И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.
Каким спортом можно заниматься православному
Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.
Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.
В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.
Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни. Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника “в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других”. Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами “можно ли православным заниматься спортом” и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.
Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Как православному относиться к занятиям спортом? Может ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику Сергию Поперечному, настоятелю храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области, мастеру спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка мира.
Еще сложнее ответить на вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом. А если этот человек — профессионал, а спорт для него является работой и профессией, но при этом он верующий? Конечно же, в каждом отдельном случае должен быть свой ответ.
Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.
Это и отношение к соревнованиям. У каждого спортсмена оно свое. Один спокоен перед боем: пришел, увидел, победил… и забыл. Другой нервничает, переживает, не спит ночами, иссушая свою душу, в сущности, попусту.
Это и отношение к славе. Если для человека спорт — смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат — как говорится, в здоровом теле здоровый дух.
Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме — это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.
Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд — в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12) — писал апостол Павел. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех. Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия спортом или профессиональный спорт нужно оставлять, если это губит душу.
Впрочем, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.
Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.
Мы свободны в своей воле. И чем бы мы ни занимались, отвечать всегда будем сами. Потому приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути, и самому решать, сообразуется ли жизнь спортсмена с жизнью христианина.
Читайте также: