Церковь и спорт доклад

Обновлено: 02.07.2024

Взаимоотношения со спортом — одно из самых молодых миссионерских начинаний Русской Православной Церкви. И нужно признать, что опыт Новосибирской Епархии в системном построении такой работы на сегодняшний день — лучший в России. Уже несколько лет при миссионерском отделе существует подотдел по связям со спортивными организациями, которым проделана немалая работа. За плечами не один десяток проведенных православных турниров и спортивных мероприятий. О том, как возник подотдел, о направлениях и перспективах работы мы поговорили с его руководителем — старшим пономарем Александро–Невского собора, мастером спорта по пауэрлифтингу Борисом Левитаном.

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: Спорт — это средство общения и воцерковления молодежи. В Европе при каждом приходе, даже сельском, обязательно есть спортивная площадка. И священник не только ведет у детей воскресную школу и учит Закону Божию, но он обязательно проводит с ними досуг. Ведь многие беды воспитания молодежи происходят от неправильного заполнения свободного времени. Заняться нечем — ребятишки находят сомнительные удовольствия. Всегда находятся люди, которые возглавляют этот досуг и ведут молодежь по неправильному пути. Всегда приходится выбирать, повреждает ли то или иное дело душу человека, безобидно ли оно. Спорт — это занятие, которое можно использовать для правильного проведения досуга. Для того, чтобы организовать спортивную площадку требуется не так много средств, ребята сами могут что-то сделать. В США нет ни одного свободного газона — там играют в волейбол, теннис, футбол. Для того, чтобы молодежь вела здоровый образ жизни, нужно ее приучать к спорту, это укрепляет физически, и если это делается при храме, это помогает молодым людям воцерковляться.

— С чего началась спортивная работа в православной среде в нашей Епархии?

Православная миссия в спорте

— Начало было положено шесть лет назад в Епархиальном реабилитационном центре для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Желая отвлечь ребят от пагубного пристрастия, руководитель центра протоиерей Александр Новопашин своим личным примером начал прививать реабилитантам любовь к здоровому образу жизни. В спортивном зале, предоставленном школой милиции, отец Александр и бывшие наркозависимые приступили к регулярным тренировкам. Вместе со своим духовным наставником ребята, в зависимости от интересов, играли в волейбол и баскетбол, тренировались в тренажерном зале.

— Борис, а каким образом вы стали принимать участие в этой работе?

— Тренировки, которые проводил батюшка в тренажерном зале, принесли свои плоды — ребята окрепли, и появилась идея поучаствовать в соревнованиях по жиму штанги лежа. Отец Александр попросил меня, как спортсмена, помочь в подготовке ребят. Было принято решение перенести тренировки в профессиональный зал пауэрлифтинга, где батюшка познакомился с заслуженным тренером России Игорем Беляевым, искренне верующим православным человеком. Этот день можно считать началом миссионерской работы уже в сфере спорта.

— А с чем это связано?

За помощью мы обратились к Управлению физической культуры и спорта мэрии Новосибирска, где нас с радостью поддержали и предоставили площадку в Центральном парке. Говоря мы, я в первую очередь подразумеваю отца Александра и Игоря Беляева, ставшего активным помощником батюшки. В турнире приняли участие сильнейшие атлеты города, и он прошел настолько успешно, что стала очевидной необходимость целенаправленного развития данного вида деятельности. Так появилась мысль о создании в Епархии особого отдела по связям со спортом. Владыка Тихон поддержал и благословил наше начинание и этот день можно считать днем рождения подотдела по связям со спортивными организациями миссионерского отдела Новосибирской Митрополии.

— И вам поручили руководство отделом?

— Да, руководство доверили мне, но в действительности лидером в работе со спортсменами был и остается отец Александр.

— Расскажите, как строилась работа отдела после его создания?

— Отправным и определяющим моментом в работе отдела явилось подписание соглашения о совместной деятельности между Новосибирской Митрополией и Управлением спорта в 2010 году. Это дало нам возможность полноценно участвовать в спортивной жизни города — инициировать и при поддержке Управления проводить православные турниры. Пробным шаром стал первый в России открытый православный турнир по жиму штанги лежа на кубок имени святого князя Александра Невского. Так случилось, что время проведения турнира практически совпало со временем проведения чемпионата области по жиму лежа и у нас были некоторые опасения, связанные с количеством участников. Однако все произошло наоборот — на чемпионате области практически не было участников — все готовились к православному турниру. В итоге, в нашем чемпионате приняло участие более 100 спортсменов из разных городов Сибирского региона. Среди выступающих были и представители священства — протоиерей Александр и протодиакон (ныне — священник) Николай Москалюк стали бронзовыми призерами. В прошедшем году турнир прошел уже в третий раз.

— Борис, а в каких направлениях осуществляется деятельность отдела?

Православная миссия в спорте

— Выходит, что организация турниров и спортивных мероприятий это далеко не все, чем занимается отдел?

— В настоящее время из СМИ мы видим, что государство уделяет большое значение вопросам физкультуры и спорта. Позиция Церкви в этом вопросе созвучна позиции государства?

— Не только созвучна, можно сказать, что Церковь в этом вопросе впереди. По крайней мере, в нашей Епархии. Владыка Тихон, как только узнал, что в Епархии появилась возможность работать со спортивными организациями, сразу поддержал нашу инициативу. Мы, наверное, единственные проводим чемпионат по футболу среди прихожан и священнослужителей. Т.е. Епархия заботится не только о своей пастве, но и о пастырях, чтобы и они держали себя в хорошей физической форме.

— Какие качества отличают спортсмена?

— Спортсмены — такие же люди, со своими недостатками и достоинствами. Если взять хорошего спортсмена, то его главными качествами будут: терпение, работоспособность, усидчивость, послушание. Наверное, послушание на одном из первых мест, без послушания тренеру невозможно достичь результата. В свою очередь, послушание основано на вере.

— В духовной жизни, необходимы качества, присущие спортсмену?

— Да, они одни и те же. Можно провести аналогию. Храм — это тот же спортзал, только в спортзале мы тело тренируем, а в храме — душу. В храм приходят с теми же проблемами, что и в спортзал: с немощными, вялыми, дряблыми душа-ми. И как в зале есть тренер, так в храме есть священник, который берется за духовное воспитание. Здесь также важны такие качества как вера и послушание духовному наставнику. И без терпения в храме тоже ничего не получится. У меня много знакомых спортсменов — мастеров спорта международного класса, которым тяжело выстоять богослужение — выдерживают минут 15-20. Нужно понуждать себя внимательно молиться, лично для меня это сложнее, чем самая тяжелая тренировка.

— Можно ли сказать, что спорт — это профессия?

— Для кого-то — да. Есть спорт высших достижений — там спортсмены получают зарплату, готовятся к чемпионатам. Для меня спорт — это показатель здоровья нации. Спортсмены как воины: они на соревнованиях отстаивают честь своей страны. Раньше, по крайней мере, было так. Сейчас кое-что поменялось местами, — многое делается ради денег. Раньше никто не мог себе позволить бегать из клуба в клуб в поисках большей зарплаты.

— Поэтому и нужно Церкви работать со спортсменами?

— Это должна быть работа не только Церкви, но и всего государства. Ведь проблемы есть не только в спорте: также уезжают за рубеж врачи, педагоги. Поэтому, прежде всего, с детства нужно прививать патриотизм.

— С ассоциациями, каких видов спорта сотрудничает Новосибирская Епархия?

— Пауэрлифтинг, бокс, греко-римская борьба, карате кеокусинкай, тяжелая атлетика, футбол.

— Какие мероприятия в планах?

— Готовимся к проведению православной спартакиады по разным спортивным дисциплинам. Это будет эксперимент, надеюсь, он получится. Когда мы первый раз готовили проведение турнира по жиму штанги лежа, никто не верил, что из этого что-то выйдет. А уже прошло три турнира. Хотим создать православную детскую спортивную школу. У нас в Церкви много православных тренеров. Если бы удалось собрать их в одних стенах — школа была бы очень востребована.

— В июле 2012 года и в марте этого года прошли турниры по футболу между приходами Новосибирской Епархии. Расскажите немного о них.

— Первый турнир был экспериментальным — ведь до этого мы проводили турниры только между реабилитационными центрами. Тем не менее, он удался, болельщики отмечали, что смотреть было интереснее, чем чемпионат Европы. Была настоящая битва — всем хотелось отстоять честь своего прихода. Наша задача была сформировать команды из клириков и постоянных прихожан. Второй турнир прошел с не меньшим накалом. Вообще, в планах проводить этот турнир четыре раза в год. Будем проводить соревнования и по другим видам спорта. Нужно привлекать больше приходов, если где-то мало прихожан, будем делать сборные команды.

— Можно ли сказать, что спорт объединяет людей?

— Конечно. Прежде всего, на каждом турнире люди знакомятся, встречаются и старые друзья и коллеги. Я встречаю на наших мероприятиях немало знакомых спортсменов, рассказываю им о том, что пришел к вере, приглашаю их в храм. На пикеты и Крестные ходы спортсмены также выходят плечом к плечу.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. На Соловках, в связи с престольным праздником этой святой обители — Преображением Господним, состоялось довольно интересное и необычное мероприятие. Спортсмены, представители спортивных организаций, священнослужители из разных епархий, миряне из Москвы, Архангельска и других мест собрались для того, что бы обсудить тему отношений Русской Православной Церкви и мира спорта.

Некоторые сегодня могут спросить: почему Церковь интересуется спортом? Дескать, это вроде бы такая в чем-то противоположная Церкви, по крайней мере — далекая от Церкви сфера жизни… В советское время говорили, да и сегодня многие на Западе говорят, что образ жизни спортсмена и те социальные установки, которые связаны со спортом, являются альтернативой религиозному образу жизни и тем идеалам, которые проповедуют традиционные религиозные институты, в частности, Православная Церковь.

Нам рисуют до сих пор достаточно банальную, но укоренившуюся в сознании людей картину. Вот верующие люди, которым безразлично собственное здоровье, которым не интересна активная жизнь. А вот мир спорта, который культивирует силу тела, здоровый образ жизни, активную общественную и жизненную позицию. Вот два разных мира, и это миры, которые связаны с противоположными системами ценностей, с противоположными устремлениями и идеалами, и эти миры не просто чужды, но и враждебны друг другу.

И часто, кстати говоря, именно такие люди оканчивают свою земную жизнь не самым лучшим образом. Потому что излишняя забота о собственном здоровье — забота, которая переступает грань разумности, — подчас приводит к вещам, которые в духовном и в душевном смысле как раз губят человеческое здоровье, лишая человека радости бытия, возможности оглянуться вокруг и понять: физическое здоровье и даже физическая жизнь — это не самое главное.

Церковь может быть везде. В том числе там, где начинается жизнь, где молодые люди — и не очень молодые — занимаются спортом, занимаются организацией физкультурных движений, массовых спортивных соревнований, занимаются силовой подготовкой, военно-патриотическим воспитанием, там, где собираются спортивные болельщики. Там очень естественно, очень логично быть Церкви, потому что большинство этих людей крещено в Православии, большинство этих людей с интересом, с доброжелательным вниманием относятся к любому слову, сказанному священником либо представителем православной общественной организации.

Сегодня очень важно показать и этим людям, и всему нашему обществу, что христианство — это соль, свет и суть всей жизни народа, в котором большинство крещено в Православной Церкви. Нам нужно вновь и вновь сказать то, о чем было сказано на круглом столе, о котором сегодня шла речь: физическая культура, духовная культура и культура душевного устроения должны идти рука об руку. Вера и действие, идея и жизнь, идеалы и общественно значимые поступки — все это должно соединяться в жизни христианина. Эта жизнь не должна состоять из раздельно взятых профессиональной или общественной деятельности, к которой вера якобы не имеет отношения, и того времени, которое человек проводит в храме во время богослужения или приходской работы. Такое время, по мысли некоторых наших недругов, должно быть полностью отделено от всего остального — от тех жизненно важных и значимых дел, которые совершает тот или иной человек.

Во время круглого стола было много сказано о том, что сегодня постепенно оформляется система взаимодействия Церкви и мира спорта — от международного уровня до уровня воскресной школы, обычной школы, дворовой футбольной команды и команды прихода, разного рода кружков и секций. Есть огромное количество инициатив, которые предлагаются Церкви и уже осуществляются разного рода спортивными организациями, в том числе православными общественными объединениями. Есть очень хорошо работающие системы спортивной подготовки в воскресных школах, спортивных секциях при храмах и в рамках межприходских соревнований. Среди мест, где такая система сложилась, — Пресненский район Москвы, в котором я имею честь служить. Там проходят время от времени межприходские соревнования по различным видам спорта.

Как вы знаете, священнослужителей приглашают выступать на собрания спортивных команд, особенно перед отправкой на важные международные соревнования. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз благословлял сборные перед поездками на Олимпиады. Его Святейшество особо покровительствует русскому хоккею, и каждый год проводится в разных регионах России с финалом в Москве детский турнир на кубок Патриарха по этому виду спорта. Вот такое взаимодействие, такое взаимное общение становится сегодня совершенно естественным — оно не спускается сверху, оно не придумывается в каких-то кабинетах, не является плодом политического и социального конструирования. Это естественное стремление людей Церкви и людей спорта — а часто это одни и те же люди, православные миряне — быть вместе.

На Соловках, на следующий день после круглого стола, был устроен футбольный матч между представителями организаций и сообществ, приехавших на круглый стол, и соловецкой молодежью. На поле вышли исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов, депутат Государственной Думы и известный спортсмен Николай Сергеевич Валуев, другие люди, активные в мире спорта и в общественной жизни, в частности, священник Даниил Зубов, клирик храма святителя Николая на Трех Горах, который занимается спортом с молодежью, в том числе в воскресной школе, и занимается организацией межприходских соревнований.

Молодые люди, которые, может быть, чувствовали некоторую отчужденность от жизни монастырской общины, вдруг увидели, что Церковь — вместе с теми общественными структурами, которые с ней взаимодействуют, — протянула им руку дружбы. Очень часто бывает так, что церковная община и молодежное сообщество, в том числе спортивное, даже очень близкие территориально, оказываются отчужденными друг от друга, живут как бы на разных планетах. Хочется надеяться, что это отчуждение будет преодолеваться, в том числе через теснейшее взаимодействие Церкви и мира спорта, через общие спортивно-общественные мероприятия, которые вполне могут и должны объединить людей — пусть делающих достаточно разные дела, но в то же время объединенных одной заботой о России, духом христианского мужества, стремлением устроить по вере, по слову Божию не только свою личную жизнь и не только свою внутреннюю религиозную, молитвенную жизнь, но и всю жизнь социума, всю жизнь нашего народа, которую невозможно представить без христианской основы, без христианского смысла.

“Ты спор­том увлёк­ся? Нель­зя пра­во­слав­но­му, это к куль­ту тела при­ве­дёт”, — из опа­се­ний мамы за сво­е­го 35-лет­не­го сына. В дей­стви­тель­но­сти, мож­но или нель­зя пра­во­слав­но­му зани­мать­ся спор­том? Пред­ла­га­ем чита­те­лю рас­суж­де­ния на тему сов­ме­сти­мо­сти заня­тий спор­том с пра­во­слав­ным мировоззрением.

Мно­гие миряне, лишь толь­ко обре­тя веру, начи­на­ют отно­сить­ся к спор­ту как к неду­хов­но­му дела­нию. По сему заня­тия физи­че­ской куль­ту­рой опре­де­ля­ют­ся как грех и отсе­ка­ют­ся. Это одна из при­чин, по кото­рой в хра­ме мы заме­ча­ем нема­ло сгор­бив­ших­ся муж­чин и жен­щин с выда­ю­щи­ми­ся впе­рёд живо­та­ми. Хоро­шо это или пло­хо, рас­суж­дать слож­но. О дви­же­ни­ях серд­ца зна­ет Гос­подь, сам чело­век и его духов­ник. Если заня­тия спор­том иску­ша­ют хри­сти­а­ни­на настоль­ко, что вво­дят, к при­ме­ру, в тще­сла­вие, гор­дость и меша­ют духов­ной жиз­ни, и вправ­ду сто­ит креп­ко поду­мать о их мере. Напри­мер, про­фес­си­о­наль­ный спортс­мен дол­гое вре­мя может про­жить в покло­не­нии сво­им куб­кам и меда­лям, тще­сла­вить­ся пер­вен­ством, или же про­сто релье­фом сво­их мышц. Когда в этом состо­я­нии чело­век начи­на­ет вку­шать пло­ды хри­сти­ан­ской духов­ной жиз­ни, пагуб­ность тако­го отно­ше­ния к спор­ту и телу ста­но­вит­ся столь оче­вид­ной, что он может оста­вить про­фес­си­о­наль­ные заня­тия. Сто­рон­ним наблю­да­те­лям это пока­жет­ся стран­ным и нело­гич­ным, одна­ко само­му быв­ше­му спортс­ме­ну будет доста­точ­но регу­ляр­ных домаш­них тре­ни­ро­вок. И уж поверь­те, он нисколь­ко не будет чув­ство­вать себя неудачником.

Конеч­но, при­ве­ден­ный при­мер — не повод отно­сить­ся к про­фес­си­о­наль­но­му спор­ту как к сата­нин­ской дея­тель­но­сти. Спор­тив­ный труд может явить­ся сту­пень­кой к встре­че с Богом.

Рас­смот­рим при­ме­не­ние физ­куль­ту­ры и спор­та к жиз­ни обыч­но­го миря­ни­на. Каков вред и како­ва поль­за заня­тий спор­том для совре­мен­но­го пра­во­слав­но­го при­хо­жа­ни­на, живу­ще­го духов­ной жиз­нью? Для это­го обра­тим­ся к пас­тыр­ской прак­ти­ке свя­тых отцов. Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник реко­мен­до­вал гим­на­сти­ку тем, кто зани­ма­ет­ся умствен­ной дея­тель­но­стью. Свя­ти­тель Васи­лий (Пре­об­ра­жен­ский) и пра­вед­ный Алек­сий (Мечёв) так­же сове­то­ва­ли сво­им духов­ным чадам тре­ни­ро­вать­ся для раз­ви­тия физи­че­ской силы и борь­бы с праздностью.

Кто-то может воз­ра­зить: ведь у более ран­них свя­тых отцов мы не нахо­дим таких сове­тов. Вер­но, но взгля­нем на жизнь совре­мен­но­го горо­жа­ни­на. Чем боль­ше раз­ви­ва­лась циви­ли­за­ция, тем боль­ше про­грес­си­ро­ва­ла гипо­ди­на­мия — ослаб­ле­ние тела вви­ду скуд­ной физи­че­ской актив­но­сти и сидя­че­го обра­за жиз­ни. (См.: Насколь­ко уко­ра­чи­ва­ет­ся жизнь чело­ве­ка во вре­мя сиде­ния) Взять, к при­ме­ру, хотя бы совет­ские вре­ме­на, когда огром­ное коли­че­ство людей тру­ди­лось в сель­ском хозяй­стве. Им не нуж­но было при­ду­мы­вать себе допол­ни­тель­ные физи­че­ские нагруз­ки. Эти люди были силь­ны­ми и здо­ро­вы­ми. Мно­гие из них, став в насто­я­щем бабуш­ка­ми, удив­ля­ют­ся, как могут так мно­го болеть 25-лет­ние пар­ни и девуш­ки. Да, тогда жилось в стране нелег­ко. Мно­гим и воду холод­ную при­хо­ди­лось при­но­сить, и печ­ку топить в квар­ти­ре (!), что для совре­мен­ных людей немыслимо.

Что же, отклю­чим теперь воду и ста­нем её при­но­сить на себе? Это было бы весь­ма стран­ным реше­ни­ем. Луч­ше, навер­ное, поду­мать о том, что делать с физи­че­ской актив­но­стью жите­лей мега­по­ли­сов, сре­ди кото­рых, кста­ти, и наши дети.

Взгля­нем, к при­ме­ру, на сред­ние реко­мен­да­ции по дви­га­тель­ной актив­но­сти Все­со­юз­но­го науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го инсти­ту­та физи­че­ской куль­ту­ры. Итак, усред­нён­ные нор­мы заня­тий физ­куль­ту­рой (часов в неделю):

sport

Зани­ма­е­тесь ли вы столь­ко физ­куль­ту­рой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Хри­сти­а­нин, как извест­но, все­гда зада­ёт себе вопрос: для чего мне это? Внеш­ние дей­ствия долж­ны нести опре­де­лен­ную поль­зу, что­бы этим зани­мать­ся. Так для чего хри­сти­а­ни­ну зани­мать­ся физ­куль­ту­рой и спортом?

Преж­де все­го, рас­смот­рим физи­че­скую “обо­лоч­ку”. Спорт и физи­че­ские тре­ни­ров­ки — это хоро­шее само­чув­ствие, укреп­ле­ние сер­деч­но-сосу­ди­стой систе­мы, опор­но-дви­га­тель­но­го аппа­ра­та. У пра­во­слав­но­го чело­ве­ка мно­го обя­зан­но­стей. Забо­та о близ­ких, учё­ба или рабо­та (ино­гда и то, и дру­гое), труд на при­хо­де во сла­ву Божию, волон­тёр­ство… Дума­ет­ся, все согла­сят­ся, что пра­во­слав­ные живут более насы­щен­ной жиз­нью, чем свет­ские люди. Ска­жем, для мно­гих людей явля­ет­ся подви­гом встать в вос­кре­се­нье в том же часу, что и в буд­ние дни. Веру­ю­щий чело­век в меру сво­их сил ста­ра­ет­ся упра­вить дела “на совесть”, это тре­бу­ет нема­лых тру­до­вых затрат. У физи­че­ски непод­го­тов­лен­но­го хри­сти­а­ни­на порой может про­сто не остать­ся сил на молит­вен­ное пра­ви­ло. Сло­вом, совре­мен­но­му пра­во­слав­но­му чело­ве­ку нуж­но всё успеть и мак­си­маль­но каче­ствен­но. Это­му вполне могут помочь физи­че­ские тренировки.

Спорт и физ­куль­ту­ра — это отлич­ные анти­де­прес­сан­ты. Часто при­хо­дит в голо­ву вопрос, поче­му рань­ше не было столь­ко нуж­да­ю­щих­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи? Ещё в сере­дине XX века людям при­хо­ди­лось мно­го зани­мать­ся физи­че­ским тру­дом. К при­ме­ру, моей бабуш­ке, живу­щей на съём­ной квар­ти­ре в про­вин­ци­аль­ном горо­де в 60‑х годах, при­хо­ди­лось при­но­сить воду, рубить дро­ва, топить печь, а нуж­но было ещё пости­рать, сго­то­вить. С 3 меся­цев ребён­ка отда­ва­ли в ясли, шли рабо­тать и при­бе­га­ли кор­мить “по часам”.

Люди тогда пере­но­си­ли опыт пре­одо­ле­ния физи­че­ских труд­но­стей в пси­хо­ло­ги­че­скую плос­кость, полу­чая есте­ствен­ные анти­де­прес­сан­ты: “Всё, спра­ви­лась, смог­ла. Сил нет, усну­ла”. Я счи­таю, одной из при­чин усу­гу­бив­ших­ся у совре­мен­ных людей пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем отсут­ствие нор­маль­ной физи­че­ской активности.

Далее лежит очень тон­кая грань меж­ду пси­хо­ло­ги­че­ским и духовным.

Кто как не спортс­ме­ны зна­ют, что если думать о том, как на тебя посмот­рят, ниче­го не полу­чит­ся? Они каж­дый раз испы­ты­ва­ют на тре­ни­ров­ках, как важен настрой. Сколь­ко бы ты ни падал, важ­но встать и дви­гать­ся впе­рёд, делать это дело, не опус­кать руки. Люди, зани­ма­ю­щи­е­ся спор­том, пусть и люби­тель­ским, зна­ют, как важ­но дви­гать­ся, когда кажет­ся, что уже нет сил. Шаг впе­рёд и вот оно “вто­рое дыха­ние”. Людям спор­та хоро­шо зна­ко­мо, когда физи­че­ски вро­де бы дела­ешь то, что и обыч­но, а резуль­тат нуле­вой. Они зна­ют, что такое “здесь и сей­час”, что такое отре­шить­ся от полу­че­ния резуль­та­та и радо­вать­ся про­цес­су. Спортс­ме­нам хоро­шо извест­но, как слож­но вос­ста­нав­ли­вать фор­му после пере­ры­ва в тре­ни­ров­ках. Им хоро­шо извест­но, что спор­тив­ный резуль­тат дости­га­ет­ся толь­ко через труд, пот, боль, слё­зы. Не прав­да ли, это цен­ные иллю­стра­ции духов­ных законов?

Важ­но, что опыт физи­че­ской актив­но­сти может ока­зать неоце­ни­мую помощь в духов­ной жиз­ни. Напри­мер, побу­дить к молит­ве тогда, когда, кажет­ся, нет сил. Не нару­шать ритм духов­ной жиз­ни, пото­му что горь­ко будет ощу­щать рас­тра­ты и тру­дить­ся по их вос­пол­не­нию. Ста­рать­ся забо­тить­ся о сего­дняш­нем дне и не забе­гать дале­ко вперёд.

Отдель­но нуж­но ска­зать о том, что спорт улуч­ша­ет внеш­ний вид чело­ве­ка. Так ли это важ­но? Ока­зы­ва­ет­ся, да. И хри­сти­а­ни­ну в том чис­ле. С точ­ки зре­ния пси­хо­ло­гии внеш­ний вид — это невер­баль­ный (бес­сло­вес­ный) спо­соб обще­ния. Что мы, пра­во­слав­ные, хотим сво­им внеш­ним видом ска­зать свет­ско­му миру? Что пра­во­сла­вие — это вера, кото­рая всех дела­ет суту­лы­ми и некра­си­вы­ми? Или же, что мы — образ Божий, пре­крас­ные хра­мы Свя­то­го Духа? К сожа­ле­нию, часто наши близ­кие заме­ча­ют лишь суту­лость и высту­па­ю­щий живот. Порой это так­же отвра­ща­ет от веры, как и попыт­ки их насиль­но воцерковить.

Мы укра­ша­ем зда­ния хра­мов. Как было бы пре­крас­но укра­сить храм нашей души чисто­той, здо­ро­вьем, ров­ной осан­кой, физи­че­ской силой, скром­ной, но кра­си­вой одеж­дой и дру­гим бла­го­об­ра­зи­ем. И здесь сно­ва в помощь физ­куль­ту­ра и спорт. Но и в этом слу­чае нуж­на ого­вор­ка. Забо­та о внеш­нем, как мы зна­ем, не долж­на зани­мать все мыс­ли пра­во­слав­но­го, мешать его обыч­ным делам и осо­бен­но духов­ной жиз­ни. Полез­но при­слу­ши­вать­ся к сове­сти и чув­ство­вать ту грань, когда здо­ро­вая забо­та о теле пере­хо­дит в уго­жде­ние плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Преж­де все­го, необ­хо­ди­мо отсечь духов­но опас­ные виды физи­че­ской актив­но­сти, кото­рые тес­но пере­пле­те­ны с оккульт­ны­ми прак­ти­ка­ми, такие, напри­мер, как йога, тибет­ская гим­на­сти­ка и др. Жела­тель­но поду­мать о том, что­бы вид спор­та был без­опас­ным для жиз­ни, не был излишне рискованным.

Для детей тре­бу­ет­ся что-то увле­ка­тель­ное — само­кат, вело­си­пед, конь­ки, роли­ки. Если роди­те­ли, напри­мер, ката­ют­ся на роли­ко­вых конь­ках вме­сте с детьми, это про­сто заме­ча­тель­но. Здесь физи­че­ская нагруз­ка, сов­мест­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние, воз­мож­ность вос­пи­та­тель­но­го про­цес­са на лич­ном при­ме­ре и мно­го дру­гих пози­тив­ных моментов.

В каж­дом слу­чае выбор вида спор­та будет инди­ви­ду­аль­ным. В опа­се­нии вре­да, кото­рый может при­не­сти кон­крет­ный вид спор­та духов­ной жиз­ни кон­крет­но­го чело­ве­ка, нуж­но так­же глу­бо­ко раз­би­рать­ся, к каким стра­стям склон­на его душа. Напри­мер, склон­ным к тще­сла­вию и гне­ву, пожа­луй, луч­ше не выби­рать команд­но-сорев­но­ва­тель­ные виды спор­та (фут­бол, бас­кет­бол, волей­бол и др.). Под­рост­кам же порой, наобо­рот, будут полез­ны эти игры, что­бы научить­ся рабо­тать в коман­де, раз­де­лять побе­ду на всех, пре­одо­ле­вать пси­хо­ло­ги­че­ские барьеры.

Сло­вом, выбор вида и уров­ня физи­че­ской актив­но­сти для каж­до­го пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на инди­ви­дуа­лен и зави­сит от мно­гих фак­то­ров, в т. ч. и духов­ной жиз­ни. Здесь нет и не может быть одно­знач­но­го для всех реше­ния. Выбор необ­хо­ди­мо делать с рас­суж­де­ни­ем, кото­рое по сло­вам пре­по­доб­но­го Иоан­на Лествич­ни­ка “в ново­на­чаль­ных есть истин­ное позна­ние сво­е­го душев­но­го устро­е­ния… В сред­них оно есть чув­ство, кото­рое непо­гре­ши­мо раз­ли­ча­ет истин­но доб­рое от есте­ствен­но­го и от того, что про­тив­но доб­ро­му… В совер­шен­ных рас­суж­де­ние есть нахо­дя­щий­ся в них духов­ный разум, даро­ван­ный Боже­ствен­ным про­све­ще­ни­ем, кото­рый сво­им све­тиль­ни­ком может про­све­щать и то, что есть тем­но­го в душах дру­гих”. Поль­зу­ясь рас­суж­де­ни­ем и сове­том духов­ни­ка, мы пере­ста­нем мучить батю­шек на фору­мах вопро­са­ми “мож­но ли пра­во­слав­ным зани­мать­ся спор­том” и сде­ла­ем новый шаг в сто­ро­ну духов­ной зре­ло­сти, ответ­ствен­но­сти за свою жизнь.

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Опасный спорт

Как православному относиться к занятиям спортом? Может ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику Сергию Поперечному, настоятелю храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области, мастеру спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка мира.

Еще сложнее ответить на вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом. А если этот человек — профессионал, а спорт для него является работой и профессией, но при этом он верующий? Конечно же, в каждом отдельном случае должен быть свой ответ.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к соревнованиям. У каждого спортсмена оно свое. Один спокоен перед боем: пришел, увидел, победил… и забыл. Другой нервничает, переживает, не спит ночами, иссушая свою душу, в сущности, попусту.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт — смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат — как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме — это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд — в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12) — писал апостол Павел. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех. Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия спортом или профессиональный спорт нужно оставлять, если это губит душу.

Впрочем, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

Мы свободны в своей воле. И чем бы мы ни занимались, отвечать всегда будем сами. Потому приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути, и самому решать, сообразуется ли жизнь спортсмена с жизнью христианина.

Читайте также: