Беларусь в обсе доклад

Обновлено: 15.05.2024

Что такое международные стандарты проведения выборов?

Мониторинг по-европейски и по принципам СНГ

Между тем, традиционное, без расширения мандата, наблюдение за выборами обеспечивается не только БДИПЧ ОБСЕ. Другой авторитетной структурой является МИМРД МПА СНГ – Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ. В ходе мониторинговых кампаний он традиционно применяет методику, включающую в себя детальное наблюдение за всеми сторонами избирательного процесса и позволяющую международным наблюдателям давать многоаспектную и юридически выверенную оценку проходящим выборам.

Итоговые отчеты МИМРД предлагают более глубокий анализ выборов. В них не содержится никаких призывов к реформированию, но за счет качества обобщения наблюдений, эти доклады нередко выступают источником информации для совершенствования национальных правовых систем.

Разница в методиках

Как правило, доклады БДИПЧ ОБСЕ подкрепляют свои негативные оценки жалобами на отсутствие возможности для иностранных наблюдателей вести фотосъемку, когда заблагорассудится, уголовным составом публичных оскорблений и дефамации, участием представителей государственных органов в избирательной комиссии. Однако самый существенный вопрос – избирательный характер депутатов и сменяемость власти – доклад БДИПЧ попросту игнорирует.

Кроме того, при подготовке своих отчетов БДИПЧ ОБСЕ не использует одну и ту же методологию.

Так, в наблюдательную группу ОБСЕ по белорусским выборам вошли около 402 человек. За месяц до этого БДИПЧ ОБСЕ наблюдала за парламентскими выборами в Польше – но в группу наблюдателей вошли 20 человек. Мониторинговая миссия БДИПЧ в Соединенное королевство в декабре 2019 включила два человека. Доклад БДИПЧ об июльских выборах в Греции вообще не содержит информации о количестве наблюдателей.

Доклад группы наблюдателей СНГ содержит более глубокую аналитику по парламентским выборам в Беларуси. Наблюдатели СНГ подчеркивают, что в новом составе Палаты представителей свои места сохранили 27 депутатов, соответственно, депутатский корпус обновился более чем на 75%. Выводы доклада фиксируют системный характер указанных изменений: благодаря проведению парламентских выборов на основании прямого избирательного права, в Беларуси обеспечена высокая явка избирателей (70-90%) и регулярное обновление состава Палаты представителей на 70% и более. Выводы последовательны, но их можно найти только на сайте МПА СНГ.

Информационная поддержка

Несмотря на все вышеизложенное, мониторинговые структуры евразийских интеграционных объединений, одной из которых является МИМРД, обладают значительным потенциалом. Для этого требуется время и ресурсы – пока что доклады БДИПЧ ОБСЕ получают большее информационное распространение, нежели доклады МИМРД СНГ.

В отличие от БДИПЧ, МИМРД МПА СНГ ведет работу лишь с экспертной аудиторией на базе работы самой МПА СНГ. Доклады МИМРД представляют собой уникальный источник информации для представителей государственных учреждений, некоммерческих организаций и научно-исследовательских структур. У МИМРД есть потенциал, который пока не задействован: более плотное информационное вовлечение в деятельность университетов и научно-исследовательских организаций, государств, НКО и СМИ.

Анатолий Бояшов, научный сотрудник Билефельдского университета (Германия)

Выборы президента Беларуси, по итогам которых Александр Лукашенко объявил о своей победе, нужно провести заново, - так считает докладчик ОБСЕ Вольфганг Бенедек. Подробности - в интервью DW.

Разгон демонстрантов в Беларуси, октябрь 2020

Разгон демонстрантов в Беларуси, октябрь 2020

Вольфганг Бенедек (Wolfgang Benedek) - профессор, эксперт по международному праву университета в австрийском Граце. В сентябре группа стран-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) назначила его докладчиком о нарушениях прав человека в связи с президентскими выборами в Беларуси, на которых действующий глава государства Александр Лукашенко якобы набрал 80 процентов голосов. Оппозиция результаты выборов не признала, начала акции протеста. В четверг, 5 ноября, Бенедек представил свой доклад. DW поговорила с ним о том, как он составлялся, основных выводах и рекомендациях.

DW: Господин Бенедек, вы составили доклад о президентских выборах в Беларуси и реакции властей напротесты в рамках так называемого "Московского механизма" ОБСЕ. Не все знают, что это за процедура, и что Россия в данном случае ни при чем. Как бы вы объяснили его суть?

Вольфганг Бенедек

Вольфганг Бенедек: "Московский механизм" был учрежден на конференции в Москве в 1991 году в рамках Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе (предшественницы ОБСЕ - Ред.). Он предусматривает, что группа из как минимум 10 государств может инициировать доклад с целью сбора фактов, который составляют независимые эксперты. Поводом является обеспокоенность тем, что в определенной стране происходят массивные нарушениям прав человека.

- Белорусские власти отказались с вами сотрудничать и назначать своего, второго эксперта, отметив, что не видят достаточно оснований для задействования "Московского механизма". Как обосновали свое решение страны-инициаторы?

- Эти страны обосновали свое решение массивными нарушениями прав человека в связи с выборами президента в Беларуси 9 августа. Было два ключевых вопроса: были ли выборы свободными и честными, и были ли существенные нарушения прав человека до и после голосования.

- Задействование "Московского механизма" инициировали 17 стран, среди которых нет ни одной бывшей советской республики за исключением стран Балтии. Насколько оправданным и надежным можно считать доклад, подготовленный по инициативе менее половины членов ОБСЕ?

- Сейчас в ОБСЕ входят 57 стран. Сколько из них инициировали "Московский механизм" не имеет значения. Еще никогда в истории этого инструмента не было такого количества стран, поддержавших его использование. Кроме того, еще несколько стран высказались "за", но не приняли участия. Это нормально. Что касается России и бывших советских республик, то действительно, Россия негативно относится к "Московскому механизму". Я ощутил это на себе два года назад, когда готовил доклад о нарушениях прав человека в Чечне. Тогда Россия заявила, что считает "Московский механизм" устаревшим и не признает его. Некоторые другие страны, которые, возможно, опасаются сами стать объектом доклада, занимают схожую позицию.

- На составление доклада вам было отведено 14 дней. Вы не могли лично поехать в Беларусь, поскольку власти отказались с вами сотрудничать. Насколько сложно было собирать информацию?

- В докладе вы приходите к выводу, что президентские выборы в Беларуси были сфальсифицированы, и что были массивные нарушения прав человека. Какие доказательства вы нашли?

- Какие доказательства нарушениях прав человека во время оппозиционных демонстраций после выборов вы собрали?

- В своем докладе вы сформулировали несколько предложений - как для Беларуси, так и для международного сообщества. Вы призываете не признавать результаты выборов, аннулировать их и провести новые. Западные страны уже пошли по этому пути. Что вы советуете сделать еще из того что, возможно, пока не было озвучено и выполнено?

- Как вы себе представляете работу такой комиссии? Ичто делать, если власти Беларуси откажутся с ней сотрудничать?

- В идеале этим должны заниматься эксперты ООН, Совета Европы, например, Комитета против пыток, и ОБСЕ. Кроме того, могут быть привлечены независимые эксперты из гражданского общества. Как это будет осуществляться практически, вопрос открытый. Организации могут предоставить экспертов, а старт будет дан путем межгосударственной инициативы заинтересованных стран, которые выделят на это средства. Что касается того, будут ли с такой комиссией сотрудничать власти Беларуси, то нынешний режим на это вряд ли пойдет. Но встает вопрос, как долго он еще будет находиться у власти. Протесты продолжаются, и мое впечатление - время этого режима постепенно подходит к концу.

- Был 15-летний подросток, которого так избили, что он попал в больницу, и, возможно, его здоровье навсегда подорвано. Он был арестован повторно и обвинен в нападениях на силовиков, что не было доказано. Он покинул страну и лечится за границей. Еще один случай - продавец цветов, который в субботу раздавал цветы для участниц "женского марша", был задержан и так избит, что попал в больницу и там не узнал свою жену. А еще была мать, которая искала в СИЗО своего сына, сама была задержана, должна была часами стоять обнаженной, стала свидетельницей избиения ее мужа, свидетельницей пыток других задержанных. И все только за то, что она хотела выяснить судьбу своего сына. Таких примеров много.

Weißrussland Minsk | Proteste gegen die Regierung Lukashenkos (TUT.BY/AFP)

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

"Народная инаугурация настоящего президента" Светланы Тихановской

27 сентября стало 50-м днем протестов в Беларуси против массовых фальсификаций на президентских выборах. В Минске и других городах прошли марши протеста "Народная инаугурация настоящего президента" Светланы Тихановской. Они были ответом общества на инаугурацию Александра Лукашенко, состоявшуюся 23 сентября в режиме полной секретности.

Демонстранты на пути к стеле Минск - город-герой

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

Демонстранты на пути к стеле "Минск - город-герой"

Колонна протестующих в столице Беларуси направляется в сторону стелы "Минск - город-герой" - традиционного места сбора демонстрантов. Милиция заблокировала движение от центра Минска на пути к стеле, ряд станций метро был закрыт. Телеграм-канал Nexta сообщил, что силвики перекрыли почти весь центр столицы. К стеле съехались микроавтобусы с милицией и ОМОНом и военная техника

Колонна участников протеста с бело-красно-белыми флагами

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

Бело-красно-белые флаги - символ народного противостояния

Национальные исторические бело-красно-белые флаги Беларуси превратились в один из символов народного противостояния. Протестующие несут их в руках, нашивают на одежду или накидывают на плечи. Люди скандируют "Жыве Беларусь" и "Света - президент".

Полиция задерживает участников акции протеста.

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

Около 200 задержаний по всей стране

В самом начале акции протеста в Минске милиция и ОМОН провели жесткие задержания демонстрантов. Люди не оказывали им сопротивления. Задержания прошли также в Гомеле, Могилеве, Лиде и других городах. Пресс-секретарь МВД сообщила, что 27 сентября по всей стране были задержаны около 200 человек.

Weißrussland Minsk | Proteste gegen die Regierung Lukashenkos (Mikhail Voskresenskiy/dpa/picture-alliance)

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

Число участников "юбилейного" протеста в Минске - свыше 100 тысяч

Число участников "юбилейной" акции протеста в Минске, по разным оценкам, превысило сто тысяч человек. Люди шли к стеле "Минск - город-герой" колоннами из разных частей города - несмотря на дождь и ветер.

ОМОНовец распыляет в лицо демонстранту слезоточивый газ

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

Слезоточивый газ и светошумовые гранаты против демонстрантов в Гродно

Акции протеста прошли не только в Минске, но и в других городах Беларуси. В Гомеле силовики применили против протестующих слезоточивый газ и светошумовые гранаты. Местное УВД назвало их "техническими устройствами, которые вызывают громкий хлопок и вспышку света".

Светлана Тихановская

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

Светлана Тихановская: "Мы победим"

Экс-кандидат в президенты Беларуси Светлана Тихановская обратилась к соотечественникам в 50-й день протестов. "Целый народ сильнее одного человека, ведь народ борется за свои права, свое будущее и будущее своих детей. Нас миллионы, и мы готовы нести ответственность за свои решения. Вот почему мы победим", - резюмировала она.


Главное

В связи с этим в документе изложен ряд рекомендаций для Беларуси, ОБСЕ и международного сообщества, которые могли бы способствовать улучшению ситуации.

В частности, докладчик рекомендовал Беларуси отменить результаты президентских выборов и организовать новые с приглашением международных и местных наблюдателей, включить в состав комиссий представителей общественных сил и привести избирательное законодательство в соответствие с международными нормами. В сфере прав человека Беларуси также дан обширный перечень рекомендаций, касающихся права на личную свободу и безопасность, права на справедливое судебное разбирательство, свободы собраний и объединений, выражения мнения и свободы СМИ, ответственности виновных и недопущения безнаказанности, мер структурного характера.

Странам ОБСЕ рекомендовано не признавать итоги выборов в Беларуси, потребовать перевыборов с участием наблюдателей, требовать выполнения Беларусью рекомендаций, изложенных в докладе, прилагать усилия по содействию диалогу между всеми сторонами в стране, участвовать в международном механизме по расследованию нарушений прав человека, расширить техническую помощь Беларуси для подготовки новых выборов и реформ законодательства, проводить мониторинг становления прав человека на основе данных рекомендаций.

Международному сообществу рекомендуется воздержаться от признания результатов президентских выборов в Беларуси и потребовать проведения новых, учредить независимый международный орган для расследования нарушений прав человека, привлекать беларусских силовиков, виновных в пытках и жестоком обращении, и их руководителей к уголовной ответственности везде, где это возможно. Также рекомендовано содействовать покинувшим страну, предоставляя им убежище, защиту и лечение травм, полученных в результате жестокого обращения, помогать правозащитникам, оказывать помощь для проведения реформ, содействовать привлечению специальных процедур ООН к защите прав человека.

Эксперты из iSANS назвали доклад важнейшим на данный момент официальным международным политическим документом, который не только объективно описывает ситуацию, но также дает конкретное руководство к действию не только в рамках ОБСЕ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Доклад Московского Механизма по Беларуси: почему он важен и что делать дальше

Сегодня в Вене на заседании Постоянного Совета ОБСЕ обсуждается доклад по ситуации с нарушениями прав человека в Беларуси в период до президентских выборов, во время выборов и после них, подготовленный в рамках Московского Механизма ОБСЕ. Этот механизм – инструмент ОБСЕ для срочного реагирования на кризисы в области прав человека в любой из стран-участниц ОБСЕ. В его рамках силами назначенных экспертов ОБСЕ происходит сбор информации о нарушениях прав человека и верховенства права в ходе кризиса, проводится анализ полученных данных с точки зрения соответствия обязательствам в рамках ОБСЕ и международного права, и формулируются рекомендации властям самой страны и международному сообществу о том, что нужно сделать для исправления ситуации. Все это представляется в виде доклада, после чего страны-участницы и органы ОБСЕ обсуждают его и решают, что они могут сделать с учетом этих выводов и рекомендаций.

Московский Механизм в отношении ситуации в Беларуси был инициирован в сентябре 2020 г. 17 странами. Докладчиком был выбран авторитетный эксперт ОБСЕ, австрийский профессор Вольфганг Бенедек (он же был докладчиком в рамках Московского Механизма по нарушениям прав человека в Чечне в 2018 г.). Как мы уже писали, Московский Механизм в отношении Беларуси инициирован уже второй раз (первый раз – в апреле 2011 года, первый доклад находится здесь). Как и в прошлый раз, основанием для инициирования расследования стали грубые нарушения прав человека и верховенства права во время и после президентских выборов.

Мы внимательно изучили новый доклад в рамках Московского Механизма по Беларуси и считаем его важнейшим на данный момент официальным международным политическим документом, не только объективно описывающим ситуацию, но также дающим конкретное руководство к действию не только в рамках ОБСЕ, но и на других международных площадках, внутри Беларуси и на уровне отдельных стран-участниц ОБСЕ.

Таким образом, докладчик ОБСЕ не был допущен в Беларусь, однако в его распоряжении был большой массив данных, предоставленный неправительственными организациями, индивидуальными лицами, медиа и международными организациями. Также были проведены интервью со свидетелями, и полученная информация подвергалась перекрестной проверке (методология и источники подробно описаны в докладе). Таким образом, собранная и проанализированная профессором Бенедеком информация дает объективную и шокирующую картину того, что произошло в Беларуси в последние месяцы, несмотря на утверждения официальных лиц об обратном.

В докладе задокументированы нарушения избирательного законодательства и процесса, насилие со стороны правоохранительных органов, жестокость и пытки в отношении граждан Беларуси, нарушение права на неприкосновенность личности, свободу от произвольных задержаний и насильственных исчезновений, права на справедливое судебное разбирательство, свободу мирных собраний и объединений, свободу слова и СМИ – список очень длинный, и с подробностями можно ознакомиться в самом докладе.

Для нас в данный момент важно политическое значение этого доклада как для тех, кто находится внутри Беларуси, так и для международного сообщества.

Это важнейший сигнал поддержки беларусов, которые выходят на протесты и отстаивают свое право на честные выборы и демократический транзит. Документ прямо рекомендует отменить результаты президентских выборов и организовать новые выборы на основе международных стандартов, с реформированными избирательными комиссиями, с полной прозрачностью процесса, при международном и внутреннем независимом наблюдении.

Данные доклада, его выводы и рекомендации также, с нашей точки зрения, должны стать важным сигналом для тех сотрудников в силовых органах, которые не совершали преступлений против граждан Беларуси.

Доклад является международным доказательством преступлений режима против граждан Беларуси и ставит тех, кто давал присягу, перед выбором – остаться с теми, кто совершил эти преступления, или поддержать демократический транзит, участвовать в расследовании совершенных преступлений и способствовать правосудию, участвовать в реформах, которые создадут новую систему юстиции в Беларуси на основе международного опыта. Доклад содержит рекомендации международному сообществу по поддержке таких реформ, в том числе, с участием Венецианской комиссии и БДИПЧ ОБСЕ.

Фактически, доклад поддерживает обращение Светланы Тихановской к сотрудникам силовых структур о переходе на сторону народа Беларуси. С нашей точки зрения, хотя бы даже чисто символическим, но важным шагом стало бы заявление Тихановской о признании юрисдикции Международного Уголовного Суда в отношении событий в Беларуси до, во время и после президентских выборов.

Факты и рекомендации, изложенные в докладе, ставят подобный выбор и перед остальными представителями нынешней государственной системы Беларуси.

Это выбор не только моральный, но и практический. Отказ от дальнейшего соучастия (пусть даже пассивного) в преступлениях режима, готовность предоставить свидетельства о том, как принимались решения и совершались незаконные действия дают хорошую основу для защиты от преследования международными судами и в рамках национальной системы правосудия будущей свободной и демократической Беларуси и участия в строительстве нового государства.

Доклад ОБСЕ не только фиксирует совершенные преступления, но и дает довольно подробную программу действий по расследованию совершенного, установлению справедливости и структурным действиям, в том числе, реформам в области законодательства и юстиции, которые должны стать частью демократического транзита Беларуси.

Для международного сообщества доклад также является прямым руководством к действиям в различных областях. Во всяком случае, мы очень надеемся, что как минимум страны-инициаторы Московского Механизма воспримут его именно так.

Совершенно очевидно, что результаты расследования, опубликованные в докладе профессора Бенедека, являются важным доказательством для обоснования и практической реализации политики целевых санкций как Евросоюза, так Великобритании, США, Канады и иных государств. В частности, с нашей точки зрения, было бы полезно провести серию обсуждений выводов и рекомендаций доклада ОБСЕ по ситуации в Беларуси как на уровне представительств государств в ЕС, так и в Европарламенте и национальных парламентах стран-участниц ОБСЕ.

Фокусом таких обсуждений могут стать санкционная политика, международное расследование преступлений и преследование виновных, формулирование программ помощи Беларуси в области системных реформ и демократического транзита, законодательные инициативы в области международной защиты прав человека.

Еще раз обратим внимание на ключевые рекомендации доклада для стран-участниц ОБСЕ и международного сообщества:

  • учредить независимый международный орган в целях тщательного расследования нарушений прав человека в контексте президентских выборов с участием экспертов-криминалистов;
  • участвовать в международном механизме по расследованию нарушений прав человека в контексте президентских выборов;
  • привлекать сотрудников беларусских силовых структур, виновных в пытках и жестоком обращении, и их ответственных руководителей к уголовной ответственности везде, где это возможно.

Учреждение международного органа, безусловно, потребует привлечения значительных интеллектуальных и иных ресурсов для разрешения международных правовых коллизий, однако значимость его создания трудно переоценить. В случае демократического транзита Беларуси ситуация по созданию такого органа несколько упростится, так как новые легитимные власти будут активно сотрудничать с этим органом и поддерживать его работу.

При этом уже сейчас любая страна, в законодательстве которой присутствует норма об универсальной юрисдикции и которая приняла у себя людей, пострадавших в ходе событий в Беларуси, уже сейчас может начать работу в части юридического преследования преступников.

Основные рекомендации доклада, на которые мы ссылаемся в тексте:

A. В отношении президентских выборов 9 августа 2020 г.:
1. Отменить результаты президентских выборов 9 августа 2020 г. в связи с нарушениями, имевшими место на всех стадиях процесса;
2. Организовать новые подлинные президентские выборы на основе международных стандартов;
3. Своевременно пригласить международных наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ в соответствии с обязательствами ОБСЕ, а также других международных и местных наблюдателей;
4. Обеспечить, чтобы в состав всех избирательных комиссий были включены представители всех общественных сил, и чтобы комиссии могли выполнять свои обязанности полностью
независимо;
5. Привести избирательное законодательство в соответствие с международными стандартами
во исполнение рекомендаций ОБСЕ/БДИПЧ и Организации Объединенных Наций;

1. Немедленно прекратить любое применение насилия, в частности пытки и жестокое
обращение в отношении мирных протестующих и оппонентов;
2. Немедленно и без каких бы то ни было условий освободить всех заключенных,
удерживаемых по политическим основаниям, включая всех задержанных, которые были
арестованы в связи с протестами против президентских выборов 9 августа 2020 г.;
3. В частности, освободить всех журналистов, работников средств массовой информации и
блогеров;

59. Ратифицировать Статут Международного уголовного суда.

1. Не признавать результаты президентских выборов в Беларуси 9 августа 2020 г.;
2. Потребовать проведения новых выборов на основе стандартов ОБСЕ под наблюдением
БДИПЧ и других международных наблюдателей;
3. Потребовать выполнения правительством Беларуси вышеуказанных рекомендаций;
4. Продолжать усилия по содействию диалогу между всеми сторонами в Беларуси;
5. Участвовать в международном механизме по расследованию нарушений прав человека в контексте президентских выборов;
6. Расширить техническую помощь Беларуси для подготовки новых президентских выборов и проведения предложенных реформ законодательства;

1. Воздержаться от признания результатов президентских выборов 9 августа 2020 г.;
2. Потребовать проведения новых президентских выборов под международным наблюдением;
3. Учредить независимый международный орган в целях тщательного расследования нарушений прав человека в контексте президентских выборов с участием экспертов- криминалистов;
4. Привлекать сотрудников белорусских силовых структур, виновных в пытках и жестоком обращении, и их ответственных руководителей к уголовной ответственности везде, где это возможно;

Читайте также: