Доклад на тему формирование нравственных качеств личности

Обновлено: 28.04.2024

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………… 5
1.1 Сущность и природа нравственности…………………………………….. . 5
1.2 Процесс духовно-нравственного воспитания личности…………………. .9
1.3 Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми младшего школьного возраста…………………………………………18
Глава 2. Методические основы формирования нравственных качеств личности младшего школьника (на примере уроков литературы)…………. 28
2.1 Анализ учебных программ по чтению (литературе) для начальных школ в контексте проблематики нравственного воспитания………………………….28
2.2 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………36
2.3 Методические рекомендации………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………45
Список использованных источников…………………………………………. 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по формированию нравственных качеств.doc

Формирование нравственных качеств личности посредством изучения литературы.

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………… ………………… 5

1.1 Сущность и природа нравственности…………………………………….. . 5

1.2 Процесс духовно-нравственного воспитания личности…………………. .9

1.3 Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми младшего школьного возраста…………………………………………18

Глава 2. Методические основы формирования нравственных качеств личности младшего школьника (на примере уроков литературы)…………. 28

2.1 Анализ учебных программ по чтению (литературе) для начальных школ в контексте проблематики нравственного воспитания………………………….28

2.2 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………… …………………36

2.3 Методические рекомендации……………………………………………… 38

Список использованных источников…………………………………………. 46

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Цель исследования: формирование нравственных качеств личности посредствам изучения литературы.

Предмет исследования – детская художественная литература как средство воспитания нравственных качеств младших школьников.

Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников

1.1 Сущность и природа нравственности

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности[3, С. 67].

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения [1, C. 79].

Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

1.2 Процесс духовно-нравственного воспитания личности

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя.

Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор[2, С. 125].

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И, в которой выделяют такие группы методов [23, С. 42]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовил учитель: Шавырина Виктория Николаевна

«Влияние нравственное составля ет главную

Константин Дмитриевич Ушинский

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальн ость проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых , наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-втор ых , в современном мире ребёнок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих , само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых , вооружение нравственными знаниями важно и потому, что он и не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовность, по мнению доктора философских наук, профессора, Людмилы Пантелеевной Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

Глубоко прав был В. А. Сухомлинский, отмечая, что нравственное воспитание эффективно повлияет на развитие личности, если удастся сделать ребенка воспитуемым (восприимчивым к воспитанию). А таким ребенок может стать, утверждал В. А. Сухомлинский, если мы можем дать ему радость, счастье.

Задача педагога заключается и в подготовке детей к жизни, и к непосредственному включению их в жизнь. Учебно-воспитательный процесс в целом выполняет двуединую задачу обучения и воспитания - подготовки к жизни и включения в жизнь, общественной направленности личности школьника

Важно также иметь в виду, что нравственное развитие личности не одноактный, а длительный процесс, включающий в себя и влияние воспитателей, и внутреннюю работу воспитанников над собой.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

-Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется.

Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

- периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач,

отражающих современную жизнь;

- духовной культуры и фольклора народов России;

- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

- жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

- общественно полезной и личностно значимой деятельности в

рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, отношениях

между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.

Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

-Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Знакомство с правилами нравственного поведения в ходе различных мероприятий:

-беседы и классные часы по проблеме человеческих взаимоотношений

-просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, книг,

представляющих противоречивые ситуации в поведении людей

-участие в мероприятиях, организованных районными центрами воспитания

школьников: библиотеки, районные клубы, центры психологической

поддержки, кинотеатры, театры, выставки, музеи, парки.

-коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.)

-ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью

традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения,

добровольное участие в подготовке и проведении традиционных народных

-осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их (диспуты, игра КВН, спортивные эстафеты)

-туристические походы и другие формы активной деятельности

-совместные трудовые дела (уборка территории школы, мастерская

кормушек, изготовление поделок и игрушек для детского сада и др.)

Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании общественной направленности, развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классных руководителя и воспитателей, деятельность которых в образовательно-воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, учебные, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда, так как современное общество нуждается в способных и талантливых, работоспособных, активных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть будут удачными в их жизненной устроенности (общественности). Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, которое не возможно без единой педагогической системы работы всех педагогов, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений, что несет в себе формирование общественной направленности личности школьников. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов, первостепенными из которых в условиях школы – интерната являются педагоги.

Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагогов, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.

Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, умении думать. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой, не устроенной в обществе личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности, уметь включаться в различную деятельность.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.


Мораль — система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы [6].

Основными показателями того, что в человеке развит высокий уровень нравственности является его поведение, убеждения, моральные принципы, жизненно важные ценности, а также действия в отношении к знакомым и незнакомым людям.

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание. Формирование нравственности включает в себя как педагогическое воздействие, так и социальное. Огромный вклад в данный процесс вносит образовательное учреждение, семья и педагоги

Период дошкольного возраста считается наиболее благоприятным для нравственного развития ребенка. При взаимодействии с родителями ребенок также осваивает общественные нормы и образцы нравственного поведения. Подражая родителям, ребенок формирует будущую модель нравственного отношения к другим людям вне семьи. Этому способствует его детская открытость и восприимчивость в данный возрастной период. Внимательное и ответственное отношение родителей к своему поведению должно быть повышенным, так как их влияние на ребенка наиболее интенсивно и продолжительно.

Педагогам, а также другим лицам, осуществляющим нравственное воспитание, необходимо пробудить в детях стремление к изменению себя и своего внутреннего мира, ориентируясь на нравственный образец и следуя моральным правилам.

Чтобы формирование нравственных качеств происходило наиболее полноценно, «В. Т. Чепиковым были выделены и обоснованы следующие этапы процесса нравственного воспитания:

Основные базовые нравственные качества, которые формируются в процессе нравственного воспитания ребенка, это: нравственное сознание, нравственное поведение, нравственные чувства.

Начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, в процессе взаимодействия со своим окружением, куда входят взрослые и сверстники, ребенок приобщается к социальным нормам поведения. Через общение со своим социальным окружением, у ребенка постепенно вырабатываются привычные нормы нравственного поведения, нарушение которых вызывает у него негативный эмоциональный отклик, это дает толчок к рассудочному осмыслению своих поступков в будущем. Еще одним фактором который способствует закреплению нравственного образца у ребенка, это его притязание на признание со стороны значимого взрослого.

Во время того, как у ребенка происходит процесс усвоения нравственных норм, несоответствующее этим правилам поведение, будет вызывать у него различные негативные чувства в виде стыда и огорчения, а также наоборот соответствие им, вызовет положительные чувства как радость, гордость.

Усвоение нравственных норм обогащается эмоциональным отношением человека к этим нормам. Нравственные нормы определяют в значительной степени и тот побудительный мотив, который вызывает то или иное действие.

Чтобы нравственные чувства смогли сформироваться у ребенка, педагогам рекомендуется включать учащихся в такие ситуации, где они смогут испытать чувства сострадания, проявить соучастие по отношению к другим людям, животным, а также ощутить тонкие чувства к эстетической красоте природы.

В своей работе по формированию нравственности у детей, каждый педагог может использовать различные формы и методы воспитания.

В. А. Сластенин систематизировал методы нравственного воспитания по следующим группам: методы формирования сознания (рассказ, разъяснение, этическая беседа, положительный пример), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, метод создания коллизийных ситуаций, метод контроля, переключение), методы стимулирования поведения и деятельности (одобрение, осуждение, требование) [7].

Развивая навыки самовоспитания ребенка, педагогам следует учитывать возрастное развитие самосознания.

В младшем школьном возрасте, уровень самосознания еще достаточно неразвит, для закрепления нравственных привычек следует использовать игру, сказку, разъяснения с использованием наглядного материала. Л. И. Божович подчеркивает то, что «формирование моральных чувств и морального сознания ребенка может происходить только в практике его общественного поведения. Практику такого поведения в младшем школьном возрасте создает прежде всего школа и правильно организованный школьный коллектив [3, с. 37].

Направляя подростков к нравственному самовоспитанию, следует учитывать, что лучше всего в этом возрасте будет усваиваться та информация, которую можно использовать для развития в себе конкретных нравственных качеств.

Работая с учащимися юношеского возраста следует использовать и теоретическую и практическую информацию о нравственности, высокий уровень самосознания в данном возрасте позволяет ее усваивать в полном объеме. Рекомендуется также использовать половое воспитание, для того чтобы развить у учащихся этическое отношение к противоположному полу, к семейным ценностям.

Чтобы нравственное воспитание детей было наиболее успешно, необходимо учесть следующие условия: 1) обучение нравственным нормам должно быть на высоком уровне; 2) необходимо учитывать уровень развития детей и педагогов; 3) воспитательная работа должна совершаться планомерно; 4) объединенное требование общественности, семьи и школы; 5) должны учитываться индивидуальные, а также возрастные характеристики детей.

Воспитывая нравственную личность, педагогу необходимо в своей работе учесть тот факт, что развитие нравственных качеств ребенка идет неравномерно и наиболее сильнее развивается та сторона, которая наиболее задействована в сфере жизнедеятельности ребенка на данном этапе его жизни.

  1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Б. Г. Ананьев — М.: Педагогика, 1980.
  2. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский // — М.: Просвещение, 1983
  3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.
  4. Воронцова О. М. Вестн. Ом. ун-та./О. М. Воронцова// 2014. № 1. С. 30–32.
  5. Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986
  6. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский // М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981- 184 с.
  7. Сластенин, В. А. Методы воспитания / В. А. Сластенин // Педагогика; под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988. — С. 105–125.
  8. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов// М.: Гардарики, 1999. -250 с.
  9. Чекина, Е. В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е. В. Чекина// — Гродно: ГрГУ, 2008. –119 с.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, норма, ребенок, качество, младший школьный возраст, нравственная воспитанность, нравственное поведение, педагог, формирование, формирование нравственности.

Похожие статьи

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная.

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Нравственное воспитание младших школьников.

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, мораль, качество, зло, добро, учебная деятельность, нравственное развитие.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Методы формирования нравственности у детей. ребенок, нравственное воспитание, метод воспитания, метод стимулирования

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, мораль, качество, зло, добро, учебная деятельность, нравственное развитие.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне.

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, нравственное воспитание школьников, подрастающее поколение

Формирование нравственных качеств учащихся. В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Современная характеристика нравственной воспитанности.

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной.

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная. нравственное воспитание, младший школьник, учебная деятельность, нравственное поведение, главная роль, младший школьный возраст, воспитательный процесс, нравственное развитие.

Состояние проблемы преемственности воспитания.

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Способы формирования нравственных качеств у младших.

Черты характера, основы нравственных качеств закладываются у ребёнка в детстве и формируют впоследствии его поведение. В младшем школьном возрасте перед педагогом и родителями появляются две основные задачи.

Особенности морально-этической ориентации детей младшего.

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма. Формирование нравственной культуры - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребёнок в нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции.

На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: честности, правдивости, чувства долга, интернационализма, любви и уважения к труду. Первые проявления этих чувств ещё очень наивны: чувство интернационализма, например, сначала выражается в форме симпатии к людям других национальностей. Формирование нравственных чувств чаще всего начинается с привычки. Воспитание нравственных привычек можно начать очень рано, когда ребёнку ещё не исполнилось года и когда он ещё не в состоянии понять объяснения взрослых. В таком возрасте его просто приучают быть добрым.

Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.

Нравственное поведение – это поведение глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных принципов, на его мировоззрении. Привычка нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами вырабатывается у ребёнка только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье, в детском саду будут предъявляться ребёнку постоянно. Таким образом, в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего гражданина.

НОД в ДОУ включала в себя различные формы работы с детьми :

- Ознакомление с народным фольклором

- Театрализованные игры и представления

- Выставки детского творчества

- совместная изобразительная деятельность

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника красной нитью проходит в содержание всех образовательных областей:

Социализация:

• формирование нравственных представлений о нормах социальных отношений и моделях поведения,

• формирование семейной гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.

Познание:

• приобщение детей к истокам русской народной культуры

• Знакомство с историей родного города

• Знакомство с православными праздниками

Чтение художественной литературы:

• Знакомство с народным фольклором (сказки, былины и т. д.)

Художественное творчество:

• Знакомство с народными промыслами, творчеством

- Коллективная творческая деятельность

• Знакомство с народными музыкальными произведениями

• Знакомство с народными играми.

Нравственное воспитание может достигаться при помощи разных средств. Я расскажу о некоторых коллективных мероприятия которые широко используются в нашем учреждении:

Одно из важных - изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, в парах, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.

В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предположения, отстаивать собственное пространство, идею.

Трудовая деятельность.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Театрализованная деятельность

Театр— один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

По средствам театрализованной деятельности происходит воспитание гуманных чувств детей, формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Нравственные качества человека составляют основу его моральных устоев. Мораль является отражением общепринятых представлений о положительных и отрицательных поступках, о таких философских категориях, как добро и зло, правильное и неправильное. Нравственная позиция индивида – это его видение идеальных норм поведения, сознательный выбор жизненных ценностей и методов их достижения. В некоторых случаях категории: нравственность, мораль и этика, выступают в роли синонимов.

весы

Определение

Нравственные качества – это такой набор свойств характера, который отражает внутренний мир и мировоззрение человека, его суждения о нормах поведения, что в определенной степени помогает оценивать уровень его духовного развития. Моральные качества включают совокупность добродетелей человека, которые вырабатываются в процессе накопления практического, жизненного опыта.

Под влиянием внешних и внутренних факторов происходит формирование поощряемых в обществе моделей поведения, определяющих в дальнейшем особенности поступков индивида, в том числе в личных отношениях. Определение термина в психологии предполагает образование системы правил, которые регулируют деятельность человека в рамках социума. Отличительные признаки положительных нравственных качеств:

  • Бескорыстие.
  • Отсутствие прагматичности.
  • Альтруистичность, самоотверженность.

Моральные качества – это такие духовные ценности, которые всесторонне характеризуют человека, олицетворяют его внутреннее содержание, что позволяет делать выводы о психотипе личности. Высокие моральные качества отличают великодушных, благородных, правдивых людей. Формирование моральных качеств осуществляется под влиянием интеллекта, эмоций, воли. Они могут быть:

  1. Положительные (справедливость, честь, достоинство). Свойства характера, не вступающие в конфликт с внутренними убеждениями индивида.
  2. Поощряемые (ответственность, чувство долга). Побуждают индивида к определенным действиям, одобряемым социумом, независимо от внутренних установок самой личности.
  3. Негативные (зависть, стяжательство, лицемерие, циничность). Противоречат общепринятым устоям и вызывают личностную неприязнь со стороны других членов общества.

зависть

Нередко моральные качества, присущие одному индивиду, вступают в противоречие, заставляя его испытывать переживания и делать нелегкий нравственный выбор. Примером конфликта между принципами нравственности и морали и внутренними убеждениями человека может служить нравственный выбор, который стоит перед врачом, вынужденным лечить преступника.

Врач испытывает личностную неприязнь к пациенту, который нарушил закон и совершил правонарушение, но связанный должностными обязанностями и этическими нормами, вынужден оказывать медицинскую помощь каждому нуждающемуся. Аналогичный пример можно привести с участием адвоката, который защищает в суде преступника, испытывая в связи с оценкой его действий негативные эмоции.

Особенности формирования и виды

Морально-нравственные качества – это такие черты характера, которые формируются в процессе теоретического мышления человека, способствуют его самоопределению и умению придерживаться объективной позиции, отстраняясь от субъективной оценки.

Нравственные качества – это такие личностные установки, которые регламентируют поведение личности в рамках взаимоотношений с другими членами общества. Система ценностей опирается на одобряемые в социуме чувства и эмоции. Какие бывают нравственные качества:

  1. Милосердие.
  2. Сострадание.
  3. Сочувствие, эмпатия.
  4. Чувство собственного достоинства.
  5. Чувство стыда за совершенные отрицательные поступки.

Одним из главных регуляторов поведения индивида является совесть – чувство нравственной ответственности перед другими людьми и обществом в целом за совершенные действия. Степень проявления совести отражает уровень способности индивида самостоятельно определять нравственные обязанности и осуществлять нравственный самоконтроль над своими поступками.

Формирование нравственных ценностей происходит под влиянием многих факторов – воспитание, личный пример пользующейся авторитетом личности, нормы этики, проповедуемые в обществе. Индивиду с детских лет внушают представление о положительных поведенческих моделях. Список правил практически безграничен:

  • Любить родителей.
  • Заботиться о престарелых родственниках.
  • Не брать без спроса чужие вещи.
  • Не лгать.
  • Не обижать младших и слабых.
  • Быть преданным Родине.
  • Быть послушным и трудолюбивым.

послушный мальчик

Перечень правил варьируется в зависимости от уровня нравственного и духовного развития родителей. В некоторых случаях (при деформации моральных норм индивида-родителя) может содержать установки, противоречащие общепринятым нравственным устоям. Прививая ребенку нравственные ценности, родители приводят примеры, олицетворяющие положительные и отрицательные модели поведения.

Нравственная оценка

Поступок является элементом нравственного поведения. Поступок бывает активным и пассивным (отсутствие каких-либо действий в ситуации, которая требует активной реакции). Нравственная оценка поступков – это определение степени соответствия поведения конкретного индивида и общепринятых, поощряемых социумом поведенческих моделей. Чтобы адекватно оценить поступок, опираются на критерии:

  • Результат действия.
  • Пути достижения цели. Если для достижения желаемого человек прибегает к антиморальным поступкам, даже в случае положительного результата общее впечатление от поведения индивида негативное.
  • Мотивы, побудившие индивида к действию. Если человеком двигали благородные порывы даже в случае отрицательного, осуждаемого обществом результата, негативная оценка смягчается.

Придерживаясь выбранных моделей поведения, индивид находит баланс, точку равновесия между собственными стремлениями, убеждениями и установленными в социуме стандартами.

Примеры

Нравственно зрелая личность является олицетворением успешно проведенной социализации. Это человек, который усвоил поощряемые социумом нормы поведения и использует их на практике в качестве ориентира для своих поступков. При этом желание соответствовать общепринятым поведенческим стандартам продиктовано не страхом порицания, наказания или возможной выгодой, а личными убеждениями, мотивами и принципами. Социологи приводят многочисленные примеры проявления нравственных чувств:

  • Гуманность, человеколюбие.
  • Трудолюбие, усердие.
  • Верность, преданность.
  • Чувство такта, деликатность.
  • Духовность, религиозность.
  • Искренность, открытость.

улыбающийся мужчина

Альтруистические модели поведения присущи многим животным. Часто самки воспитывают потомство другого вида, проявляют бескорыстную заботу о своих детенышах. Помощь сородичам сходного генотипа способствует выживаемости конкурентных видов, что значительно расширяет представление о естественном отборе индивидуальной ориентации. Подобное поведение обусловлено естественным отбором групповой ориентации, оно помогает выжить целой популяции.

Проводя аналогии, можно сказать, что нравственное поведение индивида заложено биологическими программами и реализуется на подсознательном уровне. Люди являются биологическими организмами, которым свойственна определенная модель поведения на подсознательном, рефлекторном уровне. В числе рефлексов, заложенных природой и коррелирующих с понятием нравственности, стоит отметить:

  1. Материнский инстинкт.
  2. Заботу о партнере, с которым реализуется инстинкт продолжения рода.
  3. Заботу о родственниках и популяции (обществе) в целом.
  4. Чувство патриотизма (любовь к Родине, месту рождения).

Яркими примерами стихийной нравственности являются поступки, которые базируются на подсознательном стремлении человека к следованию нормам, способствующим сохранению популяции в целом. Женщина разрывает отношения с любовником, узнав, что он женат, подсознательно оценивая подобную связь, как бесперспективную (в отношении продолжения рода) и аморальную (наносящую моральный вред законной супруге партнера, следовательно, угрожающую сородичу сходного генотипа и популяции). В специальных пособиях приведены другие примеры стихийной нравственности:

  • Оказание помощи пожилому человеку, который не может самостоятельно перейти через оживленную автомагистраль.
  • Остановка личного автомобиля и содействие человеку, который стоит на обочине дороги и жестами просит о помощи.
  • Непроизвольное желание помочь донести тяжелую сумку человеку, который в силу разных причин (пожилой возраст, инвалидность, физическая слабость) не справляется с задачей.

Наличие безнравственных, попирающих нормы морали людей, свидетельствует об относительной свободе человека от влияния биологически заложенных моделей нормального поведения. Человек наделен интеллектом, способностью логически мыслить, прогнозировать, планировать и самостоятельно выбирать нравственные ценности. Примеры деформации общечеловеческих норм прослеживаются на исторических периодах тоталитарных режимов, к примеру, Гитлера в Германии, Пиночета в Чили, Сталина в СССР.

Нравственные качества – показатель уровня интеллекта и духовного развития человека, отражение степени его социализации и наличия самоконтроля. Нравственность – основа гуманизма, человечности и цивилизации. Крушение нравственных идеалов сопровождается всплеском преступности в обществе, свидетельствует о деградации членов социума, предвещает масштабные гуманитарные катастрофы.

Читайте также: