Формирование у детей привычек к зож во время оод по физическому развитию доклад

Обновлено: 14.05.2024

Воспитание здорового образа жизни как важнейшая проблема современного общества. Сущность понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни". Условия нормального развития и укрепление здоровья детей. Необходимое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 29.07.2010
Размер файла 41,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИВЫЧЕК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗН

1.1. Воспитание здорового образа жизни - важнейшая проблема современного общества

1.3Факторы, влияющие на здоровье человека

1.4Условия нормального развития и укрепление здоровья детей

1.5Необходимое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей

ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1Система работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Здоровый образ жизни для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Большой вклад в разработку вопросов, касающихся здорового образа жизни ребенка внесли И.И. Брехман, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крепская, Э.Н. Вайнер, Я.Л. Мархоцкий, В.А. Шишкина и многие другие.

Основными задачами по формированию здорового образа жизни является охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование у ребенка представлений о себе, строении своего тела, о чувствах и мыслях; обучение знаниям, умениям, навыкам ведения здорового образа жизни; обучение ребенка объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни действовать в зависимости от ситуации; закаливание детского организма; формирование правильной осанки, жизненно-необходимых двигательных действий и культурно-гигиенических навыков и умений, достижение полноценного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными -- задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений.

Поэтому крайне важно правильно формировать здоровый образ жизни именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Значимость этого вопроса в том, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда.

Таким образом, здоровье детей имеет огромное значение для будущего всего общества и поэтому цель моей работы: изучить вопросы, касающиеся проблемы формирования здорового образа жизни.

Цель работы - раскрыть задачи по формированию привычек у детей к здоровому образу жизни в воспитательно-образовательном процессе.

В ходе работы будут решаться следующие задачи:

- выяснить основные факторы, влияющие на здоровье человека

- установить условия, необходимые для укрепления здоровья

- доказать необходимость взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в вопросах формирования здорового образа жизни.

Объект исследования - привычки к здоровому образу жизни.

Предмет исследования - средства и методы формирования здорового образа жизни.

При написании работы была выдвинута гипотеза: правильное формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья, улучшению деятельности внутренних органов и систем, пополнению знаний и умений, хороших привычек.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИВЫЧЕК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИНИ

1.1Воспитание здорового образа жизни - важнейшая проблема современного общества

Проблема здоровья находится в центре внимания всех современных наук о человеке. В последние десятилетия проведены исследования, давшие ответы на многие важные вопросы: что такое здоровье и болезнь; причины болезней и истоки здоровья; роль социальных институтов и самого человека в организации здорового образа жизни; когда и как закладываются основы здоровья в человеческом организме и др. В целом уровень здоровья человека в масштабах планеты к началу XX в. оценивается как более высокий по сравнению с предыдущими столетиями (в основном за счет высокоразвитых стран). За этот период удалось найти действенные методы борьбы со многими серьезными болезнями, значительно увеличилась средняя продолжительность жизни.

Однако, из многих регионов планеты, в том числе и для Беларуси, проблема здоровья населения является одной из наиболее острых.

Нарастание тревожных тенденций относительно здоровья населения Республики Беларусь вызывает необходимость актуализации роли физической культуры как наиболее реального комплексного средства формирования здорового образа жизни, оказывающего значительное влияние на качество жизни людей в современных условиях .Крайне важно организовать приобщение детей к здоровому образу жизни, начиная с самого раннего детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и долголетия человека, его физической и умственной работоспособности, потребности в физически нагрузках, необходимых для нормального функционирования всех систем организма.

Таким образом, воспитание здорового образа жизни - важнейшая проблема современности и может решена только при взаимодействии медицинских и педагогических средств.

Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Поэтому самое большое воздействие на здоровье оказывает образ жизни.

Под образом жизни понимается система поведения ребенка в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. От того, какой образ жизни ведет конкретный человек, зависит в основном его здоровье. Эта составляющая является главной, поскольку именно образ жизни оказывает решающее влияние на здоровье человека. Отличие этого фактора от других заключается в возможности самого ребенка управлять своим здоровьем. Поэтому, каков образ жизни - таково и здоровье ребенка.

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система привычек и поведения человека в процессе его жизнедеятельности, когда обеспечивает ему хорошее здоровье.

Таким образом здоровый образ жизни взаимосвязан и оказывает в значительной степени положительное влияние на здоровье.

1.3Факторы, влияющие на здоровье человека

Приоритетным направлением в области дошкольного образования является укрепление здоровья детей. Здоровье определяется многочисленными факторами обеспечения, которые имеют преимущественное значение в формировании здоровья ребенка.

Соотношение различных факторов обеспечения здоровья в специальной литературе определяется следующим образом:

- генетические факторы - 15-20%

- состояние окружающей среды - 20-15%

- медицинское обеспечение - 10-15%

- условия и образ жизни людей - 50-55%

Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья ученые определяют следующим образом:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал будет полезен для выступлений на пед.советах.

Формирование у детей привычек к ЗОЖ во время ООД по физическому развитию.

Фридрих Нидше.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.

Уровень состояния здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин: от увеличения умственной нагрузки • от уменьшения к потребности двигательного действия•от низкого уровня знаний о ЗОЖ и многих других.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации ,только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет привычку правильного отношения к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. • Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: что, и свое здоровье, и свою жизнь, надо уметь защищать с самого раннего возраста.

Для формирования привычки к ЗОЖ важно! • Чтобы ребенок понимал необходимость физических упражнений, нужно регулярно проводить физкультурные занятия. Во время ООД на физкультурных занятиях я стараюсь формировать у воспитанников привычку и любовь к ЗОЖ, а именно я своевременно изучаю интересы детей, оказываю им помощь – подсказываю, советую, подбадриваю, вселяю уверенность, а у более развитых детей воспитываю инициативу, самостоятельность, умение правильно оценивать свои успехи; создаю доброжелательную атмосферу в группе, участвую в играх и упражнениях вместе с ними, стараюсь сделать физкультуру занимательной, привлекательной, а так же быть для них примером. С этой целью для детей старшего возраста, занятия насыщаю проблемными ситуациями, в которых необходимо им самостоятельно применить освоенные движения, решать с помощью двигательных действий различные задачи, например:

– Как по- разному можно пройти по дорожке (на носках, боком), пробежать (быстро, медленно, меняя направление), попрыгать (на одной или двух ногах, прямо и боком)?

– Как можно бегать: различные варианты: лицом, спиной, не сбивая предметы, расположенные в группе.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре , позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки и привычки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Важно! Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным! • Бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями, бесконечными насморками. Моя задача научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

Делая вывод, можно сказать, что формирование привычки – это процесс, направленный на установление определенного образа поведения, имеющего сложившийся характер и приобретающий для человека значимость потребности. Образуется подобный механизм выстраивания жизненного поведения путем повторения одного и того же действия систематически и неоднократно, подкрепляя процесс или результат позитивными эмоциями и ощущениями. Обычно негативные привычки формируются самостоятельно, без участия внутренней критики , тогда как формирование полезных привычек часто требует от человека контроля своего поведения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m651bd75.jpg

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития нашей страны.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Для этого в детском саду проводится много мероприятий – это работа инструктора по физкультуре Л.Н.Битной с часто болеющими детьми, с детьми с ОВЗ, физкультурные праздники и развлечения, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры после сна, физминутки во время НОД.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень — его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются педагоги. Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон.

Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении. Мы должны понимать, что воспитание у детей этой потребности—задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения - это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4.Психологическое здоровье , основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Занятия физкультурой, прогулки.

Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.

Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист).

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. 3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. 4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, рационального физического развития, происходит становление двигательных способностей и навыков, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя: - рациональный режим - правильное питание - рациональная двигательная активность - закаливание - сохранение стабильного психоэмоционального состояния Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Наша цель - сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Обеспечение двигательной активности: · утренняя гимнастика · физкультурные занятия · музыкальные занятия · прогулки, подвижные игры; · пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов) · зрительная, дыхательная гимнастика (на соответствующих занятиях) · оздоровительная гимнастика после дневного сна · физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно); · эмоциональные разрядки, релаксация; · ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение)

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко используем художественную литературу. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.

Человек должен стремиться к развитию основных физических качеств: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. В процессе систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности. Регулярные занятия физкультурой, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки призваны компенсировать двигательное голодание, или, как говорят ученые, гиподинамию. Хорошая физическая форма состоит из следующих компонентов.

Быстротой называют способность человека выполнять определенные двигательные действия в минимальный период времени для данных условий. При этом эффективность техники не должна страдать.

Сила - это основное физическое качество, которое предполагает внешнее и внутреннее сопротивление за счет активности мышечного аппарата. Это всегда произвольное усилие. Иногда говорят о специальной силе. Она характеризует показатель проявления действия в каком-то определенном виде спорта. Средствами развития силы являются упражнения с отягощением (собственное тело или штанги и гири), упражнения на тренажерах (или механотерапия) и силовые упражнения в усложненных условиях (например, бег по песку или рыхлому снегу).

Гибкостью называют основное физическое качество человека, позволяющее ему совершать двигательные действия с максимальной амплитудой. Она зависит от многих факторов. Среди них: эластичность мышц и связок; строение суставов; общее состояние организма (в том числе возраст); внешняя температура; суточный период (утро, вечер). Различают также два вида гибкости: активную (увеличение амплитуды за счет напряжения мышц); пассивную (увеличение амплитуды за счет внешнего воздействия). К средствам развития гибкости относятся растягивающие упражнения (с постепенным увеличением амплитуды) и медленные маховые движения без болевых ощущений. Стоит помнить, что упражнения на гибкость совершаются только после разминки. Именно поэтому растяжка на тренировочных занятиях происходит в заключительной части.

Замыкает список 5 физических качеств человека выносливость. Это способность организма противостоять усталости. Под последней понимается временное снижение работоспособности вследствие физической и умственной нагрузки. Различают два вида усталости: Компенсированная (в этом случае возможно поддержать мощность работы за счет волевых усилий). Некомпенсированная (снижение мощности работы или полное прекращение ее). Развитие выносливости возможно и необходимо. Оно требует немало терпения и времени, осуществляется за счет постепенного увеличения нагрузки. Помогут в этом три метода развития: круговая тренировка; повторно-интервальные занятия; игровой метод. Лучше всего выносливость развивается в беге, в преодолении различных дистанций.

Особое место уделяют работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Читайте также: