Софисты доклад по философии
Обновлено: 13.05.2024
Во многих городах Греции в 5 веке до нашей эры на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Развитие созданных ее господством новых выборных учреждений – народного собрания и суда, игравшие большую роль в борьбе классов и партий свободного населения, - породило потребность в подготовке особенных людей. Людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, которые умели убеждать силой слова и доказывать. Они также могли свободно ориентироваться в разного сорта вопросах и задачах политической жизни, права, и дипломатической практики. Учителями политических знаний и риторики становились те люди, которые были наиболее сильны в этой области, ими являлись мастера красноречия, юристы и дипломаты. Но нерасчлененность знания того времени на философскую и специально научную области, а также само значение философии в целом, привели к тому, что эти преподаватели начинали учить политической и юридической деятельности, связывая ее с общими вопросами философии и мировоззрения.
Это наименование было распространено на тех людей, деятельность которых относилась к новой преподавательской профессии. Такая их характеристика делала упор отчасти на то, что новые учителя философии мысль об относительности всякого знания стали доводить до крайности. Отчасти негативная характеристика софистов делала упор и на тот факт, что, новые учителя, обучая технике
ораторского искусства и политической деятельности, порой обучали приемам и формам убеждения и доказательства не в зависимости от вопроса об истинности доказываемых положений. Негативное впечатление на противников демократических новшеств производило также и то, что новые преподаватели брали часто очень высокую плату за обучения со своих учеников.
«Протагор из Абдер (ок. 444), из которого Платон сохранил нам знаменитую мысль: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют"
Горгий Леонтинский (ок. 483-375), который так и озаглавил свое главное сочинение "О не сущем, или О природе" и о котором Секст Эмпирик оставил нам замечательное рассуждение нигилистического характера
Продик Кеосский, тоже щеголявший своим субъективизмом: "Каковы те, кто пользуется [вещами], таковыми необходимо быть для них и [самим] вещам"
Фрасимах Халкедонский, по которому "справедливость есть не что иное, как полезное для сильнейшего"
Гиппий из Элиды, объявивший, что "закон, будучи тираном для людей, ко многому принуждает противоестественно"
4
Между самими софистами, а также между ними и их противниками, шли постоянные споры. В качестве предметов этих споров наиболее часто выступали две проблемы: с одной стороны, это - "природа" и "искусство" в человеческом обществе, - а с другой, – человек и познание. Поэтому софисты не представляли собой единой группы ни по отношению к предшествующей древнегреческой философии, ни по отношению к социально-политической ориентации, ни по их собственным философским идеям.
5
Старшие софисты
Наиболее яркими представителями старших софистов, которые появлялись отовсюду, были Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт.
На улицах и гимназиях за ними ходили толпы, афинские юноши, литераторы, философы, политические деятели, ученые готовы были проводить целые дни в беседах и словопрениях, в слушании софистов.
Основываясь на онтологическом релятивизме, Протагор сделал смелый вывод: если все меняется и переходит в противоположное себе, то о каждой вещи возможны два противоположных мнения. Диоген Лаэрций сообщает,
В отличие от Протагора, который на примере чувственной ступени познания развивал релятивистское учение об относительности знания, Горгий, основывал свой релятивизм на тех трудностях, в которые впадает разум. Разум, который пытается построить непротиворечивое мировоззрение на уровне философских категорий и понятий: бытие и
7
небытие, бытие и мышление, единое и многое, мышление и слово и т. п. Горгий, в отличие от Протагора, учил тому, что все не истинно, а ложно.
Горгий разделил речь и мышление, а самое мышление он отделил от бытия. Одним из его учений было то, что ничего не существует, а если и существует, то непостижимо, а если и постижимо, то невысказываемо и необъяснимо (для другого человека).
Этику Антифонт определял как искусство быть беспечальным.
9
Младшие софисты
Из младших софистов, действовали на рубеже 5 – 4 веков до нашей эры, наиболее интересными являются Алкидам, Фразимах, Критий и Калликл.
Критий жил примерно в 460-403 гг. до н. э. Он был не только софистов, но был и главным из тридцати тиранов. Спартанцы потребовали отмены демократии в Афинах после поражения Афин в Пелопонесской войне. Для этого была создана специальная комиссия, которая состояла из тридцати человек. Они составляли новую антидемократическую конституцию. Во главе этой комиссии оказался Критий. Он был учеником старших софистов Протагора и Горгия.
Чтобы злые, их страшась, тайком не смели бы
Зла ни творить, ни молвить, ни помыслить бы.
Для этой цели божество придумал он, -
Есть будто бог, живущий жизнью вечною,
Все слышащий, все видящий, все мыслящий,
Заботливый, с божественной природою.
Услышит он все сказанное смертными,
Увидит он все сделанное смертными.
А если ты в безмолвии замыслишь зло,
То от богов не скрыть тебе: ведь мысли им
Все ведомы.
(Источник: Эмпирик Секст. Сочинения в двух томах)
Для Крития главное орудие улучшения людей заключается в воспитании. Для него государство и религия – это своего рода средства, которые преображают плохих людей в хороших. Террор же для него тоже средство, но только уже управления, без которого нельзя обойтись ни одному правительству.
«Но, по-моему, – продолжает Калликл, – законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Стараясь запугать более сильных, тех, кто способен над ними
Сократ также постоянно спорит с софистами, находясь в положении сторонника объективной истины и утверждая объективность добра и зла. Этим он доказывает и показывает, что быть добродетельным быть намного лучше.
Кроме внешних приемов софистике характерны и логические приемы, например, намеренные παραλογισμός (паралогизмы). Тем самым возникает своего рода оксюморон. Софизм сам по себе и есть намеренный паралогизм.
Так Аристотель насчитывает шесть языковых паралогизмов и семь внеязыковых паралогизмов.
1. Тенденция обучать житейской мудрости и добродетели. Правда, они различались методами софистического воспитания (например, Протагор считал, что ученики Гиппия напрасно изучают арифметику, астрономию, геометрию и музыку), но всех их учили риторике (искусству доказательства) и эристике (искусству ведения спора). Целью софистов было формирование политических лидеров, умеющих убедительно выступать перед толпой. Даже Горгий, который утверждал, что он не учит житейской мудрости, стремился к той же цели. Софисты сами писали учебники по риторике (например Горгий).
2. Энциклопедическая эрудиция. Протагор, Горгий, Продик и прежде всего Гиппий рассказывали в своих трудах о различных областях знания.
3. Лингвистические интересы. Занимаясь этимологией, лексикографией и синтаксисом, они заложили основы античного языкознания. Синонимика Продика оказала влияние на сократико-платоническое и аристотелевское искусство дефиниций. Занимались они также эстетикой и поэтикой.
4. Критика онтологии элеатов (Зенон Элейский, Парменид). Протагор и Горгий отрицали онтологию и эпистемологию элеатов, считавших, что существует единое вечное и неизменное бытие, познаваемое только разумом. Софисты провозгласили сенсуализм и релятивизм, отрицая существование объективной истины. Некоторые из них (например Ксениад из Коринфа) вообще отвергали возможность познания. Зато диалектика элеатов, а особенно их парадоксальные доводы против движения, оказала значительное влияние на эристику софистов.
ру. Староаттическая комедия показывает, как обсуждались их тезисы (Облака Аристофана). Сократисты хотели одолеть софистику, но именно поэтому оказались в кругу поднятой ею проблематики. Аристотель в своих этических, политических и риторических воззрениях гораздо в большей степени зависит от софистов, чем он сам признает. Отзвуки софистики очевидны у Фукидида и в некоторых медицинских сочинениях из Гиппократова корпуса, а также у скептиков. Еврипида считали софистическим поэтом, поскольку он вкладывал в уста своих героев софистические изречения.
Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение заключающее ответы на вопросы наук: математических, естественных и общественных.
Содержание
Введение 3
1. Философское учение софистов 4
2. Релятивизм софистов 5
3. Представители философии софистов…………………………. 7
4. Софизмы……………………………………………………………………12
5. Характер воззрений 13
Заключение 14
Список используемой литературы 16
Работа состоит из 1 файл
софисты.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО Курский Государственный Университет
Выполнила: студентка 2 курса 21 бн группы Парфёнова Мария
Проверил: Профессор Сикорский Б.Ф.
Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.
Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII – начале Viв. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям “свободных”, т.е. по преимуществу рабовладельческого класса. тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.
Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение заключающее ответы на вопросы наук: математических, естественных и общественных. Восстановление наследия и содержания учений древнегреческой философии представляет исключительные трудности вследствие происшедшей еще до конца античного мира утраты большей части почти всех произведений древнегреческой философии и науки, в том числе почти всех произведений материалистических школ.
При оценке воззрений софистов мы наталкиваемся на значительные трудности. Основные сочинения софистов до нас не дошли, а изучение с помощью непрямых сведений сложно тем, что они не стремились создавать определенную ценную систему знаний. Об их взглядах можно судить главным образом по той полемике, которую вели с ними Платон и Аристотель, находившиеся под их влиянием позднейшие авторы.
При обучении софисты не придавали большого значения систематическому овладению учащихся знаниями, их цель было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный упор они делали на риторику.
В античной софистике практически невозможно найти цельные школы или течения, скорее она характеризуется пестротой воззрений и учений ее представителей. Натурофилософские проблемы интересовали софистов меньше, чем мыслителей предшествующих поколений, - чаще всего они принимали характер ионийской философии. Некоторым общим признаком представителей софистов является их общественное положение.
Софисты понимают добродетели не только как моральные свойства, а вообще как разнообразные достоинства человека: профессиональное мастерство, дар слова, умственные способности и т. п. — все, что обеспечивает человеку уважение и успех. В моральную оценку проникает утилитаристский мотив: все, что приносит пользу и выгоду, является справедливым. Известно высказывание на этот счет софиста Антифонта (V в. до н.э.): «Справедливость заключается в том, чтобы не нарушать закона государства, в котором ты состоишь гражданином. Так человек будет извлекать для себя наибольше пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы. Ибо предписания законов произвольны (искусственны), веления же природы необходимы.
Важнейшую роль в мировоззрении играло противопоставление природы как элемента относительно постоянного человеческому закону или установлению.
3 Представители философии софистов
Протагор (ок. 485 - ок. 410 до н.э.) и Горгий (ок. 480 - ок. 380 до н.э.)-наиболее яркие представители софистского направления.
Протагора обучил философии Демокрит , который взял его в ученики, увидев как тот, будучи носильщиком, рационально укладывает поленья в вязанки.
Основоположник софистического образа жизни (путешествия с лекциями, преподавание за высокие гонорары, пребывание в домах богатых людей, интересующихся культурой). По преданию, воспитанник персидских магов. Позднее была сложена легенда, согласно которой Протагор сначала был грузчиком, а затем стал учеником Демокрита. Вероятно, Протагор несколько раз был в Афинах. Во время первого пребывания он подружился с Периклом, который доверил ему составление устава для панэллинской колонии Фурии в Южной Италии (444-443 гг. до н. э.). Впоследствии он работал на Сицилии (возможно, контактировал с риторической школой Коракса и Тейсия).
Основные логические доводы Протагора:
- Как субъект, так и объект непрерывно изменяется.
- Ничто не существует само по себе, а все что существует по отношению к другому.
- Все меняется, так что существует в мире постоянно приходящим в противоположность себе.
Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём.
Повторяемая многими древними авторами история о выдвижении против Протагора обвинения в безбожии, его изгнании (или бегстве) из Афин и смерти при кораблекрушении не достоверна. - Невозможно установить число работ Протагора, поскольку древние цитировали отдельные положения, не отмечая, были ли они включены в более крупное произведение.
Само это произведение могло иметь несколько вариантов названия, ибо в эпоху Протагора начинает появляться традиция давать длинные названия прозаическим произведениям. Среди подлинных сочинений Протагора (ни одно не сохранилось) следует назвать "Истина", или "Опровергающие речи" (Aletheia e Kataballontes) - произведение, о котором нам больше всего известно. От него сохранилась различным образом интерпретируемая первая фраза: "Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих". Суждения разных людей могут быть одинаково справедливы, хотя одно из них по каким-либо причинам является более верным (например, суждение здорового более правильно, чем суждение больного). "Контроверсии" (Antilogiai), произведение, в котором Протагор доказывал, что "о каждой вещи существует два противоречащих друг другу суждения", и никакие опровержения вообще невозможны. Верное представление о "Контроверсиях" дает сохранившееся сочинение "Двойные речи" (Dissoi logoi) неизвестного софиста конца V в. до н. э., восходящее к произведениям Протагора (например, болезнь есть зло для больного, но благо для врача).
"О богах" (Peri theon) - первое греческое сочинение с подобным названием. Знаменитое первое предложение, которое ставит под сомнение возможность объективного познания божества: "О богах невозможно сказать ни что они существуют, ни что их не существует; ибо на пути к получению такого знания слишком много препятствий, главные из которых - невозможность познания этого предмета посредством разума и краткость человеческой жизни" - выдвигалось в качестве причины вышеупомянутого обвинения в безбожии и сожжения произведения. Вероятно, в последующей части работы Протагор трактовал богов как объект человеческих верований и утверждал, что религия связана прежде всего с самим существованием людей. Сочинение "О бытии " (Peri tu ontos) заключало в себе полемику с учением элеатов . Это произведение, по-видимому, читал неоплатоник Порфирий .
Платон в своем диалоге "Протагор" вкладывает в уста главного героя известный миф о происхождении человека и человеческой культуры. Спорным вопросом является, были ли это подлинные взгляды Протагора. Протагор провозглашал релятивизм и сенсуализм, а его ученик Ксениад из Коринфа, опираясь на крайние выводы Протагора, сделал заключение о невозможности познания. Протагор заложил основы научной грамматики через различение видов предложений, родов существительного и прилагательного, времен и наклонений глаголов. Он занимался также проблемами правильной речи. Протагор пользовался большим авторитетом у потомков. Он оказал влияние на Демокрита , Платона, Антисфена , Еврипида (другом которого был), Геродота и, вероятно, на скептиков . Протагор является главным героем диалога Платона и одного из произведений Гераклида Понтийского .
Горгий родился в г. Леонтины. Риторике обучался в Сицилии у знаменитого Корака . В 427 году он прибыл в Афины , и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Возглавляя Леонийское посольство в Афинах, Горгий сумел своей речью уговорить афинян предоставить военную помощь. Позднее он объездил всю Грецию , повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии в 392 году он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему даже была поставлена статуя в Олимпии).
Софизм - что это такое? Примеры софизмов. Что значит софистика в философии? Кем были древнегреческие софисты? Учение софистов кратко. Этический релятивизм. Протагор и софизм Эватла. Софисты и Сократ.
Что значит софистика
В переносном смысле софистика - это подмена понятий, крючкотворство. Сегодня софистикой называют применение в споре ложных доводов, неправильных доказательств. Синонимы к слову софистика: казуистика, подмена понятий, пустозвонство.
В этом же смысле софизм - нечестный прием в дискуссии, запутывание оппонента, подмена понятий. Синонимы к слову софизм: уловка, увертка, подмена понятий.
Древнегреческие софисты. Философия софистов
Софист в Древней Греции - это платный преподаватель красноречия, искушенный в ораторском мастерстве и ведении дискуссий. В греческих городах-полисах гражданам нужно было лично защищать себя в суде (адвокатов не было) и выступать в народных собраниях, поэтому многие брали уроки у таких учителей.
К классическим софистам V-IV веков до н.э. относятся Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский (так называемые старшие софисты), а также Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах и другие младшие софисты. Труды большинства софистов не сохранилось, доступны лишь фрагменты и упоминания их идей у других авторов.
Софисты не были едины в своих философских взглядах. Например, идею о том, что все в мире относительно, они объясняли совершенно по-разному:
Человек есть мера всех вещей, поэтому все истинно, утверждал Протагор.
Всякое мнение ложно, поэтому подлинной истины не бывает, считал Ксениад.
В действительности не существует ничего; но если реальность и существует, то человек ее постигнуть не может; а если и может постигнуть - не способен объяснить другому, рассуждал Горгий.
Исходя из этих разных посылок, софисты проповедовали этический релятивизм - обосновывали право каждого человека по-своему оценивать мир с учетом своих интересов.
Софисты четко разделяли законы природы и законы общества. Законы природы действуют для всех, они неизменны. А все человеческие установления - это результат соглашения между людьми. Например, принятое в Греции рабство не вечно, потому что люди от природы равны и свободны, объяснял Алкидамант.
А вот Критий прямо утверждал, что религию выдумали умные люди, чтобы заставить глупых подчиняться и выполнять законы.
Что такое софизм? Примеры софизмов
Софизмы делят на два вида:
Логический софизм основан на нарушении логики: подмене тезиса (основной мысли); на ложных посылках; на нарушении хода рассуждения, нелогичном выводе и т.п.
Что ты не потерял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя его рога.
Одно зерно - не куча. Если добавить еще одно зерно, это тоже не будет кучей. Получается, если к любому числу зерен прибавить одно зернышко, кучи не будет. Значит, любое количество зерна - это не куча.
Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего - дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.
Сократ - человек. Человек - не то же самое, что Сократ. Значит, Сократ - это не Сократ.
Человек способен видеть без левого глаза и способен видеть без правого глаза. Других глаз у нас нет. Получается, что человеку не нужны глаза, чтобы видеть.
Еще один классический пример софизма - так называемый софизм Эватла.
По легенде, у Протагора учился судебному красноречию Эватл. По договору, ученик должен был заплатить учителю 10 тысяч драхм, как только выиграет свой первый судебный процесс. Но когда учеба закончилась, Эватл не участвовал в тяжбах и ничего не платил.
Тогда Протагор решил сам подать в суд на ученика и потребовать плату. Он рассуждал так: Деньги я получу в любом случае. Если Эватл проиграет дело - заплатит по решению суда. Если выиграет - заплатит по договору.
Эватл рассуждал обратным образом: Платить я не будут в любом случае. Если я проиграю, то не должен платить по договору. Если я выиграю, то не должен платить по решению суда.
Как разрешилось дело двух софистов - непонятно. Если верить рассказу Авла Геллия, то судьи отказались выносить вердикт, потому что любое их решение противоречило бы самому себе.
Софисты и Сократ
Сократ критиковал софистов за нежелание разделять истину и ложь. Он отмечал, что моральный релятивизм (представление, что все относительно) вреден для общества и государства.
Главным способом поиска истины для Сократа был диалог и логическое рассуждение. Он осуждал ораторское искусство как умение потакать толпе. Хитростям софистов Сократ в диалоге противопоставлял искусно задаваемые вопросы. С их помощью философ обнаруживал противоречия в рассуждениях собеседника и заставлял его самого прийти к нужным выводам.
Сократ. Бюст из Национального музея в Неаполе. Фото: Wikimedia
Содержание работы
Введение 3
1. Софисты 4
1.1. Периодизация и основные представители 4
1.2. Взгляды софистов: основные идеи 5
1.3. Философское значение софистов 7
2. Сократ 8
2.1. Философские взгляды Сократа 8
2.2. Сократический метод 9
3. Софисты и Сократ: общее и различие 10
Заключение 12
Список литературы 13
Файлы: 1 файл
Софисты и Сократ.doc
Реферат по философии на тему: Софисты и Сократ
Выполнил: студент Е.В. Приходько
Группа УЗ 31/0-09
Введение
В то же самое время, когда в Афинах владычествовала софистика, там появился мыслитель, который, находясь в оппозиции к релятивизму софистов, стремился обнаружить всеобщие принципы познания и деятельности. Это был Сократ (470-399гг. до н.э.). Современники считали Сократа софистом; однако его отличало от софистов само содержание его учения и то, что он учил бескорыстно. Сократ видел смысл своей жизни в том, чтобы через разум привести людей к добродетели. Он всегда был там, где мог найти собеседников.
1. Софисты
1.1. Периодизация и основные представители
В широком смысле принято говорить о трех эпохах софистики: 1) классическая софистика - V - 1-я пол. IV вв. до н.э.; 2) новая софистика - II - нач. III в. н.э. (Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и др.); 3) поздняя софистика - IV в. н.э. (Либаний, Юлиан Отступник).
К наиболее известным старшим софистам (V в. до н.э.) относятся Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. К наиболее известным младшим софистам относятся Ликофрон (320-е годы до н.э. – серед. III века до н. э.), Алкидамант (IV в. до н.э.), Трассимах.
В качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:
- вне человеческого сознания ничего не существует;
- нет ничего раз и навсегда данного;
- что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;
- если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;
- окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека;
- окружающий мир относителен;
- истинное познание недостижимо.
1.2. Взгляды софистов: основные идеи
В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, в нем отсутствовали единые социально-политические, культурные и мировоззренческие основы. Объединяющим фактором выступали 2 убеждения: моральные нормы произвольны, все в мире относительно. Большая часть софистов придерживалась атеистических (агностических) взглядов (Протагор, Диагор Мелосский, Феодор Киренский, Критий).
Главными предметами исследований софистов были диалектика, риторика, политика и этика. Они занимались исследованием языка: Протагор классифицировал суждения и высказывания, Продик собирал синонимы. Гиппарх помимо истории, поэзии, политики и техники, занимался также математикой, астрономией, этнологией, теорией искусства, хронологией.
Софисты также первыми занялись теорией искусства. Эстетика, созданная ими, оперировала 3-мя понятиями: подражанием, иллюзией и очищением. Теория подражания была воспринята Платоном и Аристотелем и на многие столетия стала ведущей эстетической теорией.
1.3. Философское значение софистов
Софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. Их главной заслугой является распространение философских и иных знаний среди граждан греческих полисов.
Софисты первыми в истории европейской цивилизации предложили для объяснения возникновения государства теорию общественного договора. Согласно этой теории, государство создано людьми сознательно - они сочли полезным договориться и сформировать организацию, которая поддерживала бы в обществе выгодный для всех граждан порядок.
Софисты впервые поставили в центр философских исследований человека, его деятельность и результаты этой деятельности. Протагор первым выступил с теорией познавательного минимализма и заложил основы сенсуализма, релятивизма, практицизма и конвенционализма. Сократ находился в оппозиции к релятивистам.
2. Сократ
2.1. Философские взгляды Сократа
Сократа интересовали этические проблемы и логика, знание которой он считал необходимым для занятий этикой. Философские взгляды Сократа сформулированы в следующих тезисах:
Из данных тезисов вытекают следующие положения этики Сократа: 1) добродетели можно научить, поскольку добродетель есть знание, а знанию можно научиться; 2) добродетель единственна – в этом выражался протест Сократа против этического плюрализма софистов.
2.2. Сократический метод
А) Свои поиски истины Сократ начинал с рассмотрения известных и признанных фактов, которые подтверждались опытом и поступком.
Таким образом, добродетель для Сократа - цель стремлений человека, а знание - главное средство ее достижения. Кто постигает знание и следующую за ним добродетель, тот достигает наибольшего блага и, в силу этого, счастлив.
3. Софисты и Сократ: общее и различие
Характерные черты софизма: 1) критическое отношение ко всему; 2) стремление все проверить на практике; 3) отрицание традиций; 4) стремление доказать условность государства и права; 5) восприятие морали как предмета критики; 6) субъективизм в оценках и суждениях.
С точки зрения софистов, все людские обычаи - условность. Добро и зло, прекрасное и постыдное, истина и ложь суть вещи заведомо относительные, и то, что для одного есть благо - для другого зло, что для одного прекрасно - для другого безобразно, а истина в устах одного - ложь в речах другого.
Читайте также: