Софисты доклад по философии

Обновлено: 13.05.2024

Во многих городах Греции в 5 веке до нашей эры на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Развитие созданных ее господством новых выборных учреждений – народного собрания и суда, игравшие большую роль в борьбе классов и партий свободного населения, - породило потребность в подготовке особенных людей. Людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, которые умели убеждать силой слова и доказывать. Они также могли свободно ориентироваться в разного сорта вопросах и задачах политической жизни, права, и дипломатической практики. Учителями политических знаний и риторики становились те люди, которые были наиболее сильны в этой области, ими являлись мастера красноречия, юристы и дипломаты. Но нерасчлененность знания того времени на философскую и специально научную области, а также само значение философии в целом, привели к тому, что эти преподаватели начинали учить политической и юридической деятельности, связывая ее с общими вопросами философии и мировоззрения.

Это наименование было распространено на тех людей, деятельность которых относилась к новой преподавательской профессии. Такая их характеристика делала упор отчасти на то, что новые учителя философии мысль об относительности всякого знания стали доводить до крайности. Отчасти негативная характеристика софистов делала упор и на тот факт, что, новые учителя, обучая технике

ораторского искусства и политической деятельности, порой обучали приемам и формам убеждения и доказательства не в зависимости от вопроса об истинности доказываемых положений. Негативное впечатление на противников демократических новшеств производило также и то, что новые преподаватели брали часто очень высокую плату за обучения со своих учеников.

«Протагор из Абдер (ок. 444), из которого Платон сохранил нам знаменитую мысль: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют"

Горгий Леонтинский (ок. 483-375), который так и озаглавил свое главное сочинение "О не сущем, или О природе" и о котором Секст Эмпирик оставил нам замечательное рассуждение нигилистического характера

Продик Кеосский, тоже щеголявший своим субъективизмом: "Каковы те, кто пользуется [вещами], таковыми необходимо быть для них и [самим] вещам"

Фрасимах Халкедонский, по которому "справедливость есть не что иное, как полезное для сильнейшего"

Гиппий из Элиды, объявивший, что "закон, будучи тираном для людей, ко многому принуждает противоестественно"

4
Между самими софистами, а также между ними и их противниками, шли постоянные споры. В качестве предметов этих споров наиболее часто выступали две проблемы: с одной стороны, это - "природа" и "искусство" в человеческом обществе, - а с другой, – человек и познание. Поэтому софисты не представляли собой единой группы ни по отношению к предшествующей древнегреческой философии, ни по отношению к социально-политической ориентации, ни по их собственным философским идеям.
5

Старшие софисты

Наиболее яркими представителями старших софистов, которые появлялись отовсюду, были Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт.

На улицах и гимназиях за ними ходили толпы, афинские юноши, литераторы, философы, политические деятели, ученые готовы были проводить целые дни в беседах и словопрениях, в слушании софистов.

Основываясь на онтологическом релятивизме, Протагор сделал смелый вывод: если все меняется и переходит в противоположное себе, то о каждой вещи возможны два противоположных мнения. Диоген Лаэрций сообщает,

В отличие от Протагора, который на примере чувственной ступени познания развивал релятивистское учение об относительности знания, Горгий, основывал свой релятивизм на тех трудностях, в которые впадает разум. Разум, который пытается построить непротиворечивое мировоззрение на уровне философских категорий и понятий: бытие и
7

небытие, бытие и мышление, единое и многое, мышление и слово и т. п. Горгий, в отличие от Протагора, учил тому, что все не истинно, а ложно.

Горгий разделил речь и мышление, а самое мышление он отделил от бытия. Одним из его учений было то, что ничего не существует, а если и существует, то непостижимо, а если и постижимо, то невысказываемо и необъяснимо (для другого человека).

Этику Антифонт определял как искусство быть беспечальным.

9
Младшие софисты

Из младших софистов, действовали на рубеже 5 – 4 веков до нашей эры, наиболее интересными являются Алкидам, Фразимах, Критий и Калликл.

Критий жил примерно в 460-403 гг. до н. э. Он был не только софистов, но был и главным из тридцати тиранов. Спартанцы потребовали отмены демократии в Афинах после поражения Афин в Пелопонесской войне. Для этого была создана специальная комиссия, которая состояла из тридцати человек. Они составляли новую антидемократическую конституцию. Во главе этой комиссии оказался Критий. Он был учеником старших софистов Протагора и Горгия.

Чтобы злые, их страшась, тайком не смели бы
Зла ни творить, ни молвить, ни помыслить бы.
Для этой цели божество придумал он, -
Есть будто бог, живущий жизнью вечною,
Все слышащий, все видящий, все мыслящий,
Заботливый, с божественной природою.
Услышит он все сказанное смертными,
Увидит он все сделанное смертными.
А если ты в безмолвии замыслишь зло,
То от богов не скрыть тебе: ведь мысли им
Все ведомы.

(Источник: Эмпирик Секст. Сочинения в двух томах)

Для Крития главное орудие улучшения людей заключается в воспитании. Для него государство и религия – это своего рода средства, которые преображают плохих людей в хороших. Террор же для него тоже средство, но только уже управления, без которого нельзя обойтись ни одному правительству.

«Но, по-моему, – продолжает Калликл, – законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Стараясь запугать более сильных, тех, кто способен над ними

Сократ также постоянно спорит с софистами, находясь в положении сторонника объективной истины и утверждая объективность добра и зла. Этим он доказывает и показывает, что быть добродетельным быть намного лучше.

Кроме внешних приемов софистике характерны и логические приемы, например, намеренные παραλογισμός (паралогизмы). Тем самым возникает своего рода оксюморон. Софизм сам по себе и есть намеренный паралогизм.

Так Аристотель насчитывает шесть языковых паралогизмов и семь внеязыковых паралогизмов.

1. Тен­ден­ция обу­чать житей­ской муд­ро­с­ти и доб­ро­де­те­ли. Прав­да, они раз­ли­ча­лись мето­да­ми софи­с­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния (напри­мер, Про­та­гор счи­тал, что уче­ни­ки Гип­пия напрас­но изу­ча­ют ариф­ме­ти­ку, аст­ро­но­мию, гео­мет­рию и музы­ку), но всех их учи­ли рито­ри­ке (искус­ст­ву дока­за­тель­с­т­ва) и эри­с­ти­ке (искус­ст­ву веде­ния спо­ра). Целью софи­с­тов было фор­ми­ро­ва­ние поли­ти­че­ских лиде­ров, уме­ю­щих убе­ди­тель­но выс­ту­пать перед тол­пой. Даже Гор­гий, кото­рый утвер­ждал, что он не учит житей­ской муд­ро­с­ти, стре­мил­ся к той же цели. Софи­с­ты сами писа­ли учеб­ни­ки по рито­ри­ке (напри­мер Гор­гий).

2. Энцик­ло­пе­ди­че­ская эру­ди­ция. Про­та­гор, Гор­гий, Про­дик и преж­де все­го Гип­пий рас­ска­зы­ва­ли в сво­их тру­дах о раз­лич­ных обла­с­тях зна­ния.

3. Линг­ви­с­ти­че­ские инте­ре­сы. Зани­ма­ясь эти­мо­ло­ги­ей, лек­си­ко­гра­фи­ей и син­та­к­си­сом, они зало­жи­ли осно­вы антич­но­го язы­ко­зна­ния. Сино­ни­ми­ка Про­ди­ка ока­за­ла вли­я­ние на сокра­ти­ко-пла­то­ни­че­ское и ари­с­то­телев­ское искус­ст­во дефи­ни­ций. Зани­ма­лись они так­же эсте­ти­кой и поэ­ти­кой.

4. Кри­ти­ка онто­ло­гии эле­а­тов (Зенон Элей­ский, Пар­ме­нид). Про­та­гор и Гор­гий отри­ца­ли онто­ло­гию и эпи­с­те­мо­ло­гию эле­а­тов, счи­тав­ших, что суще­с­т­ву­ет еди­ное веч­ное и неиз­мен­ное бытие, позна­ва­е­мое толь­ко разу­мом. Софи­с­ты про­воз­гла­си­ли сен­су­а­лизм и реля­ти­визм, отри­цая суще­с­т­во­ва­ние объ­ек­тив­ной исти­ны. Неко­то­рые из них (напри­мер Ксе­ни­ад из Корин­фа) вооб­ще отвер­га­ли воз­мож­ность позна­ния. Зато диа­лек­ти­ка эле­а­тов, а осо­бен­но их пара­док­саль­ные дово­ды про­тив дви­же­ния, ока­за­ла зна­чи­тель­ное вли­я­ние на эри­с­ти­ку софи­с­тов.

ру. Ста­ро­ат­ти­че­ская коме­дия пока­зы­ва­ет, как обсуж­да­лись их тези­сы (Обла­ка Ари­с­то­фа­на). Сокра­ти­с­ты хоте­ли одо­леть софи­с­ти­ку, но имен­но поэто­му ока­за­лись в кру­гу под­ня­той ею про­бле­ма­ти­ки. Ари­с­то­тель в сво­их эти­че­ских, поли­ти­че­ских и рито­ри­че­ских воз­зре­ни­ях гораздо в боль­шей сте­пе­ни зави­сит от софи­с­тов, чем он сам при­зна­ет. Отз­ву­ки софи­с­ти­ки оче­вид­ны у Фуки­ди­да и в неко­то­рых меди­цин­ских сочи­не­ни­ях из Гип­по­кра­то­ва кор­пу­са, а так­же у скеп­ти­ков. Еври­пи­да счи­та­ли софи­с­ти­че­ским поэтом, посколь­ку он вкла­ды­вал в уста сво­их геро­ев софи­с­ти­че­ские изре­че­ния.

Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение заключающее ответы на вопросы наук: математических, естественных и общественных.

Содержание

Введение 3
1. Философское учение софистов 4
2. Релятивизм софистов 5
3. Представители философии софистов…………………………. 7
4. Софизмы……………………………………………………………………12
5. Характер воззрений 13
Заключение 14
Список используемой литературы 16

Работа состоит из 1 файл

софисты.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Курский Государственный Университет

Выполнила: студентка 2 курса 21 бн группы Парфёнова Мария

Проверил: Профессор Сикорский Б.Ф.

Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.

Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII – начале Viв. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям “свободных”, т.е. по преимуществу рабовладельческого класса. тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение заключающее ответы на вопросы наук: математических, естественных и общественных. Восстановление наследия и содержания учений древнегреческой философии представляет исключительные трудности вследствие происшедшей еще до конца античного мира утраты большей части почти всех произведений древнегреческой философии и науки, в том числе почти всех произведений материалистических школ.

При оценке воззрений софистов мы наталкиваемся на значительные трудности. Основные сочинения софистов до нас не дошли, а изучение с помощью непрямых сведений сложно тем, что они не стремились создавать определенную ценную систему знаний. Об их взглядах можно судить главным образом по той полемике, которую вели с ними Платон и Аристотель, находившиеся под их влиянием позднейшие авторы.

При обучении софисты не придавали большого значения систематическому овладению учащихся знаниями, их цель было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный упор они делали на риторику.

В античной софистике практически невозможно найти цельные школы или течения, скорее она характеризуется пестротой воззрений и учений ее представителей. Натурофилософские проблемы интересовали софистов меньше, чем мыслителей предшествующих поколений, - чаще всего они принимали характер ионийской философии. Некоторым общим признаком представителей софистов является их общественное положение.

Софисты понимают добродетели не только как моральные свойства, а вообще как разнообразные достоинства человека: профессиональное мастерство, дар слова, умственные способности и т. п. — все, что обеспечивает человеку уважение и успех. В моральную оценку проникает утилитаристский мотив: все, что приносит пользу и выгоду, является справедливым. Известно высказывание на этот счет софиста Антифонта (V в. до н.э.): «Справедливость заключается в том, чтобы не нарушать закона государства, в котором ты состоишь гражданином. Так человек будет извлекать для себя наибольше пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы. Ибо предписания законов произвольны (искусственны), веления же природы необходимы.

Важнейшую роль в мировоззрении играло противопоставление природы как элемента относительно постоянного человеческому закону или установлению.

3 Представители философии софистов

Протагор (ок. 485 - ок. 410 до н.э.) и Горгий (ок. 480 - ок. 380 до н.э.)-наиболее яркие представители софистского направления.

Протагора обучил философии Демокрит , который взял его в ученики, увидев как тот, будучи носильщиком, рационально укладывает поленья в вязанки.

Основоположник софистического образа жизни (путешествия с лекциями, преподавание за высокие гонорары, пребывание в домах богатых людей, интересующихся культурой). По преданию, воспитанник персидских магов. Позднее была сложена легенда, согласно которой Протагор сначала был грузчиком, а затем стал учеником Демокрита. Вероятно, Протагор несколько раз был в Афинах. Во время первого пребывания он подружился с Периклом, который доверил ему составление устава для панэллинской колонии Фурии в Южной Италии (444-443 гг. до н. э.). Впоследствии он работал на Сицилии (возможно, контактировал с риторической школой Коракса и Тейсия).

Основные логические доводы Протагора:

  1. Как субъект, так и объект непрерывно изменяется.
  2. Ничто не существует само по себе, а все что существует по отношению к другому.
  3. Все меняется, так что существует в мире постоянно приходящим в противоположность себе.

Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём.

Повторяемая многими древними авторами история о выдвижении против Протагора обвинения в безбожии, его изгнании (или бегстве) из Афин и смерти при кораблекрушении не достоверна. - Невозможно установить число работ Протагора, поскольку древние цитировали отдельные положения, не отмечая, были ли они включены в более крупное произведение.

Само это произведение могло иметь несколько вариантов названия, ибо в эпоху Протагора начинает появляться традиция давать длинные названия прозаическим произведениям. Среди подлинных сочинений Протагора (ни одно не сохранилось) следует назвать "Истина", или "Опровергающие речи" (Aletheia e Kataballontes) - произведение, о котором нам больше всего известно. От него сохранилась различным образом интерпретируемая первая фраза: "Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих". Суждения разных людей могут быть одинаково справедливы, хотя одно из них по каким-либо причинам является более верным (например, суждение здорового более правильно, чем суждение больного). "Контроверсии" (Antilogiai), произведение, в котором Протагор доказывал, что "о каждой вещи существует два противоречащих друг другу суждения", и никакие опровержения вообще невозможны. Верное представление о "Контроверсиях" дает сохранившееся сочинение "Двойные речи" (Dissoi logoi) неизвестного софиста конца V в. до н. э., восходящее к произведениям Протагора (например, болезнь есть зло для больного, но благо для врача).

"О богах" (Peri theon) - первое греческое сочинение с подобным названием. Знаменитое первое предложение, которое ставит под сомнение возможность объективного познания божества: "О богах невозможно сказать ни что они существуют, ни что их не существует; ибо на пути к получению такого знания слишком много препятствий, главные из которых - невозможность познания этого предмета посредством разума и краткость человеческой жизни" - выдвигалось в качестве причины вышеупомянутого обвинения в безбожии и сожжения произведения. Вероятно, в последующей части работы Протагор трактовал богов как объект человеческих верований и утверждал, что религия связана прежде всего с самим существованием людей. Сочинение "О бытии " (Peri tu ontos) заключало в себе полемику с учением элеатов . Это произведение, по-видимому, читал неоплатоник Порфирий .

Платон в своем диалоге "Протагор" вкладывает в уста главного героя известный миф о происхождении человека и человеческой культуры. Спорным вопросом является, были ли это подлинные взгляды Протагора. Протагор провозглашал релятивизм и сенсуализм, а его ученик Ксениад из Коринфа, опираясь на крайние выводы Протагора, сделал заключение о невозможности познания. Протагор заложил основы научной грамматики через различение видов предложений, родов существительного и прилагательного, времен и наклонений глаголов. Он занимался также проблемами правильной речи. Протагор пользовался большим авторитетом у потомков. Он оказал влияние на Демокрита , Платона, Антисфена , Еврипида (другом которого был), Геродота и, вероятно, на скептиков . Протагор является главным героем диалога Платона и одного из произведений Гераклида Понтийского .

Горгий родился в г. Леонтины. Риторике обучался в Сицилии у знаменитого Корака . В 427 году он прибыл в Афины , и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Возглавляя Леонийское посольство в Афинах, Горгий сумел своей речью уговорить афинян предоставить военную помощь. Позднее он объездил всю Грецию , повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии в 392 году он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему даже была поставлена статуя в Олимпии).

Софизм - что это такое? Примеры софизмов. Что значит софистика в философии? Кем были древнегреческие софисты? Учение софистов кратко. Этический релятивизм. Протагор и софизм Эватла. Софисты и Сократ.

Фото Софисты, софизм и софистика - это. Примеры софизмов

Что значит софистика

В переносном смысле софистика - это подмена понятий, крючкотворство. Сегодня софистикой называют применение в споре ложных доводов, неправильных доказательств. Синонимы к слову софистика: казуистика, подмена понятий, пустозвонство.

В этом же смысле софизм - нечестный прием в дискуссии, запутывание оппонента, подмена понятий. Синонимы к слову софизм: уловка, увертка, подмена понятий.

Древнегреческие софисты. Философия софистов

Софист в Древней Греции - это платный преподаватель красноречия, искушенный в ораторском мастерстве и ведении дискуссий. В греческих городах-полисах гражданам нужно было лично защищать себя в суде (адвокатов не было) и выступать в народных собраниях, поэтому многие брали уроки у таких учителей.

К классическим софистам V-IV веков до н.э. относятся Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский (так называемые старшие софисты), а также Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах и другие младшие софисты. Труды большинства софистов не сохранилось, доступны лишь фрагменты и упоминания их идей у других авторов.

Софисты не были едины в своих философских взглядах. Например, идею о том, что все в мире относительно, они объясняли совершенно по-разному:

Человек есть мера всех вещей, поэтому все истинно, утверждал Протагор.

Всякое мнение ложно, поэтому подлинной истины не бывает, считал Ксениад.

В действительности не существует ничего; но если реальность и существует, то человек ее постигнуть не может; а если и может постигнуть - не способен объяснить другому, рассуждал Горгий.

Исходя из этих разных посылок, софисты проповедовали этический релятивизм - обосновывали право каждого человека по-своему оценивать мир с учетом своих интересов.

Софисты четко разделяли законы природы и законы общества. Законы природы действуют для всех, они неизменны. А все человеческие установления - это результат соглашения между людьми. Например, принятое в Греции рабство не вечно, потому что люди от природы равны и свободны, объяснял Алкидамант.

А вот Критий прямо утверждал, что религию выдумали умные люди, чтобы заставить глупых подчиняться и выполнять законы.

Что такое софизм? Примеры софизмов

Софизмы делят на два вида:


    Логический софизм основан на нарушении логики: подмене тезиса (основной мысли); на ложных посылках; на нарушении хода рассуждения, нелогичном выводе и т.п.

Что ты не потерял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя его рога.

Одно зерно - не куча. Если добавить еще одно зерно, это тоже не будет кучей. Получается, если к любому числу зерен прибавить одно зернышко, кучи не будет. Значит, любое количество зерна - это не куча.

Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего - дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

Сократ - человек. Человек - не то же самое, что Сократ. Значит, Сократ - это не Сократ.

Человек способен видеть без левого глаза и способен видеть без правого глаза. Других глаз у нас нет. Получается, что человеку не нужны глаза, чтобы видеть.

Еще один классический пример софизма - так называемый софизм Эватла.

По легенде, у Протагора учился судебному красноречию Эватл. По договору, ученик должен был заплатить учителю 10 тысяч драхм, как только выиграет свой первый судебный процесс. Но когда учеба закончилась, Эватл не участвовал в тяжбах и ничего не платил.

Тогда Протагор решил сам подать в суд на ученика и потребовать плату. Он рассуждал так: Деньги я получу в любом случае. Если Эватл проиграет дело - заплатит по решению суда. Если выиграет - заплатит по договору.

Эватл рассуждал обратным образом: Платить я не будут в любом случае. Если я проиграю, то не должен платить по договору. Если я выиграю, то не должен платить по решению суда.

Как разрешилось дело двух софистов - непонятно. Если верить рассказу Авла Геллия, то судьи отказались выносить вердикт, потому что любое их решение противоречило бы самому себе.

Софисты и Сократ

Сократ критиковал софистов за нежелание разделять истину и ложь. Он отмечал, что моральный релятивизм (представление, что все относительно) вреден для общества и государства.

Главным способом поиска истины для Сократа был диалог и логическое рассуждение. Он осуждал ораторское искусство как умение потакать толпе. Хитростям софистов Сократ в диалоге противопоставлял искусно задаваемые вопросы. С их помощью философ обнаруживал противоречия в рассуждениях собеседника и заставлял его самого прийти к нужным выводам.


Сократ. Бюст из Национального музея в Неаполе. Фото: Wikimedia

Содержание работы

Введение 3
1. Софисты 4
1.1. Периодизация и основные представители 4
1.2. Взгляды софистов: основные идеи 5
1.3. Философское значение софистов 7
2. Сократ 8
2.1. Философские взгляды Сократа 8
2.2. Сократический метод 9
3. Софисты и Сократ: общее и различие 10
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Софисты и Сократ.doc

Реферат по философии на тему: Софисты и Сократ

Выполнил: студент Е.В. Приходько

Группа УЗ 31/0-09

Введение

В то же самое время, когда в Афинах владычествовала софистика, там появился мыслитель, который, находясь в оппозиции к релятивизму софистов, стремился обнаружить всеобщие принципы познания и деятельности. Это был Сократ (470-399гг. до н.э.). Современники считали Сократа софистом; однако его отличало от софистов само содержание его учения и то, что он учил бескорыстно. Сократ видел смысл своей жизни в том, чтобы через разум привести людей к добродетели. Он всегда был там, где мог найти собеседников.

1. Софисты

1.1. Периодизация и основные представители

В широком смысле принято говорить о трех эпохах софистики: 1) классическая софистика - V - 1-я пол. IV вв. до н.э.; 2) новая софистика - II - нач. III в. н.э. (Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и др.); 3) поздняя софистика - IV в. н.э. (Либаний, Юлиан Отступник).

К наиболее известным старшим софистам (V в. до н.э.) относятся Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. К наиболее известным младшим софистам относятся Ликофрон (320-е годы до н.э. – серед. III века до н. э.), Алкидамант (IV в. до н.э.), Трассимах.

В качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

  1. вне человеческого сознания ничего не существует;
  2. нет ничего раз и навсегда данного;
  3. что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;
  4. если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;
  5. окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека;
  6. окружающий мир относителен;
  7. истинное познание недостижимо.

1.2. Взгляды софистов: основные идеи

В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, в нем отсутствовали единые социально-политические, культурные и мировоззренческие основы. Объединяющим фактором выступали 2 убеждения: моральные нормы произвольны, все в мире относительно. Большая часть софистов придерживалась атеистических (агностических) взглядов (Протагор, Диагор Мелосский, Феодор Киренский, Критий).

Главными предметами исследований софистов были диалектика, риторика, политика и этика. Они занимались исследованием языка: Протагор классифицировал суждения и высказывания, Продик собирал синонимы. Гиппарх помимо истории, поэзии, политики и техники, занимался также математикой, астрономией, этнологией, теорией искусства, хронологией.

Софисты также первыми занялись теорией искусства. Эстетика, созданная ими, оперировала 3-мя понятиями: подражанием, иллюзией и очищением. Теория подражания была воспринята Платоном и Аристотелем и на многие столетия стала ведущей эстетической теорией.

1.3. Философское значение софистов

Софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. Их главной заслугой является распространение философских и иных знаний среди граждан греческих полисов.

Софисты первыми в истории европейской цивилизации предложили для объяснения возникновения государства теорию общественного договора. Согласно этой теории, государство создано людьми сознательно - они сочли полезным договориться и сформировать организацию, которая поддерживала бы в обществе выгодный для всех граждан порядок.

Софисты впервые поставили в центр философских исследований человека, его деятельность и результаты этой деятельности. Протагор первым выступил с теорией познавательного минимализма и заложил основы сенсуализма, релятивизма, практицизма и конвенционализма. Сократ находился в оппозиции к релятивистам.

2. Сократ

2.1. Философские взгляды Сократа

Сократа интересовали этические проблемы и логика, знание которой он считал необходимым для занятий этикой. Философские взгляды Сократа сформулированы в следующих тезисах:

Из данных тезисов вытекают следующие положения этики Сократа: 1) добродетели можно научить, поскольку добродетель есть знание, а знанию можно научиться; 2) добродетель единственна – в этом выражался протест Сократа против этического плюрализма софистов.

2.2. Сократический метод

А) Свои поиски истины Сократ начинал с рассмотрения известных и признанных фактов, которые подтверждались опытом и поступком.

Таким образом, добродетель для Сократа - цель стремлений человека, а знание - главное средство ее достижения. Кто постигает знание и следующую за ним добродетель, тот достигает наибольшего блага и, в силу этого, счастлив.

3. Софисты и Сократ: общее и различие

Характерные черты софизма: 1) критическое отношение ко всему; 2) стремление все проверить на практике; 3) отрицание традиций; 4) стремление доказать условность государства и права; 5) восприятие морали как предмета критики; 6) субъективизм в оценках и суждениях.

С точки зрения софистов, все людские обычаи - условность. Добро и зло, прекрасное и постыдное, истина и ложь суть вещи заведомо относительные, и то, что для одного есть благо - для другого зло, что для одного прекрасно - для другого безобразно, а истина в устах одного - ложь в речах другого.

Читайте также: