Доклад на тему рашид рашидов

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Магомедаминова Салихат Мухтаровна

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Магомедаминова Салихат Мухтаровна

Особенности даргинской пейзажной лирики (на примере творчества народного поэта Дагестана Магомеда Гамидова)

РАШИД РАШИДОВ: ОТ ПОЭТИЧЕСКИХ МИКРОЭПИЗОДОВ К ФИЛОСОФСКИМ ОБОБЩЕНИЯМ

®2011 Магомедаминова С.М.

Дагестанский государственный университет

The author of the article considers R.Rashidov's Post-Soviet poetry, analyzes the verses from the “Morning prayer” (2005) collection. She reveals the Dargin poet’s problematic, thematic genre and style innovations.

Ключевые слова: лирический герой, лирический сюжет, постсоветская поэзия, идейно-художественные доминанты, мировоззренческие позиции, темы, образы.

Keywords: lyrical character, lyrical plot, Post-Soviet poetry, dominants of ideas and art, world-view positions, themes, images.

Современной даргинской поэзии присуще пристальное внимание к микромиру человека, к его мыслям, эмоциям. Если в поэзии советского периода, особенно первой половины XX столетия, чувственный мир человека был потеснен, то в современной поэзии акцент переносится на освещение психологии человека, его радостей, забот и печалей. Она характеризуется гуманистическим пафосом,

философским осмыслением жизни. В центре поэтических размышлений оказываются высшие нравственные устои, душевная чистота, противоречия современной жизни.

В постсоветской даргинской поэзии на поэтическом поприще активно работают десятки авторов. Среди них как печатавшиеся в советское время, так и новые, начавшие пробовать свои творческие возможности в последние годы.

Поэт Р. Рашидов многие годы плодотворно работает в области даргинской поэзии. Его творческие искания беспрерывны: он обогащает художественную словесность родного народа новыми образами, жанрами, строфами. В спектре поэтических

размышлений автора находятся вечные проблемы добра и зла, чистоты души, чести, достоинства, порядочности и нравственной деградации,

В этих сборниках обозначилось новое отношение к объективной данности, к реальной жизни дореформенного, перестроечного, постсоветского периода. Какие бы потрясения, коллизии ни испытывал мир, он не потерял гармонию. Поэт радуется и восходу солнца, и улыбке людей. Но, несмотря на жизненный позитив, он обеспокоен кардинальными изменениями в общественной жизни. Народ стал бедствовать, он потерял уверенность в завтрашнем дне, а чиновники и олигархи обеспокоены лишь собственной выгодой.

Нравственные ценности утратили свою роль, и правилом жизни становятся стяжательство, корысть, поиск собственной выгоды.

многоаспектное бытие, Р. Рашидов

старается придать своим стихам благозвучие. В этом весомую роль играют аллитерационно-ассонансные созвучия. Слова в поэтических текстах Р. Рашидова являются не только носителями смысла, но звуко-цветовых ощущений.

Творчество Р. Рашидова позволяет обнаружить взаимосвязь прогресса литературы и идейно-эстетических поисков конкретной личности. Ряд его поэтических сборников открывается стихами об Отчизне. Это вполне объяснимое явление: истинный

патриот, независимо от политического курса страны, всегда обеспокоен

участью своей Родины и ее жителей. Р. Рашидов, в творчестве которого тема любви к Родине стала одной из магистральных, не устает восславлять свою страну, всегда живет ее

радостями и печалями. Если в подобных стихах, написанных в советский период, лирический герой гордится Родиной, где горы, взрастившие его, с достоинством

держат головы, то в стихотворениях, написанных к концу XX столетия, патриотические произведения

приобретают иную тональность. В

стихотворениях советского периода

преобладают ноты уверенности. Личная позиция для лирического героя

становится самодостаточным мерилом при передаче чувств любви, уважения, восхищения к Отчизне. Это

Есть желание сказать об Отчизне, Размером в гору Луай,

Однако не успеваю высказать, Клянусь Аллахом, размером с зернышко проса.

Агитационно-призывные произведения получили наибольший расцвет в первой половине XX столетия. В этот период авторы стихотворным словом призывали вступать в колхозы, приобретать светские знания, превозносили новый политический строй. Но в этих призывах не было поэзии, не было художественности. Стихи подобного

рода представляли собой публицистику, облеченную в стихотворную форму, и звали к отказу от старых форм жизни к новым.

Но в творчестве современного поэта призыв, которым заканчивается поэтическое произведение, ничего общего не имеет с агитационной поэзией предшествующего периода, поскольку перед поэтом стоят не политические цели, а идейноэстетические, общефилософские

задачи. В поэтическом призыве Р.

Изменения в общественно-политической, социально-

экономической жизни нашей страны, начавшиеся в период перестройки, дали творческий простор

мысли, которые до этого регламентировались идейно-

партийными установками официальной власти. Тема религии в произведениях советского периода находила лишь

негативную трактовку. В связи с демократизацией общественной жизни авторы получили возможность

Оживить бы Пророка (с. а. с)

Чтобы он посмотрел на нас,

Чтобы установить, кто прав, кто нет,

Прийти к одной мысли (т.е. согласию).

Поэтическая практика Р. Рашидова показывает, что он не только прибегает к доселе не разработанным родной литературой формам и приемам, заимствованным из опыта мировой

литературы, но и опирается на достижения художественной

Именно подобное структурное обрамление художественного

Стихотворения Р. Рашидова последних лет свидетельствуют о том, что в даргинской литературе внутренний мир горца проявляется более определенно. В них отражены идейно-художественные особенности новой содержательно-структурной конструкции стихов поэта.

отсутствие логики в поступках людей, бесчинства власть имущих,

наблюдаемые в действительности, беспокоят его. Поэт выражает свое несогласие с существующим беспределом, социально-

отмечает их губительное и разрушительное влияние как на страну в целом, так и на конкретные судьбы людей.

В постсоветской поэзии Р. Рашидова явственно проступает мрачная тональность. В ней не только отразились индивидуальные

особенности восприятия автором окружающей действительности, но и запечатлелись мысли и переживания

современников и особенности эпохи [4. С. 30].

Стихотворениям поэта присущи не только емкость мысли, но и прозрачность композиции. Этим они отличаются от многих произведений его современников. В лирике Р. Рашидова последних лет прослеживается тенденция ее ориентированности на прозу. Значительное место в ней занимает обстановка, персонажи, фабула, что можно рассматривать как ассоциативную связь с прозой.

Особенностью поэзии Р. Рашидова можно назвать и умение подбирать простые и в то же время значимые в том или ином поэтическом контексте слова, что позволяет обозначить

гражданскую позицию героя.

привлекает внимание читателя,

знакомого с его творчеством, уже самим названием: в его ранее изданных

произведениях не нашли воплощение мотивы религии, ислама, веры в Создателя. И в предшествующий период, период советского времени, Р. Рашидов создавал произведения, где жизнь отображалась в сочетании позитива и негатива. Но те стихи содержали уверенность автора в

наступлении лучшего времени.

Оплотом его чаяний была коммунистическая партия. Им создано немало произведений о советском

человеке, идущем в ногу с установлениями партии.

В сборнике видны явные изменения в мировоззренческой позиции автора: здесь лирический герой свои надежды не связывает ни с какой властной структурой; он находится в оппозиции к партийно-номенклатурной верхушке, которая проводит антинародные реформы, направленные на подрыв экономики, уничтожение культуры, разложение духовности людей.

В данном сборнике представлен целый ряд поэтических творений, основа которых зиждется на оппозиционных настроениях к властным структурам разных уровней. Причина такого противоборствующего настроя

лирического героя кроется в том, что чиновники разных мастей при распределении материальных

ценностей не руководствуются принципами честности и

справедливости, что они всего лишь озабочены узколичными, эгоистичными амбициями. И поэтому в обществе резкий дисбаланс: люди, купившие себе чиновничьи должности, живут вольготно и припеваючи, а рядовой народ - в нищете.

Самобытное творчество Р. Рашидова основывается на

удивительно поэтическом видении мира, глубоком постижении психологии человека, органической связи с народным творчеством. Поэзия Р. Рашидова постоянно обогащается в тематическом и жанровом отношении. Мир его героев чрезвычайно разнообразен. С самого начала его творческого пути главной темой

становится воспевание человека труда. Он создает образы мастеровых людей, утверждая, что ценность человека определяется его трудом на благо народа:

Работая и трудясь.

Написал тысячу стихотворений.

Р. Рашидов обогатил даргинскую поэзию образцами пейзажной лирики. Образ природы в его стихах всегда

реальный, живой, одушевленный, часто очеловеченный.

Мир природы, созданный поэтическим видением Р. Рашидова, выявляет основные черты его поэзии: ясное отношение к миру, любовь к жизни, ко всему существующему, близость к земле, умение видеть чудо в повседневном явлении, подлинная человечность и доброта.

Природа Р. Рашидова всегда живая стихия, он видит ее динамику, каждодневные изменения, понимает и чувствует ее, так как она ему дорога и близка. Он умеет образно передать свои чувства любви ко всему живому и растущему на земле - от травинки до высоких гор, от малой пчелки до гордых орлов. Читатель узнает в пейзажах знакомые картины дагестанской природы, освещенные любовью поэта и своему краю.

Лирический герой исходит из гуманистических принципов; он понимает, что самое дорогое на свете -человек и его труд. В таких стихах воплощено стремление человека к новым целям, к новым идеалам.

Лирический герой Р. Рашидова - это типичный герой времени: в нем

обобщаются черты современника; он тесно связан с народом; для него радость и боль народа неотделимы от собственной радости и боли; он придет на помощь человеку по первому же его зову; он может пожертвовать жизнью ради спасения другого; он не может быть спокойным, когда рядом страдающие люди. В нем живет нравственное высокое начало.

Кто бы ни устал писать

Я не остановлюсь, буду продолжать.

1. Багомедов Р. Р. Даргинская поэзия 1960-1990-х годов (жанрово-стилевые, композиционнострофические и ритмико-интонационные новации). Махачкала : Деловой мир, 2004. 2. Вагидов А. М. Образ времени // Радуга. Махачкала, 1996. № 2. С. 65-72. (на дарг. яз.). 3. Вагидов А. М. Печать мастерства. Предисловие // Стоны надгробия. Махачкала : Дагкнигоиздат, 1996. (на дарг.яз.). 4. Вагидов А. М. Эволюция поэтического творчества Р. Рашидова. Махачкала : ИПЦ ДГУ, 1998. 5. Вагидов

A. М. Поиск продолжается. Махачкала : Дагкнигоиздат, 2000. 6. Вагидов А. М. Даргинская

энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1987. 11. Поэтика дагестанской советской литературы // Сборник статей. Махачкала : Изд-во Даг. ФАН СССР, 1986. 12. Рашидов Р. Песня и стон земли. Махачкала, 1992. 13. Рашидов Р. О, время ты мое. Махачкала, 1995. 14. Рашидов Р. Утренняя молитва. Махачкала, 2005. 15. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С.

B. Тураева. М. : Просвещение, 1974. 16. Хайбуллаев С. М. Современная дагестанская поэзия (система жанров). Махачкала : Дагучпедгиз, 1996.

Рашидов, Рашид Меджидович (1 мая 1928 — 15 мая 2011) — даргинский детский поэт. Народный поэт Дагестанской АССР.

Ссылки

Абасил Магомед • Абдул-Вагаб Сулейманов • Абдулла Даганов • Абдулла Магомедов • Абуталиб Гафуров • Али Казияв • Аминат Абдулманапова • Анвар Аджиев • Аткай Аджаматов • Ахмед Джачаев • Ахмедхан Абу-Бакар • Байрам Салимов • Бийке Кулунчакова • Гамзат Цадаса • Загид Гаджиев • Ибрагим Керимов • Камал Абуков • Кияс Меджидов • Магомед Атабаев • Магомед Ахмедов • Магомед Гамидов • Магомед-Расул Расулов • Магомед-Султан Яхьяев • Мирза Давыдов • Муса Магомедов • Муталиб Митаров • Наталья Капиева • Расул Гамзатов • Рашид Рашидов • Салимат Курбанова • Сугури Увайсов • Сулейман Рабаданов • Сулейман Стальский • Тагир Хрюгский • Умукурсюн Мантаева • Фазу Алиева • Ханбиче Хаметова • Хизгил Авшалумов • Шах-Эмир Мурадов • Юсуп Хаппалаев

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 1 мая
  • Родившиеся в 1928 году
  • Родившиеся в Дагестане
  • Умершие 15 мая
  • Умершие в 2011 году
  • Умершие в Дагестане
  • Народные писатели Дагестана
  • Поэты России
  • Даргинские поэты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Рашидов, Рашид Меджидович" в других словарях:

РАШИДОВ Рашид Меджидович — (р. 1928) даргинский поэт, народный поэт Дагестана (1978). Сборники стихов и поэм Аромат солнца (1963), Соседи смеются (1969), Ранней осени цвета (1972), Своя судьба (1975), Яснеет день (1980), Иней (1985) посвящены в основном детям … Большой Энциклопедический словарь

Рашидов Рашид Меджидович — (р. 1.5.1928, селение Ванаши Махи Сергокалинского района Дагестанской АССР), даргинский советский поэт. Член КПСС с 1961. В 1949 окончил исторический факультет Дагестанского педагогического института. Печатается с 1945. Автор сборников стихов для … Большая советская энциклопедия

Рашидов — Рашидов фамилия. Известные носители: Рашидов, Рашид Меджидович (1928 2011) даргинский поэт. Рашидов, Успат (род. 1949) советский футболист. Рашидов, Шараф Рашидович (1917 1983) советский партийный и государственный деятель … Википедия

РАШИДОВ — Рашид Меджидович (род. 1928), даргинский поэт, народный поэт Дагестанской АССР (1978). Сборники стихов и поэм Аромат солнца (1963), Соседи смеются (1969), Ранней осени цвета (1972), Своя судьба (1975), Яснеет день (1980), Иней (1985), посвящённые … Русская история

Рашидов — I Рашидов Рашид Меджидович (р. 1.5.1928, селение Ванаши Махи Сергокалинского района Дагестанской АССР), даргинский советский поэт. Член КПСС с 1961. В 1949 окончил исторический факультет Дагестанского педагогического института. Печатается … Большая советская энциклопедия

Рашидов Р. М. — РАШИ́ДОВ Рашид Меджидович (р. 1928), даргинский поэт, нар. поэт Даг. АССР (1978). Сб ки стихов и поэм Аромат солнца (1963), Соседи смеются (1969), Ранней осени цвета (1972), Своя судьба (1975), Яснеет день (1980), Иней (1985), посвящённые в осн.… … Биографический словарь

Даргинский литературный язык — Самоназвание: дарган мез Страны: Россия … Википедия

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_299af0be.jpg

Даргала машгьурси поэт, прозаик, драматург, переводчик Р. Рашидов ак I убси сай 1928 ибил дуслизив Сергокъалала районна Ванашимахьилизив. Илини Сергокъалала педучилище, 1949 ибил дуслизиб Дагъиста пединститутла (гьанна университет) исторический факультет , г I yp - Литературный институтлизирти Чебях I си даражала литературный курсани тамандариб.

Илди бишт I атас, жагьилтас, гьести г I ямрула адамтас багъишладарибти сари.

Р. Рашидовли сунела жузазиб имц l аливан бурули сай духути, саберхурти, г I якьлучебти ва разити дурх I начила.

Поэтли дурх I нас лук I ули сай миц I ирагличила, т I абиг I ятличила назмуртира. Илдазиб Р. Рашидовли буч I анти тянишбирули сай миц I ирагличил, илдала хасиятуначил, т I абигIятлизир дирути анц I букьлумачил, жагадешличил.

Сунела назмуртазиб поэтли адамла халаси гьунарличила, илала ц I акьличила, пикрумачила, дунъяличир кадиркути анц I букьлумачила бурули сай.

Р. Рашидовли даргала литература давлачеббариб, ахъбуциб, гьалабях I арбукиб. Илала творчестволи улкала дахъал миллатунар литературализи белгиси пай кабихьиб.

Дигулрив депутатдеш-

Арцла гавлаг гьаргбара-

Бара-бара биалра,

Ил гавлаг г l улабара.

Сунела дагьрили,сунела урк l или кьабулх l едирути анцбукьуначила гъайик l ули сай Рашид Рашидов.

Кадизурли х l еб сари.

Агь, дунъя тамашала,

Чинабу х l ела ц l ябдеш,

Чинабу х l ела шала?

Дунъя цашаликарси ах l енх l ели,ц l ябдешра шаладешра лерх l ели, ил тамашала биъни иргъахъули сай поэтли.

Назмула сюжет алк l ахънила ,дугьбачил г l еббурцнила кьяйда ахтардибарибх l ели ,ашкарбирули саби поэт г l ядатла ах l енти гъай жагадирути г l яг l ниахълумаг l ив умц l ули х l ейъни . Амма назмула бух l набуцли, илала сюжетли мурхьси мяг l на бихули саби.

Амма адамла челябкьлаличи бирхауди кабурхули ах l ен. Дусми ардашалра, зубарти дилшути ах l ен.

Лерти сари даимти кьиматуни. Г l яламатла образуни ургали аргъахъили саби ил х l екьдеш:

Ляркьян х l еб, ляркьян низби,

Чудни диру нешана,

Х l яндиубти супелти

Кьярт l лук l а дудешуна.

Нешанани дарибти низбала чудни, дудешунани кьярт l лук l ути супелти----дунъяличир г l ямру даимдиънила ишаратуни (символти) сари.

Поэтли урк l и—урк l илабад пахрубирули сай, сунени делк l унти назмурти дурх l нани дурсрачир дуч l ух l ели. Даргала халкьла художественный дагьрилизиб Рашид Рашидовла творчестволи белгиси мер буцили саби.

Х l ебла гьав урк l илизибли, неш ванзалис ва илала г l ях l ти адамтас икрамик l ули, вайтас ляг l натик l ули сай поэт сунела пергерти назмур тазив.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Х1урхъила ванза бахъал поэтуни писательти ак1убси ванза саби. Илабад дурабухъунти саби чумилра пагьмукар адам. Гьаникахъая даргала далайчи Г1ямарла Батирай, поэзияла анхълизи ветац1ибси шайх Г1ябдуллах1яжи. Х1урхъила шилизивадси сай дунъяла историялизибра сунела у машгьурбарибси журналист ва писатель Х1яжимурад Амиров, фольклорист ва писатель Башир Т1алх1ят, поэт-сатирик Г1язиз Иминагаев, Дагъиста халкьла поэт Мях1яммад Х1ямидов. Г1ур - Мях1яммад Х1яжиев, пергер Уммурях1ил Шапиева, поэзия дигантани сеннира хъумх1ерту Сарат Г1ялиева. Ва… Рашид Рашидов, сунелара творчество жявлил Дагъиста дурара, х1ятта Россияла дурара балли, гьарахъли т1инт1биубси.

Дарс дураберкlибси учительница Залкеприева Р.Б.

[Выберите дату]

Сергокъала – 2018 дус.

[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]

2). Слайд №1 (2015 дус-Литературала дус).

3). Слайд №2 (дарсла тема).

4). Слайд №3 (дарсла мурад).

1. Дарсла каргьни:

Х1урхъила ванза бахъал поэтуни писательти ак1убси ванза саби. Илабад дурабухъунти саби чумилра пагьмукар адам. Гьаникахъая даргала далайчи Г1ямарла Батирай, поэзияла анхълизи ветац1ибси шайх Г1ябдуллах1яжи. Х1урхъила шилизивадси сай дунъяла историялизибра сунела у машгьурбарибси журналист ва писатель Х1яжимурад Амиров, фольклорист ва писатель Башир Т1алх1ят, поэт-сатирик Г1язиз Иминагаев, Дагъиста халкьла поэт Мях1яммад Х1ямидов. Г1ур - Мях1яммад Х1яжиев, пергер Уммурях1ил Шапиева, поэзия дигантани сеннира хъумх1ерту Сарат Г1ялиева. Ва… Рашид Рашидов, сунелара творчество жявлил Дагъиста дурара, х1ятта Россияла дурара балли, гьарахъли т1инт1биубси.

Учитель: Къант1-къант1ли илдачила гьанбиркахъех1е.

Слайд№5.(Р.Рашидов).

Слайд №6. (Бишт1ати дурх1нала халаси гьалмагъ).

Учитель. Р.Рашидовла г1ямру дех1дихьиб Сергокъалала районна Ванашимахьилизир 1928 ибил дуслизир. Ванашимахьи т1абиг1ятла жагаси мерличиб саби – к1елра шайчирад кадухъунти паргъатти х1урк1бала ургабси диркьличиб. Алавчарли лер ахъти дубурти. Илдала цацадех1личир вац1урби сари. Т1абиг1ятла илди шурт1ри поэзия алк1ахънилис кумекдик1ули сари, алжанала т1абиг1ят гьанарахъули. Илгъуна мерличив Рашидгъуна пергер поэт ак1ни тамашалара ах1ен.

Ученик. (поэтла белч1удиличила). Дагъистайзиб чебях1си даражала багьуди касибти интелегенцияла вакилтазивад ца сай Р.Рашидов. Шилизибси школа белч1и г1ергъи Р.Рашидовли сунела белч1уди даимбарибсири Сергокъалала педучилищелизиб, Дагъиста пединститутлизиб 1948 ибил дуслизиб илини историко - филологический факультет белч1ун, Москвализибси М.Горькийла уличилси литературала чебях1си даражала курсани таманаиб.

Учитель. Машгьурси Расул Х1ямзатовли Р. Рашидовлис бедибси кьимат.

Учитель. Р.Рашидовли камти бирк1антала тугъи имц1али цаладирхъу, дурх1нас делч1ахъес гьамадли диахъес ибси мурадличил. Дурх1нас хасбарибси гьарил назмулизиб сеннира насих1ят леб биалра, иличила Рашидли бархьаначи т1алаб гьалабирхьули ах1ен, гьай-гьай ит барая, иш мабиридая, вик1ули ах1ен. Чила-биалра образ чебиахъули саби ва иличибли сай пикриухъахъес уч1аннизи имкан лугули саби.

Сценка. Хала нешра уршира. Слайд №8.

Учитель. Р.Рашидовла произведениебала темаби жура-журала сари: х1ялалси бузериличила, Ват1анничила, т1абиг1ятличила, х1ялалти адамтачила.

Читайте также: