Знаменитые колокола россии доклад

Обновлено: 30.06.2024

«Унылый колокола звон
В вечерний час мой слух невольно потрясает

Всегдашний сопричастник и соучастник духовной и мирской жизни народа, он любовно им одушевлялся. У колокола были: тулово, ухо, плечи, язык, голос… Были и имена: Царь, Лебедь, Скол, Георгий, Гавриил, Гуд, Медведь, Неопалимая Купина, Голодарь, Переспор.

Каждая звонница в России – неповторимый музыкальный инструмент со своим, особо звучащим, набором колоколов. Каждый звонарь – уникальный исполнитель.

Русские звонари никогда не настраивали колокола по классическому звукоряду, но к их подбору относились весьма ответственно, исходя из собственного опыта и вкуса. В этом – уникальность искусства колокольных звонов и его близость национальному самосознанию.

Отчего рос и мощнел наш благовестник, наращивая пуды бронзы и версты полета голоса? Оттого, что так он шире раздвигал двери храма и доносил Божий глас до большего числа православных. Чем больше колокол по величине, тем красивее и неожиданнее его звон, тем шире его акустические возможности.
Начиная от первого Царь-колокола в тысячу пудов, так тяжелели последующие: 8 000, 1 000 и, наконец, 12 000 пудов. Вес второго Царь -колокола покрывал голоса остальных колоколов Москвы и летел за восемь верст от столицы, удар третьего был подобен грому и вызывал вибрацию грунта вроде легкого землетрясения. А уж четвертый, никем не превзойденное чудо мирового искусства как по величине, так и по красоте, - он, как полагают, мог бы сотрясать ближние здания, вплоть до разрушения.
Не только одним именем, как в семье, звалась эта четверка гигантов: металл первого дал жизнь второму, этот – третьему, а от него перешел в последний, богатырь и красавец, что поныне, изумляя, стоит в Кремле.

В Троице-Сергиевой Лавре находился свой знаменитый Царь-колокол весом в 65 тонн.

Свою замечательную историю имел главный колокол колокольни Воскресенского собора в г. Шуя. 17 октября 1888 года вблизи станции Борки под Харьковом потерпел крушение пассажирский поезд, следовавший из Южной Левадии в Санкт-Петербург. В одном из вагонов поезда находилась семья царя Александра III, которая не пострадала, хотя в крушении 19 человек погибли и 14 были тяжело ранены. По случаю чудесного спасения царской семьи богатый Шуйский фабрикант М.Павлов заказал для Воскресенского собора, где он был старостой, громадный колокол, который весил 20 тонн и был седьмым по весу в России. В 1933 году вместе с другими колоколами этот уникальный красавец был варварски сброшен с колокольни и разбит.

К 1917 году в России звонило более 1 млн. колоколов общим весом 250 000 тонн.
Почитание колокола, благоговейная любовь к нему, особая его роль в жизни общества, равно как и непревзойденная мощь, красота, благозвучие – все это шло от глубокой религиозности, благочестия народа.

Когда 25 лет назад мы начали возрождать литье колоколов по старинному русскому образцу, дело шло трудно. Изучали секреты производства, вздыхали по прошлым обычаям. Россия отливала тысячи колоколов в год, на них шли щедрые дары жертвователей, процветали заводы, вроде 150-летнего колокольного завода Оловянишниковых, устроенного посещения трех императоров.

Сегодня наши колокола звучат по всей России и за рубежами.

Цель фонда – обеспечить колоколами звонницы всех храмов России. Некоторым храмам и монастырям (в Санкт-Петербурге, Смоленске, Вологде, Твери, Дивеево, Барнауле) мы передали колокола в безвозмездно, в дар. Одним из дел Фонда станет возвращение в Россию ее национального достояния – колоколов Свято-Данилова монастыря, о чем достигнута предварительная договоренность с руководством Гарвардского университета.

Предки заповедали нам: колокольный звон посылает благодать, в нем – скрытая сила, зовущая к Богу, к спасению души. Не случайно в создании русского человека возрождение колокольного звона связывается с возрождением нашей Родины.


Наверное, вы много раз слышали колокольный звон, но не задумывались об истории этого удивительного музыкального инструмента? И знаете ли вы что такое колокол?

История

Колокол – это ударный музыкальный инструмент, состоящий из полой области, являющейся источником звука и подвешенного к ней языка, который ударяет о купол.


В России колокола появились в 10 веке вместе с принятием христианства. Они выполняли различные функции: отстукивали время, созывали на вече, звали на службу в церкви, с помощью них били набат, оповещали о пожаре. Большие колокола на Руси начали делать позже в 14-15 веке, при появлении металлургических заводов. Литейщики в те времена создали множество удивительных больших подобных инструментов.

После 1917 г. русские колокола отливали на частных заводах, а в 1930 г. это промысел был прекращен вообще. И в 90-е годы, когда возобновляли это древнейшее искусство, многому пришлось учиться заново.

Из чего изготавливали колокол

С историей колоколов на Руси мы уже ознакомились. Но из какого же металла их отливали? Интересным фактом является то, что для них создавали особый специальный металл, состоящий из сплава меди и цинка.

Большой Успенский колокол

Знали ли вы, что этот колокол является самым тяжелым из действующих в России? Да-да! Он был отлит в сентябре 2003 года на Балтийском заводе города Санкт-Петербурга. Его вес составляет 74 тонны. Был перелит из останков предшествующего колокола, разрушенного в войне с французами в 1812 году. Также в его сплав добавили бронзы из пушек, которые были отняты, как трофеи. Отлил его 90-летний мастер – Яков Завьялов.


Вечевой Новгородский колокол

Слышали ли вы, что история этого предмета полна множества легенд? В 1478 году Иван 3 присоединил Новгород к Московскому княжеству, и новгородский колокол был снят с колокольни и перевезен в Москву, где его определили на звонницу в Успенский собор. Потом он был перелит в набатный, который находился в небольшой полубашенке рядом со Спасскими воротами.

А в 1861 году из-за того, что он испугал Федора Алексеевича был сослан в Николо-Карельский монастырь. Народ не хотел соглашаться с участью колокола и сочинил много сказаний о нем. Самой известной легендой является то, что он не хотел быть в Москве.

А при его перевозе разбился на кручах валдайских и тем самым стал родителем колокольчиков Валдая, которые бродят по российским дорогам и поют песни о том, что они в скором времени вернутся в Новгород, который возродит свою былую славу.

Угличский набатный ссыльный колокол

Чем же так провинился этот экземпляр, что его наказали? В 1951 году он известил город Углич о смерти царевича Дмитрия и тем самым вызвал сильные народные волнения. В наказание за это колокол сбросили с колокольни, отсекли язык и сослали в Сибирь. На данный момент он находится в качестве экспоната в Угличском музее.


Благовестный колокол Саввино – Старожевского монастыря

Знали ли вы, что этот объект является символом Звенигорода? Да, он украшает герб этого славного города. Был отлит мастером Александром Григорьевым и имеет вес – 35 тонн. Его звучание считают одним из самых красивых, гармоничных и прекрасных во всем мире.

Соловецкий пленный колокол

В 1854 году англичане атаковали Соловецкий монастырь, после ведения жестоких боев и проявления храбрости монахов, эта благословенная земля все же выстояла. Но при своем отступлении англичане захватили колокол.

Царь-колокол

Никогда не задумывались, что этот экземпляр является самым большим в мире. И это, несомненно, так. А еще его называют памятником русским литейщикам. Символ начали создавать во времена Бориса Годунова. За весь этот период он дважды был разрушен на пожарах и восстанавливался, с каждым разом увеличивая свою массу.

При Анне Иоанновне он уже весил более 200 тонн и работы по его восстановлению велись прямо на площади. В 1737 году его перекрытие загорелось, в результате колокол треснул и от него отвалился кусок, тяжестью 11,5 тонн.


Колокола Ростова Великого

Колокола Троицко-Сергиевой лавры

Большой торжественный колокол


Херсонский колокол

Заключение

В России было очень много мастеров литейных дел, которые создавали не просто колокола, а настоящие шедевры. Мы подобрали для вас информацию о самых больших и знаменитых, имеющих удивительные истории своего существования.

История колоколов - история православной России

Первые колокола-тысячники пострадали от пожаров

Большой Успенский колокол. Успенская звонница. Кремль

Самый большой колокол в мире отлит в России

В XVII веке российские мастера колокольных дел снова отличились: в 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн). В 1668 году колокол, который даже иностранцы называли единственным и неповторимым в мире, был поднят на звонницу. По дошедшим свидетельствам очевидцев, для раскачки языка колокола, который весил более 4 тысяч килограммов, требовалось не менее 40 человек. Звонил колокол в Кремле до 1701 года, когда во время одного из пожаров упал и разбился.

Воссоздать самый большой в мире колокол, увеличив его вес до 9 тонн, решила Государыня Императрица Анна Иоанновна. Иностранные мастера заявили, что это невозможно. Взяться за это богоугодное дело решились колокольных дел мастера Моторины. Начал дело отец. Но что-то пошло не так, и сразу две литейные печь вышли из строя. Мастер от волнения слёг и вскоре умер, но его сын успешно завершил начатое.

Царь-колокол: антология

Некоторые колокола в России ссылали и даже подвергали пыткам

Самый известный русский звонарь различал 1701 звук

Сараджеву принадлежит нотная запись 317 звуковых спектров самых крупных колоколов московских церквей, соборов и монастырей. Сегодня эта рукопись хранится в Даниловом монастыре.

Константин Константинович Сараджев - самый известный русский звонарь

Звук колоколов Сараджева был больше похож на музыку, а не на звоны. Звонарь постоянно совершенствовал методы звона, мечтал о том, что когда-нибудь колокола будут звучать не только в церковной акустике и что в России появится концертная звонница. Но в 1930 году в СССР церковный звон запретили вовсе, и мечтам Сараджева не суждено было сбыться.

Власть Советов за несколько лет уничтожила почти все колокола Православной Руси

Уничтожение


Известно, что часть колоколов было отправлено на такие крупные стройки как Днепрострой и Волховстрой для технических нужд. Из них изготовили котлы для столовых. В 1932 году власти Москвы из 100 тон церковных колоколов отлили горельефы для нового здания библиотеки им. Ленина.

Возвращение колоколов


Фото: ТАСС
Червонные возблещут купола.

Бессонные взгремят колокола .
М. Цветаева

Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколен ― у нас и простор для такой музыки.

С этими функциями колокола входят в христианство. Однако в эпоху гонений колокола практически не использовались, так как сильный звук мог привлечь внимание гонителей. При императоре Константине Великом (306-337) христианство становится официальной религией Римской Империи. Для созывания прихожан в храм служит било (деревянная доска) или клепало (железная доска), по которым ударяли молотком. Византия довольно долго довольствовалась билами, поскольку крестовокупольная форма византийских храмов не позволяла использовать колокола ― для этого требовалось строительство особых башен ― колоколен, которые позже появятся на Руси. Колокола приходят в Византию лишь во второй половине I X века из Венеции.

На Русь колокола попадают из Западной Европы. Первые упоминания о них относятся к XI в. ― появление древнейших русских колоколов ― киевских и новгородских. Хотя первоначально на Руси использовались била, но с появлением колоколов происходит их быстрое вытеснение. Била остались лишь в старообрядческих скитах Сибири и Алтая.


Отливка колокола. Фото: ТАСС

Россия стала страной, где колокололитейное дело достигло невиданного размаха. На Руси отливали колокола-гиганты, среди которых самый известный ― Царь-колокол. Колокол вошел в герб Звенигорода, стал темой для поэтических народных легенд и преданий, пословиц и поговорок, сказок и загадок.

На земле древнего Новгорода напротив св. Софии стоит памятник тысячелетию России, исполненный замечательным русским скульптором М.О. Микешиным. Памятник ―живая история России, а ее образ ― колокол. Именно колокол, возвещающи, всему миру о тысячелетней истории страны, стал, формой для памятника Отечеству. Формой, воплотившей смысл России.

На Руси колокола различаются по предназначению и по характеру звона. Так, известны вечевой, путевой, лыковый, ссыльный, золоченый, красный, полиелейный, пленный, благовестный, звонец, набатный и осадный колокола. В набат ударяли при пожаре или нападет врага. Если неприятель уже подходил к стенам города, то звучал уже осадный. Звонец был сигналом о начале звона, путевой нередко спасал в снежную бурю, указывая дорогу к жилью, вечевой ― собирал свободолюбивых новгородцев и псковитян на вече. Красным колокол назывался за свой приятный, красивый, т. е. красный звон. Полиелейный благовестил в большие праздники. Пленный колокол доставался России в качестве трофея, ссыльными назывались колокола, высылаемые в отдаленные обители, если чем-либо вызвали раздражение у русских царей. Лыковые также относятся к разряду ссыльных ― сначала разбитые, а затем перевязанные лыком; золоченые действительно позолочены; благовестный же колокол созывает прихожан к храму.


Фото: ТАСС

Звон колокола объединял пространство страны, связывал с ним человека. Колокол незаменим в жизни средневекового человека, ибо его звон регулировал ритм и образ жизни, заменяя технические достижения современного мира. На Руси колокольный звон неповторимым образом повлиял и на архитектурный ансамбль больших и малых городов, облик которых невозможно представить без высоких стройных колоколен. Музыка колокольного звона делится на благовест, трезвон и перезвон. По большим праздникам, называемым двунадесятыми, благовестят в большой колокол. В остальные праздники звонят в большой колокол. В будние дни раздается звон вседневного колокола.

В России как нигде благоговейно относились к колоколу, как к живому существу: самым большим давали имена, совершали молебен перед отливкой. Колокол ― эстетическое средство, объединяющее в себе духовные, эмоциональные и этические запросы людей. Выработанный веками способ звона и использование колоколов в религиозном обряде создало духовное единство народа, живую связь времен. В результате происходила выработка определенных норм и традиций, соблюдение которых служило связующим звеном между прошлым и будущим.

1. Знаменитые колокола России. М., 1994.

2. Христианство. Т. М., 1993.

3. Ярешко А.С. Колокольные звоны России. М., 1992.

4. Проф. Скабалланович. М. Толковый Типикон., 1913.

Читайте также: