Доклад по литературному чтению

Обновлено: 02.07.2024

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

пятница, 22 января 2021 г.

Пример доклада на тему "Птицы" по литературному чтению для 3 класса.

Использован учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 101-102.

Найдем в библиотеке книгу Е. Чарушина "Моя первая зоология". В ней рассказывается о следующих птицах и их повадках: журавль, сова, тетерев, дятел, пингвины, попугай какаду.

Найдем в учебнике "Окружающий мир 3 класс 1 часть" А. Плешакова информацию о птицах и подготовим доклад.

Доклад на тему "Птицы".

Животный мир учёные делят на несколько больших групп, в зависимости от их особенностей. Одной из групп царства животных оказываются птицы.

Птицы отличаются от других животных тем, что имеют оперение. Всё их тело покрыто перьями.

Большинство птиц умеет летать, но существуют и нелетающие виды птиц, такие как пингвины или страусы.

Птицы живут по всей планете. Они есть на всех материках, во всех странах. Учёные насчитывают более 9 тысяч видов птиц.

Среди птиц встречаются насекомоядные, например ласточки или стрижи. Есть растительноядные, например воробьи или соловьи. Есть хищные птицы, которые питаются другими птицами или мелкими животными. Это, например, ястреб или орёл. И есть всеядные птицы, которые питаются всем, что только могут найти. Это, например, ворона или сорока.

Птицы прекрасно приспособлены к своей среде обитания. Они могут летать, плавать, быстро бегать. Могут стать незаметными, могут видеть с большой высоты. Для добывания пищи птицы используют когти и клюв, причем у каждой птицы они имеют свои особенности.

Длинным тонким клювом хорошо добывать насекомых, широким - ловить рыбу, острым крючком - рвать добычу.

Почти все птицы строят гнёзда и высиживают яйца. Яйца они согревают теплом своего тела. Когда появляются птенцы, родители заботятся о них, пока те не окрепнут и не смогут летать и сами добывать себе пищу.

У некоторых птиц птенцы быстро учатся. Например, у уток уже через несколько дней покрытые пухом птенцы плавают и собирают корм. У других взросление длится дольше. И тогда родителям приходится стараться изо всех сил, чтобы прокормить прожорливых птенцов. Например, синицы приносят корм птенцам около 400 раз за сутки.

В конце весны птенцы обычно покидают гнёзда, но многие из них ещё очень плохо летают и не могут добывать корм. Родители продолжают опекать их и оберегать, прогоняя хищников.

В наших краях птицы также делятся на перелётных, кочующих и оседлых. Перелётные зиму проводят на теплом юге, это журавли, утки, ласточки, кукушки и многие другие. Кочующие не улетают так далеко, но тоже перемещаются туда, где теплее. Это снегири, дятлы, свиристели и многие другие. А оседлые весь год живут на одном месте. Это воробьи, синицы, сороки, глухарь, клёст и многие другие.

Птицы очень важны для природы. Это удивительные и очень красивые создания. Птиц нужно беречь и охранять. Нельзя разрушать птичьи гнёзда и трогать их птенцов.

Многие птицы внесены в Красную книгу России. Это, например, фламинго, скопа, дрофа и многие другие.

Доклад на тему: Особенности обучения литературному чтению в начальных классах

В основу ФГОС НОО был положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. Как на уроках литературного чтения, так и во внеурочной деятельности по данному учебному предмету такую личность можно сформировать. При этом подобная деятельность может осуществляться систематически и не будет выступать в противодействие с основными структурными компонентами на уроках различных типов. Например, в процессе чтения и анализа литературы разных родов и жанров, школьник знакомится с разными типами и характеристиками героев; выясняет мотивы поступков и критерии их оценки обществом. Подобная деятельность помогает ребенку сформировать модель личностного поведения внутри общества. Знакомство с фольклором позволяет раскрыть основы жизненного уклада наших предков, а лирика погружает в мир образов и чувств. Научно-познавательная литература раскроет главный закон взаимодействия человека и природы.

Но прежде всего на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и прослушанное произведение.

В современных учебниках по литературному чтению отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД. Содержание литературного материала позволяет развивать креативные способности учащихся, используя такие методы работы с текстом, как чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). В учебниках также представлен материал по организации самостоятельной работы учащихся с текстом.

В результате освоения предметного содержания этой школьной дисциплины учащиеся

приобретают общеучебное умение – читать тексты. В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений.

Умение работать с различными видами текстов будет способствовать освоению младшими школьниками речевой, письменной, коммуникативной культуры, привьет эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе, а так же в живописи, театре, кино, музыке.

Конкретизируем универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.

Коммуникативные УУД:

- выражение собственного мнения учащегося;

- исполнение различных диалоговых приемов;

- формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

- культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные УУД:

- осуществление действий по образцу и заданному правилу;

- сохранение заданной цели;

- умение видеть ошибку и и справлять ее;

- способность контролировать свою деятельность по результату;

- адекватное понимание оценки взрослого собеседника.

Познавательные УУД:

- формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке;

- создание условий для проявления способностей учащихся.

Личностные УУД:

- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

- оценка результатов своей деятельности, рефлексия.

Рассмотрим структуру урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

1. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание).

На этом этапе необходимо заинтересовать ученика, эмоционально настроить (рассказ учителя, словарная работа, показ репродукции картин, чтение малых фольклорных жанров по теме, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация слайдов и т. д.); определить цели урока, обозначить проблему.

2. Работа с текстом во время чтения:

а) первичное восприятие текста (читают учитель и подготовленные ученики, использование аудиозаписи чтения в исполнении мастеров художественного слова);

в) чтение текста учениками;

г) необходимый комментарий (подтекст);

д) литературоведческая пропедевтика (определение жанровых особенностей, композиционного своеобразия);

е) система работы над текстом (беседа, выборочное чтение, словарная работа, деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана и т. д.)

3. Концептуальная беседа по тексту:

а) коллективное обсуждение проблемы, дискуссия;

б) соотнесение читательской интерпретации с авторской позицией (беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами);

в) уточнение основной идеи произведения, главной мысли;

г) работа с иллюстрациями;

д) работа над заглавием произведения (что автор хотел подчеркнуть).

4. Творческие задания (выразительное чтение, инсценирование, чтение по ролям, графическое и словесное рисование, творческий пересказ, составление аннотации, создание теста по аналогии и т. д.).

В настоящее время созданы различные методические рекомендации к урокам литературного чтения, помогающие учителям грамотно построить урок. Главная методическая цель урока при системно-деятельностном подходе к обучению — создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Таким образом, основной целью урока литературного чтения является совершенствование умения работать с текстом. На каждом этапе урока выделяются формируемые универсальные учебные действия, позволяющие достигнуть планируемые результаты, определенные Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.


Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыка правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

Почему это сейчас особо актуальная проблема?

Во–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Но не только дети не читают, не читают и взрослые. По данным ВЦИОМ, в 2000 году в городе Москве был проведен первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем было принято обращение к гражданам России: “… необходимо объединение всех сил, чтобы остановить “дебилизацию” детей, ибо давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать”.

Во–вторых, в классах много так называемых “детей риска”.

Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35–45 % от общего состава детей.

Из своей практики заметила, что ученики всегда читают лучше, с интересом, когда изучают букварь. Проверка техники чтения в конце первого полугодия всегда показывает, что почти все ученики читают положенную норму (15–25 слов в минуту). Интерес к чтению теряется, дети начинают плохо читать со второго полугодия 1–го класса. И чтобы не допустить этого, со второго полугодия на первый план необходимо ставить техническую сторону чтения.

Интерес к чтению возникает в том случае, если читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

В работе по совершенствованию навыков чтения используются следующие упражнения:

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.

Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения.

Упражнения, способствующие четкости произношения.

Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности, нечеткости произношения, такие упражнения необходимо давать всякий раз перед чтением. Дома тренироваться перед зеркалом.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка.

(и т. д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Речевая разминка.

Скороговорки, чистоговорки, упражнения в четком произношении абзаца, строфы.

Чтение сочетаний гласных и согласных.

Работа с таблицей согласных.

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

б к з с т р м н в з р ш л н х

ж л п ф х ч ш б р п т с т к л

м н д г м к т ф т р м г н ж з

в д ф х ф г м н б с к т ф м н

п т к з р м в д г б ф к з р ч

з с ч к т ф т щ д м л х в д м

д г р ш к т б с т ц т р с ч ш

т р г х л д к в т ч б л м н з

м ф т ч с б н п ж л ч ш г х р

б с л н р г л ц м б д ф ц ж ц

н б с м н п р л к ф х ц ч ш п

ф щ м ж д ш х ч м к б п р в с

к п ш л ц з ч к л н в д щ ф т

р м н п ж л ш ц с х р з б ц в

ш ч ж н б в д з т г п ч х б к

Чтение блоков.

Чтение слогов, трехбуквенных сочетаний и слов по таблицам.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.

Чтение слов с общим корнем.

Чтение слов с разным корнем, нос одинаковыми окончаниями.

Чтение вслух непонятных слов из текста.

Установочное чтение.

Для выработки правильности чтения используется приём взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца. Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своём списке степень правильности чтения каждого ученика раз в неделю. Таким образом, у учителя имеется картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.

Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения.

Зрительные диктанты (по И.Т. Федоренко).

На доске пишут один набор предложений, но можно и заготовить написанные предложения на листах бумаги, тогда не нужно затрачивать много времени на письмо на доске. Закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно одно предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени учитель закрывает предложение или стирает и предлагает записать его в тетрадях. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение закрыто, его также записывают в тетрадь.

Целесообразно записывать предложения на уроке чтения, так как на этом уроке дети много работают устно, а вот запись предложений послужит для смены вида деятельности. Эта работа занимает от 5 до 9 минут. Записи лучше выполнять в отдельной тетради, чтобы такая работа не повлияла на оценку в классной работе.

Непременное условие выполнения зрительных диктантов состоит в том, что их необходимо проводить ежедневно, только тогда они принесут ожидаемый результат.

Уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают. За два месяца оперативная память развивается на столько, что ребенок может запомнить предложение, состоящее из 36 букв, то есть шести – восьми слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Предлагаются на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова в которых лишены окончаний. Пропущенные буквы помещены на обороте карточек. Дети прочитывают про себя текст, стараясь понять его содержание. В случае затруднений разрешалось пользоваться ключом. Проверка антиципации проводилась после чтения.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом слове и указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

Дети читаю до заданного слова (фразы, абзаца) и делают остановку. Далее размышляют, как будут происходить действия, предугадывают сюжет произведения.

Дидактические тренажёры и дидактические тренировочные средства для чтения.

Опыт свидетельствует о том, что применение дидактических тренажеров и дидактических тренировочных средств вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у школьников, особенно младших, большой интерес, стимулирует их внимание. Работа с тренажерами приобретает эмоциональную окраску. Все это значительно повышает коэф­фициент полезного действия труда учителя.

С помощью дидактических тренажеров очень быстро воссоздаются условия конкретной дидактической задачи, которую должны решить уча­щиеся. За счет экономии времени на воспроизведение условий задачи (а именно это подчас требует больших затрат времени, особенно в начальной школе) удается значительно увеличить количество таких задач-операций и обеспечить интенсивную тре­нировку учащихся в отрабатываемой деятельности и в выполне­нии необходимых действий, операций и т. п.

Тренировка чтения текстов начинается с решётки №4. Она накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки на текст перпендикулярные перегородки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнить перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решётку на 203 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса.

Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Общее время тренировки не более 10-15 минут. Решётку №4 надо сменить на №5, когда появится ощущение легкого чтения.

Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.

Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить Вашего ребенка читать. - М., 2003.

Волокшина М.И. Белгородские учителя осваивают современные технологии обучения// Начальная школа. – 1998. - №1.

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М., 1991.

Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы// Начальная школа. - 2005. - №6.

Локакова Н.И. Как преодолеть медленное чтение у школьников// Начальная школа. – 1998. - №18.

Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. - М., 1990.


-75%

Смотрите и качайте готовые доклады на тему "литература" бесплатно без регистрации. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти доклады по вашей теме. Банк готовых работ будет полезен студентам, которым нужны примеры написания работы

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

У А.П. Чехова много рассказов. Некоторые из них мы знаем со школы, с другими знакомимся позже. Кажды.

В развитии литературы и культуры казахского народа исключительную веру сыграло творчество Абая Кунан.

Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и получила признание со стороны крупне.

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий стиля литературного языка и языковые средства, создающи.

В толковых словарях русского языка многие слова снабжены так называемыми стилистическими пометами: к.

Доклад на тему «Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева .

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от пер.

Раннее творчество Владимира Маяковского ознаменовалось резкой критикой старого мира, который должна .

Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым… На сц.

М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испыта.

Вхождение Л. в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемн.

Доклад на тему «Спор Иуды Искариота с Иисусом Христом в рассказе Л.Н.Андре.

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) — очень сложный, трудный писатель. Его философскую пози.

Доклад на тему «Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина «История.

Русские — единственный народ, способный смеяться над самим собой. — М.Н.Задорнов.

Отношение Маяковского к миру всегда было чисто полярным, всё делится на чёрное и белое, полутона поч.

В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, «искателем смутного р.

Мережковский утверждал, что: «…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, симво.

Зинаида Гиппиус в своих творческих идеях во многом следовала за Мережковским, ее роль в символизме б.

Старинные речения, непривычный синтаксис, необходимость улавливать самые малоизвестные значения слов.

Доклад на тему «Единство комического и трагического в сатирических рассказа.

Большинство рассказов А.П. Чехова перекликаются с многогранной темой романа Ф.М. Достоевского «Прес.

Другой писатель, имя которого известно каждому из нас , М.Е Салтыков – Щедрин. Он прославился не тол.

«Сатира – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений.

Доклад на тему «Сатирическое изображение русской действительности 30х годов.

Бродя по набережным Сены , Саша пытался отыскать то место , где когда-то его любимый герой повстреча.

Футуристы вышли на литературную арену несколько раньше акмеистов. Они объявили классику и всю старую.

Собственно акмеистическое обьединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914). Кр.

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (родился 7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии — т.

Лирика “серебряного” века многообразна и музыкальна. Сам эпитет “серебряный” звучит, как колокольчик.

Общеизвестно, что Хлебников ввел для себя категорический запрет, прозвучавший клятвой в его рождеств.

Основной сферой, в которой функционирует официально-деловой стиль русского литературного языка, явля.

Произведения Николая Алексеевича Некрасова всегда отличаются социальной направленностью, он создавал.

Главное русло русской литературной революции в первой половине века было таким же, как и на Западе: .

Из всех разновидностей пейзажа на первое место по своему эстетическому значению следует поставить ид.

Если верить поэзии, между ней и природой всегда существовало избирательное сродство. Именно в природ.

Читайте также: