Шварц два брата доклад

Обновлено: 02.07.2024

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги. На книжной выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения: (перечисление книг на книжной выставке).

Евгений Шварц - новое для вас имя. В 2006 году (26 октября) -ПО лет со дня рождения этого писателя-сказочника. Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда-то бездумно тратили. В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках. Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены, и его герои, кажется, вышли из реальной действительности. Многие сказки

3. Работа по тексту сказки.

- Открываем сказку и слышим рассказ о деревьях (чтение учителем).

Какой человек так может говорить о деревьях? Кто из героев сказки так их видит?

- А что узнаем о семье лесничего? Что его огорчает?

- Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?

И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда.

- Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, внимание на глаголы: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)

- Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? (Так вот наши грубые, необдуманные слова порой приводят к печальным последствиям).

О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, жалость, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как..)

- Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат? Каким видим Прадедушку Мороза? (пейзаж, портрет, речь)

- Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли Старший брат в доме в Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать? (пересказ учащегося, индивидуальное задание).

- Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о побеге. Кто помогает ему бежать?

- Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от самого сердца Старшего, его любовь к брату, осознание совей вины.

- Забыли ли их дома? (эпизод возвращения) Какое чудо произошло? (портрет отца).

В какой длинный путь он отправился ради Младшего? Только ли ради него? Еще и ради себя, своей семьи. - Что понял Старший брат? Как изменился теперь в отношении к Младшему?

4. Итог урока.

Эта сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не огорчать родителей. (Надя)

Надо уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а этим не огорчать и своих родителей. У меня есть младшая сестренка, как порой я она мне надоедает своими просьбами, я кричу на нее. Ей обидно, она плачет. (Наташа)

Главные герои

  • Чернобородый - справедливый и принципиальный лесник, отец двоих мальчишек
  • Мать - добрая жена лесника и мама ребят
  • Старший брат - мальчик 12 лет, единоличник
  • Младший брат - скромный и добрый мальчик 7 лет
  • Прадедушка Мороз - мифический герой, хладнокровный и беспощадный

Сюжет произведения

Было у лесничего два сына – 12 и 7 лет, вечно они ссорились, не ладили между собой. Чернобородый любил своё дело, в лесу у него всегда был порядок, чего не скажешь о доме. Да и возвращаться ему не хотелось из-за вечной ругани двух братьев. Накануне Нового года отец с матерью отправились в город за новогодними украшениями, а детей оставили дома. Старший дал слово заботиться о младшем, побыть за отца.

31 декабря должны были вернуться родители, да и у сыновей всё шло гладко. Если бы не один случай. Пока Старший читал книгу, младший заскучал, просил поиграть. Старший брат любил уединение и спокойствие, вот и в этот раз он злобно крикнул, чтобы тот оставил его в покое. Выставил Младшего за дверь, а когда про него вспомнил, было уже поздно – мальчик бесследно пропал. Расстроенные родители не находили себе места. Отец выгнал Старшего из дома – без брата нет ему дороги назад.

Долго искал по заснеженным лесам Старший своего брата. Безрезультатно. На своём пути он встретил Прадедушку Мороза, который знал, где находится Младший. Долго держал Прадед Мороз Старшего в своём дворце, Младшего он заморозил и закрыл на ключ в самой дальней комнате. Упорство, хитрость и спасённые мальчиком звери помогли ему освободить брата и бежать от злобного старика. Когда мальчики вернулись домой, уже наступила весна. Семья воссоединилась и с тех пор два брата больше не ссорятся – живут мирно.

План пересказа

  • 1 Жизнь лесника с двумя сыновьями.
  • 2 Родители оставляют Старшего и Младшего одних на три дня.
  • 3 Ссора двух братьев. Возвращение родителей.
  • 4 Поиски младшего брата. Встреча с Прадедушкой Морозом.
  • 5 Жизнь старшего брата во дворце Прадеда Мороза.
  • 6 Спасение младшего брата. Помощь лесных обитателей.
  • 7 Случай в лесу.
  • 8 Возвращение двух братьев домой.

Главная мысль

Старший брат не ценил своего младшего брата, вёл себя эгоистично. Совершив необдуманный поступок, ему пришлось нести ответственность. Преодолев трудности, он понял, как сильно ошибался, ругаясь с родным братом.

Вывод

Поучительная сказка на примере главных героев показывает, как важно ценить близких и родных людей, помогать и поддерживать их в трудную минуту. Семья – самое дорогое богатство на земле. Без родных человек одинок и бессилен. Произведение учит держать своё слово и нести ответственность за совершённые поступки. Словом обидеть легко – гораздо сложнее исправлять содеянное поступками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Евгений Львович Шварц Два брата

Давайте немножко познакомимся с писателем.

- Открываем сказку и слышим рассказ о деревьях (чтение учителем). Какой человек так может говорить о деревьях? Кто из героев сказки так их видит?

- Что веселило, а что огорчало лесничего?

- Подтвердите словами из сказки. «В лесу лесничий…)

- Когда происходит действие?

( 28 декабря , перед началом Нового года)

- Как зовут наших героев?

- Автор называет точное время, но не даёт имена героям, как вы думаете, почему он называет их Старший и Младший)?

Шварц хочет подчеркнуть реальность событий, сказать, что это может произойти в любой семье.

Сколько лет было мальчикам? 12 и 7.

(вы ссоритесь? Почему?)

С чего начинались ссоры детей (М. было скучно)

Скажите, а начало произведения сказочное или реальное?

- Почему родители оставили детей дома одних?

- О чем говорили отец и Старший перед отъездом родителей?

- Сдержал ли Старший честное слово?

На сколько дней хватило его обещаний? (на 2)

- Что случилось на 3 день??

А что делал Младший?

.Давайте посмотрим на поведение Старшего.

гнал брата безо всякой жалости, кричал, схватил за шиворот, вытолкнул во двор (на миг сжалось сердце)

опомнился, вскочил, закричал, бросился, позвал во весь голос, обыскал все закоулки, горько заплакал

Почему он плакал?

3. Родители вернулись.

- Можем ли мы Старшего назвать жестоким человеком?

(Нет. Способен на переживания, сострадания. Опомнился, стал волноваться за брата)

- Как вы думаете, почему же все таки Старший так поступил с Младшим?

(Несмотря на свой возраст, не понимал, к чему могут привести его слова, его поступки.)

Мы часто не думаем о тех словах, которые говорим.

-Давайте прочитаем эпизод о возвращении родителей.

- Как эту новость воспринял отец?

- Какое решение принял лесничий?

- Каким бы вы назвали решение отца жёстким, справедливым, мудрым?

Итак, Старший пошел на поиски брата.

- О чем думал старший, пока шел по лесу? ( вспоминал младшего, какой он маленький, почему они всегда ссорились)

Здесь у Евгения Шварца начинается сказка.

Мальчик из реального мира попал в сказку.

Поэтому и добрался в заколдованный лес за одну ночь.

Какое впечатление произвёл на вас этот лес?

Сосны прозрачные как стекло. Ветки на ветру бились и звенели. Все деревья были прозрачные. И земля прозрачная. Страшный мороз. Все проерзло.

(гнетущее, мрачное, больно было смотреть, всё вокруг звенело, мир вечного покоя, как будто всё вымерло)

- Итак, Старший оказался в гостях у Прадедушки Мороза.

- Появляется новый персонаж Прадедушка Мороз?

- Как он выглядит? - Какова его речь?

высокий старик в шубе, в шапке, в валенках из снега,

борода и усы ледяные, лицо не доброе и не злое, спокойное, тоненький звонкий голос

говорил отчётливо, гладко, как будто читал по книжке или диктовал

- Как внешний вид, особенности речи характеризуют героя?

(Строгий, бездушный, безжалостный, беспощадный, мертвый, хладнокровный, жестокий, не любит, чтобы с ним спорили.)

- Чем понравился Старший Прадедушке Морозу?

(Понравился своим поступком, тем, что он выгнал Младшего, хотел, чтобы тот оставил его в покое)

Что делает Старший в доме Прадедушки Мороза?

Что тот заставляет его делать?

(Замораживает птиц, белок, зайцев)

- Но спокоен ли Старший брат? О чем он думает?

- Внешне Старший смирился, а на самом деле думает о том, как найти Младшего и убежать.

Что произошло дальше? (вспомнил про спички)

Теперь он стал отогревать птиц и зверюшек.

- Старший находит Младшего (портрет, чувства Старшего). Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает ему бежать? Почему звери и птицы помогают ему?

- Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от самого сердца Старшего, его любовь к брату, осознание совей вины.

- А что родители мальчиков? Ждали ли их?

Какое чудо произошло? (портрет отца).

Покой - отсутствие движений, отсутствие забот, переживаний. Покой – мёртвая тишина, отсутствие жизни. Покой – никто не мешал, не отвлекал, не приставал.

Главные герои и их характеристики:

  1. Старший брат – вспыльчивый, целеустремлённый
  2. Младший брат – настойчивый, приставал к старшему
  3. Чернобородый – отец мальчиков
  4. Прадедушка Мороз – злой, холодный, бессердечный

О чем произведение:

Старшему брату пришлось спасать младшего из-за своей вспыльчивости от Прадеда Мороза, злого и жестокого.

Сюжет — краткое содержание:

Родители уехали в город, а братьев попросили не ссориться. Младший брат так надоел Старшему, что тот выгнал его из дома на мороз. Потом Старший вышел на улицу и не обнаружил брата. Родители очень огорчились. Старший отправился на поиски, набрёл на ледяной дом Прадеда Мороза. Там в 49 комнате был закрыт Младший. Старший работал у старика, пытался освободить брата, согревал огнём зверей и птиц. Волшебник об этом узнал, снова покрыл всё льдом. Старшему брату помогли животные. Они стащили ключ и задержали Мороза. Герой схватил Младшего брата и увидел, что он заморожен. По дороге мальчик поскользнулся и разбил ледяную фигуру, но белки оживили Младшего брата. С тех пор они жили долго и счастливо.

Понравившийся эпизод:

Мне понравился конец произведения! Я рада, что всё закончилось хорошо, а белки помогли оживить Младшего брата.

План произведения для пересказа:

  1. Ссора
  2. Приезд родителей
  3. Дорога к ледяному дому
  4. Прадед Мороз
  5. Работа в доме
  6. Спасение брата
  7. Счастливый конец

Главная мысль:

Семья – самое важное в жизни человека. Нужно любить своих близких, прощать им ошибки.

Чему учит этот рассказ:

Рассказ учит быть внимательным к родным, отвечать за свои действия.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Очень интересная сказка о двух братьях! Хорошо, что Старший усвоил урок, сам спас Младшего, понял, что его родные ему дороже всего в жизни!

Новые слова и выражения:

Закоулок — небольшой, узкий, глухой переулок, проход

(Запереть) наглухо — совершенно плотно, заделав все отверстия, не оставив ни одной щели.

Пословицы к произведению:

Кому поручают, тот и отвечает.

Семейное согласие всего дороже.

Чего недосмотришь, за то и ответишь.

В дружной семье и в холод тепло.

КОГДА ДЕРЕВЬЯ БЫЛИ БОЛЬШИМИ.

понедельник, мая 18

Сказку “Два брата” Евгений Шварц сочинил в 1943-м году…



…Жил на свете удивительный сказочник, грустный или весёлый – решать вам. Звали его Евгений Шварц. Он был похож на римлянина: гордо посаженная голова, великолепный нос, атлетическое сложение. Если бы он не писал сказки и занимался чем-нибудь другим, всё равно бы рассказывал чудесные истории. Где-то внутри себя Шварц проживал напряженную и трудную жизнь следопыта и фантазёра. Своих персонажей он не просто представлял, он их словно видел и слышал, порой с почти болезненной ощутимостью. Жизнь в его сказках звенела, плескалась, скрипела и шелестела. Даже вещи в его понимании не были бездушны и безответны. На полном серьезе он утверждал, что неодушевлённые предметы ехидно подсматривают за ним, провожают пристальным взглядом, если он уходит из дому, усмехаются, если он что-нибудь делает не так…

Сказка "Два брата"

Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте, но всё-таки они живые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья и те каждый год подрастают, как маленькие дети.

Стада пасут пастухи, а о лесах заботятся лесничие.

И вот в одном огромном лесу жил-был лесничий по имени Чернобородый. Он целый день бродил взад и вперёд по лесу, и каждое дерево на своём участке знал он по имени.

Два брата 1

В лесу лесничий всегда был весел, но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него всё шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему — семь. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил — братья ссорились каждый день, как чужие.

И вот однажды — было это двадцать восьмого декабря утром — позвал лесничий сыновей и сказал, что ёлки к Новому году он им не устроит. За ёлочными украшениями надо ехать в город. Маму послать — её по дороге волки съедят. Самому ехать — он не умеет по магазинам ходить.

А вдвоём ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит.

Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома всё будет в полном порядке, пока родители не вернутся из города.

- Ты даёшь мне слово? — спросил отец.

- Даю честное слово,— ответил Старший. Сказка целиком здесь!

Часть первая

Часть вторая

1 комментарий:

Здравствуйте, подскажите пожалуйста: не могу посмотреть сказку Шварца "Два брата" по вашей ссылке, а очень хочется найти старые иллюстрации к ней (читаю детям современное издание, а картинки ну совсем не те). Уже не надеялась найти старый вариант, и вдруг у Вас в блоге увидела именно старую иллюстрацию. Не подскажете, где вы ее нашли? - очень хочется увидеть остальные.
Эта книга именно с этими иллюстрациями в свое время произвела на меня огромное впечатление, хочется просто вспомнить.

Заранее спасибо за ответ.

Мой маленький гномик Сизиф

Translate it!

Поиск по этому блогу

МОИ БЛОГИ





Jusha Москва, Russia ПРОСТО - ЭТО МОЯ ПОПЫТКА СДЕЛАТЬ БЛОГ ДЛЯ ВСЕХ, КТО УМЕЕТ ЧУВСТВОВАТЬ, ХОЧЕТ ПОНЯТЬ И НЕ УСТАЛ УДИВЛЯТЬСЯ. Просмотреть профиль

И о чём это я.

Для кого эта писанина? Для детей? Нет - для взрослых. Ну, тогда о взрослой литературе? Нет – о детской.

Эти вопросы я задавала себе, когда вознамерилась соорудить этот блог и попыталась себе же ответить В ОДНОЙ ИЗ СТАТЕЙ:

«Книги присутствуют в нашей жизни с самого раннего детства. Мы ещё не умеем говорить, а в руках уже держим это чудо – свою первую, самую любимую книжку. Мы пока можем лишь разглядывать картинки, а взрослые понемногу вводят нас в таинственный книжный мир. Это мир сказок и приключений, животных и растений. Но самое главное – это мир человеков.
Как сформируются наши дальнейшие взаимоотношения с этим миром. Кто поможет нам разобраться в самом себе и в окружающих нас людях? Кто нам подскажет: как отделить добро от зла? Кто даст нам те ориентиры, по которым мы отправимся в свой жизненный путь?

Я думаю – это книга. И, в особенности, та самая – наша первая книжка, которую мы держали в руках в самом раннем детстве. А наша дальнейшая жизнь напрямую зависит от того тепла, которым были пропитаны её страницы…

Рубрики



…Сижу я, словно приклеили, – и не в силах оторваться от детских рассказов Льва Толстого. Всё пытаюсь воспроизвести в памяти свои детские ощ.

Я шел зимою вдоль болота В галошах, В шляпе И в очках. Вдpyг по pеке пронесся кто-то Hа металлических Крючках. Я побежал скорее к речке.


Б. Ахмадулиной Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те. И он не с тем.


…Жил на свете удивительный сказочник, грустный или весёлый – решать вам. Звали его Евгений Шварц . Он был похож на римлянина: гордо поса.


1 Собирайтесь, ребятишки, наберите в руки книжки. Вас по разным странам света покатает песня эта. Начинается земля, как известно, от .


Учтивый разговор ( История очень вежливая и не слишком короткая) Один англичанин толкнул англичанина и тут же сказал: "Извините, неча.


Спорить о том, какой народ самый гостеприимный, можно бесконечно долго. И победителя в споре не будет. В результате каждый из спорщиков ока.


Сегодня в интернете мне попалась душевная картинка с изображением пластилинового аквариума. И сразу же память нарисовала фрагмент далёкого.

Блоги, которые я люблю читать









Падал прошлогодний снег

А. Л. Барто: Болтушка

Что болтушка Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото.
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтушка Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате.
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтушка Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано
-Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".
А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А что болтушка Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Ованес Туманян (перевод С. Маршака)

Х
Кто их судил,
Когда и как
—Отдельно
Или вместе,
—Я не скажу.
Но кот-скорняк
С тех пор пропал
Без вести.
Бежал он,
Хвост
подняв трубой,
И все меха
Унес с собой!

Читайте также: