Значение конструирования в формировании личности ребенка доклад

Обновлено: 05.07.2024

Одним из наиболее любимых занятий ребенка, является конструирование. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Во время конструирования развиваются в первую очередь пространственное мышление и конструктивные способности. Конструирование способствует развитию образного мышления. При работе с конструктором у ребенка развивается мелкая моторика, глазомер. Самое главное конструирование предоставляет большие возможности для развития

фантазии и воображения детей.

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.

Игры и занятия с конструктором позволяют в интересной для ребенка деятельности сформировать у него усидчивость, стремление к познанию, умение планировать свою деятельность и добиваться результата.

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы: от элементарных игрушек — вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, — до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего возраста.

Ранний возраст (2-3 лет).

На протяжении всего раннего возраста конструирование слито с сюжетно - отобразительной игрой, выступает и как её элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов.Основной задачей в этом возрасте является побуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейшие к созданию простейших конструкций (дорожка, ворота…). Основные постепенно усложняющие конструкции воспитатель задает через образцы.

Младший дошкольный возраст (3-5 лет).

Конструирование отделяется от игры (не включается в игровой сюжет) и выступает как самостоятельная продуктивная деятельность.Роль игрушки в этом возрасте по прежнему велика и воспитатель должен, помнить, что дети только еще начинают выделять пространственные характеристики постройки и игрушки и соотносить их между собой.Все основные конструкции дети учатся строить по образцу под руководством воспитателя.Особое внимание уделяется организации обследования образцов по определенной схеме. Дети продолжают знакомиться со свойствами основных деталей (например, все стороны куба одинаковы по форме, поэтому куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили).Овладевают двумя способами простейших конструктивных задач: заменой меньших деталей на большие, настраиванием и пристраиванием с использованием тех же деталей.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Каждая тема должна быть представлена также несколькими конструкциями, причем только одну из них взрослый задает как образец, а другие дети создают сами, преобразуя образец в соответствии с определенными условиями.

Конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания. Оно ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать, сравнивать, анализировать. Игры с кубиками расширяют математические представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Конструктор станет верным помощником при подготовке детей к школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности. Еще важно то, что ребенок начинает осознавать необходимость знаний о предмете для успешного конструирования его модели. Так, появляется очень важная для детей потребность - в новых знаниях об окружающем мире.

Главная Конструирование

Значение конструирования в формировании личности ребенка дошкольного возраста
Конструирование
Автор: Гончарова Наталья Владимировна Казанцева Екатерина Наиловна Нестерова Татьяна Сергеевна Фадеева Евгения Игоревна
28.02.2020 19:43

Значение конструирования в формировании личности ребенка дошкольного возраста

Значение конструирования в формировании личности ребенка дошкольного возраста

Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Конструирование открывает большие возможности для формирования всестороннего развития детей и их творчества.

Конструирование — важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей ребенка. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности, в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания.

Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, дают словесный отчет о проделанных действиях и т.д. Ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.

При конструировании совершенствуется зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие, и различные признаки.

Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.

В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.

Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторыми сооружениями и постройками (жилые дома, здания, детские сады, школы, театры), а также доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др.) педагог имеет возможность развивать художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений. Формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.

Каковы же некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности взрослых, особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей?

Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерна тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов.

Конструктор должен уметь представить не только структуру машины, конструкции, но и техническую сторону их: как, с помощью чего скрепляются части? Какая из них является основной для всей конструкции? Какими средствами достигается подвижность частей, конструкции в целом? Как размещаются все части конструкции не только во фронтальной плоскости, но и в пространстве трех измерений?

Конструктивно-техническая деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим точный расчет, продуманность, при выполнении ее требуется определенная последовательность и точность в работе. Любая неточность ведет к серьезным просчетам.

Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерно развитое пространственное воображение, выражающееся в способности к произвольному оперированию образами пространственного воображения в соответствии с поставленной целью. Прежде чем сконструировать новую машину, создатель должен отчетливо представить ее и мысленно проследить за работой машины. Только убедившись в удачном решении конструктивной задачи в целом, конструктор дает согласие на претворение мысленно созданного в реальный продукт.

Воображение конструктора должно быть одновременно и предельно конкретным, и крайне абстрактным, т. е. он должен обладать не только развитым пространственным воображением, но и высокой степенью гибкости мышления, которое проявляется не только в умении мысленно создавать различные конкретные вариации общей схемы машины, но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно.

Для технических способностей характерны и эмоционально-волевые качества личности. Они выражаются в интересе к конструктивной деятельности, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая или совершенствуя какую-либо конструкцию, имеющую общественную значимость. Сознание общественной значимости в создании нового изобретения вызывает творческую активность изобретателя и стремление добиться поставленной цели. Причем эта ответственность проявляется даже тогда, когда конструктор или изобретатель не испытывает интереса к данному виду техники.

Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.

В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы.

На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.

ВложениеРазмер
znachenie_konstruirovaniya_v_formirovanii_lichnosti_rebenka.docx 17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Значение конструирования в формировании личности ребенка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья на тему: "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового .


Статья на тему: "Системно-ролевая теория формирования личности ребенка"


Статья "Духовная природа учителя как средство формирования личности ребенка"

В статье представлен материал о влиянии духовной природы педагога на формирование личности ребенка.


Статья на тему "Значение книги и чтения в жизни ребенка".

Цель статьи: осветить проблему значимости чтения книг ребенку дошкольного возраста.


Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он со.


Роль конструирования в развитии ребенка дошкольного возраста.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и отвечает интересам детей.

Конструирование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер. В процессе конструктивной деятельности у ребенка формируются основы волевого поведения и таким образом, занятия конструированием способствуют развитию личностной готовности к школе.

В конструировании совершенствуется не только направление на достижение определенной цели, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным, создается предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возраста производить более глубокий зрительный анализ модели, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процесс мышления.

Выделяются два типа конструирования: техническое – это конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков и художественный тип конструирования, к которому относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Игры и занятия с конструктором позволяют в интересной для ребенка деятельности сформировать у него усидчивость, стремление к познанию, умение планировать свою деятельность и добиваться результата.

В процессе обучения конструированию у него создаются условия для развития творческих умений, вырабатываются обобщенные способы действий, умение обследовать предметы. Ребенок учится планировать работу, учится контролировать свои действия, исправлять совершенные им ошибки. Таким образом, процесс конструирования становится организованным.

Так же, ребенок запоминает правильные геометрические названия деталей строительного набора, узнает об особенностях геометрических тел.

Конструирование способствует развитию речи ребенка, так как в процессе работы он делится своими замыслами, мотивирует их.

Немаловажную роль в формировании моральных качеств личности ребенка играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, ответственность, инициатива. Так же, воспитывает волю, сдержанность, умение слушать объяснение воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, согласовывать с другими детьми действия, преодолевать трудности в достижении цели.

Целенаправленное и систематическое обучение ребенка конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения учится, раскрывает ему, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Читайте также: