Архитектура ислама доклад кратко 6 класс

Обновлено: 24.04.2024

Исламская архитектура – одна из самых сложных форм зодческого искусства, основанная на геометрии и математике. Её совершенные повторяющиеся спирали, цветистость, витиеватость и масштабность внушают священный трепет. Сложные и изысканные конструкции мечетей можно отнести к самым выдающимся творениям рук человеческих. Исламская архитектура – одна из самых сложных форм зодческого искусства, основанная на геометрии и математике. Её совершенные повторяющиеся спирали, цветистость, витиеватость и масштабность внушают священный трепет. Сложные и изысканные конструкции мечетей можно отнести к самым выдающимся творениям рук человеческих. Мусульманские зодчие разработали гибкие схемы планировки и универсальные строительные методы, применимые для возведения и мощных крепостей, и легких дворцовых павильонов. Прекрасные математики, они изобрели способы преобразования элементарных геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга) в сложнейшие архитектурные конструкции и ювелирно сплетенные орнаменты, используя при этом простые и дешевые глину, кирпич, природный камень, стук или гипс, бетон. Искусно сочетая резьбу, полировку, роспись, мозаику, они превращали дерево, мрамор, стекло, глазурованную керамику в драгоценные отделочные материалы. Руководствуясь принципами геометрического соответствия и гармонии чисел, подобия и симметрии, они создавали из комбинаций простых элементов необычайно эффектные композиции.

Отличительной особенностью исламского зодчества стали многочисленные варианты стрельчатых, подковообразных, фигурных арок, рубчатых, ячеистых или ажурных сводов и куполов, наборных деревянных потолков. Ни в каком другом строительном искусстве мы не увидим столь мастерски образованных переплетением арочных дуг ажурных куполов-звезд и кружевных решетчатых оград. Никакая другая архитектура не знает таких импозантных, впечатляющих своей декоративностью конструкций сводов, куполов, карнизов и поясков, как сталактиты (по-арабски мукарнас – лепнина), напоминающие разрезанные пчелиные соты, пещерную известковую накипь или застывшие капли дождя.

Сталактиты-мукарнас – возможно, самое замечательное изобретение времен Арабского халифата – стали опознавательной чертой исламского зодчества наряду с виртуозной узорной кладкой кирпичом и многоцветной керамической мозаикой.

Мавзолей Фатимы Масуме, город Кум, Иран



Мечеть Насир аль-Мульк, Шираз, Иран







Мечеть Шейха Лютфуллы, Исфахан, Иран



Мечеть Имама, бывшая мечеть Шаха, Исфахан, Иран


Потолок мечети Тадж-Махал


Шираз, Иран



Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, Объединённые Арабские Эмираты


Мечеть Вазир Хана, Лахор, Пакистан


Мавзолей Бахауддина Накшбанда, Бухара, Узбекистан


Мечеть Имама Хомейни, Исфахан, Иран


Регистан, Узбекистан


Амман, Иордания


Купол михраба, мечеть в Кордове, Испания


Мечеть в Марокко


Мавзолей Али ибн Хамзех (Зеркальная Мечеть), Шираз, Иран


Мавзолей Рухабад, Самарканд


Купол Скалы или Мечеть Скалы в Иерусалиме, Палестина


Мечеть Сулеймание, Стамбул, Турция


Мечеть в Тегеране, Иран


Мечеть Шах Джахана, Татта, Пакиста


Голубая мечеть, Стамбул


Мавзолей Фатимы Масуме, город Кум, Иран



Мечеть Насир аль-Мульк, Шираз, Иран







Мечеть Шейха Лютфуллы, Исфахан, Иран



Мечеть Имама, бывшая мечеть Шаха, Исфахан, Иран


Потолок мечети Тадж-Махал


Шираз, Иран



Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, Объединённые Арабские Эмираты


Мечеть Вазир Хана, Лахор, Пакистан


Мавзолей Бахауддина Накшбанда, Бухара, Узбекистан


Мечеть Имама Хомейни, Исфахан, Иран


Регистан, Узбекистан


Амман, Иордания


Купол михраба, мечеть в Кордове, Испания


Мечеть в Марокко


Мавзолей Али ибн Хамзех (Зеркальная Мечеть), Шираз, Иран

Немногие специалисты могут рассказать о культуре ислама кратко. Ведь она создавалась под многовековым влиянием религии, именно её устои и особенности лежат в основе наук, искусства, ремесел. В мусульманских странах слишком много запретов, которые отражаются на их мировоззрении. Но и строгие ограничения не мешают таким государствам развиваться в разных направлениях.

Культура ислама

Важность религии

Все принципы отражены в главной книге мусульман — Коране. Последователи религии верят в бессмертную душу и загробную жизнь. При этом они соблюдают пять предписанных правил:

Мусульманин совершает молитву

  1. Верить нужно только в Аллаха и его посланника Мухаммеда.
  2. Необходимо 5 раз в день совершать молитвы.
  3. Обязательно подавать в пользу бедных милостыню.
  4. В месяц Рамадан все должны соблюдать пост.
  5. Хотя бы раз в жизни мусульмане совершают паломничество в Мекку — хадж.

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году религия раскололась на два течения — шиизм и суннизм. Но все мусульмане верят в единого бога, ангелов, священные книги, пророков и посланников, существование ада и рая. Позже появилось такое понятие, как предопределение. То есть считается, что всё происходящее в мире и жизни каждого человека обусловлено волей всевышнего.

Ислам значительно повлиял на культуру тех государств, в которых он распространён. Это отражается в особых религиозных традициях, архитектуре и науке, искусствах. Коран регулирует даже этичное поведение человека, социальные отношения, юридическую деятельность.

Развитие наук

Божественные откровения ислама побуждали древние цивилизации к изучению наук. Сначала люди пытались истолковать Коран, чтобы приобрести необходимые знания. На основе религиозного наследия и началось развитие:

  • математики;
  • астрономии;
  • химии;
  • истории и географии;
  • медицины.

Арабская система цифр

В древних мусульманских странах развивалась химия. Местные ученые часто работали с разными веществами, металлами, полезными ископаемыми и минералами. Они добывали и перерабатывали их.

Ислам дал начало и таким наукам, как физика и астрономия. Многие ученые написали особые работы, которые были переведены на европейские языки. Исследования мусульман позволили открыть некоторые звёзды, объяснили движение космических объектов. В исламских странах люди верили в астрологов и их предсказания.

Мусульмане работали над созданием трактатов по географии. Они составили атлас из 71 карты и написали первый в мире учебник. В 13 веке в исламских странах появился глобус. А некоторые географы путешествовали практически через весь земной шар. Хотя считается, что мыс Доброй Надежды открыл Васко да Гама, на самом деле на тех берегах задолго до этого события уже обитали мусульмане. Они плавали туда с торговыми целями и с намерением распространить свою веру.

Тесно взаимосвязаны мусульманская культура, религия и медицина. Врачеванием в тех странах занимались многие учёные. А Ар-Рази составил самую большую медицинскую энциклопедию. В её основу легли опыты и наблюдения из его врачебной практики, а также знания из священного Корана.

Искусство ислама

  • каллиграфия;
  • миниатюра;
  • керамика;
  • ковроткачество.

Ковроткачество в исламе

В исламе запрещено изображать человека, хотя на самом деле в Коране нет четких указаний по этому поводу. Но истинные правоверные считают, что некоторые предания и поступки пророка Мухаммеда не разрешают рисовать не только людей, но и любых других живых существ. Ислам осуждает изготовление идолов как объектов поклонения, защищает своих приверженцев от многобожия. А также запрещено изображать человека с четкими чертами лица, так художник может уподобить его самому Создателю. Из-за таких принципов Коран никогда не иллюстрируется, в мечетях также нет изображений святых. Но мусульмане часто используют миниатюры, рисуют уменьшенные человеческие фигуры.

В связи с подобными запретами хорошо развилась каллиграфия. Так называют умение писать разборчивым и четким почерком. Сначала мастера копировали священные тексты из Корана, но позже создавали собственные орнаментально-ритмические композиции. В некоторых случаях каллиграфия сочетает в себе буквы с растительными или геометрическими узорами.

Узорные кирпичные кладки

В исламе зародилась миниатюра, в основу которой легли традиции настенной живописи. Довольно быстро этот вид искусства распространился и в другие восточные страны, где редко соблюдают запрет на изображение живых существ. В Азербайджане, Иране и Турции развилась архитектурная керамика. Мастера создавали узорные кирпичные кладки, особым образом облицовывали здания, а также расписывали фаянсовые сосуды.

Мусульманские страны известны своими коврами. До сих пор в этих государствах продают изделия, сотканные вручную. Самыми дорогими считаются ковры из Персии, Турции и Азербайджана. Они довольно дорогие, зато благодаря высокому качеству могут прослужить не одно десятилетие.

Мусульманская литература

Уже появились авторы, которые создают философские романы. Первыми были Ибн ан-Нафис и Ибн Туфайль. Основы исламской литературы составляют книги разных мусульманских народов. Достойные произведения пишут арабы, иранцы, турки и азербайджанцы. А также ценится литература Индонезии, Пакистана, Сомали, Урду.

Некоторые книги были переведены на латинский и английский языки. Они послужили вдохновением для известных писателей: Даниэля Дефо, Данте Алигьери, Шекспира. На мировоззрение этих творцов повлияли мусульманские сюжеты.

Особенности архитектуры

В реферате об исламской культуре стоит рассказать также и об архитектуре. Изначально мастера строили только культовые сооружения — минареты, мавзолеи и мечети. Но позже появилась необходимость в создании библиотек, общественных бань, госпиталей, крытых рынков и цитаделей. Современные жители мусульманских городов привыкли использовать культурное наследие своих предков. Они ищут места, где уже есть старые здания, и преобразовывают их на современный манер. Даже древние цивилизации ислама во время завоевания городов не разрушали сооружения, а просто переделывали их.

При строительстве мусульмане пользуются критерием полезности. Архитекторы старались разрабатывать универсальные методы возведения зданий. Они применяли их как при строительстве дворцового павильона, так и для создания мощной цитадели. А мусульманские математики разработали специальные способы преобразования простейших геометрических фигур в сложные конструкции.

Архитектура стран Востока

Архитектура стран Востока отличается изысканными формами и богатой отделкой. Архитекторы сочетают полировку, мозаику, роспись и резьбу. Они предпочитают работать с мрамором, стеклом и деревом. Некоторые здания снаружи выглядят непритязательными, но за их стенами скрываются красивые внутренние дворы с мраморными фонтанами.

Практически во всех дворцах и богатых домах есть собственные сады или оранжереи. Выращиванию разных растений и цветов архитекторы уделяли особое внимание, так как флора очень ценится в мусульманских странах. Как в случае с изобразительным искусством, так и в зодчестве запрещено использовать изображение людей. Фрески и мозаики могут передавать разные природные явления или исторические события, но лица и тела человека на них не будет.

Мусульманская культура довольно оригинальная и самобытная. Она завораживает своим глубоким смыслом, эстетикой и красотой. Ее невозможно перепутать ни с одной другой мировой культурой.

Необходимо отметить, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами греческих, римских и иранских традиций. С X в. здания начинают украшать растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент – европейцы его называли арабеска – был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

Главное место в постройке городов заняли культовые сооружения – мечети. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая мечеть служила местом индивидуальной молитвы. Соборная, или пятничная, мечеть предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. Главный храм города стал называться Большой мечетью.

Отличительными чертами любой мечети с конца VII – начала VIII в. стали михраб и минбар. С VIII в. важнейшим элементом соборной мечети стал минарет – высокая башня, с которой провозглашали призыв к молитве.

Арабский мир породил и такое уникальное явление, как мавританское искусство.

Мавританское искусство – это условное название художественного стиля (смесь арабского и готического стилей), который сложился в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI–XV вв. Ярче всего мавританский стиль проявился в архитектуре. Жемчужина мавританского зодчества XIII–XIV вв. – Альгамбра (г. Гранада в Испании). Массивные стены крепости, башни и ворота, потайные ходы скрывают и защищают дворец. В основе композиции лежит система дворов (Дворик миртов, Дворик львов), расположенных на разных уровнях. Отличительные черты – хрупкие, похожие на изморозь резные каменные узоры и надписи на стенах, тонкие витые колонны, кованые оконные решетки и разноцветные витражи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Мир ислама

Аравия до ислама

Аравия до ислама Завоевавшие сасанидский Иран, восточные провинции Византии и множество других стран и народов арабы были выходцами из Аравии, этого гигантского пустынного полуострова, где издревле обитали многочисленные семитские племена, с которыми народы Ближнего

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА Население Аравии издревле делилось на две большие этнические и языковые группы, члены которых вплоть до VII в. считали себя разными народами, потомками двух предков-эпонимов — Аднана и Кахтана. Обитатели Южной Аравии, преимущественно земледельцы,

Вызов ислама

Урок ислама

Урок ислама Итак, в странах ислама начальное образование носит религиозный характер. В дальнейшем религиозное воспитание может занимать больше трети всего учебного времени (например, в Саудовской Аравии). В среднем оно составляет приблизительно десятую часть, иногда

Мир ислама

Мир ислама Ислам настолько трансформировал социально-культурную структуру этих стран, что при всей их отдаленности от арабов и специфичности их традиционной культуры они восприняли огромное количество элементов арабской культуры. Более того, даже свою специфическую

Мир ислама

Знаки Ислама

Знаки Ислама Раньше было семь чтений Корана. И каждое — правильное.Значит, семь народов, вернее, семь культур, создавали Ислам, его традиции.Кто-то внес в новую религию обряд обрезания, кто-то — запрет на свинину, а кто-то дал ей книги, мораль, архитектуру, одежду, обряды.

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.)

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

Применения ислама

Архитектура ислама

Основы архитектуры

Средний Восток: Ранняя исламская архитектура

Ислам, одна из трех главных мировых религий, был основан пророком Мухаммедом, который родился в Мекке в 570 г. и умер здесь же в 632 г. Исламская архитектура возникла в VII в, на Ближнем Востоке, и затем вместе с религией проникла в другие страны. Огромная роль религии подчеркивалась строительством мечетей, которые со временем получили свою каноническую форму. Мечети чаще всего представляли собой квадратный или прямоугольный двор с аркадой, колонный молитвенный зал, минареты. Стрельчатые арки, купола, изысканный внешний декор — все это ассоциируется с исламским стилем.

Формы арок были многообразны: стрельчатая, подковообразная, трех- и многолопастная, их сочетания и др. Капители колонн украшались резным стилизованным растительным орнаментом. Поверхности стен украшались арабесками.
Резные мраморные оконные решетки с изысканными геометрическими узорами были характерной чертой ранних мечетей. Такие же решетки использовались в домах, чтобы защитить помещение от света и пыли.

Кааба. Мекка

Собственная мечеть пророка Мухаммеда в Мекке была перестроена после его смерти. Она почти кубического объема, с каменными стенами и плоской крышей, поддерживаемой колоннами. Главная мусульманская святыня, черный камень, лежит в центре мечети.

Кааба. Мекка

Колонны этой мечети соединены арками. Все арки заострены вверху — это пример раннего использования стрельчатой арки.

Мечеть Акса. Иерусалим (ок, 637 г.)

Мечеть была построена халифом Омаром в Иерусалиме одновременно с мечетью Куббатас-Сахра. Это одна из самых ранних исламских мечетей. В 691 г. она была расширена Аль-Велидом: появился большой зал с колоннами.

Мечеть Акса. Иерусалим

Мечеть Ибн-Тулуна. Каир

Мечеть окружена с трех сторон внешним двором — заида. Аркада ее нефов опирается не на колонны, а на пилястры. Одна из самых поразительных черт исламской архитектуры — ее сосредоточенность на внутреннем пространстве, а не на внешнем.
Это ранняя мечеть в Каире включала уже все основные элементы, характерные для более поздних мечетей: квадратный двор, окруженный аркадами, с дополнительными коридорами, молитвенный зал с пятью проходами и минарет. Украшенный куполом фонтан для омовений находился в центре двора.

Мечеть Ибн-Тулуна. Каир

Город

Ранние исламские здания не имели единого стиля. Он возник в период правления Фатимидов (969-1171 гг.). Просвещенные правители содействовали развитию наук и искусств. Появились характерные стрельчатые арки, купола, сложилась определенная система каменной кладки. От укреплений фатимидского времени в Каире сохранились трое ворот и части стен XI в. Внутри городских стен находились дома и дворцы, гробницы и кладбища. Изыскана по своим формам мавзолей Олджейту в Султанин в Иране. В 1250 г. власть захватила придворная гвардия — мамлюки. Мамлюкские султаны и их приближенные построили великолепные дворцы, мечети, медресе. Они возводили грандиозные ансамбли. Мамлюки правили Египтом до 1516 г.

Мавзолей Олджейту. Султания

Мавзолей султана Олджейту в Султании — великолепный пример исламской гробницы. Она восьмиугольная в плане, с лестницами с каждой стороны и маленькой усыпальницей с юга.

Мавзолей Олджейту. Султания


Толстые стены этого октогонального зала прорезаны нишами и арками галерей. Здание завершал карниз на кронштейнах и сталактитах. По углам стояли восемь минаретов, окружавших купол. Стены были декорированы голубой глазурью и алебастровой штукатуркой с росписью. Карнизы самого здания и минаретов были убраны глазурью и резной терракотой. Остатки лестниц фланкировали арочный вход. Арочный портал становится важной архитектурной деталью с начала XIV в.

Ворота Баб-ан-Наср. Каир (1087-1092 гг.)

Монументальные укрепленные северные ворота Баб-ан-Наср имеют две квадратные башни и рядом башню с винтовой лестницей.
Фасады башен разделены на три яруса небольшим выступом цоколя внизу, надписью и карнизом вверху. Второй ярус декорирован высеченными из камня щитами.

Ворота Баб-ан-Наср

Ближневосточные исламские мечети, мавзолеи, медресе

Во дворе мечети был бассейн для омовения перед молитвой. Мечети были религиозным, социальным и политическим центром исламской жизни.

Мечеть султана Хасана. Каир (1356-1363 гг.)

Это огромный ансамбль мечети, медресе и усыпальницы. Двор с четырех сторон окружен сводчатыми айванами. Во дворе находится медресе четырех толков ислама, каждое со своим открытым двором.

Мавзолей султана был квадратным в плане, с куполом, фланкированный с двух сторон высокими минаретами. Помещения медресе были расположены на девяти этажах здания. Поперечный разрез показывает высокую комнату слева и открытый двор в центре с фонтаном под куполом на мраморных колоннах.

Мечеть султана Хасана. Каир

Открытый центральный двор обнесен стенами с нишами. Михраб — самая большая ниша в стене, указывающей направление на Мекку. За ним расположена усыпальница султана.
Большой фонтан для омовений, которые совершали перед входом в зал молитв, расположен в центре двора. Фонтан под купольным навесом является украшением двора.

Двери по обе стороны михраба ведут в усыпальницу, отделанную мрамором. Ее расписной купол опирается на сталактитовые паруса. Стены всей мечети были облицованы мрамором.

Комплексы мечетей в Египте и Персии

В Египте тип зданий с айванами начал развиваться в XII в. Эта форма особенно подходила для ансамблей с мечетями и медресе. Такие ансамбли возводились в Каире вплоть до XVIII в. На исламскую архитектуру Персии особое влияние имело вторжение турок-сельджуков в XI в., которые принесли сюда свои архитектурные формы: цилиндрические минареты, мечети с четырьмя айванами. большие купольные пространства, кирпичную кладку и орнаменты.

В поздний сефевидский период в XVII в., орнамент с глазурованной плиточной мозаикой особенно развивался в Исфахане (столице Сефевидов), в зданиях с голубыми куполами и разноцветными фасадами.

Медресе Мадери-Шах. Исфахан (1706-1715 гг.)

Это позднее медресе обладает благородством форм и пропорций, богатством многоцветных мозаик. За монументальным порталом с окованной серебром дверью расположен октогональный вестибюль.

Медресе Мадери-Шах. Исфахан

Центром столицы стала гигантская площадь Мейдани-Шах. Она была обнесена аркадами, вдоль которых росли деревья, а по мощенным камнем каналам текла вода. На севере площадь замыкал огромный базар с караван-сараями, медресе, банями и мечетями.

Мечеть Каит-бея. Каир (1472-1474 гг.)

Мечеть крестообразная в плане, с крытым двором, в который выходят четыре айвана.
Деревянные потолки расписаны золоченым узором, купол мавзолея покрыт рельефным геометрическим орнаментом. Все здания ансамбля декорированы мрамором.

Исламская архитектура Испании. Мавританская мечеть

В 755 г. династия Омейадов основала на Пиренейском полуострове государство, просуществовавшее два с половиной столетия. Его столица — Кордова — самый большой и процветающий город Европы в X в. и самое священное место для паломников. Здесь была построена большая мечеть — первое исламское здание в Испании. Ее строительство было начато в 786 г. и закончено к 796 г. Затем в 965 г. она была расширена к югу, а в 987-988 гг. — к востоку.
Так мечеть получила свои окончательные огромные размеры. Экономическое и культурное общение с Каиром и Багдадом, также тесные связи с Византией имели большое значение для формирования архитектуры юга полуострова.

Мечеть Кордовы

На поперечном сечении показаны каменные и кирпичные аркады с мраморными колоннами. Пространство под куполами выделено сложной системой пересекающихся арок. Михраб с куполом в виде раковины. Его подковообразная арка опирается на колонны.

Ранняя часть мечети представляет собой прямоугольник с одиннадцатью нефами по двенадцать арок. В 965 г. были выстроены еще четырнадцать дополнительных аркад и новый михраб. В конце X в. с востока были пристроены еще семь аркад.

Михраб был сделан в виде круглой камеры и покрыт куполом в виде раковины. Его подковообразная арка опиралась на колонны из мрамора и яшмы. Михраб был украшен мозаикой. Чередующиеся двухъярусные аркады, покоящиеся на романских колоннах, напоминали решетку. Здесь использовались пятилопастные арки и купола на нервюрах.

Мечеть Кордовы

Каркас нервюр образует свод, который воспринимает нагрузку купола и передает его на опоры. Этот свод является переходом между круглым объемом купола и многоугольным основаниям.

Двухъярусная аркада позволяла увеличить высоту зала. Колонны для аркад были взяты из античных и византийских построек. Арки, подковообразные в первом ярусе и циркульные во втором, были выложены клиньями белого и красного кирпича. Эта мечеть — выдающийся памятник мирового зодчества.

Исламская архитектура Испании. Альгамбра

Цитадель и резиденция эмиров Гранады Альгамбра была построена на вершине холма и отделена от города рекой. Дворцовые здания окружены стеной, красноватый цвет которой объясняет название ансамбля Ал-Хамра, то есть Красная. Укрепления Альгамбры относятся к XI в., а дворцовые здания — к XIII-XIV вв. Постройки группируются вокруг двух дворов с аркадами, водоемами и фонтанами. Необычайно богатство и насыщенность декора. Это и разноцветные мраморы, и мозаики, и глазури, а также орнаменты, вырезанные по алебастру и расписанные голубыми, красными тонами и золотом. Большое значение здесь играет свет. Альгамбра — блестящий пример дворцовой архитектуры мусульманского запада, по своей роскоши превосходящий архитектуру средневекового Востока.

В ансамбль Альгамбры входят два дворца, каждый с продолговатым двором. Более ранний Миртовый двор с водоемом и квадратной башней тронного зала и зала Посланников. Другой — Львиный двор с двумя павильонами, залом Суда и залом Абенсеррагов.

Альгамбра


Это открытый крестообразный в плане двор имеет символическое изображение рая. Он окружен легкими аркадами на колоннах. В центре двора бьет фонтан, чашу которого окружают двенадцать мраморных львов.

Аркады опираются на стройные колонны, кое-где соединенные по две или по три. Капители сделаны в форме кубов с закругленными углами и украшены растительным орнаментом. Тимпаны арок покрывают вырезанные по алебастру ажурные орнаменты.

Исламская архитектура в Индии

В начале XIII в. почти вся Северная Индия была завоевана тюрками, исповедовавшими ислам, а в XV-XVII вв. их завоевания распространились на всю Индию, исключая крайний Юг. На завоеванных землях прекращают существовать традиционная индийская архитектура и скульптура, но развиваются исламские архитектурные традиции, появляются новые типы и виды культовых сооружений: мавзолеи, мечети, медресе, минареты в формах, сложившихся в Средней Азии и Иране. Это было время непрерывных войн, что вызвало размах строительства фортификационных сооружений и укрепленных резиденций. Теперь доминирующим стал не храм, а укрепленный замок феодала и его мавзолей.

Восьмиугольный зал с куполом окружен открытой верандой.
На каждой стороне восьмиугольника расположены три стрельчатые арки на квадратных колоннах. Эта схема станет характерной для гробниц.

Гробница Хан-и-Джихан

Кутб-Минар. Дели (1200-1220 гг.)

Этот минарет был памятником окончательной победы мусульман над Индией. Это огромная конусообразная пятиярусная башня, построенная из красного песчаника с вставками из серого кварца и белого мрамора, покрытого резьбой.

Кутб-Минар. Дели

Соборная мечеть. Джаунпур

Эта мечеть имела массивный вход со стрельчатой аркой, открытый внутренний двор, обнесенный аркадой, и крытый молитвенный зал.

Соборная мечеть. Джаунпур

Самым богатым периодом в истории индийской исламской архитектуры было время Великих Моголов, с XVI до XIX в. Наивысшим достижением архитектуры моголов был Тадж-Махал в Агре, украшенный резьбой по мрамору, мозаиками из драгоценных камней. Биджапур был одной из столиц исламских династий в Индии, и здесь Мухаммед-Адиль-шах построил огромную купольную гробницу, размеры которой превышали размеры римского Пантеона — один из самых выдающихся памятников середины XVII в. Черты исламской архитектуры характерны и для индийских дворцов в Агре, Манду, Биджапуре, Дели с их павильонами, дворами, верандами и садами.

Тадж-Махал. Агра (1632-1654 гг.)

Этот великолепный мавзолей был построен Шах-Джаханом для своей жены Мумтаз Махал. Здание из белого мрамора, декорированное инкрустацией из драгоценных камней в мрамор, приподнято на высокую платформу, минареты как стражи возвышаются со всех четырех сторон. Внешний двор окружен аркадой с четырьмя входами, центральный ведет к садам.
Мавзолей — квадратный в плане, с куполом в центре, над могилами шаха и его жены. По углам расположены еще четыре маленьких купола.

Тадж-Махал. Агра


Купол на высоком барабане располагался над могилой. Свод имел внутренний и внешний каркасы. Внутренний свод отделен от погребальной камеры решеткой из белого мрамора, через которую проникал свет (Смотрите: подробнее о Тадж-Махал).

Исламская архитектура в Турции и Северной Африке

Турки-сельджуки были кочевниками и не имели своих архитектурных традиций. Они переняли строительную культуру народов Малой Азии. Византии, а также Ирана и Средней Азии. С XIV по XVI в. в результате завоеваний Османское государство стало громадной империей. Вначале мусульмане превращали христианские храмы, например собор Св. Софии в Константинополе, в мечети. Строившие в византийском стиле архитекторы разрабатывали центричную систему мечети с характерным полусферическим сводом, маленькими куполами и выступающим портиком, обрамленным высокими стройными минаретами. Стены были покрыты резными орнаментами и мозаикой. В Северной Африке развивался стиль, известный как магрибский.

Мечеть Сулеймана. Стамбул (1550-1557 гг.)

Мечеть построена архитектором Синаном. Она квадратная в плане. Четыре стрельчатые арки поддерживают центральный купол, окруженный полукуполами и маленькими куполами. Двор, выстланный белым мрамором, окружают галереи.

Мечеть Сулеймана. Стамбул

Ансамбль мечети, включающий в себя медресе, больницу, бани, фонтаны, мечеть с четырьмя конусообразными минаретами, и кладбище. Дворик с фонтаном имеет портик с колоннами из порфира, мрамора и розового гранита. Огромный центральный купол окружен полукуполами, по углам расположены четыре маленьких купола. Деревянные двери мечети инкрустированы черным деревом, перламутром и слоновой костью.

Центральный купол, самый большой из куполов комплекса, соперничает с куполом Св. Софии. Он опирается на четыре больших столба. Слева находятся мимбар и михраб. Стены михраба украшены мозаикой из цветных стекол.

Голубая мечеть. Стамбул (1609-1617 гг.)

Комплекс включает мечеть, мавзолей, медресе. Мечеть — квадратная в плане, с куполом на массивных столбах. Четыре полукупола окружали центральный. По углам располагались четыре маленьких купола.

Голубая мечеть. Стамбул

Мечеть расположена между двором с фонтаном и садами. Купола расположены симметрично вокруг главного купола. Мечеть окружена минаретами.

Читайте также: