Героическое и жертвенное в образе разночинца народолюбца некрасов доклад

Обновлено: 03.05.2024

Некрасов н. а. – Интеллигент-разночинец в поэзии н. а. некрасова

В середине XIX века в русском обществе решительно заявила о себе новая сила, новый тип человека, который вошел в историю под именем интеллигента-разночинца, поскольку основная масса его представителей принадлежала к среднему классу и не обладала ни достатком купечества, ни привилегиями дворян. Интеллигент-разночинец не связан прочными традициями с историческим и политическим прошлым своей родины, он целиком устремлен в будущее, далек от религии с ее обещаниями счастья в иной, загробной жизни, он жаждет социальных перемен и хочет построить Царство добра и справедливости здесь, на земле. Фигура интеллигента-разночинца постепенно завоевывает себе прочное место в литературе той эпохи. Неудивительно, что такой большой художник слова, как Некрасов, который всегда чутко реагировал на события общественной жизни, уделил столько внимания этому новому типу человека. В своих стихах поэт обращается к Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому и многим другим деятелям искусства и культуры.
Типичный путь интеллигента-разночинца Некрасов описывает в стихотворении “В. Г. Белинский”:
Родился он почти плебеем
…….
Попал в Москву, учиться стал
В Московском университете;
Но выгнан был.
Далее поэт описывает, как Белинский вынужден был прозябать в нищете, “терпя нужду и горе”, но, невзирая на трудности и лишения, начал писать статьи, в которых обрушивался на несправедливость, царящую в современном обществе, и не щадил “ни льстецов, ни идиотов”. Однако бескорыстное служение правде обернулось для него трагедией:
И честный сеятель добра
Как враг отчизны был отмечен
…….
Замучен жизнью трудовой
И постоянной нищетой,
Он умер.
В стихотворении “Памяти Добролюбова”, воспевая благородство души Добролюбова, отдавшего жизнь за дело свободы, Некрасов пишет:
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
В поэзии Некрасова жизнь интеллигента-разночинца — это всегда отказ от всех личных целей и интересов.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал.
Герой Некрасова так говорит о человеческом призвании:
Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других.
Эти “другие” — страждущий русский народ, во имя которого не жалко отдать и жизнь. Это народ, ожидающий прихода “честного сеятеля добра”. “О, сеятель, приди!” — зовет “душа народа русского” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Интеллигент-разночинец слышит этот крик о помощи и откликается на него:
Долг народа,
Счастье его,
Мир и свобода —
Прежде всего.
Некрасов постоянно подчеркивает исключительность и особую “святость” этих людей, часто сравнивая их с Христом. О Чернышевском поэт говорит:
Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте.
Обращаясь к судьбе интеллигента-разночинца, Некрасов создает образ непонятого, отвергнутого пророка, путь которого “тернист”, ибо он проходит его “с своей карающею лирой”, и “каждый звук его речей // плодит ему врагов суровых”. Безжалостный обличитель людских пороков умирает “несчастлив и незнаем”, а “любовь, что добрых прославляет // И клеймит злодея и глупца” награждает его “терновым венцом”.
Лирическому герою поэзии Некрасова понятны и близки не только возвышенные стремления интеллигента-разночинца, но и все его сомнения и колебания, неуверенность в своих силах, чувство вины перед народом, дело освобождения которого потребует еще многих жизней и долгих лет напряженной и мучительной борьбы. Поэтому порой в стихах поэта звучат пессимистические ноты:
Да сознанье бессилья обидное
Мне осталось одно впереди.
Иногда лирический герой выражает настроения беспредельного отчаяния, вызванного бессилием изменить что-либо в окружающей действительности в обозримое время:
Я последнюю песню пою,
Но не будет она веселей,
Будет много печальнее прежней,
Потому что на сердце темней
И в грядущем еще безнадежней.
Однако Некрасов не теряет веры в то, что благие начинания его героя увенчаются успехом, ибо служение народу оправдывает все страдания его защитников:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Гриша Добросклонов из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, прототипом которого послужил для поэта Добролюбов, смело глядит в будущее и уверен, что свобода и справедливость восторжествуют в мире. Говоря о вольнолюбивой душе русского народа, Гриша Добросклонов произносит полные оптимизма слова, по форме напоминающие пророчество:
Еще ты в семействе раба,
Но мать уже вольного сына.
Убогая, но обильная, забитая, но всесильная “Матушка-Русь” уже вступает на новый путь, ибо у нее “окончен с прошедшим расчет”, а впереди — светлая и свободная жизнь.

Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Интеллигенҭ-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова

В середине XIX века в русском обществе решительно заявила о себе новая сила, новый ҭип человека, который вошел в историю под именем интеллигента-разночинца, поскольку основная масса его представителей принадлежала к среднему классу и не обладала ни достатком купечества, ни привилегиями дворян. Интеллигенҭ-разночинец не связан прочными традициями с историческим и полиҭическим прошлым своей родины, он целиком устремлен в будущее, далек от религии с ее обещаниями счастья в иной, загробной жизни, он жаждет социальных перемен и хочет построить Царство добра и справедливости здесь, на земле. Фигура интеллигента-разночинца постепенно завоевывает себе прочное место в литературе той эпохи. Неудивительно, что такой большой художник слова, как Некрасов, который всегда чуҭко реагировал на собыҭия общественной жизни, уделил столько внимания этому новому ҭипу человека. В своих стихах автор обращается к Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому и многим другим деятелям искусства и кульҭуры. Типичный путь интеллигента-разночинца Некрасов описывает в стихотворении В. Г. Белинский: Родился он почти плебеем . Попал в Москву, учиться стал В Московском университете; Но выгнан был. Далее автор описывает, как Белинский вынужден был прозябать в нищете, терпя нужду и горе, но, невзирая на трудности и лишения, начал писать статьи, в которых обрушивался на несправедливость, царящую в современном обществе, и не щадил ни льстецов, ни идиотов. Однако бескорыстное служение правде обернулось для него трагедией: И честный сеятель добра Как враг отчизны был отмечен . Замучен жизнью трудовой И постоянной нищетой, Он умер. В стихотворении Памяти Добролюбова, воспевая благородство души Добролюбова, отдавшего жизнь за дело свободы, Некрасов пишет: Учил ҭы жить для славы, для свободы, Но более учил ҭы умирать.
В поэзии Некрасова жизнь интеллигента-разночинца это всегда отказ от всех личных целей и интересов. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал. Герой Некрасова так говориҭ о человеческом призвании: Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других. Эҭи другие страждущий русский народ, во имя которого не жалко отдать и жизнь. Это народ, ожидающий прихода честного сеятеля добра. О, сеятель, приди! зовет душа народа русского в поэме Кому на Руси жить хорошо. Интеллигенҭ-разночинец слышиҭ этот крик о помощи и откликается на него: Долг народа, Счастье его, Мир и свобода Прежде всего. Некрасов постоянно подчеркивает исключительность и особую святость эҭих людей, часто сравнивая их с Христом. О Чернышевском поэҭ говориҭ: Его еще покамест не распяли, Но час придет он будет на кресте. Обращаясь к судьбе интеллигента-разночинца, Некрасов создает образ непонятого, отвергнутого пророка, путь которого тернист, ибо он проходиҭ его с своей карающею лирой, и каждый звук его речей // плодиҭ ему врагов суровых. Безжалостный обличитель людских пороков умирает несчастлив и незнаем, а любовь, что добрых прославляет // И клеймиҭ злодея и глупца награждает его терновым венцом. Лирическому герою поэзии Некрасова понятны и близки не только возвышенные стремления интеллигента-разночинца, но и все его сомнения и колебания, неуверенность в своих силах, чувство вины перед народом, дело освобождения которого потребует еще многих жизней и долгих лет напряженной и мучительной борьбы. Поэтому порой в стихах поэта звучат пессимистические ноты: Да сознанье бессилья обидное Мне осталось одно впереди. Иногда лирический сочинение с оллсоч герой выражает настроения беспредельного отчаяния, вызванного бессилием изменить что-либо в окружающей действительности в обозримое время: Я последнюю песню пою, Но не будет она веселей, Будет много печальнее прежней, Потому что на сердце темней И в грядущем еще безнадежней. Однако Некрасов не теряет веры в то, что благие начинания его героя увенчаюҭся успехом, ибо служение народу оправдывает все страдания его защиҭников: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил и сердцем я спокоен. Гриша Добросклонов из поэмы Кому на Руси жить хорошо, прототипом которого послужил для поэта Добролюбов, смело глядиҭ в будущее и уверен, что свобода и справедливость восторжествуюҭ в мире. Говоря о вольнолюбивой душе русского народа, Гриша Добросклонов произносиҭ полные опҭимизма слова, по форме напоминающие пророчество: Еще ҭы в семействе раба, Но мать уже вольного сына. Убогая, но обильная, забитая, но всесильная Матушка-Русь уже вступает на новый путь, ибо у нее окончен с прошедшим расчет, а впереди светлая и свободная жизнь.

Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова

Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова

В середине XIX века в русском обществе решительно заявила о себе новая сила, новый тип человека, который вошел в историю под именем интеллигента-разночинца, поскольку основная масса его представителей принадлежала к среднему классу и не обладала ни достатком купечества, ни привилегиями дворян. Интеллигент-разночинец не связан прочными традициями с историческим и политическим прошлым своей родины, он целиком устремлен в будущее, далек от религии с ее обещаниями счастья в иной, загробной жизни, он жаждет социальных перемен и хочет построить Царство добра и справедливости здесь, на земле. Фигура интеллигента-разночинца постепенно завоевывает себе прочное место в литературе той эпохи. Неудивительно, что такой большой художник слова, как Некрасов, который всегда чутко реагировал на события общественной жизни, уделил столько внимания этому новому типу человека. В своих стихах поэт обращается к Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому и многим другим деятелям искусства и культуры.

Типичный путь интеллигента-разночинца Некрасов описывает в стихотворении “В. Г. Белинский”:

Родился он почти плебеем

Попал в Москву, учиться стал

В Московском университете;

Далее поэт описывает, как Белинский вынужден был прозябать в нищете, “терпя нужду и горе”, но, невзирая на трудности и лишения, начал писать статьи, в которых обрушивался на несправедливость, царящую в современном обществе, и не щадил “ни льстецов, ни идиотов”. Однако бескорыстное служение правде обернулось для него трагедией:

Особенности цикла

Ярким отличием этих произведений выступает идущие рука об руку поэзия и проза любви. Романтические возвышенные чувства перекликаются, замещаются реалистическими, иногда даже натуралистическими деталями.

Еще одной особенностью цикла выступает несвойственный поэзии драматизм и эпичность. Своеобразный любовный эпос Некрасова несет в себе множество сюжетных линий и чувств.

Среди прочих средств выразительности поэт применил интересный прием — полифонию. Это звучание двух и больше голосов лирических героев. В стихотворениях идут диалоги автора со своим внутренним голосом, диалог мысли и чувства, мнимый разговор поэта и ее любимой.

Стоит отметить также тонкий психологизм и многогранность переживаний героев стихотворений. Их внутренняя драма была обусловлена не только личными эмоциями, но и постоянным давлением общества, для которого их любовь была преступной и непонятой.

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

Середина стихотворения больше похожа не на пьесу, а на фильм: так быстро меняются кадры. Детям-читателям нравится динамика событий, забавная ситуация, живой и выразительный язык стихотворения.

А если б были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004


О его объективной повествовательной поэме Саша (1854), за которую его обвиняли в плагиате тургеневского Рудина еще до того, как он был напечатан у него в журнале, можно сказать, что это попытка создания проблемного рассказа в стихах, и, несмотря на имеющиеся там прекрасные места, она выглядит жалко в сравнении с романами Тургенева. Гораздо интереснее его многочисленные короткие и драматические стихотворения из крестьянской жизни. С одного из них (В дороге, 1847) начался его творческий путь. Некоторые из ранних стихотворений написаны в явно романтическом тоне (Огородник). Одно из самых знаменитых –Влас (1854), стихотворение, в котором Некрасов доказал свое сочувствие не только страданиям народа, но и его религиозным идеалам. Самая масштабная из его поэм (не в стиле народных песен) – величественный и статуарный Мороз Красный нос (1863), с его мифологической идеализацией русской крестьянки и широкими панорамами молчаливого, скованного морозом леса.

В своей народно-песенной поэзии Некрасов освобождается от мучительной одержимости страданием и становится поэтом, выражающим сверхиндивидуальное. Это заметно уже в его стихах для детей, особенно в прелестном Генерале Топтыгине (где запуганный почтмейстер принимает ученого медведя за разгневанного генерала). Но характернее всего самая певучая некрасовская поэма Коробейники (1863), история по сути трагическая, но рассказанная в здоровом и мощном мажорном ключе. Начало поэмы стало народной песней. Из всей русской книжной поэзии это, пожалуй, самый популярный отрывок. Но в той же поэме звенит совершенно иная, странная нота – Песня странника – одна из самых сильных и оригинальных у Некрасова. Это из тех поэм, которые человечны потому, что грубы.

Поэма Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Видеоурок

Величайшее достижение Некрасова в стиле народной песни, а может быть и всего его творчества, – большая реалистическая сатира Кому на Руси жить хорошо?, над которой он работал в семидесятые годы. Поэма рассказывает, как семь мужиков для того, чтобы решить вопрос, кому на Руси хорошо живется, пошли по стране. Они встречают представителей разных классов общества: помещика, священника, крестьянку и т. д. Им рассказывают истории о нравственных подвигах, о героизме, о преступлениях, и поэма кончается на ноте радостной уверенности в будущем народа, которому поможет новая демократическая интеллигенция. Стиль поэмы совершенно оригинальный, изумительно характерный и крепкий. Поэт ни разу не позволяет себе впасть в свои обычные субъективные стенания и ведет рассказ в тоне добродушной, но острой сатиры в народном духе, со многими сценами, выдержанными в тонах простого и здорового реализма, куда порой, когда речь заходит о добродетелях сильного русского мужика, вторгается героическая нота. Исполненная замечательной словесной выразительности, энергии и разнообразных находок, поэма эта принадлежит к самым оригинальным произведениям русской поэзии XIX столетия.



Средства художественной выразительности

Произведение отличается малым количеством троп. Это объясняется тем, что в разговоре ямщика, из-за его необразованность, не могло взяться большого количества красивых слов. В стихотворении используются такие средства художественной выразительности, как:


Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004

А если б были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

Стихотворение написано в форме послания. Перед собой мы видим образ Добролюбова, который становится сборным — это и черты Чернышевского, и его героев (Рахметова). Поэтому перед нами предстает не просто Добролюбов, а идеальный образ революционера-демократа, просветителя, который хочет и может усовершенствовать окружающий его мир. Мы видим Добролюбова-гражданина, который посвятил всю свою жизнь родине. Некрасов демонстрирует насколько тяжела горесть утраты Добролюбова не только для его друзей, но и для потомков, и для всей России в целом.

Образы и символы

Лирический герой произведения устал от езды по дороге и попросил у ямщика, чтобы тот рассказал ему какую-нибудь интересную историю. Этот барин был не из тех, кто чурался разговора с простыми крестьянами. Он хотел узнать побольше о жизни разных людей, ему был интересен весь мир. Этого барина отличало его понимание и умение анализировать.

Однако ямщик не смог рассказать барину весёлую историю, так как его мучили мысли о жене. Сам он был обычным крестьянином, у которого на первом месте в жизни всегда стояли семья и дом. К сожалению, ему досталась женщина из семьи барина. Всю свою жизнь ямщик мучался от того, что его жена несчастна рядом с ним из-за другого воспитания и нравов.

Жена ямщика Груша с самого детства воспитывалась в барской семье. Господа могли дать ей хорошее образование и даже научили читать. Однако после смерти барина ей пришлось вернуться к обычной крестьянской жизни в деревне. Там её насильно выдали замуж за неотёсанного мужика, которого она совершенно не любила.

Девушка страдал не столько от работы, к которой она не привыкла, а от гнёта и насилия. Ей пришлось совершенно переиначить свою жизнь после смерти барина.

Возможно, девушка смогла бы воспитываться в обычной крестьянской семье, но прихоти господ всегда стояли на первом месте. Воспитанная и умная натура была в мгновенье растоптана жизненными обстоятельствами.

Ямщик на протяжении всей жизни с женой не понимал, почему она не может быть такой же, как и остальные крестьянки. Он поведал лирическому герою, что бил свою суженную только на трезвую голову, а это не считается. Мужик этот был неотёсанный, не любил над чем-то задумываться и жил только настоящим моментом. Он винил господ за то, что те испортили девушку. Хотя если и рассматривать то, в чём они виноваты, то это только в том, что не смогли её устроить нужным образом.

Некрасов представил подробную характеристику героев своего произведения. Благодаря подробному описанию жизни каждого, он заставил читателей сопереживать и прочувствовать те эмоции, которые испытывал каждый персонаж.

Стихотворение состоит из четырех частей.

Середина стихотворения больше похожа не на пьесу, а на фильм: так быстро меняются кадры. Детям-читателям нравится динамика событий, забавная ситуация, живой и выразительный язык стихотворения.

В произведении Некрасов показывает, что русская женщина способна на очень многое: бросить уютный дом, сына ради того, чтобы находится рядом с мужем, сосланным в ссылку. Она лишается всего: титула, денег, удобств, положения в обществе, но рада, потому что любимый человек рядом. Автор показывает, что помимо лишений женщины претерпевают многочисленные трудности во время дороги, но. несмотря на это доходят до конца. Русская женщина способна на многое, и кроме этого она сильна, терпелива и верна.

История написания

Именно это стихотворение стало переходом Некрасова на новую поэтическую ступень. В его произведениях всё реже можно было увидеть романтизм. Творец начал писать в реализме и старался затрагивать в произведениях социальные темы, которые были актуальными в то время.

Это один из самых первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря – он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Главная страница Литература Для учителя Подготовка к экзамену: Некрасов


Для учащихся


Для учителя

Статистика

Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821-1878)

Своеобразие лирики Некрасова: проповедь, исповедь, покаяние, искренность чувств, лиризм. Гражданственность и высокая гуманность, народная основа и мотивы народной песни. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.
Стихотворения

- Любите ли вы стихи Некрасова?

- Какие стихи Некрасова вы считаете лучшими?

- Как вы относились к Некрасову в детстве?

- Как относитесь к Некрасову сейчас, в юности?

Цель данных вопросов - попытаться найти точки соприкосновения с жизненным и эмоциональным опытом выпускников, активизировать, углубить восприятие Некрасова как поэта современного.

- Каким русским критикам посвящены стихотворения Некрасова, фрагменты которых приводятся? (Вопрос Всероссийской олимпиады по литературе 1996 года.)

. был особенно любим.
Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!

. Его еще покамест не распяли,
Но час придет - он будет на кресте;
Его послал бог гнева и печали
Рабам земли напомнить о Христе.

. Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил.
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты Родину любил.
Темы сочинений по лирике Н. А. Некрасова

Пейзажная живопись в лирике Некрасова.

Художественная роль образа дороги в творчестве Некрасова.

Сатирическая поэзия Некрасова.

Тема Родины в лирике Некрасова.

Любовная лирика Некрасова.

Образ поэта-гражданина в лирике Некрасова.

Образ Матери в лирике Некрасова.

1. Художественная роль образа дороги в творчестве Н. А. Некрасова.

2. Нравственный идеал Н. А. Некрасова в его стихах о революционерах.
Художественная роль образа дороги в творчестве Н. А. Некрасова
Бесконечная тянется дорога, и на ней,
вслед промчавшейся тройке, с тоскою
глядит красивая девушка,
придорожный цветок, который
сомнется под тяжелым, грубым
колесом. Другая дорога, уходящая в
зимний лес, близ нее замерзающая
женщина, для которой смерть -
великое благословение.

Читайте также: