Социальная адаптация детей с овз доклад

Обновлено: 18.05.2024

Важность социализации детей с ОВЗ

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Если с ребенком трудно

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
  • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
  • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
  • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
  • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
  • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

Самая важная книга для родителей

ВложениеРазмер
soc.adap_.2.docx 26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Социальная адаптация детей

Учитель Козаченко И.Н.

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодежи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. В связи с этим, решение основных социальных проблем детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе их обучение и трудоустройство, позволит во многом изменить не только положение этой группы в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны.

Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями недостаточно эффективно решает их социальные проблемы и требует разработки нового подхода.

Для повышения эффективности решения социальных проблем детей-инвалидов необходим пересмотр подходов к явлению детской инвалидности, согласно сложившейся в регионах ситуации, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи, видов инвалидности и других факторов. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и ее стабильному функционированию.

В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания, в том числе и социально-экономической. Особое внимание уделяется анализу причин возникновения детской инвалидности детей с ограниченными возможностями и изучению проблем их адаптации к условиям социума.

Изучение проблемы детской инвалидности как предмета теоретических и практических исследований в России, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно. Научные исследования в этой области проводят специалисты разных научных направлений: социологии, психологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д.

Однако проблема активации и раскрытия социального потенциала детей с ограниченными возможностями в современном обществе и на региональном уровне изучены недостаточно полно.

Без развития социального потенциала невозможна социализация личности - важнейшего процесса, на которое собственно и направлен весь образовательно-воспитательный процесс. Человек не рождается членом общества, а появляется на свет лишь с предрасположенностью к социальности.

Социализация - это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и, благодаря этому может изменяться его психика.

1.первичная (стадия адаптации) - от рождения до 12-13 лет. На этой стадии ребенок не критически усваивает социальный опыт, адаптируется к жизни, подражает взрослым.

2. индивидуализации - от 12-13 до 22. Характерно желание выделить себя среди других. Вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. интеграции - желание найти своё место в обществе.

4.трудовая - период зрелости. Человек через деятельность воздействует на окружающую среду.

5.послетрудовая-передача социального опыта новым поколениям

Социальный потенциал человека последовательно развивается в течение всей его жизни, но наиболее важными являются первые три стадии.

Высшим уровнем социализации личности является ее самоутверждение, реализация ее социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.

Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является предупреждение детской инвалидности, создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения, 2-3 % детей всей планеты имеют инвалидность. Международные документы провозглашают право каждого на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях, необходимых для поддержания достоинства и свободного развития личности. На данной правовой базе строится социально-реабилитационная работа, призванная обеспечить максимальную самостоятельность и социальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб - ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может.

Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребенка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, которые заняли подобающее место в системе коррекционной педагогики лишь в конце XIX века. Эволюция отношения общества и государства к людям с физическими и психическими аномалиями за два с половиной тысячелетия прошла путь от ненависти и агрессии к лицам с отклонениями в развитии до терпимого и участливого отношения к ним, а затем и до идей равенства и интеграции.

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов :

- полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

- психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Учет этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации и сопровождения учащихся с глубокими и множественными нарушениями в развитии. Одним из направлений решения проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей. Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества - это значит помочь ребенку с интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями включиться в социальные отношения общества. Главный акцент в воспитании и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определенной системы ценностей, сколько на создании определенных условий для его социализации.

Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путем проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и др.).

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребенку с неблагоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно.

Столкновение ребенка с миром, других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у ребенка происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим.

Причины возникновения осложнений психического развития связаны не только с самими ребенком. Во многом они определяются влиянием семьи, детского сада и социального окружения. Это же относиться и к детям с нарушениями здоровья - инвалидность или физические недостатки часто осложняются нарушениями в психическом развитии таких детей.

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.

Несмотря на заботу и поддержку государства, многие социальные проблемы детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они проживают, остаются нерешенными. В связи с нестабильной социально-экономической обстановкой, развитием рыночных отношений, отсутствуют гарантии бесперебойного финансирования социальной сферы, стабилизации экономики и снижения инфляции. Поэтому наиболее уязвимые слои населения, в том числе семьи с детьми-инвалидами не ощущают существенных перемен в своем социальном положении с исполнением действующих социальных программ. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, было бы осуществление адресной социальной помощи каждой семье, имеющей ребенка инвалида с учетом его потребностей в мероприятиях по охране здоровья, социальной реабилитации с целью включения в общество.

На развитие социального потенциала ребенка должна быть направлена система социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, способствующих выявлению и устранение причин и условий социальной дезадаптации, а также комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка: включение его в разные виды коллективной деятельности, развитее творческих способностей и т.д.

Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной реабилитации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, на пути к активной самореализации творчеству, благополучному эмоциональному состоянию в детском сообществе.

1. Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо утраченных вследствие болезни или травмы.

2. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с ребенком, его семьей, ближайшим окружением через службы, ориентированные как на детей, так и на их родителей и близких.

3. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Этот принцип должен быть реализован практически во всех видах служб.

4. Взаимопомощь - широкое участие в работе добровольных помощников и добровольная взаимная поддержка.

Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.

Родители, получая такую поддержку, становятся более объективными в оценке проблемы, связанной с инвалидностью.

У большинства детей, имеющих хронические нарушения здоровья, наблюдаются противоречия между потребностью в принятии и признании и реальными возможностями к социальной адаптации. Особенностью учащихся является неадекватная самооценка - завышенная либо заниженная, а также искаженный уровень притязаний. У детей отмечаются незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная внушаемость, инертность, преобладание внешней мотивации.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Исходя из этой парадигмы, цель реабилитации детей инвалидов - содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Оптимизация процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья возможна в условиях максимальной индивидуализации обучения. Это предполагает наличие гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений, разноуровневых программ, адаптированных для коллективного и индивидуального обучения, а также применение различных форм обучения: классно-урочной, групповой, комбинированной, индивидуальной.

Программа реабилитации - это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановление сил и т.д.

При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с другом и с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации входит организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.

Для успешности педагогической интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо соблюдение важных условий:

- учета возможностей ребенка;

- соблюдения желания родителей, оказания им помощи и поддержки - помощи службы психолого-педагогического сопровождения.

Цель доклада - Социальная адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия декоративно-прикладным творчеством.

- развитие умения видеть, наблюдать, выделять главное и второстепенное;

- развитие мелкой моторики, образного мышления, внимания, фантазии;

- развитие стремления ребенка к созданию образов;

формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты.

- формирование художественного вкуса, чувства стиля, гармонии и равновесия в композиции;

- формирование наблюдательности, усидчивости, аккуратности; воспитание любви к декоративному искусству, народным традициям и к творчеству в целом.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого педагогического подхода в обучении. Круг общения таких детей невелик.

Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но, у детей с ОВЗ ограниченное жизненное пространства и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Её целью является не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку.

Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Ряд качеств, которые формируются у ребенка в процессе творческой деятельности, в конечном итоге положительно скажутся на характере.

Способности к творчеству имеет практически любой ребенок. Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а формируется под воздействием среды, воспитания и условий общественной жизни.

Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии.

Выполняемая деятельность соответствует возможности ребенка, не наносит вреда его здоровью.

Я решила заниматься с ребёнком с ОВЗ прикладным творчеством, так как это помогает максимально использовать возможности ребенка в направлении прогрессивного саморазвития, способствует лучшему познанию окружающего мира, дает возможность, преодолев трудности, поверить в собственные силы.

Дети с ограниченными возможностями в здоровье отзывчивые, открытые, добрые, искренние дети. Это дети с взрослыми проблемами, уже понимающие смысл жизни, они очень хорошо осознают себя в болезни. Так как круг общения у детей очень узок, они, любят поговорить.

Моей главной задачей стала попытка открыть ребенка с творческой стороны. Вся работа велась с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:

учет сложившегося социального опыта ребенка;

любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности;

опора на зону актуального развития;

учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;

ориентация на паритетные отношения;

создание ситуации успеха.

Встреча всегда начиналась с доверительного и доброжелательного общения. К работе приступали с самого простого - плоских игрушек и аппликации из бумаги и ткани.

Ребёнок постоянно должен чувствовать со стороны педагога поддержку в совместном творчестве и общении. С самого начала определялась длительность занятия, оно планировалось в зависимости от физического состояния ребёнка, его творческой активности, душевной расположенности на текущий момент.

В конце каждого занятия также фиксировалось внимание детей на достигнутом результате. Учила ребёнка оценивать свой результат. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Необходимо отметить недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Материал подбирала так, чтобы ребёнок не чувствовал утомления. На занятиях чередовала различные виды деятельности, предоставляя время для отдыха – ребёнок мог поиграть, поупражняться физически, послушать музыку, посмотреть мультфильм. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве разгрузки проводились словесные игры, разгадывались шарады, ребусы.

Все занятия носили практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных умений и навыков.

Индивидуальные особенности некоторых детей-инвалидов затрудняют его самостоятельность, а это, как следствие, порождает неуверенность в своих силах. Моя задача – помочь детям преодолевать трудности: не бояться браться за новое дело, высказывать свое мнение, быть решительным, уверенным, смелым.

Ребята, с которыми я занималась, испытывали удовлетворение от сознания того, что они преодолевают определенные трудности. Затем подобные явления становятся для них обыденностью, и они готовы идти к новым целям, выполнять более сложную работу. Во время работы у ребенка улучшается память и пространственно- логическое мышление, развивается ловкость, увеличивается словарный запас.

Психологи утверждают, что общение с природой наиболее глубоко формируют личность - происходит воздействие на все стороны функционирования нервной системы, положительно влияя на социальное и психологическое самочувствие ребенка. Я адаптировала и ввела в программный материал элементы гарденотерапии – это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к природе, работе с растениями. Коррекционные возможности гарденотерапии велики:

расширение функциональных возможностей кисти рук;

предупреждение невротических расстройств;

развитие тактильной чувствительности;

предупреждение психического инфантилизма;

коррекция эмоциональной сферы;

развитие элементарных трудовых навыков;

- развитие познавательной активности.

Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.

Атмосфера занятий творчеством позволяет раскрепоститься, ведь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей.

Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком-инвалидом, несет отпечаток его личности.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Работе с родителями уделяла особое внимание, поэтому с ними сложились добрые, доверительные отношения. Постоянно нацеливала на то, чтобы родители как можно чаще беседовали о том, чем занимались, как прошел день, чем доволен и чем огорчен ребенок.

Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе

Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе "Мадина в гостях у ребят". Цель:Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно - образовательные:.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего – системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности – в семье, школе, трудовых коллективах и пр.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Школа – это место, где создаются условия, позволяющие адаптироваться к жизни детям с ОВЗ.

Цели школы в адаптации учащихся с ОВЗ состоят:

- способствовать снижению тревожности детей в период адаптации;

- коррекция эмоционального состояния ребенка;

- обеспечить усвоение правил школы – интерната;

- развивать социально-приемлемые и полезные способности;

- развивать коммуникативные умения;

- формировать навыки самообслуживания и личной гигиены.

Самая главная цель в работе с детьми с ОВЗ – это конечно социально-бытовая адаптация. Это, то к чему стремятся педагоги школы, мы должны выпустить воспитанников в самостоятельную жизнь. Основной задачей педагогов является целостный процесс становления личности ребенка с ОВЗ, подготовка к жизни и труду в современном мире.

В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для социализации данной категории учащихся важно дать им трудовые знания, умения и навыки, которые пригодятся в жизни. Созданные в школе условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности детей с ОВЗ, позволяя им после окончания школы выступить на рынке труда в доступных для них областях.

Дети с ОВЗ испытывают большие трудности адаптации в окружающем мире. Причины затруднений связаны с особенностями их развития. Играют роль в этом и ограниченные возможности общения. Если ребенок, развивающийся в норме в силу своих возможностей, мотивированных потребностей черпает эти знания не только в школе, семье, но и самостоятельно, перерабатывая поступающую информацию из окружающего мира, то дети с ОВЗ имея такой дефицит как недоразвитие познавательной деятельности, самостоятельно не могут получить необходимые знания для успешной социализации.

Дети с ОВЗ отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения, они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа её условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Поэтому мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.

- Создание условий для управления личностными мотивами поведения;

-Расширять и совершенствовать круг культурных потребностей;

-Развивать умение анализировать собственную деятельность;

-Формировать стремление добиваться результатов и доводить начатое дело до конца;

-Развивать стремление к познанию окружающего мира;

-Создавать условия для корригирования (исправления) психических процессов;

-Исправлять искаженное представление о жизни;

-Формировать навыки и потребности в труде, в определении достойного места в обществе.

Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы – интерната, уделяем особое внимание формированию жизненных навыков (личной гигиены и самообслуживания), играющих важную роль в охране здоровья и способствующих правильному поведению в быту и в общественных местах.

В процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение элементарных правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались с годами. Дети приучаются к выполнению элементарных правил: мыть руки с мылом перед едой, после использования туалетом, одеваться по погоде и т.д. Использовать индивидуальные средства гигиены: полотенце, расческу, зубную щетку. Вся эта работа формирует навыки личной гигиены и предполагает, что дети всегда должны быть опрятными и учатся замечать неполадки в своем внешнем виде и самостоятельно или при помощи взрослых устранять их.

Гигиеническое воспитание неразрывно связано с воспитанием культурного поведения: приучаем правильно сидеть за столом, аккуратно есть, пользоваться столовыми приборами. Привлекаем к дежурству по столовой, классу, спальне, таким образом, дети четко усваивают обязанности дежурных. Поддержание порядка воспитывает у детей с ОВЗ аккуратность, дети могут самостоятельно замечать беспорядок и по возможности устранять его.

Современная жизнь требует нового качества образования. Школа должна сформировать у выпускников готовность к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная задача очень значима и для нашего учебного заведения.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими сверстниками, закончившими общеобразовательные школы. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, несмотря на свои особые возможности, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Социализация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвует личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и постоянной поддержки детей с ОВЗ. В связи с этим, в учебно-воспитательном процессе школы должна быть заложена и реализовываться идея социализации личности с использованием компенсаторных возможностей индивидуально каждого учащегося.

Выпускник школы должен найти своё место в жизни, стать полезным обществу человеком, востребованным, успешным в той области трудовой деятельности, которую выберет. Определиться с выбором учащимся помогают уроки трудового обучения и профориентации.

Ведущими уроками для успешной социализации являются: уроки профильного обучения, домоводства или социально-бытовой ориентировки.

В нашей школе-интернате профильный труд представлен столярным делом и швейным делом. В рамках кружковой работы воспитанники приобретают практические навыки по работе на приусадебном участке, декаративно-прикладному творчеству и т.д. Большую роль для успешной социальной адаптации учащихся играют уроки СБО. Учащиеся получают теоретические знания и практические умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, приобретают привычки по самообслуживанию, прививаются морально-этические нормы поведения, воспитываются навыки общения, которые бывают необходимы при посещении различных учреждений, организаций.

На уроках столярного дела учащиеся получают элементарные навыки владения столярными инструментами и их назначением. Выполняют простые операции обработки древесины. На уроках швейного дела воспитанники производят изделия необходимые для школы.

Для того чтобы самореализоваться в мире труда, воспитанник должен не только хорошо ориентироваться в мире профессий, но и иметь правильное представление о себе, о своих интересах и возможностях, сильных и слабых сторонах, о ценностях и притязаниях. Еще в школе он должен соотнести себя с несколькими профессиями, исследовать, какая область профессиональных интересов ему ближе всего, получить медицинскую консультацию по поводу своих трудовых возможностей, попробовать себя на практике в интересующих видах труда. Только после этого можно принимать решение о выборе профессии, причем необходимо помнить, что это еще не окончательное решение, что в течение жизни придется несколько раз менять вид деятельности, профессию, место работы.

Немаловажную роль в социальной адаптации воспитанников играют воспитательные занятия, которые ежедневно проводятся воспитателями. Воспитанники знакомятся с семейной азбукой, семейной экономикой, культурой ведения дома; с азами права; уроки здоровья и ОБЖ способствуют формированию положительного отношения к здоровому образу жизни; изучают культуру поведения, самопознание, саморазвитие, самовоспитание, а так же получают необходимые знания по трудовому воспитанию и профориентации.

Воспитанники принимают активное участие в конкурсах по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, в общешкольных мероприятиях. Что позволяет раскрыть их таланты.

Подводя итоги хочется сказать о том, что создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно лишь при тесном взаимодействии всех специалистов учреждения (социального педагога, медицинского работника, психолога, логопеда, дефектолога, учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования). Наша совместная работа даст свои плоды в виде быстрой адаптации наших воспитанников к изменяющимся условиям в обществе, их коммуникативную активность и открытость личности для получения знаний.


CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В современном мире интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в разных областях жизни, включая образование.

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения условий успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в большей степени, чем здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать. Особенности развития личности ребенка-инвалида и различные ограничения, которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что его самостоятельное обучение в условиях массовой общеобразовательной школы часто бывает затруднено.

Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные способности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует существование человека с инвалидностью или длительными заболеваниями в социуме.

Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья (инвалидность), достигает примерно 15% от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Именно поэтому так важно организовать процесс социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. Социально-психологическая адаптация - это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.

Существуют 4 этапа социально-психологической адаптации:

2.Псевдоадаптация - сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3.Приноровление - признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками.

4. Уподобление - трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения.

Следует учитывать, что дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от здоровых сверстников своими адаптационными возможностями. Это проявляется, прежде всего, в особенностях адаптации таких детей к обучению, которое осуществляется в коллективе сверстников.

Известно, что в целом процесс адаптации детей к обучению является весьма сложным. Это объясняется тем, что детский возраст характеризуется:

- очень высоким темпом развития, в том числе, социального, совершенствованием всех систем организма;

- неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и социальным развитием ребенка при опережающем развитии первого;

- ведущей ролью взрослого как важного фактора оптимизации адаптивного процесса.

Адаптивные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья ослабляются следующими обстоятельствами:

1. Характером инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические и общие заболевания).

2. Психофизиологическими особенностями (тип ВНД, темперамент, биоритмологические свойства, характер памяти и др.).

3. Недостатком физического здоровья. Дети, имеющие инвалидность, страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью, чаще условно здоровых детей и чаще, чем дети, страдающие хроническими заболеваниями. Для них характерна соматическая ослабленность.

4. Недостатком психологических возможностей для общения (условия воспитания в закрытом учреждении или в замкнутом мире семьи, обучение на дому, настороженное отношение сверстников, неумение педагога найти подход к ученику, непонимание его проблем, незнание его возможностей, гиперопека со стороны взрослых формируют личность, психологически и социально инфантильную, коммуникативно беспомощную).

5. Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (средства передвижения, слуховые аппараты, специальные приспособления и т.д.), а также наличием архитектурных и психологических барьеров общества, которые в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к социальному приспособлению.

6. Ограниченностью возможностей таких детей участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), которая лишает ребенка базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка.

7. Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами, ограничением мобильности и независимости, нарушением способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью, непосредственно затрудняющими социальную адаптацию детей с ограниченнымии возможностями здоровья и интеграцию их в общество.

8. Нахождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья в незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с недостаточной информированностью о новой среде.

Факторы, затрудняющие адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности. Социальная недостаточность представляет собой ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в общество.

Составляя особую социальную группу, дети с ограниченными возможностями здоровья могут испытывать значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей интеллектуального, сенсорного, двигательного развития, а также соматических заболеваний.

Особенности социализации проявляются у детей с ограниченными возможностями здоровья на разных уровнях. При этом нарушение на исходном – физиологическом уровне является первичным, а нарушения на последующих уровнях (психологическом, социально-психологическом, социальном) имеют вторичный характер и при определенных условиях являются обратимыми. Образовательная среда, имеющая определенное социальное наполнение, может обеспечить включение детей с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды деятельности и социальные отношения, тем самым способствуя их успешной социализации.

Таким образом, необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Читайте также: