Доклад общечеловеческие ценности основа семейного воспитания

Обновлено: 03.05.2024

Процесс нравственно-духовного образования (образование
для
сердца)
существенно
отличается
от
процесса
интеллектуального образования (образование для ума).
Прежде всего, тем, что нравственно-духовное образование
это – внутреннее образование. Внешнее образование
означает успех во внешней жизни. Внутреннее образование
означает нравственность в жизни. Успех – это наше
осознанное или неосознанное возвеличивание самих себя.
Успех приходит и уходит. Нравственность приходит и
возрастает. Таким образом, самым важным в процессе
обучения является не накопление определенной суммы
знаний, а становление достойной личности, обладающей
хорошим характером, живущим согласно внутреннему
голосу совести.

Давайте рассмотрим предложенную Т.И. Петраковой классификацию
ценностей. Это деление ценностей на три вида:
Природные ценности – это ценности
естественных сил и способностей
души, то есть ума, чувства, воли.
Природными ценностями являются
ясность ума, быстрота мысли,
надежность памяти, искренность
чувства, стойкость воли.
Приобретенные ценности – это
ценности, усвоенные человеком в
процессе интеллектуального и
нравственного развития. Например:
корректность, вежливость,
уважение, симпатия к человеку,
отзывчивость и др.
Абсолютные общечеловеческие ценности – это
ценности, не изменяющиеся во времени и
значимые не для какого-то ограниченного круга
людей (социальной группы, класса, партии,
государства или коалиции государств), а нечто
имеющее значение для всего человечества.

Абсолютные (вечные) общечеловеческие ценности и представляют интерес для духовнонравственного воспитания личности. Эти ценности включают в себя и природные и приобретенные
ценности, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей становятся
качествами человека. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению
добродетелей.
Общечеловеческие ценности пронизывают собой все ценности человека.
Все общечеловеческие ценности - грани одной
человечности
Любовь
в
действ
иях

Правед
ное
поведе
ние
Любовь
в
мыслях,
словах

Истина
Любовь
в
поним
ании –
Ненаси
лие
Любовь
в
чувства
х

Покой

Истина – это то, что остается
неизменным,
основополагающий
жизненный
принцип:
духовное
начало,
пронизывающее
все
творение, единая суть, присущая
всему
мирозданию.
Она
не
подвержена
изменениям
во
времени – прошлом, настоящем и
будущем.
Праведное
поведение–это
поведение,
соответствующее долгу и обязательствам,
поступки согласно внутреннему голосу
совести.
Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это
энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.
Внутренний покой – совершенное умиротворение ума,
глубинная природа человека.
Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью,
ни словом, ни делом.
Из пяти перечисленных выше ценностей, первые две –
истина и правильное поведение – включают в себя,
фактически, суть всей нравственности. Честность,
прямота и верность внутренне присущи уже этим
двум, что значит: во всех случаях говори правду и
действуй согласно внутреннему голосу совести. И
если кто-то действует на основе бескорыстной
любви, то независимо от успеха или поражения,
удовольствия или боли, радости или горя, он
пребывает в совершенном мире и покое.

Типы отношений родителей к детям, отрицательно
влияющие на характер детей:
◦ Излишняя опека (ребенок привыкает полагаться на своих родителей до такой степени, что это
мешает ему самому принимать решения)
◦ Излишняя уступчивость (делает ребенка испорченным, требовательным, неспособным
относиться к другим с пониманием)
◦ Излишняя тревога (делает ребенка беспокойным и нервным – могут развиться
психосоматические болезни)
◦ Завышенные требования (дети склонны чувствовать себя растерянными, подавленными и
неудачниками)
◦ Пренебрежение (дети, которыми пренебрегали, отвергали в раннем возрасте, проявляют
склонность к агрессии и импульсивности, становясь старше, что способствует увеличению
преступности, насилия, наркомании)

Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку,
применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка,
выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с
ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в
развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.
Три стиля семейного
воспитания
Демократический стиль – прежде всего, учитываются
интересы ребенка. Стиль "согласия".
Авторитарный стиль – родителями навязывается свое мнение
ребенку. Стиль "подавления" ребенка как личности.
Попустительский (либеральный) стиль характеризуется тем,
что ребенок предоставляется сам себе.

Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного
воспитания
Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными
личностями
с
развитым
чувством
собственного
достоинства
и
ответственностью за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе,
менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить
и строить взаимоотношения с людьми.
Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным
в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и
как правило добивается больших успехов в жизни.
Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.
Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка
при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и
соблюдении дисциплины.
Демократический
стиль
воспитания,
как
утверждают
многие
психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: углубление духовно-нравственного образования родительского коллектива через сокровищницу духовного наследия человечества.

Задачи:

Ресурсы:

презентация в слайдах, тихая красивая мелодия.

Ролик родители верьте в своих детей

Песня Берегите своих детей

План

Анализ

Домашнее задание.

Обнимайте своих детей, говорите им, что они у вас самые лучшие. Обсудите советы по воспитанию в кругу близких.

Заключительная минута семинара.

- Сохраните в своём сердце заветы Великих Учителей как пример следования по жизни в единстве мысли, слова и дела. Спасибо за внимание.

СОШ №14 г.Павлодара

«Это время…, когда так много за окном,

Народная мудрость

Да, мы вправе гордиться, что живём в пору расцвета цивилизации, в век научно- технического прогресса. Сегодня развитие науки, техники и информационных технологий достигли очень высокого уровня, и соответственно возросли удобства современной цивилизации, но, не смотря на это, в мире отсутствуют спокойствие и надёжность.

Всё человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей и отношений, таким образом, имея общую судьбу и общую ответственность. Мы наблюдаем критическое состояние Человечества. Глобальные проблемы – это проблемы, касающиеся всех стран и народов, решение которых возможно лишь объединёнными усилиями всего мирового сообщества. С решением этих проблем связано само существование земной цивилизации или, по крайней мере, её дальнейшее развитие. Для осознания глобальных проблем современности и путей их решения первостепенную роль сыграл Римский клуб.

Глобальные проблемы человечества(слайд4)

Индивидуальный кризис (интеллектуальный, эмоциональный, физический)

Общественный кризис (экономический, политический, культурный,

семейный, образовательный)

Экологический (ресурсный, природный, климатический)

Интеллектуальный кризис-поток различной информации, умы детей не в состоянии различить: праведное от неправедного, добро от зла и т.д.; в умы детей входит информация благодаря бесконтрольному просмотру телевидения и интернет ресурсов. Как часто, мы взрослые, ведём контроль за тем, что слушают, что смотрят наши дети? Отсюда вытекает эмоциональный – в потоке информации человек чувствует себя потерянным: потеря смысла жизни, нехватка внимания, чувство одиночества и т.д., отсюда возникает физический кризис – отсутствие здоровья, психоэмоциональное напряжение. Таким образом, приобретая сумму знаний, но всё меньше задумываясь о духовном, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым.

Результаты исследований показали, что глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные проблемы. А прежде всего духовно-нравственные проблемы. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с материальных ценностей на ценности духовно-нравственные, а для этого необходимо выполнить очищение сознания.

Процесс обучения и понимания – все это происходит внутри сознания, через пять органов чувств. Два из них являются важнейшими путями получения информации – это зрение и слух

Через пять органов чувств информация из внешнего мира попадает в подсознание (иногда сознательно, иногда минуя сознательный уровень), где приобретает психоэмоциональную окраску.(слайд 5)


Эмоциональная реакция сознания вызывает посылку в подсознание дополнительных сигналов и закрепляет эмоциональное содержание прошлых впечатлений, такие эмоции как гнев, ненависть, страх, зависть, находятся в подсознании, внутри нас всё время, они часть нашего прошлого.

Как очистить наше сознание? Как очистить воду в стакане, если её нельзя всю вылить? (надо поставить стакан под поток воды, и она постепенно очистится)

Очищение сознания происходит за счет внесения в него света вечных общечеловеческих ценностей. Но перед тем как начать работу по очистке нашего сознания необходимо достичь спокойствия и преодолеть наши эмоции. Когда очищается наше подсознание, то возникает связь с нашим сверхсознанием. Надо успокоить ум и тело через позитивный настрой. Когда они успокаиваются, и автоматически открывается сердце. Необходимо научиться получать только облагораживающие мысли для того, чтобы мы могли устремить наше сознание выше, в область сверхсознания. Это позволит нам найти спокойствие, сделает поведение правильным, даст возможность обрести мудрость (сработают вдохновение, интуиция)

Способы очищения сознания (слайд 6)

1. Практикуйте позитивный настрой.

2. Попробуйте излучать свет.

3. Перед тем, как лечь спать, потратьте несколько минут на то, чтобы вспомнить, что вы сделали за день, и примите решение достичь большего

4. Контролируйте свой гнев:

-выпейте стакан холодной воды

-покиньте то место, где вы испытываете гнев

-посмотрите в зеркало на свое лицо

5. Пойте песни, проникнутые общечеловеческими ценностями

6. Найдите хорошую компанию

7. Научитесь давать спокойствие людям, служите другим и утешайте их

8. Произнесите вслух какие-нибудь слова, являющиеся священными

или утешительными для вас.

9. Научитесь хранить тишину. Говорите только хорошее.

10.Следите за дыханием

11. Придерживайтесь общечеловеческих ценностей в повседневной жизни

Природные ценности – это ценности естественных сил и способностей души, то есть ума, чувства, воли. Природными ценностями являются ясность ума, быстрота мысли, надёжность памяти, искренность чувства, стойкость воли. Приобретённые ценности – это ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного развития, такие как уважение, вежливость, благодарность, терпение и др.

Абсолютные общечеловеческие ценности – это ценности, не изменяющиеся во времени, и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, государства), а нечто, имеющее значение для всего человечества.


О важности духовно-нравственного образования говорили Великие Учителя человечества всех времён (Сократ, Аль-Фараби, Шакарим, Марк Аврелий, Имануил Кант и др.).

Разрешите вас познакомить с некоторыми учениями.(слайд 10)

Марк Аврелий (121-180) – римский император. Время его правления считают Золотым веком, т.к. являлся глубоко духовным человеком, философом, жившим по духовно-нравственным законам.

«В процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться учёные головы. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех.

Что есть человеческая жизнь в масштабах вселенской вечности? Миг, мгновение – и только. Так разве не важно, прожить отпущенное нам время с наименьшими проблемами для себя и для других?

Самопознание – это внутреннее образование. Что мы познаём о себе? Психология познаёт то, в чём мы разные, а самопознание познаёт то, что нас объединяет.

Что нас объединяет? Высшее духовное Я, Совесть, Вечные Общечеловеческие Ценности.

Восстановить духовную основу, заложенную в Заветах Великих Учителей человечества.

Развить свой разум, чтобы видеть то единое целое, - что является Духовностью.

Самосовершенствование начинается с работы над самим собой.

Истинное образование должно объединить сердце, ум и руки. То, о чём думает голова, должно быть глубоко прочувствовано сердцем, а затем правильные решения должны быть выполнены руками.


Создание атмосферы любви, доверия, вдохновлённого творчества в организации образования.

Интеграция духовно-нравственного образования в целостный педагогический процесс.

Необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе духовно-нравственного образования.


Самым важным в процессе обучения детей является не накопление определённой суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести.(слайд17)

(анкета №3) Отметьте, пожалуйста, как вы общаетесь со своим ребёнком?

Берегите своих детей (видеоролик)

Типы отношений родителей к детям, отрицательно влияющих на характер детей(слайд18)

Излишняя опека (ребёнок привыкает полагаться на своих родителей до такой степени, что это мешает ему самому принимать решения)

Излишняя уступчивость (делает ребёнка испорченным, требовательным, неспособным относиться к другим с пониманием)

Излишняя тревога (делает ребёнка беспокойным и нервным – могут развиться психосоматические болезни)

Завышенные требования (дети склонны чувствовать себя растерянными, подавленными и неудачниками)

Пренебрежение (дети, которыми пренебрегали, отвергали в раннем возрасте, проявляют склонность к агрессии и импульсивности, становясь старше, что способствует увеличению преступности, насилия, наркомании)

Роль матери в воспитании ребёнка(слайд19)

Процветание в доме зависит также от женщины. Если вы хотите, чтобы в доме было богатство и процветание, для этого надо сделать так, чтобы семья не жила только для своих внутренних интересов. Будет много друзей, люди также будут хотеть вам помочь.

Это начинает развиваться со стола. Если в семью принято приглашать просто кого-то на обед, кормить кого-то, угощать, давать милостыню нищим, это значит, что семья будет процветать.

Если семья живёт корыстно, то все добрые люди отворачиваются от неё, остаются только корыстные доброжелатели, которые что-то хотят от вас для себя, а не принести вам счастье.

Таким образом, бескорыстие – это основа семейной жизни для процветания семьи.

Притча: Ведь это всего один час…

Роль отца в семье (слайд20)

Мужчина – воплощение долга, мудрости и дисциплины.

Мужчине следует оберегать и защищать свою семью. Все члены семьи должны чувствовать себя в безопасности, должен заботиться и о материальном достатке семьи.

Любовь отца к сыну – делает мальчика спокойным и уверенным в себе.Отец внушает своим сыновьям понятие – честности, мужественности, твёрдости воли, справедливости и ответственности.

Любовь отца к дочери вселяет в девочку уверенность в себе. Отец, своей любовью и заботой о дочерях, воспитывает в них хорошее отношение ко всем мужчинам, из них получаются хорошие жёны, которые будут любить и уважать своего мужа и смогут создать дома атмосферу любви и счастья, в которой будут расти и хорошо развиваться дети.

Воспитание в сотрудничестве (слайд 21)

Как завоевать послушание ребёнка?

В сердце ребёнка находится высшее Я, он интуитивно знает Истину, как бы мал он не был.

Если мама говорит неправду, то ребёнок не может слушаться.

Если папа говорит одно, а делает другое, то ребёнок не может слушаться.

Если с ребёнком лукавят, занимаются политикой, то он не может слушаться.

Если мама говорит ему быть послушным, а сама не слушает папу, то ребёнок не может быть послушным.

Добиться послушания ребёнка невозможно без сотрудничества и работы над собой.(слайд22)

Любить любого ребёнка, ибо любовь есть преобразующая сила.

Понимать ребёнка и принимать его таким, какой он есть.

Восполниться оптимизмом в отношении любого ребёнка.

Примите, пожалуйста, этот совет, и придя сегодня с собрания домой вы можете ничего не говорить детям, а просто обнимите их, поцелуйте, скажите им, что они у вас самые- самые лучшие.

Дело житейское

Пришел домой, чуть не плачет.

Увидела это мать и:

Снова переживает, но уже меньше.

- Не переживай, сынок! Дело житейское…

Увидала мать дневник. За голову схватилась, сама чуть не плачет.

- Да ладно тебе, мама! Ведь это же – дело житейское

Притча: Ведь это всего один час…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание. Собран теоретический материал, анкеты и памятки родителям.

Цель: Раскрыть важность общечеловеческих ценностей в духовно-нравственном воспитании детей.

3. Воспитание чувства ответственности родителей за воспитание детей.

Ход собрания

1.Вступительное слово учителя.

Наше собрание я хочу начать с высказывания Далай-Ламы XIV (духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и других регионов):

Наши дома все больше, а семьи все меньше;

У нас больше удобств, но меньше времени;

Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла;

Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению;

Больше специалистов, но еще больше проблем;

Больше лекарств, но меньше здоровья;

Мы проделали долгий путь до Луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтобы встретиться с новым соседом;

Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объемов информации, но стали меньше общаться друг с другом;

Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве;

Это время быстрого питания, но медленного усвоения,

Людей высокого роста, но низкой нравственности,

Высоких доходов, но мелочных отношений;

Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате.

Далай-Лама XIV

Согласны ли вы с этим высказыванием?

Кто может сказать, почему так происходит? В чем причина, в чем парадокс сегодняшнего мира?

В наши дни главная задача образования — сдать как можно больше экзаменов и добиться как можно больше ученых степеней.

В этом и заключается отрешенность образования от жизни сегодня. Нас учат языкам и концепциям, но это не помогает нам жить в согласии с самими собой и остальными.

Парадокс сегодняшнего мира в том, что, нам кажется, более легким познавать и осваивать внешний мир, чем исследовать и осознавать свой внутренний мир, т.е. самих себя.

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, затем, подумав, добавил: — и мира тоже.

- В семейном кругу мы с вами растем,
Основы основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.

Ребёнок упрямился, крепко прижимая к груди любимую игрушку, не желая давать поиграть ей другому малышу.

— Некрасиво быть жадным и не делиться с другими своими игрушками, — сказала мама ребёнку.

— А почему ты тогда не делишься своими игрушками с моей тётей, когда она просит их у тебя? — спросил ребёнок.

— Но у меня нет игрушек, — ответила мама.

— Но это же дорогая вещь, а не игрушка, — ответила мама.

— Это для тебя она дорогая, а для меня это игрушка. Давай я ей поделюсь, раз тебе жалко.

— Нет, — сказала мама.

— Тогда почему ты хочешь, чтобы я делился тем, что дорого для меня, почему ты не ценишь дорогие мне вещи?

— Знаешь, сынок, наверное, ты прав. И в следующий раз я постараюсь не жадничать, а поделюсь с твоей тётей, — сказала мама.

Ребёнок внимательно посмотрел на маму, улыбнулся и дал свою игрушку малышу, который тоже хотел поиграть с ней.

-как ребёнок относится к своим игрушкам?

-Как он оценивает мамины украшения?

Почему мама изменила своё отношение к поступку ребёнка?

II Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям. Под ценностями принято называть предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности.

Истина – это то, что остается неизменным, основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени – прошлом, настоящем и будущем.

Праведное поведение–это поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки согласно внутреннему голосу совести.

Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.

Внутренний покой – совершенное умиротворение ума, глубинная природа человека.

Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом.

Все общечеловеческие ценности — грани одной человечности.

Смотрим фильмы:

Цените то, что у вас есть.

Ради родных людей отдайте всё, что у вас есть, т.к. семья- это самое ценное в жизни каждого человека.

III Роль родителей в семье очень велика. Каждый из родителей оказывает определенное влияние на развитие ребенка. Миссия матери заложить основы благочестия и морали. Она должна обеспечить детей необходимой моральной и духовной подготовкой. Когда мать наполнена духовностью, это благоприятно сказывается на детях, и они также наполняются ею.

Мужчина в семье играет главенствующую роль. Мужчина — это воплощение долга, мудрости и дисциплины. Муж должен с чувством ответственности оберегать и защищать жену и детей, должен обеспечивать семью всем необходимым, включая здоровье всех членов семьи и обучение детей. Отец внушает своим сыновьям понятие честности, мужественности, твердости воли, справедливости и ответственности – без этих качеств мужчина не способен быть настоящим мужчиной.

Любите своих детей такими, какие они есть.

Делитесь с родными любовью и заботой. Берегите и проживайте каждый день.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила:

учитель начальных классов

2016 г.

Общечеловеческие ценности включают в себя: надежность, уважение, ответственность, справедливость, заботливость и гражданственность.

Общечеловеческие ценности не являются врожденными – они приобретаются в процессе воспитания. Без них, особенно в условиях глобализации современного общества, любому человеку легко потерять свою индивидуальность, духовность и мораль.

Воспитанием детей в основном занимаются семья и образовательные учреждения. Роль и тех, и других для ребенка колоссальна, исключение из воспитания любого из звеньев приводит к плачевным последствиям. Семья традиционно является источником таких нравственных ценностей, как любовь, дружба, верность, честность, забота о старших и т.д. Школа – развивает интеллект, дарит ребенку знания, помогает в поисках истины, учит творчеству. Роли семьи и школы в воспитании обязательно должны взаимодополнять друг друга. Вместе они должны давать ребенку знания о таких общечеловеческих ценностях, как ответственность, справедливость, чувство долга , патриотизм.

Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по своему содержанию, его главной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родителям.

Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга.

Крепкие здоровые, духовные семьи — мощное государство. Это аксиома, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.

Известные воспитательные функции семьи:

• влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

• семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья — такое общество;

• семья обеспечивает преемственность традиций;

• важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

• существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается — приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.

Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.

Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин, в выходные дни — 30 мин. Нехватку времени для общения со своим ребёнком родители пытаются компенсировать покупкой дорогой вещи, телефона, компьютера, желая заменить этим живое общение. И эту модель поведения ребёнок перенимает и несёт с собой по жизни, становясь взрослым. Это цепочка может тянуться из поколения в поколение. Что же будет дальше? Мир без какой-либо духовной жизни станет опустошенным, в нём не будет семейных ценностей, традиций и устоев. Именно родители несут ответственность за духовный мир ребёнка и его воспитание, учат его жить по правилам и законам, влияя собственным примером.

Ребёнок – это зеркало семьи, в котором отражается семейный уклад, традиции, духовная и интеллектуальная её жизнь

Дети ожидают от родителей интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Родителям требуется постепенно менять воспитательные влияния на различных ступенях становления личности.

Современное семейное воспитание должно основываться на принципах гуманистической педагогики:

• креативности— свободного развития способностей детей;

• гуманизма — признание личности в качестве абсолютной ценности;

• демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;

• ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Данный доклад представлен мною в рамках Городских Макариевских чтений педагогов образовательных учреждений. Призовое место.

ВложениеРазмер
Доклад "Традиционные семейные ценности - неизменная основа формирования культуры современного общества и личности" 21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались, воспитывались и подрастали в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения, становясь полноправными представителями своего народа.

Будучи первичным институтом воспитания и становления человека, семья передаёт подрастающему ребёнку не только знания, но и формирует его мировоззрение и миропонимание таким образом, чтобы всякий человек, став взрослым, чувствовал ответственность не только за себя, но и за жизни окружающих его людей. Именно в семье мы учимся заботиться о ближних, доверять, любить, правильно выражать свои чувства и эмоции, быть справедливыми и честными, жить в коллективе и ставить интересы общества выше интересов отдельной личности.

Но то, что раньше казалось очевидной истиной, сегодня многие пытаются поставить под сомнение.

В большинстве стран Запада уже легализованы однополые браки, права семьи подменены правами личности и индивида. Результаты этих преобразований очевидны: цивилизация деградирует в морально-нравственном плане и вырождается.

Сейчас наступление на семью идёт по всем фронтам.

Говоря о традиционных семейных ценностях, я подразумеваю такие понятия, которые неразрывно связаны с процессом воспитания человека в семье:

И особенно важным, я как учитель русского языка и литературы, считаю необходимостью формировать эти ценности путем их правильного транслирования, демонстрации, а именно - чЕрпанием примеров из отечественной литературы, которые Вы увидите ниже.

Труд, каким бы он ни был – управленческим или производительным – облагораживает человека, развивает его таланты и способности, поднимает на качественно новые уровни не только материально, но и духовно. Его сила велика и животворна.

В былые времена, не отличавшиеся особым комфортом и потребительским изобилием, необходимость труда была более очевидна, чем сейчас. Большую часть своей жизни наши предки проводили в труде, по этой причине и было сложено такое внушительное, дошедшее до наших времен количество поговорок и пословиц на эту тему.

Сегодня же отношение к труду и трудолюбию с точки зрения принятой массовой философии заметно изменилось в худшую сторону. Всем известные популярные сериалы о школьниках , студентах и врачах, которые рады позабавить зрителя смешными ситуациями, конфликтами героев, чем угодно, но только не изображением трудящегося человека, хотя по-хорошему, именно он должен быть на первом плане: школьник, студент, врач – это, в первую очередь, труженик. В противоположность таким транслируемым с экранов телевизора примерам я обозначу следующие произведения.

В восприятии многих людей понятие честности сводится к необходимости всегда говорить правду. Честный человек – это тот, кто не кривит душой, и в действиях которого нет корыстных мотивов.

В семье, в которой родители привыкли быть честными со своими детьми, царит гармония и понимание. Ведь если нет вранья, то нет и серьёзных поводов для конфликтов или размолвок.

В то же время честность по отношению к окружающим начинается с честности в диалоге с самим собой. Научиться быть честным по отношению к себе – это основа для духовного развития. И, конечно, только честный человек, живущий в ладу со своей совестью, может быть по-настоящему счастлив.

Как показывает практика, чтобы сделать первый шаг и начать движение, зачастую недостаточно правильно выбранной цели и даже понимания, как её реализовать. Для этого нужна смелость. Она помогает преодолеть страх, взять на себя ответственность и двигаться по намеченному пути. Поощряя детей к самостоятельным поступкам, к взятию ответственности, предоставляя разумную свободу действий, мы помогаем им научиться контролировать свои эмоции, развивать решимость и способность принимать правильные решения в независимости от наличия страхов. Из смелости проистекает готовность защищать интересы своих близких, своего дела и своей Родины.

Сегодня мы всё больше сталкиваемся с понятием информационная война, но и на этой войне победу одержит лишь тот, кто сохранит верность своей стране, своему народу и тем человеческим идеалам, которые и делают нас людьми.

Умение отличать добро от зла, хорошее от плохого, и осознанное желание быть добрым лежат в основе нравственности человека. Добрым можно назвать тот поступок, который делает мир лучше, помогает обществу выходить на путь бескризисного и гармоничного развития. Злой поступок – тот, который направлен в противоположную сторону и делает мир хуже, ведёт его к гибели. А это значит, что человеку следует соизмерять каждый свой поступок с тем, какой эффект он оказывает на окружающих и какие влечёт последствия.

С этой точки зрения неправильно рассуждать о том, что добра без зла не бывает, или о том, что зло было всегда, и тут ничего не поделаешь. Хотя зло и существует в нашем мире, тем не менее, долг каждого человека устремлять свои мысли и поступки к добру, то есть быть добрым.

Русскую цивилизацию не зря иногда называют цивилизацией меры. В отличие от Запада, который вечно гонится за материальными ценностями, и Востока, который на пути духовного совершенствования иногда готов забыть о жизни сегодняшней, у нас всегда всё хорошо только в меру.

В русской традиции Любовь – гораздо более широкое и объемлющее понятие, чем просто сфера отношений между мужчиной и женщиной: это и Любовь к ближнему своему, и Любовь к миру, и Любовь, как проявления тепла души и сердца, как совокупность совершенства.

Вера – одно из самых тонких, едва уловимых и одноврЕменно очень важных понятий в человеческой жизни. Каждый человек, отдает он себе в этом отчёт или нет, руководствуется в своих поступках некой собственной системой верований, сложившейся на протяжении его жизни. То, во что человек верит, определяет раз за разом его шаги, определяет и всю его жизнь в целом.

Если человек, к примеру, верит, что он не нужен где-то (в семье, коллективе, стране), значит так и будет, потому что он неизбежно подкрепИт свою веру дальнейшими реальными действиями. Поэтому долг каждого человека найти в себе силы и найти время подумать о том, во что он верит и во имя чего живёт

И напоследок я хочу выделить еще одну важную семейную традицию, о которой я не сказала выше: семейное чтение художественной литературы – одна из волшебных сил формирования культуры личности как ребенка, так и взрослого, уже, казалось бы, сформировавшегося человека.

Конечно, многие из Вас заметили, что мой сегодняшний лаконичный набор примеров художественных произведений большею частью пал на список школьной литературы. Но сделала я это намеренно: и нам, взрослым, стоит время от времени вместе с детьми перечитывать эти книги, ведь они дают нам возможность чЕрпать из них незаменимые ценности, от которых и зависит прогресс в духовной жизни общества.

Читайте также: