Доклад формы воспитательной работы способствующие развитию и проявлению индивидуальности ребенка

Обновлено: 17.05.2024

Второй компонент индивидуальности — это задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом выбор предмета собственных привязанностей и увлечений из широкого спектра человеческих занятий, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливают формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно об­разно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности

Третий компонент — это социально-культурный опыт индивидуума. Он включает в себя знания о человеке и окружающей социальной и природной действительности, умения и навыки познавательной и преобразовательной деятельности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. Важной составляющей социально-культурного опыта являются знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии. От богатства такого опыта во многом зависит яркость и мно­гогранность человеческой индивидуальности. Именно этот компонент можно рассматривать в качестве базисного основания формирования уникального сочетания в конкретном человеке общих, особенных и единичных черт и качеств. Он, на наш взгляд, является также необходи­мым условием становления, а подлинно культурного образца индивидуальности, впитавшей в себя ценности человеческой цивилизации.

Четвертый компонент — нравственная направленность как существенная характеристика индивидуальности, соотносящаяся с духовно-нравственными ценностями общества, как ценностное наполнение избираемых человеком содержания, форм и способов самореализации и самоутверждения. Включение нравственной направленности в состав компонента индивидуальности произведено нами осознанно, хотя многие исследователи подчеркивают независимость индивидуаль­ности и уровня ее сформированности по отношению к нормам морали и степени их усвоения (принятия) человеком.

…Что необходимо делать педагогу для того, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка протекал успешно?

Ее коллега Л.И.Маленкова полагает, что педагогическое обеспечение процес­са и становления индивидуальности ребен­ка должно включать в себя следующие составляющие:

— умение увидеть в каждом воспитаннике индивидуальность, уникальность и неповторимость каждой личности и принять ее таковой, какая она есть;

— глубокое изучение личности воспитанника, его положения, статуса в воспитательном процессе;

— установление индивидуально-личностных отношений с каждым воспитанником;

—организацию личностно ориентированной воспитывающей деятельности в классном коллективе на основе индивидуальных особенностей учащихся;

—инструментовку воспитания как са­мопознания и саморазвития личности, ее самоактуализации;

Названные Н.Е.Щурковой и Л.И.Маленковой условия развития индивидуаль­ности учащихся в процессе воспитательной деятельности, несомненно, следует отнести к разряду тех обстоятельств, которые имеют важное значение в формировании этого человеческого качества. Но мы посчитали возможным дополнить этот перечень, а некоторые его положения — уточнить и детализировать. В результате нами было выявлены и сформулированы девять педагогических условий, способст­вующих успешному протеканию процесса становления и проявления индивидуальности ребенка. К ним мы отнесли следующие обстоятельства:

1) восприятие классным руководите­лем и его воспитанниками индивидуальности как особо значимой ценности;

2) наличие у педагога целостного и адекватного представления о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности;

3) ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков са­мопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии, на освоение им нравственных форм и способов
самореализации и самоутверждения;

4) предоставление школьникам свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного (школьного) сообщества;

5) создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей;

6)оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирование
в ребенке общего, особенного и единичного;

7)стимулирование стремления школьников к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем;

8)теоретическая и технологическая готовность педагога к осуществлению индивидуально-ориентированной воспитательной деятельности;

9)поддержка усилий классного руководителя и учащихся со стороны воспитательной, психологической и социально-педагогической служб образовательного учреждения (Цитаты из работы: Степанов Е, Алексеева Н. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности //Воспитание школьников.№1, 2005, С.2-8.)

Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.

Но мы не должны забывать и о том, что природа сильнее, чем воспитание . Природа – корни, воспитание - крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть , выращивать то, чего пока нет.

Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, многоемкая и многообразная, круг обязанностей очень широк, огорчение и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом. Классное руководство - это радость общения, это круг своих детей. Классное руководство - это реализация педагогики сотрудничества. Классное руководство - это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека, в его самореализации.

Что же нужно знать и уметь классному руководителю, чтобы эти победы состоялись, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свою индивидуальность?

Вся воспитательная работа в классе ведется согласно плану и направлена на решение следующих задач:

- помочь ученику развить его интеллектуальные, нравственные, коммуникативные, эстетические и физические способности;

- помочь раскрепоститься, пробудить к общению и творчеству через воспитание в режиме повседневной жизни;

- помочь оценить возможности ученика в стремлении познания самого себя.

Содержание воспитательной работы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества.

Ядром индивидуальности, по моему глубокому убеждению, является формирующееся в процессе жизнедеятельности творческое отношение человека к себе и своему бытию. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими.

У каждой личности есть социально-культурный опыт , который включает в себя знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства. От богатства такого опыта зависит яркость и многогранность человеческой индивидуальности,

Следующий компонент – нравственная направленность , которая соотносится с духовно-нравственными ценностями общества.

И, наконец, заключительным компонентом индивидуальности является творческая активность. Если она отсутствует, то невозможно представить формирование яркой индивидуальности и полномасштабного самоосуществления человека, так как при этом проявится типичность, стандартность, незаметность.

Что необходимо делать педагогу, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка протекал успешно?

Надо ориентироваться на воспитание в режиме повседневной жизни, так как этот процесс постоянен и беспрерывен.

Воспитание в режиме повседневной жизни – это такого рода организация всей сферы школьной жизнедеятельности, когда происходит постоянное освоение, усвоение и присвоение школьниками достижений общечеловеческой культуры – неизменное и непрекращающееся восхождение на вершину. А процесс такого восхождения есть не что иное, как деятельность ребенка.

Особая роль в формировании личности в режиме повседневной жизни отводится семье. Родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребенка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Основу взаимодействия классного руководителя и семьи я вижу в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Я выделяю следующие принципы данного взаимодействия:

- взаимное доверие и уважение;

- взаимная поддержка и помощь;

- терпение и толерантность по отношению друг к другу.

Это помогает мне, как педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, развития самооценки и самоконтроля в соответствии с требованиями социума, формировании гражданского самосознания.

Во взаимодействии с родителями основные функции классного руководителя следующие:

- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

- взаимодействие с общественными организациями родителей;

- вовлечение родителей в общественное управление школой.

Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Диалог – это ведущая форма общения.

Явка родителей на родительские собрания на протяжении всех лет достаточно высокая (85-100%). Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неуспехам детей. Проявляют интерес к жизни классного коллектива. Активно участвуют в жизни класса и школы в целом.

Успешное протекание процесса становления личности и проявление индивидуальности ребенка происходит при следующих педагогических условиях.

Первым педагогическим условием является наличие у классного руководителя целостного и адекватного представления о каждом ученике, его достижениях и проблемах, об индивидуальных сторонах его личности. Эти представления классного руководителя о своих воспитанниках формируется как произвольно, так и непроизвольно в процессе воспитательного взаимодействия с учащимися, во время наблюдения за их поведением, участием в классных и школьных делах, построением отношений с одноклассниками, учителями, другими детьми и взрослыми. Чтобы получаемая информация была объективна и достоверна, классный руководитель должен использовать в своей практической деятельности методики психолого-педагогической диагностики, современные приёмы и методы анализа и систематизации педагогической информации.

Второе условие – ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства, на освоение им нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.

Успешность процесса самоосуществления во многом зависит от того, насколько воспитатель сумеет эффективно построить свою работу по формированию у учащегося умений и навыков планирования, организации и анализа деятельности по саморазвитию.

Третье условие – предоставление школьнику свободы выбора форм и способов проявления своей активности. Классному руководителю необходимо позаботиться о том, чтобы ученик нашел себе дело по душе – в соответствии со своими интересами и потребностями, ведь только тогда будет наблюдаться высокая активность и заинтересованность ребенка. Принцип свободы выбора должен прийти на смену педагогическому анахронизму: требования об обязательном участии детей во всех делах и мероприятиях. Каждый осознанный и добровольно сделанный ребенком выбор приближает его к самоосуществлению, к раскрытию и расцвету неповторимой индивидуальности.

Организация самоуправления в классе, выборы совета класса, распределение поручений, привлечение к подготовке и проведению классных дел всех желающих, в том числе и родителей. Я считаю, что развитие самоуправления в классе – это один из важных вопросов воспитательной работы. Всю воспитательную работу в классе начинаю с совместного планирования дел на учебный год с активом класса. Учитывая мнения учащихся класса, определяется тематика классных часов, формы их проведения, определяются сроки, ответственные за их подготовку и проведение.

Общешкольные мероприятия и работа кружков, клубов, секций, увеличивает диапазон возможностей для проявления и развития школьником своих способностей, интересов, увлечений.

Четвертое условие – создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанника к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.

Творчество можно назвать и источником, и ваятелем индивидуальности. Если действия школьников строго регламентируются указаниями взрослых, где исполнительность и точность следования заданным образцам выступают в качестве основных критериев успешности осуществляемой деятельности, В такой обстановке дети не будут испытывать желания действовать инициативно и творчески, не захотят проявить и развить свои способности.

Я считаю, что творчество должно стать престижным и привычным для ребенка, так как оно делает его инициативным и активным. Только тогда ребенок может стать самим собой.

Пятое условие – стимулирование стремления школьника к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем.

Педагогу необходимо направлять свои усилия на мобилизацию внутренних сил ученика для работы по самосовершенствованию, на актуализацию и поддержку его собственных устремлений в преодолении трудностей, возникающих на его жизненном пути.

Почему же так важно соблюдать все эти условия? Каждый ребёнок от природы уникален и, не зная его индивидуальных особенностей, можно сломать его траекторию развития, а значит, поломать судьбу. Представим себе детей в виде природных материалов, где один ребёнок, например, глина, а другой - алмаз. Предназначение первого - стать гончарным изделием, второго - бриллиантом. Но если мы не будем этого знать, так, же как и особенностей данных материалов, мы, наверняка, всё испортим.

Почему необходимо сотрудничество с педколлективом и родителями? Потому что только совместными, одновременными, чёткими действиями можно сделать так, что из обычного куска глины получится предмет, который будет востребован, а из алмаза - бриллиант, сияющий всеми своими гранями. Вот это и будет победа - победа ребёнка, который сумеет самореализоваться, и победа педагога, который этому способствовал.

Задача педагога, реализующего принципы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития образования и воспитания – овладеть конкретными способами и методами развития индивидуальности в каждом обучающемся.

Классный руководитель наиболее полно представляет себе проблемы и достижения, интересы и способности, реальные и потенциальные возможности каждого ребенка, поэтому основную работу по развитию индивидуальности ребенка выполняет именно он. Классный руководитель осуществляет системную работу по обеспечению процесса становления и проявления индивидуальности учащихся по следующим направлениям:

Основные направления педагогического обеспечения индивидуальности

Содержание и организация деятельности классного руководителя

Педагогическая поддержка становления индивидуальности

1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности.

2. Поддержка социальных инициатив, увлечений и интересов учащихся.

3. Развитие творческих способностей детей

4. Содействие развитию самостоятельных и самоуправленческих начал в ученическом коллективе

5. Проведение цикла тематических классных часов и занятий по познанию и самосовершенствованию личности ребенка.

Содействие ребенку в проявлении его индивидуальности

1. Организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личностных достижений.

2. Проведение внеклассных мероприятий состязательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования)

3. Организация работы с младшими школьниками, в процессе которой ученики демонстрируют свои способности, знания, умения и навыки

4. Рефлексия (саморефлексия) и учет (самоучет) личностных достижений учащихся и других проявлений их индивидуальности.

5. Поощрение учащихся за успехи в различных видах деятельности

Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи.

1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка в решении проблем

2. Забота о создании для детей нормальных жизненных условий в школе и дома

3. Организация мероприятий для формирования социально-правовой компетенции учеников и их родителей.

4. Привлечение специалистов школы (социального педагога, психолога) и других учреждений и организаций для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся.

Учитывая объективные законы развития и саморазвития ребенка, работа по развитию индивидуальности строится в разных возрастных группах, на всех ступенях обучения.

При обучении в основной школе совершенные открытия заставляют ребенка задумываться о самом себе, осмысливать происходящие с ним события и искать причины, приводящие к тем или иным последствиям. Идет активное самопознание и самовоспитание.

Таким образом, развитие индивидуальности проходит 3 этапа:

Ключевые аспекты , характеризующие индивидуальное развитие школьника

1. Первый ключевой аспект - индивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке.

2. Второй аспект - индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика

3. Третий ключевой аспект - индивидуальность как этап, уровень развития человека.

4 .Четвертый аспект - индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность.

Чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате - стать самим собой, т.е. самоосуществиться, воспитателю можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий.

Основные компоненты индивидуальности

1 Ядром индивидуальности является формирующееся в процессе жизнедеятельности авторское отношение человека к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры.

2 Второй компонент индивидуальности - это задатки и способности.

3 Третий компонент - это социально-культурный опыт индивидуума.

4 Четвертый компонент - нравственная направленность

5 Пятый компонент — творческая активность

Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.

Субъекты воспитательного взаимодействия - педагог и ребенок – должны поставить перед собой следующие цели:

развития и проявления индивидуальности детей

  • эффективное использование возможностей стать и быть

Принципы построения воспитательного взаимодействия

  • целостность;
  • бинарность;
  • доминантность;
  • вариативность;
  • сформированность помогающих отношений;
  • творческая активность;
  • рефлексивность.

Условия, способствующие построению помогающих отношений.

  • восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой;
  • конгруэнтность педагога;
  • безусловно положительное отношение взрослого к ребенку;
  • эмпатийное понимание ребенка;

ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

Формы воспитательной работы, способствующие развитию и проявлению индивидуальности ребенка:

Критерии оценки результативности деятельности ребёнка по развитию собственной индивидуальности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задача педагога, реализующего принципы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития образования и воспитания – овладеть конкретными способами и методами развития индивидуальности в каждом обучающемся. Классный руководитель наиболее полно представляет себе проблемы и достижения, интересы и способности, реальные и потенциальные возможности каждого ребенка, поэтому основную работу по развитию индивидуальности ребенка выполняет именно он. Классный руководитель осуществляет системную работу по обеспечению процесса становления и проявления индивидуальности учащихся по следующим направлениям:

Основные направления педагогического обеспечения индивидуальности

Содержание и организация деятельности классного руководителя

Педагогическая поддержка становления индивидуальности

1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности.

2. Поддержка социальных инициатив, увлечений и интересов учащихся.

3. Развитие творческих способностей детей

4. Содействие развитию самостоятельных и самоуправленческих начал в ученическом коллективе

5. Проведение цикла тематических классных часов и занятий по познанию и самосовершенствованию личности ребенка.

Содействие ребенку в проявлении его индивидуальности

1. Организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личностных достижений.

2. Проведение внеклассных мероприятий состязательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования)

3. Организация работы с младшими школьниками, в процессе которой ученики демонстрируют свои способности, знания, умения и навыки

4. Рефлексия (саморефлексия) и учет (самоучет) личностных достижений учащихся и других проявлений их индивидуальности.

5. Поощрение учащихся за успехи в различных видах деятельности

Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи.

1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка в решении проблем

2. Забота о создании для детей нормальных жизненных условий в школе и дома

3. Организация мероприятий для формирования социально-правовой компетенции учеников и их родителей.

4. Привлечение специалистов школы (социального педагога, психолога) и других учреждений и организаций для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся.

Учитывая объективные законы развития и саморазвития ребенка, работа по развитию индивидуальности строится в разных возрастных группах, на всех ступенях обучения.

При обучении в основной школе совершенные открытия заставляют ребенка задумываться о самом себе, осмысливать происходящие с ним события и искать причины, приводящие к тем или иным последствиям. Идет активное самопознание и самовоспитание.

Таким образом, развитие индивидуальности проходит 3 этапа:

Ключевые аспекты , характеризующие индивидуальное развитие школьника

1. Первый ключевой аспект - индивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке.

2. Второй аспект - индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика

3. Третий ключевой аспект - индивидуальность как этап, уровень развития человека.

4 .Четвертый аспект - индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность.

Чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате - стать самим собой, т.е. самоосуществиться, воспитателю можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий.

Основные компоненты индивидуальности

1 Ядром индивидуальности является формирующееся в процессе жизнедеятельности авторское отношение человека к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры.

2 Второй компонент индивидуальности - это задатки и способности.

3 Третий компонент - это социально-культурный опыт индивидуума.

4 Четвертый компонент - нравственная направленность

5 Пятый компонент — творческая активность

Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.

Субъекты воспитательного взаимодействия - педагог и ребенок – должны поставить перед собой следующие цели:


Доклад содержит краткое описание форм работы по развитию индивидуальности обучающихся. Определено понятие "форма воспитательной работы", описаны такие формы внеурочной воспитательной работы, как словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые (досуговые), психологические формы и формы индивидуальной внеклассной работы.

Содержимое разработки

Докладчик: Андронова Е.А.

Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность учащихся, их индивидуальности. Им нравится специфическое оформление, подчеркивающее их автономию.

Форму внеурочной воспитательной работы можно определить как конкретный способ организации относительно свободной деятельности обучающихся в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы. Можно сказать, что в основе представленной типизации — главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания учащихся, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают

Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на обучающихся совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за парками, памятником, лесополосами, летняя трудовая практика в базовом хозяйстве, работа на учебно-опытном участке и т.п.

Игровые (досуговые) формы работы. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Игра поможет воспитателю сплотить коллектив; включаясь в активную деятельность, ученики приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Формы индивидуальной внеклассной работы

индивидуальной внеклассной воспитательной работе общая цель - обеспечение

педагогических условий для полноценного развития личности. Сущность индивидуальной работы заключается в социализации человека, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ученика в тот или иной вид деятельности. В реальности не такой уж редкой бывает ситуация, когда индивидуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям, порицаниям. Индивидуальная работа с учащимся требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности ("Не навреди!"), вдумчивости. Основополагающим условием ее эффективности служит установление контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий:

Полное принятие ученика, т. е. его чувств, переживаний, желаний. Нет незначительных проблем. В силу собенностей учащихся - импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом - переживания приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на их дальнейшую судьбу. Поэтому очень важно учителю показать, что он понимает и принимает ученика. Это совсем не означает, что учитель разделяет его поступки и действия. Принять - не значит согласиться.

Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправдами добиваться определенного результата. В воспитании совершенно неприемлем девиз "Цель оправдывает средства!". Ни в коем случае учитель не должен принуждать ученика, заставлять признаться в чем-либо. Всякое давление исключается. Неплохо учителю помнить, что каждый обучающийся имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача педагога - не заставить принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбора. Педагог, думающий в первую очередь об установлении контакта с учеником, желающий понять его, допускающий, что у него есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием.

Понимание внутреннего состояния обучающегося требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую им. Здесь таится опасность приписывания ученику тех отрицательных качеств, которые педагогу хочется видеть в нем, но которые, скорее, присущи не ученику, а самому учителю. Такая особенность человека называется проекцией. Для преодоления проекции педагогу следует развивать в себе такие способности, как эмпатия - умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность - умение быть самим собой, доброжелательность и искренность. Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и воспитанников.

Что значит "слушать" и "слышать"? Способность слышать - физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков. Слушание - волевой акт, требующий от человека определенных волевых усилий. Слушание - это активный процесс, поэтому в психологии общения существует такое понятие, как "активное слушание", которое бывает двух видов - рефлексивное и нерефлексивное. Нерефлексивное слушание применяется в том случае, когда рассказчик переживает сильную отрицательную (обиду, горе, агрессию и т. д.) или положительную (любовь, радость, счастье и т. д.) эмоцию и нуждается в понимающем слушателе.

От понимающего слушателя требуется:

всем своим видом демонстрировать рассказчику, что его внимательно слушают и пытаются понять;

не перебивать репликами и рассказами о себе;

не давать оценок;

оценочные суждения заменять невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика, т. е. мимикой, жестами и другими средствами невербального общения передавать чувства, испытываемые рассказчиком, как бы выполнять роль зеркала его чувств, или с помощью высказываний такого типа: "Да, ты сейчас очень. слегка. (в зависимости от степени переживаемого чувства) расстроен, обижен, рад, счастлив" и т. п. передавать эмоциональное состояние рассказчика;

не давать советов, если в них не нуждаются. Рефлексивное слушание необходимо при обсуждении производственных вопросов, в спорных ситуациях, так как оно предупреждает конфликты, непонимание между людьми, т.е. когда первостепенное значение имеет само содержание беседы, а не ее контекст, когда нужно выяснить точки зрения собеседников, совместно решить что-то, договориться о чем-либо. Рефлексивное слушание сходно с нерефлексивным своей установкой "я весь внимание", но отличается особыми приемами: уточнение, выяснение - "Встречаемся. в. ", "Что вы имеете в виду?", "Я не понял, объясните еще раз", перефразирование - "Другими словами можно сказать. ", "Итак, вы считаете. " и т.д. Эти приемы направлены на то, чтобы исключить ошибки в восприятии собеседника и непонимание. Активное слушание - основной путь преодоления барьеров в общении педагога и учащегося. Восточная мудрость гласит: "Не зря Бог дал только один орган для говорения, а для слушания - два".

индивидуальной воспитательной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма. Алгоритм решения педагогических ситуаций. В целях эффективного воспитательного воздействия в "нештатной" ситуации на личность ребенка мы предлагаем алгоритм решения педагогической ситуации.

Это совокупность последовательных действий, направленных, с одной стороны, на достижение воспитательного эффекта, а с другой - на укрепление контакта в общении. Систематическое применение алгоритма делает воспитательный процесс более целенаправленным, последовательным и гуманным, предупреждает педагогические ошибки и помогает лучше понять ученика. Применять алгоритм решения педагогической ситуации настоятельно рекомендуется начинающим педагогам для лучшего овладения профессионализмом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями.

в деревне Фонвизино

Подготовила: учитель начальных классов

Маклева Татьяна Анатольевна

Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания

В федеральном государственном образовательном стандарте Основного общего образования определены направления программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, одним из которых является формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями. То есть развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе педагога.

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, особь) - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры (Психологический словарь).

Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант).

Должностная фигура классного руководителя возникает в воспитательном процессе там и тогда, где и когда рождается осознанная потребность в индивидуальности как культурно-социальной ценности, появляется необходимость позаботиться об индивидуальном развитии каждого ребенка и посодействовать максимальному развитию личностных особенностей и способностей каждого растущего человека.

Классный руководитель курирует стратегическую задачу развития индивидуальности школьника, поскольку он является педагогом группы и непосредственно может прослеживать духовное развитие каждого ребенка. Духовный мир школьника и есть область профессиональной работы классного руководителя.

Педагог в роли классного руководителя обеспечивает благоприятное преломление влияний общешкольной воспитательной системы на индивидуальность.

Воздействие воспитательной системы на индивидуальность школьника может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах ребенка; во-вторых, - развитие этих сфер в интересах общества и ребенка; в-третьих, - изменение их в интересах только общества (или государства), но не ребенка; в-четвертых, - их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей развития природных задатков в различных сферах человека, а второе - предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности. Важно, чтобы в соотношении этих двух направлений воздействия на индивидуальность учащегося не было перекосов.

Какие формы может принимать это воздействие?

Это индивидуальные беседы с ребенком, его родителями, особые задания и акцентированные оценки происходящего в школе или обществе, помощь школьнику в самооценке, в составлении личных планов и определении перспектив, а также психолого-педагогическая поддержка.

При возрастающем интересе к проблеме развития индивидуальности школьника в настоящее время в школьном и классном сообществах не всегда создается атмосфера творчества и самоактуализации детей и взрослых, формируются субъектные отношения между участниками учебно-воспитательного процесса, что в свою очередь тормозит становление индивидуальности учащихся.

Многие педагоги обладают достаточно полными представлениями об индивидуальных особенностях учащихся, используют данные специальных исследований и собственных наблюдений, но только единицы считают работу по сопровождению процесса становления индивидуальности главным направлением в своей воспитательной деятельности. В большинстве случаев при организации взаимодействия с учащимися преобладают традиционные фронтальные формы работы, методы контроля, а не сотрудничества и поддержки.

Развитие индивидуальности каждого учащегося посредством индивидуально-ориентированной воспитательной деятельности.

С целью развития личности обучающихся и воспитания успешного человека в образовательном учреждении возникла необходимость разработки индивидуальных маршрутов школьников. Усилиями администрации школы, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, социального педагога, педагога-организатора разрабатываеся в каждой школе рабочая программа по развитию индивидуальности учащихся. Рабочая программа ориентирует педагога и родителей на работу по развитию индивидуальности учащихся, нацеливает самого подростка на осмысление своего поведения, жизнедеятельности, помогает ему в самовоспитании и самосовершенствовании. Активность участия в занятиях, возможность ведения личного дневника. Наличие маршрута саморазвития обучающегося.

Позитивные изменения в поведении человека (расширение социального опыта, навыков взаимодействия с различными социальными институтами, наличие программы саморазвития на следующий год). Развитие специальных навыков и способов поведения.

Программа по развитию индивидуальности учащихся включает в себя ряд направлений, позволяющих охватить все основные этапы процесса развития индивидуальности:

Создаются условия для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности через изучение потребностей, интересов и желаний ребят и предоставление им самостоятельного и совместного планирования жизни класса и школы во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение.

Система детского самоуправления - создаются условия для формирования саморазвивающейся личности ребенка, для развития ответственности и самостоятельности, для формирования готовности участвовать в различных проектах.

Работа с родителями — определены основные направления работы с родителями обучающихся, разработаны мероприятия.

Для определения результативности рабочей программы по воспитанию индивидуальности разработаны индикаторы результативности программы, используется система универсальных методов и способов отслеживания результатов: наблюдение, устный опрос, анкетирование, тестирование, анализ, шкалирование, исследования и диагностики, что позволяет и взрослому, и ребенку играть субъектную роль в изучении процесса развития индивидуальности.

Читайте также: