Доклад гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Обновлено: 17.05.2024

Осознание своего пола и идентификация с ним возникает в период с 2 до 3 лет. Постепенно ребенок понимает, что гендерная принадлежность всегда постоянна и не меняется со временем. В основе подхода к половому развитию малышей лежат различия по внешним признакам и необходимость учета социально-биологических характеристик. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье заключается в особой организации учебной работы. Это связано с различиями в структуре головного мозга и его деятельности, а также отличиями в темпераментах девочек и мальчиков. У юных представительниц женского пола левое полушарие развивается раньше, поэтому они быстрее начинают говорить, и им до определенного возраста ближе рационально-логическое мышление. Мальчишки подвержены бурным проявлениям эмоций, у них часто меняется настроение. Девочкам ближе занятия в небольших группах, а маленьким мужчинам нравятся соревнования, совместные, подвижные игры.

Половое различие включает в себя следующие составляющие: когнитивное самосознание, эмоциональнуюя идентичность, специфику поведения. На основе этих компонентов рождаются гендерные типы, которые подвергаются классификации. К какому из них будет ближе чадо, зависит от родителей.
Рассмотрим характеристику детей по гендерным типам:
Маскуллинный ребенок. Он стремится к независимости поведения, с уважением относится к авторитету. Чаще нуждается в общении со значимым мужчиной. В основном такие дети ориентированы на достижение высоких результатов в определенных областях, стремятся к лидерству, любят соревнования. При общении со сверстниками склонны к авторитаризму, не терпят возражений.

Феминный ребенок. Мальчики этого типа имеют проблемы в общении со своим полом. Они не проявляют самостоятельности, инициативу, осторожны и отличаются зависимым поведением. Ребенка необходимо поддерживать, проявлять веру в его возможности. Часто не хочет общаться с маскулинным типом.

Андрогинный ребенок. Тип проявляет высокую активность в общении с детьми любого пола. Он самостоятелен, нередко достигает высоких результатов. Старается преодолевать трудности без помощи посторонних. Маскулинные качества проявляются в оказании помощи слабым, и их защите.

Недифференцированный тип. Ребенок пассивен, избегает контактов, не стремится к достижениям. Нет ярко выраженного стиля поведения.
Мамы и папы оказывают основное влияние на формирование гендерного типа. Неправильное восприятие особенностей своего пола часто возникает в неполных или неблагополучных семьях.

Отметим следующий ряд причин, которые оказывают влияние на формирование неправильного образа своего пола:
- Феминизация мужчин и эвирация женщин.
- Снижение чувства гендерных отличий.
- Возрастание неадекватных форм поведения молодых людей.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой проблему. В основном система обучения осуществляется мамами, нянями, воспитателями женского пола, то есть крайне феминизирована. Возникшая ситуация особенно негативно отражается на развитии мальчиков.

Работа с детьми в дошкольных учреждениях должна основываться на половых отличиях. Так, в образовательном процессе нужно учитывать разное восприятие информации у мальчиков и девочек. Для первых предпочтительнее опираться на визуальные средства, а для вторых — на слуховые. При занятиях творчеством нужно помнить, что у мальчиков движения кисти рук отстают от малышек на полтора года. Маленьким мужчинам необходимо давать работу проще или осуществлять индивидуальный подход. Когда воспитатель оценивает деятельность детей, то и в этом случае учитываются половые различия. Например, интонация речи, форма оценки, присутствие людей, наиболее важно для девочек. Для мальчика — это оценка самого результата, а не способа достижения. Также он способен совершенствовать свой труд. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста не обходится без игры. Мальчикам свойственны активные, шумные занятия, а девочкам – тихие, чаще всего ролевые на семейно-бытовые темы. Конечно, воспитателям спокойнее, когда дети занимаются малоподвижными играми, но тем самым ограничивается развитие личности маленьких мужчин. Хорошим времяпрепровождением будут ролевые занятия с учетом гендерных различий или игры в театр.

Во время проведения занятий такого рода мальчикам нужно уделять внимание разучиванию элементам танца, которые требуют ловкости и силы, а девочкам – мягкости и плавности. Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста учитывает обучение навыкам ведущего партнера по танцам. Песни, в которых есть указание на различия полов, тоже способствуют формированию необходимого поведения.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста проводится и на занятиях физкультурой. Упражнения для девочек основаны на развитии гибкости, координации. Например, занятия с лентами, прыжки со скакалкой. У мальчиков упражнения длятся чуть дольше и оборудование немного тяжелее. Успешное гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста основывается на том факте, что для девочек характерно ближнее зрение, а для мальчиков – дальнее. Поэтому последним нужно больше пространства для деятельности. При знакомстве с новым видом спорта нужно акцентировать внимание на его половую принадлежность.

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье должно быть взаимосвязано. Родителям периодически необходима помощь в обеспечении полноценного развития ребенка, и здесь они могут обратиться к воспитателям. Педагог может пригласить мам и пап для участия в совместных занятиях, которые впоследствии ими могут применяться дома. Для просвещения родителей в детских садах устанавливают стенды, на которых расписана актуальная информация по развитию чад. Залогом правильного формирования знаний о половых различиях является проведение мероприятий с участием всей семьи. Это могут быть конкурсы семейных талантов, знакомство с профессиями родителей, спортивные состязания. Опыт работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста может оглашаться во время родительских собраний. Мамы и папы, а также педагоги, обсуждают разные способы воспитания своих чад.

Подводя итоги
Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разрушаются традиционные взгляды на поведение полов. Роли мужчин и женщин нередко смешиваются, стираются границы в профессиональных сферах. Все чаще дома сидит папа, а деньги зарабатывает мама. Исходя их этого, девочки становятся агрессивными, властными, грубыми, а мальчики не могут постоять за себя, эмоционально неустойчивы и не имеют навыков культуры поведения с женским полом. Поэтому очень важно с ранних лет закладывать детям знания об особенностях своего пола. Это подразумевает повышенное требование к самим родителям, к их поведению и образу жизни. Необходимо обращать внимание на работу воспитателей в детских садах, помня, что там ребенок проводит большую часть дня.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ф ормирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину .

Этапы полеролевого развития.

Новорожденность. Настройка на определенный пол.

Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием

Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие

Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность. Различия в психике и поведении детей .

Используют все пространство

Мышление обобщенное, абстрактное. Манипулируют с геометрическими формами

Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции)

Ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой

Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор

Играют в ограниченном пространстве

Мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формулами

Быстрее утомляется правое полушарие(образное мышление, эмоциональное самочувствие)

Ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения

Готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.

Образовательные задачи полового гендерного воспитания

воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы опознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ;

- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

Актуальность гендерного воспитания.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников .

Выстраивание модели образовательного пространства ведется в 4 направлениях:

1. Знакомство с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;
3. Построение развивающей среды

4. Построение модели педпроцесса

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Предметно-развивающая среда

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и Игровая деятельность.

Трудовая деятельность.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Познавательная деятельность.

Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе.

Игровые занятия, беседы на темы:

В беседах, НОД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.

Чтение художественной литературы.

Продуктивная деятельность .

Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика), они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы.

В коллективных работах, которые я использую довольно часто мальчики и девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а девочки на этапе реализации.

В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания - осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.

Музыкальная деятельность.

На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька,) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.

Физическая деятельность.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют:

Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)

Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.)

Роль семьи в гендерном воспитании детей .

Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких)

Действует лаской, добротой

Воспитывает глубокую привязанность, терпимость

Раскрывает красоту окружающего мира

Дает готовые ответы на вопросы

Является образцом для поведения дочери

Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость

Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка

Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь

Способствует формированию самооценки, статусной позиции

Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы

в "Уголках для родителей" оформляется наглядная информация работает

на родительских собраниях производится обмен опытом по воспитанию детей

проводится индивидуальное психологическое консультирование.

совместно с родителями дети изготавливают дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм

организуется"Неделя добрых дел в семье«

в каждой группе оформлены фотоальбомы "Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотримся красиво!« "Лучшая в мире семья - моя!", "Моя дружная семейка«

Мальчик и девочка – два разных мира.

Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

Советы родителям по гендерному воспитанию детей

1. Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные.

2. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

3. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

4. Знайте, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей.

5. Помните, ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.

От родителей зависит, каким вырастет их ребенок, и насколько он будет соответствовать своему полу.

Краткое описание документа:

Формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину .

Этапы полеролевого развития.

Новорожденность. Настройка на определенный пол.

Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием

Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие

Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность. Различия в психике и поведении детей.

Мальчики.

Используют все пространство

Мышление обобщенное, абстрактное. Манипулируют с геометрическими формами

Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции)

Ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой

Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор

Девочки.

Играют в ограниченном пространстве

Мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формулами

Быстрее утомляется правое полушарие(образное мышление, эмоциональное самочувствие)

Ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения

Готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.

Образовательные задачи полового гендерного воспитания

воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы опознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ;

- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

Актуальность гендерного воспитания.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.

Выстраивание модели образовательного пространства ведется в 4 направлениях:

1. Знакомство с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;
3. Построение развивающей среды

4. Построение модели педпроцесса

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Предметно-развивающая среда

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и Игровая деятельность.

Трудовая деятельность.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Познавательная деятельность.

Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе.

Игровые занятия, беседы на темы:

Вбеседах, НОД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются представления детей о содержаниисоциальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.

Чтение художественной литературы.

Продуктивная деятельность.

Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями.И продуктивная деятельность не исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика), они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы.

В коллективных работах, которые я использую довольно часто мальчики и девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а девочки на этапе реализации.

В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания - осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.

Музыкальная деятельность.

На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька,) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.

Физическая деятельность.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют:

Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)

Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.)

Роль семьи в гендерном воспитании детей.

Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких)

Действует лаской, добротой

Воспитывает глубокую привязанность, терпимость

Раскрывает красоту окружающего мира

Дает готовые ответы на вопросы

Является образцом для поведения дочери

Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость

Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка

Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь

Способствует формированию самооценки, статусной позиции

Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы

в "Уголках для родителей" оформляется наглядная информация работает

на родительских собраниях производится обмен опытом по воспитанию детей

проводится индивидуальное психологическое консультирование.

совместно с родителями дети изготавливают дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм

организуется"Неделя добрых дел в семье«

в каждой группе оформлены фотоальбомы "Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотримся красиво!« "Лучшая в мире семья - моя!", "Моя дружная семейка«

Мальчик и девочка – два разных мира.

Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

Советы родителям по гендерному воспитанию детей

1. Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные.

2. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

3. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

4. Знайте, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей.

5. Помните, ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.

От родителей зависит, каким вырастет их ребенок, и насколько он будет соответствовать своему полу.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Задачи полового гендерного воспитания в детском саду :

-воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ;

- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;

Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.

Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т. к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.

Разнополое воспитание в детском саду во многом опирается на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т. к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.

Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажё нным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и тд. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности,чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам родителям все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально.

Говоря об актуальности гендерного воспитания,воспитателям и родителям рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию :

• Беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы

• Проблемные ситуации с этическим содержанием

• Изготовление подарков для мам, пап, сверстников

Гендерное воспитание в детском саду

Значение гендерного воспитания в дошкольном возрасте

Девочка и мальчик сидят на скамейке

Основы гендерных взаимоотношений закладываются ещё в детстве

Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.

Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках.

Мальчики и девочки в ряд

Гендерная идентификация идёт постепенно по мере роста и развития детей

Как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах? Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель:

  • развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
  • закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
  • развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).

Для реализации этой цели педагог ставит задачи:

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.

Детям читают книжку

Многие сюжеты на тему гендерной идентичности можно почерпнуть в художественной литературе

К развивающему полю можно отнести:

  • упражнения на логику и умение классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба — кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и проч.);
  • музыкальные и физические развивающие игры и т. д.;
  • задания на умение выделять отличительные признаки, которые у девочек и мальчиков проявляются во внешнем виде и одежде, поведении, интересах и т. д.

Разумеется, в соответствии с возрастной категорией формулировка задачи будет возрастать от простого к сложному. Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д.

Интересно в игре отрабатывать простые категории грамматики: дети могут придумывать уменьшительно-ласкательные формы от имён существительных мужского и женского рода, прилагательные от существительных, подбирать пары прилагательных по роду и т. д.

Воспитательным задачам отвечают задания на формирование отношений между детьми вне зависимости от их пола на основе доброжелательности и взаимопомощи, умение проявлять внимание и участие друг к другу.

Психологические аспекты гендерного воспитания

Нюансы воспитания мальчиков и девочек обусловлены особенностями их развития, рекомендации психолога помогут воспитателям и родителям. Специалисты определяют ранний дошкольный возраст (2–3, 3,5 лет) как время, когда девочки и мальчики начинают осознавать, кто они, и обозначать себя, принимать свою гендерную роль. В позднем дошкольном возрасте (4–7 лет) дети понимают, что девочки вырастут женщинами, мальчики — мужчинами, то есть у них сформирована гендерная устойчивость.

Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности воспитатели и родители должны учитывать психологические отличия и особенности развития мальчиков и девочек.

Таблица: психологические различия мальчиков и девочек 3–5 лет

Мальчики Девочки
Легче запоминают информацию, расположенную вертикально. Легче запоминают информацию, расположенную горизонтально.
Меньше реагируют на эмоциональную сторону речи. Раньше оценивают эмоциональную окраску, позже — суть.
Эффективно воспринимают информацию о действиях (глаголы). Быстро схватывают информацию, важна оценочность (прилагательные).
Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени. Внимание усиливается при эмоциональной окрашенности материала.

Как это работает в воспитании? Поэтапно стимулируем слабые стороны, сильные — развиваем и переключаем на трудовую деятельность и помощь другим детям. Хвалим за достижения. Не ругаем за промахи. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, ставить одних в пример другим: даже ровесники, они разнятся по биологическому возрасту (девочки раньше взрослеют).

Есть мнение, что у девочек нужно дополнительно стимулировать крупную моторику (спортивные игры, кегли, мяч), у мальчиков — мелкую (конструкторы, кубики, шнуровки и проч.). Побуждайте мальчиков выражать свои эмоции, обсуждайте с ними их чувства. Если в группе имеются мальчики с задатками лидеров, непременно пристально изучите девочек, бывает, что девочке с лидерским потенциалом не даёт раскрыться мужское доминирование, дайте ей возможность проявить себя. Обязательно нужно признавать за детьми право быть собой вне зависимости от обстоятельств.

Методы формирования гендерной принадлежности у дошкольников

Решение задачи подразумевает выбор оптимальных педагогических методов.

Как подготовить занятие по гендерному воспитанию

Прежде чем проводить занятие по гендерному воспитанию с дошкольниками, нужно:

  1. Выбрать тему.
  2. Определить цель и методы, а также задачи.
  3. Составить конспект, где излагается краткое содержание занятия.

При помощи конспекта воспитатель формирует структуру всего занятия, определяет, сколько времени отвести на ту или иную смысловую часть. Обычно занятия по гендерному воспитанию ориентируются на временные рамки творческих занятий. По санитарным нормам они такие:

  • В младшей группе занятия длятся не дольше 20–25 минут с перерывом, можно сделать два перерыва на подвижную активную деятельность, малыши быстро утомляются.
  • В средней группе уже 25–30 минут, с перерывом.
  • В старшей и подготовительной 30–35 минут почти как в школе.

Многие воспитатели уже разработали и внедрили в свою практику темы занятий по гендерному воспитанию, с ними можно ознакомиться в таблице. В составлении собственного конспекта воспитателю, в зависимости от выбранной темы занятия, нужно обдумать варианты формулировок цели занятия (развить у детей гендерные представления, знания детей о своей гендерной принадлежности и т. д.) и, в зависимости от этого, определить задачи, требующие решения методом занятия. В конспекте должны быть краткие описания используемых на занятии игр, упражнений, заданий по творческому труду, тексты загадок, стихов, считалок и т. п. Также воспитатель указывает, какое используется музыкальное сопровождение.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

Цель: повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.

Читайте также: