Доклад на тему что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать

Обновлено: 17.05.2024

Ученые, психологи и нейробиологи, уже давно утверждают, что мелкая моторика тесно связана с развитием коры головного мозга, отвечающего за речь, и тактильным восприятием человека. Она представляет собой совокупность действий, скоординированных между собой, различных систем организма (костной, нервной, мышечной), особенно при выполнении мелких и точных движений пальцами и кистями рук.

В начале жизни именно развитие мелкой моторики рук влияет на интеллектуальные способности ребенка. От того, насколько ловко малыш управляется с предметами своими пальчиками, зависит многое в его будущей жизни. Ведь это умение затем пригодится при застегивании одежды, письме и многих других навыках.

Родителям рекомендуется заниматься развитием мелкой моторики детей едва ли не с рождения. Очень важно заниматься с детьми после года и дошкольниками. Для этого существуют несложные упражнения и игры.

Начинать стоит как можно раньше. Для младенца при этом достаточно легкого массажа кистей рук и каждого отдельного пальчика. Игрушки, которые можно не только трогать и хватать, но и передвигать, разбирать, собирать и т. д., будут способствовать тому, что мелкая моторика рук младенца постепенно развивается. Многим известные с детства игры "Ладушки", "Сорока-ворона", "Коза рогатая" можно начинать использовать уже с полугода. В начале ежедневных занятий взрослый показывает движения или делает их ручками ребенка, постепенно ребенок учится повторять за родителями самостоятельно.

Такая работа должна проводиться регулярно, при этом необходимо учитывать возраст и уровень физического развития ребенка. Пальчиковые игры будут интересны как самым маленьким детям, так и дошкольникам и даже младшим школьникам. Творческие педагоги используют в своих уроках элементы театральной деятельности с пальчиковыми куклами. Благодаря этому развивается не только мелкая моторика, но и речь, внимание, воображение детей. Родители дома также могут ставить спектакли с использованием такого рода кукол. Это, помимо прочего, поможет укреплению отношений и сплочению семьи.

О том, что речь напрямую связана с двигательными навыками, говорится много. Это еще одна из важнейших причин, из-за которой необходимо развитие последних. Дети с задержкой речи обычно имеют и плохую координацию движений пальцев рук. Следствием этого могут стать нарушения письма (дисграфия), а отсюда и другие проблемы в обучении.

Нужно сказать, что особых педагогических навыков для развития мелкой моторики не требуется. После года можно использовать такие привычные всем игры, как мозаика (начинать лучше с простых картинок, содержащих немного элементов, постепенно усложняя), конструктор (только под наблюдением взрослых до трех лет), лепка из пластилина или соленого теста.

Такие занятия способствуют тому, что мелкая моторика ребенка развивается, стимулируя тем самым и другие познавательные процессы ребенка, а также речь. Нужно сказать, что не стоит относиться к этим занятиям и играм как к чему-то необходимому, заставлять малышей. Это должно быть интересное и приятное времяпровождение и для взрослых, и для детей. Даже обычное завязывание шнурка может превратиться в интересную и развивающую игру.

Зыбцева Е. А. воспитатель Д/С №17
г. Алексеевка Белгородской обл.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.

Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.

Начинать следует из пальчиковой гимнастики. Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой. Превращая это в игру, говоря: "Пальчик, пальчик, где ты был?" - "С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел".

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.


Не раз в жизни можно услышать выражение ум-ребенка на кончиках пальцев. Развитие пальчиков — говорит не только о высокой степени развития мелкой моторики, это показатель умственного и психического состояния ребенка.

Мелкая моторика воздействует на процессы в развития ребенка, как- речевые способности, наблюдательную память, внимание, мышления, координацию в пространстве.

Центры головного мозга, устроены таким образом что его способности, непосредственно связаны с пальцами, их нервными окончаниями. Мелкая моторика: это масса движений, в которых участвуют мышцы кисти руки.

  1. Отвечающий за речь,
  2. Отвечающий за движением пальцев рук,

Обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции- развитие движений пальцев рук просто необходимо, сами собой эти мышцы не развиваются, требуется специальная тренировка. Вот почему так важно работать с пальчиками.

Если пальчики ребенка развиты хорошо, то и писать он будет красиво, но очень часто пальцы рук слабые, поэтому развивать мелкую моторику нужно постоянно.

Любя, мама, ухаживающая за своим ребенком, берет его на руки, смотрит в глаза, гладит по головке и ручкам, разговаривает, целует. Такими простыми, нежными действиями она стимулирует тактильные ощущения своего малыша. Малыш растет, находит свои ручки и начинает пользоваться ими.

Как нестранно первая игра малыша — это ладушки, не просто детская забава, которая вызывает бурю восторга, но как считают психологи, обучение этой игре — важный этап в развитии малыша, ступенька в становлении его интеллектуальных способностей, знакомство с окружающим миром.


Мелкая моторика рук — это ничто иное, как ловкость рук, чем больше умения в детской ручке, тем умнее ребенок. Для этого придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия.

Развитие детской моторики у детей это длительный, беспрерывный процесс, в ходе которого малыш узнает наш мир, набирается ловкости, общается с ним. Лучший способ обучения — это заразительный пример взрослых. Поэтому можно садиться перед малышом всей семьей и проводите мастер-класс.

Существует множество интересных игр и упражнений для развитие мелкой моторики, ее можно развивать в домашних условиях используя подручный материал: пуговицы, крупы, прищепки, бусины в зависимости от возраста ребенка.

Рисовать задуманное на подносе с манкой, можно сделать дорожки (длинную, короткую), геометрические фигуры, буквы.

В емкости с фасолью, где спрятались мелкие предметы, перебирать ручкой и находить предметы, пальчики массируются становятся более чувствительными, а их движения координированными. Так же можно развивать мелкую моторику с помощью прищепок, ребенок прикрепляет к солнышку лучики, дождик к тучке, ботву к морковке, иголочки к ежику.


В раннем возрасте выполняем простые упражнения, можно повысить интерес если упражнения сопровождать прочтением стихов, сказок, рассказов. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть. Это очень интересное, веселое и увлекательное время препровождения с ребенком.

Пальчиковые игры — это, конечно же, инсценировка каких-либо сказок с использованием пальцев рук. Упражнения помогают ребенку улучшить свои навыки.

Игры требуют участия обеих рук, это позволяет детям, ориентироваться в пространстве верх, вниз право, лево. Лучшие упражнения, в которых тренируется каждый пальчик отдельно, ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.

Большую роль в развитие мелкой моторики играют пальчиковые игры, и на напряжения, и для расслабления, и для растяжки кистей рук. Можно отнести к популярным развивающим играм: рамки вкладыши, мозаики, конструкторы, кубики и деревянные пирамидки, которые отлично развивают мелкую моторику руки, координирует работу кистей рук, способствует развитию логического мышления, развивает фантазию, восприятия цвета, развивает так же и тактильные ощущения, подобные игры способствуют анализировать информацию и принимать решения.


Без сомнения весомую роль играет развитие элементарных навыков самообслуживания, так как дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных координированных движений, кистей и пальцев, которые необходимо чтобы выполнять множество разнообразных бытовых действий (держать ложку, завязывать шнурки, одеваться, обуваться).

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками.

  1. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / М.: Академия, 2004. — 416 с.
  2. Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики [Текст]; АСТ, Астрель — М., 2015. — 96 c
  3. Гришечкина, Н.В.; Козюлина, В.А.; Матюшкина, О.П. 150 лучших развивающих игр для детей 5–7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений [Текст]; Ярославль: Академия развития — М., 2014. — 192 c.
  4. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст]; Эксмо — М., 2013. — 48 c

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, игра, ребенок, головной мозг, движение пальцев рук, пальчик ребенка, развитие, упражнение.

Вы просыпаетесь, проверяете телефон, завтракаете, готовите обед, застегиваете рубашку или блузку, натягиваете брюки и носки, чистите зубы, расчесываете волосы, завязываете шнурки на обуви, поворачиваете ключ от машины, переставляете с места на место различные предметы.

Развитие мелкой моторики у детей: почему это важно, что полезно

Так много вещей, которые мы делаем каждый день, требуют развитой мелкой моторики, поэтому у малыша также важно развивать координацию движений, мелкую моторику за счет различных игр, подбора правильных игрушек и занятий.

Развитие мелкой моторики у детей происходит, когда ребенок активно задействует самые мелкие мышцы рук и ног (особенно – мышцы на пальчиках). Развитие этих мышц включает в себя такие действия, как хватание, удержание, надавливание или использование клешневого захвата (удерживание чего-либо между указательным и большим пальцем).

img1

Для детей дошкольного, детсадовского и младшего школьного возраста развитие мелкой моторики чрезвычайно важно. Обсудим – как развивать этот навык, какие предметы, игры помогут, как правильно подобрать развивающие игрушки.

Почему важно развивать мелкую моторику

Мелкая моторика жизненно важна для выполнения повседневных действий, таких как застегивание рубашки, чистка зубов, использование посуды для еды, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, резка ножницами и письмо. Став взрослыми, мы так часто используем мелкую моторику в повседневной жизни, что даже не осознаем, что задача, которую мы выполняем, требует определенного набора навыков и использования определенных мышц. Вот почему важно развивать мелкую моторику! Если маленький ребенок не может выполнять эти повседневные задачи, это может повлиять на его уверенность в себе, способность развивать навыки самообслуживания и независимости, а также на его успеваемость.

Развитие мелкой моторики рук у детей включает в себя такие действия, как:

  • хватание;
  • удержание;
  • надавливание;
  • использование пинцетного захвата (удерживание чего-либо между указательным и большим пальцами).

Для ребенка раннего возраста это довольно сложный навык – его нужно тренировать.

Развивающие игры для мелкой моторики

Некоторые достаточно простые занятия помогают развивать координацию движений, мелкую моторику в игровой форме. Их можно постепенно вводить в повседневную деятельность у детей раннего возраста. Первое время нужна будет помощь родителей, затем малыши могут уже справляться сами.

Эти игры и занятия учитывают возрастные особенности развития мелкой моторики у детей 2-3 или 3-4 лет.

Развитие мелкой моторики рук у детей с помощью пластилина

Разнообразные игры со старыми добрыми и любимыми материалами, такими как пластилин, - отличный способ, которым мы развиваем мелкую моторику.

Кроме того, он развивает у детей желание экспериментировать, стимулирует формирование творческих способностей и фантазию. Чтобы сделать занятия еще более интересными, вы можете сначала приготовить домашний пластилин или мастику вместе с ребенком, прежде чем он будет с ним играть.

img2

Головоломки для детей раннего возраста

Для помощи в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет решайте вместе простые головоломки. Подбирая и перемещая кусочки пазла на место, вы развиваете пальцевой захват. Помогать малышам решать головоломки иногда может быть сложно, они могут быть нетерпеливыми и легко сдаются, теряют кусочки или кладут их в рот. Но если вы будете придерживаться последовательных действий, награда того стоит. По мере возможности вовлекайте ребенка и поощряйте его разгадывать сначала простые головоломки, а затем постепенно усложняйте их. Это улучшит их зрительные навыки, координацию, помогает развитию речи ребенка через мелкую моторику. А улыбка и чувство удовлетворения, которые ваш ребенок получит от решения головоломки, доставит огромное удовольствие родителям.

img3

Рисование, раскраска и роспись

Поощряйте ребенка 3-4 лет рисовать и раскрашивать. Это помогает не только их мелкой моторике, но также развивает творческие способности и воображению. Попробуйте разные виды рисования и разные среды, такие как:

  • мелки,
  • мел,
  • пальчиковые краски,
  • кисть или уголь,

чтобы вызвать у них интерес и укрепить зрительно-моторную координацию. Рисование помогает детям научиться держать кисть и лучше управлять вещами в руках, включая карандаши и другие предметы, поможет развитию речи ребенка через мелкую моторику. Рисунок по номерам может быть отличной формой рисования кистью для детей постарше.

Использование кухонных щипцов или пинцета

Еще один вариант – придумать игру для детей с помощью пары маленьких кухонных щипцов или пинцета. Ими можно собрать в миску какие-нибудь мелкие предметы вроде шариков, винограда, макарон и пуговиц, монет.

Резка ножницами

Использование ножниц - отличный способ развивать мелкую моторику пальцев, а также улучшить зрительно-моторную координацию и концентрацию. Вы можете рисовать фигуры, чтобы ваш ребенок мог их вырезать. Сделайте снежинки из бумаги, вырезайте различные формы – от простых до сложных. Убедитесь, что вы используете ножницы, соответствующие возрасту.

Игра во время приема ванны

Еще один вариант как развить моторику рук – игры во время купания. Используйте чашки, стаканчики для наполнения и выливания воды, губки или скрипучие резиновые игрушки для сжатия. Можно использовать игрушки на присосках, которые можно крепить к кафельной плитке или краям ванны.

img4

Игра с песком

С песком можно придумать массу развивающих игр для мелкой моторики. Использование чашек, формочек, баночек для наполнения, разлива и изготовления песочных фигурок - это фантастическое развлечение, оно также способствует развитию сенсорных способностей.

Зачерпните песок и выкопайте его ложками. Используйте формочки. Рисуйте картинки и стройте башни. Если вы дома, кинетический песок - отличная альтернатива уличным развлечениям.

LEGO и другие строительные блоки и кубики

Составляйте, соединяйте и стройте вещи вместе с блоками и LEGO – это отличный способ развивать мелкую моторику пальцев. Постройки из крупного конструктора поощряют мелкие толкающие и тянущие движения. LEGO также отлично подходит для развития творческих способностей.

img5

Конструирование с помощью LEGO - это эффективный способ работать и развивать мелкую моторику вашего ребенка. Когда дети будут строить и даже собирать детали LEGO, они будут укреплять мышцы рук и улучшать координацию, это поможет им улучшить другие навыки, например, научиться держать карандаш и научиться писать. Другие навыки, которым дети могут научиться, играя с LEGO, включают настойчивость, чувство выполненного долга и улучшенная способность решать головоломки.

Игры с помощью пипетки

Вода и красители - отличное раннее развитие мелкой моторики у детей. Налейте воды в несколько стаканов, добавьте несколько капель пищевого красителя в каждый стакан, чтобы была вода разного цвета. Возьмите пару пустых мисок и стаканов, а дети могут использовать пипетку, чтобы поэкспериментировать со смешиванием воды разного цвета.

img6

Шнуровка

Нанижите на толстые нитки или шнурки макароны или бусины разного размера, завяжите на веревочке узлы и бантики. Вязать пальцами тоже легко и весело!

Читайте также: