Подготовка учащихся к участию в олимпиаде по учебному предмету физическая культура и здоровье доклад

Обновлено: 25.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад: Система работы с физически одаренными обучающимися.
Подготовка учащихся к олимпиаде по физической культуре.

Т.В.Валекжанина

В каждом ребёнке – солнце,

только дайте ему светить…

Каждый ребёнок по-своему одарённый, неодарённых детей нет. Просто надо уметь увидеть, его изюминку таланта. Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то уровня одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система работы с физически одаренными обучающимися.

Задачи системы:

- совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;

-выбор оптимальных форм и методов работы;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых

учащихся в олимпиадах.

Ожидаемые результаты реализации системы:

Реализация системы призвана способствовать:

- созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации

педагога для работы с одарёнными детьми;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- повышению качества образования и воспитания школьников;

- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики

способных и одаренных детей.

Основные мероприятия:

- разработка плана работы для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;

- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы

с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой

для работы с одарёнными детьми;

- организация тесного взаимодействия с ДЮСШ, спортивными клубами, медработниками и психологической службой.

К группе физически одаренных детей мы относим тех обучающихся, которые:

имеют более высокий уровень физической подготовленности по сравнению с большинством остальных школьников-сверстников;

имеют высокую познавательную потребность в двигательной активности;

испытывают радость от занятий физической культурой и спортом;

проявляют любопытство ко всем видам двигательной активности;

свободно высказывают своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;

уверенно выполняют сложные двигательные действия, обладают богатой фантазией и воображением;

имеют высокую скорость мышления и освоения двигательного навыка.

стремятся к самовыражению, через участие в различных соревнованиях и спортивных конкурсах.

Основными принципами работы с физически одаренными детьми в школе стали: реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития ребенка, использование системы развивающего образования и раскрытие творческого потенциала детей с признаками физической одаренности, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей физически одаренных детей, увеличение роли внеурочной деятельности.

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

-секционные занятия по видам спорта;

- участие в олимпиадах;

-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спорт. школ

- сотрудничество с другими школами.

В нашей школе одной из приоритетных задач деятельности учителя физической культуры является качественная подготовка школьников к участию в олимпиаде по физической культуре. Всероссийская олимпиада является ведущим звеном в системе работы с одарёнными и способными детьми.

Для успешной работы с физически одаренными обучающимися мы используем следующие знания:

- организацию олимпиадного движения и нормативно – правовое обеспечение проведения олимпиад;

- требования к разработке олимпиадных заданий;

- организационно - методические основы подготовки школьников к участию в предметных олимпиадах;

- психолого-педагогические основы выявления, сопровождения и развития одарённых детей.

- организовывать и проектировать систему работы с одарёнными детьми;

- уметь осуществлять индивидуальную работу педагогов – наставников и психологов.

Мы в своей работе стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.

Жизнеспособность системы работы с физически одаренными детьми подтверждается наличием в школе призеров городских олимпиад и участие в региональном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре .

2010-2011уч. год:
муниципальный этап - 1 победитель, 1 призер;
региональный этап - 1 призер;
- 2011- 2012 уч. год:
муниципальный этап - 1 победитель, 1 призер;
- 2012-2013 уч. год:
муниципальный этап - 1 победитель, 3 призера;
- 2013 – 2014уч. год:
муниципальный этап - 1 победитель, 2 призера;

- 2014– 2015уч. год:
муниципальный этап - 1 победитель, 2 призера;

- 2015 – 2016уч. год:
муниципальный этап - 1 победитель, 1 призер;


А так же отличниками Кузбасского спортивно-технического комплекса ГТЗО,и ГТО

Работу с физически одарёнными детьми мы рассматриваем как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Благодаря системной и планомерной работе всего педагогического коллектива школы, физически одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь. На протяжении всей жизни они проносят свою любовь к физической культуре и спорту, активным примером прививая её своим детям. Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение вести здоровый образ жизни, участвуя в спортивных мероприятиях и соревнованиях в течение всей жизни, являясь примером подражания для подрастающего поколения.

Список литературы

Вульфсон, Б. Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы [Текст] / Б. Л. Вульфсон. – М. : Изд-во УРАО, 2003. – 232 c.

Одаренные дети [Текст] / под. ред. М. Карне. – М. : Прогресс. 1991. – 246 с.

Пепинский, П. Одаренный ребенок [Текст] : психология развития. / П. Пепинский ; пер.с англ. – М. : Прогресс, 1996. – 115 с.

Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении [Текст] / Т. А. Строкова // Одаренный ребенок, 2003. – № 6. – С. 45 – 51.

Тейлор, К. Интеллект [Текст] : проблемы одаренности / К. Тейлор, пер.с англ. – М. : Наука, 1976. – 148 с.

Тищенко, Е. Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Г. Тищенко. – М., 1993. – 211 с.

Хеллер, К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков [Текст] / К. А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М. : Молодая гвардия, 2007. – 265 с.

Краткое описание: Каждый ребёнок по-своему одарённый, неодарённых детей нет. Просто надо уметь увидеть, его изюминку таланта. Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то уровня одаренности —

Доклад: Система работы с физически одаренными обучающимися.

Подготовка учащихся к олимпиаде по физической культуре.

В каждом ребёнке - солнце,

только дайте ему светить…

Каждый ребёнок по-своему одарённый, неодарённых детей нет. Просто надо уметь увидеть, его изюминку таланта. Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то уровня одаренности - каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система работы с физически одаренными обучающимися.

- совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;

-выбор оптимальных форм и методов работы;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых

учащихся в олимпиадах.

Ожидаемые результаты реализации системы:

Реализация системы призвана способствовать:

- созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации

педагога для работы с одарёнными детьми;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- повышению качества образования и воспитания школьников;

- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики

способных и одаренных детей.

- разработка плана работы для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;

- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы

с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой

для работы с одарёнными детьми;

- организация тесного взаимодействия с ДЮСШ, спортивными клубами, медработниками и психологической службой.

имеют более высокий уровень физической подготовленности по сравнению с большинством остальных школьников-сверстников;

имеют высокую познавательную потребность в двигательной активности;

испытывают радость от занятий физической культурой и спортом;

проявляют любопытство ко всем видам двигательной активности;

свободно высказывают своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;

уверенно выполняют сложные двигательные действия, обладают богатой фантазией и воображением;

имеют высокую скорость мышления и освоения двигательного навыка.

Основными принципами работы с физически одаренными детьми в школе стали: реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития ребенка, использование системы развивающего образования и раскрытие творческого потенциала детей с признаками физической одаренности, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей физически одаренных детей, увеличение роли внеурочной деятельности.

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

-секционные занятия по видам спорта;

- участие в олимпиадах;

-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спорт. школ

- сотрудничество с другими школами.

В нашей школе одной из приоритетных задач деятельности учителя физической культуры является качественная подготовка школьников к участию в олимпиаде по физической культуре. Всероссийская олимпиада является ведущим звеном в системе работы с одарёнными и способными детьми.

Для успешной работы с физически одаренными обучающимися мы используем следующие знания:

- организацию олимпиадного движения и нормативно - правовое обеспечение проведения олимпиад;

- требования к разработке олимпиадных заданий;

- организационно - методические основы подготовки школьников к участию в предметных олимпиадах;

- психолого-педагогические основы выявления, сопровождения и развития одарённых детей.

- организовывать и проектировать систему работы с одарёнными детьми;

- уметь осуществлять индивидуальную работу педагогов - наставников и психологов.

Мы в своей работе стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.

Жизнеспособность системы работы с физически одаренными детьми подтверждается наличием в школе призеров городских олимпиад и участие в региональном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре.

муниципальный этап - 1 победитель, 1 призер;

региональный этап - 1 призер;

- 2011- 2012 уч. год:

муниципальный этап - 1 победитель, 1 призер;

- 2012-2013 уч. год:

муниципальный этап - 1 победитель, 3 призера;

- 2013 - 2014уч. год:

муниципальный этап - 1 победитель, 2 призера;

- 2014- 2015уч. год:

муниципальный этап - 1 победитель, 2 призера;

- 2015 - 2016уч. год:

муниципальный этап - 1 победитель, 1 призер;

А так же отличниками Кузбасского спортивно-технического комплекса ГТЗО,и ГТО

Работу с физически одарёнными детьми мы рассматриваем как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Благодаря системной и планомерной работе всего педагогического коллектива школы, физически одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь. На протяжении всей жизни они проносят свою любовь к физической культуре и спорту, активным примером прививая её своим детям. Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение вести здоровый образ жизни, участвуя в спортивных мероприятиях и соревнованиях в течение всей жизни, являясь примером подражания для подрастающего поколения.


Ранее олимпиада по предмету носила точечный характер. Были попытки проведения в Гродненской области, Минской области, но особой популярностью и распространением не пользовалась. Олимпиада по предмету проводится в целях выявления и поддержки наиболее способных, одаренных учащихся, повышения интереса учащихся к предмету, углубление теоретических и практических умений.

В этом учебном году разработчикам олимпиады достаточно сложно составить и определить контрольные нормативы и комплексные задания, которые могут в полной мере выявить потенциал учащихся, так как данная олимпиада проводится впервые. Однако, руководствуясь программой по физической культуре и здоровью X-XI класс, 2017, разработчики старались максимально учесть учебный материал по предмету.

Основное заблуждение учителей физической культуры и здоровья состоит в том, что многие учителя относятся к олимпиаде по предмету, как к очередным соревнованиям, где должен присутствовать дух соперничества и соревновательный компонент. Однако следуя общей инструкции №73, порядком проведения олимпиады по предмету Физическая культура и здоровья, мы должны выявить учащихся, которые выполняют практические упражнения, тестовые задания, теоретические знания в условиях, отличающихся от соревновательных.

Каждый этап республиканской олимпиады может включать теоретический, практический, тестовый и иные туры. Олимпиада по физической культуре и здоровью состоит из 4 туров: теоретический, трёх практических туров. Общий итог олимпиады проводится по сумме ранговых мест четырех туров олимпиады. При равенстве набранных баллов, исходя из порядка проведения заключительного этапа, отдается предпочтение участнику, который показал наибольшее количество занятых призовых мест, в случае данного равенства – предпочтение отдается месту занятому участником в 3 туре (УФП).

Теоретический тур состоит из тестовых заданий открытого, закрытого типа и заданий на соответствие. В зависимости от этапа проведения олимпиады данный тур включал различное количество заданий. Так, например, на 3 этапе первый (теоретический) тур включал 30 вопросов закрытого типа, 15 вопросов открытого типа и 5 заданий на соответствие.

Вопросы были различной тематики, составленные из раздела учебной программы основы физкультурных знаний. При подготовке к олимпиаде по предмету необходимо открыть учебную программу и тщательно изучить и проработать данный раздел программы. Разработчики постарались учесть все разделы программы, включали вопросы из разделов: Олимпизм и олимпийское движение, Олимпийские игры древности, Здоровый образ жизни, Методика самостоятельных занятий, Физические качества, Основы видов спорта, Правила безопасного поведения на физкультурных и спортивных занятиях. В программе раздел требования к учащимся, заканчивающим X и XI классы учреждения общего среднего образования, даны основные термины и понятия, которые могут составлять основу для открытых вопросов. Вопросы на соответствие включают разделы из правил спортивных игр, олимпийской символики, пиктограммы, великие знаменитые спортсмены, олимпийские чемпионы РБ, вопросы о физических качествах и упражнений, направленных на их развитие и др. Организационный комитет каждого этапа олимпиады, определяет время, отведенное на выполнение данного тура (от 1 до 3 часов). В этом учебном году подведение итогов производится по рангу от наибольшего выполнения тестовых заданий, при равенстве набранных баллов, участникам присуждаются одинаковые места.

В программу практических туров олимпиады включены такие виды как плавание 50 м. вольным стилем, тестирование физической подготовленности и физические упражнения (технические приемы) из спортивных игр.

Плавание 50 м. Участник самостоятельно выбирает вид плавания, можно чередовать различные виды плавания. Старт участник может выполнять как с тумбочки (бортика), так и непосредственно с воды. Результат фиксируется с точностью до 0.01 сек. Подведение итогов осуществляется по ранговому месту показанного наименьшего времени, при равенстве набранных мест, участникам присуждаются одинаковый ранг.

3 этап (областной) проводился по иной системе. Разработчики олимпиады руководствуясь программой по физической культуре и здоровью остановились на том, что участник должен выбрать спортивную игру, до начала проведения 3 этапа. После вскрытия конвертов заданий по видам спорта, участникам было предложено выполнение трёх упражнений в каждом виде спортивных игр. Первое упражнение включало в себя оценивание целевой точности выполнения упражнений (штрафные броски, пенальти, передачи мяча в определённую зону). Результат фиксировался по количеству попаданий (количеству набранных баллов). Второе упражнение включало в себя сочетание технических приёмов (ведение мяча) с челночным бегом. Результат фиксировался по общему времени выполнения задания, с учётом штрафного времени. Третье упражнение включало в себя комплексное выполнение технических приёмов и их сочетание, выполняемое на время. Исходя из учебной программы в данный комплекс включалось от 4-6 технических приёмов, которые в сочетании составляли комплексное выполнение данных упражнений. Итог данного тура подводился электронной программой, разработанной разработчиками олимпиады (АСПИО_2019), которая сравнивала между собой четыре спортивных игры.

СЕРГЕЙ ПОГРЕБНЁВ, заместитель директора по учебной работе средней школа №11 имени генерала армии А.И. Антонова г. Гродно

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными целями и задачами всероссийской олимпиады школьников по физической культуре является выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганда научных знаний, совершенствование физических возможностей обучающихся, системы физических упражнений и форм занятий физическими упражнениями. Овладение предметным содержанием этой области предполагает активное вовлечение школьников в процесс совершенствования собственной физической природы, использование соревновательных отношений и самостоятельных занятий физическими упражнениями как средств и методов организации свободного времени и культурного досуга

Подготовка учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре.

Зайцева Татьяна Викторовна,

учитель физической культуры

Основными целями и задачами всероссийской олимпиады школьников по физической культуре является выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганда научных знаний, совершенствование физических возможностей обучающихся, системы физических упражнений и форм занятий физическими упражнениями. Овладение предметным содержанием этой области предполагает активное вовлечение школьников в процесс совершенствования собственной физической природы, использование соревновательных отношений и самостоятельных занятий физическими упражнениями как средств и методов организации свободного времени и культурного досуга.

Г. Задания процессуального или алгоритмического толка.

Д. Задание в форме, предполагающей перечисление известных фактов, характеристик и тому подобного.

Е. Задания с графическими изображениями двигательных действий. .

В практические испытания входят: акробатическая комбинация, комбинация комбинированных спортивных игр, лёгкая атлетика (бег на выносливость), комбинации по прикладной физической культуре.

Как показывает практика, для успешного участия детей в олимпиаде важны не только знания и умения детей, но и правильная организация работы педагога.

Роль учителя - разглядеть и раскрыть талант ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в олимпиаде. Ребёнка можно научить побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более интеллектуальные и физические способности, а также целенаправленная систематическая работа над развитием данных качеств На основе собственного опыта хочу поделиться алгоритмом подготовки к олимпиадам:

Отбор учащихся.

Во- первых, провожу отбор среди учащихся, которые посещают спортивные секции и участвуют в различных соревнованиях.

К участию в олимпиадах привлекаю уже с 5 и 6 класса. И уже к 9-му классу выделяю группу опытных и подготовленных учащихся, которые способны конкурировать и защищать честь школы на муниципальном и региональном этапе олимпиады. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой группы имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

При подготовки к теоретическому туру я использую различные материалы:

Задания прошлых лет регионального и заключительного этапа с методического сайта Всероссийской олимпиады,

2 . Материал учебников по физической культуре базового и углублённого уровней.

3 Решаем онлай-тесты по видам спорта с интернет ресурсов.

Задаю домашние задания в формате олимпиадных заданий, например, составить кроссворд или тест на определённые темы.

Обязательно провожу индивидуальные консультации по вопросам, вызывающим затруднения.

3. В подготовке по гимнастике использую

1.Видео материалы прошлых лет, а так же видеофрагменты из сети интернет.

2. Отрабатываем акробатические элементы и акробатические связки.

3. На уроках учащиеся составляют акробатические комбинации, от простых до самых сложных по уровню подготовленности.

4. На спортивных секциях и дома ученики выполняют упражнения на гибкость.

Для подготовки комбинированных спортивных игр применяю

Различные спортивные комбинации, разработанные для муниципального, регионального и заключительного этапа.

На индивидуальных занятиях отрабатываем ведение, передачи и броски мяча, обводка конусов, удары по воротам, подачи мяча в различные зоны волейбольной площадки.

В свободное от уроков время участники олимпиады приходят в спортивный зал и работают самостоятельно над отработкой того или иного игрового двигательного действия

Немаловажна и роль родителей участников олимпиады, которые поддерживают усилия и старания своего ребёнка, контролируют, выполняют рекомендации и советы педагога.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1-е: Максимальная самостоятельность учащихся.

Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий.

2-е: Анализ результатов прошедших олимпиад.

Этот принцип обязателен как для учителя, так и для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

3-е : Психологический настрой.

Хотя ребята постоянно участвуют в различных соревнованиях, в школьных мероприятиях, в спортивных праздниках, важно дать ребёнку нужные советы, рекомендации, чтобы он не потерялся в трудной ситуации, настроился на победу. Надо учить детей верить в свои силы, верить в то, что они способны побеждать.

Читайте также: