Проектная деятельность в школе доклад для выступления на конференции
Обновлено: 28.06.2024
Изображение StockSnap с сайта Pixabay
В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.
По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.
Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.
- соотнести знания из учебников с процессами, происходящими в реальном мире;
- совершить профессиональные пробы, которые в дальнейшем помогут определиться с профессией и стратегией обучения после школы;
- пообщаться с экспертами и профессионалами, которые уже работают в сферах, интересных для ребят;
- развить навыки, которые помогут успешно встроиться в современный, стремительно меняющийся мир;
- обогатить свое портфолио и, возможно, получить преимущества при поступлении в выбранный вуз.
Что такое школьные проекты? Soft skills & hard skills
- Проект — это всегда что-то новое.
- Проект решает чью-то проблему.
- У проекта всегда есть социально востребованный результат.
- У проекта есть временные рамки.
Типы школьных проектов и их результаты
Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.
- новые знания, оформленные в статью;
- устройство или прототип;
- художественный объект;
- технология или инновации.
- вхождение в контекст профессии (профессиональная проба);
- hard skills;
- soft skills;
- внутренние ценности, которые сформировались у участников команды проекта.
Где и как обучиться проектной деятельности и реализовать собственные проекты?
В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.
- школьники (обучаются проектной деятельности, в рамках собственного проекта совершают профессиональную пробу);
- педагоги (обучаются проектной деятельности, а также овладевают навыками тьюторского сопровождения школьных проектных команд);
- наставники (обучаются навыкам сопровождения школьных проектов).
Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.
Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.
Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.
Как организовать проектную деятельность учащихся во внеурочной деятельности? Какова роль классного руководителя в проектной деятельности? Когда можно применить метод проектов в воспитании учащихся? Каковы преимущества проектного метода как педагогической технологии в деятельности классного руководителя? Какие умения и навыки формируются в проектной деятельности у учащихся? На эти и другие вопросы я попыталась ответить в своей работе.
Каждый классный руководитель порой сетует на равнодушие и инертность своих учеников и, в то же время, чувствует усталость от постоянной рутины ежедневных дел и обязанностей. Конечно, универсального средства быть не может, но все, же одним из действенных и эффективных способов решения этих проблем может стать проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Абдуллина Алфия Назыфовна
учитель русского языка и литературы
В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного и воспитательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приемы и методы обучения и воспитания, адекватные вызовам времени. Мне представляется, что одним из таковых является метод проекта, применяемый мной во внеурочной, воспитательной деятельности.
Как организовать проектную деятельность учащихся во внеурочной деятельности? Какова роль классного руководителя в проектной деятельности? Когда можно применить метод проектов в воспитании учащихся? Каковы преимущества проектного метода как педагогической технологии в деятельности классного руководителя? Какие умения и навыки формируются в проектной деятельности у учащихся? На эти и другие вопросы я попыталась ответить в своей работе.
Каждый классный руководитель порой сетует на равнодушие и инертность своих учеников и, в то же время, чувствует усталость от постоянной рутины ежедневных дел и обязанностей. Конечно, универсального средства быть не может, но все, же одним из действенных и эффективных способов решения этих проблем может стать проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Свое предназначение как классного руководителя я вижу в том, чтобы воспитывать и развивать свободное мышление, формировать у детей умения и навыки исследования, работы в коллективе и в том, чтобы при этом учиться самой. Проектная методика позволяет реализовать эти цели.
Цель моей работы – поделиться практическим опытом проектной работы в воспитательной деятельности классного руководителя. Мною накоплен некоторый опыт в применении проектной деятельности по ряду воспитательных проблем. В процессе работы я пришла к выводу об эффективности метода проекта, а также о его доступности.
Актуальность данной технологии очевидна. Проектная деятельность развивает самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, оказывает существенное влияние на личностно – профессиональное становление, создает высокую мотивацию познавательной и воспитательной деятельности, формирует черты творческой личности. Данная деятельность обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.
Проектная работа имеет свое педагогическое значение, которое выражается:
1. В воспитании эмоционально – ценностных отношений к событиям, социальной жизни, к истории и культурным традициям. Формирует потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни человека, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей.
2. Проектно – исследовательская работа – это опыт разнообразной деятельности. Приобретение определенных умений и навыков работы с информацией. Умение планировать, распределять работу во времени. Это развитие навыков сотрудничества и коллективной работы, умение использовать возможности ПК.
3. Эта деятельность дает возможность для создания ситуации творчества и успеха. Успех придает уверенность ребенку в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию, дает мотивацию к дальнейшей творческой деятельности. Причем этот успех может быть как личностным, так и коллективным.
4. Коллективная работа является, по моему мнению, особо значимой, так как сказывается на общей обстановке в классе и ведет к сплочению классного коллектива.
Исходя из выше сказанного, я определила для себя цели и задачи для внедрения данной технологии в свою воспитательную деятельность.
Цель: Формирование развитой коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой, способной проявлять свои таланты на благо страны и человечества в целом.
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;
- формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности;
- предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.
Главным механизмом позволяющим реализовать указанные цели и задачи и является метод проектов.
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые, философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Параллельно с разработками американских педагогов идея проектного обучения возникла и в России. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но в 1931 году этот метод был осужден в нашей стране, запрещен и забыт вплоть до настоящего времени. Сегодня мы к нему возвращаемся на новом этапе.
“Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного – воспитательного процесса. В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям. Так В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов] свою классификацию представляют в виде таблицы. И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская к вышеперечисленным классификациям добавляют классификацию по основанию степень новизны, среди проектов данной классификации выделяются рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и другие проекты.
В своей практике я использую следующие виды проектов: практико-ориентированный проект (социальный), исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, ролевой проект, телекоммуникационный проект. При этом я считаю, что я:
владею всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умею организовать исследовательскую работу учащихся;
умею организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
направляю учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
Этапы работы над проектом:
Проектное обучение – это “путь замысла”. Схематично это выглядит так
целеполагание
анализ ситуации планирование
анализ деятельности деятельность по реализации
Со временем выработана определенная последовательность работы над проектом
В ходе работы с учащимися над проектом я проживаю ряд ролей:
1.энтузиаста (повышаю мотивацию учащихся, поддерживаю, поощряю и направляю их в сторону достижения цели);
2.специалиста (обладаю знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях);
3.консультанта (организую доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам); 4.руководителя (особенно в вопросах планирования времени);
5.координатора всего процесса;
6.эксперта (даю четкий анализ результатов выполненного проекта).
Я разработала своё планирование обучения коллектива класса проектной технологии.
1 этап. 5 класс. Планирование деятельности. Я научила ребят следующему: 1. Как работать в команде? Распределение ролей в группе. 2. Определять источники информации. Способы сбора и анализа информации, виды продукта и возможных форм презентации результатов проекта. Как выбрать тему проекта и правильно сформулировать проблему проекта. 3. Планировать деятельность в рамках текущего проекта.4. Алгоритму работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет. На этапе ознакомления детей с понятием и сущностью проектной деятельности я предлагаю детям опорную схему. С помощью "Словаря проектной деятельности" и опорной схемы учащиеся озвучивают основные этапы проектной деятельности, дают необходимые комментарии.
При выборе тем первых проектов я учла возрастные особенности школьников, в том числе: уровень развития психических процессов, умений и навыков. Я считаю, что учащиеся в пятом классе пока еще не обладают достаточным объемом проектных знаний и умений. Поэтому я подобрала и предложила школьникам проектные проблемы из наиболее знакомых им областей - дом, школа, досуг. Я не ставила перед ними слишком сложные проектные задачи, требующие для решения большого количества времени, чтобы у детей не снижался интерес к активной поисковой деятельности. Проекты были достаточно короткими (1-3 недели). Для стимулирования познавательных интересов школьников в ходе выполнения проектов я использовала игровые формы и методы. Для мотивации учащихся к проектной деятельности я использовала красочно оформленные презентации, таблицы, плакаты, стенды. На них в доступной для учащихся форме я отразила основное содержание компонентов алгоритма проектирования, примеры проектов.
Наиболее сложным для меня на данном этапе стал вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать классный руководитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы я не нашла, и вряд ли найду. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.
2 этап. 6 класс. Осуществление деятельности по решению проблемы.
На данном этапе мы работали над такими вопросами: 1.Способы первичной обработки информации, её хранения. 2.Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщение, умозаключение. Анализ информации. 3 .Доказательство. Опровержение. Дискуссия. Представление позиции. 4 .Формирование проектной папки по проблеме.
Я научила ребят работать с информацией. Мы занимались информационными проектами. Наш с учащимися процесс работы над подобным проектом выглядит примерно так: мы определяем предмет информационного поиска - этапы поиска с обозначением промежуточных результатов - анализируем собранные факты и предварительные выводы - корректируем первоначальные направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализируем новые факты и их обобщаем - выводы и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка
Что касается проектной папки, то объем оформляемой учащимися проектной документации (проектной папки или дневников проектирования) был небольшим. В проектных папках были представлены: краткое описание проблемы и путей ее решения; материалы проведенных исследований и выводы по их результатам; варианты идей проектируемого объекта с краткими пояснениями к ним; необходимые ресурсы; самооценка результатов проектной деятельности.
3 этап. 7 класс. Презентация результатов.
Главные вопросы этого этапа:
1 . Оформление проектной папки
3. Как лучше подготовить презентацию продукта? Сценарий презентации. Критерии оценивания презентации
4 этап. 8 класс. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
В 2013-2014 учебном году я обучаю детей: 1.Правильной самооценка своего проекта. Полным требованиям к оформлению проекта.
2 .Анализу результатов и качеству выполнения проекта. Оценке продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта
3. Способам преодоления трудностей. Отчет о проделанной работе.
Итогом совместной с учащимися работы стали, следующие формы проектной деятельности
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Метод проектов (от греческого слова "путь исследования") ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.
Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).
Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.
Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изучение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимся.
Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.
Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.
- Проблема
- Проектирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио
Классификация проектов
- по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
- по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;
- по количеству участников – индивидуальные и групповые;
- по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.
Исследовательский- главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов.
Информационный - акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта. Это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библио. фонд, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).
Практико-ориентированный - нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера
Творческий - проект, центром которого является творческий продукт -
результат самореализации участников проектной группы
Игровой или ролевой - изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений
между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми.
Этапы проектной деятельности
1. Организационно-подготовительный
Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
2. Поисковый
Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.
3. Итоговый
Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.
Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.
Персональные или групповые проекты: что эффективней?
Преимущества персональных проектов:
- План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
- У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.
- Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.
- Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
- У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
- Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
- Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
- В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Какова роль учителя в проектной деятельности?
Образовательный потенциал проектной деятельности:
- создаёт у учащихся образ цельного знания;
- повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
- изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
- интерпретация результатов.
- значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
- чувства ответственности, самодисциплины;
- способности к самоорганизации;
- желания делать свою работу качественно.
- исследовательские и творческие способности личности;
- способность к самоопределению и целеполаганию;
- умения самостоятельно конструировать свои знания;
- коммуникативные умения и навыки;
- способность ориентироваться в информационном пространстве;
- умение работать с различными типами текстов;
- умение планировать свою работу и время;
- навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.
Учитель и ученик, при работе над проектом, находятся в тесной взаимосвязи. Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи. Учитель корректирует наблюдения школьника, помогает отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе).
Подготовил выступление учитель биологии Меджидов А.А.
С проектной деятельностью я впервые познакомился в 2012 году , в рамках программы учимся с intel . И с тех пор метод проектов вошёл в практику моей работы .
Этот метод я использую на уроках биологии и химии , как в качестве обобщения по теме , а также в качестве иллюстративного материала с целью привить интерес к изучаемым предметам .
Слово " проект ", ( в буквальном переводе с латинского -" брошенный вперёд ") толкуется в словарях как " план , замысел , текст или чертёж чего - либо , предваряющий его создание ".
" Учебный проект с точки зрения учащегося
это возможность делать что - то интересное самостоятельно , используя свои возможности ; это деятельность , позволяющая проявить себя , попробовать свои силы , приложить свои знания .
это деятельность направленная на решение интересной проблемы , сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи , когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы .
С точки зрения учителя
Какие же конкретно задачи ставятся при обучении проектной и исследовательской деятельности ? Их можно наметить несколько , но ведущими будут следующие :
· формирование и развиватие творческих способностей ученика ;
· развтие умений и навыков в постановке проблем и нахождениях способов их решений ;
· создание мотивирующих факторов в обучении и самообразовании ;
· развитие чувства индивидуальной ответственности за свои поступки , принятые решения и действия ;
· развитие коммуникативных умений и навыков и т . д .
Учитель и ученик , при работе над проектом , находятся в тесной взаимосвязи . Мы сотрудничаем : вместе ставим цели и задачи . Учитель корректирует наблюдения школьника , помогает отобрать факты , значимые в данной работе , сформулировать гипотезу , составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента , учит работать с огромным объемом информации по теме ( искать , отбирать , анализировать и применять в работе ). А самое главное , учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта .
Важным результатом такой совместной работы является и выработка специфических методологических умений школьника . Когда он , выполнив проект и защитив его , научился :
· письменно и устно представлять результаты своей работы ;
· защищать и отстаивать свою точку зрения ;
· отвечать за результаты работы ;
· оформлять работу и т . д .
Таким образом , проектная и исследовательская деятельность учащихся , как никакая другая учебная деятельность , поможет учителям сформировать у ученика качества , необходимые ему для дальнейшей учебы , для профессиональной и социальной адаптации .
В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии . Это могут быть исследовательские , информационные , поисковые , творческие , ( по характеру доминирующей деятельности учащихся ); индивидуальные , парные , групповые проекты ( по количеству участников ); краткосрочные ( на определенном этапе урока ), среднепродолжительные ( от недели до месяца ), долгосрочные . Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер , сочетая в себе несколько видов . Коротко остановлюсь на характеристике некоторых типов проекта .
Исследовательские проекты – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы , защиту собственных путей ее решения , выдвижение гипотез . Эти проекты обладают большими потенциальными возможностями формирования творческого мышления , рациональных приемов умственной деятельности и сообразительности , самостоятельности в принятии решений .
Творческие проекты – направлены на разработку новых оригинальных идей , продуктов совместной деятельности , представляемых в творческой форме ( творческий отчет , выставка , книга , журнал , альманах , компьютерная презентация и т . д .).
Важной задачей сегодня является создание реальных условий для творческого саморазвития не только отдельной личности , но и всего коллектива в целом . С этой целью использую о парные и групповые проекты .
1. название группы ;
2. краткая библиографическая справка ;
4. Признаки : описание крыльев , масса и размер тела , описание оперения .
Такая работа повышает мотивацию к учебе , интерес к предмету , формирует навыки работы с разными источниками информации .
Кроме информационных , в своей работе я использую исследовательские проекты , хотя чаще всего , конечно , мини - исследования . В таких проектах заранее выбирается тема исследования , объект и предмет исследования , цели и задачи , гипотезы решения поставленной проблемы . Потом планируется сам эксперимент , его проведение , проводится анализ полученных результатов , их оформление . Чаще всего исследовательская проектная деятельность реализуется в ходе проведения многих практических работ .
Отдельно хочу сказать о творческих проектах , которые направлены на разработку новых оригинальных идей , продуктов совместной деятельности , представляемых в творческой форме . Результатом творческого проекта может быть творческий отчет , организация выставки , выпуск печатной продукции , и т . д .. Творческие проекты можно использовать от младшего звена до старшего .
Организация творческой деятельности учащихся может рассматриваться на основе таких форм обучения , как составление отчетов по экскурсиям ; написание сочинений и сказок по биологии ; статей в журнал ; составление кроссвордов ; вопросов и заданий для одноклассников по определенной тематике .
В ходе выполнения этих заданий учащиеся постигают определенные представления , развивают фантазию , наблюдательность , внимание и способности , а для некоторых тем им приходится искать дополнительную литературу
В своей работе я стараюсь , чтобы метод проектов становился неотъемлемой частью не только уроков , но и внеклассной работы по предмету .
Мне хотелось бы еще сказать несколько слов о таких творческих проектах , как составление кроссвордов , ребусов . Данный вид деятельности я использую не только во внеклассной работе при подготовке мероприятий , но и на уроках . Учащиеся с удовольствием составляют кроссворды , посвященные растениям и животным нашего края , то есть учитывающие и региональный компонент ; кроссворды по ботанике , зоологии . Такой вид проектной деятельности очень помогает целостно осмыслить и обобщить информацию , активизирует личностные и познавательные мотивы приобретения знаний .
Я считаю , что благодаря использованию одного из прогрессивных методов обучения в современной школе – метода учебных проектов , можно наиболее полно выявить и развивать как интеллектуальные , так и творческие способности детей . Выполнение проектов различных типов стимулирует мыслительный процесс , направленный на поиск и решение проблемы , требует привлечение для этих целей знаний из разных областей .
Читайте также: