Доклад творческий подход к воспитательному процессу

Обновлено: 03.05.2024

Воспитательное мероприятие - рассматривается как отдельный акт воспитательной работы, организованной как коллек­тивная деятельность, вовлекающая воспитанников в запланиро­ванные педагогом отношения.

Любая форма внеурочной деятельности имеет цель - разви­тие определенного отношения к чему-либо. Это отношение выражено в результате предметном для воспитанника и воспитательном для педагога. В зависимости от это­го выбирается форма, а потом уже определяется конкретное название (с учетом возраста, специ­фики класса, особенностей предмета, отношение к которому формируется). Чем многообразнее и ярче палитра орга­низационных форм воспитательной работы, тем легче достигает­ся цель и решаются задачи воспитания.

Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных сторон, а значит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процес­сом творческим. Формы воспитательной работы многообразны, которые можно разделить на:

простые, как акт ситуативного воздействия, и сложные, включающие воспитанников в самые многочисленные отношения;

кратковременные и длительные;

групповыми, коллективными, общешкольными и даже меж­школьными, микрорайонными, межрегиональными, рес­публиканскими, государственными;

традиционные и творческие;

спонтанно возникающие в ходе воспитательного процес­са и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогиче­ским коллективом;

регулярные и эпизодические .

Давайте же рассмотрим несколько аспектов использования организационных форм воспитательной работы, ориентиров школьного педагога на творческий рост. То есть рассмотрим:

методику подготовки и проведения любой из форм воспи­тательной работы;

картотеку форм воспитательной работы и методику ее создания творческим педагогом-воспитателем;

некий технологический и технико-педагогический “инст­рументарий”, позволяющий не только быстро освоить “работу по образцу”, но и помогающий конструировать собственные творческие формы воспи­тательного процесса;

описание некоторых новых форм воспита­тельной работы, возникших в последние годы.

Для классного часа характерно все многообразие видов и форм. Он предполагает проявление специфики личности педагога, работающего по программе. Используемый им гуманистиче­ский подход к организации воспитательного процесса может привести к формулировке своеобразных правил например “Никогда ни­кого не ругать на классном часе” или “Никогда не обсуждать долгих и нудных организационных вопросов”. Может быть создано множество других правил.

Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определенный алгоритм, некая схе­ма, позволяющая наиболее рационально и грамотно организо­вать воспитательный процесс. Элементы ее таковы.

I.Определение цели и задач.
Цель - то запланированное от­ношение, которому посвящено организуемое педагогом дело. Она конкретизируется в серии форм воспитательной работы, ибо одним актом воспитательного воздействия отношения не сформировать, то есть для достижения цели воспитатель форму­лирует несколько задач, которые представляются реальными в данном воспитательном мероприятии.

2.Выбор формы воспитательной работы, определениежанра и названия мероприятия.

3.Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах, предварительные ритуальные действия, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления.

4.Предварительная подготовка: подбор содержательного ма­териала, определение средств, приглашение гостей и участников извне, распределение ролей и поручений, определение места, времени и роли каждого участника, подготовка и отбор средств, изготовление костюмов, атрибутики, оформления и так далее.

5.В проведении самого воспитательного мероприятия важны такие его элементы, как:

начало - для создания психологи­ческого настроя;

аккордно-финальная часть - создает определенное эмоциональное состояние, проецирующее потребности дальнейшей совместной деятельности; принятие реше­ний по внедрению достигнутого отношения в повседнев­ную жизнедеятельность.

6.Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
1 - обсуждение успешности\неуспешности предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной дея­тельности в будущем.
2 - собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитатель­ного результата, который включает в себя следующие элементы:

мера достижения цели и решение стратегических и так­тических задач;

характеристика эффективности избранных средств, мето­дов и приемов;

степень активности участников и их удовлетворенность от участия в деле; особенности индивидуальных проявле­ний;

логика и структура воспитательного мероприятия, их эф­фективность;

характер педагогического мастерства воспитателя, прояв­ление его жизненной и педагогической позиции; манера поведения, характер отношений с учащимися и так да­лее;

место проведенного мероприятия в системе воспитатель­ной работы с классом, в общешкольной системе и логике воспитания.

Здесь приведён примерный алгоритм подготовки и прове­дения любой организационной формы воспитания. Для того чтобы упорядочить их в последние годы в школьной практике появилась идея составления картотеки форм внеурочной деятельности. Для того чтобы избежать однообразия во внеурочной деятельно­сти, найти новые оригинальные формы ее, облегчить планирова­ние педагогической деятельности школы и классных руководите­лей.

Разумное чередование, выбор наилучших форм и творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяет уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и внеурочную деятель­ность школьников увлекательной, непринужденной, значительно повысить ее воспитательный потенциал.

В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые мо­гут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности школьников:

Разумеется, что здесь описаны далеко не все формы воспитатель­ной работы в современной школе. Да это сделать и невозможно, так как практика рождает все новые и новые. Творчески работаю­щий школьный педагог в поисках решения воспитательных за­дач конструирует их сам, максимально приближая их содержа­ние и тональность к своим собственным, неповторимым услови­ям. Однако, есть некий алгоритм, позволяющий расширить диа­пазон творчества школьного педагога в воспитательном про­цессе. В основе его - три идеи.

Первая: содержание воспитания, реализованное в различных организационных формах, обогащается за счет богатства наук и искусств, лежащих в основе тех или иных видов деятельности:

познавательная - в области различных наук и их истории; цен­ностно-ориентировочная- в этике, эстетике, культурологии, политологии, разных отраслях искусства,.;

художественная - в эс­тетике, музыке, живописи, поэзии, дизайне. культуре, изучении персоналий..;

физкультурная - в изучении теорий и практики здорового образа жизни;

трудовая - а изучении и использова­нии обычаев и традиций, ремесел, народных промыслов, про­фессиональной ориентации..;

свободное общение - в углублен­ном изучении всех наук и искусств, лежащих в основе организа­ции досуга, различных хобби и так далее.

- Афоризм записан на доске - все размышляют либо устно, либо письменно.

- На доске записано два афоризма. Классу дается задание: выбрать наиболее под­ходящий и обосновать.

Использование биографии, истории жизни, жизненного опыта великих людей. Приведем здесь примеры:

- Для подчеркивания отношения к определенным качествам личности.

- Для воспитания у учащихся сознательной дисциплины можно использовать такую историю.

Инсценировка пословиц . Группам дается задание (лучше заранее) инсценировать известную посло­вицу. Если заранее, то с элементами костюмов, необходимыми предметами. Класс наблюдает и от­гадывает пословицу. Идет обсуждение проблемы.

Есть множество приемов, с помощью которых педагог регу­лирует отношения между детьми, между детьми и взрослыми, де­лает отношения воспитывающими, придает воспитательный смысл каждой жизненной ситуации, конструирует собственные воспитывающие ситуации; побуждение действием и личным примером, авансированное доверие, параллельное действие, кос­венное воздействие, мнимое безразличие, подход к человеку с оптимистической гипотезой. И многое другое. Подобные приемы хорошо описаны в педагогической литературе.

Есть множество педагогических приемов дисциплинирования учащихся в ходе воспитательного процесса. Например, введение собственных неписаных, традиционно исполняемых правил типа. Могут быть введены ритуальные действия.
И все это - элементы творчества школь­ного педагога. Они обогащают жизнь детей и педагогов, делают организованным, четким, результативным и радостным воспита­тельный процесс.

Воспитание детей через творчество

Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: они учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка?

Воспитание детей посредством творчества давно стало одной из самых распространенных и применяемых методик. Это совершенно не удивляет, учитывая количество положительных эффектов, которые дает такой способ развития способностей ребенка.

Какую же пользу приносит воспитание детей через творчество? Для начала, это отличный способ сублимации и перенаправления энергии ребенка.

Воспитание через творчество позволяет раскрывать и совершенствовать личность ребенка в самом полном объеме. Это не только интересно и весело, но и полезно во многом, так как совершенствует навыки ребенка в определенных сферах. К примеру, при занятии плетением или аппликацией, хорошо развивается моторика пальцев, а при пении улучшается работа голосовых связок, рисование развивает в ребенке чувство вкуса.

У творчества нет определенных границ или рамок. Все, что создается с фантазией, с большим старанием, с интересом и называется творческим процессом. У детей, творчество начинается с самого простого: рисование, лепка (пластилин, глина, соленное тесто), аппликация. Как только малыш научился держать в руках ложку – можно давать ему кисть для рисования или фломастер. Это будут первые “шаги” в мир искусства.

У ребенка среднего возраста, уже можно определить предпочтения. Что ему больше нравится: рисовать, лепить, танцевать или петь. И помогать ему развивать свои таланты. Это и станет тем зернышком, которое посеют заботливые педагоги.

Развитие творческих способностей составляет важную задачу воспитания ребенка, так как способствует проявлению познавательной активности, открывает возможности активного познания мира и себя. А показателями успешности развития творческих способностей детей являются открытые искренние работы. Основными задачами творческой деятельности являются развитие эстетических чувств, эстетических представлений, эстетических взглядов на мир; обучение детей создавать своими руками рисунок, аппликацию, лепную работу; предоставление познания радости творчества, получение положительного эмоционального заряда. Занятия изо-деятельностью помогают ребёнку отвлечься от грустных мыслей, событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, обеспечивает эмоциональное состояние, то есть выполняет терапевтическую функцию. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство.

Художественная деятельность, декоративно - прикладное искусство, формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических бесед, дети занимаются творчеством. Выполнение коллективных работ способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками, старшими и младшими.

В заключение следует отметить, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует искреннюю увлеченность взрослого, восхищение красотой, он постепенно тоже признает художественные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Показателями успешности развития творческих способностей детей является открытые искренние работы. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

Автор: Кармилицына Елена Анатольевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г Дятьково
Наименование материала: Доклад
Тема: "Воспитание обучающихся в познавательной творческой деятельности"
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

по теме самообразования

«Воспитание обучающихся в познавательной творческой

самообразованию:

определить актуальность темы исследования;

технологии развивающего обучения;

стимуляции творческой активности обучающихся;

работы с детьми;

исследовать результативность применения технологии развивающего

обучения в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС;

обобщать и распространять педагогический опыт.

Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

Сухомлинский В. А.

в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные

духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной

мирному созиданию и защите Родины.

подхода к организации образовательно-воспитательного процесса. Этот подход

приобщения к универсальным ценностям культуры.

Отличительной особенностью личности является способность к творчеству.

саморазвивается, всякий раз возвышается до уровня сложности, трудности тех

проблем, которые становятся объектом его деятельности. Поэтому творческая

условий для развития личности обучающегося.

активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно,

учреждения открытой для активного участия родителей.

Воспитание обучающихся в познавательной творческой деятельности

окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в

самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.

Эффективность работы педагога в настоящее время определяется тем, в

какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих

способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к

творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Если таковы запросы современного общества, то педагог должен стремиться

реализовывать в своей деятельности одну из важнейших целей – воспитание

творческой личности ребенка.

широкое определение творчества. Можно определить значение этого слова и по-

Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные

ценности, обладающие общественной значимостью. Известный психолог Л.С.

Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть

необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в

чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому

Педагогу очень важно понимать то, что происходит с автором-ребёнком на

ранней стадии творческого процесса. «От учителя требуется большая чуткость, но

особенно бережно он должен относиться к замыслам, которыми делятся с ним

обязательно. И ни в коем случае не расхолаживать, потому что вслед за слабыми

цели процесса, а детские работы: стихи, рисунки, песни, танцы, аппликации,

Произведения детей могут многое поведать не только об авторе, но и о нашем

ценность, могут подлинно отражать внутренний мир ребёнка только до тех пор,

пока это творчество непроизвольно. Выдающийся психолог Б.М. Теплов писал:

«Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность.

Без неё все другие достоинства теряют значения. Этому условию удовлетворяет то

творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней

же дети начнут петь, танцевать, рисовать, сочинять не ради удовольствия от

произведения тут же утратят естественность, непосредственность, а значит, и

ценность. Очень важно участие взрослого в

участвует в детском творчестве, а, следовательно, руководит его развитием.

личностные особенности, его интересы и склонности.

Педагог должен быть заинтересован в творческих успехах и достижениях

инициативу, одобрить выбор или решение детей, указать на ошибки, не обидев

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка принадлежит

семье. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет

огромный интеллектуальный потенциал, а задача педагога – привлечь и умело

использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг

полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития

ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Во-первых, именно

семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, во-вторых,

семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение

детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень

семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека,

значение в овладении человеком социальными нормами, в-четвёртых, в семье

формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие

стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и

способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи

тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются

на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в

сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам

Автор: Горохводацкая Светлана Ивановна

Организация: МКОУ ДО ДШИ

Населенный пункт: Челябинская область, г. Пласт

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей.

Расшифруем термин Творчество педагогическое - это выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений. Творчество педагогическое характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть "веер вариантов" [1].

“Я прихожу в школу творить”, пять слов, а как много они значат. Дать шанс творить себе и ученикам – это так важно. Ведь жизнь творческого человека – это захватывающая борьба личности и мешающих ей внешних обстоятельств. В ней есть свои законы и правила, взлеты и падения.

Таким образом, правильно сбалансировать процесс образовательной и творческой деятельности в школе – вот главная и очень сложная задача, стоящая перед руководством учреждения и педагогическим коллективом.

Система деятельности Детской школы искусств в современных условиях должна быть открытой, динамичной, способной гибко реагировать на духовные запросы и потребности разных слоев населения, которое насчитывает у нас 25,8 тыс. человек. Пластовский муниципальный район, расположен в Челябинской области, в 127 километрах от областного центра региона. Происхождение названия города связано с характером залегания золотоносных песков. Но как принято у нас считать, золотоносные жилы протекают в недрах земли, а на земле Пласта живут золотые, творческие, работящие, добрые, щедрые, веселые люди, которые работу превращают в радость и праздник, не отличается подходом к делу и наша школа.

МКОУ ДО Детская школа искусств, является единственной в Пластовском муниципальном районе, в 2013 году она отметила свой 55-летний юбилей.

Ровно 58 лет назад в 1958 году была открыта Пластовская детская музыкальная школа, где прозвучали первые робкие звуки, извлеченные юными музыкантами, контингент которых составлял всего 70 человек.

В 1991 году открывается класс хореографии, что увеличивает контингент еще на несколько десятков учащихся. В этом же году решением исполкома городского Совета народных депутатов Детская музыкальная школа была преобразована в Детскую школу искусств. В 2002 году открывается отделение изобразительного искусства, и школа начинает жить полноценной творческой жизнью, оправдывая свое красивое название.

За 58 лет работы школа выпустила из своих стен и дала начальное музыкальное образование более 3000 юных Пластовчан. За последние пять лет школа выпустила 82 ученика, из них поступили в Сузы и Вузы 14 человек. На сегодняшний день контингент составляет 427 детей, обучающихся на четырех отделениях школы:

Учебные занятия проходят на четырех площадках города и района:

в основном здании детской школы искусств и в трех классах по адресу, один из которых находится в селе Демарино.

Одна из немаловажных задач руководителя – создание благоприятной атмосферы в коллективе и поэтому, вникать в личные дела и проблемы работников, не с целью обсуждения, а для предложения конкретной помощи или даже просто для поднятия хорошего настроения и настроя на рабочую обстановку. Для того, чтобы увидеть, стратегически значимые возможности и творческий потенциал педагогического коллектива необходимо было выйти за пределы ранее установленной системы работы, изменить стиль общения и взаимоотношений, создать такой микроклимат внутренней среды (атмосферы), чтобы творческие личности, работая в группе, не теряли своей индивидуальности.

Соблюдая определенные правила, находя новые, в нашей школе по большому счету удается создать благоприятный психологический климат, работа, построенная в режиме совместного коллективного труда, увеличивает возможность контроля, продуктивности, а главное становится результативней и качественней.

Материалы семинара являются результатом обобщения опыта работы МКОУ ДО ДШИ Пластовского муниципального района. Творческий подход к учебно – воспитательному процессу является залогом успешной реализации деятельности школы и активизирует творческий потенциал педагогического коллектива, родителей и учащихся.

В школе налажена методическая работа – это разнообразная деятельность преподавателей, направленная на изучение, овладение и распространение педагогического опыта, на повышение мастерства, на непрерывную работу по самообразованию и профессиональному саморазвитию.

Перспективным и резонансным направлением школа посчитала внедрение научно – методической деятельности. И в 2014 году школа начинает сотрудничество с коллегами, выходя за рамки школы, области, а в 2015 году даже России, внедрив в практику работы проведение Всероссийской научно - практической конференции в Интернет – режиме. Этот широко применяемый вид заочного участия, базирующийся на современных информационных технологиях, позволяет преподавателям дистанционно обмениваться опытом с коллегами разных регионов России и Зарубежья.

Созданная в школе благоприятная рабочая обстановка стала устойчивой платформой для реализации новых идей и внедрения современных образовательных технологий, проектов, программ, направленных на успешное творческое развитие детей и профессионального роста преподавателей.

Исходя из опыта творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, так как в творческой деятельности проявляются познавательный, эмоционально – волевой и мотивационный компоненты, с присущими ей качествами творческой личности: воображение, артистизм, логика, интуиция, инициативность, целеустремленность, эмоциональность, внутренняя способность импровизировать (фантазия), профессиональная грамотность (компетентность), мотивация на творческую педагогическую деятельность.

И поэтому об язательными условиями гарантирующими успех всех начинаний творческого процесса являются:

  • Психологический климат в коллективе;
  • Наличие особой “ауры” творчества;
  • Оригинальный, нестандартный подход к решению педагогических задач,
  • Умение подключить эмоциональную сферу ученика;
  • Знание и владение методами Развития Творческого Воображения.

Учебно-воспитательная и творческая деятельность в школе носят системный характер и направлены на:

  • повышение качества образования каждого ученика;
  • формирование единого творческого коллектива единомышленников;
  • повышение профессионального уровня педагогического коллектива;
  • формирование единого педагогического пространства через интеграцию различных видов искусств.
  • создание условий для самореализации преподавательского коллектива.

Вся деятельность школы строится на основании решений Педагогического Совета образовательного учреждения, Методического совета, Совета трудового коллектива.

Под руководством инициативных преподавателей школы осуществляется работа детских и взрослых творческих коллективов, таких как:

Т ворческое,

Р азностороннее,

И нтеллектуальное,

И нтегрированное,

К реативное,

С одружество

Работа творческой мастерской является отражением индивидуальных особенностей и широкого потенциала тех, кто ее представляет. Спектр деятельности разнообразен, начиная от идеи до конечного результата. Преподаватели параллельно своей основной работе, становятся сценаристами, режиссерами, постановщиками, звукооператорами, актерами, дизайнерами, закройщиками по одежде, портными.

Таким образом, созданный в школе психологический климат, соответствующие материальная база и научно-методическое обеспечение плюс творческий подход к работе играют большую роль в преобразовании существующего опыта, новизны, оригинальности, который приводит к новаторству в деятельности. Чередование учебной и внеурочной деятельности сделал образовательный процесс интересным и обеспечил комплексный подход в получении результатов. Появилось образовательное пространство, сформировалась среда успешности каждого, возросла учебная активность и самостоятельность и здесь детям хочется учиться и развиваться.

Учеба в такой школе помогает ученику в его профессиональном самоопределении, помогает сделать первые шаги на пути постижения культуры, искусства. В этом заключается задача дня сегодняшнего, общая задача педагогов, семьи и государства в целом.

Читайте также: