Аналогия на уроках информатики доклад

Обновлено: 06.05.2024

Ни для кого не является секретом, что современных школьников с каждым годом все труднее привлекать к изучению учебного материала. Для многих из них красочные безделушки (мобильные телефоны, MP3- и CD-плееры, цифровые фотокамеры), безвкусные телевизионные программы и видеофильмы намного ценнее учебы и постижения основ наук. Нынешнее молодое поколение предпочитает жить сегодняшним днем, не задумываясь о дне завтрашнем, и это есть главное бедствие российского общества.

Большинство учителей осознают, что способы насильственного насаждения знаний должного результата не дали, да и не дадут, ибо насаждаемое насильно никогда не будет принято и усвоено, а если и будет, то непрочно и ненадолго. Настало время, когда борьбу должно сменить сотрудничество, необходимо переосмысление возможностей стимулов, которые десятилетиями использовались в советской школе, давая положительный эффект, а в российской школе, из-за ее прагматизма, забыты. Хотя в нынешних реалиях, когда в среде молодежи царят идеалы, близкие к безнравственности, это сделать затруднительно, и в этом направлении еще нужны серьезные исследования.

Один из способов вовлечения обучаемых в учебную деятельность – это включение в обучение занимательности. Термин вроде бы простой, но определить его однозначно затруднительно, еще труднее правильно включить в учебный процесс. За кажущейся простотой кроются всякие неожиданности: при грамотном применении занимательности эффективность обучения резко увеличивается, возрастает мотивация учения, ученики с радостью приходят на урок; однако применение занимательности ради занимательности дает прямо противоположный эффект – ученики идут на урок ради забавы и бесполезного времяпровождения, школьный предмет для них не имеет должного веса, а учитель выглядит клоуном, основное назначение которого – развеселить учеников.

Объектом – особенности использования занимательного материала в обучении школьников. Предметом – методика применения занимательных задач на уроках информатики в пятом классе.

1.1 Понятие занимательности

Что такое занимательность?

Однозначного ответа на данный вопрос нет. Многие авторы по педагогике, философии, психологии, частным методикам, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми материала. Упоминаются такие качества занимательности, как привлекательность, притягательность, необычность, оригинальность, вызывание возбуждения и др. [3]. В ряде работ указывается, что занимательность может проявляться через определенные формы обучения или специфические средства [4]. Некоторые авторы, например Шуба М. Ю., пытаются объяснить занимательность на примере работы с конкретным средством.

Но занимательность в обучении очень часто бывает субъективна. Учитель может столкнуться с таким вопросом: выдал материал в одном классе – ученики активно приступили к работе, у них появился интерес, слышатся оригинальные ответы, а выдал тот же самый материал в другом классе – и наблюдаешь прямо противоположную картину – как были ученики безразличны к предмету, так и остались равнодушными, им не интересно слушать, включаться в обсуждение вопросов. В чем тут дело? Скорее всего, связано это с тем, что у учащихся нет основы, опираясь на которую они осознают суть подготовленного занимательного материала.

В этом и кроется субъективность занимательности, которую многие педагоги предпочитают не замечать, виня при неудачах не себя за незнание основ педагогики и психологии, а саму занимательность и материалы, через которые она включается в обучение. Предлагаемый учебный материал, облекаемый в занимательную форму, должен быть знаком ученикам, но либо его подача осуществляется в необычной форме, либо для решения используются нестандартные приемы.

Существует большое количество организационных форм обучения, через которые можно реализовать занимательность. Наиболее часто такие формы используются в начальной школе – это уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины и т. д. В VII–IX классах в связи со сменой акцентов в деятельности учеников рассматриваемые формы организации уроков применяются редко и обычно учителя ограничиваются уроками-путешествиями и уроками-играми. Основная деятельность, построенная на занимательности, переносится на внеклассные мероприятия – вечера информатики и КВН. В старших классах места для инновационных, с точки зрения применения занимательности, уроков места не находится, но и здесь можно их внедрить.

Педагогических средств, через которые реализуется занимательность, достаточно. Это игры, головоломки (кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы), викторины и занимательные задачи (задачи-рисунки, логические мини-задачи, задачи-шутки и задачи с неполным условием).

1.2 Классификация задач

Информатика изучает широкий спектр вопросов, связанный с тем, что многие разделы данной науки лежат на стыке с другими школьными дисциплинами и это затрудняет классификацию задач. Совокупность упражнений по информатике можно систематизировать на базе традиционной классификации заданий по формированию коммуникативно-речевых умений, в сущности которой заложены два основания:

2) характер, способ учебной деятельности учащегося, определяемый заданием.

Таким образом, все задания и упражнения можно разделить по первому основанию на:

- упражнения, направленные на формирование умений анализировать и оценивать общение;

- упражнения, направленные на формирование умений общаться.

По второму основанию задачи можно разделить на:

- аналитического и аналитико-синтетического характера (требуют действий на основе общения, абстрагирования, систематизации, например, составление схем, таблиц, памяток);

- задания и упражнения, требующие осуществления отдельных конкретных коммуникативных умений.

Можно использовать и классификацию системы упражнений Воителевой Т.М. Это:

1. Рецептивные упражнения – основаны на наблюдении над готовыми конструкциями, в процессе работы над которыми происходит знакомство учащихся с тем или иным понятием, запоминание этого понятия, анализ его применения. Способствуют формированию умения узнавать, выделять в объекте отдельные языковые, графические, знаковые единицы, а также помогают развивать стилистическое чутье учеников, запоминать норму употребления тех единиц, на которых сосредоточено их внимание.

2. Репродуктивные упражнения – основаны на видоизменении объекта, связаны с формированием умения выбирать один из вариантов. Позволяют школьникам увидеть внутреннюю структуру объекта, понять уместность употребления тех или иных конструкций, способствуют формированию умения совершенствовать собственные коммуникативные навыки.

3. Продуктивные упражнения – отличаются от предыдущих тем, что не имеют начальной опоры. Ученики самостоятельно выполняют действие, подбирая адекватные языковые, графические и другие средства. В процессе их выполнения формируются нормы литературной речи, расширяется словарный запас учащихся, происходит выработка умений отбирать коммуникативные средства в соответствии с целевой установкой, строить собственные языковые или знаковые объекты (текст, графика, звук, анимация). Развивают логику мышления, наблюдательность.

Если взять классификацию задач И.В. Егорченко, то мы увидим такие задачи как:

- стандартные прикладные задачи,

- нестандартные прикладные задачи,

- нестандартные задачи, не являющиеся прикладными,

- материалы, вообще не являющиеся задачами.

1.3 Типы занимательных задач

Юматова О.Е. – задачи-рисунки, логические мини-задачи, задачи с завуалированной некорректностью поставленных вопросов, задачи-шутки, задачи с неполным условием.

Макарова Н.В. – загадки, ребусы, кроссворды, чайнворды, исключение лишнего, одним росчерком пера, логические задачи.

Для более наглядного представления о типах занимательных задач следует воспользоваться такой типологией задач, которая объединила бы в себе все вышеизложенное и дополнила бы их. Например:

- задачи на системы счисления,

- задачи с завуалированной некорректностью поставленных вопросов,

- задачи с неполным условием,

Задачи-рисунки представляют собой рисунки или схемы каких-либо объектов, сделанные в необычных ракурсах, т.е. с тех сторон, с которых данный объект мы видим наименее часто. Составляя задачи-рисунки нужно, прежде всего, определить тему, согласно которой делается рисунок, выбирается загадываемый объект, определяется ракурс объекта, под которым обучаемые наблюдают объект наименее часто.

К ним относятся короткие по формулировке задачи; обычно состоящие из единственного предложения-вопроса, где ключевые данные явно или неявно уводят в сторону от правильного ответа, лучше всего использовать при устном опросе или на этапе закрепления материала, включая их в систему стандартных вопросов и задач. После постановки такой задачи, обучаемые должны распознать ее тип, сформулировать ответ и соответствующим образом его аргументировать.

1. От имени, какого европейского математика произошло слово “алгоритм”?

3. Какая программа служит для поиска и удаления компьютерных вирусов?

Логические задачи – это задачи, требующие умения проводить доказательные рассуждения, анализировать.

1. Ира, Даша, Коля и Митя собирали ягоды. Даша собрала ягод больше всех, Ира – не меньше всех. Верно ли, что девочки собрали ягод больше, чем мальчики?

2. Наташа произнесла истинное утверждение. Лена повторила его дословно, и оно стало ложным. Что сказала Наташа?

В некоторых ситуациях при их решении допускаются ответы также шутливого характера, не несущие в себе конкретной информации, лучше всего использовать при устном опросе или на этапе закрепления материала, включая их в систему стандартных вопросов и задач. После постановки такой задачи, обучаемые должны распознать ее тип, сформулировать ответ и соответствующим образом его аргументировать.

1. 3aгaдкa. Раньше они были "по 5", но маленькие, a тeпepь "пo 3", нo бoльшиe. Ha caмoм-тo дeлe oни были вoвce нe пo 5, дa и тeпepь oни нe в тoчнocти пo 3. A как они нaзывaютcя?

2. На какой плате компьютера размещен процессор: на системной или материнской?

3. На рабочем столе одного остроумного программиста есть забавные иконки. Подпись под одной из них заканчивается словами “перед едой” Подпись под другой заканчивается словами “и не вставай”. Как начинаются эти подписи, и каким устройствам они соответствуют?

Лингвистическая задача или самодостаточная задача представляет собой особый тип задачи, существенно отличаясь от задач и упражнений проверочного характера.

В термине самодостаточная задача существенны оба составляющие его слова. Это задача, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ее нужно решать, т.е. ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может (с известной степенью строгости) доказать правильность ответа. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется никаких дополнительных специальных знаний или подготовки. Самодостаточная задача воплощает, таким образом, принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности.

Задачи с завуалированной некорректностью поставленных вопросов.

Ответы на такие вопросы можно дать лишь при определенном уровне знания материала. Обычно такие вопросы “провоцируются диалогом, ведущимся в неутонченном контексте” и в них либо заложена ложная посылка, либо для ответа требуется некоторая дополнительная информация, либо когда неправильно использовано вопросное слово, либо когда в вопросе присутствует шутка, которую обучаемые должны распознать и выдать адекватный ответ.

1. Единица давления, и популярный язык программирования.

2. Специалист, управляющий с пульта работой сложного оборудования, и предписание в данном языке программирования.

3. Разрыв в расписании движения электричек, и прямоугольная область экрана, в которой выполняется Windows-программа.

Задачи с неполным условием

В таких задачах предусмотрен набор данных, чтобы все они в той или иной степени помогали решить задачу, но часть данных была по возможности скрыта от отгадывающего. Большой потенциал для обучения скрыт в задачах именно этого типа. Такие задачи эффективно решать на уроках повторения изученного материала.

1. В бумагах одного чудака математика найдена была его автобиография.

Она начиналась следующими удивительными словами:

“Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет в моей маленькой семье было 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых пятую часть приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц” и т.д.

Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?

2. У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?

3. Один мальчик так написал о себе: “У меня 24 пальца, на каждой руке по 5, а на ногах 12”. Как это могло быть?

Любой объект можно описать при помощи слов. Загадка является одним из способов описания объекта.

Сопоставив исходную информацию с информацией об известных ему объектах, человек находит отгадку, называя описанный предмет. Процесс отгадывания – не что иное, как обработка информации, преобразование ее из исходного вида (описания характеристик объекта) в конечный (название объекта).


Кроссворд – это игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова.

Термин "кроссворд" образовался из сочетания двух английских слов "cross" – "пересечение" и "word" – "слово". Появившись в конце 19-го века, игра-задача быстро завоевала популярность во всем мире. Три страны спорят за право называться родиной кроссворда: США, Англия и ЮАР.

Таким образом, разгадывание кроссвордов – это обработка информации по определенным правилам. Существуют и другие игры со словами.

Любая хорошая игра немедленно порождает множество аналогичных игр. Некоторые из них впоследствии начинают жить самостоятельно и развиваться независимо от игры-родителя. Именно так произошло с кросснамберами: сейчас это уже не просто "числовой аналог" кроссвордов, а вполне самостоятельная разновидность досуговых игр.

Вот одна из типичных "сеток" для кросснамберов:


Во всех задачах эту сетку предстоит заполнить числами (в каждую клетку вписывается одна цифра; никакое число не должно начинаться с нуля).

1.4 Методика использования занимательных задач на уроке

Решать занимательные задачи можно как на уроке, так и во внеурочное время; их можно включать в процесс обучения практически на любом типе и этапе урока. Для мотивации целесообразно использовать ребусы и задачи-рисунки; для актуализации знаний – сканворды, викторины, задачи-рисунки, логические мини-задачи и задачи-шутки; для формирования понятий и начальных представлений о явлениях – игры, задачи с неполным условием; для отработки умений – игры; для повторения и обобщения материала – игры, кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы, викторины, логические мини-задачи и задачи-шутки; для контроля – кроссворды и логические мини-задачи.

Однако для более качественного обучения с использованием занимательных задач стоит придерживаться определенных рекомендаций:

- Определить место занимательности в изучении раздела, темы, в структуре конкретного урока.

- Выделить направленность занимательного материала (мотивация, актуализация знаний, отработка понятийной базы, контроль и т. д.).

- Определить, как занимательность согласуется с намеченными целями урока.

- Понять, соответствует ли занимательный материал уровню подготовленности учащихся.

- На каждом уроке решать занимательные задачи нецелесообразно, а количество таких задач (если речь идет не об уроке контроля) не должно превышать одной, двух.

- Не выставлять оценку за решение занимательных задач, выбрав в качестве стимула похвалу ученика перед классом (хотя такие ответы обучаемых могут и должны влиять на общую оценку при проверке большого блока материала).

- Занимательные задачи полезно использовать на обобщающем уроке, в качестве конкурсных заданий на внеклассных мероприятиях.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Аналогия"

На прошлых уроках вы учились объединять предметы в группы по одинаковым признакам.

А давайте проверим, хорошо ли усвоили эту тему третьеклассники Лёша и Коля.

За каждое правильно выполненное задание мальчики будут получать по одному баллу. И кто больше баллов наберёт, тот и выиграет.

Ну, Лёша и Коля, вы согласны?


Чтобы вы чувствовали себя увереннее, давайте вместе выполним одно задание.


Рассмотрите внимательно представленные объекты и распределите их на 2 множества. Дайте название каждому множеству.

Конечно, здесь будет множество морских животных, которые мы можем разместить в подводном царстве, и множество насекомых, которых разместим в поле.


По каким признакам мы их разделили? По месту обитанию: одни живут в воде, другие на земле. По действиям, которые они совершают: одни плавают, другие летают.

А теперь, Лёша и Коля, попробуйте остальные задания выполнить самостоятельно.

Итак, первое задание.

Ребята, подумайте и скажите, какие признаки объектов вы знаете?

̶ место обитания

̶ материал, из которого сделан объект

̶ м-м-м, я больше не знаю, ̶ говорит Коля.

И в этом задании один балл получает Лёша. И счёт один-ноль, в пользу Лёши.

А как вы думаете, всегда ли легко увидеть эти признаки? Давайте проверим.

Определите признак, по которому объединены следующие объекты.

Первая группа объектов тебе, Лёша.


Вторая группа объектов тебе, Коля.


̶ М-м, по цвету. Они все жёлтые, как и моя рубашка.

̶ Молодец, правильно.

Следующая группа объектов тебе, Лёша.


̶ По… по… по форме. Все объекты имеют форму треугольника.


Молодцы. Вы оба справились с этим заданием. Давайте посмотрим следующую группу объектов, и кто первый назовёт признак, по которому они объединены, тот и получает один балл.


̶ Молодец, Коля. Ты получаешь один балл. Счёт теперь сравнялся один-один.

Вы называли сходные признаки предметов. Некоторые признаки можно определить сразу. Это явные признаки. А некоторые признаки сразу выделить трудно. Эти признаки скрытые, неявные. У какой группы объектов вам было труднее всего найти общий признак?

̶ Да, не сразу поймёшь, что у маятника и поезда может быть что-то общее, ̶ говорит Лёша.

Из прошлых уроков вы уже знаете, что даже очень разные объекты могут иметь общие черты, сходства.

А сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями, называется аналогией.

Лёша и Коля, давайте сейчас попробуем провести аналогию, т.е. найти сходство у нескольких объектов.

Вы получаете карточки с заданием. И пока Лёша и Коля работают над этим заданием, их одноклассник Ваня, с которым мы связались по интернету, расскажет нам его любимое стихотворение.


Учусь я в третьем классе,

Свою школу я люблю.

Как приду, всем сразу: "здрасте",

На весь класс я прокричу.

Я учу всегда уроки,

И в кружки ещё хожу.

Свою школу очень милой

Я, ребята, нахожу.

И люблю я здесь учиться,

И отметки получать.

А ещё после каникул,

С улыбкой в школу буду я шагать.

Спасибо Ваня. Какое замечательное стихотворение. Молодец! А наши ребята, Лёша и Коля, готовы?

Давайте посмотрим, какое у вас было задание. Вы должны были разгадать загадку и найти два предмета, между которыми можно провести аналогию.

Ну, давайте посмотрим, как вы выполнили это задание. Лёша, читай свою загадку.


̶ Шапочка для лампочки. Это абажур. У абажура и шапочки есть сходство: они имеют одинаковую форму.

̶ Правильно. Молодец! Ты получаешь ещё один балл. А теперь ты, Коля, читай свою загадку.


̶ Чудо-ящик. В нём окно. В том окошечке ̶ кино. Это телевизор. И у меня, как у Коли, объекты имеют одинаковую форму. Только у меня объекты ящик и телевизор.

̶ Молодец. И ты получаешь один балл.

И счёт у нас два-два.

Как видим, действительно, можно найти сходства у двух любых объектов.

Давайте подумаем, что может быть общего у весов и вот-таких качелей?


В чём же сходство? Конечно, принцип действия.

̶ Что, даже свитер и корзина имеют сходства, ̶ спрашивает Лёша? Конечно, они ведь одинаково изготовлены: сплетены.

̶ Ну, между уроками и поездами точно нет ничего общего, ̶ говорит Коля.


̶ Нет, Коля, ты не прав. Схожи они тем, что у них есть расписание. Ведь уроки в школе идут по расписанию и поезда ходят тоже только по расписанию.

А как вы думаете, есть ли какая-нибудь польза от сходства между предметами?

Представьте себе, вам дали какой-то предмет, который вы никогда до этого не видели и сказали, что он устроен и действует аналогично фломастеру.


Как вы с ним будете обращаться?

̶ Сначала, ̶ говорит Коля, ̶ найдём и снимем колпачок, опустим вниз и будем, нажимая, вести по бумаге.

̶ Молодец! Значит, какой вывод можно сделать?

̶ Аналогия может нам подсказать, как обращаться с предметами.

̶ Правильно, Лёша.

А теперь давайте перейдём к последнему заданию, которое определит победителя.

Задание у вас на карточке. И пока вы его выполняете, Ваня прочитает нам, своё второе любимое стихотворение.

Информатика знакома

В наше время с детских лет.

Целый вечер мама дома

"Изучает Интернет".

Я решил вполне серьёзно

Информатику учить.

И тебе, отец, не поздно,

Науку эту изучить.

Наши ребята уже готовы.

Давайте прочитаем задание и посмотрим, как выполнили его Лёша и Коля.

Необходимо расположить эти ёлочки так, как обычно строят ребят на уроке физкультуры.

Вот так расположил Лёша, а так расположил Коля.


Они оба выполнили задание верно. Ведь, действительно, на уроках физкультуры ребят строят по росту, начиная с самого высокого.

Задание не простое. Подумайте хорошо.


Аналогично я расположил и остальные ёлочки.

̶ А вы слышали, какое слово употребил Лёша? Аналогично, т.е. по аналогии. А теперь давайте посмотрим, как я этим заданием справился Коля.

̶ А я расположил вот так: среди всех этих месяцев раньше других наступает апрель, поэтому первой я поставил самую маленькую ёлочку. Сразу за апрелем следует май, и я поставил ёлочку чуть выше предыдущей. Декабрь самый последний месяц года, значит и ёлочка должна быть самой большой. Июнь наступает раньше сентября и поэтому июньская ёлочка меньше и стоит раньше сентябрьской.


̶ Молодец, Коля, ты расположил ёлочки аналогично порядковому номеру месяца в календаре.

Так кому же из ребят нужно поставить ещё один балл?

Ведь в этом задании можно провести не одну аналогию, и каждый из ребят правильно расположил ёлочки согласно своей аналогии.


А какой вывод можно сделать?

̶ Аналогия, может помочь нам решить какую-то задачу или проблему.

̶ Правильно, Коля.

А теперь давайте посмотрим на счёт и определим, кто же победитель. Как видим, мальчишки набрали одинаковое количество баллов. Значит и Лёша, и Коля – победители. Они оба хорошо изучили прошлые темы и хорошо усвоили новый материал. А мы сделаем выводы из нашего урока.

Вы уже знаете, что даже очень разные объекты могут иметь общие признаки, сходства.

Вместе с Колей и Лёшей мы сегодня узнали, что некоторые признаки объектов выделить трудно. Эти признаки скрытые, неявные.

Аналогия – это сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.

Аналогия бывает по форме, по цвету, по составу.

̶ А ещё, ̶ говорит Лёша, ̶ аналогия, может нам подсказать, как обращаться с предметами и может помочь решить какую-то задачу или проблему.

̶ А я надеюсь, ̶ говорит Коля, ̶ что теперь вы сможете решить такие задачи. Успехов вам!

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок информатики проведу у вас я. Меня зовут Надежда Михайловна, я учитель информатики Сергеевской школы.

Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

для этого нам необходимо повторить уже известное;

вспомнить то, что вы узнали на прошлых уроках;

правильно определить то, что мы не знаем;

найти способ преодоления затруднения,

Прежде чем открывать новые знания, давайте проверим, какими внимательными вы были на прошлых уроках.

На рабочем столе у вас находится карточка Приложение 1. В этом листе 3 задания определённого уровня сложности, вы по своему желанию выбираете задание и выполняете его. (Учащиеся выполняют задание)

Итак, работа выполнена. Подведём итоги по образцу. (Проверяют по образцу). (слайды 2,3,4)

Поднимите руки, кто справился с заданием. Молодцы!

Кто не справился с заданиями?

А сейчас всё внимание на слайд. На слайде представлены имена великих людей. Как вы думайте, что может объединять их? (слайд 5)

французский ученый Герберт он же Папа Римский Сильвестр II.

немецкий ученый, профессор математики и восточного языка Вильгельм Шиккард

французский математик, физик и философ Блез Паскаль

немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц.

английский математик Вильям Оутред

английский математик Чарльз Беббидж

английский математик Ада Лавлейс

американский инженер Герман Холлерит

немецкий инженер Конрад Цузе

американский инженер Говард Эйкен и т.д.

То что объединяет всех этих известных людей, вы узнаете, выполнив задание из Приложения 2, которое у вас лежит на парте. Работаем мы в парах. Попробуйте сформулировать ваше задание? Что вам нужно здесь сделать?

Какое слово было у вас закодировано? (слайд 6)

Правильно, это компьютер. И все эти известные люди внесли большой вклад в изобретении данного устройства. А какой они внесли вклад, об этом вы узнаете на следующих уроках информатики.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, т.е. работы с информацией.

Из истории науки и техники известно, что идеи многих изобретений человек подглядел в природе. Например, еще в XV веке великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал эти знания для конструирования летательных аппаратов. (слайд 7) Русский ученый Николай Егорович Жуковский, основоположник науки аэродинамики, также исследовал механизм полета птиц. (слайд 8)

А есть ли в природе прототип у компьютера? (слайд 9)

Учащиеся предлагают свои ответы.

А с кого человек списал компьютер?
Давай сейчас порассуждаем. Как человек изобретает.
Тогда понятно станет всем. Как создавалась ЭВМ.
По небу вертолет летает. Кого он нам напоминает? ………..
Он схож, конечно, не с козой. А с попрыгуньей стрекозой.
На землю самолет садится - огромная стальная птица.
А лодка, что по морю ходит, немного на кита походит.
Так за природой наблюдая. Ее законы открывая,
Все человек изобретал, идеи у природы брал.
Не может человек создать, что невозможно увидать. (слайд 10)
Все, что придумать он сумел. То у природы подглядел.
И вывод сделать нам осталось, когда задумал ЭВМ,
На самого себя смотрел.

Что общего у компьютера и человека? (слайд 11)

Разве компьютер похож на человека внешне или по устройству?

Чем же схожи компьютер и человек?

Кто не справился с заданием?

Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли заполнить схему.)

Так как мы не знаем, какие устройства входят в состав компьютера и за что они отвечают, давайте сформулируем учебную задачу и тему урока (узнать какие основные устройства входят в состав компьютера и за что они отвечают, а так же провести аналогию между человеком и компьютером)

Ребята, у меня на слайде шаги плана открытия новых знаний. (слайд 13)

Рассмотреть схему устройства компьютера.

Выполнить задание в конце текста.

Ребята для открытия нового знания нам необходимо ответить на ряд вопросов.

Очень часто компьютер сравнивают с человеком. Что же у них общего?

В состав современного компьютера входят различные устройства. Функции, которые выполняют эти устройства, подобны функциям мыслящего человека.

Определим функции человека и компьютера.

Давайте вспомним какие информационные процессы выполняет человек?

Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека, т.е. компьютер, как и человек, может выполнять информационные процессы. И сейчас Вы узнаете, какие устройства входят в состав компьютера, и для каких информационных процессов эти устройства предназначены.

Для того, чтобы узнать какие это устройства и функцию каждого из них я предлагаю поработать со схемой и текстом Приложением 4, а так же выполнить задание Приложение 5. Работу вы будете выполнять в парах.

Что же представляет собой персональный компьютер?

Ответ: Персональный компьютер представляет собой комплекс взаимосвязанных устройств

Какие основные узлы включает в свой состав компьютер? (слайд 15)

Ответ: процессор, память, устройства ввода и вывода.

Проверка выполненного задания.

У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию - у компьютера есть устройства ввода информации. (Согласны)

У человека есть мозг, в котором он хранит информацию - у компьютера есть устройства хранения информации. (Согласны)

С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию - у компьютера есть процессор - устройство обработки информации. (Согласны)

Проверим по образцу (на слайде показана заполненная таблица) (слайд 16)

У кого возникли затруднения при выполнении задания?

В каком месте возникли затруднения?

В чем причина, что у вас возникли затруднения?

Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем не возникало затруднений?

Какой вывод можно сделать о схожести компьютера и человека? (слайд 17)

Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями.

Компьютер - модель человека, работающего с информацией.

Можно ли поставить знак = между человеком и компьютером? (слайд 18)

Между их работой с информацией?

А чем отличается компьютер от человека?

Ответы учащихся. (слайд 19)

Главное отличие компьютера от человека - человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер - исполнитель программ, созданных человеком. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями.

Вернемся к нашей теме и учебной задаче, поставленной в начале урока.

Выполнили ли мы поставленную учебную задачу?

Раскрыли ли тему урока?

На ваших столах найдите оценочный лист Приложение 5 работы на уроке. Заполните его (слайд 20)

3 балла - самостоятельно выполнено задание 3 (повышенный уровень)

2 балла - самостоятельно выполнено задание 2 (средний уровень)

1 балл - самостоятельно выполнено задание 1 (низкий уровень).

Задание на кодирование информации.

1 балл за правильный ответ.

Задание на проверку полученных знаний.

3 балла - выполнено все 3 задания

2 балла - выполнено 2 задания

1 балл - выполнено 1 задание

3 балла - самостоятельно заполнено все 5 пропусков

2 балла - самостоятельно заполнено 4 пропуска

1 балл - самостоятельно заполнено 3 пропуска.

Если вы набрали за урок

10 баллов - оценка 5;

7-9 баллов - оценка 4;

4-6 балла - оценка 3.

(задание на использование полученных знаний). (слайд 21)

На ваших столах есть карточка Приложение 6 с разноуровневым домашним заданием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УУД (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий формировалась внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий формировались учебные действия, направленные на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся учатся владению основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся учатся учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание.

Цели урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле.

Образовательная цель урока – познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера, а так же заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера.

Деятельностная цель - научить выявлять общее и особенное между устройством компьютера и человеком.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Самоанализ урока информатики

Урок проводился в 8б классе. Со слов учителя информатики Дружининой Натальи Михайловны, ученики этого класса отличаются средними способностями, высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. В общении наблюдались как соперничество, так и сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 8 класса.

Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

За 30 минут урока отрабатываются УУД (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий формировалась внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий формировались учебные действия, направленные на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся учатся владению основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся учатся учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание.

Цели урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле.

Образовательная цель урока – познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера, а так же заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера.

Деятельностная цель - научить выявлять общее и особенное между устройством компьютера и человеком.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Отбор дидактического материала осуществлялся для фронтальных и парных форм работы - раздаточные карточки.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

В структуре проведенного урока выделяются следующие этапы:

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

На данном этапе учащиеся с первой минуты погружены в деятельность. Была организована деятельность учащихся по повторению изученных тем, информация которых пригодиться для открытия нового знания. Дифференцированное задание на повторение ориентировано на учеников разных уровней.

Обучающиеся самостоятельно оценили свои ответы. Была организована проверка по образцу.

этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Пробное действие

На этом этапе я организую погружение в проблему. Учащиеся должны найти ответ на 3 проблемных вопроса. Ставлю перед учащимися 1 проблемный вопрос: Что объединяет всех этих известных людей на слайде? Изначально было предусмотрено 2 ситуации, когда учащиеся не знают ответа и им предлагается задание в парах декодировать информацию и узнать что это. Если бы учащиеся дали сразу ответ, то им было бы предложено проверить свои догадки, используя задание декодировать информацию.

В ходе выполнения задания учащиеся столкнулись с тем, что их знаний не достаточно для заполнения данной таблицы. Они зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия.

этап. Выявление места и причины затруднений.

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

Это является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Мною задаются следующие вопросы.

этап. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

этап. Реализация проекта выхода из затруднения.

этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

умение оценивать ситуацию или факты;

умение анализировать информацию;

умение отражать свое мнение.

Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен, не согласен.

этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Этап. Включение в систему знаний.

На данном этапе учащиеся сформулировали вывод о схожести компьютера и человека. А так же поразмышляли над вопросом: Чем компьютер отличается от человека?

Этап. Рефлексия деятельности на уроке.

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Учащиеся соотнесли цель и результаты своей учебной деятельности. Ответили на вопросы учителя:

Выполнили ли мы поставленную учебную задачу?

Раскрыли ли тему урока?

Была организованна рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке при помощи оценочного листа. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.

Было определено задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Получив разноуровневое задание на выбор, ученики ушли с урока озадаченные новой проблемой, что ведет к поиску решений заданий и повышению качества знаний.

На уроке частично применяется метод исследования, учащиеся под моим руководством рассуждали, анализировали, обобщали.

На каждом из этапов урока было организовано взаимодействие ученик-ученик (работа в парах) - это повысило учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходило взаимообучение , ученик-учитель (индивидуальная работа), класс-учитель (фронтальная работа). Поддерживать внимание учащихся позволило чередование заданий, имеющих частично-поисковый, творческий подход, разумное включение использованных форм учебной деятельности, а также стремление обучающихся учиться на уроке самостоятельно.

Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

Выставленные оценки отразили объективный результат деятельности каждого ученика во время урока.

Таким образом, проведенный урок не только обеспечил условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развитие информационно-интеллектуальной компетентности школьников.

Образовательная цель урока (познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера, а так же заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера) и деятельностная цель (научить выявлять общее и особенное между устройством компьютера и человеком) мною были достигнуты.

Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.

Читайте также: