Коррупция в судебных правоохранительных и контролирующих органах доклад кратко

Обновлено: 18.05.2024

Законом о противодействии коррупции (ст. 2) предусмотрено что, правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Как видим, в основе антикоррупционного законодательства, как и всего законодательства РФ, лежит Конституция РФ.

Вместе с тем, Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а защита прав и свобод граждан России отнесены к обязанностям государства и его органов (статья 2 Конституции РФ).

Одними из факторов, способных препятствовать осуществлению прав граждан, являются коррупционные проявления в сфере управленческой деятельности.

Обратимся к ст. 15 Конституции РФ. Она устанавливает, что, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, Конституция закрепляет приоритет международных договоров РФ над внутренним законодательством и определяет их в качестве составной части российской правовой системы.

Несколько слов о формировании антикоррупционного законодательства.

Тогда же, начиная с 2007г., началась серьёзная подготовительная работа по принятию антикоррупционного пакета законопроектов.

Национальный план утвержден Президентом РФ 31 июля 2008г. и содержит 4 раздела и приложение, содержащее перечень первоочередных законодательных актов РФ, требующих изменения и дополнения.

В национальном плане впервые предложено внесение изменений в законодательство РФ, касающихся административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям.

Кроме того, также, впервые, внесено предложение об уточнении требований к разным категориям государственных и муниципальных служащих, а также о возложении дополнительных запретов и ограничений при их приеме на работу.

Среди первоочередных мер по реализации Национального плана, руководителям федеральных государственных органов, в пределах своей компетенции, было предложено разработать и принять планы противодействия коррупции.

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

— на развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

— на организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

— на совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов и на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности указанных комиссий;

— на проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;

— на обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

В их развитие выпущен ряд указов Президента, определивших порядок представления, проверки и публикации сведений о доходах и имущественном положении государственных служащих, а также общие принципы их служебного поведения.

Закон о противодействии коррупции (№ 273-ФЗ от 25.12.2008г.) является базовым и в нем устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, а также система мер, направленная на противодействие коррупции, которая состоит из 3-х элементов:

— мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих соответствующей угрозе (профилактика в широком смысле);

— по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию конкретных преступлений, (борьба);

— по минимизации и (или) ликвидации ее последствий.

Кроме того, законом устанавливается целый ряд обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы.

Среди них необходимо особо выделить следующие обязанности государственного и муниципального служащего:

— представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

— уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие уполномоченные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

— принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

— передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствие с законодательством Российской Федерации;

— в течение двух лет после увольнения с государственной службы при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя сведения о последнем месте своей службы (при замещении должностей, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации);

— гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов.

Названные обязанности нашли свое развитее в законе о государственной гражданской службе в Российской Федерации, указах Президента РФ и иных нормативных правовых актах.

В рамках одного совещания рассмотреть все нормативные правовые акты антикоррупционной направленности не представляется возможным, а потому в заключении я хотела бы остановиться на вопросах ответственности за совершение коррупционных действий.

В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.

Дисциплинарная ответственность наступает, если государственный служащий нарушает свои должностные обязанности.

К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями нарушения порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

За данные нарушения может быть применена такая мера дисциплинарного воздействия, как увольнение.

Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка).

К гражданско-правовым коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных главой 32 ГК РФ, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных главой 39 ГК РФ.

Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб., государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. 3 ст. 575 ГК РФ).

К обычным подаркам относятся букет цветов, коробка конфет, книги, небольшой сувенир, флакон духов и т.д.

Служащий имеет право получать любые подарки, предоставляемые ему только в его личном качестве или в связи с его личностными свойствами, обусловленными его отношением к определенной социальной группе (женщины, ветераны, лица, относящегося к определенной профессии, и т.д.), а также в связи с различными событиями (день рождения, годовщина пребывания на государственной службе, уход на пенсию и т.д.) с учетом требований налогового законодательства.

Следует помнить, что различие между подарком и взяткой состоит не в стоимости передаваемого имущества, а в мотивах и целях совершения таких действий.

Таким образом, подарки должностным лицам могут расцениваться, как взятка в случаях, когда эти должностные лица могут повлиять на исход дела и оказать какую-то не законную помощь в решении проблемы дарителя.

Взятка, независимо от ее размера, не является ни обычным подарком, ни подарком вообще. Незначительный размер взятки не исключает ответственности за взяточничество.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи со служебными командировками или с какими-либо официальными мероприятиями, и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы.

Административная ответственность — ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

К административным правонарушениям, в которых усматриваются коррупционные риски, могут быть отнесены следующие противоправные, виновные действия (бездействие):

— . Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (19.28 КоАП РФ);

— нецелевое использование бюджетных средств (ст.15.14 КоАП РФ);

— отказ в предоставлении информации гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации (ст. 5.39 КоАП РФ);

— нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, а также незаконное взимание платы за предоставление информации (ст.13.28 КоАП РФ);

— принятие решения о выборе способа размещения заказа с нарушением законодательства (ст.7.29 КоАП РФ);

— нарушение членом конкурсной или единой комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ст. 7.30 КоАП РФ);

— другие административные правонарушения, установленные ст. 7.30 КоАП РФ.

— нарушения, связанные с выборами и проведением избирательных компаний (ст.ст.5.16-5.20 КоАП РФ);

К ответственности за названные правонарушения привлекаются должностные или юридические лица, а также члены единой комиссии по размещению госзаказа.

Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

К преступлениям, связанным с коррупцией, относятся любые общественно опасные деяния, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, содержащие признаки состава преступлений, предусмотренных УК РФ:

— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
— получение взятки (ст. 290 УК РФ);

— дача взятки (ст. 291 УК РФ);

— служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

— воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

— провокация взятки (ст. 304 УК РФ) и другие.

Признаки коррупционного преступления:

— нанесение ущерба авторитету государственной службы;

— незаконный (противоправный) характер получаемых государственным служащим преимуществ (имущества, услуг или льгот);

— использование виновным своего служебного положения вопреки интересам государства;

— наличие у виновного умысла на причинение ущерба законной деятельности государственного аппарата, авторитету государственной службы;

— наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.

Итоги контрольно-надзорной деятельности Управления
за 2021 год


Правовое государство немыслимо вне надлежащим образом организованного правосудия, которое может осуществляться исключительно компетентным, независимым и беспристрастным судом. Независимость, в свою очередь, направлена на максимальное обеспечение свободы суда в принятии решения. Свободы не в смысле судейского произвола, а в том понимании, что никто и ничто не может влиять на суд, который в принятии решений должен руководствоваться исключительно законом и чистой совестью.

Независимость суда несовместима с коррупцией, не секрет и то, что коррупция в судейской среде — это реальность. Поэтому особое внимание вызывают рекомендации, адресованные Верховному суду РФ, Судебному департаменту при ВС РФ, Высшей квалификационной коллегии и Совету судей РФ, содержащиеся в Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы, который президент России утвердил своим указом 1 апреля 2016 года.

С коррупцией следует бороться прежде всего путем формирования профессионального и совестливого судейского корпуса. На решение именно этого вопроса должны быть направлены усилия государства, если оно действительно заинтересовано в существовании реального, а не мнимого правосудия.

Базовым подходом в борьбе с коррупцией должна являться не идея недоверия к судье и наблюдения за судьей, а идея подбора в состав судейского корпуса профессионалов, способных принимать независимые, законные и обоснованные решения. И достижение этой цели связано с изменением критериев для отбора судей. Прежде всего нужно отказаться от заниженного 25-летнего возрастного ограничения для лиц, имеющих право претендовать на должность судьи. К этому времени у человека еще не наработан подлинно самостоятельный профессиональный опыт, мировоззрение, как правило, еще не устойчиво, ценностные ориентиры подвержены легкому изменению, нет жизненного опыта, столь важного в работе судьи, и отсутствует финансовая самостоятельность, которая обеспечивает его исходную материальную независимость.

В странах, славящихся профессиональным и независимым судом, судейская должность не случайно не занимается смолоду, а является пиком юридической карьеры, данью служения обществу профессионалом высокого уровня. В этом случае не формальный экзамен, а сложившаяся в профессиональных кругах репутация свидетельствует об уровне юриста, претендующего на звание судьи; его благосостояние обеспечено, а опыт и мировоззрение позволяют принимать взвешенные и самостоятельные решения, аргументированно отстаивать свою позицию.

В российской же современной действительности судейские должности чаще занимают не профессионалы, знатоки права, а работающие при суде лица, например, бывшие секретари судебного заседания и помощники судей. Они, как считается, поварились в судейской кухне и знают все тонкости судейского ремесла изнутри.

Без отказа от имеющегося сейчас подхода к формированию судейского корпуса невозможно изжить коррупцию. Быть независимым, не участвовать в коррупционных схемах способен только уверенный в себе профессионал с большим опытом. Он должен прийти в суд не потому, что не смог устроиться на работу в юридическую компанию. Не потому, что избрал судейскую карьеру ради должности, являющейся источником финансового благополучия, которое можно обрести в сжатые сроки.

Бич отмен

Столь же важной проблемой, связанной с независимостью суда, является оценка работы судьи. Настоящим бичом отечественной судебной системы является оценка качества работы судьи по числу отмененных судебных постановлений.

Ликвидация этих практик — в сфере формирования судейского корпуса и оценки работы судей — представляет собой фундамент, создающий независимость суда и, следовательно, обеспечивающий противодействие коррупции в судейском корпусе. Все остальное — лишь видимость мер, направленных на борьбу с ней, а не реальные меры.


Но, к сожалению, это не так. В мире процветает коррупция. Она затрагивает все аспекты жизни, а именно государственное управление, правоохранительные органы, здравоохранение и образование.

Независимая, беспристрастная и информированная судебная система занимает центральное место в процессе формирования справедливого, честного, открытого и подотчетного правительства. В самом деле, для того чтобы судебная система могла реально осуществлять свою конституционную роль, она должна быть независима. Ее задача заключается в том, чтобы, находясь между правительством и народом, проверять деятельность правительства и государственных служащих и определять, соответствует ли эта деятельность стандартам, установленным конституцией и иными законами, принятыми законодательной властью.

Закон 1992 г. предусматривал дополнительные меры защиты судей, включая право на ношение оружия (п. 2 ст. 9) 2 . Судьи получили дополнительную правовую защиту, включая общую неподсудность по административным преступлениям и иммунитет от уголовного преследования (ст. 122 Конституции). Неприкосновенность такого рода могла быть отменена по запросу Генерального прокурора, но с тем условием, что он должен был получить поддержку квалификационной коллегии.

Однако анализируя претензии общества к судебной системе, В. И. Полудняков в 2002 г., в бытность председателем Санкт-Петербургского городского суда, назвал коррупцию одним из трех главных обвинений в адрес российской судебной власти (наряду с волокитой и "абсолютной безнаказанностью судей"), хотя настаивал на том, что в общественном сознании масштабы коррупции в судах явно завышены. О соответствии этих стереотипов действительности по имеющимся в литературных источниках сведениям судить невозможно, поскольку обвинения в коррупции судей, как правило, статистическими или социологическими данными не сопровождаются. Однако если бы данные о привлечении судей к уголовной ответственности за так называемые "коррупционные преступления" и придавались широкой огласке, они, скорее всего, тоже были бы обречены на недоверие в обществе, убежденном в высокой латентности этих преступлений и в корпоративной замкнутости судебной системы 3 .

В ходе проведения судебной реформы российские судьи стали в большей степени ориентироваться на интересы и приоритеты тех, кто обеспечивает им высокий уровень благосостояния, а не на закон. Потому и уровень взяточничества в российских судах не снизился, а вырос. Продолжение судебной реформы в таких условиях не приведет ни к реальной независимости судов, ни к высокому доверию к ним со стороны граждан, ни к снижению уровня коррупции, ни к превращению судебной власти в реальную систему обеспечения правосудия, прав и свобод граждан. Так рассмотрим же коррупцию в судебной системе.

Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам.

Коррупция в судебной системе - эксплуатация статуса, организационных и властных полномочий судьи и должностных лиц, осуществляющих административное руководство судебными органами, вопреки установленных Конституций РФ и законодательством норм их функционирования, которая наносит ущерб охраняемым законодательством правам и интересам граждан.

Среди коррупционных злоупотреблений в сфере отправления правосудия можно выделить следующие:

1) Связанные с корыстной заинтересованностью судьи:

а) Взяточничество – получение судьей денег или иных материальных благ (например, оплачиваемых заинтересованным лицом туристических путевок, или приобретаемых на имя судьи или указанных им лиц недвижимости или других материальных ценностей) в обмен на использование судьей своих властных полномочий в целях исполнение просьбы лица, дающего взятку, как то вынесение неправосудного судебного решения, создание процессуальных препятствий в защите своих прав и интересов другим лицам, а также совершение судьей иных действий, входящих в его компетенцию, для обеспечения защиты с помощью суда интереса взяткодателя.

б) Лоббирование судьей интересов преступных сообществ – создание председателем суда, либо судьей по договоренности с другими судьями благоприятной обстановки для правового закрепления через суд определенных этапов деятельности организованной преступной группировки, как-то захват и обращение в свою собственность промышленных объектов, ценных бумаг, освобождение из-под стражи или от уголовной ответственности членов указанной группировки.

2)Не связанные с корыстной заинтересованностью судьи:

б) Злоупотребления из личных побуждений – использование судьей своей должности для личных неимущественных благ, как-то получение информации, к которой законодательно установлен ограниченный доступ, безвозмездное содействие родственникам и знакомым и т.п. Примером подобных злоупотреблений можно считать дело одной судьи из Йошкар-Олы, которая была лишена полномочий за вынесение определения о назначении экспертизы по вымышленному ей гражданскому делу в целях сбора доказательств по иску, рассматривавшемуся в другом суде - в интересах ее близких родственников по неимущественному вопросу (устранение источника нанесения вреда здоровью) 4 .

Проблема коррупции в судебной системе является архиважной, ведь проявление коррупции — это опаснейшее криминальное явление, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в гла­зах населения, затрагивает законные права и интересы граждан. В обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни общества опасность этого явления значительно возрастает. Посягая на дея­тельность судебных учреждений, такой вид правонарушения, как взяточничество, подрывает его авторитет, дискредитирует этот орган власти, ведет к нарушению принципа социальной справед­ливости.

Антикоррупционные стандарты – это научно- обоснованный комплекс официально закрепленных в законодательстве правил, которым должны соответствовать нормативные предписания, регулирующие соответствующие виды государственно-властной деятельности, с тем, чтобы ограничить коррупционные процессы в ней, позволить своевременно выявлять конкретные факты коррупции, предотвращать их негативные последствия.

Российская Федерация участвует в различных программах по борьбе с коррупцией. 8 марта 2006 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и приняла на себя ряд обязательств по имплементации антикоррупционных механизмов.

Российское уголовное законодательство предусматривает наказание не только за дачу взятки, за совершение незаконных действий, но и просто за дачу взятки. В 2011 году в статью 291 УК РФ были внесены изменения, радикально повысившие наказание за дачу взятки. Новая редакция УК предусматривает наказание за дачу взятки даже в том случае, если дача взятки не ведет к совершению незаконных действий. Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки может наступить только в случае, если будет доказан факт вымогательства взятки 5 .

Кроме мер законодательного характера, принимаемых в нашей стране по борьбе с коррупцией, мы предлагаем решить данную проблему также следующими методами, которые могут служить целям профилактики данного явления:

- Воспитать в людях чувство духовности (православия), то есть обязательные занятия воскресной школы. В Ветхом Завете Библии Моисею Богом были даны 10 заповедей. Такие как не укради, не убей, не лги и другие. На наш взгляд, эти заповеди очень значимые. Человек должен понимать, что грешить очень плохо, потому что его постигнет наказание, и в любом случае он ответит за свои грехи не перед людьми, а перед Богом;

- Необходимо воспитать нравственность в людях, ввести крайнюю меру наказания за данное преступление, которое будет распространятся не только на преступника, но и на его семью;

- Ограничить статус судьи: он должен быть независимым, но обеспечивать прозрачность своих доходов и своей семьи;

- Декларированию должно подлежать не только имущество, полученное в собственность всеми членами семьи, но и находящееся в их пользовании;

- Обязательный контроль банковских счетов, как в России, так и за ее пределами (ведь взятка может быть завуалирована в виде банковской ссуды либо получения денег в долг или под видом погашения несуществующего долга лица посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, а также в виде подарка).

Неприкосновенность дает судьям возможность уйти от ответственности. Ни один из государственных органов не имеет право на досмотр - это дает им уверенность в своей безнаказанности.

Коррупция в современной России является одной из серьёзных проблем страны. Хоть уровень коррупции и снизился кардинально за последнее десятилетие, но всё же значительная часть российской экономики по-прежнему находится в чёрной или серой зоне. Из-за этого серьёзно тормозятся многие процессы, связанные со значительными государственными расходами. Но если будут соблюдены все методы борьбы с коррупцией и если люди перестанут быть такими алчными, то данная проблема может исчезнуть.

Список литературы:

5. Полудняков, В. И. Современная российская судебная реформа. На пути в мир правосудия / В.И. Полудняков - С.-Пб.: Издат. дом "Нева", 2002. - 320 c.

3  Полудняков, В. И. Современная российская судебная реформа. На пути в мир правосудия / В.И. Полудняков - СПб.: Нева, 2002. - С. 18, 67.

4  Енютина Г.Е. Коррупция в судебных органах/ Г.Е. Енютина // Организованная преступность, терроризм и коррупция. Криминологический ежеквартальный альманах. - М.: Юристъ, 2003, Вып. 1. - С. 24-25

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Степанова Анна Алексеевна,

Учитель истории и обществознания

Коррупция в правоохранительных органах

Коррупция остается одной из самых острых проблем современной России и таит в себе угрозу общенационального масштаба. Именно о коррупции и ее недопустимо высоком уровне в последнее время все чаще говорится на самом высоком уровне представителями исполнительной и законодательной власти, общественных организаций.

Д.А Медведев отмечал: "Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы. Она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества".

Речь идет не просто о банальных взятках. "Речь о тяжелой болезни, которая съедает нашу экономику и разлагает общество", - подчеркнул Медведев. Поэтому одна из стратегических задач, стоящих сегодня перед страной - кардинальное снижение уровня коррупции.

Итак, коррупция (лат. Corruptio)- означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц

По количеству жалоб второе место традиционно занимают жалобы на коррупцию в органах внутренних дел, т.е. полиции, в процентном соотношении – 20,4 %.

Общеизвестен факт, что была проведена реформа МВД, в рамках которой органы внутренних дел получили новое название – полиция, была проведена переаттестация всех сотрудников, повлекшая ряд увольнений по всей стране.

Это в целом снизило количество жалоб на участие органов внутренних дел в так называемых заказных уголовных делах в отношении крупного бизнеса с целью рейдерского захвата, в процентном соотношение – снижение произошло до 70%, и в оставшихся 30% не всегда находятся признаки коррупции и фальсификации.

Так называемая бытовая коррупция – вымогательство мелких взяток снизилось на 60%, что объясняется с реальным повышением заработной платы сотрудников органов внутренних дел и более качественной кадровой работой.

В ряде жалоб органами внутренних дел намеренно не проводится проверка в полном объеме, проведение которой дает основание для возбуждения административного либо уголовного производства. По ряду других жалоб органы внутренних дел проявляют излишнее рвение, и там, где отсутствуют признаки каких-либо нарушений, событие все равно квалифицируют как нарушение и инициируют возбуждение административного или уголовного дела.

Говоря о действии или бездействии органов внутренних дел, продиктованном коррупцией, выделяют несколько видов коррупционного поведения.

Так, когда при наличии признаков правонарушения сотрудники полиции намеренно бездействуют с целью добиться от потерпевшей стороны личной выгоды. Другой механизм – когда при отсутствии признаков нарушения органы внутренних дел предпринимают действия с целью добиться от объекта преследования определенной выгоды, либо наоборот – когда фальсифицируется преследование при отсутствии признаков нарушения по заказу иного лица с целью, например, захвата имущества или бизнеса у объекта преследования, либо расправа, месть.

Жалобы на ГИБДД отличает то, что каждая из сторон дорожно-транспортного происшествия старается использовать объективные данные сотрудников, полученные с места ДТП в свою пользу и решение суда в пользу одной из стороны становится поводом для обвинения ГИБДД в коррупции с целью изменения решения суда, таким образом, жалобы на ГИБДД в результате являются жалобами в связи с вынесенным решением суда, а не жалобами на действия сотрудников. Отдельно специалисты выделяют жалобы на вымогательство взятки при снятии и постановке автомобиля на учет и процедуре выдачи номеров, эти вопросы остаются нерешенными для ряда регионов, что создает благоприятные условия для коррупции: Волгоградская, Челябинская, Владимирская области, Приморский край, Москва.

Количество обращений, содержащих жалобы на коррупцию в прокуратуре, составляет 17,4%, однако, как показывает анализ обращений, подавляющее большинство жалоб не имеет обоснованных подозрений на коррупцию, и отказы прокуратуры на заявления и жалобы граждан чаще всего связаны с тем, что предлагаемые к проверке и рассмотрению вопросы не относятся к компетенции прокуратуры. По сложившейся традиции, обращение в полицию по любому, в том числе и бытовому конфликту, сопровождается подачей заявления в прокуратуру, хотя заявление еще даже не было рассмотрено полицией, и заявления о коррупционной составляющей со стороны органов внутренних дел и необходимости надзора за ними со стороны прокуратуры – не обоснованы. Именно с этим связано высокое количество обращений в прокуратуру и впоследствии высокое количество обращений с подозрением на коррупцию в прокуратуре.

Что касается географии жалоб, то жалобы на прокуратуру поступают изо всех регионов России, но отдельно необходимо выделить Московскую область, Москву, Краснодарский край, Белгородскую область, Приморский край, Архангельскую область.

Количество жалоб на коррупцию в Следственном комитете составляет 15,7%, и этот высокий показатель также связан с тем, что Следственный комитет является наряду с прокуратурой еще одним из правоохранительных органов, куда поступают жалобы, дублирующие жалобы и заявления в полицию, независимо от характера вопроса.

В 2014 году существенно была усилена борьба с коррупционными проявлениями как Следственного комитета, так и прокуратуры.

Так, многие чиновники были привлечены к уголовному преследованию за коррупцию, и таких уголовных дел стало больше по сравнению с предыдущими периодами. Уровень коррупции и степень коррумпированности чиновников позволяют сделать вывод, что на данном этапе в общей массе дел о коррупции Следственному комитету предстоит много работы, поэтому говорить о том, что ситуация с коррупцией резко изменилась в лучшую сторону – преждевременно, так как существует множество коррупционных схем и коррумпированных чиновников, которых еще предстоит выявить и привлечь к ответственности.

Наряду с процессуальной независимостью существует проблема большой загруженности следователей, когда объем коррупции не позволяет в полной мере осуществлять полномасштабную антикоррупционную кампанию: одновременно у следователя может находиться в работе 20-30 дел в производстве, и работать приходится круглосуточно, в частных беседах сообщают сотрудники Следственного комитета.

Важно отметить, что структурно необходимо модернизировать систему борьбы с коррупцией в силу объема коррупционных дел и загруженности следователей и их процессуальной зависимости.

Если в 2012 году Россия по уровню коррупцию достигла своего пика, то в 2014 году наметилась четкая тенденция к снижению.

При всем несовершенстве закона о декларировании доходов чиновниками и в целом антикоррупционного законодательства начатая антикоррупционная кампания принесла первые результаты: мы видим множество уголовных дел, возбужденных, например, Следственным комитетом в отношении чиновников разного уровня – от местных до федеральных, а также кадровые изменения чиновников разного уровня, в том числе и в правоохранительных органах.

Масштаб и уровень коррупции в силу своего объема не так просто победить, требуется принятие законодательных изменений и усиление работы правоохранительных органов при одновременном контроле со стороны гражданского общества.

Необходимо усиление не только гражданского, но и политического контроля как одного из главных механизмов противодействия коррупции, когда путем политической конкуренции выявляются коррупционные риски и поведение.

При проведении демократических преобразований – усиление гражданского общества, гражданского контроля – необходимо усиливать и деятельность правоохранительных органов, иными словами, коррупцию можно победить, действуя одновременно, – при сильной государственной власти, способной противодействовать коррупционному поведению в тех масштабах, которые захлестнули Россию, и при здоровом гражданском обществе и политических институтах.

Как этого добиться?

Необходима межведомственная работа. Однако межведомственность – это сложная бюрократическая система, которую задействовать не под силу не только рядовому следователю, но и руководству следственного органа. Зачастую это приводит к тому, что многие коррумпированные чиновники, похитив крупные бюджетные средства, успевают не только вывести их за рубеж, легализовать их за рубежом, но и скрыться от российского правосудия.

Необходимо поддерживать и развивать создаваемые и развивающиеся внутри страны институты гражданского общества, политические институты, добиваясь тем самым выгодного для страны и общества баланса между сильным гражданским обществом и сильной правоохранительной системой. Как следствие, это гарантировало бы суверенитет России, безопасность России, с одной стороны, и соблюдение прав и свобод человека, развитие демократии, построение правового государства – с другой стороны.

Президент России Владимир Владимирович Путин сказал, что основная проблема современной России – нравственность, безусловно, с этим нельзя не согласиться, так как в 90-е в погоне за США нравственность искоренялась и заменялась культом потребления. В связи с этим необходимо проводить государственную политику на укрепление нравственности и морали в обществе, стремление к обществу созидания от общества потребления.

В своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросу "О стратегии развития России до 2020 года" бывший Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: "Мы должны. за счет оптимизации функций и изменения системы финансирования создать мотивацию эффективной деятельности ведомств и отдельных чиновников, должны создать конкурентные условия для привлечения на государственную службу лучших кадров, при этом повысить их ответственность перед обществом". Целью предлагаемого мероприятия является повышение ответственности, добросовестности и профессионализма по выполнению сотрудниками правоохранительных органов своих должностных обязанностей, в том числе за счет создания действенной системы материальных и моральных стимулов. 2. Подобное стимулирование должно включать систему материальных, моральных и иных стимулов. Поэтому в ведомственных нормативных правовых актах должны быть разработаны классификация и содержание этих стимулов. 3. Материальные побудительные мотивы к коррупции могут быть ограничены у сотрудников ОВД путем постоянного разумного улучшения условий их работы, повышения зарплаты и других видов материального поощрения за добросовестную работу. Одним из критериев может быть то, чтобы зарплата сотрудников ОВД была бы сопоставима с доходами в частном секторе и позволяла обеспечить достаточный (усредненный для определенных условий) уровень жизни сотрудника и его семьи. 4. Помимо установления сотрудникам относительно высокой зарплаты необходимо продумать и ввести действенную систему морального стимулирования. Представляется, что и материальное, и моральное стимулирование должны быть такими, чтобы могли выполнять двуединую задачу: а) сделать правоохранительную службу достаточно привлекательной (престижной), чтобы удержать добросовестных и квалифицированных работников от перехода в частный сектор; б) сделать правоохранительную службу достаточно выгодной в материальном отношении, чтобы сотрудник понимал, что в случае привлечения к ответственности за коррупцию он потеряет больше, чем приобретает от коррупционных действий. Особенно эффективны в этом плане различные виды стимулирования, напрямую зависящие от стажа работы на правоохранительной службе, в частности высокие пенсии, выходные пособия, налоговые и иные льготы. 5. Разработать новую редакцию порядка применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий в ОВД, где подробно прописать основания применения мер поощрения. 6. Требуется разработать концепцию поэтапного повышения социального статуса сотрудников ОВД, позволяющего снизить коррупциоемкость их должностного положения, за счет предоставления им тех благ, на которые и тратят свои доходы (законные и незаконные) сотрудники ОВД: - вместо денежного довольствия на питание предусмотреть продовольственный (натуральный) паек, содержание которого позволит обеспечить сотрудника и членов его семьи должным питанием; - пенсионное обеспечение в 100% от оклада после 25 лет безупречной службы в ОВД (не считая обучение и службу в ВС); причем до 25 лет выслуги % должен составлять не более 50% от оклада; - гарантированное медицинское обеспечение, возможно, за счет более эффективного (ведомственного) медицинского страхования; - кредиты на целевые (социальные) нужды, в том числе покупку жилья, дорогостоящее лечение, обучение и пр. по низким ставкам (например, 1% годовых, как это имеет место в отношении сотрудников ОВД в Республике Татарстан); возможно создание специализированного кредитного учреждения для системы МВД России; - дополнительная социальная помощь в решении бытовых проблем, которые отрывают сотрудников ОВД от выполнения ими служебных задач: оказание нотариальных услуг вне очереди (специальные часы приема); специальные "окна" в регистрационных и других разрешительных органах, в том числе коммунального хозяйства, паспортных столах, с той целью, чтобы сотрудники ОВД не тратили свое служебное время на разрешение подобных вопросов и не пользовались своим должностным положением, чтобы получить подобные услуги в нарушение закона; - гарантированные квоты на поступление в вузы системы МВД России детей сотрудников ОВД, учитывая, что из числа окончивших такие вузы только 30% остаются служить в ОВД, причем из них большинство - дети сотрудников; именно в образовательной системе МВД России за 2006 - 2007 гг. отмечается самый высокий рост коррупции (до 300%); - гарантированные квоты на зачисление детей сотрудников в детские дошкольные учреждения; - развитие спортивных и иных секций и кружков системы МВД России; - гарантированные (по очередности) санаторно-курортные путевки; - помощь в оказании содействия трудоустройству супругов на предприятиях и учреждениях места прохождения службы сотрудников ОВД и другие. 7. Для пресечения формирования устойчивых коррупционных связей между сотрудниками ОВД следует добиваться постоянной ротации сотрудников внутри определенного органа. Понятно, что периодическая смена выполняемых функций потребует, в свою очередь, расширения системы переподготовки и повышения квалификации кадров, а также решения вопросов, связанных с возможным территориальным перемещением в порядке ротации кадров. Коррумпированность правоохранительных органов, недостаточная квалификация кадров, занимающихся борьбой с коррупцией, в числе главных препятствий для реализации антикоррупционной программы. Поэтому совершенствование их работы, очистка от "внутренних предателей" - одна из первоочередных задач. Для противодействия коррупционным проявлениям в правоохранительных органах необходимо: - повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение современных информационных технологий; - снижение интенсивности работы, устранение дублирования полномочий между службами, подразделениями и должностями; - кадровое обновление правоохранительных органов; - профессиональная подготовка сотрудников, прежде всего, в сфере их антикоррупционной деятельности, знание причин и условий коррупции, современных методов и форм борьбы с ней. Это должно быть самым тесным образом связано с культурным и нравственным воспитанием сотрудников, повышением их образовательного уровня; - разработка и выпуск инновационной специальной и учебной литературы по борьбе с коррупцией для юридических вузов и факультетов МВД России; - повысить качество работы кадровых аппаратов ОВД, эффективность которой в значительной степени зависит от того, будут ли устранены причины коррупции; - создание под эгидой Аналитического управления МВД России и Академии управления межведомственного научного и учебно-методического центра. В его задачи должны входить анализ и обобщение опыта работы правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и научно-методическое обеспечение переподготовки кадров, занятых решением этой проблемы. Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству в создании антикоррупционного стандарта поведения, государство получает шанс повысить доверие граждан к ОВД, а значит, шанс на достижение поставленных целей. Это участие следует укреплять с помощью таких мер, как: - усиление прозрачности ОВД и содействие вовлечению населения в процесс оказания помощи по охране общественного порядка, иным формам содействия их профессиональной правоохранительной деятельности; - популяризация примеров успешных отдельных антикоррупционных мероприятий и соответствующих целевых программ; - стимулирование деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в России и распространяющих полученную ими информацию; - разработка, постоянное применение и использование в средствах массовой информации индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, подразделения и службы ОВД, деятельность отдельных сотрудников; - создание системы "локальной гласности" для информирования населения о действиях наиболее скомпрометировавших себя представителей коррупции (главным образом силами общественных организаций); - постоянное информирование общества о ходе реализации антикоррупционной программы (выпуск бюллетеней, информационных материалов и т. п.); - обеспечение для населения свободного доступа к информации об антикоррупционных действиях правоохранительных органов; создание антикоррупционных телефонов доверия; - проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществление программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах, в реализации которых должны принимать участие сотрудники ОВД (руководители подразделений); - формирование уважения, поощрение и защита свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции. Необходимо развивать международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции. Это могут быть такие меры, как: - организация исследований опыта зарубежных стран в построении стимулов антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов; - разработка и принятие планов научно-практических конференций, выпуска научно-методической литературы по обмену опытом ОВД России и зарубежных стран в вопросах нормативно-правового регулирования антикоррупционного поведения и т. п.; - организация стажировок российских специалистов в странах, успешно реализующих программы борьбы с коррупцией.

Читайте также: