Общественное обсуждение законопроектов доклад

Обновлено: 23.04.2024

Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной интернет-формы. Не размещаются повторно направленные общественные инициативы, по которым ранее были приняты решения об отказе в их размещении или которые не получили необходимой поддержки в ходе голосования, либо если аналогичная инициатива уже размещена.
Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:
а) не менее 100 тыс. голосов граждан - в поддержку инициативы федерального уровня;
б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;
в) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, - в поддержку инициативы муниципального уровня.

По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы.

С момента создания на сайте РОИ было размещено 19 366 общественных инициатив. Они разделены по этапам (по состоянию на 1 сентября 2021 года):

За период проведенного мониторинга (с 1 апреля по 31 июля 2021 года) размещено 464 общественных инициатив, из которых:

Из 39 общественных инициатив, по которым были приняты решения, 32 федерального уровня, 1 региональная и 6 муниципальных. За период мониторинга были приняты решения по двум общественным инициативам (отмена обязательного тестирования на COVID-19 и отказ от сжигания мусора): в одном случае было принято постановление Главного санитарного врача РФ, а в другом было принято решение о признании общественной инициативы целесообразной частично и материалы были направлены в соответствующие органы власти. Необходимо отметить, что не все инициативы, по которым были приняты решения, имели необходимую для этого поддержку на голосовании, т.е. решения органами власти иногда принимаются, не дожидаясь необходимого набора голосов.

На Портале проектов НПА не публикуется целый ряд проектов федеральных законов и проектов НПА (например, по вопросам федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, правового режима госграницы, охраны гостайны, ратификации международных договоров, военно-технического сотрудничества, антитеррористической деятельности государственных органов, стандартов бухучета и др.

Следует заметить, что помимо вышеуказанных исключений, Правила (прим.-утверждены Постановлением Правительства РФ №851), в соответствии с которыми осуществляется опубликование проектов НПА, содержат в себе ряд оговорок, позволяющих не проводить общественное обсуждение проектов НПА по решению руководителя органа исполнительной власти, являющегося их разработчиком (например, об установлении цен (тарифов).

Общественное обсуждение – одна из форм общественного контроля, установленных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".

Часть 1 статьи 18 закона устанавливает форм общественного контроля: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественное обсуждение, общественные (публичные) слушания. Данная норма содержит указание на то, что могут применяться и другие формы общественного контроля.

Общественное обсуждение не является чистой формой общественного контроля, а отнесено к формам взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления .

Общественному обсуждению посвящена статья 24 Федерального Закона 212-ФЗ.

В соответствие с частью 4 статьи 3 Федерального Закона 212-ФЗ организаторами общественного обсуждения могут быть общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации (в отличие от общественного обсуждения и общественного мониторинга другие формы общественного контроля могут организовать только Общественные Палаты и Общественные советы при органах власти).

Предметом общественного обсуждения могут быть:
- общественно значимые вопросы,
- проекты решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия.
Такое обсуждение должно носить публичный характер, проводиться открыто.

Обязательными участниками общественного обсуждения должны стать:
- уполномоченные лица указанных выше органов и организаций;
- представители граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением (часть 1 ст. 24 Федерального Закона 212-ФЗ).

К о бщественному обсуждению должны быть привлечены и представители различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение (часть 2 ст. 24 Федерального Закона 212-ФЗ).

Таким образом, организация общественного обсуждения не предполагает уведомление или согласование его проведения с органом власти или местного самоуправления, однако предусматривает приглашение представителей тех органов и организаций, которые приняли обсуждаемое решение, а также тех организаций и людей, интересы которых затрагиваются общественным обсуждением. Вместе с тем, из закона не вполне ясно, может ли проводиться общественное обсуждение в том случае, если заинтересованные стороны приглашены на обсуждение, но не прибыли, либо, если прибыли представители не всех приглашенных сторон.

Вне зависимости от того, является ли участник общественного обсуждения его организатором, он вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Этим общественное обсуждение отличается от митинга или собрания, где организаторы вправе не предоставить участникам мероприятие слова. Вместе с тем на общественном обсуждении не следует отклоняться от обсуждаемой темы.

Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором. К порядку проведения относится место, время, ведущий, последовательность выступлений, регламент, порядок фиксации поступающих предложений и т.д. Вместе с тем законы, иные нормативные акты субъектов РФ, муниципальные нормативные правовые акты. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение.

По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол). Он должен быть направлен на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления, обнародоваться, в т.ч. размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При соблюдении этих условий массовое публичное уличное мероприятие может быть проведено в форме общественного обсуждения.

Этим летом общественность активно обсуждала проект постановления правительства России с перечнем потенциально опасных пород собак, а экспертное сообщество с нетерпением ожидало каждую новую версию проекта федерального закона о государственном контроле (надзоре). Вовлеченность людей в госуправление, включая законотворчество, растет.

В теории любой заинтересованный человек может узнать на российском портале о любой законодательной инициативе и там же оставить свой отзыв, а по завершении обсуждений посмотреть сводку отзывов и ответы на них. Такая система полезна разработчикам законодательства, поскольку собирает оценки и комментарии в одном месте. Из непрямых выгод: власть может отследить отношение к проекту до его официального опубликования, а общество – узнать, что желает регулировать власть.

На практике обратная связь на портале не заработала. В 2014 г. под эгидой открытого правительства был проведен эксперимент. Исследователи написали 57 писем в адрес 28 федеральных органов исполнительной власти с предложениями по проектам нормативно-правовых актов, размещенным на портале. Только 18% писем попало в сводку предложений по проектам. Было выявлено много формальных и содержательных нарушений.

Есть ли изменения к лучшему спустя пять лет? Как сам оператор портала – Минэкономразвития – использует его?

Как благие намерения оказываются плохим регулированием

В начале декабря СМИ сообщили, что законопроект внесен в Госдуму, а его текст появился в информационной системе нижней палаты парламента. За время доработки документ успел разрастись с 128 до 257 страниц. Очевидно, новый вариант текста – это в том числе результат работы с замечаниями. Однако, к примеру, в летней версии проекта список исключений, когда закон не применяется, насчитывает 24 пункта. К декабрю количество исключений увеличилось до 35. В новой версии законопроекта снова появились положения о проверочных листах, от которых уже однажды отказались. Сообществу еще предстоит проанализировать все многочисленные нововведения законопроекта.

Вторая причина – большое количество интересантов у важных проектов правовых актов. Портал открытой информации работает, когда обсуждаемый акт простой и за него ответственно одно ведомство (например, тот же приказ МВД о потенциально опасных породах собак). Но когда мы пытаемся обсудить новое регулирование регулирования (т. е. закон о госконтроле) или чувствительную инициативу (законопроект о семейно-бытовом насилии), площадка аккумулирует слишком много полярных интересов разных групп, что очевидно осложняет работу законодателя. Однако только такой путь может привести к взаимодействию государства и общества в этой работе. Пока под открытостью будет пониматься просто публикация законопроекта в интернете, а не действительная работа многих заинтересованных сторон, настоящего общественного обсуждения не получится.

Авторы — младшие научные сотрудники Института проблем правоприменения при европейском университете в Санкт-Петербурге

Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной интернет-формы. Не размещаются повторно направленные общественные инициативы, по которым ранее были приняты решения об отказе в их размещении или которые не получили необходимой поддержки в ходе голосования, либо если аналогичная инициатива уже размещена.
Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:
а) не менее 100 тыс. голосов граждан - в поддержку инициативы федерального уровня;
б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;
в) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, - в поддержку инициативы муниципального уровня.

По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы.

С момента создания на сайте РОИ было размещено 19 366 общественных инициатив. Они разделены по этапам (по состоянию на 1 сентября 2021 года):

За период проведенного мониторинга (с 1 апреля по 31 июля 2021 года) размещено 464 общественных инициатив, из которых:

Из 39 общественных инициатив, по которым были приняты решения, 32 федерального уровня, 1 региональная и 6 муниципальных. За период мониторинга были приняты решения по двум общественным инициативам (отмена обязательного тестирования на COVID-19 и отказ от сжигания мусора): в одном случае было принято постановление Главного санитарного врача РФ, а в другом было принято решение о признании общественной инициативы целесообразной частично и материалы были направлены в соответствующие органы власти. Необходимо отметить, что не все инициативы, по которым были приняты решения, имели необходимую для этого поддержку на голосовании, т.е. решения органами власти иногда принимаются, не дожидаясь необходимого набора голосов.

На Портале проектов НПА не публикуется целый ряд проектов федеральных законов и проектов НПА (например, по вопросам федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, правового режима госграницы, охраны гостайны, ратификации международных договоров, военно-технического сотрудничества, антитеррористической деятельности государственных органов, стандартов бухучета и др.

Следует заметить, что помимо вышеуказанных исключений, Правила (прим.-утверждены Постановлением Правительства РФ №851), в соответствии с которыми осуществляется опубликование проектов НПА, содержат в себе ряд оговорок, позволяющих не проводить общественное обсуждение проектов НПА по решению руководителя органа исполнительной власти, являющегося их разработчиком (например, об установлении цен (тарифов).

Читайте также: