Аналитический доклад закавказье в стратегических планах сша и нато

Обновлено: 17.05.2024

Учитывая изменения, произошедшие на Южном Кавказе и вокруг него за последние двадцать пять лет, Фонд Карнеги за Международный Мир проанализировал, что Вашингтон поставил на карту в регионе. Соединенные Штаты имеют важные интересы в сфере безопасности и экономики на Южном Кавказе. Однако ни один из них не является жизненно важным. Об этом говорится в докладе одного из наиболее авторитетных мировых аналитических институтов – Фонд Карнеги за Международный Мир - ″Политика США на Южном Кавказе: три в одном″. ″Вестник Кавказа″ предлагает читателям собственный перевод наиболее интересных фрагментов исследования.

Региональные интересы США выходят за пределы ближайших границ Южного Кавказа. Несмотря на недавние трения с Вашингтоном, близлежащая Турция остается членом НАТО. Возобновленные конфликты на Южном Кавказе могут угрожать Турции и другим союзникам по НАТО в Черноморском регионе. Конфликт и общая дестабилизация Южного Кавказа могут превратить регион в убежище для боевиков, направляющихся с или на Ближний Восток, чтобы присоединиться к конфликтам в Сирии или Ираке, или тех, кто возвращается в Центральную Азию или российский Северный Кавказ. Однако США заинтересованы в том, чтобы страны региона, Армения, Азербайджан и Грузия, мирно сосуществовали между собой и с соседями, одновременно занимаясь экономическим развитием, эффективным правлением и интеграцией в международные структуры. Для этого необходимо выполнение нескольких условий.


Предотвращение эскалации любого из замороженных конфликтов в регионе должно оставаться главным приоритетом политики США на Южном Кавказе. Возобновление военных действий между Азербайджаном и Арменией в апреле прошлого года продемонстрировали ту опасность, которую эти конфликты представляют для региональной безопасности и интересов США, и поэтому дипломатия США в регионе должна сосредоточиться на этой цели. Возобновление боевых действий ставит под угрозу жизни мирных граждан, важную инфраструктуру, может нанести серьезный экологический ущерб и затронет не только две воюющие стороны, но и Грузию, чья экономическая ситуация тесна связана с судьбами ее соседей.

Активные дипломатические усилия Соединенных Штатов по предотвращению возобновления нагорно-карабахского конфликта через Минский процесс и на основе двустороннего взаимодействия с каждой из сторон очень важны. Если боевые действия возобновятся, Россия и Турция будут вынуждены косвенно или напрямую вмешаться из-за их связей с Арменией и Азербайджаном. В зависимости того, как будет протекать конфликт, вмешательство Ирана тоже возможно. Таким образом нагорно-карабахская проблема может стать продолжением конфликта в Сирии, где Иран и Россия преследуют цели, отличные от целей Турции.

Два других замороженных конфликта в регионе - между Южной Осетией и Грузией и между Абхазией и Грузией - кажутся менее опасными. Разница в военном потенциале между Грузией и этими двумя российскими протекторатами делает возобновление военных действий между ними весьма маловероятным. Тем не менее США должны продолжить свои дипломатические усилия, направленные на поддержание каналов связи и разрешение проблем, возникающих на линиях прекращения огня.

Развитие энергетики

Энергетическая дипломатия США сыграла важную роль на Южном Кавказе. Она помогла сделать многое с точки зрения развития новых рынков и формирования новых экспортных возможностей для каспийской энергетики, являющейся важным источником доходов для Грузии. Однако значение энергетических ресурсов Каспия для региона и их влияние на него временами преувеличивали, что приводило к возникновению нереалистичных ожиданий. Важно избегать этого в будущем. Более того, хотя энергетическая дипломатия способствовала увеличению доходов Южного Кавказа и улучшению сотрудничества США с регионом в прошлом, вряд ли это произойдет в будущем из-за ограниченности интересов Соединенных Штатов и более широких тредов на мировом рынке энергетики.

Энергетическая дипломатия была ценным инструментом, который США использовали на Южном Кавказе более десяти лет назад. В то время Соединенные Штаты проявляли интерес к диверсификации источников поставок, и Каспий был важной частью этих планов. Однако за последние десять лет на мировых энергетических рынках многое изменилось, а вклад энергетических ресурсов Каспия в развитие этих рынков затмевается другими событиями -сланцевая революция, развитие сжиженного природного газа и освоение новых глубоководных ресурсов стали более важными источниками мировых поставок, чем Каспийское море.


Одна из самых амбициозных перспектив ресурсов Каспия заключается в том, что они могут помочь снизить зависимость Европы от импорта российской газа. Об этом заявляют достаточно давно, но, несмотря на очевидную привлекательность региона, Европе или другие страны не проявляют особый интерес. Энергетические ресурсы Каспия не вызывают большого интереса в коммерческом секторе или среди государственных спонсоров, готовых профинансировать соответствующие проекты. Европа очень зависит от России. В 2016 году доля поставок газа страны в ЕС составила 34%. Маловероятно, что ситуация изменится. Каспийский регион не располагает достаточными ресурсами, чтобы произошел большой сдвиг. Продолжающееся строительство новых трубопроводов между Россией и Европой в Прибалтике и Черноморском регионе свидетельствует о стремлении Москвы сохранить свое лидерство на европейском энергетическом рынке. И хотя транспортный коридор из Азербайджана в Грузию и Турцию не пересекает территорию России, его близость к стране означает, что он будет работать только до тех пор, пока Москва будет его терпеть.

Борьба с транснациональной преступностью

Близость Южного Кавказа к конфликтным зонам и относительно открытые границы превращают его в канал для разных видов незаконной деятельности - от контрабанды оружия, наркотиков и радиоактивных материалов до боевиков, желающих присоединиться к боевым действиям на Ближнем Востоке. Источником наибольшего беспокойства является постоянное присутствие организованных преступных групп в регионе. У них есть связи с криминальными организациями Ближнего Востока, Европы и Америки. Хотя в этой сфере был достигнут определенный прогресс, Соединенные Штаты крайне заинтересованы в борьбе с незаконной контрабандой и транснациональной преступностью, и эта борьба должна оставаться приоритетом дипломатических усилий США в регионе.

Демократия, права человека и эффективное правление

Соединенные Штаты также заинтересованы в улучшении ситуации с демократией и правами человека во всем регионе. Соблюдение международных прав человека будет способствовать повышению уровня безопасности, снижению рисков возникновения внутренней нестабильности и имеет много других положительных сторон. Учитывая это, поддержка демократических преобразований на Южном Кавказе со стороны США должна быть продолжена. Однако различия между тремя странами региона таковы, что единый подход вряд ли будет эффективным и может быть даже контрпродуктивным. Поэтому требуется разработать конкретный подход, основанный на специфичных проблемах Армении, Азербайджана и Грузии.

Прогресс в области демократии и верховенства закона всегда будет определяться внутренней ситуацией в этих странах. Например, инвестиции США в демократические преобразования в Грузии дали отличные результаты, и это должно продолжаться. Что касается Армении, в то время как в стране существуют проблемы с демократией, ее гражданское общество крайне активно. Однако союз Армении с Россией и постоянная угроза возобновления войны с Азербайджаном ограничивают ее возможности по политической и экономической модернизации. США должны продолжать оказывать Армении помощь в данном вопросе. Однако масштабы этой помощи должны базироваться на способности Армении принять ее и найти сбалансированный подход к отношениям с Россией и Западом. Между тем, США будет тяжело воздействовать на Азербайджан, к тому же попытки сделать это могут быть контрпродуктивными и навредить союзникам США внутри страны.

На пути к устойчивой американской политике на Южном Кавказе

За последнюю четверть века присутствие США на Южном Кавказе, включая миротворческие действия и поддержку демократии, эффективного правления и экономического развития, способствовало прогрессу региона в критические моменты. Однако некоторые крупные амбициозные инициативы, выдвинутые Соединенными Штатами, не привели к ожидаемым преобразованиям. На их реализацию не хватило ресурсов, включая материальную поддержку, а также четкое понимание интересов США в регионе со стороны высших должностных лиц. Кроме того, препятствия во всех трех странах оказались более серьезными. Их нельзя преодолеть с помощью трубопроводов или, в случае Грузии, с помощью революционных изменений. Каждая из трех стран до сих пор не может отказаться от наследия прошлого.

Эта реальность должна учитываться при формировании будущей политики США в отношении Южного Кавказа. Армения, Азербайджан и Грузия имеют общую историю конфликтов, экономических проблем и очень сложной геополитической среды. Политика США в регионе была и должна быть направлена на то, чтобы помочь этим государствам преодолеть эти трудности. Но ресурсы, требуемые для разрешения этой проблемы, сильно ограничены и постоянно уменьшаются. Изменения могут не привести к нужному результату из-за обстоятельств, выходящих за рамки политики США. Другим сдерживающим фактором является то, что Россия стремится поддерживать свое влияние на Южном Кавказе и будет активно выступать против взаимодействия США с регионом. Она будет использовать свои военные возможности и географическое преимущество, чтобы оставаться самым влиятельным внешним игроком на Южном Кавказе. И все прочие внешние силы, соперничающие за влияние, должны понимать это.

Это не означает, что США должны отступить - американские интересы в регионе и обязательства, которые страна взяла на себя за прошедшую четверть века, исключают такой вариант. Выход США с Южного Кавказа был бы равносилен признанию того, что регион находится исключительно в сфере влияния России. Разные администрации США неоднократно заявляли о своем несогласии с этим с того момента, как регион стал независимым, и это один из основополагающих принципов, определяющих политику США.

Опыт прошлой четверти века показывает, что ни одна держава, даже Россия, не сможет достичь гегемонии в регионе. Москва имеет большое влияние на каждую из трех стран Южного Кавказа, но она не смогла стать доминирующей силой ни в одной из них. Успех американской политики будет зависеть от осторожной балансировки интересов и ресурсов, реалистичной оценки ситуации в регионе и вокруг него, а также большого терпения и признания того, что изменения будут скорее эволюционными, чем революционными.

Во-первых, США должны признать в своем подходе к Южному Кавказу, что интересы страны могут совпадать с интересами других держав, взаимодействующих с регионом. Расширение участия государств Южного Кавказа в международной политике - одна из сфер, которые помогут укрепить политику США по поддержке независимости и экономического развития этих стран. Например, стремление Китая к экономическому сотрудничеству с Южным Кавказом может оказаться полезным для региона. Это также могло бы помочь сдержать российские амбиции и способствовать международной интеграции государств Южного Кавказа, происходящей при поддержке США. А более активное взаимодействие с Ираном может открыть новые коммерческие возможности для стран Южного Кавказа в Персидском заливе. При этом интересы России и США могут совпадать в определенных условиях. Например, если Россия захочет добиться взаимоприемлемого разрешения одного или нескольких замороженных конфликтов на Южном Кавказе, Соединенные Штаты должны максимально поддержать и присоединиться к этим усилиям. Это важно по двум причинам: разрешение замороженных конфликтов отвечает интересам Южного Кавказа, а участие США в этом процессе позволило бы сдержать расширение сферы влияния России.

Во-вторых, поддержка независимости и суверенитета трех стран Южного Кавказа всегда являлась центральной частью политики США в регионе и должна оставаться таковой. Эта цель может быть достигнута несколькими способами. Первые 25 лет независимости трех государств свидетельствуют о том, что препятствия на пути к прогрессу не только внутренние, но и внешние. Соединенные Штаты вряд ли смогут изменить внешнюю среду стран Южного Кавказа. Но они могут сосредоточить свои усилия на помощи в преодолении внутренних проблем и повышении устойчивости к внешним вызовам.

В-третьих, этот подход требует значительной дифференциации со стороны американской дипломатии. Соглашения об ассоциации и о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Грузией и Европейским союзом требуют проведения реформ экономики, внутренней политики, правовых структур и торговли, чтобы все эти сферы соответствовали нормам ЕС. Многие из этих мер наверняка будет тяжело провести с политической точки зрения, поскольку они требуют серьезных изменений давних договоренностей и укоренившихся интересов. Но важность и ценность этих соглашений заключается в их благотворном влиянии на стабильность Грузии. Помощь США должна быть скоординирована с ЕС и правительством Грузии для достижения максимального результата.


Пожалуй, самым сложным элементом политики США на Южном Кавказе является сотрудничество с Грузией в сфере безопасности и поддержка стремления страны к членству в НАТО. Соединенные Штаты выступают за принятие Грузии в НАТО и неоднократно уверяли страну в том, что дверь НАТО для нее всегда остается открытой. Но ни НАТО в целом, ни отдельные члены альянса не готовы начать войну с Россией, чтобы Грузию смогла присоединиться к блоку. Это не означает, что Соединенные Штаты и их союзники по НАТО должны бросить Грузию. Напротив, устойчивое и многостороннее взаимодействие с Тбилиси должно поддерживаться и расширяться. Если это необходимо, следует оказать помощь в реформировании грузинских Вооруженных сил и в повышении оборонительного потенциала. Однако желание США добиться членства Грузии в НАТО, вероятно, является бесполезным и даже контрпродуктивным, поскольку это приведет лишь к возникновению новых разногласий внутри альянса. Основная цель расширения НАТО, описанная в Североатлантическом договоре 1949 года и Исследовании о расширении НАТО 1995 года, заключается в "повышении эффективности и сплоченности альянса; и расширении его политического и военного потенциала для выполнения основных функций общей обороны. " В отличие от Грузии, Армения не подписала подобные соглашения с ЕС. Тем не менее Ереван дал понять, что заинтересован в более тесных отношениях с Евросоюзом. Как и в случае с Грузией, помощь США и взаимодействие с Арменией должны быть направлены на реализацию ключевых положений этих соглашений как основы для повышения ее внутренней стабильности, экономических перспектив и евроатлантических связей. Эти усилия также необходимо координировать с ЕС.

Азербайджан является более сложным партнером. При ограниченном доступе к Азербайджану прямая помощь США гражданскому обществу внутри страны практически невозможна. Она даже может быть контрпродуктивной, поскольку поставит под угрозу азербайджанские контакты США. Вместо этого следует вложить ресурсы в региональные программы, в которых смогли бы принять участие и азербайджанцы внутри страны, и те, кто находится вне ее.

Заключение

Нужно продолжать активное взаимодействие со всеми тремя странами, поддерживать их трансформацию и интеграцию с международным сообществом. Все они сталкиваются со значительными внутренними и внешними проблемами, и во всех трех случаях изменения будут скорее постепенными, чем революционными. Прошлые попытки США повлиять на трансформационные изменения в регионе не оправдали ожиданий и вряд ли принесут успех в будущем, если вновь попытаться их воспроизвести. Медленное и устойчивое сотрудничество является лучшим подходом к удовлетворению интересов стран Южного Кавказа и интересов Соединенных Штатов в регионе.



Проигрывая глобальную гонку за лидерство, англосаксы решили бросить в топку войны против России


Мне уже неоднократно приходилось писать, что Украина самостоятельно не способна


Последний отрезок долгого пути В двадцатом веке была Вторая мировая война. После неё была Ялтинская


Никогда еще Евросоюз не делал столько хороших и нужных вещей для укрепления экономики и


Я только что слушал Байдена. О, он зол, ужасно ! Путин полностью и всесторонне проигнорировал его и

Добавить новость в:

Дестабилизация в странах Южного Кавказа может быть выгодна только США, считает лидер партии "Нейтральная Грузия", руководитель Центра грузино-российской дружбы, профессор Валерий Кварацхелия. Это мнение он высказал в ходе видеомоста Москва-Тбилиси-Ереван-Баку, организованного на площадке МИА "Россия Сегодня".

Заседание клуба "Экспертная среда" Центра международной журналистики и исследований в формате видеомоста было посвящено презентации аналитического доклада "Закавказье в стратегических планах США и НАТО".

"Кому выгодна дестабилизация в Закавказье? Естественно, России это не выгодно, самим республикам - тоже. Единственные, кому это выгодно, - США. К сожалению, они пользуются такими ситуациями и находят выгоду для себя", - заявил Кварацхелия.

Он процитировал высказывание премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили, сделанное им на встрече с его коллегой из Армении Овиком Абрамяном - "несмотря на то, что Армения и Грузия выбрали совершенно разные пути для развития, они будут дружно развиваться и дружить".

При этом он подчеркнул, что между Арменией и Азербайджаном можно спровоцировать противостояние по поводу Нагорного Карабаха.

"Думаю, без России на Кавказе будет очень сложно. Это исторически так и было. История Кавказа – это история войн между народами Кавказа. Мир на Кавказе наступил только после того, как сюда вошла Россия", - считает Кварацхелия.

По его мнению, Россия должна развивать в Грузии работу по трем направлениям: СМИ, общественные и политические организации.

"К сожалению, сегодня вы не найдете в Грузии ни одного маленького издания пророссийского толка. Не найдете издания, которое бы объективно освещало те процессы, которые происходят в мире. Все склонны во всем оправдывать США и во всем винить Россию", - отметил профессор.

В докладе "Закавказье в стратегических планах США и НАТО" проанализированы военно-политические возможности, механизмы и инструменты США и НАТО в Закавказье – регионе, крайне важном для безопасности России.

Разработка такой тематики в настоящий момент обусловлена резкой активизацией деятельности НАТО и стран-членов альянса вдоль границ России и, в частности, в государствах Закавказья.

Как отмечается в докладе, каждому государству Закавказья НАТО и Запад отводят отдельную роль. Составители доклада считают, что Грузию, Азербайджан и Армению планируют использовать в крупномасштабных стратегических схемах, в которых соблюдаются натовские или западные, но не национальные интересы этих государств. Давление Запада на Азербайджан и Армению сохраняется, несмотря на то, что эти государства сделали свой выбор в пользу союза и интеграционных процессов с Россией.


В феврале вашингтонский аналитический Центр стратегических и международных исследований выпустил доклад на 100 страниц, посвященный политической стратегии США на Южном Кавказе. По мнению его авторов, США намерены вытеснить Россию и Иран с Южного Кавказа и успешно действуют на этом фронте.

Вашингтон стремится полностью вывести закавказские государства из-под контроля Тегерана и Москвы, чтобы ослабить своих стратегических соперников, а также получить беспрепятственный доступ к природным ресурсам каспийского бассейна.

Америка обучает армии, инвестирует в экономики и дружит с элитами всех трех закавказских республик. Их руководство видит в США потенциального союзника в спорах с Россией, а элиты позитивно воспринимают Америку и ее ценности.

Сохранение лидерства на Кавказе будет в ближайшие годы нелегкой задачей для российского руководства. А Иран стараниями США может быть полностью исключен из кавказской экономики и политики.

Ниже приведены основные тезисы данного доклада.

Авторы: Энтони Кордесман, Майкл Гиббс, Брайан Голд.

Главными целями США на Южном Кавказе являются: обеспечение безопасности, демократизация и доступ к природным ресурсам, а также маршрутам их транспортировки с Каспия и Центральной Азии в обход Ирана и России. Также американская администрация должна приложить усилия для ограничения иранского влияния и его уклонения от санкций, что может осуществляться им через поощрение политического шиизма в Азербайджане и экономического сотрудничества с Арменией.


США против Ирана на Кавказе: не допустить обхода санкций и распространения политического ислама.

Политику Ирана на Кавказе определяют четыре фактора: стремление расширить свое влияние, не вступая в прямой конфликт с Турцией или Россией, желание сохранить экспорт природных ресурсов через Кавказ, обеспокоенность проникновением США и Израиля на Южный Кавказ, а также - сепаратистскими настроениями на своей территории.

Желание Ирана поддержать хорошие отношения с Турцией и Россией и получить их поддержку в противостоянии с Америкой не позволяет Ирану соперничать с ними на Кавказе, поэтому влияние, которое может получить Иран, очень ограничено. Вашингтон действует через вовлечение армий в НАТО.

США имеют хороший имидж в регионе. Хотя достоверных статистических данных на этот счет не существует, в целом можно сказать, что среди населения в Грузии и Армении отношение к американцам хорошее, а в Азербайджане нейтральное.

В разное время элиты всех трех стран пытались заручиться поддержкой США в противовес экспансионистским устремлениям России и, отчасти, Ирана и Турции. Среди руководства закавказских республик вообще довольно силен страх перед Россией, и они ищут спасения от нее у США.


Маршруты грузов НАТО в Афганистан – через Кавказ.

Стратегическое положение Кавказа превращает его в важный коридор для поставок грузов в Афганистан. Самый южный маршрут Северной распределительной сети проходит на Кавказе. Около 30% натовских грузов доставляются в Афганистан через Грузию и Азербайджан по суше, потом по морю и по воздуху над территорией Туркмении или Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.

Участие Ирана в кавказских делах не имеет большого значения для США. Маленьким государствам Кавказа не импонирует иранская пропаганда, они погружены в конфликты между собой, что, также, ограничивает влияние Тегерана.


Шиитского заговора нет, но он нужен.

Главной трудностью для Ирана являются отношения с Азербайджаном: Баку обвиняет Тегеран в поддержке шиитских партий на своей территории, хотя, никаких следов их деятельности заметно не было. Стороны спорят из-за месторождений на Каспии, по поводу сотрудничества Ирана с Арменией, а Азербайджана с Израилем, но, за исключением этих мелких раздоров, политика Ирана на Кавказе, в отличие от Ливана, Ирака, Йемена, Сирии и Бахрейна, не конфликтна и миролюбива.

Население Ирана имеет пестрый этнический состав, но однородный религиозный — 89% шииты, 9% сунниты, 2% других вероисповеданий. Сепаратизм среди иранских азербайджанцев, которые имеют высокий статус в обществе и доход, находится на низком уровне. Куда больше сепаратистских настроений проявляют курды. Но из-за призывов некоторых националистов создать Большой Азербайджан, Тегеран очень обеспокоен целостностью своих границ.

В процессах мирного урегулирования на Кавказе Иран не участвует, он больше заинтересован в развитии торговли, энергетики и других неконфликтных вопросов.


Армения как потенциальный поджигатель войны.

Армения – маленькая, слабая страна. Две из ее границ (с Азербайджаном и Турцией) закрыты, ее энергетические потребности не удовлетворены, она не богата природными ресурсами. Но в отличие от других постсоветских стран, она демократична и политически открыта.

Стратегия Вашингтона в Армении должна исходить из его интересов на Кавказе, потребности Армении в сильном союзнике и этнических связей между странами.

В США проживают от 400 000 до 1.5 млн. армян, в то время как население Армении составляет около 3 млн. Армения разделяет американские ценности и показывает себя как прозападная и демократическая страна. Экономическое сотрудничество Армении с США в первые годы независимости выражалось в получении американской экономической помощи по различным программам, позднее помощь сократилась, а торговля увеличилась. США – седьмой по важности торговый партнер Еревана и вторая страна по объемам денежных переводов в Армению.

Из-за нагорно-карабахского конфликта Армения заинтересована в том, чтобы Америка обучала ее военных и решила укрепить военные связи с США путем отправки 46 военнослужащих в Ирак в 2005 -2008 годах и 126 солдат в Кундуз в 2009 году. Но в случае какой-либо нестабильности Армения, скорее всего, обратится не к Америке, а к России. США едва ли будут размещать в регионе свои силы и, при необходимости обратятся за этим к союзной Турции. По данным армянских военных, в случае конфликта с Азербайджаном они, прежде всего, будут уничтожать трубопроводы, чтобы лишить Баку прибылей и способствовать вмешательству Евросоюза.

Это угрожает интересам инвесторов и энергетической безопасности Европы, а также тормозит прокладку новых трубопроводов.

США не заинтересованы в таком развитии событий. Америке нужен стабильный и дружественный ей Южный Кавказ, который Иран не сможет использовать как коридор для обхода санкций.

А сегодняшнее изолированное положение Армении и ее конфликт с Азербайджаном только сближают ее с Ираном. Дружба Еревана с Тегераном угрожает, выгодному США, порядку на Южном Кавказе, поэтому они должны постараться разрешить армянско-турецкий и армянско-азербайджанский конфликт.

США обеспокоены отношениями Армении с Ираном, который поддерживает ее в споре за Нагорный Карабах. Это подрывает цели Вашингтона в том, что касается природных ресурсов, торговли и демократии.


США против армяно-иранского альянса.

Впервые США выступили против армяно-иранского сотрудничества, когда в 2008 году стало известно, что Армения переправляла тяжелые вооружения из Болгарии в Иран. А Иран потом передавал это оружие повстанцам в Ираке. После этого инцидента США пригрозили прекратить любую помощь Армении, если подобное повторится. И Ереван обещал прекратить поставки. Но это подорвало хорошие отношения с США.

Также США беспокоит сотрудничество Армении с Ираном в области энергетики. Недавно началось строительство гидроэлектростанции на армяно-иранской границе. Также, Ереван заинтересован в покупке иранской нефти. Пока она поставляется в автоцистернах, но в будущем возможно строительство трубопровода.

Главным раздражителем для США является сотрудничество Армении с Ираном в банковской сфере, которое продолжается с 2007 года. Армения разрешает иранским банкам, в частности, банку Меллат и Сепах, на которые наложены санкции, действовать на своей территории.


Азербайджан как противовес Ирану и России.

Азербайджан представляет собой интерес для США из-за своего геополитического положения, наличия природных ресурсов и напряженных отношений с соседями, что облегчает для Америки и Европы сотрудничество с ним.

Азербайджан - самая большая по населению (9 млн. чел) и самая богатая (ВВП – 90 млрд долларов) страна Южного Кавказа. И, в то же время, единственная, дружественная Западу страна, через которую природные ресурсы из Центральной Азии могут поставляться в Европу, а также богатая собственными ресурсами.

Баку имеет натянутые отношения с Ираном из-за его дружбы с Арменией и опасений того, что Иран будет поддерживать в Азербайджане шиитские партии, которые могут сформировать серьезную оппозицию. Из-за этих страхов правительство всячески ограничивает присутствие ислама в общественной жизни. Однако этнические связи с азербайджанцами на севере Ирана и экономическое сотрудничество сближают эти две страны.

Россию в Баку не любят за поддержку Армении в карабахском конфликте. А агрессию против Грузии в 2008 году в Баку рассматривают, как стремление России снова поставить Южный Кавказ под свой контроль. Страх перед усилением Москвы толкает Баку на сотрудничество с Америкой и Израилем, делая его активным сторонником США.

В основе американо-азербайджанских отношений лежит геополитическая потребность этих стран друг в друге. Главное для США это стабильность в Азербайджане и доступ к его ресурсам. Для Азербайджана США важны как гарант стабильности, а также - как поставщик оружия и инвестиций для развития инфраструктуры и поддержания экономического роста.

Зарубежные компании (СтатОил, Бритиш Петролеум), в том числе американские (Шеврон и Эксон Мобил), участвуют в разработке нефти и газа на каспийском дне. Разработка каспийского бассейна имеет международное значение. По оценке ЦРУ, Азербайджан обладает 1 млрд баррелей нефти и 850 млрд куб. м. газа и позволяет получить доступ еще к 31 млрд баррелей нефти и 11 трл куб газа через Транскаспийский газопровод. Хотя от этого экспорта США получают мало прямой выгоды, для Европы она значительна. К 2030 году поставки газа через строящийся Трансанатолийский газопровод (ТАНАП) обеспечат половину потребности Европы.

Несмотря на внутренние трудности, Азербайджан довольно стабильное государство.

Оно сотрудничает в военной сфере с США. Баку отправил 150 военнослужащих в Ирак и 23 в Афганистан.

Обе страны объединяет их противостояние Ирану. Однако после того как США не смогли предотвратить войну между Россией и Грузией, Азербайджан не очень доверяет США. Грузия была более вестернизированной страной, чем Азербайджан, но, тем не менее, Америка за нее не вступилась, а значит, как считают в Баку, она тем более не будет защищать Азербайджан от давления России.

Еще одной проблемой в двусторонних отношениях является вопрос территориальной целостности Азербайджана. Возвращение Карабаха до сих пор является главным направлением его внешней политики. Алиев использует его для объединения нации. Для Америки более выгодным было бы умеренное противостояние азербайджанцев Ирану. А эскалация конфликта с Арменией или Ираном ей не нужна, потому что это может навредить промышленности и инфраструктуре, в сохранности которой заинтересованы США. Поэтому они должны постараться предотвратить нарастание конфликта, работая в союзе с другими каспийскими державами, включая Россию.


Грузия: туманное будущее лучшей демократии региона.

В основе американо-грузинских отношений лежит стремление сдержать российскую экспансию, особенно в Абхазии и Южной Осетии. Грузия видит в лице США и ЕС единственного союзника, способного защитить ее от давления Москвы. Однако, с приходом новых людей в грузинскую политику будущее американо-грузинских отношений становится менее ясным.

Работа по противостоянию России включает в себя военное сотрудничество, политическую поддержку и реформирование грузинской экономики по западному образцу.

Для Вашингтона Тбилиси является важным партнером. США хотят превратить Грузию в пример для подражания для всего региона. Ее включили в первую десятку лучших стран для ведения бизнеса и назвали лучшей демократией региона.

Что касается Ирана, то Грузия не имеет принципиального значения в отношениях с ним. Она не имеет с Исламской Республикой ни тесных связей, ни противоречий. Однако прошлогодняя попытка теракта возле израильского посольства в Тбилиси показывает, что, в случае прямой конфронтации США с Ираном, Грузия не будет защищена от террористических атак со стороны подконтрольных Ирану групп.

Хотя, после парламентских выборов 2012 года, будущее американо-грузинских отношений остается неясным, пока между странами не существует серьезных разногласий и Грузия остается американским партнером.

Ядерный удар: какие потенциальные цели выбраны США и Россией в случае эскалации конфликта

Проведение операции по демилитаризации Украины привело к существенному обострению отношений между США и Россией. Риск обмена ядерными ударами приблизился к периоду Карибского кризиса. Не случайно, по приказу президента Владимира Путина на особый режим несения боевого дежурства переведены ядерные силы. Если все-таки обмен ударами между нашими странами случится, куда их будут наносить? Само собой, детали подобной информации – военная и государственная тайна. Но ее общие контуры периодически приоткрывают общественности.

Куда ударит Россия

И у США, и У России есть разные сценарии ведения ядерной войны – от ограниченного обмена ударами до полного уничтожения противника всей накопленной мощью. Так вот, если, скажем, причиной конфликта станут поставки оружия и самолетов из стран НАТО бандеровцам, то, безусловно, удары будут нанесены, в первую очередь, по Западной Европе. Это Рамштайн (база ВВС США в Германии), также Гамбург и Висбаден в ФРГ, французский Тулон, Лондон, Брюссель, итальянские Авиано и Виченца, бухта Суда (Греция), Рота (база США в Испании), авиабаза Морон в Испании, Гибралтар, британские авиабазы Менвиз Хилл и Милденхолл.

Ракеты полетят и в США. В списке Сан Диего, Блаффдейл, Альбукерке, Лос Аламос, Уайт Сэндз, Сан Антонио, Даллас, Хьюстон, Форт Худ, Пантекс, Мемфис, Омаха, Минот, Мальмстром, Тампа, Мэйпорт, Норфолк, Филадельфия, Финикс, Пентагон/Лэнгли, Манхэттэн (центр Нью-Йорка), Чикаго Лос-Анджелес, Кэмп-Дэвид и Кэмп-Пэри.


Фиолетовые точки и треугольники - зоны поражения при ограниченном ударе. Черные - при расширении конфликта.

Затем будут уничтожен города, где расположены крупнейшие авиабазы американцев, где базируются стратегические бомбардировщики, носители ядерных боеголовок и крылатых ракет. К таковым относятся: Дайс (Штат Техас), Эндрюс (штат Вашингтон), Эдвардс (штат Калифорния), Ванденберг (штат Калифорния).

В случае перехода конфликта в стадию, при которой речь идет не об уничтожении военных баз и финансовых центров, а о полной ликвидации противника, то будут атакованы и нестандартные цели. Например, взрыв сверхмощных боеголовок на глубине океана напротив крупных городов побережий. Цель – мощное цунами, которое просто снесет все на своем пути.


Йеллоустоунский вулкан.

Куда ударят США

Специалисты считают, у США есть четыре базовых сценария ядерной войны (Major Attack Option, МАО), которые отличаются по масштабу применения боеприпасов.

При МАО-1, ракетно-ядерные удары будут нанесены по пунктам дислокаций наших дивизий РВСН, стационарным наземным носителям, районам базирования шахт с российскими боеголовками, которые известны Вашингтону. Удары придутся на российские регионы, в которых расположены основные системы ПВО и станции ДРЛО: Иркутск, Красноярск, Армавир, Мурманск, Калининград, Санкт-Петербург. Также ядерные удары обрушатся на крупные промышленные города России, среди которых Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск. Следом пострадают военно-морские базы: Севастополь, Владивосток, Вилючинск, Североморск, Калининград.


Цели США в центре России.

В МАО-2 к этим целям прибавляются обычные военные базы и крупные аэродромы. Оба эти варианта намеренно щадят политиков — чтобы было с кем договариваться о капитуляции.

При MAO-3, наоборот, главной целью становится столица России. Задача – уничтожить военно-политическое руководство нашей страны, а также – подорвать психологический дух армии и населения, склонить их к капитуляции. Этот вариант подразумевает до 30 ядерных ударов по Москве.

МАО-4 — самая масштабная атака: ко всему предыдущему ядерные удары наносятся по экономическим мишеням — топливно-энергетическому комплексу и крупным, прежде всего оборонным, производствам. Всего такой удар рассчитан на 1000–1200 целей.

Итак, что атакуют и чем.

Части ПВО - крылатыми ракетами:
Санкт-Петербург
Москва
Петрозаводск (Респ Карелия)
Шлисельбург (Ленингр обл)
Котлас( Арханг обл)
Рыбинск (Ярославская обл)
Сафоново(Смоленская обл)
Брянск
Тула
Калуга
Самара
Ульяновск
Рязань
Владимир
Воронеж
Казань
Серпухов(Моск обл)
Ростов-на-Дону
Волгоград
Каменск-Шахтинский (Ростовск обл)
Сарапул (Удмуртская респ)
Соликамск (Пермская обл)
Нижний Новгород
Пермь
Уфа


Цели США на юге европейской части России.

Подольск(Моск обл)
Ярославль
Екатеринбург
Стерлитамак(Башкортостан)
Ижевск (Удмуртская респ)
Кыштым (Челябинская обл)
Челябинск
Тюмень
Курган
Верхняя Сальда(Свердловская обл)
Омск
Кемерово
Барнаул
Бийск (Алтайский край)


В-2А и В-52Н - стратегические бомбардировщики США.

Телекомуникационные центры и ретрансляторы - крылатыми ракетами:

Гусь-Хрустальный (ком.центр космич)
Хабаровский (ком.центр космич)
Ретрансляторные станции
Зарайск
Владимир
Улан-Уде
Сыктывкар
Сургут
Сковородино
Салехард
С.Петербург
Петушки 1-2
Петропавлоск-Камчатский
Новосибирск
Николаевск на Амуре
Наука
Москва 1-2-3
Находка
Магадан
Краснокаменск
Хабаровск
Кемерово
Иркутск
Дубинка
Дубна 1-2-3-4
Архангельск


МБР “Трайдент”.

в первую очередь
Анадырь -Угольные копи\Ленинка\Угольный Аэродром
Энгельс
Казанский Авиационный завод
Куйбышевский Авиационный завод
Раменское-Жуковский
Рязань-Дягилево
Тикси
Украинка
Воркута
вторая очередь:
Артем\Владивосток\Кневичи -Межд Аэропорт
Бада
БалтийскБелая
Боргов
Борзая
Черняковск
Чита
Чита\Кадала
Чкаловск\Проверен\Калининград-Межд Аэропорт
Домна
Галенки
Горелово
Иркутск\Устинов-Межд Аэропорт
Каменка
Хабаровский-Межд Аэропорт
Кипелово
Клин
Комсомольск Южный
Корсаков
Краскино
Кубинка\Тучково
Лахта\Холм
Североморск 3
Мариновка
Морозовск
Моздок
Николаевка
Нивенское
Оленья\Оленегорс
Остров\Гороховка
Петропавловск-Камчатский\Велизово-Межд Аэропорт
Романовка
Североморск 1\Североморск
Шаталово\Починок
Чайковка\Городище
Советская гавань
Улан-Уде
Унасши
Верино\Переяславка
Воронеж
Воздвиженка\Уссурийск
Возжаевка
Ейск
Завитинск

Северный флот:
в первую очередь:
Бухта Нерпичья
Бухта Ягельная
вторая очередь:
Мурманск
Сафоново
Североморск
Окольная
Полярная
Оленья
все базы вокруг Мурманска в 13-25 км
Большая и Малая лопатки
Печенга
Северодвинск
Беломорск


Крылатая ракета США.

Несколько ударов по одному городу

Можно заметить, что в этом списке некоторые города включены в число целей несколько раз. Например, Воронеж. Это означает, что ядерный удар по этому городу будет наноситься неоднократно.


Воронеж. "Балтимор".

Кроме того, в регионе под удар могут попасть танковая часть в Богучаре, воинская база в Острогожске, Россошанский химзавод, способный кроме минудобрений производить взрывчатку и город Лиски – крупнейший железнодорожный узел региона.

По аналогии с Воронежем и областью жители других регионов также могут прикинуть, какие объекты рядом с ними могут стать потенциальными целями. Ну, и потом постараться заблаговременно уехать как можно дальше от них.

Что касается Москвы, то в чрезвычайной ситуации покинуть столь густонаселенный город будет непросто. Если вы живете не в центре и не рядом с секретным военным институтом, возможно, более эффективной тактикой будет поиск убежища рядом с домом. Тем более, не стоит забывать: уровень защищенности Москвы от ракет и самолетов противника абсолютно уникальный. И шанс, что столица не будет поражена весьма высок.


Комплекс ПВО С-400 "Триумф".

Читайте также: