Никольский хрустальный завод доклад

Обновлено: 17.06.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Послушный, податливый, пластичный, цветной, прозрачный, яркий, блестящий, звонкий, холодный, теплый. Все эти определения описывают один из самых распространенных в наши дни материалов – стекло.

Гипотеза. Можно предположить, что традиции мастеров Никольского художественного стеклоделия изменили свои способы существования и виды, но продолжают бытовать и быть востребованными в современном обществе. Изделия приобретают новое качество – уникальность и остаются одной из форм сохранения художественно-культурных традиций Пензенского края.

Объектом изучения является художественное стеклоделие конца XVIII – XIX вв. Никольско-Бахметевского завода стекла и хрусталя.

Предмет: художественно-стилистические особенности и техники декорирования изделий из стекла.

Цель работы: изучение истории становления, развития Никольско-Бахметевского завода стекла и хрусталя конца XVIII – XIX вв. и художественно-стилистических особенностей изделий из стекла данного периода.

В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:

- изучить историю стекольного помысла Пензенского края и выявить основные этапы развития Никольско-Бахметевского завода стекла и хрусталя;

-определить художественно-стилистические особенности изделий из стекла;

- изучить техники декорирования изделий;

- разработать эскиз и выполнить декорирование изделия в традициях Никольских мастеров;

- обосновать значимость сохранения произведений художественного стеклоделия Пензенского края в современных условиях.

Методы: анализ литературных и справочно-информационных источников, наблюдение, сравнение, экскурсия, визуальная фотофиксация, практическая деятельность, систематизация и обобщение результатов.

История становления и развития Никольско-Бахметевского завода стекла и хрусталя конца XVIII –X I X веков

1.1 Город Никольск Пензенской области

В 1727 году Данила Калистратович завещает свое недвижимое имение старшей дочери Марфе. Движимое имение поступило младшей дочери Анне Даниловне, которая вышла замуж за лейб-гвардии сержанта Ивана Юрьевича Бахметева и принесла в качестве приданного село Пестровку, Никольское тож. Один из многочисленных детей Алексей Иванович Бахметев (1720-7.05.1779 г.) впоследствии и стал единоличным владельцем всех угодий и крестьянских душ.

Быть может очарование русской провинции, далёкой глубинки заставило известный род Бахметевых променять модные столицы на эти земли? Бахметевы вписали самые яркие страницы в историю родного края, организовав здесь стеклянную мануфактуру.

1.2 Бахметевы – первые основатели Никольского завода стекла и хрусталя

В 1779 году после смерти А.И.Бахметева завод перешел к его вдове Агафоклеи Ивановне Бахметевой (1732-27.06.1815), а затем к их сыну – Николаю Алексеевичу Бахметеву (1775-1836 гг.), при котором достиг наивысшего процветания.

Агафоклея Ивановна Бахметева

владела заводом в 1779-1800 гг.

Николай Алексеевич Бахметев

владел заводом в 1800-1836 гг.

Бахметевский стекольный завод. XVIII век

В середине XVIII века стеклоделие в России только стало развиваться как промышленное производство. Были Императорский стекольный завод (с 1890 года он вошел в состав Императорского фарфорового завода), Дятьковский и Гусь-Хрустальный заводы, принадлежавшие Мальцевым, а также Никольско-Бахметевский завод, являвшийся центром производства художественного стекла в Пензенской губернии.

Бахметевский стекольный завод. XIX век

Графин и фужер с вензелями NB .

Первая треть XIX в.

Графин, рюмка и вазочка

Первая треть XIX в.

Война 1812 года внесла свои изменения в характер продукции Бахметевского завода. Появляются изделия с памятными надписями, портретами военных, выполненными в овальных и круглых медальонах молочного и опалового стекла, включенных в декорум прозрачных граненых рюмок и стаканов, из которых можно составить целую галерею портретной миниатюры. Чаще всего, на бахметевском стекле встречаются портреты императора Александра I и русских полководцев, прежде всего М.И. Кутузова и П.Х.Витгенштейна.

Бокал с портретом Витгенштейна.

1810-начало1820-х

В 1836 году Никольско-Бахметевский завод получает право изображать на своей торговой марке Государственный Российский герб – двуглавого орла, это право подтверждалось на протяжении всего XIX века – на выставках в годы1839, 1861, 1865, 1896. Гербовый орел свидетельствовал о высоком уровне продукции, безупречной репутации, надежности завода в партнерских отношениях. Бахметевские мастера владели практически всеми приемами работы со стеклом, варили материал практически любого цвета.

Заводская образцовая пополнялась изделиями не только собственного производства, но и европейского. Становился понятен принцип коллекционирования: привозили и выписывали вещи особенные, содержащие некую изюминку, новинку в технологии, форме, цвете, декоре.

Предметы с узором из цветных нитей-стержней. 1844-1860

Завод по-прежнему участвует в выставках в Москве и Петербурге, представляя на них хрусталь и простое стекло: корзины, стопки и стаканы, молочники, графины и цветники. Чаще в этот период используется цветное стекло, резьба на таком изделии позволяет создать многоцветный узор – геометрический или растительный орнамент.

Вазочка край лепестками.

Стакан-бокал с жучками

и бабочками1830-1840-е

Так случилось, что смерть Алексея Николаевича Бахметева весной 1861 года стала концом бахметевской эпохи в истории Никольского завода. Все движимое и недвижимое имущество, согласно его завещанию, осталось в пожизненное владение его вдове Анне Петровне Бахметьевой, урожденной графине Толстой (08.02.1804 – 02.02.1884 гг), которая еще более двадцати лет стояла во главе производства.

Алексей Николаевич Бахметев

владел заводом в 1836-1861 гг.

Анна Петровна Бахметева

владела заводом в 1861-1884 гг.

1.3 Оболенские – продолжатели традиций

В конце XIX века владельцем села Никольское и завода становится князь Александр Дмитриевич Оболенский (1847-1917 гг.), ему же суждено было стать и последним владельцем здешних мест. Никольско-Бахметевский завод стал одним из первых по техническим и художественным новинкам, которые внедрялись в производство.Александр Дмитриевич Оболенский

владел заводом в 1884-1917 гг.

А.Д.Оболенский продолжил коллекционирование собственной продукции, начатое Бахметевыми еще в конце XVIII века, дополняя ее почти всеми образцами завода рубежа XIX - XX веков. В 1900 году Никольско-Бахметевский завод за представленные образцы на Международную выставку в Париже награжден Гран-при и большой золотой медалью.

Весь XX век у завода и всего Никольска была основа, которая включала в себя и производство, и исполнительское мастерство, и уважение к собственной истории, не забывая традиции и имена. А все вместе это составляло уникальное культурное явление под названием Никольско-Бахметевский завод в селе Никольское Городищенского уезда Пензенской губернии.

Стилистические и технологические особенности бахметевского художественного стекла

На раннем этапе существования Никольско-Бахметевского завода в технике обработки стекла господствовала гравировка. Братья Петр и Иван Верщинины стали первыми местными стеклоделами, во всех тонкостях овладевшими технологией производства и искусством стеклообработки. Сын первого из них, Александр Петрович Вершинин, на рубеже XVIII - XIX веков снискал заслуженную славу своими выдающимися произведениями.

Сложные орнаментально-растительные гравированные композиции на бокалах и кубках, господствовавших в середине XVIII века, постепенно уступали первенство живописи на стекле и цветному стеклу.

Представители династии Вершининых работали на заводе более столетия. Интересен и тот факт, что они являлись мастерами и управляющими завода с конца XVIII до начала XX века. В конце XIX столетия лучшим стеклодувом был правнук А. П. Вершинина - Н. И. Протасов. Потомственные мастера во все времена существования производства были особенной гордостью завода, многие из них вошли в историю отечественного стеклоделия: Александр Вершинин, Никанор Протасов, Сергей Курцаев, братья Иван и Михаил Вертузаевы и др.

Для Никольско-Бахметевского завода конца XVIII века характерно использование бесцветного и цветного стекла в простых по форме изделиях. Легкие и яркие декоративные элементы написаны золотом и серебром, полихромными и разноцветными красками. Мастера применяли огранку и деликатную матовую гравировку. Использование чистого стекла и гладких форм, с большим мастерством и вкусом нанесенный декор, все это придает изделиям Бахметевского завода особую теплоту и изысканность.

По виду декорированияизделия бывают

Декорированные

(живопись, деколь и т.д.)

Гладкие (без декора)

В зависимости от способа получения декора украшения делятся на две группы: украшения, наносимые в процессе производства и украшения, наносимые на готовые изделия.

2.1 Техники декорирования стекла в процессе производства

1. Цветные стеклоизделия - это изделия, окрашенные в массе, иногда окрашивают только корпус и реже только ножку.

2. Нацвет (многослойное стекло) - применяется два-три слоя стекол (бесцветное и цветное).

3. Цветные пятна, нити, полосы, шнуры - участки стекла разного цвета, различной конфигурации.

5. Кракле (льдистое стекло) - наличие мелких трещин внутри стенок изделия.

6. Декоративные пузырьки - в толще стенок имеются пузырьки газа, которые снижают механическую и термическую стойкость.

8. Ирризация - это нанесение на поверхность изделия радужной пленки, полученной на основе паров солей олова, титана и других тяжелых металлов.

Техники декорирования стекла, наносимые на готовые изделия

К механическим относятся:

1. Номерная шлифовка - это поверхностное снятие верхнего слоя стекла в виде отдельных овалов, ямок, полос, с помощью абразивных кругов; рисунок небольшой по площади и чаще матовый.

2. Гравировка - это более сложный рисунок, имеет законченный тематический характер; применяется на изделиях с нацветом.

3. Алмазная грань - более глубокое снятие верхнего слоя в виде бороздок треугольного сечения (звёздчатая), ямок, овалов, кружков (ямчатая), грани отполированы.

4. Шайбочная грань - толстостенные изделия имеют 4, 8, 12, 16 широких отполированных плоскостей (прямая, встречная).

В рамках данной работы свой выбор в изучении художественных особенностей бахметевского стекла, мы остановили на декорировании обычного калиево-натриевого-известкового стекла.

Химическим путём наносят декор:

1. Деколь - это нанесение одноцветного или многоцветного рисунка, полученного по принципу переводных картинок. Рисунок рельефно ощущается.

2. Живопись - это нанесение на поверхность изделия рисунка с помощью кисти от руки (краской или золотом), заметны мазки от кисти.

Флакон для ароматических веществ. 1840-е.

Ваза для цветов с кантом по волнистому краю. 1845г.

Ваза с цветочной росписью. 1860-е.

Оригинальными разновидностями живописи являются:

Гризайль- это когда рисунок выполняется из отдельных тонов одного цвета, чаще коричневого или черного.

Кракелаж- это способ декорирования силикатными красками, когда рисунок имеет мелкие заплавленные трещины;

3. Усик, отводка, лента - это нанесение на поверхность изделий круговых полос разной ширины золотом или краской. До 1 мм - усик, 1-3 мм - отводка, 4-10 мм – лента.

4. Штамп - это мелкий контурный однокрасочный рисунок золотом или красками, чаще является дополнением к другим видам декора.

5. Травление (сатинирование) - заключается в разрушении поверхностного слоя стекла плавиковой кислотой по заданному рисунку. Поверхность рисунка – матовая.

Изучив историю развития Никольско-Бахметевского завода и художественно-стилистических особенностей произведений Никольского музея стекла и хрусталя конца XVIII – XIX веков я задалась вопросом: что можно сделать, чтобы традиции Никольских мастеров сохранялись, возрождались и не потерялись со временем?

Для ответа на этот вопрос мы вновь обращаемся к уникальной коллекции Никольского музея стекла и хрустал, собирать ее начали в далеком 1789 году, а в 2019 году ей исполнилось 230 лет. По словам заведующей музеем Ольги Панюшкиной коллекция насчитывает почти 15 тысяч экспонатов.

Особенностью музея в настоящий период стало пополнение коллекции работами современных художников из других городов и стран и сегодня коллекция Никольского музея стекла и хрусталя уникальна в разнообразии и красоте представленных предметов. Здесь можно просто любоваться, а можно изучать стекольные техники, стили и особенности иполнительского мастерства.

В целях сохранения традиций стеклоделия, выявления современных направлений и тенденций развития художественного стекла с 2006 года в городе Никольске Пензенской области, на базе действующих стекольных предприятий проходят Международные симпозиумы по художественному стеклу.

К настоящему времени прошло семь Международных симпозиумов и Молодежных фестивалей. В них приняли участие художники из разных городов России и зарубежья: Австрии, Беларуси, Латвии, Литвы, Люксембурга, Польши, Турции, Китая, Франции, Финляндии, Чехии, Японии. Каждому из них удалось, с помощью Никольских мастеров, реализовать свои творческие замыслы. (Приложение 2)

Симпозиум является площадкой для воспитания молодого поколения художников стекла, поэтому наряду со знаменитыми авторами работают студенты из Пензенского художественного училища имени К.А. Савицкого, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова.

Результатом симпозиумов и фестивалей становятся выставки, по окончанию которых студенты, ведущие художники Российской Федерации (Л.Савельева, Ф. Ибрагимова, Б. Фёдорова, Г. Ивановой, И.Е. и А.В. Пелипенко) и художники с мировыми именами (И.Шугаека, К.Павляка, З.Байзы, Р.Эмиренгера, Э.Кулы) оставляют в дар музею свои декоративные композиции. Многие из них с успехом экспонируются на первом этаже Никольского музея стекла и хрусталя в зале современного стекла. Это отдельная, очень разнообразная по техникам изготовления, коллекция современного художественного стекла.

Уникальная коллекция Никольского музея стекла и хрусталя, в которой отражается не только история и традиции, но и общемировая школа мастерства и творчества, позволяет познакомиться с историей мирового и отечественного стеклоделия, увидеть новые художественные достижения в стекле.

Наследники традиций Никольских мастеров

Сейчас на территории г. Никольска работают частные стекольные предприятия, которые производят большой ассортимент хрустальных и стеклянных изделий, что позволяет нам быть уверенными в дальнейшем развитии художественного стеклоделия Пензенского края и сохранении традиций мастеров. (Приложение 2)

Д остойными преемниками уникальной профессии художника стали его дети — Антон и Таисия Фокины. Они с детства с малых лет учились гравировать на банках. К творческому союзу Фокиных присоединилась Анна Вишнякова, супруга Антона. Молодые художники вместе с Пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого. Их работы по училищу были индивидуальными, самостоятельными, а обучаясь в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица (бывшее ЛВХПУ им. В.И.Мухиной), а затем в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г.Строганова, их творчество постепенно стало носить совместный характер.

Современные декоративные композиции династии Фокиных

Авторами необычных, завораживающих своей утонченной красотой творений является династия художников-стекольщиков - Александр Фокин, Антон Фокин, Таисия Фокина и Анна Вишнякова. Произведения, созданные династией Фокиных современные, оригинальные, выполненные в нетрадиционных техниках, неожиданные по решению и авторским фантазиям расширяют зрительские впечатления и позволяют еще раз убедиться в бесконечно разнообразных возможностях волшебного материала – стекла.

«Застывшее стекло – как форма мысли,

как форма чувства, форма бытия…

Проведенное нами исследование позволило познакомиться с историей Никольско-Бахметевского завода конца XVIII - XIX веков. Нами был рассмотрен исторический момент создания музейной коллекции художественного стекла, сформированной первыми владельцами Бахметевыми.

В ходе работы мы изучили основные художественно-стилистических особенности стекла Никольско-Бахметевского завода конца XVIII - XIX веков. Уровень художественных изделий, выполнявшихся художниками и мастерами различной квалификации на протяжении рассмотренного периода времени свидетельствует об уникальности этого предприятия. Изделия украшались живописью, эмалью, красками, золотом и серебром, матовой гравировкой и алмазной гранью.

Я думаю, что наша работа по изучению художественного стеклоделия Пензенского края будет иметь свое продолжение. Творческий процесс на этом не остановится, а будет продолжен в практическом применении знаний о современных техниках декорирования стекла.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: традиции мастеров Никольского художественного стеклоделия изменили свои способы существования и виды, но продолжают бытовать и быть востребованными в современном обществе. Изделия приобретают новое качество – уникальность и остаются одной из форм сохранения художественно-культурных традиций Пензенской области.

Ашарина Н.А.. Русское стекло. - М., 1998

Ведяева Н.А. Народные художественные промыслы Пензенской области.- ИПКиПРО, 1997

Публикации В.С.Голова. Любимая газета. г..Никольск.- 2000

Современные предприятия по производству стекла г. Никольска

Компания работает на рынке в сфере декорирования посуды из стекла с 1997 г.
Осуществляет следующие виды декорирования стеклоизделий:
-деколирование с последующим высокотемпературным обжигом в муфельных печах.
- художественное декорирование с использованием специальных красок по стеклу.
-нанесение рисунка на стекло при помощи пескоструйной обработки.
-вакуумно-плазменное напыление покрытия нитрида титана под цвет золота.
-механическая гравировка рисунка (ручная и ЧПУ)
- лазерная гравировка.

Изделия вырабатываются методом прессования, центробежным формованием, прессо-выдуванием, выдуванием. Широко применяются различные методы декорирования в т.ч. химическое матирование, окраска водостойкими красками, разрисовка и т.д.

Леночке, genny-rio Поздравляю, душа моя! С надеждой, что хоть в свой день рожде.

ВРАЧИ УБИВАЮТ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ, ЧЕМ ВОЙНА, ТЕРРОРИЗМ И ПСЕВДОПАНДЕМИИ! ВРАЧИ УБИВАЮТ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ, ЧЕ.

Шелковые фоторамки Тонкая, наподобие шёлка, ткань. Старые фоторамки. Клей ПВА. И такое чудо в.

-Рубрики

  • мир вокруг (1797)
  • Самара (310)
  • дача (171)
  • фотография (105)
  • книги (90)
  • Ботанический сад (71)
  • детство (62)
  • фото дня (46)
  • Олимпиада (13)
  • ютьюб (11)
  • Круиз 2017 (6)
  • круиз 2019 (3)
  • Про восковые свечи (3)
  • блогостроительство (221)
  • улицы Самары (45)
  • домоводство (426)
  • здоровье (301)
  • рецепты (184)
  • интерьер (547)
  • комнатные цветы (92)
  • кулинария (391)
  • Новый год (138)
  • одежда (340)
  • психология (561)
  • рисование (195)
  • мандала (11)
  • рисунок (31)
  • учимся рисовать (22)
  • цветоведение (44)
  • рукоделие (2706)
  • вязание (506)
  • вязание/крючок (272)
  • игрушки (185)
  • вязание/спицы (174)
  • мои игрушки (8)
  • квиллинг (118)
  • скрап (816)
  • шаблоны (52)
  • шитье (108)
  • открытки (653)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

НИКОЛЬСКИЙ МУЗЕЙ СТЕКЛА И ХРУСТАЛЯ

Музей Стекла и хрусталя города Никольска (700x525, 136Kb)

В начале ХIХ века в Никольском освоили производство хрусталя. Бахметевский хрусталь отличался благородным колером и чистотой массы, художественным совершенством, высоким исполнительским уровнем. Работали с ним только вручную, добиваясь четкости и остроты граней. Современники ставили бахметевский хрусталь вровень с "англинским", почитавшимся в России эталоном качества. Высококачественная, разнообразная продукция, престижные заказы еще более укрепили приоритет и славу завода. Не случайно на 1-й Всероссийской промышленной выставке 1829 года в С.-Петербурге поручику Н.А.Бахметеву, сыну основателя завода, за "отличный хрусталь" была присуждена Большая золотая медаль.

За многолетнее существование завода здесь сложились династии потомственных мастеров-стекольщиков высочайшего класса. Мастерство передавалось по наследству - от отца к сыну. Бахметевская школа оказала влияние на продукцию завода всей первой половины ХХ века: потомственные мастера подготовили умелых учеников, прекрасно знающих стекло, чувствующих особенности формы, любящих свое дело.

Три поколения Бахметевых владели заводом. Все они, не жалея "ни трудов, ни иждивения", стремились вывести свою "стеклянную" фабрику в число лучших, постоянно заботясь о ее развитии и совершенстве. И они в этом преуспели. Уже в первой половине ХIХ века завод вышел в число лучших стекольных предприятий России. Во второй половине ХIХ века ассортимент завода стремительно вырос. Продукция самого разного достоинства и назначения стала доступна самым широким слоям покупателей. Участник всех внутри-российских выставок, Никольско-Бахметевский завод постоянно удостаивался высоких наград и имел право изображать на своей марке Государственный Герб Российской Империи. На Международной выставке 1900 года в Париже за свою продукцию завод получил Большой приз и Большую золотую медаль.

Последним владельцем стал родственник Бахметевых князь А.Д.Оболенский (1847-1917).

На рубеже ХIХ - ХХ веков последний владелец завода князь А.Д.Оболенский, вновь вывел завод в число лучших предприятий, чьи изделия могли послужить образцами "Императорскому Хрустальному Заводу,… и всем стеклозаводчикам, добивающимся… не одной лишь коммерческой выгоды, но и художественных изделий, могущих поддержать честь и славу русской промышленности". Кроме того, семья Оболенских сыграла огромную роль в сохранении и развитии мощного культурного фона в селе Никольское: профессиональный художник в штате завода, два прекрасных оркестра, самодеятельные театр и опера. Главными участниками всех коллективов были заводские мастеровые.

Название "Красный гигант" завод получил в 1923 году, где продолжали выпускать разнообразное стекло для сервировки стола. Активно пополнялась и заводская коллекция образцов. С 1964 года она стала функционировать уже как общедоступный музей, оставаясь при этом структурной единицей завода. В 1990 году для него было построено отдельное двухэтажное здание. Особенностью музейного собрания этого периода стали работы профессиональных художников.

Сегодня Никольский музей стекла и хрусталя насчитывает 12,5 тысяч экспонатов и является одним из крупнейших собраний стекла в России. В настоящее время Музей стекла и хрусталя в г. Никольске является филиалом ГУК "Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого".

Но он по-прежнему остается вещественной историей, хранилищем традиций, творческой лабораторией, лицом завода и города Никольска. Музей стекла и хрусталя - это живая история селения Никольское вместе с его вошедшими в общероссийскую культуру мастерами и художниками.

Музей стекла и хрусталя в городе Никольске в Пензенской области берёт своё начало с 1764 года. Первоначально это была всего лишь комната образцов на Никольско-Бахметевском стекольном заводе Алексея Ивановича Бахметева, которая с 1914 года стала полноценным музеем.

А.И. Бахметев разрешение на строительство стекольного завода получил от Екатерины II. 120 лет заводом управляли три поколения Бахметевых. В 1863 году завод заслужил право стать поставщиком Императорского двора. На всемирной выставке в Париже в 1900 году Николо-Бахметевский стекольный завод был награждён Большой золотой медалью.

От Никольско-Бахметевского завода до

Образцы для экспозиции музея собирались Бахметевыми, а также последним частным владельцем завода князем А. Д. Оболенским. Большую часть экспонатов, конечно, составляли изделия собственного завода, ну а с начала ХIХ века в Никольск стали привозить образцы иностранного стекла, в основном, богемского и французского.

После революции завод был национализирован, а в 1923 году был переименован и стал "Красным гигантом". Музейная же коллекция продолжала пополняться.

От Никольско-Бахметевского завода до

Музей вначале располагался в здании заводоуправления, потому вход в него для не заводчан был ограничен и лишь с 1964 года стал общедоступным, оставаясь по-прежнему в составе завода. В 1990 г. Музей стекла и хрусталя отметил новоселье в новом, специально построенном для него, здании, а спустя 15 лет получил статус филиала Пензенской областной картинной галереи им К. А. Савицкого, войдя в структуру государственных музеев РФ.

От Никольско-Бахметевского завода до

Сейчас экспозиция Музея стекла и хрусталя размещена в залах двух этажей в хронологическом порядке. Правда, посетители смогут увидеть только треть от всех имеющихся экспонатов. Полностью выставлены изделия Никольско-Бахметевского завода ХVIII-ХIХ вв., выборочно — последующих периодов. Представлена только небольшая часть коллекции западноевропейского стекла, фарфора европейских и русских заводов, а также предметов, полученных музеем в дар.

От Никольско-Бахметевского завода до

Экспозиция ХХ века начиная с 1930-х гг. почти полностью строится на авторских уникальных произведениях мастеров и художников Никольско-Бахметевского стекольного завода — "Красного гиганта".

От Никольско-Бахметевского завода до

Музей по праву гордится представленными в экспозициях работами известных мастеров и профессиональных художников. Это авторы уникальных художественных произведений Николай Воинов, Елена Дубская, Виктор Ежов, Александр Иванов, Анна Липская, Вера Мухина, Адель Якобсон, Екатерина Яновская и другие, чьё творчество внесло большой вклад в историю российского художественного стекла.

От Никольско-Бахметевского завода до

В последние годы коллекция Музея стекла и хрусталя пополняется благодаря частным дарителям, а также за счёт работ, оставляемых художниками после симпозиумов по художественному стеклу. С 2006 года в Никольске прошло уже девять Международных симпозиумов и Молодежный фестиваль, в которых приняли участие художники со всех уголков России и зарубежных стран: Австрии, Беларуси, Китая, Латвии, Литвы, Люксембурга, Польши, Турции, Финляндии, Франции, Чехии и Японии, по окончании которых студентами и художниками подарено около трёхсот декоративных композиций и скульптур из стекла.

От Никольско-Бахметевского завода до

В музее работает постоянно обновляемая выставка стекольных предприятий города, что позволяет ориентироваться в продукции, которую сегодня изготавливают в Никольске.

От Никольско-Бахметевского завода до

Сегодня музей хранит более 14500 экспонатов. Это огромный фонд, который позволяет проводить выставки по самым разным темам и даёт посетителям представление о богатстве коллекции. Здесь можно не только познакомиться с историей мирового и отечественного стекольного производства, но и увидеть новые художественные достижения в стекле. Уникальность коллекции состоит в том, что она отображает и местные историю и традиции, и общемировую школу мастерства и творчества.

От Никольско-Бахметевского завода до

Музей принимает более 12 тысяч посетителей в год и стремится найти индивидуальный подход к каждой группе, чтобы хотелось вернуться сюда ещё не один раз.

Поговорим об одном из самых интересных и содержательных музеев региона — Никольском музее стекла и хрусталя.

Так хорошо, что он находится у нас в области, и как жаль, что ехать до него целых два часа! В этом музее надо бродить, не хуже, чем в Эрмитаже, целый день.

Полнейшее собрание мастерства хрустальщиков и стекольщиков, которое вообще можно себе вообразить.

История завода и история музея здесь неразрывно связаны.

Экспозиция разделена на периоды создания изделий и все они грамотно расположены последовательно, в соответствии со временем своего изготовления. Мы можем видеть и те изделия, которыми прославился завод, основанный Бахметьевым еще в XVIII веке (фужеры с мухой, которая нарисована на гранях, и очень забавляла господ, изводивших откушивать из них горькую и пытавшихся согнать безуспешно прилипшее насекомое).

Цветное стекло, витиеватая огранка, узоры, сюжеты, орнаменты, формы — глаза разбегаются от всей этой красоты, которую создавали двумя столетиями раньше — подумать только, какая фантазия была у мастеров и какие искусные руки (ведь при том оснащении не приходится предполагать, что у них было какое-то супер-оборудование).

Желающие могут ознакомиться и с процессом изготовления изделий — огранки, окраски.

С таким вкусом, с такой точностью и любовью расставлены все экспонаты, с таким чувством экскурсовод рассказывает о каждом — это просто надо видеть. Такое ощущение, что находишься не в старейшем музее страны (входит в шесть самых старых), а в чьем-то имении, где хозяйка подробно рассказывает о каждом любимом предмете своей коллекции.

А с каким энтузиазмом продавщица из сувенирного ларька описывала хрустальный набор покупательнице, всю подноготную процесса изготовления: алмазной огранки, нанесения позолоты, описала. что даже стало завидно, что такое уникальное изделие покупает кто-то другой. Наборы, кстати, упаковываются в хорошие фирменные коробки, так что гости музея увезут не только море впечатлений и эмоций, но и отличный подарок.

Зал с современным искусством и оформлен по-модному. Здесь нет классических витрин (парочка только, под самую мелочь), экспонаты размещены на тумбах и вся обстановка соответствует духу этой экспозиции.

Также здесь отлично все устроено в плане доступности для маломобильных, придраться тоже не к чему.

Вот просто пять с двумя плюсами поставила бы этому музею, но, конечно же, есть нюанс. Задрала голову — а потолок-то весь в пятнах о протечках. Ну кто-нибудь уже поможет этому замечательному месту? Если там такие сложности, это ж не просто внешний вид, а опасность замыкания проводки и пожара! Как было бы жалко утратить такую коллекцию, хоть один экспонат! Может, конечно, там все уже делается, есть проект и все такое, но вот очень неспокойно как-то за такое состояние помещения. Да и сразу портит впечатление, такая ухоженная и прекрасная экспозиция, каждый уголок как-то интересно обыгран, просто уходить не хочется. На полу ковры лежат, неужели там с потолком такая ситуация плачевная?

О городе Никольске читайте здесь .

В музея съездить обязательно нужно всем, кто в нем еще не был. Те фрагменты, которые находятся у нас в картинной галерее, вообще не могут передать этой красоты.

Музей стекла и хрусталя

Исторические вехи завода

Все продумал Алексей Иванович Бахметев, когда решил создать аналог стекольного Санкт-Петербургского завода. Ведь село Николо-Пестровка (ныне город Никольск) была окружена со всех сторон сосновым лесом, что немаловажно для стекольного производства 17 века. Ведь лес – это топливо, а для сплава стекла нужно иметь температуру около 1000 градусов.

Бахметев с большой осторожностью по бездорожью привозит из Европы французское и богемское стекло. Впервые в жизни простому мужику было позволено протянуть руки и потрогать предметы барской роскоши. Так народ стал узнавать, что основной составляющей стекла являются мел, песок, сода и мышьяк. Добавив сюда немного окиси свинца, состав приобретет тяжесть, переливный оттенок и звонкость, а накалившись до 14000 градусов превратится в хрусталь.

На бахметевском заводе выпускали сотни образцов прекрасной посуды, красивых светильников, различных парфюмерных принадлежностей и предметов церковного убранства и утвари. Никольские мастера не только копировали образцы венецианских умельцев, но и создавали свои – новые и непревзойденные.

Некоторые из них и по сей день хранятся в самых элитарных музейных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, а также Америки и Европы. Самые изысканные изделия, выпущенные на никольском заводе, есть даже в Лувре. Например, один из восьми известных до похищения 1996 года стаканов мастера-стеклодува Александра Вершинина, изготовленный в самом начале 19 века.

Расцвет никольского завода пришелся на 19 век, когда его владельцем был Н.А. Бахметев. В это время продукцию наших умельцев поставляли даже для императора Александра I. Мастера завода проходили обучение на Императорском Стеклянном заводе в Санкт-Петербурге.

Но не только хорошими событиями ознаменовался этот век, постигли и определенные трудности судьбу завода. Это начало Отечественной войны (1812 год), во время которой была сожжена усадьба Бахметьева, и временное прекращение стекольного производства. Никольские мастера еще долго не могли забыть эти тяжелые времена и отражали эту популярную тему на своей продукции.

Частная мануфактура Бахметева славилась профессионалами своего дела, такими как А. Вершинин, К. Селиверстов, И. Головачев, П. Ерохов, П. Прохоров, Н. Протасов, И. Вертузаев, П. Куликов, В. Рогов. В 1779 году А.И. Бахметев создал специальную кладовую при фабрике, в которую стали откладывать лучшие образцы бахметевской посуды для нового поколения. Таким образом, возник Музей стекла и хрусталя.

До 1884 года заводом владели три поколения из рода Бахметевых. Последним хозяином имения в Николо-Пестровке, а также стекольного завода и музейной коллекции был князь Александр Дмитриевич Оболенский, племянник бездетной четы Бахметевых. Он вывел фабрику на новый уровень – производство стекла и хрусталя заметно возросло. Лучшие изделия были отмечены Большой золотой медалью на международной выставке в Париже. Князь Оболенский запомнился своей незаурядной личностью, потому что одновременно он мог быть и помещиком, и заводчиком, и государственным деятелем. Младший брат Александра Дмитриевича тоже преуспел – он основал Березический стекольный завод.

Сын младшего Оболенского Петр тоже вошел в историю нашего государства, как один из первых в России создателей оркестров народных инструментов, для которого лично приобрел комплект балалаек и домр. Петр Оболенский был вице-председателем Русского музыкального общества, в последствии отделение, которого он образовал в Пензе.

Созданный Оболенским оркестр состоял из рабочих стекольного завода и не был профессиональным. Однако он гастролировал по России, особой популярностью он пользовался в Поволжье. Никольские стеклодувы отличались своими вокальными данными, поэтом нередко можно было их увидеть на клиросе своих храмов.

К 1913 году число заводских служащих составляет 1300 человек, здесь работают три стекловарных печи, гранильное, притирочное, рисовальное, гончарное, упаковочно-отправное отделения, механические и ремонтные мастерские. В это время на средства Оболенских содержались училище, больница, библиотека, театр, оркестры народных инструментов и духовой.

И уже к весне 1942 года завод на нужды военной промышленности поставлял панорамы, стекла для биноклей, призмы прицелов для танков, пулеметов, снайперских винтовок.

Музей стекла и хрусталя

Как уже было сказано ранее, зачатки музея появились еще в 1779 году. Кладезь этих стеклянных и хрустальных экспонатов может поистине являться жемчужиной Пензенской области. Таким музеем мог бы гордиться любой регион. На протяжении длительного времени он радует, восхищает и удивляет своих посетителей. С необыкновенным талантом никольских умельцев мало кто может сравниться.

Ранее музей располагался прямо в заводской конторе, где было всего два небольших зала. Теперь же – это современное двухэтажное здание, построенное специально для туристических целей.

Читайте также: