Доклад о ибн фадлан

Обновлено: 04.05.2024

Ахмад ибн Фадлан был старшим писцом-чиновником и находился под покровительством военачальника Мухаммеда ибн Сулеймана, завоевавшего Египет в 904—905 годах для багдадского халифа.

Они встретили нас, держа в руках хлеб, мясо, просо, и поехали вместе с нами. Сам царь встретил нас на расстоянии двух фарсахов (12 километров) от своей ставки. Увидев нас, он сошел с лошади и пал ниц, поклоняясь и благодаря великого и могучего Аллаха.

В 921 году в Багдад прибыло посольство из Волжской Булгарии. Правитель булгар мусульманин Алмуш стремился освободиться из-под власти Хазарского каганата и с этой целью просил халифа прислать мусульманских наставников и строителей мечети, а также соорудить военную крепость.

Ответное арабское посольство аббасидского халифа Ал-Муктадира, возглавляемое Сусаном ар-Раси, выехало из Багдада 21 июня 921 года (11 сафара 309 года хиджры) и возвратилось в Багдад весной 923 года. В состав посольства в качестве секретаря был включен Ахмад ибн Фадлан. Помимо задачи упрочения ислама в странах Восточной Европы, халиф рассчитывал усилить свое политическое влияние в регионе и получить от союза с Волжской Булгарией большие торговые привилегии.

Проследовав через область расселения башкир, 12 мая 922 года (12 мухаррама 310 года по хиджре) посольство халифа прибыло в государство булгар. Установить точно время отъезда посольства из Волжской Булгарии невозможно.

Ничего из задуманных планов не было выполнено. Огузы ислама не приняли, правитель булгар, не получив денег на постройку крепости, разуверился в помощи халифа и предпочёл сохранить тесную связь со Средней Азией. В Хазарии мусульманская партия подверглась репрессиям.

Переводчик, не переставая, переводил письмо буква в букву. Когда же мы закончили чтение, они дружно воскликнули "Велик Аллах!" таким криком, от которого задрожала земля.

В Булгарии Ибн Фадлан видел прибывших туда для торговли русов и оставил ценное описание их обрядов, включая свидетельство о погребении в ладье.

Ахмад ибн Фадлан был старшим писцом-чиновником и находился под покровительством военачальника Мухаммеда ибн Сулеймана, завоевавшего Египет в 904—905 годах для багдадского халифа.

В 921 году в Багдад прибыло посольство из Волжской Булгарии. Правитель булгар мусульманин Алмуш…

Ахмад ибн Фадлан был старшим писцом-чиновником и находился под покровительством военачальника Мухаммеда ибн Сулеймана, завоевавшего Египет в 904—905 годах для багдадского халифа.

В 921 году в Багдад прибыло посольство из Волжской Булгарии. Правитель булгар мусульманин Алмуш стремился освободиться из-под власти Хазарского каганата и с этой целью просил халифа прислать мусульманских наставников и строителей мечети, а также соорудить военную крепость.

Ответное арабское посольство аббасидского халифа Ал-Муктадира, возглавляемое Сусаном ар-Раси, выехало из Багдада 21 июня (11 Сафара 309 г. хиджры) и возвратилось в Багдад весной 923 года. В состав посольства в качестве секретаря был включен Ахмад ибн Фадлан. Помимо задачи упрочения ислама в странах Восточной Европы, халиф рассчитывал усилить свое политическое влияние в регионе и получить от союза с Волжской Булгарией большие торговые привилегии.

Проследовав через область враждебно настроенных башкир, от которых путешественники старались держаться подальше. 12 мая 922 г. (12 Мухаррама 310 г.) посольство халифа прибыло в государство булгар. Установить точно время отъезда посольства из Волжской Булгарии невозможно.
Ничего из задуманных планов не было выполнено. Огузы ислама не приняли, правитель булгар, не получив денег на постройку крепости, разуверился в помощи халифа и предпочёл сохранить тесную связь со Средней Азией. В Хазарии мусульманская партия подверглась репрессиям и была временно подавлена.

Библиография

В 1937 г. фотокопия документа была передана правительством Ирана в дар Академии наук СССР. На её основе был сделан перевод памятника большей частью А. П. Ковалевским; опубликованный в 1939 г. под редакцией И. Ю. Крачковского. В том же году вышел немецкий перевод А.З.В. Тогана. Второе переработанное издание перевода Ковалевского вышло в 1956 г.

История принятия Ислама Волжской Булгарией. (Источник фото: yandex.ru)

Представьте, что сейчас за окном не 2020 и мир не объят эпидемией, а 922 год. Когда посольство Ибн Фадлана только ступило на земли Волжской Булгарии. А в этом время там у руля стоял хан Алмуш, поданные которого в скором времени примут ислам в качестве государственной и единственной религии своего народа. Отсюда начнётся новая веха истории Поволжья и распространения здесь религии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).

С этого года 21 мая навеки войдёт в историю не только всего татарского народа, но и целого Поволжья, став отправной точкой проникновения ислама на местные земли и навеки соединившись с культурой местных народов.

И вот сегодня, в годовщину принятия ислама нашими предками – булгарами, давайте вспомним, кем был Ибн Фадлан, почему он попал на территорию Волжской Булгарии, и как после его миссии изменилась жизнь волжских булгар.

Кто такой Ибн Фадлан, и почему именно он?

Несмотря на важную миссию Ибн Фадлана и его, пожалуй, если не самую главную, то одну из значительных ролей в распространении ислама на территории Поволжья, сведений о нём самом можно найти разве что с малую крупицу, что ещё более ценно.

Вот, пожалуй, и всё, что можно выяснить о личности этого человека, который не только пришёл рассказать булгарам об исламе и присутствовать при официальном принятии религии пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), но и познакомил арабский мир с культурой и историей наших предков.

Миссия Ибн Фадлана, или как Волжская Булгария приняла ислам

Вернёмся в далёкий 921 год, когда из Багдада (между прочим, тогда город был столицей света) по заданию Аббасидского халифа Аль-Муктадира Биллах в центр Азии с просветительской миссией отправилось религиозно-политическое посольство. Коллектив, взявший курс на Волжскую Булгарию, состоял из различных деятелей в сферах правоведения, политики и истории и возглавлялось Ахмедом ибн Фадланом, который считается первым арабским послом в России. Это путешествие стало ключевым в дальнейшем укреплении религиозных, культурных и исторических связей между народами двух государств.

Посольство официально возглавлялось евнухом халифа Сусаном ар-Расси, однако именно ибн Фадлану было велено стать секретарём миссии, что не может не говорить о его высоком статусе и повсеместном авторитете: именно на плечи секретаря ложилась вся черновая работа, и ответственность за ведение дел, и сам конечный исход предприятия.

Ибн Фадлану по достижению места назначения предстояло зачитать письмо халифа правителю Волжской Булгарии, одарить подарками его и приближённых, а также рассказать об исламе, его красоте и простоте.

Именно с этого момента Волжская Булгария вместе со всеми её жителями признала ислам государственной религией, тем самым став неотъемлемой частью мусульманского мира. С этой земли религия Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) начала своё распространение по всей территории Поволжья, став единым целым с культурой и традициями многих местных народов.

Миссия Ибн Фадлана, или как Волжская Булгария приняла ислам

В своём труде путешественник постарался подробно описать всё то, что ему удалось узнать, что он увидел, едва его лошадь оказалась за пределами Багдада и до тех пор, пока ворота дома не захлопнулись за его спиной. Среди географических и исторических сводок можно даже найти северные легендарные рассказы, в том числе об огромной рыбе.

В 1937 году фотокопия документа была передана правительством Ирана в дар Академии наук СССР. На её основе был сделан перевод памятника, опубликованный в 1939 году под редакцией И. Ю. Крачковского. В том же году вышел немецкий перевод А. З. В. Тогана. Второе переработанное издание перевода Ковалевского вышло в 1956 году.

Также по этой теме читайте:

Ислам на Среднем Поволжье: как ханафитский мазхаб пришел в Волжскую Булгарию?

Ислам на Среднем Поволжье: как ханафитский мазхаб пришел в Волжскую Булгарию?

Ибн Фадлан

Что такое научные путешествия? Как выяснилось, этого не знает никто — традиция научных путешествий оказалась прерванной, и вкус к странствиям с познавательной целью был утрачен. Атмосфера последних десятилетий не располагала к такого рода занятиям. Поэтому организацией экспедиций по изучению, например, древних трансконтинентальных караванных путей не занимался никто. Идея единства мирового сообщества и неизбежности взаимовлияний не была популярна. А в обычной, нормальной действительности идея путешествий стара как мир. Люди путешествовали в поисках новых земель или торговых путей, их гнала жажда обогащения или приключений, поиск учителей и священных книг, бегство от виселицы и долгов — какие только причины не влекли людей в неведомые дали! Истории известна традиция священных путешествий — это странствия паломников к святым местам. И наконец, были те, кто путешествовал ради познания мира. Их имена известны каждому школьнику. Венецианский купец Марко Поло, францисканский монах Плане Карпини, арабский путешественник X века Ахмед Ибн-Фадлан, преодолевший путь из Багдада до Волжской Булгарии. Правда, об Ибн-Фадлане известно значительно меньше, чем о первых двух.

Две загадки волнуют мое воображение, и обе связаны с путешествием арабского посольства к северным границам мира в 921 году. Их путь из Багдада шел по торговой дороге через Иранское нагорье, оазисы Хорасана (ныне территория Туркмении), Бухару, города Хорезма, безлюдное плато Устюрт, в междуречье Волги и Камы. Ибн-Фадлан был секретарем посольства и вел путевые записи. Его книга в поздней рукописи сохранилась до наших дней. Остается тайной, не было ли путешествие литературным вымыслом ученого-араба.

И звезды не обманули путешественников. Почти одновременно с посольством халифа от туманных берегов Северной Европы отплыл морской караван русов. Они встретятся в конце пути — в торговой фактории города Булгар, на берегу Средней Волги. Ибн-Фадлан станет свидетелем удивительного зрелища — десятидневного обряда похорон знатного руса с девушкой, добровольно принявшей смерть. На месте сожженного корабля русы возведут огромный курган.

Погребение руса

И еще я стал думать о той, как важны путешествия для образования. Как много дает новый мир и его постижение! Может ли вообще считаться законченным образование, особенно по гуманитарным специальностям, если оно не включает в себя поездки по странам и своей собственной стране не в качестве проводника вагона, а в качестве путешественника? Будущий историк, социолог или экономист, соприкоснувшись с жизнью кочевников, вряд ли станет бороться за их оседлый быт, не станет он и отрывать крестьянина и его детей от земли и, конечно, не будет внедрять алюминиевые или пластмассовые юрты вместо традиционных войлочных…

Читайте также: